Для учеников
Я вам смогу помочь, если вы сами будете очень сильно этого хотеть
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Rabota_nad_oshibkami.doc | 72 КБ |
tablicy_po_grammatike.doc | 272.5 КБ |
dopolnitelnaya_literatura_k_urokam.doc | 27.5 КБ |
Sayty_dlya_podgotovki_k_GIA.doc | 29 КБ |
Sayty_dlya_podgotovki_k_EGE.doc | 30.5 КБ |
rabota_nad_referatom.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа над ошибками
“Письмо учёному соседу” (индивидуальная работа). Цель работы – развить умение анализировать собственную деятельность, научить исправлять и предупреждать ошибки.
Учащиеся пишут друг другу письма приблизительно по следующей схеме. В письме “учёный сосед” должен вставить пропущенные орфограммы. Схема письма следующая:
Дорогой друг, сегодня получил свою контрольную работу и хочу под..лит..ся с тобой _____________, потому что п..лучил ____. А ошибок всего ______.
Ты зна…ш.., оказывается, слово _______________пишет…ся с буквой ____, так как ___________. Жаль, конечно, но я не знал, что слово __________пиш..т..ся через ______, потому что _________________. А ещё я д…пустил ошибку в слове _______, но теперь я запомнил, что _______________. Предст..вляеш…, такое пр..стое слово, как _________я написал с ошибкой из(за) собственной невн..мательности Интересно, что , когда писал, сомн..вался в написании.. слова ____________, зато в следующий раз я ни на минуту ( не) усомнюсь и воспользуюсь правилом _________________. Несколько ошибок я д..пустил на правило ____________. А слова _________________ мне следует запомнить. Правда, правило о ___________я ещё (не) изучил, поэтому и слово _______________написал неправильно.
Думаю, что в следующ… работе я учту все зам..чания и нап..ишу её на ______.
А теперь, мой друг, я пр..щаюсь с тобой и надеюсь, что моё письмо будеи полезно и тебе. Но если вдруг я д..пустил ошибку, я об..зательно её пранализирую, исправлю и запомню. Ведь человеку свойственно ошибат..ся, и считаю, что не стыдно ( не ) знать, но стыдно ( не ) учит..ся.
Работа над ошибками
“Письмо учёному соседу” (индивидуальная работа). Цель работы – развить умение анализировать собственную деятельность, научить исправлять и предупреждать ошибки.
Учащиеся пишут друг другу письма приблизительно по следующей схеме. В письме “учёный сосед” должен вставить пропущенные орфограммы. Схема письма следующая:
Дорогой друг, сегодня получил свою контрольную работу и хочу под..лит..ся с тобой _____________, потому что п..лучил ____. А ошибок всего ______.
Ты зна…ш.., оказывается, слово _______________пишет…ся с буквой ____, так как ___________. Жаль, конечно, но я не знал, что слово __________пиш..т..ся через ______, потому что _________________. А ещё я д…пустил ошибку в слове _______, но теперь я запомнил, что _______________. Предст..вляеш…, такое пр..стое слово, как _________я написал с ошибкой из(за) собственной невн..мательности Интересно, что , когда писал, сомн..вался в написании.. слова ____________, зато в следующий раз я ни на минуту ( не) усомнюсь и воспользуюсь правилом _________________. Несколько ошибок я д..пустил на правило ____________. А слова _________________ мне следует запомнить. Правда, правило о ___________я ещё (не) изучил, поэтому и слово _______________написал неправильно.
Думаю, что в следующ… работе я учту все зам..чания и нап..ишу её на ______.
А теперь, мой друг, я пр..щаюсь с тобой и надеюсь, что моё письмо будеи полезно и тебе. Но если вдруг я д..пустил ошибку, я об..зательно её пранализирую, исправлю и запомню. Ведь человеку свойственно ошибат..ся, и считаю, что не стыдно ( не ) знать, но стыдно ( не ) учит..ся.
Предварительный просмотр:
Двойная роль букв Е, Е, Ю, Я
Обозначают два звука | Обозначают мягкость предыдущего согласного |
Е [ й’ э] Е [й ’о] Ю [й ’у] Я [й ’а]
| Ме [м’ э] Ме [м ’о] Мю [м ’у] Мя [м ’а] Мед [м ’от] Мяу [м ’ау] |
Предложение
Простое (одна основа) | Сложное (две и более основ) |
Ярко светит солнце. | Поскрипывал снег, и весело блестели новогодние звезды. |
ПРИСТАВКИ НА З- И С-
З (перед звонкими согласными) | С (перед глухими согласными) |
Избежать Извозиться Издергаться | Испечь Искушать Исцелить |
НО! ЗАПОМНИ! (З…) – ЧАСТЬ КОРНЯ:
ЗДЕСЬ, ЗДАНИЕ, ЗДОРОВЬЕ.
Правописание чередующихся гласных зависит от
Буквы в корне | Буквы после корня | Ударения | Смысла |
полагать положить
растение росли выращенный отрасль (искл.) росток (искл.) роставщик (искл.) на вырост |
касаться – коснуться
10. жига- -жег(чь) собирать - соберу блистал – блеснул, блестел выжигал – выжег понимать – понять расстилаться - расстелю
| Без ударения
НО: пригарь (искл.)
наклониться приклонить
заря озарять зарница
| 1. скак- скоч- продолжи мгновенное тельное дейс- действие твие скакать- вскочить 2. мак- мок- погружать пропускать жид- в жидкость кость макать промокашка
3.плав- плов- плавники только в словах плавучий пловец, пловчиха 4. равн- ровн- сделать одина- сделать ровным, ковым гладким. уравнять подровнять Запомнить: все равно, поравняться, равнение, равнина. НО: уровень, поровну, ровесник, |
БУКВЫ О – А В БЕЗУДАРНОМ КОРНЕ -ЛАГ- - -ЛОЖ-
А (перед г) | О (перед ж) |
Предполагать Излагать Слагаемое | Предположение Изложение Сложение |
ИСКЛЮЧЕНИЕ: полог |
БУКВЫ О – А В БЕЗУДАРНОМ КОРНЕ
-РАСТ- - -РОС- - -РАЩ-
А (ПЕРЕД СТ, Щ ) | О (В ОСТАЛЬНЫХ СЛУЧАЯХ) |
Расти Растение Выращенный | Вырос Росли Заросли |
ИСКЛЮЧЕНИЯ | |
Ростов, росток, Ростислав, ростовщик | отрасль |
БУКВЫ Е – О
В корне слова после шипящих
Е (под ударением) | О (без ударения) |
Желудь Бечевка Расческа | ЗАПОМНИ! Шоссе, шофер Жокей, жонглер Шоколад, шотландец |
НО! Крыжовник, капюшон Шорох, шов, шок |
БУКВЫ И - Ы ПОСЛЕ Ц
И В корне существительных, в словах на -ция | Ы , Ы В окончаниях существительных и прилагательных, притяжательный суффикс |
Цифра Цикл Трапеция | Ножницы Страницы Краснолицый Сестрицын |
НО! Цыган, на цыпочках, цыпленок, цыкнуть, цыц.
ПАДЕЖИ И ПАДЕЖНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Падеж | 1 склонение | 2 склонение | 3 склонение |
И.п. Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п. | -а, -я -ы, -и -е -у, -ю -ой, -ей -е | ڤ, -о, -е -а, -я -у, -ю -о, -е, ٱ , -я, -а -ом, -ем, -ем -е
| ٱ -и -и ٱ -ю -и |
СКЛОНЕНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ НА
-ИЯ, -ИЙ, -ИЕ
падеж | -ия | -ий | -ие |
Р.п. Д.п. П.п. | -и -и -и | - - -и | - - -и |
СКЛОНЕНИЕ НЕКОТОРЫХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
1 СКЛ. Ж.Р. | 2. СКЛ. М.Р. | 3. СКЛ. Ж.Р. | НЕСКЛОНЯЕМЫЕ СР.Р. |
ФАМИЛИЯ СТАТУЯ ПРОСТЫНЯ СТАЯ ТУФЛЯ | РЕЛЬС ПУТЬ ТУШ УТИЛЬ ЩАВЕЛЬ КАФЕЛЬ РОЯЛЬ ШАМПУНЬ ТОПОЛЬ ТРЮФЕЛЬ ТУННЕЛЬ | МОРАЛЬ КАДРИЛЬ ТУШЬ ВУАЛЬ ТРЕЛЬ | ЖАБО СОЛО КАКАО ПЛАТО ПАРИ ТУРНЕ ПЕНСНЕ ФИАСКО |
Разносклоняемые имена существительные на -мя
Имя, семя, стремя, племя, пламя, бремя, вымя, темя, время, знамя, путь
Падеж | Сущ. на –мя, путь | Примеры |
Р.п. Д.п. П.п. | -и (по 3 скл.) -и (по 3 скл.) -и (по 3 скл.) | имени, пути по имени, пути об имени, пути |
Т.п. | -ем (ем) (по 2. скл.) | именем, путем |
БУКВЫ О – Е ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ И Ц В СУФФИКСАХ И ОКОНЧАНИЯХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
О (под ударением) | Е (без ударения) | |
суффикс | хомячок дружок борцовский | кусочек бежевый доченька |
окончание | за грачом большого лучом за камышом | товарищем хорошего училищем ландышем |
БЕЗУДАРНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ПРОВЕРЯЙ ПО ВОПРОСУ
Полями (какими? -ыми, -ими) чистыми.
Небо (какое? -ое, -ее) синее.
Лента (какая? -ая, -яя) синяя.
Дым (какой? -ой, -ый, -ий) синий.
ПРАВОПИСАНИЕ КРАТКИХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ С ОСНОВОЙ НА ШИПЯЩУЮ
КОФЕ (КАКОВ?) ГОРЯЧ Ь НЕ ПИШЕТСЯ |
ДУБ МОГУЧ ЛАНДЫШ ПАХУЧ ЕЖИК КОЛЮЧ |
СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ
Число | Лицо | 1. спр. |
|
Ед. ч. | 1 л. 2 л. 3 л. | -у, (-ю) -ешь, (-ешь) -ет, (-ет) | -у, (-ю) -ишь -ит |
Мн.ч. | 1 л. 2 л. 3 л. | -ем, (ем) -ете, (ете) -ут, (-ют) | -им -ите -ат, (-ят) |
БУКВЫ Е – И
В КОРНЯХ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ
Е (нет суффикса а) | И а |
-бер- приберу -пер- отпереть -дер- задерет -тер- стереть -мер- умерла -стел- перестелить -жег- выжегший -блест- блестеть -чет- вычет | -бира- прибираю -пира- отпираю -дира- задираю -тира- стираю -мира- умирает -стила- перестилаю -жига- прожигает -блиста- блистает -чита- вычитает |
ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ СЛОВ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ
| РИСОВАТЬ – НАРИСОВАТЬ |
| ТРУД – ТРУДОВОЙ |
3. ПРИСТАВОЧНО – СУФФИКСАЛЬНЫЙ | БЕРЕЗА – ПОДБЕРЕЗОВИК |
4. БЕССУФФИКСНЫЙ | ПЕРЕХОДИТЬ – ПЕРЕХОД |
5. СЛОЖЕНИЕ | ЛЕС, СТЕПЬ – ЛЕСОСТЕПЬ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА – ФИЗКУЛЬТУРА Московский Государственный Университет – МГУ |
6. ПЕРЕХОД СЛОВ ОДНОЙ ЧАСТИ РЕЧИ В ДРУГУЮ | Учительская (прил.) комната – учительская (сущ.) |
ПРАВОПИСАНИЕ КОРНЕЙ
-ГАР- - -ГОР-, -ЗАР- - -ЗОР-,
-КЛАН- - -КЛОН-, -ТВАР- - ТВОР-
Под ударением пишется, что слышится | Без ударения буква О, -зар- |
Зарево, зорька Угарный Кланяться Преклонный Творческий Тварь (Божья) | Заря, зарница Подгореть Склоняться Склонение Сотворение Стихотворение |
БУКВЫ О – А
В БЕЗУДАРНОМ КОРНЕ
-КОС - - -КАС –
А (если после есть –а-) | О (нет –а-) |
КАСАНИЕ КАСАТЬСЯ КАСАТЕЛЬНАЯ | ПРИКОСНОВЕНИЕ (нет –а-) КОСНУТЬСЯ (нет –а-) НЕУКОСНИТЕЛЬНО (нет –а-) |
Буквы Ы и И после приставок на согласную
Ы | И |
После на согласную, если однокоренные слова без начинаются с И: безымянный (имя) безыскусный (искусный) | После сверх-: сверхинтересный (после сверх-); После меж-: межинститутский (после меж-); В словах с иноязычными приставками: контригра, дезинформация; В сложносокращенных словах: пединститут, спортинвентарь |
Правописание приставок ПРИ - - ПРЕ-
ПРИ- в значении присоединения приближения близости неполного действия | ПРЕ- в значении «очень» близка к пере- |
приклеить приехать прибрежный приостановить | превосходный (= очень) преувеличение преломление (пере…) преграда |
З А П О М Н И! | |
прибор призрение приведение присяга привилегия притязание пригородный причудливый приключение приверженец приказ примитивный | превратить претензия президиум претендент презирать препарат прельстить препятствие премьера преследовать преткновение |
СОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ ГЛАСНЫЕ
О – Е
В СЛОЖНЫХ СЛОВАХ
О (после твердых согласных) | Е (после мягких согласных, шипящих согласных и «Ц» |
ПАРОХОД ЗЕМНОВОДНЫЕ | ПУТЕШЕСТВИЕ ОБЩЕЖИТИЕ ПТИЦЕЛОВ |
РАЗБОР СЛОВ ПО СОСТАВУ И
СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РАЗБОР
По составу | Словообразовательный
|
Двигатель Раскрасавица |
|
БУКВЫ Е – И В ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЯХ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Определи род и склонение. Задай вопрос, определи падеж. | ||
1 склонение | 2 склонение | 3 склонение |
М.р., ж.р. –а, -я. Р.п. –и, -ы Д.п. –е П.п. –е Был у площадки (1, Р.п.) Был на площадке (1, П.п.) Сравни: у земли, на земле. | М.р. – Ср.р. –о, -е П.п. –е На тополе (2, П.п.) Сравни: на коне
| Ж.р. Ь в Р.п. –и Д.п. –и П.п. –и (с) (к) площади (3) (на) Сравни: (к), (на) степи |
-ия линия Р.п. –и Д.п. –и П.п. –и Был на станции. | -ие -ий растение санаторий П.п. –и На растении, в санатории. |
НЕСКЛОНЯЕМЫЕ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ
ЗАПОМНИ! Во всех падежах одна и та же форма.
И.п. ателье депо
Р.п. (у) ателье (у) депо
Д.п. (к) ателье (к) депо
В.п. (за) ателье (за) депо
Т.п. (перед) ателье (перед) депо
П.п. (в) ателье (в) депо
НЕ с именами существительными
СЛИТНО | РАЗДЕЛЬНО |
1) Не употребляется без не: НЕНАСТЬЕ НЕБРЕЖНОСТЬ |
Не друг, а враг. Не правда, а ложь. |
2) Можно заменить синонимом без не или близким по значению выражением: Неправда (= ложь), Несчастье (=горе) |
Щ – Ч
в суффиксах –чик-, -щик-
-чик- после д – т, з – с, ж | -щик- в остальных случаях |
извозчик перебежчик летчик объездчик переписчик
| каменщик сварщик кладовщик стекольщик |
ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ
В СУФФИКСАХ –ЕК- - -ИК-
Просклоняй слово, если | |
Выпадает гласный, то -ек- | Не выпадает гласный -ик- |
Кусочка – кусочек Орешка – орешек Сыночка – сыночек Замочка - замочек Ларечка - ларечек Крючочка - крючочек | Ключика – ключик Мячика – мячик Носика – носик Ковшика – ковшик |
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО
ПЛАН РАЗБОРА
- Часть речи. Общее значение.
- Морфологические признаки.
- Начальная форма (И.п., ед.ч.).
- Постоянные признаки:
- собственное или нарицательное;
- одушевленное или неодушевленное;
- род;
- склонение.
- Непостоянные признаки:
- падеж;
- число.
- Синтаксическая роль.
ОБРАЗЕЦ РАЗБОРА ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО
Из – за леса поднимается солнце3.
Устный разбор. Солнце – существительное. Во – первых, оно обозначает предмет: (что?) солнце. Начальная форма – солнце. Во – вторых, имеет постоянные морфологические признаки: Нарицательное, неодушевленное, среднего рода, 2-го склонения. Употреблено в именительном падеже, в единственном числе – это его непостоянные признаки. В – третьих, в предложении является подлежащим. | Письменный разбор. Солнце – сущ.
Н.ф. – солнце.
|
ДЕФИСНОЕ И СЛИТНОЕ НАПИСАНИЕ СЛОВ
С ПОЛ- И ПОЛУ-
Через дефис | Слитно |
С пол- , Если второй корень начинается: - с буквы Л-: пол – лимона; - с гласной: пол – апельсина; - с заглавной буквы: пол – Москвы |
Полумрак Полугодие
Полмира Полдома |
СТЕПЕНИ СРАВНЕНИЯ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
СРАВНИТЕЛЬНАЯ | ПРЕВОСХОДНАЯ |
(проявление признака в большей степени, чем в другом) | (предмет превосходит остальные предметы по какому – либо признаку) |
спокойный + -ее – спокойнее;
громкий + -е – громче;
тонкий - -к- + -ше – тоньше
более + нач. ф. более широкий
|
спокойный + -ейш- спокойнейший
самый (наиболее) + нач. ф. самый широкий |
РАЗРЯДЫ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ПО ЗНАЧЕНИЮ
РАЗРЯДЫ | ПРИЗНАКИ |
1. Качественные |
темный – темный.
|
2. Относительные |
|
3. Притяжательные |
|
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ИМЕНИ
ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО
ПЛАН РАЗБОРА
I. Часть речи. Общее значение.
II. Морфологические признаки.
1.Начальная форма (И.п., ед.ч.).
2.Постоянные признаки:
качественное, относительное или притяжательное.
3. Непостоянные признаки:
1) у качественных:
- степень сравнения;
- краткая и полная форма.
2) у всех прилагательных:
- падеж;
- число;
- род (в ед. ч.).
III. Синтаксическая роль.
ОБРАЗЕЦ РАЗБОРА ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО
Жизнь прекрасна3и удивительна. (В.Маяковский)
Устный разбор. Прекрасна (жизнь) – имя прилагательное. Во – первых, оно обозначает признак предмета: Жизнь (какова?) прекрасна. Начальная форма – прекрасный. Во – вторых, имеет постоянный морфологический признак: качественное. Здесь употреблено в краткой форме, в единственном числе, в женском роде – это его непостоянные признаки В – третьих, в предложении является сказуемым. | Письменный разбор. Прекрасна (жизнь) – прилаг. 1. Жизнь (какова?) прекрасна. Н.ф. – прекрасный. 2. Пост. – качеств., Непост.- в кратк. форме, в ед. ч., в ж.р. 3. Какова? прекрасна. |
НЕ с именами прилагательными
СЛИТНО | РАЗДЕЛЬНО |
Неряшливый Нелеп |
Не вежлив, а груб. |
Недобрый (= злой) | 2)Употребляется со словами: Далеко не… Вовсе не… Ничуть не… Нисколько не… Совсем не… Вовсе не строгий учитель. |
- О -, - Е –
после шипящих и Ц в суффиксах имен прилагательных
О (под ударением) | Е (без ударения) |
Ежовый Песцовый | Пищевой Ключевой |
ЗАПОМНИ: дешёвый
-Н-, -НН-
в суффиксах имен прилагательных
-Н- | -НН- |
От существительных -ан- кожаный, -ян- земляной, -ин- голубиный ЗАПОМНИ! Стеклянный Деревянный Оловянный | От существительных С н + -н- туманный + -онн- станционный + -енн- безвременный ИСКЛЮЧЕНИЯ: ветреный, ветряной |
В кратких прилагательных пишется столько же Н, сколько и в полных: Красный – красна Туманный – туманна |
СУФФИКСЫ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
-К- | -СК- |
резок – резкий
–к, -ч, -ц: казак – казацкий ткач – ткацкий немец - немецкий | Во всех остальных прилагательных: белорусский январский уральский |
ДЕФИСНОЕ И СЛИТНОЕ НАПИСАНИЕ СЛОЖНЫХ
ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
Через дефис | Слитно |
темно – серый | Прилагательное = словосочетание правобережный = правый берег горноспасательный = спасание в горах |
юго-запад → юго-западный | |
журнально-газетный (журнальный и газетный) |
Правописание окончаний имен прилагательных
Окончания прилагательных проверяй по окончаниям вопросов к ним!
Чтобы правильно написать окончание прилагательного, надо найти в предложении существительное, от которого оно зависит, и от этого существительного задать к прилагательному вопрос. Окончание вопроса подскажет, какое окончание нужно писать в прилагательном. |
Вопрос: | После твердой основы пиши: | После мягкой основы пиши: |
какая? | -ая: красивая, веселая | -яя: ранняя, весенняя |
какое? | -ое: красивое, веселое | -ее: раннее, весеннее |
какого? | -ого: красивого, веселого | -его: раннего, весеннего |
какому? | -ому: красивому, веселому | -ему: раннему, весеннему |
какую? | -ую: красивую, веселую | -юю: раннюю, весеннюю |
каким? | -ым: красивым, веселым | -им: ранним, весенним |
о каком? | -ом: о красивом, веселом | -ем: о раннем, весеннем |
какие? | -ые: красивые, веселые | -ие: ранние, весенние |
какими? | -ыми: красивыми, веселыми | -ими: ранними, весенними |
о каких? | -ых: о красивых, веселых | -их: о ранних, весенних |
Запомни чередование гласных в окончаниях: А - Я, И - Ы, О - Е, У – Ю
Различай род прилагательных, отвечающих на вопрос «какой?» | |
У прилагательных мужского рода под ударением пиши окончание –ОЙ, без ударения –ЫЙ (-ИЙ): морской песок, спелый персик, вечерний дождь | У прилагательных женского рода пиши окончания –ОЙ (-ЕЙ): под высокой березой, на нижней ветке |
МЕСТОИМЕНИЯ
Личные | я, ты, он |
Возвратное | себя |
Вопросительные | кто? каков? чей? |
Относительные | кто, каков, чей |
Неопределенные | некто, кое-кто, что-то, кто-нибудь |
Отрицательные | никто, ничей |
Притяжательные | мой, твой |
Указательные | тот, этот |
Определительные | весь, другой |
При склонении некоторых местоимений изменяется все слово |
НИ-, НЕ-
в отрицательных местоимениях
НИ – безударная | НЕ - под ударением |
никто никого ничем | нечего некого нечем |
Неопределенные местоимения с
кое-, -то, -либо, -нибудь
пишутся через дефис
КОЕ-КТО
ЧЕМ-ТО
КЕМ-ЛИБО
ЧЕМ-НИБУДЬ
НИ-, НЕ-в отрицательных местоимениях
Слитно | Раздельно (если отделяются предлогами) |
ничто некем ничем | ни во что не с кем ни перед кем |
Предварительный просмотр:
http://www.a4format.ru/ литература
http://www.stavcur.ru/literatura_g.htm литература
http://www.russofile.ru/ литература, русский язык
http://www.megabook.ru/Rubricator.asp?RNode=3691 Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия Литература
http://russ.olymp.mioo.ru/course/ дистанционная подготовка по русскому языку
http://ege-rus.ru/test.php?id_test=8 Большой тест на грамотность (русский язык)
Предварительный просмотр:
Сайты | Вид работы |
Демо варианты 2011-2007 | |
http://www.zavuch.info/component/mtree/gumanitarnie/rus/rustestscontr/gia-rus-9kl1-5.html | ГИА 2010 (1-5 вариант) |
Онлайн-тест 5 вариантов | |
http://ege-rus.ru/test.php?id_test=8 | Большой тест по грамотности |
Предварительный просмотр:
Сайты | Вид работы |
5 вариантов ЕГЭ – 2010 по русскому языку | |
Подготовка к ЕГЭ | |
Демо варианты 2011-2002 | |
Тестирование онлайн | |
Пробный ЕГЭ - 2008 | |
Варианты ЕГЭ - 2010 |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
средняя образовательная школа №17
Реферат
Смоленщина в жизни и творчестве
А.Т.Твардовского
Выполнила
ученица 9 класса В
Русинова Снежана
руководитель
Тишкевич С.Е.
Смоленск
2010
СОДЕРЖАНИЕ
- Введение……………………………………………….………3
- От «Васи Теркина» к «Василию Теркину»
2.1. Возникновение «Васи Теркина» в газете «На страже Родины»………………………………………………………..4
2.2. Начало войны. Герой «ждет» своего автора……………7
2.3. «Василий Теркин» на страницах газеты «Красноармейская правда»....................................................10
2.4. О создателях образа Теркина…………………….…….13
2.5. Книга-фронтовичка с нелегкой солдатской судьбой...15
- Заключение…………………………………………………..19
Список литературы………………………………………………..20
Приложение
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
- Нравственная проблематика древнерусской литературы (по смоленским страницам)
- Образы древнерусских святых на смоленских страницах древнерусской литературы
- Отечественная война 1812 года на страницах произведений смоленских писателей XIX века
- Изображение народного характера войны 1812 года в повести Н.Рыленкова «На старой смоленской дороге»
- М.В.Исаковский – поэт-песенник
- Образ матери в поздней лирике А.Т.Твардовского
- Смоленщина на страницах автобиографических произведений М.М.Пришвина
- А.Беляев – основоположник научной фантастики
- Мотив малой родины в военных поэмах А.Т.Твардовского
- Великая Отечественная война на страницах произведений смоленских писателей
- Смоляне в повести Б.Васильева «Летят мои кони»
- История Смоленщины на страницах романа Олега Ермакова «Город Гороухща»
- Род Твардовских и Смоленский край
- От «Васи Теркина» к «Василию Теркину» (история создания поэмы А.Твардовского)
- Мотив памяти в творчестве А.Т.Твардовского
- Образы культурных деятелей и исторических личностей в поэзии Н.Рыленкова
- Тема детства в автобиографической повести Н.Рыленкова «Сказка моего детства»
- Образ родной земли в прозе И.С.Соколова-Микитова
- Мотив дороги в поэмах А.Т.Твардовского
- Смоленский край и его проблемы в современной публицистике
Список литературы
1. Акаткин В. А.Т.Твардовский: страницы творчества. Воронеж, 2008.
2. «Василий Теркин» А. Твардовский. Народная эпопея. Воронеж, издательство воронежского университета.
3. «Всё на русском языке…»: Материалы Вторых Твардовских чтений. – Смоленск: Маджента, 2007.
4. Гришунин А.А. «Василий Теркин» Александра Твардовского. М.: «Наука», 1987.
5. Дементьев В. Александр Твардовский. М., «Сов. Россия», 1976.
6. Кондратович А.И. Александр Твардовский: Поэзия и личность. М.: Худож. лит., 1985.
7. Пашков Ю. У каждого из нас свой Смоленск…// Рабочий путь. 16 сентября 2008.
8. Симонов К. Таким я его помню // Вопросы литературы. 2005, № 3.
9. Твардовский А. Как был написан «Василий Теркин» (Ответ читателям).
10. Твардовский А. Василий Теркин. Книга про бойца. Теркин на том свете. Москва: Раритет, 2000.
11. Твардовский А. «Я в свою ходил атаку…» Дневники. Письма. 1941 – 1945. М.: Вагриус, 2005
12. Улаев Г. В дни годины горькой. Воронеж, Центрально-черноземное книжное издательство, 1986.
13. С именем Твардовского: Избранные произведения А.Т. Твардовского. Страницы биографии и поэта. Слово о школе. Москва, Вагриус, 2001.
14. Детство поэта. Интернет ресурс:
http://www.smolensklib.ru/tvardov/index.htm
Рекомендации по оформлению реферата
Реферат (от латинского Referre — докладывать, сообщать) — небольшое устное сообщение, изложение в письменной форме какой-либо научной работы, содержания прочитанной книги и тому подобное; доклад на какую-либо тему, основанный на обзоре различных источников. Обычно целью реферата является — демонстрация знаний учащихся по конкретной предмету, теме или проблеме и практических навыков анализа научной и научно-методической литературы.
Реферат, как и любой документ пишется и оформляется в соответствии с определенными стандартами, в России — ГОСТов. Не обременяя вас различными стандартами, перечислим основные правила написания и оформления рефератов с примерами.
Выбор темы реферата
Тема реферата обычно выбирается из общего списка и согласовывается с учителем или преподавателем. Тема должна быть интересной ученику или студенту. При работе над рефератом рекомендуется использовать не менее 4—5 источников.
Содержание и структура реферата
Процесс работы лучше разбить на следующие этапы:
- Определить и выделить проблему
- На основе первоисточников самостоятельно изучить проблему
- Провести обзор выбранной литературы
- Логично изложить материал
Рекомендуемая структура реферата
- Введение — излагается цель и задачи работы, обоснование выбора темы и её актуальность. Объём: 1—2 страницы.
- Основная часть — точка зрения автора на основе анализа литературы по проблеме. Объём: 12—15 страниц.
- Заключение — формируются выводы и предложения. Заключение должно быть кратким, четким, выводы должны вытекать из содержания основной части. Объём: 1—3 страницы.
- Список используемой литературы.
В реферате могут быть приложения в виде схем, анкет, диаграмм и прочего. В оформлении реферата приветствуются рисунки и таблицы.
Оформление реферата
Текст и его оформление
Размер шрифта 12—14 пунктов, гарнитура Times New Roman, обычный; интервал между строк: 1,5—2; размер полей: левого — 30 мм, правого — 10 мм, верхнего — 20 мм, нижнего — 20 мм.
Точку в конце заголовка не ставят. Заглавия всегда выделены жирным шрифтом. Обычно: 1 заголовок — шрифт размером 16 пунктов, 2 заголовок - шрифт размером 14 пунктов, 3 заголовок - шрифт размером 14 пунктов, курсив.
Расстояние между заголовками главы или параграфа и последующим текстом должно быть равно трем интервалам. Чтобы после оформления работы получить автоматическое оглавление, необходимо проставить названия глав как «Заголовок 1», «Заголовок 2», «Заголовок 3»:
Текст печатается на одной стороне страницы; сноски и примечания обозначаются либо в самом тексте, так [3, с. 55-56], либо внизу страницы1. Для оформления сносок и примечаний используются стандартные средства Microsoft Word:
1Синкевич А.И. Международные договоры, направленные на урегулирование вопросов гражданства. — М.: Проспект, 2000. — с. 55—56.
Все страницы нумеруются, начиная с титульного листа; цифру номера страницы ставят вверху по центру страницы; на титульном листе номер страницы не ставится. Каждый новый раздел начинается с новой страницы.
Приветствуется соблюдение правил типографики.
Титульный лист реферата, оглавление
Вверху указывается полное наименование учебного заведения. В среднем поле указывается название темы реферата без слова «тема» и кавычек.
Ниже по центру заголовка, указывается вид работы и учебный предмет (например, реферат по литературе).
Еще ниже, ближе к правому краю титульного листа, указывается ФИО ученика, класс. Еще ниже — ФИО и должность руководителя и, если таковые были, консультантов. В нижнем поле указывается город и год выполнения работы (без слова «год»).
Оглавление размещается после титульного листа, в котором приводятся все заголовки работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте.
Оформление списка используемой литературы
Список литературы должен быть свежим, источники 5—7 летней давности, редко можно использовать ранние труды, при условии их уникальности.
Источники указываются в следующем порядке:
- основная и периодическая;
- интернет-источники, если есть.
Пример оформления списка литературы:
- Федеральный закон от 31 мая 2002 г. №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (с изм. и доп. от 11 ноября 2003 г.) // СЗ РФ. — 2002. — №22. — Ст. 2031.
- Синкевич А.И. Международные договоры, направленные на урегулирование вопросов гражданства. — М.: Проспект, 2000. — с. 55—56
- Блинов А.Б., Чаплин Г.Ю. Гражданство России: проблемы и перспективы // Конституционное и муниципальное право. — 2002. — №4. — с. 3—4.
- Остапов А. И. Компрессоры и их устройство // Интернет ресурс: compresium.ru