"Учитель года Мурманской области - 2015"
На страничке размещены конкурсные материалы I (заочного) тура областного конкурса "Учитель года Мурманской области - 2015"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Эссе " Я - учитель" | 27.85 КБ |
Презентация к конкурсному заданию "Методический семинар" | 1.39 МБ |
Конкурсное задание "Методический семинар" | 41.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Конкурсное задание «Эссе» в рамках областного конкурса
«Учитель года Мурманской области-2015»
Учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 31 г. Мурманска
Анисимова Н.П.
Я – учитель.
Любите то, что преподаете,
и тех, кому преподаете.
В.О. Ключевский
Я – учитель… С чего начать? Как уложить в несколько строчек целую жизнь? Да что там жизнь – целую Вселенную под названием школа! Но тем и уникальна моя профессия, что позволяет ставить перед собой самые невероятные задачи…
Я – учитель! И это так ожидаемо…
Кем быть? Этот вопрос рано или поздно встает перед каждым человеком. «Если вы удачно выберете труд и вложите в него свою душу, то счастье само вас отыщет», - говорил К.Д. Ушинский. Я о профессии учителя мечтала с детства. И сразу же знала, что если стану учителем, то только русского языка и литературы! Моя мечта сбылась. Будучи родом из Омска, я там же окончила педагогический университет и провела свои первые самостоятельные уроки в качестве педагога. Вот тут все и началось! Оказалось, что школа – болезнь, причем хроническая! Остановиться невозможно! Идей много, времени мало… Впереди меня ждала интересная, полная радости и тревог, бессонных ночей и напряжения жизнь.
Судьба распорядилась так, что, следуя за мужем, мне пришлось часто переезжать. Новые города, новые школы, новые дети… В этом было немало плюсов: знакомство с уголками России подарило множество новых впечатлений. Но с болью каждый раз приходилось расставаться с учениками, которые уже стали родными. Заново приходилось привыкать к новому месту, новому коллективу. Нужно было многому учиться, постигая психологию человеческих отношений и основы профессиональной деятельности. Так сформировалось моё жизненное кредо: «Я хочу жить, чтобы учиться, а не учиться, чтобы жить». Но вместе с тем меня ждала жизнь счастливая. Счастливая оттого, что постоянно движешься вперед, живешь в мире творчества и открытий.
Я – учитель. И это так интересно! Вспоминаются слова Федора Михайловича Достоевского: «Удивительно, что может сделать один лучик солнца с душою человека». Такими лучиками солнца для меня были мои учителя, а я стараюсь быть лучиком для своих учеников. С чего начинается мой школьный день? С уроков. Чем заканчивается день для меня? Уроками. Казалось бы, замкнутый круг. Но в том-то и дело, что это круг, а не просто окружность. Он плотно заполнен разными событиями – приятными и не очень, встречами – интересными и скучными, замечаниями – моими и чужими, советами, нотациями (без этого не обойтись), разговорами, смехом, удивлением, шумными переменами, вкусными обедами в столовой, дежурством, совещаниями, собраниями, заседаниями… У меня бурная жизнь благодаря моей любимой профессии. Мне некогда скучать.
Я – учитель. И это залог вечной молодости! Центр моих притяжений – ребенок со своим хрупким миром. Достаточно просто находиться рядом с детьми, чтобы чувствовать себя молодой и получать от этого удовольствие. Дети для меня – это всегда всплеск адреналина. Выдают каждый раз что-то новое. Бывает, ты сам становишься ребенком, впадаешь в детство, смеясь вместе с ними, радуясь общему успеху…А иногда кажется, что лопнешь от негодования или радости и гордости за них! А последнее так приятно! И многое прощаешь им – своим вечным проказникам…Молодеть душой вместе с учениками удается и потому, что сами ребята каждый раз удивляют. Например, в мой день рождения, по пути к своему кабинету, я увидела дорожку из бумажных сердечек, ведущую к его двери. И в классе сюрпризы не закончились: мыльные пузыри и воздушные шарики, гремящие фанфары и громко звучащая поздравительная песня – это был настоящий сюрприз! Не заплакать от радости в такой момент очень трудно. Своим ученикам я стараюсь платить тем же и часто говорю словами великого Александра Сергеевича Пушкина: «Друзья мои, прекрасен наш союз! Он, как душа, неразделим и вечен!» Я люблю школу, этот мир юности и надежд и … неожиданных сюрпризов!
Я учитель. И это целое искусство! Хороший учитель - это всегда актер, который учится сам, учится, работая над собой, учится, передавая свои знания другим. Это залог успеха. Не хотелось бы, чтобы ученики обо мне сказали: «Нам не повезло с учителем».
Главное на уроке - вдохновение. У В.Даля нахожу: «Вдохновлять- воодушевлять, воспламенять, пробуждать духом и делать способным к высшим проявлениям духовных сил». Именно это качество, по–моему, является одним из главных качеств учителя. Я нахожу в литературных произведениях нечто необходимое подросткам для развития личности, понимания самих себя, стараюсь их «удивлять». А 2015 год, объявленный Годом литературы, дает мне уникальную возможность подарить ребятам новые впечатления. Удивить словом, книгой… Самыми разными способами! И если не мы, учителя, то кто же будет это делать? Урок, как сказка, все время должен быть разным. Помните, как в книге “Тысяча и одна ночь”: новое утро – новая сказка...
Удивляю по-разному: могу заранее договориться с группой ребят и пригласить их выступить на уроке в костюмированной сценке, могу сама надеть на себя деталь костюма, могу разрядить обстановку и настроить на позитив «байками» или шутками, или показать детям фотоотчет о том, как готовилась к уроку, и предложить детям сделать то же самое по теме “Как я делал домашнее задание». Да и социальные сети – не всегда плохо. Общаясь с учениками в социальных сетях, я всегда в курсе того, что у них происходит. Это помогает мне на уроке создавать различные ситуационные задачи. Например, вчера Кирилл поссорился с Владиком из-за музыкальных разногласий. На уроке можно предложить ребятам привести примеры текстов песен и разобрать их. В результате и предмету польза, и ребята помирились. «Искусство обучения есть искусство будить в юных душах любознательность и затем удовлетворять ее…», - говорил Анатоль Франс. В этом состоит и моя педагогическая философия.
Я - учитель. И это так ответственно! Мой выбор профессии обязывает постигать мир вместе с учениками, которых родители доверили мне - учителю. Я обязана вести за собой детей, чтобы они не оставались в стороне, чтобы не становились ненужными. У каждого учителя складывается своя педагогическая философия и система мировоззрения, которую они стараются привить ребёнку. Моими принципами стали индивидуальный подход к каждому ребенку, стремление раскрыть именно его таланты и вызвать в нём желание к саморазвитию, самосовершенствованию. Найти общий язык с каждым учеником и не подавлять в нём инициативу – такова цель моего общения с детьми.
"Наталья Петровна строгая, но справедливая, мы ее очень любим", - слышать такие слова от своих учеников приятно каждому педагогу. Я знаю, что дети меня любят. Я это вижу, чувствую и отвечаю им взаимностью. Но на уроке все же стараюсь не расхолаживаться, порой надо проявлять и строгость. Бываю требовательной и заставляю думать каждого ученика, учу критически относиться к собственным мыслям и мыслям других, стараюсь вносить разнообразие в учебный процесс через применение методов и приёмов разных педагогических технологий. Самое главное - озадачить ребят, дать им интересную работу, чтобы им самим хотелось что-то искать, достигать цели. При таком подходе ребенок сам добывает знание, а учитель - его помощник. Приходится иногда и двойки ставить, но я всегда говорю, что эта двойка и мне тоже, вообще, любая оценка не только для ученика, ведь результат учителя - в успехе ученика. Если оценка неудовлетворительная, значит, есть и моя недоработка.
Я верю, что каждому ребенку можно помочь отыскать свое зернышко, научить его взращивать это зернышко с любовью и добром. Я стараюсь достичь той тонкой грани взаимопонимания, при которой дети видят в учителе не только наставника, но и друга, при этом не теряя к нему уважения как к старшему и как к педагогу. Гюстав Флобер сказал очень мудрые слова: «Все цвета хороши, надо только уметь писать ими». Так и с детьми... Считаю, что с любыми детьми можно договориться и даже до самых закрытых и сложных учеников можно достучаться. У меня, например, был один мальчик, который при любой неудаче впадал в уныние, очень расстраивался, бросал работу. Пыталась сначала проявлять к нему какую-то строгость: мол, давай, соберись! Практически безрезультатно. Долго обдумывала ситуацию, что же делать, и решила подойти с другой стороны: лишний раз успокоить, сказать теплые слова. И это стало действовать. Так что можно наладить контакт и добиться хорошего результата, чтобы наши дети росли не только умными людьми, но и высоконравственными личностями. Учитель должен направить ребенка, показать ему путь, научить находить истину. Недаром говорил Конфуций: «Самое прекрасное зрелище на свете - вид ребёнка, уверенно идущего по жизненной дороге после того, как вы показали ему путь».
Я - учитель. И это так почетно! Я верю, что моя профессия – самая нужная, а педагог – самый уважаемый человек в обществе. Вера в своих учеников помогает мне поверить в себя. Благодаря своей профессии я расту сама, набираюсь мудрости, учусь терпению и чувствую себя совершенно счастливым человеком! Быть одним целым - ты и дети - это цель, наверное, каждого учителя. Добиться этого возможно кропотливым трудом и искренней любовью к своему делу. Мне всегда важно помнить, что все это для детей, для школы. Именно в школе происходит становление и взросление человека. Стало быть, формируя культурную, высоконравственную личность ребенка и «обучая» его жизненным ценностям, я сама должна быть личностью, за которой хочется идти; должна быть гражданином своей страны, ответственным за будущее человечества. Только от учителя зависит, какая личность выйдет из школы – положительная или отрицательная. В школе уживаются только самые стойкие, самые терпеливые, искренние, ответственные, самые добрые, самые интересные и яркие люди!
Каким должен быть современный настоящий учитель? Каким хочет видеть меня ребенок? Каким хотят видеть меня родители моих учеников? В чём моя миссия как учителя? Миссия современного учителя, по моему мнению, состоит в вечном движении вперед, в способности удивить, вдохновить и убедить других в значимости самообразования и самосовершенствования, в умении привести педагогический процесс в движение, демонстрируя выполнение требований, выдвигаемых стандартами. Вечный поиск и готовность к саморазвитию – вот предназначение современного педагога!
Я – учитель! Я – счастливый человек: у меня замечательная семья, любимая профессия…. И завтра я опять иду в школу…
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Результаты международного мониторинга PISA - 2012 Швеция 483 30-40 Исландия 483 33-39 Словения 481 35-39 Литва 477 37-42 Греция 477 36-42 Турция 475 36-42 Россия 475 38-42 ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ В.В.ПУТИНА НА ЗАСЕДАНИИ СОВЕТА ПО КУЛЬТУРЕ И ИСКУССТВУ (27.09.2012г.) < … > Важнейшая задача образования – формировать внутреннюю культуру и вкус человека, его ценностные ориентиры и мировоззрение < … > http ://www.menobr.ru/news/37959/
Условия возникновения и становления педагогического опыта
Диагностика мотивов изучения культуры речи (выявление отношения к учению) Количество диагностируемых – 51 чел.
Актуальность опыта
Технология концентрированного обучения Учитель сосредотачивает внимание учащихся на более глубоком изучении каждого предмета за счет объединения уроков (или отдельных тем) в блоки или интеграции предметов Теоретическое обоснование педагогического опыта Прдметно -ориентированные технологии Технология дифференцированного обучения Предлагая учащимся одинаковый объем заданий, учитель ориентирует их на различные уровни, требования к его усвоению Интерактивные технологии обучения Учитель создаёт комфортные условия обучения, при которых все ученики активно взаимодействуют между собой (игровые, диалоговые технологии и др.) Предметно ориентированные инновационные технологии К интерактивным методам обучения, в первую очередь, относится игра – «искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности», как сказал В.А.Сухомлинский .
Противоречия опыта
Проблема опыта Создание необходимых условий, содействующих повышению качества знаний учащихся по русскому языку на основе использования инновационных технологий с целью формирования речевой культуры школьников. Создание такой обучающей среды, когда ученик не только исходит из своих особенностей, но и поставлен в такие обстоятельства, что вынужден проявлять активность, действовать в условиях выбора, преодолевать возникшие затруднения. Создание условий для обучения каждого учащегося в зоне ближайшего его развития; формирование коммуникативных умений и навыков, успешности и признанности учащихся. Педагогическая идея опыта Личностное развитие, полноценная социализация школьника невозможны без целенаправленного формирования его речевой культуры. Средством формирования речевой культуры должно стать развитие коммуникативной , языковедческой, культуроведческой компетенции
Цель педагогического опыта Представить систему работы по формированию метапредметных умений у учащихся при изучении русского языка и литературы с помощью инновационных технологий, расширить представление о работе по культуре речи, конечной целью которой является становление сильной языковой личности, обладающей высокой лингвориторической компетенцией, этической ответственностью Задачи педагогического опыта 1) Создание в классе комфортной образовательной среды, способствующей саморазвитию личности школьника. 2) Развитие социально значимых качеств личности школьника: речевых, коммуникативных, поведенческих. 3) Обучение использованию языка как средства общения и самовыражения.
культура речи – это основа общей культуры личности, базовый компонент коммуникативной культуры, который обеспечивает готовность личности к жизненному самоопределению, является условием достижения гармонии с собой и окружающей действительностью Технология педагогического опыта
Технология педагогического опыта Оценка устного ответа одноклассника Методы Синтон – программы Обобщающие таблицы Игровые упражнения Ролевые игры Ситуативные упражнения
Обобщающие таблицы Название норм Что регулируют нормы Орфоэпические Правильное произношение звуков и ударение в словах Лексические Употребление слов в свойственном им значении и правильное сочетание слов по смыслу Грамматические Правильное образование слов, употребление слов, построение предложений Стилистические Использование языковых средств, соответствующих избранному стилю Орфографические Правильную запись слов Пунктуационные Правильную постановку знаков препинания Свойства хорошей речи Основные рекомендации Содержательность Продумайте тему и основную мысль своего высказывания; раскройте их полно, но не говорите и не пишите лишнего: весь материал подчините теме и основной мысли. Говорите и пишите о том, что вам хорошо известно; соберите недостающий материал. Логичность Говорите последовательно, не допускайте «скачки ′ мыслей». Составьте план своего высказывания, систематизируйте материал в соответствии с планом. Богатство Пользуйтесь разнообразными языковыми средствами, избегайте неоправданного повторения слов, одинаковых по строению конструкций. Точность Отбирайте слова и предложения, наиболее точно передающие ваши мысли. Выразительность Подбирайте слова и предложения, наиболее ярко передающие ваши мысли, воздействующие на адресата речи. Уместность Избирайте необходимый стиль речи, учитывайте, кому адресовано ваше высказывание, как оно будет воспринято, в какой обстановке происходит общение. Правильность Соблюдайте орфоэпические, лексические, грамматические, пунктуационные нормы литературного языка. Виды ошибок Условные обозначения В чем заключается ошибка Ошибки в содержании Речевые ошибки Грамматические ошибки С Р Г а) тема раскрыта неполно; б ) не проведена основная мысль; в ) материал недостаточно подчинен теме и основной мысли; г) искажены факты или события; д ) мысли излагаются непоследовательно. а) употреблено слово не в том значении; б) употреблено лишнее слово; в) неоправданно повторяются слова или одинаковые по структуре предложения; г) неправильно сочетаются слова; д ) употреблены языковые средства, не соответствующие стилю и замыслу высказывания, описываемой эпохе. а) неправильно образовано слово; б) слово употреблено не в той форме; в) неправильно построено предложение. Только в письменной речи Орфографические ошибки I Неправильно написаны слова (ошибки на месте орфограмм). Пунктуационные ошибки V Неправильно поставлены знаки препинания. Только в устной речи Орфоэпические ошибки а) неправильно произнесен звук; б ) неправильно сделано ударение в слове.
От чего зависит характер нашей речи? Речевая ситуация ВЫСКАЗЫВАНИЕ (речь) Тема и основная мысль (о чем? что?) Автор (говорящий, пишущий) (кто?) Сфера общения (где?) Объем высказывания (сколько?) Адресат речи (кому?) Цель общения (зачем?) Аудирование : 1 ) Послушайте диалог мальчика Вольки и джинна Хоттабыча из книги "Старик Хоттабыч". Как Волька объяснил Хоттабычу слово балда ? Почему он неправильно передал его значение? 2 ) Волька оказался в ситуации, когда нужно объяснить человеку его неправильные действия, запретить ему что-то совершить. Предложите свой вариант, не нарушающий правила речевого этикета . Download : g4_u120.mp3 Аудирование : 1) Послушайте диалоги и расскажите о каждой ситуации общения , используя рисунки на стр. 211 и схему на странице 141 . Все ли ситуации представлены на рисунках? 2 ) Послушайте каждый диалог еще раз. Назовите и запишите формулы речевого этикета, употребленные в диалогах. 3 ) Какое впечатление производят на вас участники диалогов: хорошо ли они знакомы? Равны ли по возрасту, по служебному положению? Чье поведение вам кажется неправильным? Почему? Download : g3_u133.mp3
б ) Представьте себе, что вам нужно объяснить, что такое корень, приставка , суффикс и окончание младшему брату , пропустившему уроки по болезни. Составьте устно такое объяснение. а) Сегодня на уроке мы будем работать над разбором слова по составу. Кто сможет так рассказать о значимых частях слова, чтобы все быстро повторили эти сведения? Ситуативные упражнения Сравни: т радиционные упражнения Расскажите о значимых частях слова . Методика Синтонн - программы Упражнение «Воспроизведи интонацию» Произнесите слово с уверенным достоинством, искренней радостью, с иронией, доброжелательностью, безразличием, подчеркнутым уважением , сдержанным недовольством, восхищением, агрессивностью , любовью и т.д . (Дети сами выбирают интонацию, с которой будут произносить слова. Интонация определяет контакт. Упражнение- диагностика.)
а - крестик, о – нолик 1) предл о жение , 2)сл а гаемое,3) изл о жение, 4)дол о жить ; 5) возл а гать , 6)предл а гать , 7)предпол а гаемый , 8)р а стение ; 9)выр а щенный , 10)сл о жение , 11)разр а стаются , 12)р а стущий , 13)к а сательная , 14)к о снуться, 15) изл а гать , 16) обр а стать . 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 о х о о х х х х х о х х х о х х Игровые упражнения Игра «Кто лучший редактор?». Исправьте речевые ошибки: 1. Мальчику очень понравился рыбий суп. 2. Он так мало знает! Какой он невежа! 3. Вернувшись с работы, мы сыто пообедали . 4. Мне надо написать свою автобиографию. Вам пришло sms – сообщение . Какие ошибки допущены в тексте ? Исправьте их. « Привед . Как оно? Я в гламуре . Я в Аське » ( Привет. Как дела? У меня все хорошо. Я подключен к интернет -пейджеру ICQ) Игра «Крестики – нолики»
ПАМЯТКА «Как грамотно и доброжелательно дать оценку устному ответу?» 1. Отметь хорошее, что было в ответе. Высказывая общее впечатление от ответа, начни с того, что удалось отвечающему. 2. Оценивая конкретные особенности ответа, подумай, была ли учтена речевая ситуация. 3. В каком стиле дан ответ? 4. Оцени избранные речевые средства (лексические, фразеологические, синтаксические конструкции). 5. Последовательно ли, логично изложен материал; можно ли считать ответ развернутым? 6. Отметь количество и качество приведенных примеров. 7. Оцени использование внеязыковых компонентов речевой деятельности (жесты, мимика). 8. Твои дополнения, замечания к ответу. Виды работ на уроках по развитию коммуникативных умений 2. Творческие работы (сочинения) на основе личных впечатлений : 1. Музыкальные впечатления 2. Читательские впечатления 3. Жизненные впечатления 4. Фантазийные впечатления 4. Устные дискуссии 5. Устная и (или) письменная газета 6. Языковые игры. 7. Лингвистическая работа с опорой (опорным сигналом или опорным конспектом) 8. Доклады и сообщения 9. Пересказ художественного текста от имени героя. 10. Издание литературно-публицистического альманаха 1. Работа со зрительной опорой: А. Устный диалог Б. Устный рассказ
Участие и призовые места в конкурсах литературного творчества «ВДОХНОВЕНИЕ» (2014 Г.), «Живая классика» (2015г.). мероприятия, посвященные Году литературы, поздравление ветеранов и др. Внеурочная деятельность по предметам
Лист учета речевых ошибок, допущенных в контрольных и проверочных работах №п/п Фамилия, имя Количество речевых ошибок Количество грамматических ошибок 06.09. 2013 24.12. 2013 13.05. 2014 17.09. 2014 03.02. 2015 06.09. 2013 24.12. 2013 13.05. 2014 17.09 . 2014 03.02. 2015 1 Антонов Никита 3 3 1 2 1 3 3 2 2 2 2 Доронина Анастасия 4 3 3 3 2 3 3 2 2 2 3 Мартьянов Роман 5 3 3 2 2 2 2 2 1 1 4 Петрусенко Даниил 2 1 0 0 0 2 1 1 1 0 и т.д.
Результаты исходного и контрольного уровня развития культуры речи у учащихся 5-ых классов (в %)
Планируемые результаты, достигнутые выпускником путем формирования культуры речи и культуроведческой компетенции Выпускник научится: различать варианты орфоэпических, лексических, стилистических, правописных норм современного русского литературного языка; корректировать собственные речевые высказывания на основе владения основными нормами русского литературного языка. Выпускник получит возможность научиться: оценивать высказывание с точки зрения соблюдения норм современного русского литературного языка, а также с точки зрения коммуникативной целесообразности, точности, уместности, выразительности, богатства речи; использовать нормативные словари и справочники, в том числе мультимедийные, для получения информации о нормах современного русского литературного языка. Характеристика прогностического аспекта педагогического опыта Список источников Выготский Л. С. Мышление и речь. – М. – Л., 1934. Головин Б. Н. Основы культуры речи. – М., 1980. Жинкин Н. И. Речь как проводник информации. – М., 1982. Козлов Н. И. Синтон -программа. Практическая психология на каждый день. Екатеринбург: Издательство АРД ЛТД, 1992 . Ожегов С. И. Очередные вопросы культуры речи // Вопросы культуры речи. – Вып . 1. – М., 1955. Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность. – Л., 1974. Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М., 1998 . Шапиро Н.А. Учимся понимать и строить текст: 5-9 классы. – М.: Сентябрь, 2000 Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. и др. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: уч. пособие для студентов высш . и сред. пед.учеб . вузов и системы повышения пед . кадров/ под ред. Полат Е.С. – М.: Академия, 2001 Голуб И.Б. Риторика: учитесь говорить правильно и красиво. – Омега –Л, 2012 Штрекер Н.Ю. Русский язык и культура речи: учебное пособие. – Изд-во: Юнити – Дана, 2012. Русский язык: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч. / А.Д.Шмелев , Э.А.Флоренская и др.// под ред. А.Д.Шмелева . – М.: Вентана – Граф, 2014. ( аудиоприложение к учебнику ) Вступительное слово В. В. Путина на Совете по культуре и искусству http ://www.menobr.ru/news/37959 / Г азета "Русский язык" Издательского дома "Первое сентября http ://rus.1september.ru/index.php Культура русской речи / http://www.i-u.ru/biblio/archive/graudina_shiryaev_spiking_culture / Gramma.ru: Культура письменной речи / http://www.gramma.ru
Предварительный просмотр:
Методический семинар в рамках областного конкурса
«Учитель года Мурманской области-2015»
Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 31 г. Мурманска Анисимова Н.П.
Тема опыта:
Формирование речевой культуры как средство личностного развития обучающегося
Пояснительная записка
Уважаемые коллеги! Методическая тема школы, в которой я осуществляю педагогическую деятельность, звучит так: «Индивидуальные образовательные маршруты как средство формирования личности в условиях создания информационного пространства». Ни один образовательный маршрут, на мой взгляд, невозможен без культуры общения. Не владея основами речевой культуры, невозможно достичь личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования с учетом требований ФГОС. Речевая культура является одним из необходимых условий, обеспечивающих самоопределение и самореализацию личности. Проблема повышения речевой культуры должна стать общей для всех педагогических работников и должна найти отражение в их профессиональной деятельности. В этой связи одной из приоритетных считаю свою методическую тему: «Формирование речевой культуры как средство личностного развития». (СЛАЙД 1)
Как известно, российские школьники, к сожалению, не демонстрируют высоких достижений в умении применять школьные знания в жизни. Об этом свидетельствуют опубликованные результаты международного мониторинга PISA-2012. Россия занимает 42 место по читательской грамотности. (СЛАЙД 2)
Почему российские школьники находятся на таком уровне? Считаю возможным назвать несколько причин низкой грамотности обучающихся:
- теоретические сведения о русском языке и литературе изучаются изолированно и не всегда используются для формирования практической речевой деятельности на других предметах;
- обучение русскому языку и литературе происходит в сложных условиях снижения общей культуры населения, расшатывания норм литературного языка.
Современного ученика трудно мотивировать к самостоятельной творческой активности, к поиску пути достижения цели в поле информации и коммуникации. Дети испытывают серьёзные затруднения в умении аргументированно и ясно строить устную и письменную речь по всем школьным предметам. В чём причина этого? На мой взгляд, в недостаточно высоком уровне сформированности таких предметных результатов, как виды речевой деятельности (аудирование, чтение, говорение и письмо), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Президент России В.В. Путин на заседании Совета по культуре и искусству от 27.09.21012г. заявил, что видит серьезные риски в "культурной нищете" молодежи и считает, что начинать решать эту проблему нужно со сферы образования. "Школы и дошкольные учреждения, университеты не просто передают набор знаний и компетенций. Они должны воспитывать личность, учить критически, самостоятельно мыслить, четко проводить грань между добром и злом, - сказал В. Путин. Важнейшая задача образования - формировать внутреннюю культуру и вкус человека, его ценностные ориентиры и мировоззрение". http://www.menobr.ru/news/37959/
Условия возникновения и становления педагогического опыта (СЛАЙД 3)
На формирование опыта оказали влияние различные факторы. За немногие годы профессиональной деятельности я столкнулась с рядом проблем:
- Низкая речевая культура большого количества учащихся (трудности в восприятии и переработке текстовой информации).
- Частые коммуникативные неудачи учащихся (неумение строить текст и выбирать нужные речевые средства).
- Невысокая социализация личности ребенка (непонимание и нежелание усваивать образцы поведения, социальные нормы и ценности, необходимые для успешного функционирования в обществе)
- Недостаточное проявление творческих способностей учащихся как результат невысокой познавательной активности (формализация процесса обучения, то есть учитель – носитель знаний, а ученик – получатель «готовых» знаний).
- Недостаточная мотивация познавательной деятельности (диагностика мотивов изучения культуры речи начиналась мною с определения отношения к учению вообще методом анкетирования в 2013 году среди 5–ых классов (51 человек). (СЛАЙД 4)
- Невысокий уровень психологических знаний и умений для создания на каждом уроке ситуации психологического комфорта (это ведет к формированию повышенной тревожности, развитию чувства неуверенности в себе, связанного с неадекватной и неустойчивой самооценкой, со сложностями в личностном развитии, установлении межличностных контактов)
Длительность работы над опытом
Преподавание осуществляется в классах с базовым уровнем обучения и охватывает период с сентября 2013 года, когда учащиеся 5 «А» и 5 «Б» класса 2013-2014 уч. г. перешли на среднюю ступень обучения, по сегодняшний 2015 год, а также предполагает её продолжение до времени окончания 9 класса учащимися данного детского коллектива (2017г.). При грамотной корректировке содержания отдельных заданий технология опыта может использоваться в 5-11 классах с различным уровнем обучения как по русскому языку, так и по другим предметам гуманитарного цикла.
Формирование речевой культуры школьников осуществляется мною в несколько этапов:
1) Начальный этап – возникновение идеи опыта, определение цели, постановка задач, знакомство с инновационными технологиями и методикой формирования речевой культуры, личные наблюдения за учащимися, общение с детьми и их родителями, выявление уровня сформированности речевой культуры школьников (октябрь 2013 года), анализ типичных ошибок, допущенных учащимися при выполнении заданий в ходе констатирующего среза.
2) Основной этап – формирование речевой культуры личности через систему приемов, мотивирующих речевую деятельность учащихся (с октября 2013г. по апрель 2015 г.)
3) Заключительный этап – диагностика, которая может показать положительные моменты в данном воспитательном направлении, приблизит педагога к достижению воспитательных целей его работы (май 2015г. - май 2017г.)
Актуальность проблемы педагогического опыта
Актуальность проблемы педагогического опыта обусловлена тем, что процесс создания текста (высказывания) является большой трудностью для современного школьника. (СЛАЙД 5)
"Мы почти не учим говорить", - высказал своё отношение о состоянии обучения ещё в начале ХХ века лингвист и методист В.И. Чернышёв. Эти слова, к сожалению, относятся и к нашему времени. О деятельности учителя судят главным образом по результатам контрольного диктанта, тестирования, а не по тому, как дети умеют говорить или писать. А ведь жизнь требует и культуры общения в семье, коллективе, и культуры речевого поведения в обществе, и культуры профессионального общения.
Поэтому формирование и повышение речевой культуры приобретает нравственный аспект. В качестве основной цели обучения выдвигается формирование высоконравственной интеллектуально развитой языковой личности.
Для формирования речевой культуры необходимо создание и применение специальных методических инструментов. В своей педагогической деятельности мне пришлось столкнуться с различными моделями, технологиями, способами обучения.
Теоретическая база опыта
В основе педагогического опыта лежат идеи Л. С. Выготского, И. С. Якиманской, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, А. В. Текучева, Т. А. Ладыженской, В. И. Капинос, Н. Н. Сергеевой, М. С. Соловейчик, Б. Н. Головина, В.В. Соколовой, А. А. Леонтьева, Ю. Н. Караулова, С. И. Ожегова, Н. И. Жинкина, Ф. И. Буслаева, Н. И. Козлова (см. приложение).
Теоретическая база опыта основана на использовании инновационных технологий на основе деятельностного подхода и использования интерактивных форм и методов обучения, которые обеспечивают самое главное в образовательном процессе - развитие личности каждого учащегося, его активности. Необходимо создавать такие условия обучения, чтобы учащийся стремился получить новые результаты своей работы и в дальнейшем успешно применить их в практической деятельности. Интерактивное обучение можно осуществлять через использование инновационных технологий, которые представлены на СЛАЙДЕ 6.
Педагогическая идея и проблема опыта
Размышления над перечисленными выше проблемами побудили меня обратиться к трудам педагогов, психологов, лингвистов, методистов, к опыту коллег. В результате сопоставления их взглядов с собственными проблемами и суждениями была выдвинута следующая педагогическая идея работы: личностное развитие, полноценная социализация школьника невозможны без целенаправленного формирования его речевой культуры. Средством формирования речевой культуры должно стать развитие коммуникативной, лингвистической и языковой, культуроведческой компетенции.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании необходимых условий, содействующих повышению качества знаний учащихся по русскому языку и литературе на основе использования инновационных технологий с целью формирования речевой культуры школьников. Во время работы над опытом возникли противоречия (СЛАЙД 7), которые привели к постановке проблемы (СЛАЙД 8).
Цель и задачи, которые предстояло решить во время работы над опытом, представлены на слайде (СЛАЙД 9).
Технология описания опыта
Представленный опыт работы является единой системой «урок русского языка – урок литературы – внеклассная работа». В то же время, являясь одним из приоритетных направлений воспитательной системы школы, опыт тесно связан с методической темой школы и образовательным процессом в целом, поэтому может быть применен учителями – предметниками на разных учебных дисциплинах.
Формирование речевой культуры школьника проводится в трех направлениях: на факультативе, на уроках, во внеурочной деятельности.
Новизна опыта заключается в комплексном и творческом использовании инновационных технологий (игровые технологии, технология укрупнения дидактических единиц, диалоговые технологии, технология концентрированного обучения и т. д.) в процессе изучения русского языка и литературы, создании системы применения методов и приёмов в обучении и воспитании, направленных на формирование речевой культуры личности школьников, а также в выявлении и обосновании педагогических условий, обеспечивающих эффективность формирования речевой культуры подростков.
(СЛАЙД 10) Обучение речевой культуре предполагает формирование у учащихся умений, обеспечивающих все четыре фазы порождения высказывания:
1 фаза Ориентировка в ситуации общения: умение осмысливать и хорошо представлять себе речевую ситуацию (цель общения, тему и основную мысль высказывания, адресата речи, место общения, объем высказывания), т.е. формировать замысел будущего речевого произведения.
2 фаза. Планирование содержания высказывания: умение в соответствии с замыслом собирать материал для речи, пользуясь различными источниками информации (личным опытом, сообщениями других людей, радио- и телепередачами, научными и публицистическими материалами, произведениями искусства, в том числе и художественной литературой), систематизировать его, составлять план будущего высказывания с ориентацией на замысел.
3 фаза. Реализация замысла во внешней речи: умение в соответствии с замыслом пользоваться разными стилями и типами речи, разнообразными языковыми средствами, выбирать их с учетом всех компонентов речевой ситуации.
4 фаза. Контроль за результатами речевой деятельности: умение видеть реакцию слушателя во время устной речи, соотносить произносимое с замыслом и корректировать свою речь, совершенствовать (редактировать) написанное в соответствии с замыслом.
В ходе практической деятельности использовались рекомендуемые в различной педагогической литературе приемы работы, а также были разработаны авторские приёмы использования интерактивных форм и методов обучения на уроках русского языка. (СЛАЙД 11 - 16)
Опыт работы по формированию речевой культуры позволил мне заключить, что большая эффективность характерна для тех приемов (стратегий), которые позволяют побуждать интерес к теме, работать непосредственно с материалом и учат обобщать материал. На своих уроках я часто использую различные средства и приемы инновационных технологий, при помощи которых учащиеся могут самостоятельно овладевать новыми знаниями и навыками по культуре общения и осваивать коммуникативные умения: ситуативные упражнения, обобщающие таблицы («Нормы русского литературного языка», «Основные виды ошибок», «Свойства хорошей речи», «Стили речи», «Стили речи и языковые средства», «Типы речи», «Речь – продукт (результат) речевой деятельности», «Речевая ситуация»), игровые упражнения, ролевые игры, «копилка» нескучных упражнений (используется в качестве лингвистических «разминок», дополнительных и творческих заданий (ряд упражнений разработан Голубевой И. В.)), оценка устного ответа одноклассника с помощью памятки – помощника, методы Синтон-программы (упражнение «Список чувств», «Воспроизведи интонацию», «Открытая свеча» и др.), аудирование.
Полученные учащимися на уроках русского языка и литературы знания и умения, их способность применять коммуникативные знания и умения для решения конкретных задач, умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь, первично закрепляются в рамках индивидуальной, групповой и массовой внеурочной работы. Мои ученики регулярно принимают участие и становятся призерами различных конкурсов. СЛАЙД 17
Результативность опыта
Любая деятельность учителя отражается в успехах и результатах его учеников. Именно в МБОУ СОШ № 31 я работаю второй год с одним постоянным составом учащихся, поэтому о больших результатах пока говорить рано. Поиск и применение интенсивных форм обучения русскому языку и литературе, новых подходов к использованию методов формирования речевой культуры у учащихся сопровождается глубоким анализом достигнутых результатов. Я систематически веду диагностику качественного уровня знаний, осуществляю мониторинг специфических ошибок, допущенных учащимися во всех видах письменных работ.
Лист учета речевых ошибок, допущенных в контрольных и проверочных работах, вы увидите на СЛАЙДЕ 18. После урока это лист вывешивается в классе, и ученики видят результаты своего труда и труда товарищей.
Сравнительная таблица исходного и контрольного уровня культуры речи и динамика качества обученности за два года отражены на СЛАЙДЕ 19. В результате проведенных исследований я пришла к выводу о том, что уровень качества обучения русскому языку за 2013-2014 уч. год остался на прежнем уровне, по началу 2014-2015 уч. года можно судить о повышении качества знаний у учащихся по русскому языку.
Хотелось бы еще раз обратить внимание на то, что формирование речевой культуры школьника не ставит целью приобретение «сухих» схематических знаний, умений и навыков. Ему придается личностный смысл, деятельностный характер, практическая направленность. Сама речевая культура рассматривается как средство безопасного и комфортного самоопределения и самореализации личности в современном мире, как способ саморазвития и совершенствования, что имеет огромный воспитательный потенциал. Появляется новый идеал образованного человека как «человека культуры», развитого умственно, этически, эстетически, общественно-духовно. Средством и условием достижения этого идеала, самой целью образования становится коммуникативная культура личности, включающая в себя как составные части речевую, языковую, социокультурную компетентность.
Система моей работы позволяет оценить не только качество знаний и умений, но и инициативу, трудолюбие, сообразительность, и, таким образом, я получаю возможность управлять не только процессом обучения, но и воспитания. Развивается эмоционально-волевая сфера учащихся, формируется у них вера в себя и высокую самооценку при стремлении к постоянному росту.
За время моих исследований по проблеме серьезным можно считать достижение следующих
планируемых результатов:
1) большая часть учащихся умеет строить, анализировать и характеризовать тексты различных стилей и типов речи, создавать свои собственные устные и письменные высказывания, исправлять речевые недостатки и выбирать нужные речевые средства (в ряде речевых ситуаций, требующих использования речевого этикета, применяют этикетные слова) и средства связи предложений в тексте; умеет ориентироваться в ситуации общения, учитывая адресат;
2) большинство учащихся соблюдают в практике письменного и устного общения основные нормы современного литературного языка и четко классифицирует свои ошибки в речи, четко определяя при этом, какая норма современного русского литературного языка нарушена;
3) учащиеся владеют в силу возраста понятием стиля, знают виды стилей и их особенности, оценивают свои и чужие высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;
4) владеют умением описывать речевую ситуацию на основе текста, рисунка; определяют свои коммуникативные удачи и стараются предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения, планируют пути достижения цели;
3) у ряда учащихся повысилась познавательная активность, стимулирующая проявление творческих способностей (сформированы навыки работы со справочной и дополнительной литературой, нормативными словарями и справочниками, в том числе мультимедийными), активизировалось желание выполнять индивидуальное задание, выступать с аудиовидеоподдержкой в классе, учащиеся ежегодно участвуют в конкурсе «Русский медвежонок – языкознание для всех» и желают быть задействованными во внеурочной деятельности – например, в 2014г. группа детей участвовала в конкурсе литературного творчества «Вдохновение», а в 2015 г. в конкурсе «Живая классика», и один из участников был награжден дипломом за исполнительское мастерство и в том, и в другом конкурсе.
4) удалось через КТД (коллективные творческие дела, экскурсии, создание газет, проведение литературных вечеров) преодолеть чувство тревожности и неуверенности в себе, связанной с неадекватной и неустойчивой самооценкой, у некоторых ребят, которые боялись выступать в классе.
Деятельность учащихся на любом уроке оценивается с позиции речевого этикета, учитывается культура высказывания по предмету, умение практически оценивать свое высказывание и окружающих, то есть проводится языковая рефлексия, связанная с оценкой уместности и правильности речевой деятельности. Инновационные методики совмещают виды работ, формирующих коммуникативные, языковедческие и культуроведческие компетенции. Инновационные методики делают уроки русского языка интереснее, ярче. Самостоятельный поиск решения, активная мыслительная деятельность способствуют повышению эффективности учебного процесса. Правильная организация уроков с использованием инновационных технологий требует, чтобы каждый ребенок был занят решением посильной для него задачи, так как при этом условии можно поддержать у него интерес к учению и добиться достижения планируемых результатов освоения программы учебного предмета. (СЛАЙД 20). Презентацию к методическому семинару вы можете посмотреть, загрузив её к себе на компьютер по ссылке: Презентация к конкурсному заданию "Методический семинар"
Приложение
методическая система процесса формирования речевой культуры
7