Читательская грамотность - работа с текстом
Материалы для учителей русского языка по теме "Читательская грамотность"
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Разработка заданий по читательской грамотности»
I. Вид текста: сплошной
Хореограф - автор и постановщик балетов, танцев, хореографических номеров, танцевальных сцен в опере и оперетте, создатель танцевальных форм.
Хореографы работают с танцорами, чтобы отшлифовать танец, придать ему логическую завершенность. Основной задачей хореографа является постановкой танцев одного человека или группы танцоров. Они могут использоваться во многих спектрах: в театральных спектаклях, на ледовых шоу, в музыкальных клипах, балетных номерах и т.д..
Для танцовщиков хореографы являются:
- учителями,
- тренерами,
- помощниками в подготовке в выступлению.
История возникновения профессии
Танец относится к проявлениям творчества народа. Он может иметь отличия по движениям, темпоритму, костюмам. В былые времена танцы различались также по сословиям. Простой народ после напряженного трудового дня отдыхал, танцуя плясовые с хороводами. Представители знатных сословий, чтобы скрасить свой досуг, приглашали танцоров.
История профессии хореографа гласит, что она появилась в двенадцатом веке. В этот временной отрезок модными стали придворные танцы, в которых принимало участие большое количество пар танцующих. На общественное мнение могло повлиять то обстоятельство, насколько красиво и слаженно кружатся в танце его исполнители. Главной задачей хореографов того времени было обучение представителей знати основным танцевальным движениям, а также манерам во время танца.
Основные обязанности
Хореография - это искусство танца. Если принимать во внимание перевод этого слова с древнегреческого (пляска, описываю), то его можно расшифровать как запись движений танца с помощью особых аллегорий. Разработка данных движений и создание на их основе целостного произведения является основной профессиональной обязанностью хореографа.
Профессия хореограф подразумевает постановку не только танцев, но и концертных номеров, балетных спектаклей. Основной задачей хореографа является создание наполненной красотой и уникальностью танцевальной композиции. Представитель данной профессии распределяет между танцорами конкретные образы, предназначенные для воплощения в танце, принимая во внимание способности и характер каждого участника танцевального коллектива. Он осуществляет подбор музыкального сопровождения и костюмов.
Также хореограф отвечает за технику исполнения движений танца. Он должен обладать умением создавать танец на основе не только своих замыслов, но и опираясь на передовой опыт своих коллег. Профессия хореографа объединяет в одном лице: танцоров, профессионально владеющих искусством танца, гуру всех видов искусства, а также признанных интеллектуалов.
Умение: Нахождение информации.
1. Кто такой "хореограф"? Выбери один правильный вариант ответа.
А. Хореограф - это, тот кто поёт, занимается пением.
Б. Хореограф - это музыкант, который управляет оркестром, ансамблем, хором.
В. Хореограф - это артист, объявляющий концертные номера и выступающий в промежутках между ними.
Г. Хореограф - специалист в области музыки или тот, кто занимается игрой на музыкальном инструменте
Д. Хореограф - автор и постановщик балетов, танцев, хореографических номеров, танцевальных сцен в опере и оперетте, создатель танцевальных форм.
Ответ: __________________
Умение: Интерпретация текста.
2.Хореограф управляет коллективом. Он распределяет между танцорами конкретные образы, предназначенные для воплощения в танце, принимая во внимание способности и характер каждого участника танцевального коллектива.
Кто ещё кем может управлять? Соедини слова левого и правого столбика.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ответы:___________________
Умение: Рефлексия и оценка.
3. Выбери фото, на которых изображены предметы необходимые хореографу для работы. Обведи два варианта ответа.
Ответ: ___________________________
II. Вид текста: сплошной
Хореограф - автор и постановщик балетов, танцев, хореографических номеров, танцевальных сцен в опере и оперетте, создатель танцевальных форм.
Хореографы работают с танцорами, чтобы отшлифовать танец, придать ему логическую завершенность. Основной задачей хореографа является постановкой танцев одного человека или группы танцоров. Они могут использоваться во многих спектрах: в театральных спектаклях, на ледовых шоу, в музыкальных клипах, балетных номерах и т.д..
Для танцовщиков хореографы являются:
- учителями,
- тренерами,
- помощниками в подготовке в выступлению.
История возникновения профессии
Танец относится к проявлениям творчества народа. Он может иметь отличия по движениям, темпоритму, костюмам. В былые времена танцы различались также по сословиям. Простой народ после напряженного трудового дня отдыхал, танцуя плясовые с хороводами. Представители знатных сословий, чтобы скрасить свой досуг, приглашали танцоров.
История профессии хореографа гласит, что она появилась в двенадцатом веке. В этот временной отрезок модными стали придворные танцы, в которых принимало участие большое количество пар танцующих. На общественное мнение могло повлиять то обстоятельство, насколько красиво и слаженно кружатся в танце его исполнители. Главной задачей хореографов того времени было обучение представителей знати основным танцевальным движениям, а также манерам во время танца.
Основные обязанности
Хореография - это искусство танца. Если принимать во внимание перевод этого слова с древнегреческого (пляска, описываю), то его можно расшифровать как запись движений танца с помощью особых аллегорий. Разработка данных движений и создание на их основе целостного произведения является основной профессиональной обязанностью хореографа.
Профессия хореограф подразумевает постановку не только танцев, но и концертных номеров, балетных спектаклей. Основной задачей хореографа является создание наполненной красотой и уникальностью танцевальной композиции. Представитель данной профессии распределяет между танцорами конкретные образы, предназначенные для воплощения в танце, принимая во внимание способности и характер каждого участника танцевального коллектива. Он осуществляет подбор музыкального сопровождения и костюмов.
Также хореограф отвечает за технику исполнения движений танца. Он должен обладать умением создавать танец на основе не только своих замыслов, но и опираясь на передовой опыт своих коллег. Профессия хореографа объединяет в одном лице: танцоров, профессионально владеющих искусством танца, гуру всех видов искусства, а также признанных интеллектуалов.
Умение: Нахождение информации.
1. Ответь на вопросы. Обведи правильный ответ.
1) Название профессии "хореограф" произошло от французского слова, что означает - управлять
А) ДА
Б) НЕТ
2) Хореограф занимается подбор музыкального сопровождения и костюмов.
А) ДА
Б) НЕТ
3) Хореография - это искусство пения
А) ДА
Б) НЕТ
4) Профессия хореограф появилась в 12 веке
А) ДА
Б) НЕТ
5) Многие хореографы сами пишут музыку
А) ДА
Б) НЕТ
Ответы:_____________________
Умение: Интерпретация текста.
2. Выбери иллюстрацию, которая отражает работу хореографа.
Запиши два варианта ответов
А Б В Г Д
Ответ: ___________________
Умение: Рефлексия и оценка.
3. Выберите три высказывания о дирижёре.
А. ...но вот появляется человек. Легкий взмах руки и все заиграли стройно и слаженно.
Б. Он должен знать все правила и тонкости искусства, чтобы создавать такие танцы, которые будет интересно смотреть зрителям и исполнять танцовщикам.
В Его профессия подразумевает постановку не только танцев, но и концертных номеров, балетных спектаклей.
Г. Самое главное для него – его голос и умение управлять им. Его голосом говорят герои фильмов и рекламных роликов
Д. Он работает с танцорами, чтобы отшлифовать танец, придать ему логическую завершенность.
Ответ: _______
III. Вид текста: сплошной
Эколог — это специалист, работа которого напрямую связана с окружающей средой. Он может работать в частной компании в нефтегазовой, промышленной или строительной отрасли, на заводе, в консалтинговой компании, в государственных надзорных учреждениях и в некоммерческих организациях, занимающихся защитой природы.
У экологов несколько основных задач:
- изучать окружающую среду;
- анализировать собранные данные;
- оценивать экологическую ситуацию в городе, в стране, в мире;
- отслеживать, как состояние окружающей среды меняется под влиянием человека;
- определять, какие проблемы в окружающей среде возникают из-за деятельности людей;
- устранять проблемы в окружающее среде, разрабатывая разные меры: законы, предписания, экологические проекты и т.д.
Интересно, что сейчас профессия эколога ассоциируется в первую очередь с экологическими проблемами: с загрязнением воздуха и воды, с глобальным потеплением, с истощением природных ресурсов и т.д. Однако изначально экология — наука о том, как живые организмы взаимодействуют между собой и с окружающей средой. Слово «экология» переводится с древнегреческого как «учение о доме».
Хорошему экологу надо:
- разбираться в химии, биологии, физике, географии, математике;
- знать экологическое законодательство, нормативные документы;
- уметь анализировать разную информацию;
- уметь отстаивать свою точку зрения;
- уметь общаться с разными людьми и убеждать их;
- быть внимательным и ответственным;
- оставаться объективным в любой ситуации и не изменять своим принципам.
Умение: Нахождение информации.
1. Прочитайте внимательно предложенный Вам текст о профессии эколога. Исключите неверную информацию.
А. знать экологическое законодательство, нормативные документы;
Б. уметь анализировать разную информацию;
В. разбираться в сельском хозяйстве;
Г. уметь отстаивать свою точку зрения;
Д. быть внимательным и ответственным
Умение: Интерпретация текста.
2. Рассмотрите внимательно фотографии. Опишите рабочее занятия эколога. Подберите необходимую информацию, обратившись к материалам Интернета (текст, фотографии, рисунки), структурируйте ее.
Объём не менее 15 предложений.
Умение: Рефлексия и оценка.
3. Подготовьте рассказ о профессии эколога в разных стилях: научном, публицистическом, художественном. Используйте в процессе подготовки материалы прочитанного текста, сведения из Интернета. Объём не менее 15 предложений.
Предварительный просмотр:
«Приемы работы с текстом на уроках русского языка»
Цель: обмен опытом педагогической деятельности по организации системы работы с текстом на уроках русского языка как одной из форм эффективной подготовки к сдаче ВПР.
Задачи:
- продемонстрировать приемы работы с текстом;
- прокомментировать эффективность применения данных приемов;
- отработать приемы работы с текстом на деятельностной основе (работа в группах, в парах).
II. Постановка педагогической проблемы
На всех школьных предметах без исключения проводится работа с текстом, будь это предмет гуманитарного или технического цикла. Поэтому, текст является, пожалуй, основной учебно-методической единицей обучения. Для наиболее полного и правомерного его использования в качестве образца выполнения действий изучаемого предмета учителю необходимо чётко представить себе, а затем использовать в работе содержательные и структурные особенности текста как основы.
Новые ФГОС декларируют необходимость формирования у школьников общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, а не только освоение учащимися конкретных знаний в рамках отдельных дисциплин. Наиболее эффективным является комплексное обучение речи, при котором умение воспринимать устную и письменную речь (аудирование и чтение) формируется в сочетании с умением строить устное и письменное высказывание (говорение и письмо). В каждом виде речевой деятельности формируются умения, общие для всех видов.
Конечная цель обучения русскому языку - это практическая грамотность, речевая и языковая компетентность учащихся. Соединить деятельность школьников по выработке практических навыков грамотного письма и речевого развития позволяет работа с текстом.
Цель работы с текстом на уроках русского языка – постижение закономерностей построения, знакомство со стилистическими, фонетическими, морфологическими, синтаксическими и орфографическими ресурсами языка. Для достижения этой цели я применяю следующие приемы
- рассуждение о проблеме;
- нахождение ошибки;
- восстановление деформированного текста;
- собирание текста из фрагментов;
- комплексный анализ текста;
- реконструкция текста;
III. Практическая демонстрация приемов. Комментарий к приему.
Предлагаю вашему вниманию некоторые приемы работы с текстом, которые Вы будете реализовывать, работая в группах, индивидуально и в парах.
1.Группы работают 3 минут.
2.Учитель оказывает помощь участникам групп.
3.С наработанными материалами выступает один представитель группы
- Комплексный анализ текста. (не выполнять , сказать ,как об основном приеме)
На уроках русского языка мы часто выполняем комплексный анализ текста. В комплексном анализе мы повторяем много орфограмм и пунктограмм, выполняем различные разборы, вспоминаем изобразительные средства языка, делаем творческие задания. Также мы уже знаем, что анализ текста - обязательный вид работы при подготовке к ОГЭ, к итоговому собеседованию в 9 классе, к написанию всероссийских проверочных работ. Работа над анализом текста начинается на уроках русского языка с самого начала обучения и продолжается до 11 класса с учетом возраста и полученных знаний. Ученики приучаются к первичным основам лингвистического комплексного анализа текста. Комплексный анализ может быть индивидуальным, групповым(коллективная проверка), взаимопроверка. Его уместно применять на разных этапах (повторение темы, повторение раздела)
Комплексный анализ текста. 6 класс.
1. Запишите текст, вставляя и объясняя графически пропущенные буквы:
(1)Помните, каким шумным был подмосковный лес весной и летом? (2)Теперь он стоит перед нами з..стывший в какой(то) таинственн..й тиши. (3)Но даже в этой тишине есть свое..бразная пр..вл..кательность. (4)Зел..неют ели, т..жело ра(з,с)пустившие свои ветви, одетые пушист..ми снежн..ми гирляндами. (5)Кругом чернеют берёзы и осины, лишённые листвы. (6)Кое(где) возвышаются старые сосны. (7)От деревьев, освещённых косыми холодн..ми лучами, ложатся длинные серые тени, глаз слепит сверканье мя(г,х)кого снега, и свежо дышится острым морозн..м воздухом.
2. Определите тему текста.
3. Определите идею текста.
4. Определите тип речи.
5. Определите стиль речи.
Напротив правильного ответа поставь знак «+»
Тема текста | Стиль речи | Тип речи | |||
Зима | разговорный | повествование | |||
Холодная зима | художественный | описание | |||
Зимний лес | научно-популярный | рассуждение | |||
О пользе снега зимой | публицистический | повествование с элементами описания |
6. Выпишите из 1 предложения качественное прилагательное.
7. Выпишите из 1 предложения относительное прилагательное.
8. Выполните морфемный разбор прилагательных из 1 предложения.
9. Образуйте краткую форму от качественных прилагательных из 1 предложения. Запишите, выделите окончания.
10. Укажите синтаксическую роль прилагательных из 1 предложения.
11. Подберите антонимы к качественному прилагательному из первого предложения.
12. Укажите номер предложения с однородными подлежащими.
13. Выполните синтаксический разбор 1 предложения. Составьте его схему.
14. Составьте 5 предложений по теме «Зимняя дорога», чтобы получился текст.
2. Прием «Письмо по кругу»
Класс делится на группы от 4-6 человек. У каждого ученика должен быть лист бумаги. Предлагаю детям записать одно предложения по определенной теме, (фотографии, репродукции картины). Затем листы передаются по часовой стрелке. Каждый должен прочитать написанное и продолжить записи. Предложения должны составлять связный текст, цельное высказывание. Так продолжается, пока лист не вернется к первому автору. Лист может «пройти» не один круг, чтобы получилось достаточно развернутое сообщение. Каждый ребенок читает написанное, затем слово предоставляется одному ученику, который вслух читает записи. Остальные дополняют, если не прозвучало то, что они считают важным.
Детям нужно не только поразмышлять на заданную тему, но и согласовывать свое мнение с членами группы. Например, учитель сообщает тему или проблему урока (Для чего нужно изучать части речи?).
Цели и задачи реализуемые через данный прием:
- Формирование и развитие внимания и орфографической зоркости.
- Развитие речи через фантазию, воображение, расширение и активизацию словарного запаса учащихся.
- Формирование и развитие умения работать в группе, нести ответственность за себя, других .
- Развитие самооценки и оценки других через коллективную творческую работу.
Место в системе уроков:
Эта форма работы может использоваться на уроках повторения и обобщения изученного, на уроках повторения изученного в конце учебного года, уроки по развитию речи
Детям эта работа всегда очень интересна, т.к отчасти, несет элемент неизвестности, неожиданности. Дети никогда не знают с каким языковым материалом им придется работать.
3. Прием «ПИСЬМО С ДЫРКАМИ». Реконструкция текста. (проводится устно) Один из продуктивных приемов работы с текстом на уроке русского языка при изучении тем. Эта технология эффективна в качестве проверки и закрепления усвоенных ранее полученных знаний и для работы при изучении нового материала .
Н.Сладков о зиме Январь. Белые фигурки.
-Вставьте в текст на месте пропусков имена прилагательные (на слайде)
Январь − месяц (больших молчаливых) снегов. Лес утонул в (дремучих) сугробах. Вместе со снегом налетели и набежали в лес (диковинные невиданные) существа. Они расселись по пням и сучкам, вскарабкались на ёлки и сосны.
Тут вылез из сугроба (лесной) человечек в белой шапчонке. Там сидит зайчонок. Сложил он (белые) лапки на (белое) пузечко, молчит и смотрит на (белый) лес. На камне у речки (белая) Алёнушка: склонила голову на плечо, подпёрла (белой) ладошкой (белую) щёчку. Вот птица не птица, зверь не зверь: пальцем тронь − рассыплется в прах. (Белые) медведи и (белые) совы. Зайцы, куропатки, белочки. Сидят, лежат и висят.
Полон лес (диковинных) птиц и зверей. Хочешь увидеть их − поторопись. А то дунет ветер − поминай как звали!
После того как учащиеся вставят свои прилагательные, предлагается посмотреть авторский текст
- Открываем текст. Прочитайте его выразительно.
- Определите тему данного текста (она отражена в заглавии).
- В чем, по-вашему, заключается основная мысль? (выражена в 1 предложении), (с темой неразрывно связана идея).
- Определите тип речи (в тексте переплетаются повествование и описание).
- Почему автор столько раз употребляет слово белый? Нужно ли его заменять другими?
- Найдите качественные прилагательные.
● учить видеть и чувствовать текст;
● пополнять речевую память учащегося;
● обогащать словарный запас;
4. Прием « Собери предложения». Сложение целого текста из частей. Данная технология эффективна при изучении темы: «Текст. Признаки текста. Тема и главная мысль текста». На слайд
Прочитайте предложения. Можно ли назвать их текстом?
1. Они то косо л_тели (по)ветру, то отвесно ложились в сырую траву.
2. Лист_я падали дни и ночи.
3. Нач_лся л_стопад.
4.Этот дождь шел н_делями.
5. Л_са моросили д_ждем обл_тавшей л_ствы.
Расставьте предложения по порядку так, чтобы получился текст. Озаглавьте текст.
Вставьте где нужно пропущенные буквы, обозначьте орфоргаммы.
- Формирование и развитие внимания и орфографической зоркости.
2. Умение анализировать, создавать тексты
5. Приём «Лови ошибку» - универсальный приём, активизирующий внимание учащихся.
Формирует:
- умение анализировать информацию;
- умение применять знания в нестандартной ситуации;
- умение критически оценивать полученную информацию.
Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определите на него время.
Пример.
Русский язык. Учитель дает несколько грамматических (синтаксических или др.) правил. Одно или несколько из них — неверны. Найти и доказать ошибочность.
Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы Кто? Что? (какой? Каков? Чей?) и обозначает действие (признак) предмета.
Прилагательные делятся на два (три) разряда и изменяются по родам, числам и падежам. В предложении прилагательные чаще всего являются определениями или сказуемыми.
6. Прием «ПОПС-формула».
Также в своей работе я использую прием «Попс-формула». В нем нет ничего нового, но он позволяет логически последовательно формулировать ответ, учащиеся продумывают примеры для подтверждения своего мнения и делают выводы, развивается речемыслительная деятельность.
Позиция (Я считаю, что проблема данного текста актуальна (не актуальна)
Объяснения (…потому, что…)
Пример (Могу доказать это на примере….)
Следствие (Исходя из сказанного, делаю вывод, что…).
Текст
1) Сережа вышел во двор и увидел, что его трехлетний братишка Павлик сидит на корточках перед котенком.2) Павлик совал котенку печенье и говорил:
2) - Ты чего морду-то воротишь? 3) В лоб захотел, да? 4) Вот я тебе сейчас двину.5) Пофасонишь!..
6) Сережа кинулся к братишке, схватил его за воротник, поднял с земли. 7) Он был так возмущен, что даже слов не мог найти подходящих. 8) Поэтому он просто дал Павлику подзатыльник.
9) Братишка заревел на весь двор.
10)- Ай да герой!11) Не стыдно бить маленьких? - услышал Сережа и поднял голову. 12) Перед ним стоял летчик, жилец из пятнадцатой квартиры. 13) Все ребята знали этого летчика - он катал их на своем голубом мотоцикле.
14)- Да ведь он ругается! - воскликнул Сережа. 15)- Грубые слова говорит! 16) И где научился?
17) - Грубые слова? - переспросил летчик и нахмурился. 18)- Это, брат, последнее дело.19) Ведь за грубые слова люди, как за палку хватаются, когда толком ничего сказать не могут.20) А слова эти в я зыке нашем - просто мусор...
21) Летчик похлопал Сережу по плечу.
22) - Только ты братишку не подзатыльниками учи...23) Понял?
24) А часом позже Сережа вместе со старшими ребятами носился по двору за футбольным мячом. 25) Павлик и остальные малыши с завистью следили за игрой.
26) - Гони! 27)Бей! - пронзительным голосом кричал Сережа. 28)– Ты что, ослеп, да? 29)Ворона! 30) Мяча не видит!31) Васька, дай ему в лоб, в лоб ему...
32) Он хотел крикнуть еще что-то, но вдруг увидел летчика из пятнадцатой квартиры. 33)Летчик тоже наблюдал за игрой. 34)Вернее, смотрел на одного Сережу, и лицо у него было насмешливое.
35)Сережа съежился, пропустил мяч, молча посмотрел ему вслед, молча толкнул плечом Мишу, который путался под ногами.36) Стараясь быть незаметным, он потихоньку выбрался с поля.
37) Кажется, первый раз Сережа сообразил, где братишка научился грубым словам. ( О.И.Романченко «Мусорное» слово)
- Какая проблема затронута в тексте? ( В тексте затронута проблема употребления в речи грубых слов, а также в нем говорится об отсутствии речевой культуры у подростков.)
- В каком предложении выражена авторская позиция? Найдите и прочитайте в тексте. (16) - Грубые слова? - переспросил летчик и нахмурился. 17)- Это, брат, последнее дело.18) Ведь за грубые слова люди, как за палку хватаются, когда толком ничего сказать не могут.19) А слова эти в языке нашем - просто мусор...)
IV. Подведение итогов мастер-класса.
- Представленные приемы работы с текстом позволяют решать такие речевые задачи:
● учить видеть, слышать и чувствовать текст;
● пополнять речевую память учащегося;
● обогащать словарный запас;
● продуктивно усваивать учебный материал;
● прививать эстетический вкус;
● формировать собственное мнение, высказывать и аргументировать его.
Все эти приемы можно использовать не только на уроках русского языка, но и на других предметах.
Также все эти приемы подходят для инклюзивного образования. Инклюзивным урок становится тогда, когда учитель умеет организовать совместную деятельность учеников, дать всем задачи и видеть каждого. Такое образование должно помогать детям с ограничениями интегрироваться в общество, а остальным детям - воспитывать в себе толерантность и способность помогать другим людям.
-Вставьте в текст на месте пропусков имена прилагательные .
Январь − месяц (… …) снегов. Лес утонул в (… ) сугробах. Вместе со снегом налетели и набежали в лес (… …) существа. Они расселись по пням и сучкам, вскарабкались на ёлки и сосны.
Тут вылез из сугроба (… ) человечек в белой шапчонке. Там сидит зайчонок. Сложил он (… ) лапки на (… ) пузечко, молчит и смотрит на (… ) лес. На камне у речки (… ) Алёнушка: склонила голову на плечо, подпёрла (… ) ладошкой (… ) щёчку. Вот птица не птица, зверь не зверь: пальцем тронь − рассыплется в прах. (… ) медведи и (… ) совы. Зайцы, куропатки, белочки. Сидят, лежат и висят.
Полон лес (… ) птиц и зверей. Хочешь увидеть их − поторопись. А то дунет ветер − поминай как звали!
-Вставьте в текст на месте пропусков имена прилагательные .
Январь − месяц (… …) снегов. Лес утонул в (… ) сугробах. Вместе со снегом налетели и набежали в лес (… …) существа. Они расселись по пням и сучкам, вскарабкались на ёлки и сосны.
Тут вылез из сугроба (… ) человечек в белой шапчонке. Там сидит зайчонок. Сложил он (… ) лапки на (… ) пузечко, молчит и смотрит на (… ) лес. На камне у речки (… ) Алёнушка: склонила голову на плечо, подпёрла (… ) ладошкой (… ) щёчку. Вот птица не птица, зверь не зверь: пальцем тронь − рассыплется в прах. (… ) медведи и (… ) совы. Зайцы, куропатки, белочки. Сидят, лежат и висят.
Полон лес (… ) птиц и зверей. Хочешь увидеть их − поторопись. А то дунет ветер − поминай как звали!
-Вставьте в текст на месте пропусков имена прилагательные .
Январь − месяц (… …) снегов. Лес утонул в (… ) сугробах. Вместе со снегом налетели и набежали в лес (… …) существа. Они расселись по пням и сучкам, вскарабкались на ёлки и сосны.
Тут вылез из сугроба (… ) человечек в белой шапчонке. Там сидит зайчонок. Сложил он (… ) лапки на (… ) пузечко, молчит и смотрит на (… ) лес. На камне у речки (… ) Алёнушка: склонила голову на плечо, подпёрла (… ) ладошкой (… ) щёчку. Вот птица не птица, зверь не зверь: пальцем тронь − рассыплется в прах. (… ) медведи и (… ) совы. Зайцы, куропатки, белочки. Сидят, лежат и висят.
Полон лес (… ) птиц и зверей. Хочешь увидеть их − поторопись. А то дунет ветер − поминай как звали!
-Вставьте в текст на месте пропусков имена прилагательные .
Январь − месяц (… …) снегов. Лес утонул в (… ) сугробах. Вместе со снегом налетели и набежали в лес (… …) существа. Они расселись по пням и сучкам, вскарабкались на ёлки и сосны.
Тут вылез из сугроба (… ) человечек в белой шапчонке. Там сидит зайчонок. Сложил он (… ) лапки на (… ) пузечко, молчит и смотрит на (… ) лес. На камне у речки (… ) Алёнушка: склонила голову на плечо, подпёрла (… ) ладошкой (… ) щёчку. Вот птица не птица, зверь не зверь: пальцем тронь − рассыплется в прах. (… ) медведи и (… ) совы. Зайцы, куропатки, белочки. Сидят, лежат и висят.
Полон лес (… ) птиц и зверей. Хочешь увидеть их − поторопись. А то дунет ветер − поминай как звали!
1. Они то косо л_тели (по)ветру, то отвесно ложились в сырую траву.
2. Лист_я падали дни и ночи.
3. Нач_лся л_стопад.
4.Этот дождь шел н_делями.
5. Л_са моросили д_ждем обл_тавшей л_ствы.
1. Они то косо л_тели (по)ветру, то отвесно ложились в сырую траву.
2. Лист_я падали дни и ночи.
3. Нач_лся л_стопад.
4.Этот дождь шел н_делями.
5. Л_са моросили д_ждем обл_тавшей л_ствы.
1. Они то косо л_тели (по)ветру, то отвесно ложились в сырую траву.
2. Лист_я падали дни и ночи.
3. Нач_лся л_стопад.
4.Этот дождь шел н_делями.
5. Л_са моросили д_ждем обл_тавшей л_ствы.
1. Они то косо л_тели (по)ветру, то отвесно ложились в сырую траву.
2. Лист_я падали дни и ночи.
3. Нач_лся л_стопад.
4.Этот дождь шел н_делями.
5. Л_са моросили д_ждем обл_тавшей л_ствы.
Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы Кто? Что? и обозначает действие предмета.
Прилагательные делятся на два разряда и изменяются по родам, числам и падежам. В предложении прилагательные чаще всего являются определениями или сказуемыми.
Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы Кто? Что? и обозначает действие предмета.
Прилагательные делятся на два разряда и изменяются по родам, числам и падежам. В предложении прилагательные чаще всего являются определениями или сказуемыми.
Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы Кто? Что? и обозначает действие предмета.
Прилагательные делятся на два разряда и изменяются по родам, числам и падежам. В предложении прилагательные чаще всего являются определениями или сказуемыми.
Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы Кто? Что? и обозначает действие предмета.
Прилагательные делятся на два разряда и изменяются по родам, числам и падежам. В предложении прилагательные чаще всего являются определениями или сказуемыми.
Текст
1) Сережа вышел во двор и увидел, что его трехлетний братишка Павлик сидит на корточках перед котенком.2) Павлик совал котенку печенье и говорил:
2) - Ты чего морду-то воротишь? 3) В лоб захотел, да? 4) Вот я тебе сейчас двину.5) Пофасонишь!..
6) Сережа кинулся к братишке, схватил его за воротник, поднял с земли. 7) Он был так возмущен, что даже слов не мог найти подходящих. 8) Поэтому он просто дал Павлику подзатыльник.
9) Братишка заревел на весь двор.
10)- Ай да герой!11) Не стыдно бить маленьких? - услышал Сережа и поднял голову. 12) Перед ним стоял летчик, жилец из пятнадцатой квартиры. 13) Все ребята знали этого летчика - он катал их на своем голубом мотоцикле.
14)- Да ведь он ругается! - воскликнул Сережа. 15)- Грубые слова говорит! 16) И где научился?
17) - Грубые слова? - переспросил летчик и нахмурился. 18)- Это, брат, последнее дело.19) Ведь за грубые слова люди, как за палку хватаются, когда толком ничего сказать не могут.20) А слова эти в я зыке нашем - просто мусор...
21) Летчик похлопал Сережу по плечу.
22) - Только ты братишку не подзатыльниками учи...23) Понял?
24) А часом позже Сережа вместе со старшими ребятами носился по двору за футбольным мячом. 25) Павлик и остальные малыши с завистью следили за игрой.
26) - Гони! 27)Бей! - пронзительным голосом кричал Сережа. 28)– Ты что, ослеп, да? 29)Ворона! 30) Мяча не видит!31) Васька, дай ему в лоб, в лоб ему...
32) Он хотел крикнуть еще что-то, но вдруг увидел летчика из пятнадцатой квартиры. 33)Летчик тоже наблюдал за игрой. 34)Вернее, смотрел на одного Сережу, и лицо у него было насмешливое.
35)Сережа съежился, пропустил мяч, молча посмотрел ему вслед, молча толкнул плечом Мишу, который путался под ногами.36) Стараясь быть незаметным, он потихоньку выбрался с поля.
37) Кажется, первый раз Сережа сообразил, где братишка научился грубым словам. ( О.И.Романченко «Мусорное» слово)
Текст
1) Сережа вышел во двор и увидел, что его трехлетний братишка Павлик сидит на корточках перед котенком.2) Павлик совал котенку печенье и говорил:
2) - Ты чего морду-то воротишь? 3) В лоб захотел, да? 4) Вот я тебе сейчас двину.5) Пофасонишь!..
6) Сережа кинулся к братишке, схватил его за воротник, поднял с земли. 7) Он был так возмущен, что даже слов не мог найти подходящих. 8) Поэтому он просто дал Павлику подзатыльник.
9) Братишка заревел на весь двор.
10)- Ай да герой!11) Не стыдно бить маленьких? - услышал Сережа и поднял голову. 12) Перед ним стоял летчик, жилец из пятнадцатой квартиры. 13) Все ребята знали этого летчика - он катал их на своем голубом мотоцикле.
14)- Да ведь он ругается! - воскликнул Сережа. 15)- Грубые слова говорит! 16) И где научился?
17) - Грубые слова? - переспросил летчик и нахмурился. 18)- Это, брат, последнее дело.19) Ведь за грубые слова люди, как за палку хватаются, когда толком ничего сказать не могут.20) А слова эти в я зыке нашем - просто мусор...
21) Летчик похлопал Сережу по плечу.
22) - Только ты братишку не подзатыльниками учи...23) Понял?
24) А часом позже Сережа вместе со старшими ребятами носился по двору за футбольным мячом. 25) Павлик и остальные малыши с завистью следили за игрой.
26) - Гони! 27)Бей! - пронзительным голосом кричал Сережа. 28)– Ты что, ослеп, да? 29)Ворона! 30) Мяча не видит!31) Васька, дай ему в лоб, в лоб ему...
32) Он хотел крикнуть еще что-то, но вдруг увидел летчика из пятнадцатой квартиры. 33)Летчик тоже наблюдал за игрой. 34)Вернее, смотрел на одного Сережу, и лицо у него было насмешливое.
35)Сережа съежился, пропустил мяч, молча посмотрел ему вслед, молча толкнул плечом Мишу, который путался под ногами.36) Стараясь быть незаметным, он потихоньку выбрался с поля.
37) Кажется, первый раз Сережа сообразил, где братишка научился грубым словам. ( О.И.Романченко «Мусорное» слово)
Текст
1) Сережа вышел во двор и увидел, что его трехлетний братишка Павлик сидит на корточках перед котенком.2) Павлик совал котенку печенье и говорил:
2) - Ты чего морду-то воротишь? 3) В лоб захотел, да? 4) Вот я тебе сейчас двину.5) Пофасонишь!..
6) Сережа кинулся к братишке, схватил его за воротник, поднял с земли. 7) Он был так возмущен, что даже слов не мог найти подходящих. 8) Поэтому он просто дал Павлику подзатыльник.
9) Братишка заревел на весь двор.
10)- Ай да герой!11) Не стыдно бить маленьких? - услышал Сережа и поднял голову. 12) Перед ним стоял летчик, жилец из пятнадцатой квартиры. 13) Все ребята знали этого летчика - он катал их на своем голубом мотоцикле.
14)- Да ведь он ругается! - воскликнул Сережа. 15)- Грубые слова говорит! 16) И где научился?
17) - Грубые слова? - переспросил летчик и нахмурился. 18)- Это, брат, последнее дело.19) Ведь за грубые слова люди, как за палку хватаются, когда толком ничего сказать не могут.20) А слова эти в я зыке нашем - просто мусор...
21) Летчик похлопал Сережу по плечу.
22) - Только ты братишку не подзатыльниками учи...23) Понял?
24) А часом позже Сережа вместе со старшими ребятами носился по двору за футбольным мячом. 25) Павлик и остальные малыши с завистью следили за игрой.
26) - Гони! 27)Бей! - пронзительным голосом кричал Сережа. 28)– Ты что, ослеп, да? 29)Ворона! 30) Мяча не видит!31) Васька, дай ему в лоб, в лоб ему...
32) Он хотел крикнуть еще что-то, но вдруг увидел летчика из пятнадцатой квартиры. 33)Летчик тоже наблюдал за игрой. 34)Вернее, смотрел на одного Сережу, и лицо у него было насмешливое.
35)Сережа съежился, пропустил мяч, молча посмотрел ему вслед, молча толкнул плечом Мишу, который путался под ногами.36) Стараясь быть незаметным, он потихоньку выбрался с поля.
37) Кажется, первый раз Сережа сообразил, где братишка научился грубым словам. ( О.И.Романченко «Мусорное» слово)
Текст
1) Сережа вышел во двор и увидел, что его трехлетний братишка Павлик сидит на корточках перед котенком.2) Павлик совал котенку печенье и говорил:
2) - Ты чего морду-то воротишь? 3) В лоб захотел, да? 4) Вот я тебе сейчас двину.5) Пофасонишь!..
6) Сережа кинулся к братишке, схватил его за воротник, поднял с земли. 7) Он был так возмущен, что даже слов не мог найти подходящих. 8) Поэтому он просто дал Павлику подзатыльник.
9) Братишка заревел на весь двор.
10)- Ай да герой!11) Не стыдно бить маленьких? - услышал Сережа и поднял голову. 12) Перед ним стоял летчик, жилец из пятнадцатой квартиры. 13) Все ребята знали этого летчика - он катал их на своем голубом мотоцикле.
14)- Да ведь он ругается! - воскликнул Сережа. 15)- Грубые слова говорит! 16) И где научился?
17) - Грубые слова? - переспросил летчик и нахмурился. 18)- Это, брат, последнее дело.19) Ведь за грубые слова люди, как за палку хватаются, когда толком ничего сказать не могут.20) А слова эти в я зыке нашем - просто мусор...
21) Летчик похлопал Сережу по плечу.
22) - Только ты братишку не подзатыльниками учи...23) Понял?
24) А часом позже Сережа вместе со старшими ребятами носился по двору за футбольным мячом. 25) Павлик и остальные малыши с завистью следили за игрой.
26) - Гони! 27)Бей! - пронзительным голосом кричал Сережа. 28)– Ты что, ослеп, да? 29)Ворона! 30) Мяча не видит!31) Васька, дай ему в лоб, в лоб ему...
32) Он хотел крикнуть еще что-то, но вдруг увидел летчика из пятнадцатой квартиры. 33)Летчик тоже наблюдал за игрой. 34)Вернее, смотрел на одного Сережу, и лицо у него было насмешливое.
35)Сережа съежился, пропустил мяч, молча посмотрел ему вслед, молча толкнул плечом Мишу, который путался под ногами.36) Стараясь быть незаметным, он потихоньку выбрался с поля.
37) Кажется, первый раз Сережа сообразил, где братишка научился грубым словам. ( О.И.Романченко «Мусорное» слово)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: обмен опытом педагогической деятельности по организации системы работы с текстом на уроках русского языка как одной из форм эффективной подготовки к сдаче ВПР, ОГЭ, ЕГЭ Задачи: - продемонстрировать приемы работы с текстом; - прокомментировать эффективность применения данных приемов; - отработать приемы работы с текстом на деятельностной основе (индивидуальная работа, работа в группах, в парах).
Приемы работы с текстом: рассуждение о проблеме; нахождение ошибки; восстановление деформированного текста; собирание текста из фрагментов; комплексный анализ текста; реконструкция текста
Комплексный анализ текста. 6 класс. 1. Запишите текст, вставляя и объясняя графически пропущенные буквы: (1)Помните, каким шумным был подмосковный лес весной и летом? (2)Теперь он стоит перед нами з..стывший в какой(то) таинственн..й тиши. (3)Но даже в этой тишине есть свое..бразная пр..вл..кательность. (4)Зел..неют ели, т..жело ра(з,с)пустившие свои ветви, одетые пушист..ми снежн..ми гирляндами. (5)Кругом чернеют берёзы и осины, лишённые листвы. (6)Кое(где) возвышаются старые сосны. (7)От деревьев, освещённых косыми холодн..ми лучами, ложатся длинные серые тени, глаз слепит сверканье мя(г,х)кого снега, и свежо дышится острым морозн..м воздухом.
Тема текста Стиль речи Тип речи Зима разговорный повествование Холодная зима художественный описание Зимний лес научно-популярный рассуждение О пользе снега зимой публицистический повествование с элементами описания 2. Определите тему текста. 3. Определите идею текста. 4. Определите тип речи. 5. Определите стиль речи. Напротив правильного ответа поставь знак «+» 6. Выпишите из 1 предложения качественное прилагательное. 7. Выпишите из 1 предложения относительное прилагательное. 8. Выполните морфемный разбор прилагательных из 1 предложения. 9. Образуйте краткую форму от качественных прилагательных из 1 предложения. Запишите, выделите окончания. 10. Укажите синтаксическую роль прилагательных из 1 предложения. 11. Подберите антонимы к качественному прилагательному из первого предложения. 12. Укажите номер предложения с однородными подлежащими. 13. Выполните синтаксический разбор 1 предложения. Составьте его схему. 14. Составьте 5 предложений по теме «Зимняя дорога», чтобы получился текст.
Прием «Письмо по кругу»
Прием «Письмо с дырками». - Вставьте в текст на месте пропусков имена прилагательные . Январь − месяц (… …) снегов. Лес утонул в (…) сугробах. Вместе со снегом налетели и набежали в лес (… …) существа. Они расселись по пням и сучкам, вскарабкались на ёлки и сосны. Тут вылез из сугроба (…) человечек в белой шапчонке. Там сидит зайчонок. Сложил он (…) лапки на (…) пузечко, молчит и смотрит на (…) лес. На камне у речки (…) Алёнушка: склонила голову на плечо, подпёрла (…) ладошкой (…) щёчку. Вот птица не птица, зверь не зверь: пальцем тронь − рассыплется в прах. (…) медведи и (…) совы. Зайцы, куропатки, белочки. Сидят, лежат и висят. Полон лес (…) птиц и зверей. Хочешь увидеть их − поторопись. А то дунет ветер − поминай как звали!
-Вставьте в текст на месте пропусков имена прилагательные . Январь − месяц (больших молчаливых) снегов. Лес утонул в (дремучих) сугробах. Вместе со снегом налетели и набежали в лес (диковинные невиданные) существа. Они расселись по пням и сучкам, вскарабкались на ёлки и сосны. Тут вылез из сугроба (лесной) человечек в белой шапчонке. Там сидит зайчонок. Сложил он (белые) лапки на (белое) пузечко, молчит и смотрит на (белый) лес. На камне у речки (белая) Алёнушка: склонила голову на плечо, подпёрла (белой) ладошкой (белую) щёчку. Вот птица не птица, зверь не зверь: пальцем тронь − рассыплется в прах. (Белые) медведи и (белые) совы. Зайцы, куропатки, белочки. Сидят, лежат и висят. Полон лес (диковинных) птиц и зверей. Хочешь увидеть их − поторопись. А то дунет ветер − поминай как звали!
Прием « Собери предложения». Прочитайте предложения. Можно ли назвать их текстом? 1. Они то косо л_тели (по)ветру, то отвесно ложились в сырую траву. 2. Лист_я падали дни и ночи. 3. Нач_лся л_стопад. 4.Этот дождь шел н_делями. 5. Л_са моросили д_ждем обл_тавшей л_ствы. Расставьте предложения по порядку так, чтобы получился текст. Озаглавьте текст. Вставьте где нужно пропущенные буквы, обозначьте орфоргаммы.
1. Начался листопад. 2. Листья падали дни и ночи. 3. Они то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву. 4. Леса моросили дождем облетавшей листвы. 5. Этот дождь шел неделями.
Приём «Лови ошибку» Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы Кто? Что? и обозначает действие предмета. Прилагательные делятся на два разряда и изменяются по родам, числам и падежам. В предложении прилагательные чаще всего являются определениями или сказуемыми.
Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы Какой? Каков? Чей? и обозначает признак предмета. Прилагательные делятся на три разряда и изменяются по родам, числам и падежам. В предложении прилагательные чаще всего являются определениями или сказуемыми.
Прием «ПОПС-формула». Позиция (Я считаю, что проблема данного текста актуальна (не актуальна) Объяснения (…потому, что…) Пример (Могу доказать это на примере….) Следствие (Исходя из сказанного, делаю вывод, что…).