Самообразование

Тасакова Татьяна Леонидовна

Постоянная работа педагога над совершенствованием своего развития важна в силу специфики педагогической деятельности, направленной на развитие и воспитание ребёнка. Только путём самообразования и творческих поисков педагог придёт к своему мастерству. Постоянное стремление к самосовершенствованию должно стать потребностью каждого педагога дошкольного учреждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoobrazovanie_2019-2020.doc360.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Чебурашка»

 ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ

2019-2020 уч.год

Воспитатель: Тасакова Т. Л.

От количества и качества общения

зависит уровень будущих способностей

ребенка, его характер, его дальнейшая жизнь.

Тема: «Взаимодействия с родителями воспитанников по  образовательной  области

«Социально коммуникативное  развитие»

Цель: Совершенствование взаимодействия педагогов детского сада и семьи для полноценной реализации процесса  социализации  детей  в образовательном процессе.

 

Актуальность. Дошкольное детство является важным этапом развития ребенка и рассматривается как процесс первичной социализации, то есть становления личности, постепенного усвоения ею требований общества, приобретения социально-значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют её взаимоотношение с обществом. При этом закладывается фундамент будущих гармоничных отношений с самим собой и окружающими, происходит адаптация личности к различным социальным ситуациям, приобретается опыт социальных отношений, который будет подвергаться изменениям на всех последующих этапах жизни.

 В связи с этим проблема развития ребёнка во взаимодействии с окружающим его миром  становится особо актуальной на современном этапе.

Специфика дошкольного возраста состоит в том, что социальное развитие ребёнка осуществляется под воздействием взрослого, который вводит ребёнка в социум. Ребёнок сотрудничает с компетентными взрослыми людьми, как член общества он включается в систему человеческих отношений, где происходит диалог личностей, ценностных установок. Освоение образцов и норм поведения, поиск правильных жизненных установок происходит у дошкольника во взаимодействии со сверстниками, воспитателями, родителями. Взрослые, в большей степени родители,  открывают детям будущее, выступают посредниками, соучастниками по отношению к деятельности детей, чтобы помочь детям в обретении собственного опыта.

Предполагаемые результаты работы с родителями:

  1. Повышение родительской компетентности в вопросах благополучного воспитания и развития своего ребенка;  
  2. Осознание родителями значимости своей педагогической деятельности,
  3. Актуализация позиции родителей, которая способна оказать влияние на формирование личности ребенка старшего дошкольного возраста;
  4. Объединение интересов семьи и ДОУ в вопросах обучения,  воспитания и развития  детей дошкольного возраста;
  5. Создание условий для успешной социализации  детей;
  6. Повышение педагогической культуры родителей и воспитателей;
  7. Рост посещаемости родителями, другими членами семьи, участвующими в воспитании ребёнка, мероприятий по педагогическому просвещению;
  8.  Выражение родителями обоснованного мнения о развитии ребёнка в детском саду, наличие конструктивных предложений к педагогам и администрации ДОУ.

Критерием эффективности проводимой работы  с детьми может служить:

1. Преобладание положительных эмоций;

2. Преобладание позитивных оценок ребенка по отношению к себе и другим детям;

3. Возникновение новых форм общения со сверстниками и взрослыми: умение ---устанавливать дружеские  

    взаимоотношения  и разрешать конфликтные ситуации «мирным путем».

Форма самообразования: индивидуальная.

РАЗДЕЛ

СРОКИ

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫХОДЫ

Изучение методической литературы и интернет - ресурсов

Сентябрь - октябрь

Самостоятельная деятельность педагога.

1. Изучение традиционных  и нетрадиционных форм работы с родителями по формированию у детей социально-коммуникативных навыков.

2. Современный взгляд на проблему

3. Опыт работы педагогов других ДОУ

  1. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. / Т.Н. Доронова, М.: «Сфера», 2002, С. 114
  2. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект. / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова, М.: Творческий центр «Сфера», 2005.
  3. Метенова М.Н. Взрослым о детях. Новые подходы к оформлению и содержанию наглядной информации для родителей в дошкольных учреждениях. - Ярославль, ООО "ИПК "Индиго", 2011.
  4. Метенова М.Н. Родителям о детям. Методические рекомендации. - Ярославль, ООО "ИПК "Индиго", 2010.
  5. Тонкова Ю. М. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи [Текст] / Ю. М. Тонкова, Н. Н. Веретенникова // Проблемы и перспективы развития образования (II): материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.).  — Пермь: Меркурий, 2012.
  6.  Интернет – ресурсы.

Изучила дополнительную литературу.

Повысила свой теоретический уровень, профессиональное мастерство;

Разработка плана внедрения изучаемой темы в пед. процесс

Сентябрь – октябрь

1. Анализ методической литературы, особенностей организации взаимодействия с семьями воспитанников ДОУ по социально-коммуникативному развитию.

2. Выбор методов и приемов в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей.

3. Определение форм работы с родителями  по социально-коммуникативному развитию воспитанников.

4. Подбор материала для работы с родителями  в образовательной деятельности группы.

5. Разработка современного плана работы по месяцам (по теме самообразования)

1. Программа работы с родителями «Связующая нить» по взаимодействию педагогов ДОУ с родителями воспитанников по  образовательной  области

 «Социально-коммуникативное  развитие»

2. Перспективный план работы на год по обозначенной теме.

Задачи взаимодействия педагога с семьями дошкольников:

1. Исследовать степень вовлеченности родителей в образовательной процесс ДОО в качестве субъектов 

2. Изучить и проанализировать проведенную работу по взаимодействию детского сада и семьи в условиях реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»;

3. Осуществлять практическую подготовку родителей по вопросам социально-коммуникативного воспитания детей.

4.Формировать активную позицию родителей по отношению к процессу обучения детей с учетом индивидуальных особенностей.

5.Формировать позитивные формы общения.

6. Привлекать родителей к активному участию в образовательном процессе через внедрение инновационных форм в практику работы с семьей.

Внедрение программы  совместной работы педагогов  с семьей по формированию социально-коммуникативных навыков у воспитанников группы.

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

  1. Разработать анкету  для выявления уровня педагогической культуры родителей «Навыки общения»
  2.  Мастер-класс «Умение общаться»
  3. Разработка памятки «Преодоление трудностей в общении детей дошкольного возраста»
  4. Родительское  собрание «Учим детей общению»

  1. Проведение консультации «Воспитание дружеских отношений в игре»
  2. Оформление тематической  папки «Игра как средство коммуникабельности дошкольников»
  3. Выпуск буклета «Играть или не играть?»
  4. Разработка сценария праздника  урожая  совместно  с  родителями «Ты пузатый кабачок»

  1. Организация диспут-встречи «Чувства родителей и  

       чувства детей. Правила выражения чувств».

  1. Проведение семинара - практикума «Играйте вместе с

        детьми»

  1. Выпуск памятки «Общение родителей с ребенком»
  2. Подбор материала для буклета  «Хорошие родители – хороших детей», «Похвала как средство воспитания»

  1. Проведение консультации: «Пока мама  готовит», Игры  на кухне»,  «Необычными вещами мы  рисуем просто так»,  «С пальчиками играем – речь развиваем»
  2. Подготовка материала к мастер- классу «Чудеса  из манки»
  3. Оформление  стенда «Как рисуют наши дети»  
  4. Подбор материала для развлечения с участием родителей  «Путешествие  в  манное  государство»

  1. Проведение тестирования  для  родителей  по  ПДД
  2. Оформить консультацию в уголке для родителей «Правила безопасного дорожного движения в зимний период»
  3. Предложить просмотр видеоурока по ПДД для родителей «Зима»
  4. Выпуск совместной газеты «Соблюдаешь правила – поступаешь правильно».
  5. Совместная разработка и реализация проекта Зимние каникулы»

  1. Провести анкетирование «Чудеса тестопластики»
  2. Индивидуальные консультации, беседы о специфике работы с соленым тестом
  3. Родительское собрание в форме мастер – класса «Тесто – это просто», «Домик для гномика»
  4. Издание буклетов: «Соленое тесто – лепка», «Секреты работы», «Чудеса из соленого теста», «Домовенок Кузя».
  5. Оформить памятку для родителей «Как организовать домашние занятия по лепке из соленого теста
  6. Разработать папку - передвижку «Лепить вместе – это интересно»
  7. Организовать творческую  выставку совместных   работ «Творим дома»

  1. Праздник, посвящённый  Международному  Дню 8 марта
  2. Оформить выставку фотоколлажей  «Мамина улыбка»
  3. Родительская копилка «Как знакомить ребенка с историей семьи»»
  4. Создание фотоальбомов «Моя семья»

  1. Провести индивидуальные беседы по теме: «Роль народной педагогики в формировании дружеских взаимоотношений»
  2. Дать родителям консультации «Формируем у детей нравственные качества и дружеские взаимоотношения», «Значение   народных сказок в жизни ребёнка»
  3. Создать проект «Ожившие странички истории Урала».
  4. Издать сборник «Ими гордится Урал»

  1. Провести круглый стол «Что эффективнее: похвала или наказание?»
  2. запланировать день  открытых  дверей «Мир глазами ребенка»
  3. Участвовать в благотворительной акции  «Неделя доброты»
  4. Создание книжек-малышек   «О наших добрых семейных делах»  
  5. Вечер вопросов и ответов «Страна понимания»

1 Анкеты

2. Памятки

 

3. Буклеты

4. Консультации

5. Участие родителей в организации и проведении  праздников, развлечений

6. Памятки

7. Газета «Соблюдаешь правила – поступаешь правильно»

8. Презентации:

- Чудеса манки

- Домик для гномика

- Что такое «Общение»?

9. Папки-передвижки

10. Бланки с ответами по тестированию и анкетированию

11. Реализация проектов:

-Мукасолька

-Рисуем крупой

- Новогодние каникулы

12. Выставки фотоколлажей и изделий из теста.

13. Фотоальбомы «Знакомьтесь – моя семья»

14. Сборник «Ими гордиться Урал»

15. Участие в акции «Неделя Доброты»

16. Книжки-малышки «О наших добрых семейных делах»

Социально-коммуникативное развитие воспитанников.

Задачи:

  • 1. Формировать элементарные способы сотрудничества.
  • 2. Воспитывать доброжелательное отношение, доверие к взрослым и сверстникам.
  • 3. Создавать условия для эмоционально насыщенного содержательного общения взрослого с ребенком и детей друг с другом.
  • 4. Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

Работа с детьми

Октябрь - декабрь

Декабрь – январь

Февраль

Март

Февраль - апрель

В течении года

  1. Этические беседы по темам: «Какая у тебя семья?»,

     «Мы должны беречь друг друга», «Рядом или вместе?,  

     «Как хорошо играть всем вместе»

  1. Тематические занятия : «Коли семья вместе, то и душа на месте», «В гостях у бабушки с дедушкой», «Мой род – моя семья»

  1. Познавательные занятия «Моя дружная семья»,  «Состав семьи»

       1. Заучивание стихотворений Э. Успенского «Если был бы    

          я девчонкой», Л. Квитко «Бабушкины руки», Г. Виеру  

         «Не мешайте мне трудиться», Е. Благининой «Вот какая

          мама», Я. Аким «Моя родная» и др.

  1. Чтение рассказов о семье. С.Капутикян «Моя бабушка», В. Черная «Хорошая внучка», Е. Благинина «Посидим в тишине», В. Осеева «Сыновья», А. Кымытваль «Песенка бабушки про непоседу», С. Баруздин «Мамина работа»,  и др.

  1. Обсуждение прочитанного материала
  2. Загадки на тему «Семья», «Родной дом», «Детский сад».
  3. Заучивание пословиц и поговорок о семье
  4. Художественное творчество и продуктивная деятельность:

- Рисование «Выходные с семьей» «Семейные праздники», «С кем я живу», «Портреты членов семьи», «Как я с мамой (или папой) иду из детского сада» «Моя семья»

- Аппликация: «Украсим фартук для мамы» «Букет для…»

-Лепка: «испечем торт для родных», «Красивое блюдце для сестренки» и др.

5. Рисование и изготовление праздничных открыток

 НОД

Картотека стихов

Подборка художественных произведений на тему «Семья»

Картотека загадок, пословиц, поговорок о семье.

Выставки рисунков

Подарки для родителей к праздникам

Самореализация

Октябрь – май

Апрель - май

1.  Работа над созданием условий для систематической и эффективной работы по теме самообразования.

2. Периодическое посещение  открытых мероприятий в ДОУ города

3. Исследование литературы

по теме самообразования, знакомство с опытом работы коллег на профессиональных педагогических форумах, посещение электронных библиотек и других ресурсов.

4. Систематизировать методический материал по теме самообразования.

Открытость образовательному сообществу.

1.Отчет  о результатах работы по самообразованию на пед. совете

2.Анализ работы по теме самообразования. Самоанализ проведенных мероприятий.

Оснащение РППС.

Тематический план мероприятий.

Консультации для педагогов, выпуск буклетов

Доклад

Распространила собственный опыт через интернет-сайт группы и интернет-сайт www.nsportal.ru.