Консультация
Предварительный просмотр:
Организация развивающей предметно-пространственной
среды в группе.
Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому мы испытываем повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ.
Требования ФГОС к развивающей предметно-развивающей среде:
Предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала. Должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
1.Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе и техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем.
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря должны обеспечивать:
- игровую, познавательную исследовательскую и творческую активность всех детей, экспериментирование с доступными детям материалами;
- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях,
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением,
- возможность самовыражения детей.
В нашей группе созданы все условия для игр. Много настольно-печатных игр, создан центр двигательной активности, который пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в самостоятельной двигательной активности, где есть мячи, обручи, скакалки, кегли, массажные дорожки и другой материал. Для сюжетно-ролевых игр организованы такие центры, как «Больница», «Салон красоты», «Магазин», «Семья», «Почта».
Для проведения наблюдений и экспериментирования создан центр природы и экспериментирования. У детей формируются предпосылки экологического сознания, развивается экологическая культура, познавательный интерес к экологии. Имеются растения и предметы по уходу за ними: леечки, пульверизатор, лопатки для рыхления земли и др.
Центр природы совмещен с центром науки, познавательной и исследовательской деятельности. Задача центра – развитие познавательно – исследовательской деятельности детей. Для исследования и экспериментирования у нас есть песок, глина, камешки, ракушки, перья, баночки, трубочки, лупа и др. Дети с большим интересом следят за проведением экспериментов, делают выводы.
В центре художественного творчества в свободное время дети лепят, рисуют карандашами и красками, учатся работать с ножницами. В распоряжении детей бумага разного размера и цветов, картон, краски,
карандаши, кисточки, пластилин.
2. Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
Мы можем менять расположение центров в группе, используем столы на колесиках, чтобы материал и оборудование дети могли более свободно использовать и в ходе реализации других областей. Например, природный уголок трансформируется в лабораторию.
3. Полифункциональность пространства предполагает:
- возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
- наличие в группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов – заместителей в детской игре).
Все составляющие образовательного процесса могут быть многофункциональны. Полифункциональность позволяет ребенку гибко использовать элементы предметно-пространственной среды в соответствии со своим замыслом. Дети могут передвигать игровую мебель, располагать по своему, из стульев строят автобусы, машины. Нужны, конечно, мягкие модули, ширмы, маты. Часто в играх дети используют предметы – заместители.
4. Вариативность среды предполагает:
- наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
- периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей;
У нас в центре конструирования есть деревянный конструктор, «Лего», крупный пластмассовый конструктор. Дети берут конструктор и могут сесть за стол, могут играть на паласе. Центр конструирования способствует развитию творчества, конструкторских способностей. Он достаточно мобилен и совмещен с центром сенсорного развития. Здесь есть мозаики, игрушки вкладыши, шнуровки, пирамидки и др.
Планируем сделать уголок уединения. Его можно сделать в центре книги, поставив столик и кресла, чтобы ребенок мог чувствовать себя комфортно и спокойно. Это как бы центр психологической разгрузки.
Рядом с центром книги расположен центр речевого развития. Здесь у нас много дидактических развивающих и познавательных игр, материал для знакомства со звуком. Для обучения правильному произношению звуков есть кукла- клоун с большим ртом и языком. Дети, глядя на положение его языка, так же ставят свой язык, чтобы правильно произнести звук. Есть кукла-малышка, которую мы учим говорить. Используем мелкие предметы, бобовые культуры - фасоль, горох, шумовые предметы, трубочки. Проводятся такие игры, как «Угадай, что звучит», «Чей кораблик быстрей», «Назови первый звук», «Продолжи предложение», проводится гимнастика для язычка, разучиваются чистоговорки и т.д.
Хочется отметить огромное значение для развития речи театрализованного центра. Здесь робкие и застенчивые становятся со временем уверенными и активными. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. У нас есть пальчиковый театр, кукольный, плоскостной театр, настольный театр.
5. Доступность среды предполагает:
- доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательная деятельность;
- свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды детской активности;
- исправность и сохранность материалов и оборудования.
Все, что находится в группе, доступно детям, все находится на уровне роста ребенка. Каждый выбирает игрушку или игру по своему желанию. Также дети посещают все помещения, имеющиеся в детском саду. Ходим на экскурсию в прачечную, на кухню, в мини – музей «Мордовская изба», посещаем музыкальный зал, который используется и как физкультурный зал.
6. Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
Мы следим, чтобы не было травмирующих предметов в группе, игрушек, причиняющих вред детскому здоровью.
Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.
Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом.
Развивающая среда не может быть построена окончательно. При организации предметно-пространственной среды в детском саду необходима сложная и высокотворческая деятельность всех участников образовательного процесса.