ФГОС в начальной школе
Предварительный просмотр:
Ивлеева Наталья Петровна,
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ № 603
Санкт-Петербург
Новые государственные стандарты в начальной школе. Пути реализации.
Введение государственных образовательных стандартов в систему обеспечения развития образования предусмотрено Законом Российской Федерации «Об образовании». В соответствии с законодательством Российской Федерации государственные образовательные стандарты выступают как важнейший нормативный правовой акт Российской Федерации, устанавливающий систему норм и правил, обязательных для исполнения в любом образовательном учреждении, реализующем основные образовательные программы.
Образование, полученное в начальной школе, служит базой, фундаментом для последующего обучения. Определить современные требования к начальной школе, обеспечить качество начального образования – основные задачи государственных образовательных стандартов нового поколения. Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования определил качественно новую личностно-ориентированную развивающую модель массовой начальной школы, призванную обеспечить достижение следующих основных целей:
развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться;
духовно-нравственное и эстетическое воспитание;
освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления
разнообразных видов деятельности;
охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.
В стандарте особое место отведено деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.
Сама жизнь требует использования новых информационных и педагогических технологий, позволяющих формировать инновационное поведение человека, которое способствует его креативной деятельности, позволяет ему эффективно адаптироваться к быстро изменяющимся условиям окружающей среды, экономики, менять профессии и т. д. Поэтому, конечно, формирование инновационного поведения, использование самых эффективных педагогических технологий, таких как проектная деятельность, исследовательская деятельность ребенка – это ориентир. Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентности ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей и пр. Отличительной особенностью новых стандартов является их личностная ориентация – отказ от предметно-центризма и переход к личностной центрации образования.
Новые стандарты определяют, прежде всего, требования к системе образования, а не к ученику, как это было раньше. Авторы проекта новых федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения выделяют следующие характеристики основных результатов начального образования:
формирование предметных и универсальных способов действия (именно несформировавшиеся универсальные действия, как показывает практика, затрудняют дальнейшее образование выпускников школ), обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
воспитание умения учиться – способности к самоорганизации в целях решения учебных задач;
индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции;
желание и умение учиться, готовность к образованию в основном звене школы и самообразованию;
инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности.
Нетрадиционным для педагогов является то, что федеральные государственные образовательные стандарты общего образования второго поколения предлагают предметные программы, планируемые результаты которых дифференцируются по области их использования и средства проверки их достижения.
Максимальная учебная нагрузка в начальной школе не должна превышать 20-22 часа в неделю. ФГОС предусматривают преподавание иностранного языка и информатики, расширяют возможности школы в сфере дополнительного образования, предъявляют высокие требования к педагогам начальной школы и нацелены на воспитание гражданственности и патриотизма у учеников. Кроме того, авторы проектов уделили большое внимание развитию навыков самостоятельной работы у младших школьников и умению применять полученные знания на практике.
Основные особенности проектов:
5-й класс передается в начальную школу, а подростковая школа начинается с 6-го класса. У школы есть выбор: пятидневная учебная неделя или шестидневная. Если шестидневка, то в субботу - дополнительные образовательные программы. В учебном плане 80 процентов времени отводится на обязательную часть, 20 - на вариативную. Причем в 1-м классе - не больше 4 уроков в день, со 2-го по 5-й классы - не больше 5. Уроки в 1-м классе - 35 минут, со 2-го по 4-й классы - 45 минут. Иностранный язык и информатика должны преподаваться со 2-го класса. Начальные классы размещаются только на 1-2-м этажах, в продленке - спальни. Кроме того, указаны также вес учебника - 300 г, вес ранца - не больше 700 г и высота каблука сменной обуви - не больше 2 см Классы разделены на учебную и игровую зоны. В качестве компонентов учебного оборудования - игры и игрушки.
В этом проекте содержатся и серьезные требования к библиотекам: книги, выпущенные не позднее 10 лет назад, на каждого ученика - 5-6 экземпляров дополнительной литературы.
Одним из главных нововведений становится включение внеурочной деятельности в учебный план образовательного учреждения. новые стандарты впервые определяют четкие требования к трем составляющим образовательного процесса - содержанию, результатам и достижению ученика. учащиеся сами включаются в оценочную деятельность, обретая навыки самооценки и взаимооценки. Также одним из главных новшеств, которые заметили все ученики, стало появление внеурочной деятельности в учебном плане школы, на которую отводится по десять часов внеделю.
Ученикам предоставляются внеклассные услуги . воспользоваться которыми могут они бесплатно . выбирая наиболее интересные для себя дисциплины по 10 напрвлениям, таким как физическое, патриотическое , экологическое восмитание и другие.
Речь не идет об обычном дополнтьельном образовании - формируется принципиально иной подход, в рамках которого школьники становятся участниками разноообразных экскурсий. спортивных соревнований. творческих конкурсов и олимпиад.
Особенностью новой модели является то. что школа отходит от традиционной формы "навязывания" предметов. теперь сам ученик выбирает, что ему интересно и чемй он хочет учиться. Обучающийся получает свободу выбора и учится решать поставленные задачи, используя разные методы.
Для новых образовательных стандартов разработаны и уже активно применяютсясоответствующие учебные пособия. Распределена также ответственность различных органов власти.
ж