Диагностика и консультирование

Черняева Елена Ивановна

Профилактика эмоционального неблагополучия педагогов в коллективе

Развитие предпринимательской компетентности учеников

Профилактика буллинга в школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Три метода, чтобы определить эмоциональное неблагополучие педагогов в коллективе

Чтобы выявить трудности педагогов в общении и определить эмоциональное неблагополучие, проведите диагностику. Предлагаем провести три метода: наблюдение за педагогами, заполнение анкеты «Степень удовлетворенности психологических потребностей» и психологическую игру «Барометр».

1 метод

Наблюдение

Понаблюдайте за высказываниями учителей о работе, а также отследите реакцию в процессе общения и предложения от руководства. Обратите внимание, как они взаимодействуют с коллективом, детьми и родителями. Далее определите тип педагога по предложенным критериям. А еще используйте рекомендации, которые помогут устранить трудности педагога во взаимоотношениях.

Типы педагогов (Приложение 1 - 6)

2 метод

Анкетирование

Предложите педагогам заполнить анкету, в которой вопросы распределены по шести блокам потребностей: уважение, признание, общение, безопасность, отдых, новизна.  (Приложение 7)

По результатам анкеты отметьте неудовлетворенные потребности, которые встречаются чаще всего. Для работы с педагогами нужно определить среднее значение, а не индивидуальные данные. Суммируйте индивидуальные значения и разделите получившееся число на количество участников исследования. Обобщенные данные оформите в график, это поможет наглядно выделить неудовлетворенные потребности. Далее сделайте вывод, например, выявлены удовлетворенные потребности в уважении, признании, безопасности; неудовлетворенные потребности в отдыхе и потребности в зоне риска – в общении и новизне. Воспользуйтесь рекомендациями, которые вы можете использовать в консультациях с администрацией и педагогами, чтобы оптимизировать благополучие и удовлетворенность педагогов в школе.

3 метод

Психологическая игра (Приложение 8)

Предложите педагогам принять участие в психологической игре «Барометр». Для этого пригласите учителей в актовый зал или кабинет психологической разгрузки, где они смогут свободно передвигаться. Подготовьте бумажный скотч и два листа А4: на одном крупно напишите «да», на втором – «нет». С группой из 25 человек игра длится 45–60 минут. На вопросы в игре они отвечают устно и поясняют свой ответ.

Перед началом игры наклейте полосу бумажного скотча на пол от одной стены к другой посередине кабинета. На одной стене закрепите лист со словом «да», на противоположной – со словом «нет».

Участникам сообщите инструкцию: «Я буду задавать вопросы, на которые можно ответить “да”, “нет”, “„скорее да”, “скорее нет”, “и да, и нет”. Если вы хотите ответить “да” или “нет”, переходите к той стене, где закреплен лист с подходящим словом. Место посередине означает ответ “и да, и нет”, между стеной и центральной линией – “скорее да” или “скорее нет”. Пожалуйста, выбирайте место самостоятельно, не ориентируйтесь на остальных. Есть ли у вас вопросы? Начинаем».

Далее, после того как педагоги распределятся по кабинету, спросите у нескольких участников: «Почему вы здесь? А вы? Что означает ваша позиция?». В начале игры спрашивайте самых активных учителей. Со второго вопроса узнавайте мнение каждого участника. Если есть педагоги, которые отмалчиваются, озвучьте их позицию сами.

Важно давать слово всем участникам и запоминать проблемы, о которых они говорят. Старайтесь не записывать ответы во время игры, так вы сможете сохранить доверительную атмосферу. Наблюдайте за коллегами во время игры, чтобы получить больше информации и взглянуть на них с другой стороны.



Предварительный просмотр:

Как развить предпринимательскую компетентность учеников. Сценарий квеста

Квест «Сам себе предприниматель», посвященный предпринимательской деятельности. Квест позволит развить компетенции учащихся, значимые для предпринимательской деятельности. В игровой форме школьники познакомятся с основами бизнес-планирования. Вы сможете сформировать у них мотивацию на открытие предприятий малого и среднего бизнеса.

Участники квеста – ученики 10–11х классов, классные руководители, педагоги. На первом этапе игры ученики должны будут разделиться на команды, выбрать капитанов, придумать название команды и девиз. Учителя выступают в роли ведущих и смотрителей станций.

Чтобы провести квест, вам понадобятся: конверты с заданиями; форма бизнес-плана для заполнения (общая для всех команд); листы оценивания; маршрутные листы; карточки с подсказками для станций. Станции устройте в четырех учебных кабинетах. Продолжительность квеста: 90 минут.

Материалы для квеста

Сценарий квеста

Маршрутный лист

Лист оценивания

Бизнес – план

Подсказки



Предварительный просмотр:

Конспект онлайн-встречи,

где ученики сформируют активную жизненную позицию



ДЛЯ КОГО, ЗАЧЕМ И КАК

Участники: ученики 5-7-х классов.

Цель: создать условия для нравственного развития школьников.

Задачи:
- сплотить коллектив класса;
- провести профилактику буллинга;
- создать условия, чтобы закрепить позицию «неравнодушного свидетеля».

Оборудование: платформа для веб-конференций, например, Zoom или Skype.

Время проведения: 40 минут.

Этап 1. Приветствие

Педагог-психолог:

Здравствуйте, ребята! Сегодня у меня для вас интересное занятие. Но прежде чем мы начнем, остановимся на правилах работы.


Напишите правила на доске конференции или выведите в презентации на экран.
 

 

Правила работы на онлайн-занятии

 

1. Отключите свой микрофон. 
Когда вы захотите что-то сказать, вы сможете его включить.

 

2. Включите свою камеру. 
Здорово, когда все друг друга видят!

 

3. Активно включайтесь в обсуждения. 
Так вы быстрее научитесь чему-то новому.

 

4. Будьте взаимовежливы! 
Обращайтесь друг к другу по имени и проявляйте уважение.
 


Педагог-психолог:

Наше занятие называется «Как изменить мир к лучшему», а почему именно так – вы узнаете позже.

Этап 2. Вступление

Педагог-психолог:

Начнем с простого: вы – ученики одного класса. Вспомним уроки русского языка: подберите синонимы к слову «класс».


Подбадривайте и мотивируйте школьников на проявление активности. Варианты ответов: Коллектив – группа лиц, объединенных какой-либо общей деятельностью, работой, учебой, решением определенной общественной задачи. Сообщество – группа людей, имеющих общие интересы. Группа – это небольшое объединение людей, которые обязательно контактируют непосредственно, все знают друг друга.

Педагог-психолог:

Спасибо! У всех этих слов очень похожие значения: объединение людей по общим интересам, ценностям, целям.
 

 

 Вопрос для обсуждения:

 

Какие ценности важны для вашего классного сообщества?



Обобщите высказывания, подведите первый итог.

Педагог-психолог:

Мне нравится, что вы отмечаете так много хороших качеств дружного, сплоченного коллектива. Я сейчас услышала, что есть и не очень приятные моменты в жизни вашего класса: кто-то дерется, шумит на уроках. Может быть, после нашего занятия поведение ваших одноклассников изменится.

Этап 3. Основная часть

Педагог-психолог:

Для каждого коллектива, сообщества, группы важно не только стремление к общей цели, выполнение схожих задач, общение, но и чувство психологической безопасности. Вы приходите в школу, вместе учитесь, участвуете в мероприятиях, у вас есть в классе друзья, есть ребята, с которыми вы просто общаетесь по школьным вопросам. Отношения в классе могут быть разными. Вы можете чувствовать себя случайными встречными: мне все равно, что происходит с моими одноклассниками. Или вы можете поддержать друг друга в трудной ситуации.

 

 Вопросы для обсуждения:

 

1. Способны ли вы помочь друг другу?
2. Можно ли почувствовать поддержку от одноклассников в вашем коллективе?


Педагог-психолог:

Иногда в школе мы можем стать свидетелями очень неприятных ситуаций, когда кого-то из одноклассников обижают, дразнят, доводят. Давайте попробуем разобрать несколько ситуаций и найдем способы реагирования. Сейчас я распределю вас по чат-комнатам, в которых вам будет предложена проблемная ситуация. Ваша задача: в течение 10 минут совместно обсудить ситуацию и дать ответы на предложенные вопросы. По окончании времени вы вернетесь в общий конференц-зал, и спикер от каждой команды представит результат работы.


Раздайте командам проблемные ситуации. После выступления каждой из команд подведите итоги, отметьте сильные стороны в ответе, предложите дополнения в поиске решений.

Этап 4. Завершение занятия

Педагог-психолог:

Почему же так важно для классного сообщества вмешательство в подобные конфликтные ситуации? Что дает это всему классу и каждому ученику в классе? Это чувство единства, защиты, спокойствия и надежности, воспитание самого себя, воспитание уверенности в себе, смелости и умения противостоять трудностям. Чтобы изменить мир к лучшему – сначала измените в лучшую сторону себя! Надеюсь, наше занятие помогло вам понять важность неравнодушия к чужой беде. Если вам нужна будет помощь в поиске решений подобных ситуаций, вы всегда можете обратиться к педагогу-психологу или классному руководителю. Сейчас отметьте в чате смайликами: было ли вам интересно, получили вы полезную для себя информацию. Всем спасибо! И до новых встреч!

Карточки с ситуациями (Приложение 1)