Воспитательные компетенции родителей
В условиях роста детской преступности и правонарушений сложно переоценить воспитательную роль родителей. Именно от уровня воспитательной педагогической компетентности родителей зависит общее развитие, социальная адаптация и становление личности ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rodit._kompetentsii.docx | 27.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитательная компетентность родителей в вопросах профилактики правонарушений несовершеннолетних.
В современных условиях серьезно обострились проблемы социальной дезадаптации детей и подростков, что при неблагоприятно сложившейся ситуации приводит их к девиантному поведению. Девиантное поведение заключается в проявлении социально - неодобряемых форм поведения. Они характеризуются плохими отношениями с другими детьми, которые проявляются в драках и ссорах, агрессивностью, демонстративным поведением и разрушительными действиями или лживостью. В дальнейшем это может привести к антиобщественным поступкам, правонарушениям и преступлениям. Проблема преступности несовершеннолетних приобретает в последнее время все большую остроту и актуальность. Отмечается значительный рост преступности среди детей до 14 лет.
Известно, что процесс социализации ребенка начинается с первых дней его жизни. Формирование человека протекает особенно активно в раннем детстве. А.С. Макаренко писал, что «... главные основы воспитания закладываются до пяти лет и то, что вы сделали до пяти лет, - это 90% всего воспитательного процесса».
Важность и степень глубины роли семьи (родители, близкое окружение, значимые близкие) в воспитании ребенка неоспоримы. Наибольшая доля участия родителей в воспитании детей приходится на период раннего детства, когда ведущей деятельностью является эмоциональное общение с ребенком.
Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. Ошибки, допущенные в воспитании ребенка в раннем детстве, нередко накладывают отпечаток на всю его последующую жизнь.
К сожалению, родители не всегда замечают отрицательные черты в поведении своего «чада», а заметив, не придают им значения, считая, что ребенок
еще мал, подрастет, научится, и исправится. При таком отношении к воспитанию создаются условия, при которых незначительные, на первый взгляд, недостатки
ребенка, повторяясь многократно, переходят в привычку и выражаются в проявлении различных отклонений в его поведении.
Условно можно выделить 3 наиболее выраженные группы так называемых трудных детей, имеющих проблемы в эмоциональной сфере :
Агрессивные дети. Безусловно, в жизни каждого ребенка бывали случаи, когда он проявлял агрессию, но, выделяя данную группу, мы обращаем внимание прежде всего на степень проявления агрессивной реакции, длительность действия и характер возможных причин, вызвавших аффективное поведение.
Эмоционально расторможенные дети. Относящиеся к этому типу дети на все реагируют слишком бурно: если они выражают восторг, то в результате своего экспрессивного поведения заводят весь класс; если страдают, их плач и стоны будут слишком громкими и вызывающими.
Слишком застенчивые, ранимые, обидчивые, робкие, тревожные дети. Они постесняются громко и явно выражать свои эмоции, будут тихо переживать свои проблемы, боясь обратить на себя внимание.
Для дошкольников родители являются непререкаемым авторитетом. Их воспитательное влияние глубоко воспринимается, часто воспроизводится и даже напрямую копируется детьми.
Таким образом, на первый план в процессе воспитания детей выходит воспитательная (педагогическая, психологическая) компетентность родителей. Если вам недостает знаний в вопросах воспитания, детских возрастных особенностей, по преодолению кризисных моментов, разрешению конфликтных ситуаций, общих тенденций и направлений процесса становления и взросления ребенка, обращайтесь за помощью к специалистам (педагогам, психологам), читайте специальную литературу. От уровня вашей родительской компетентности зависит общее развитие и становление личности вашего ребенка.
Уважаемые родители! Успехов Вам! Составила:
Педагог – психолог
МАДОУ №216
Рязанова И.В.