Советы юным музыкантам
Советы юному музыканту. Жизненные Правила Для Музыкантов (Роберт Шуман, 1850)
Совмещение двух разных названий в одно показывает, что старый музыкант — уже умер. Музыкант может быть только юным, это первое и главное правило. Потому Роберт Шуман и пишет «жизненные правила». Несоблюдение этих правил смертельно для музыканта. Для тех, кто не догадался, он повторяет ту же мысль в конце (42). В юном возрасте учиться легче, а в старости уже поздно. Музыкант должен учиться всегда, иначе это не музыкант.
1. Развитие слуха - это самое важное. Старайся с юных лет распознавать тоны и лады. Колокол, стекольная рама, кукушка, - прислушайся, какие звуки они издают. Без слуха заниматься музыкой нельзя. Хотя без слуха вообще людей нет. Каждый человек (если он не совсем глухой) что-то слышит. Другое дело — насколько точно слышит. И какие именно явления может распознавать его слух. Профессия музыканта — это, собственно, ни что иное, как постоянное развитие слуха. Другое дело, что разновидностей у слуха огромное множество. Слышать абсолютную или относительную высоту нот, мелодии, созвучия... С чего же начать? Ответ дается в следующих двух предложениях. Роберт Шуман употребляет множественное число: «звуки», «тоны», «лады». Это очень важно. Он не употребляет крайне вредного, но вошедшего в обиход наших музыкальных и общеобразовательных школ слова «окраска звука». Тембр, который так называют низкокачественные преподаватели, — это на самом деле одновременное звучание тонов. При этом очень важно слышать точно. А для достижения точности следует прислушиваться (то есть прилагать слуховое усилие), а не просто пассивно воспринимать. Слуховая лень — тормоз в развитии для очень многих людей, которые хотят стать музыкантами. Вокруг нас огромное множество красивых и очень музыкальных звуков, а мы, как правило, воспринимаем их лишь как фон. Надо обязательно слушать активно.
2. Играй усердно гаммы и другие упражнения для пальцев. Но есть много людей, которые полагают, что этим все и достигается, которые до глубокой старости ежедневно проводят многие часы за техническими упражнениями. Это приблизительно то же самое, что ежедневно читать азбуку вслух и стараться делать это все быстрее и быстрее. Употребляй свое время с большей пользой. Музыкант не имеет права быть дилетантом. Тренировать надо не только органы восприятия, но и органы воспроизведения. Без тренировки последних создание музыки невозможно. Однако первые, конечно, важнее (1). Поэтому занятие только техническими упражнениями приводит к старости и музыкальной смерти. Не следует думать, что «глубокая старость» настанет через много лет занятий. «До глубокой старости» (см. комментарий к названию) употреблено здесь аналогично тому, как можно «уработаться до инфаркта» (или упиться «до состояния нестояния»). Бесполезные действия не приносят результата в музыке точно так же, как и в других сферах жизни. А отсутствие результата при большом количестве затраченных усилий приводит к болезням и преждевременной старости.
3. Играй ритмично! Игра некоторых виртуозов похожа на походку пьяного. Не бери с них примера! Виртуоз в данном контексте — анти-музыкант, который поставил количество выше качества. Пьяному кажется, что он идет вполне прямо и так же ловко, как другие (а есть еще пьяные, которые любят потанцевать в таком виде). Однако на самом деле... Все знают, как это выглядит на самом деле. В подобном ослеплении находятся и виртуозы, которые хотят как можно скорее начать играть быстро. Но виртуозность как таковая (спортивный, по сути, момент) в музыке неуместна. Надо думать совсем о другом. Если уделять внимание ритму — это избавит от «пьяной» виртуозности. Мало того. Музыка звучит во времени. А ритм — это и есть организация музыки во времени. Неужели так сложно понять его важность? Тем не менее, именно ритм, как правило, игнорируется очень и очень многими исполнителями. Ритмически точная игра, соответствующая сути исполняемой музыки — крайне редкое явление. Поэтому далеко не случайно, что Роберт Шуман ставит в этом совете целых два восклицательных знака (которых в «Советах» всего три), чтобы обратить на него особое внимание.
4. Изучи как можно раньше основные законы гармонии. Гармония изучается в музыкальных училищах, причем не на первых курсах. Это слишком поздно. Но как изучить ее раньше, без минимальной теоретической подготовки? Только практически. Кажется, Арнольд Шёнберг говорил, что «гармония — строительный материал формы». Он же советовал «следить за линией баса». Совет Роберта Шумана касается именно этого. Необходимо узнать, почувствовать, по каким принципам соединяются аккорды, уделяя особое внимание басовому голосу, который в многоголосии является самым главным. «Как можно раньше» предполагает еще и то, что бас необходимо слышать так же хорошо, как и мелодию. Услышали мелодию — сразу же услышали и бас. Законы гармонии предполагают самостоятельность голосов и богатство их комбинаций. Но это богатство далеко не произвольно. Не всякое одновременное звучание нескольких звуков является аккордом. Не всякая последовательность аккордов является музыкой. Музыкой является лишь та, последовательность аккордов которая соответствует законам гармонии. В общем случае изучить закон гармонии невозможно: музыка бесконечна. Поэтому речь идет лишь об «основных». Но эти основные законы необходимо знать очень хорошо. Даже не просто теоретически знать, а чувствовать. И даже не чувствовать. Эти законы должны как можно раньше стать как бы вашей неотъемлемой частью.
5. Не бойся слов: теория, гармония, контрапункт и т. п.; они встретят тебя приветливо, если ты поступишь так же. Музыкальные термины не усложняют музыкантам жизнь, а облегчают, позволяя классифицировать похожие явления. Если вы не поленитесь один раз разобраться хотя бы в минимальной терминологии, потраченное время окупится сторицей. Если до сих пор сомневаетесь — попробуйте хотя бы выучить ноты. Всего лишь семь нот необходимо для того, чтобы записать множество музыкальных произведений (в том числе, сложнейшие симфонические партитуры). Но страх бывает не только от того, что в «теории, гармонии и контрапункте» много новых терминов. Многие (даже довольно известные) исполнители и композиторы боялись теоретических дисциплин, поскольку считали их вредными, антимузыкальными и убивающими вдохновение. Это путь к дилетантству (2); то же самое, что пытаться писать стихи без знания алфавита (2). Теоретические дисциплины столь же необходимы, как и занятия практическими упражнениями.
6. Никогда не колоти по клавишам! Играй со смыслом и не останавливайся на половине пьесы. Физических сил у нас всегда больше, чем способности их контролировать. Поэтому частенько, особенно на первых порах, голова отключается. Это очень опасно. Музыкальное знание — это умение, а умение «записывается», как сейчас модно говорить, «на клеточном уровне» (34). Записывается как положительный, так и отрицательный опыт. Полностью избежать отключения «контролирующего центра» не удастся, но можно, по крайней мере, сознательно не делать самого вредного, что перечислено в этом совете. Особенно вредно «колотить по клавишам», то есть издавать бессмысленные звуки, которые, будучи еще и громкими, наиболее утомительны для нервной системы, и сами по себе вызывают скорейшее «отключение головы». Редко кто играет со смыслом даже на концертах. Частенько исполнители рассуждают так: «здесь у меня будет громкая кульминация, здесь надо сыграть потише, а здесь... не понимаю я, что здесь играть, но как-нибудь это место «стандартно» проиграю». Так нельзя. Со смыслом надо играть всю пьесу. А для того, чтобы этого достичь, нужно следовать хотя бы предыдущим пунктам. Остановка на половины пьесы вредна тем, что нарушает логику музыкальной формы. Пьеса должна закончиться там, где она заканчивается. Если не развить привычки к охвату пьесы целиком, не удастся избежать мест «стандартной игры» без смысла.
7. Тянуть и спешить - одинаково большие ошибки. Музыка — штука точная. И темп не может быть произвольным. Он может быть только тем, который соответствует данной музыке. То же самое касается вашего развития как музыканта. Не следует сразу браться за сочинение симфоний, если вы еще не знаете нот. Но не следует и надолго застревать на элементарном (2, 5). Необходимо постоянно идти вперед, причем всегда в правильном темпе.
8. Старайся играть легкие пьесы хорошо и выразительно; это лучше, чем посредственно исполнять трудные. «Легкие» пьесы, где мало нот, часто крайне сложны для исполнения. Таковы некоторые сочинения, например, Моцарта или Бетховена. Их очень трудно сыграть хорошо и выразительно, почти невозможно. Даже для музыканта экстра-класса. Поэтому Роберт Шуман пишет «старайся играть», а не «играй» (как, например, в 12). Но исполнение легких пьес великих мастеров в высшей степени полезно. Их обязательно следует разучивать. Более того, без такой школы вам не избежать посредственного исполнения любых других пьес! Зачастую за техническими сложностями, которые преодолевает (или старается преодолеть) исполнитель, скрывается его немузыкальность. Впрочем, посредственность можно спрятать лишь до определенного предела.
9. Всегда проявляй заботу о чистоте настройки твоего инструмента. Речь идет не только о фортепиано, скрипке, фаготе или (кстати!) певческом голосе. Речь также идет о состоянии слуха, который должен быть всегда готов к восприятию музыкальных впечатлений.
10. Необходимо, чтобы пьесой овладели не только пальцы, ты должен уметь также напевать ее про себя без помощи инструмента. Обостряй свое воображение настолько, чтобы ты мог удержать в памяти не одну лишь мелодию, но также и сопровождающую ее гармонию. Созданием музыки управляет не физиология. Здесь прямо говорится то, о чем можно было прочитать между строк ранее (1, 2, 6). Музыка должна звучать у вас внутри. Слышать следует, естественно, не только мелодию. Роберт Шуман прямо пишет о «сопровождающей гармонии», но подразумевает еще и следующее. Очень важно, чтобы музыка у вас внутри звучала правильно, без фальшивых нот, в нужном темпе, точном ритме, точной динамике и правильных штрихах. Только тогда физиология начнет вас слушаться.
11. Даже если ты не обладаешь хорошим голосом, старайся петь с листа без помощи инструмента; таким образом, ты разовьешь свой слух. Если же у тебя красивый голос, не медли ни минуты и развивай его; рассматривай это как прекраснейший дар, которым тебя наделило небо. Для вокалистов и дирижеров этот совет звучит так: «даже если ты не умеешь играть, старайся исполнять на фортепиано как свою партию, так и сопровождение, не упускай случая сыграть на фортепиано хоровую или симфоническую партитуру целиком; таким образом, ты разовьешь свой слух. Если же у тебя хороший пианистический «аппарат», не медли ни минуты и развивай его; рассматривай это как прекраснейший дар, которым тебя наделило небо».
12. Играй всегда так, как будто тебя слушает великий художник. Когда ты играешь, не беспокойся о том, кто тебя слушает. Это истинный артистизм. Достичь его непросто, но надо всегда об этом помнить. Большинство музыкальных проблем возникает от некачественной работы. Соблюдая этот простой совет, вы сэкономите очень много времени.
13. Если тебе предложат сыграть с листа незнакомое сочинение, то сначала пробеги его предварительно глазами, в полном его объеме. Музыкальное сочинение конечно. В нем есть начало, развитие, кульминация и завершение. Необходимо охватить форму сочинения целиком (6), прежде, чем начать играть. Потому что детали, о которых вы будете думать во время исполнения должны быть подчинены основной, генеральной мысли.
14. Когда будешь постарше, не играй модных сочинений. Время дорого. Надо иметь сто человеческих жизней, чтобы познакомиться только со всем хорошим, что существует на свете. Редкий музыкант не сталкивается с проблемой, имя которой «как заработать деньги?». Не всех юных музыкантов эта проблема делает «глубокими стариками» (2, название), но многие некогда юные музыканты под давлением грубой материи идут на компромисс и становятся «постарше». Они еще музыканты, но как бы наполовину. Половина жизни — музыка, другая половина — служение материи. Исполнение модных сочинений для таких полу-музыкантов убийственно. А знакомство «со всем хорошим, что существует на свете» может не только вернуть им утерянную юность, но и продлить их музыкальную жизнь хоть даже и в сто раз.
15. Весь хлам пассажей имеет преходящее значение; техника обладает ценностью только там, где она служит высшим целям. Это сказано открытым текстом для тех, кто еще не понял 2 и 3.
16. Не распространяй плохих сочинений; старайся всячески преграждать им путь к известности. Плохая музыка безнравственна. Распространение плохих сочинений — то же самое, что постоянное воспроизведение нецензурных слов. А если вы сквернословите, об этом будут помнить даже в те моменты, когда вы выражаетесь цензурно.
17. Ты не должен ни играть плохие сочинения, ни слушать их, если только тебя к этому не принуждают. Это, по крайней мере, необходимое условие для выполнения предыдущего пункта. Начинать необходимо с себя, с собственной музыкальной гигиены. Если хотите стать музыкантом — срочно выньте из ушей затычки от плеера с псевдомузыкальной непотребщиной. Не ходите на дискотеки, а рестораны старайтесь выбирать без музыки. Или сами заказывайте музыкальное оформление (это, правда, обойдется вам дороже). Отключайте телевизор на время рекламы, если не можете не смотреть его вовсе. Не посещайте без необходимости массовые увеселительные мероприятия: там почти всегда отвратительное звуковое оформление. От авангарда бегайте, как от огня. Вреднее него нет ничего: авангардисты нарочно пишут по принципу «чем отвратительнее и немузыкальнее — тем лучше». Если вы сохраните себя от влияния авангарда, истинно современная музыка откроется вам со временем. Конечно, полностью исключить плохие сочинения из слухового опыта не получится. Все равно звуковая отрава будет звучать вокруг вас. А отключить все нежелательные звуки в масштабах целого города вам вряд ли удастся.
18. Не стремись к блеску исполнения. Старайся, чтобы музыка произвела то впечатление, которое имел в виду автор; большего не надо; все, что сверх этого, - искажение. Блеск исполнения — это стремление запомниться. Для исполнителя такое поведение является хамством по отношению к музыке. Запомниться должен не исполнитель, а музыкальное сочинение. Точно такое же хамство может быть и у композитора, который хочет отличаться от других тем, что намеренно нарушает законы музыки. Задача композитора не нарушать музыкальные законы, а напротив, демонстрировать их в действии.
19. Считай безобразием что-либо менять в сочинениях хороших композиторов, пропускать или, чего доброго, присочинять к ним новомодные украшения. Это величайшее оскорбление, какое ты можешь нанести искусству.Такое безобразие является следствием беспомощности исполнителей, их непонимания сущности музыки, а не только конкретного сочинения. Многие вокалисты, например, нисколько не задумываются о том, что транспонировать романс под их голосовые данные категорически нельзя. Не можешь - не пой. Хочешь петь — позанимайся, но спой в правильной тональности. К новомодным украшениям относится и увлечение так называемым «аутентичным» исполнением. Оно, правда, маскируется под свою противоположность, декларируя якобы «подлинность». Но музыкальной подлинностью в таких коллективах даже и не пахнет. Они используют музыкальные инструменты, скажем, баховской эпохи, изучают многие принципы и приемы игры того времени, но упускают из виду главное — музыку. А музыка Баха гораздо шире его эпохи, поэтому ее и не ценили тогда. Музыкальные открытия Баха были осознаны гораздо позже, и заключались уж точно не в слепом и буквальном следовании «аутентичным традициям». На деле, так называемые «аутентичные» ансамбли и оркестры звучат фальшиво, а их руководители мало что понимают в вопросах музыкальной формы.
20. Выбирая пьесы для работы, советуйся со старшими; ты этим сбережешь себе много времени. Полезен как положительный, так и отрицательный опыт старших. А самое дорогое для музыканта — время.
21. Постепенно знакомься с сочинениями известных композиторов. Под известными композиторами здесь подразумеваются настоящие мастера. Сразу познакомиться с их творчеством не удастся. Необходима не просто постепенность, но и определенный порядок, не совпадающий с хронологическим. Величие музыки Баха, Моцарта, Бетховена невозможно осмыслить, если не видеть их открытия в творчестве других, более близких к нам по времени композиторов. Но и современную музыку невозможно понять, не зная творчества великих мастеров прошлого. Музыкальная традиция непрерывна, и необходимо постоянно устанавливать связи между сочинениями «известных композиторов» различных эпох.
22. Не обольщайся успехом, который часто завоевывают так называемые большие виртуозы. Потому что это не успех, а провал. Успех «больших виртуозов» — то же самое, что аплодисменты подвыпивших посетителей ресторана. За такой успех платят неплохие чаевые, но «большой виртуоз» — настоящий музыкальный труп. Таких немало и сейчас на нашем концертном небосклоне.
23. Одобрение художников пусть будет для тебя ценнее признания целой толпы. Не стремись к финансовому успеху. Хотя, конечно, неплохо, если он есть. Но для музыки деньги не имеют ценности.
24. Все модное выходит из моды; если ты будешь гнаться за модой, то, состарившись, будешь никому не внушающим уважения франтом. И состаришься ты быстро (см. название). Как и везде, репутацию очень легко потерять, но трудно заработать. А в музыке квалификацию можно потерять так же быстро, как и репутацию. Даже еще быстрее, пожалуй.
25. Много играть в обществе скорее вредно, чем полезно. В музыке необходим слушатель. Но во всем должна быть мера. Приобретая привычку к выходу на сцену, можно развить лень к занятиям, к скрупулезной работе над деталями.
26. Но никогда не упускай возможности участвовать в совместной игре в дуэтах, трио и т. п. Это сделает твою игру полной жизни, осмысленной. Чаще аккомпанируй певцам. Ансамблевая игра в принципе невозможна без понимания музыкальной логики. Поэтому она активизирует чувство формы даже у тех, кто испытывает трудности в этом направлении. В ансамбле необходимо постоянно думать о том, кто сейчас играет тему, а кто - аккомпанемент (или одновременно другую тему). А такие мысли сами собой вызывают вопрос: «Почему именно так, а не иначе?». «Чаще аккомпанируй певцам» подразумевает «чаще решай нестандартные музыкальные задачи».
27. Если бы все хотели играть первую скрипку, нельзя было бы составить оркестра. Уважай поэтому каждого музыканта на его месте. Далеко не всегда труднее играть на инструменте, который играет часто. Скажем, малый барабан — очень трудный инструмент, а извлечь один звук из там-тама — вообще целая наука. В конце концов, у какого инструмента фальшь будет более заметна: у скрипки или у трубы?
28. Люби свой инструмент, но в своем тщеславии не считай его высшим и единственным. Помни, что существуют другие и столь же прекрасные. Помни и о существовании певцов; не забудь, что самое высокое в музыке находит свое выражение в хоре и оркестре. Без любви к инструменту вы не сможете на нем эффективно заниматься. Тем не менее, такие случаи существуют (обычно это приводит к смене профессии). А если тщеславие довело до того, что вы считаете ваш инструмент самым лучшим, оно вас заведет еще дальше. Качественное сочинение для хора и оркестра написать труднее, чем качественную пьесу для фортепиано.
29. Когда подрастешь, общайся больше с партитурами, чем с виртуозами. Подрастешь (как музыкант), — значит, начнешь отличать музыкантов от виртуозов. Почему Шуман не пишет «с музыкантами», пишет «с партитурами»? Потому что знания, которые получил другой музыкант — все их можно получить из партитур. Именно не просто нот, а партитур — нот для симфонического оркестра, хора, различных ансамблей. Законы музыки едины. Нет законов для пианистов, для скрипачей, для флейтистов. Необходимо постепенно практически осваивать общие музыкальные законы, постоянно выходить за рамки собственного инструмента. Иначе так и останешься виртуозом (22).
30. Играй усердно фуги больших мастеров, особенно И.С. Баха. «Хорошо темперированный клавир» должен быть твоим хлебом насущным. Тогда ты безусловно станешь основательным музыкантом. Говорят, что Л. ван Бетховен почти не знал музыки И.С. Баха, кроме «Хорошо темперированного клавира». Но его он знал прекрасно — и вот результат. Для Бетховена это сочинение действительно было «хлебом насущным». Но не рассчитывайте, что это так легко и сразу получится у вас. Прежде чем есть хлеб, надо, чтобы выросли зубы. Фуга, написанная большим мастером (а именно такие Роберт Шуман рекомендует играть), — это довольно сложное произведение, где несколько различных мелодий играются одновременно в соответствии как с законами гармонии (4), так и с законами контрапункта. Для того, чтобы сыграть фугу, уже необходима определенная основательность. Но по-настоящему основательным, «школьным» музыкантом можно стать только практически освоив законы контрапункта.
31. Ищи среди своих товарищей таких, которые знают больше, чем ты. Знание в музыке — это умение. Те которые умеют, те и больше знают. Виртуоз может лишь с большими искажениями пересказать то, что написано в нотах.
32. У певцов и певиц можно многому научиться, но и не во всем доверяй им. Вокальная музыка отличается от инструментальной, у нее своя специфика. Общение певцов и инструменталистов, безусловно, обогащает обоих, но с точностью до этой специфики, которую необходимо преодолевать (28, 29).
33. Пой усердно в хоре, особенно средние голоса. Это сделает из тебя хорошего музыканта. Хороший музыкант, в данном контексте, высший комплимент (41). Оказывается, есть такой простой путь к цели, кажущейся недостижимой! Почему именно средние голоса? Верхний голос обычно мы слышим всегда. Бас — тоже слышим, если не прослушали другой совет (4). Основа практически любой партитуры — четыре голоса. Голос, которой поем в хоре, мы слышим лучше. Так можно научиться слышать всю партитуру целиком. Симфонический оркестр устроен примерно по такому же принципу (с точностью до некоторых деталей). Кроме того, при пении в хоре легче почувствовать законы гармонии и контрапункта. Все, что не соответствует этим законам, петь, как правило, неудобно.
34. Но что, значит, быть музыкальным? Ты не музыкален, если, боязливо уставившись глазами в ноты, с трудом доигрываешь свою пьесу; ты не музыкален, если в случае, когда кто-нибудь нечаянно перевернет тебе сразу две страницы, - остановишься и не сможешь продолжать. Но ты музыкант, если в новой пьесе приблизительно догадываешься, что будет дальше, а в знакомой уже знаешь это наизусть, - словом, когда музыка у тебя не только в пальцах, но и в голове, и в сердце. Каждый учится, используя свои сильные стороны. Кто-то более догадлив, кто-то более последователен и усидчив. Конечно, в идеале надо развить и то, и другое. Более догадливые обычно не очень терпеливы, а более работоспособные — не очень догадливы. Этот и следующий советы Роберт Шуман пишет для работоспособных (догадливые поняли все из предыдущего и до этого места не дочитали). Но работоспособных надо как-то «активировать», чтобы они достигали результата и не отставали от догадливых.
35. Но как стать музыкальным? Милое дитя, главное острый слух, быстрая восприимчивость - дается, как и все, свыше. Но способности можно развивать и совершенствовать. Ты не станешь музыкальным, если, отшельнически уединяясь, целыми днями будешь заниматься техническими упражнениями; ты приблизишься к цели, если будешь поддерживать живое, многостороннее общение с музыкантами, и, в частности, если будешь постоянно иметь дело с хором и оркестром. Музыке можно научиться. Но главное — практическая учеба, основанная на развитии слуха (1). Самое полезное, если вы будете постоянно находиться в соответствующей среде, с большим количеством положительных музыкальных впечатлений. Разумеется, желательно не вредить себе отрицательным слуховым опытом (17).
36. Изучай с юных лет пределы и свойства человеческого голоса в его четырех видах; особенно прислушивайся к голосам в хоре; выясни, в каких регистрах они обладают наибольшей силой, в каких им доступны выражения мягкости и нежности. Человеческий голос — самый богатый музыкальный инструмент, поэтому ему посвящен отдельный совет, и задачи поставлены более подробно. В хоре голоса звучат по-иному, чем при сольном пении с инструментальным сопровождением.
37. Прислушайся внимательно ко всем народным песням; это целая сокровищница прекраснейших мелодий, они откроют тебе глаза на характер различных народов. Народные песни — это музыка совсем иной специфики, поэтому прислушиваться нужно «внимательно»,обращая внимание, в первую очередь, на мелодию.
38. Как можно раньше примечай звук и характер различных инструментов, старайся запечатлеть в своем слухе их своеобразную звуковую окраску. Изучать необходимо не тембры, а инструменты в их целостном звучании. У инструмента есть не только тембр, но и другие особенности. Один инструмент легко играет в быстром темпе, другой — медленный и основательный, третий — отрывистый. Наконец, одни инструменты играют только в высоком регистре, другие в среднем, третьи в низком, четвертые — на все используемом диапазоне. Нет смысла классифицировать тембры, проще непосредственно запомнить звучание инструмента во всех его регистрах. Тогда «запечатлеть в слухе» его звуковую окраску будет легко.
39. Никогда не упускай случая послушать хорошую оперу. Опера — особый жанр, где помимо солистов, хора и оркестра (28) есть еще сценическое действие, основанное на музыкальной драматургии. Если опера не очень хорошая, в первую очередь обычно из нее исчезает именно хорошая драматургия.
40. Не суди о сочинении, прослушав его один раз: то, что тебе понравится в первый момент, не всегда самое лучшее. Мастера требуют глубокого изучения. Многое станет тебе ясным лишь в зрелом возрасте. И наоборот, есть множество внешне эффектных сочинений, которые второй раз слушать совершенно не интересно. Напротив, сочинения великих мастеров раз от разу слушать все интереснее и интереснее. Сочинение будет нравится все больше и больше, а некоторые его исполнения все меньше и меньше. Наконец, вы сможете мысленно по партитуре услышать идеальное исполнение этого сочинения. С такого мысленного слышания начинается обычная работа симфонического дирижера. Если, конечно, это настоящий дирижер.
41. Кто-то утверждал, что хороший музыкант должен уметь представить себе впервые услышанное даже сложное оркестровое произведение в виде партитуры. Это высшее совершенство, какое себе можно представить. Но и это не так уж недостижимо, как кажется. Необходимо тренироваться. Постепенно вы сможете воспроизводить небольшие пьесы, затем ансамблевые сочинения. А если хватит жизни, дойдет дело и о симфонических партитур! Главное, не унывать.
42. Нет конца учению. Музыка бесконечна, и у настоящего музыканта самые большие успехи всегда впереди.