Характеристика
Характеристика профессиональной деятельности участника областного конкурса «Учитель года Дона» 2023 Виноградовой Екатерины Вячеславовны. МБДОУ № 1 "Аленушка" г. Константиеовск, Константиновский район
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
harakteristika_vinogradova.docx | 47.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Характеристика профессиональной деятельности участника
областного конкурса «Учитель года Дона» 2023
Виноградовой Екатерины Вячеславовны.
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №1 «Аленушка», г. Константиновск.
- Сведения о профессиональном и дополнительном профессиональном образовании.
Стаж педагогической работы 12 лет, в занимаемой должности – 9 лет. Квалификационная категория – первая (Приказ Министерства общего и профессионально образования Ростовской области от 24.01.2020 №.40)
Профессиональное образование: федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южный федеральный университет», квалификация «социальный педагог», специальность «социальная педагогика», 2010г.
Профессиональная переподготовка: федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» - «Детская практическая психология», 2013г.
Курсы повышения квалификации:
2015г., ООО «Издательство Учитель» «ФГОС дошкольного образования: содержание и технология введения», 72ч;
2018г., ГБУ ДПО РО «Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования»: «Психологическая поддержка развития детской одаренности в условиях инновационного образования», 72ч.;
2020г., ООО «Центр инновационного образования и воспитания», дополнительная образовательная программа «Основы обеспечения информационной безопасности детей» 22 часа.
2021г., ООО «Центр инновационного образования и воспитания», диплом о профессиональной переподготовки «Цифровая грамотность педагогического работника» 285 ч.,
2021г., ООО «Центр инновационного образования и воспитания» дополнительная образовательная программа «Профилактика гриппа и острых респираторных вирусных инфекций, в том числе новой короновирусной инфекции COVID-19» 36 ч.
2021г., ООО «Инфоурок» «Коррекционная работа с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра в условиях реализации ФГОС ДО», 108ч.
2022г., «Педагоги России: инновации в образовании», образовательный курс «Работа в российской социальной сети ВКонтакте: продвижение образовательной организации, формирование профессиональных и ученических сообществ, коммуникации с родителями онлайн», 20 часов.
2022г., «Педагоги России: инновации в образовании», «Инновационная образовательная среда как инструмент развития всех участников образовательных отношений в условиях реализации ФГОС» 16 часов.
- Перечень разработанных локальных и методических документов, медиапродуктов, программ, проектов
Локальные акты:
- Положение об Адаптированной образовательной программе для
воспитанников с ЗПР (приказ МБДОУ №1 «Аленушка» № 115 от 2019г.);
- Положение о ППк (приказ МБДОУ №1 «Аленушка» №2 от 09.01.2020г.);
- Положение о Совете профилактике МБДОУ;
- Положение о службе медиации в МБДОУ;
- Положение о консультационном центре МБДОУ;
- Рабочая программа педагога-психолога МБДОУ №1 «Аленушка» с детьми дошкольного возраста от 1,5 до 7 лет на 2022-2023 учебный год (составляется ежегодно с учётом возрастных групп и специфики работы детского учреждения) (приказ МБДОУ №1 «Аленушка» № 86 от 01.09.2022г.);
- Адаптированная коррекционно-развивающая программа для детей с ОВЗ;
- Программа коррекционно-развивающих занятий для детей с ОВЗ по
развитию познавательной сферы (программа и результаты ее апробации представлены на методическом объединении МБДОУ №1 «Аленушка» 2019 г.);
- Программа развивающих занятий «Подготовка к школе», 2020г.
- Разработаны индивидуальные маршруты психолого-педагогического сопровождения для детей с ОВЗ.
- Картотека арт-терапевтических игр с песком для занятий с детьми.
Методические разработки просветительской направленности:
-Буклет для родителей «Как помочь себе и ребенку пережить кризис 3х лет»;
- Буклет «Как подготовить ребенка к школьному обучению»;
- Рекомендации «Как разговорить ребенка»;
- Памятка «Почему ребенок не понимает с первого раза»;
- Памятка «Какие игрушки необходимы детям»;
- Памятка «Возрастные особенности детей дошкольного возраста»;
- Памятка «Родителям о правах ребенка»;
- Рекомендации «Особенности адаптации детей к детскому саду»;
- Памятка «10 можно и нельзя»;
- Рекомендации «Гендерное воспитание дошкольников»;
- Рекомендации «Как правильно отвечать на неудобные детские вопросы»;
- Буклет «Как поднять самооценку ребенка и почему это необходимо»;
- «Советы для уставших мам»;
- Буклет «Что делать если ребенок кусает ногти».
- Рекомендации родителям детей с ОВЗ;
- Рекомендации по работе с одаренными детьми;
- Рекомендации по работе с детьми, оставшимися без попечения
родителей;
- Памятка для воспитателей по раннему выявлению детского неблагополучия, в том числе возможного жестокого обращения.
- Конспект занятия с элементами тренинга «Лучики солнца». (К дню психолога в России).
Семинар-практикум для педагогов «Как не сгореть на работе».
Семинар-практикум для молодых педагогов «Навыки эффективной коммуникации в работе педагога»
Медиапродукты размещены на сайте https://nsportal.ru/user/404742/audio
Проекты:
Проект «К школе готов»
Проект «Разноцветное лето»
Проект «Песочная страна-страна чудес»
Проект «Давайте жить дружно»
Проект «Сказкотерапия в дошкольном возрасте».
- Адрес интернет-ресурса: https://nsportal.ru/vinogradova-ekaterina-vyacheslavovna
Создан и ведется личный сайт педагога-психолога в Образовательной социальной сети nsportal.ru.
- Обобщенные итоги профессиональной деятельности педагога-психолога за последние 3 года.
В профессиональной деятельности руководствуюсь международными актами в области защиты прав детей, законодательством Российской Федерации, Концепцией развития психологической службы в системе образования Российской Федерации на период до 2025 года. Психолого-педагогическая деятельность соответствует трудовым функциям и направлениям, обозначенным в Профессиональном стандарте «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», утвержденном приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 24.07.2015. и нацелена на личностно-ориентированную модель взаимодействия, которая позволяет индивидуализировать деятельность ребенка в процессе воспитательно-образовательной работы.
Результаты ежегодных итоговых мониторингов показали, что воспитанники успешно проходят адаптацию к условиям обучения в детском саду, у большей части детей отмечается высокая степень адаптации в детском коллективе (таб. 1). Такие результаты свидетельствуют об устойчивом эмоциональном состоянии, активных проявлениях в игре и на занятиях, положительной динамики во взаимоотношениях с детьми и взрослыми.
Таблица 1.
Результаты анализа уровня адаптации детей
Уровень | 2019-2020 | 2020-2021 | 2021-2022 |
Высокий уровень | 44 % (15 детей) | 44 % (13 детей) | 54 % (16 детей) |
Средний уровень | 50 % (17 детей) | 56 % (18 детей) | 40 % (12 детей) |
Низкий уровень | 6 % (2 детей) | 3% (1 ребенок) | 6 % (2 детей) |
Кол-во участников | 34 | 32 | 30 |
По итогам подготовки детей к обучению в школе, у воспитанников 6-7 лет в конце учебного года отмечается формирование оптимального уровня развития мотивационной, познавательной и произвольной сфер. Результаты комплексной диагностики показывают положительную динамику роста знаний и умений детей (таб. 2). Данные полученные на конец учебного года свидетельствуют об увеличении уровня психологической готовности детей к обучению в школе.
Таблица 2.
Результаты анализа уровня психологической готовности воспитанников 7 года жизни к обучению в школе (на начало и конец года)
Уровень | 2019-2020 уч.год | 2020-2021 уч.год | 2021-2022 уч.год | |||
Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | Н.г. | К.г. | |
Высокий уровень | 13% | 18% | 14% | 19% | 15% | 30% |
Выше среднего уровень | 17% | 31% | 26% | 30 % | 20% | 28% |
Средний уровень | 62 % | 50% | 50% | 51 % | 58% | 40% |
Ниже среднего уровень | 8% | 1% | 10% | 0% | 7% | 2% |
Низкий уровень | 0% | 0% | 0% | 0% | 0% | 0% |
Кол-во участников | 46 детей | 45 ребенка | 37 детей |
Результаты проведённых обследований позволяли мне увидеть направления для развития и коррекции слабо сформированных функций, давали материал для разработки рекомендаций родителям (законным представителям) и воспитателям групп, служили основой для определения направления коррекционно-развивающей работы.
Коррекционно-развивающую работу в дошкольном учреждении провожу в индивидуальной и групповой форме. Основная задача этого вида профессиональной деятельности – создание условий, содействующих оптимальному психологическому развитию ребенка. Коррекционную работу строю по итогам диагностики, формирую группы детей, объединенных сходными проблемами, и провожу занятия по коррекционно-развивающим программам.
По окончанию цикла коррекционно-развивающих занятий у детей отмечаются положительные изменения: снижается уровень тревожности, дети самостоятельно идут на контакт со сверстниками, могут выражать свои эмоции, проявляют инициативу, умеют договариваться между собой, самооценка детей становится адекватной и т.д. Коррекционно- развивающую работу можно считать успешной, как по отзывам педагогов и родителей, так и по динамике развития, которую можно наблюдать в процессе психологического исследования.
Реализация модели психолого-педагогического сопровождения всех участников образовательного процесса позволяют построить работу таким образом, чтобы не только корректировать нарушения в развитии воспитанников, а также раскрыть их потенциал, что находит подтверждение в положительной динамике освоения образовательной программы на конец учебного года и по итогам завершения коррекционно-развивающих занятий.
Работаю по следующим направлениям:
- Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса.
- Психолого-педагогическое и методическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ.
- Психологическая экспертиза (оценка) комфортности и безопасности образовательной среды.
- Психологическое консультирование субъектов образовательного процесса
- Коррекционно-развивающая работа с детьми, в том числе с воспитанниками с ОВЗ.
- Психологическая диагностика детей.
- Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса.
- Психологическая профилактика.
- Оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных образовательных программ, развитии и социальной адаптации.
Консультативное
Консультативная работа ведется в двух формах: индивидуальная и групповая, для родителей, администрации и педагогов.
Консультирование администрации ДОУ по вопросам управления педагогическим коллективом.
Консультирование педагогов по вопросам обучения, воспитания и развития детей с учетом их возрастных особенностей, психического и личностного развития.
Проводимая консультативная работа достаточно эффективна и позволяет решить все необходимые задачи консультативной деятельности.
Диагностическое
Диагностическая деятельность дает возможность провести анализ развития познавательных способностей дошкольника. Выявление возможностей, интересов, способностей и склонностей детей для обеспечения наиболее полного личностного развития. А так же, для дальнейшего формирования групп по коррекционно-развивающей деятельности.
Для проведения психологической диагностики имеется достаточный набор диагностических методик.
Диагностическая работа проводится по плану работы психолога, запросам администрации ДОУ, воспитателей, родителей.
Развивающая и психокоррекционная работа
Индивидуальная и групповая коррекционно-развивающая работа ведется с дошкольниками, в соответствии с планом работы. Она направлена на развитие у детей более успешной адаптации и преодоления трудностей в когнитивной, эмоционально-поведенческой и социально-коммуникативных сферах.
Основная тематика коррекционно-развивающих занятий:
- создание условий для успешной коррекции эмоционального состояния ребенка;
- работа со страхами и повышенной тревожностью;
- работа с агрессивным поведением ребенка;
- развитие социально-коммуникативных навыков.
Просветительско-профилактическое направление:
Применяю информационно-коммуникационные технологии: методические материалы на личном сайте, личном блоге педагога-психолога, в социальной сети работников образования, подготовка буклетов, памяток, компьютерные презентации, видеоматериалы, выступления на родительских собраниях, педагогических советах.
С детьми, родителями и педагогами провожу занятия с элементами тренинга, круглые столы, дискуссии по проблемным вопросам, что обеспечивает развитие критического мышления.
Результатом работы по программе психолого-педагогического сопровождения образовательной деятельности за последние три года является: положительная динамика в развитии познавательных процессов, в адаптации воспитанников, межличностных взаимоотношениях, снижение уровня тревожности дошкольников. Результаты психологического сопровождения (позитивная динамика) можно проследить также по мониторингу мотивационной сферы воспитанников и готовности к школьному обучению.
- Перечень применяемых Конкурсантом психолого-педагогических технологий, методик, программ.
Психологическое сопровождение предполагает целостный и непрерывный комплекс мер, предусматривающий применение адекватных форм, методов, приемов взаимодействия всех участников образовательного процесса. В своей работе я использую целый следующие методы: наблюдение, опрос, психодиагностические тесты, методы коррекции и развития. Диагностика для меня - это средство контроля за психическим развитием детей с целью своевременного оказания им помощи в коррекции или формировании умений, навыков, особенностей личности. Для психологической диагностики используется стандартизированные диагностические методики по направлениям:
Направления работы | Диагностический инструментарий |
1.Психологическое сопровождение адаптации дошкольников к детскому саду. | Метод: наблюдение |
2. Изучение уровня познавательного развития детей раннего и дошкольного возраста. | Методики психолого-педагогической диагностики, разработанные Е.А. Стребелевой |
3. Исследование особенностей развития познавательной сферы детей, углубленная оценка психического развития, в том числе регуляторной, когнитивной аффективно-эмоциональной сфер. | Диагностический комплект Н.Я. Семаго
|
4.Познавательное развитие, развитие основных психических функций | Восприятие: методика «Разрезные картинки» (А. Н. Бернштейн, «Включение в ряд», «Пирамидка» А. Л. Венгера. Внимание: «Корректурная проба» (тест Бурдона); методика «Домик» (Д. Б. Эльконин, Н. И. Гудкина). Память: методики "10 картинок" и «10 слов» (А. Р. Лурия); методика «Узнай фигуру» (А. Н. Бернштейн). Мышление: методика «Конструирование по образцу» (Т. В. Лаврентьева); методика «Четвертый лишний» (Савинкова); методика «Последовательность событий» (А. Н. Бернштейн); методика «Свободная классификация» (А. Л. Венгер). |
5. Экспресс-диагностика развития психических процессов у детей дошкольного возраста: уровень интеллектуального развития, произвольности, особенности личностной сферы | «Экспресс-диагностика в детском саду» Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко |
Особенности личностного развития | «Несуществующее животное» Дукаревич; «Цветовой тест М. Люшера» в модификации А. И. Юрьева; методика «Лесенка» (изучение самооценки) - В. Г. Щур, С. Г. Якобсон; методика «Интервью» (изучение страхов) А. И. Захарова. Методика «Домики» (Я. Л Коломинский, Н. А Березовина); «Кинетический рисунок семьи» (Р. Бернс, С. Кауфман, С. Д. Рейндольс, Г. Хаментаускас). |
5. Исследование интеллекта и поведения | Экспресс-методика психологической диагностики детей 3-4 лет при поступлении в детский сад (Белопольская Н.Л) |
6. Диагностика нарушений психического развития у детей | Комплект диагностических материалов «Лилия» О.Н. Усанова, изд. НПЦ «Коррекция». |
7. Уровень невербального интеллектуального развития | Тест «Прогрессивные матрицы Равена» |
8. Исследование особенностей мыслительной деятельности ребенка позволяет оценивать различные характеристики мышления, осознание причинно-следственных отношений, умение обобщать и опосредовать, абстрактность, оригинальность мыслительных процессов; исследование процессов понимания явного и скрытого смысла сюжета; исследование целостного восприятия, возможность создавать и узнавать предметы | Методика опосредованного запоминания по А.Н. Леонтьеву (стандартный набор изображений); Методика «Исключение предметов (4 лишний)» Белопольская Н.Л. Методика «Понимание смысла сюжетных картинок» Белопольская Н.Л. Методика «Разрезные картинки» Белопольская Н.Л.
|
9. Исследование готовности детей к обучению в школе | Ориентировочный тест школьной зрелости Керна-Йерасека |
10. Исследование умения ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его, выявляет особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки. | Методика «Домик» Н.И. Гуткина |
11. Оценка психологического состояния и уровень умственного развития, личностные особенности, межличностные отношения, диагностика психических заболеваний | Психологические рисуночные тесты (рисунок человека, рисунок несуществующего животного, рисунок семьи) А.Л. Венгер |
12. Особенности личностного развития: Изучение самооценки дошкольников, представление ребенка от том как оценивают его другие люди. | Методика самооценки «Дерево» Д. Лампен, в адапт. Л.П. Пономаренко; Методика «Лесенка» В.Г.Щур (модиф. А.М. Прихожан) |
13. Выявление формирования внутренней позиции дошкольника готовности к школе | Методика диагностики мотивации учения у детей (Т.А. Нежнова, модификация А.М. Прихожан); Беседы о школе (модифицированная методика Т.А. Нежновой, А.Л. Венгера, Д.Б. Эльконина) |
14. Определение тревожности и выявление страхов у детей. Коррекционная работа со страхами. | Тест тревожности Р.Тэмпл, М. Дорки, В.Амен Тест «Страхи в домиках» (модиф. М.А. Панфиловой) |
В работе с педагогами использую следующие диагностические методики: методика диагностики уровня эмоционального выгорания (В. В. Бойко); анкета «Психическое выгорание» (Н. Е. Водопьянова, К. С. Старченкова); «Стиль педагогического общения» (Р. В. Овчарова); методика «Общий уровень общительности» (В. Ф. Ряховский).
При построении коррекционно-развивающей работы опираюсь на программу социально - личностного развития "Я, Ты, Мы" Князевой О. Л, Стеркиной Р. Б.. Так же использую в своей работе следующие программы: «Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста» Алябьева Е. А.; «В мире детских эмоций» Т. А. Данилина, В. Е. Зедгенидзе, М. М. Степина; «Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе» Л. И. Катаева; «Программы коррекции тревожности методом директивной игротерапии» Л. М. Костина; «Цветик – семицветик» программа психологических занятий с дошкольниками Н. Ю. Куражева, Н. В. Вараева; «Разгадай тайну песочной страны» коррекционно-развивающая программа для дошкольников с использованием дидактических игр на песке Ю. Шиманович.
Основная цель коррекционной работы - способствовать успешному психическому развитию ребенка. В работе с детьми для себя выделяю игровую технологию. Игра и игрушки это естественная, привычная среда развития, воспитания, обучения для ребенка. Зачастую то, что ребенку трудно выразить словами, он выражает это посредством собственной игры. Игровая деятельность лежит в основе онтогенеза личности, в развитии основных психических функций, в самоуправлении и саморегулировании личности, и процессах социализации. В свою практическую деятельность включаю использование здоровьесберегающих технологий, используя методы арт–терапии. Арт-терапия опирается на идеях классического психоанализа о том, что мысли и переживания, возникающие в подсознании, чаще всего выражаются в форме образов и символов, а не вербально. В коррекционно – развивающей деятельности наиболее активно использую метод песочной терапии, который уникален и одинаково эффективен, как для взрослых, так и для детей. Песок как мы знаем, заземляет негативную энергию. Это направление содержит в себе мощнейший коррекционный ресурс. В песочнице раскрывается внутренний мир ребенка, где он может выплеснуть все свои недовольства, переживания, травмы. В своей работе с детьми песочную терапию использую в качестве диагностического, коррекционного и развивающего инструментария. Перенос традиционных развивающих занятий в песочницу помогает повысить учебную мотивацию, сделать изучение даже самого трудного и скучного для ребенка материала, интересной и захватывающей игрой. Сказкотерапия – это метод психологической работы с детьми, который помогает скорректировать поведение, избавляет от страхов и способствует здоровому психоэмоциональному развитию. Сказка не только помогает ребенку взглянуть на сложные взаимоотношения, поведение, поступки сказочных героев со стороны, но и сделать на основании этого правильные оценки и выводы и, что самое главное, реализовать их в повседневной жизни. Также в своей работе активно использую метод мандалотерапии. Раскрашивание или выкладывание мандалы стабилизирует и гармонизирует эмоционально-волевую сферу, позволяет погрузиться в мир собственных мыслей. На занятиях дети очень любят играть с водой (акватерапия), которые позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей, и это делает их прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка. Вода снимает стресс, снижает нервно – психическое напряжение, поднимает настроение, способствуют возникновению положительных эмоций. Игры с водой помогают дошкольникам не бояться совершения ошибок. Колоссальный коррекционный эффект заключает в себе технология рисования на воде. Для этого мы используем либо простые акварельные краски, либо специальные краски Эбру. Берем прозрачную чашу с водой, акварельные краски, кисточки и предлагаем сделать первое касание кистью воды, запустить, например, красную кляксу, которая начнет свое таинственное превращение в облачко... Возможна разная степень активности детей в процессе контакта с водой. Могут получиться экзотические узоры, а может происходить интенсивное хаотическое смешение красок, в котором реализуются деструктивные тенденции. Рисование и лепка (изотерапия) являются безопасными способами снятия напряжения. Рисуем мы красками, гуашью, используем метод марания, кляксографию. Ребенок во время работы расслабляется, демонстративность, негативизм, агрессия уступают место инициативности, творчеству. Лепим мы эмоции, своих обидчиков, свою злость. Музыкотерапия позволяет решить ряд проблем: преодолеть психологическую защиту ребенка – успокоить или, наоборот, настроить, активизировать, заинтересовать, установить контакт между взрослым и ребенком, помогает развивать коммуникативные и творческие возможности ребенка, занять его увлекательным делом – музыкальными играми, движением под музыку, импровизацией на музыкальных инструментах. Релаксация – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием эмоционального напряжения. Применяю с музыкотерапией (используется классическая музыка, голоса природы). Телесно-ориентированная терапия (ТОТ) - это искусство и наука, "исцеления души через работу с телом", с запечатленными в теле переживаниями и проблемами человека. Данное направление полезно для детей всех возрастов. Упражнения ТОТ использую в работе с тревожными, застенчивыми, не умеющими контролировать себя детьми. В работе по готовности детей к школе активно использую кинезиологические упражнения, которые способствуют развитию межполушарных связей.
Коррекционно – развивающая деятельность проводится с детьми всех возрастных групп, а также с педагогами и родителями. С детьми раннего и младшего дошкольного возраста апробирую занятия из блока «Здравствуй, малыш!» программы «Ступеньки». По развитию эмоционально – волевой сфере использую программу психолого – педагогических занятий для дошкольников Н.Ю. Куражевой «Цветик – семицветик» для детей 3-7 лет, а также апробирую занятия с использованием арт – терапевтических техник по программе «Ступеньки».
Работа с родителями проводится в разных формах: родительские собрания, круглый стол, индивидуальные и групповые консультации, семинары, мастер – классы, практикумы, детско – родительские занятия. В нашем учреждении действует «Клуб заинтересованных родителей», куда приглашаются родители всех возрастных групп, в соответствии с тематикой и возрастной категорией детей. Эти встречи способствуют активизации и обогащению психологических знаний и умений у родителей, осознания и изменения позиции родителя по отношению к ребенку, что способствует гармонизации стиля семейного воспитания в семье и формирует социально - уверенную личностную позицию ребенка.
С педагогами работа проводится по нескольким направлениям: профилактика «эмоционального выгорания»; вопросы, касающиеся обучения, коррекции и развития детей; обучение навыкам конструктивного взаимодействия с педагогами и родителями. На практике применяю также разнообразные формы и методы работы.
Работая педагогом-психологом в дошкольном образовательном учреждении, я получаю, несомненно, огромное удовольствие. У меня есть возможность помогать людям, видеть положительный результат своей деятельности, открывать новые границы в познании и развитии. Моя профессия интересна, многогранна, уникальна. Я имею множество вариантов для саморазвития, самореализации. Особенно важно то, что я ни разу не усомнилась в правильности выбора своего рода деятельности, для меня педагогика и психология это не просто работа, это образ жизни.