Классное руководство

Кустарева Любовь Павловна

На данной странице будут размещаться материалы по воспитательной работе с детьми. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «ЧТО ТАКОЕ ЭТИКЕТ?»

(занятие-лекция)

Существует вежливость,

идущая от сердца, которая сродни любви.

И. -В. Гете

Цели: дать четкое и понятное определению этикета в современной жизни.

Задачи, определить историческое происхождение этикета; рассказать об особенностях правил этикета в разных жизненных ситуациях.

Методические рекомендации: лучшая форма для проведения занятия - лекция; один небольшой вопрос можно рассмотреть в докладе ученика.

Возраст: 6-9классы.

Реквизит: таблицы, приведенные ниже, лучше всего распечатать на компьютере и повесить в классе или в виде карточек раздать ученикам.

Таблица-схема «Что включает в себя этикет?»

Области применения этикета и формы его выражения

1

Слово

2

Деловое общение

3

Манеры

4

Принципы

5

Цитаты

6

Сферы применения

7

Науки

8

История   .

;

9

Игровое поведение

10

Различия (народы, возраст, религия)

Таблица-схема «Как надо говорить?»

Неправильно

Правильно

Как же ты ничего не помнишь?

Вспомни, пожалуйста, мы с тобой недавно об этом говорили

Ты не можешь этого не знать

Как ты, конечно, знаешь

У нас с тобой никогда ничего не получится

Наш разговор не получился. Может быть, в следующий раз...

Ты сам не знаешь, чего хочешь

Попробуй сказать более понятно

Сколько раз можно говорить об одном и том же

Давай попробуем еще раз поговорить об этом

Я решил, что следует сделать так

Ты ведь согласен со мной?

Ход мероприятия

Учитель: Когда-то И.-В. Гете сказал: «Существует вежливость, идущая от сердца, которая сродни любви». Любовь - это прекрасно, все хотят любить и быть любимыми. Но как это касается правил поведения? Об этом мы с вами и узнаем из сегодняшнего занятия. Если мы с вами заглянем в словарь, то найдем там такое определение этикету: «Этикет - совокупность форм приличий и обычаев в высшем обществе и придворной жизни». Вот мы теперь и будем на специальных классных часах знакомиться с этими самыми приличиями и обычаями.

Есть две системы, которые регулируют наше общество: закон и этикет. «Закон не позволяет нам поубивать друг друга, а этикет не позволяет нам свести друг друга с ума» (Д. Мартин).

Этикет на протяжении многих столетий прочно входил в нашу жизнь. Ваше «доброе утро» по утрам, «спокойной ночи» по вечерам - это тоже правила этикета.

Поверьте, этикет - это вовсе не скучно. Впрочем, вы сами скоро убедитесь в этом. Вы будете не только слушателями, вы станете активными участниками всего происходящего здесь, в этом классе. Начнем с того, какое место этикет занимает в нашей жизни.

Немного истории. ( Выступает подготовленный ученик)

Знаете ли вы, откуда вообще взялись правила поведения?

Учитель: Начнем сегодня с того, что сейчас ……( имя ученика) расскажет  вам историю появления этикета.

Можно с уверенностью утверждать, что вопросы нравственности, воспитанности и приличного поведения волнуют человечество уже на протяжении многих тысяч лет. Первые правила того, что мы сегодня называем этикетом, зародились, видимо, еще до появления письменности и были зафиксированы в древнейших текстах в уже сформированном виде.[ http://etiquetterules.ru/etiquette/104-osnovy-etiketa.html]

 Вот, например, почему мужчинам надо снимать головной убор, входя в помещение? Это правило родилось в рыцарские времена, когда тяжеловооруженный рыцарь снимал шлем в доме, показывая, что он не настроен воинственно. Теперь, снимая шапку в помещении, мы показываем, что уважаем хозяев этого дома и не собираемся делать что-то плохое.

От рыцарских же времен происходит обычай здороваться, пожимая друг другу правую руку. Мужчины, таким образом, показывали, что у них нет оружия. Многие современные правила этикета появились точно так же, под воздействием обстоятельств, и прочно вошли в нашу жизнь.

А вообще правила этикета зародились в глубокой древности; свой этикет был в каждом древнем государстве. Так, у египтян правила этикета предусматривали обязательный уход за телом и поддержание красоты. Это было целое искусство и касалось, конечно, в первую очередь, людей знатных и богатых. Женщины ежедневно укладывали волосы в прически у профессиональных парикмахеров, пользовались благовониями. Мужчины также ухаживали за своими волосами и кожей, следили за чистотой одежды.

У греков этикет в первую очередь предусматривал точное выполнение всех запланированных на день дел. Все было расписано по минутам. Визиты в гости как деловые, так и личные, делались, начиная с самого раннего утра. Не менее египтян следили греки за красотой причесок, бород, одежды. С особым мастерством женщины накладывали на лицо косметику. Молчание считалось у греков дурным тоном. Все важные вопросы они старались решать в общении, в постоянных беседах. Беседы, но не болтовня - так предписывал этикет.

У римлян большое значение придавалось одежде. Она делилась на официальную и  неофициальную. В официальных случаях следовало носить тогу, тунику и столу, а в не официальных - сагум или камису - одеяние в виде квадратного плаща. Считалось неприличным носить чужеземную одежду. Но простую рубаху римляне все-таки переняли от варваров.

Этикет предусматривал определенные сочетания фасонов и цветов. Можно было носить только белую тунику, а алый цвет имел отрицательное значение. Знатные римляне могли только отделывать светлые одежды тонкой полоской алого цвета. Зеленый цвет разрешался только женщинам, а оранжевый - только невестам.

Для мужчин эти цвета считались неприличными. Кроме правил в одежде, у римлян было особе отношение к речам, произносившимся при народе. Но ораторское искусство - это тема другого занятия.

Этикет средневековья - это этикет жестов. Даже пальцы имели свое особое значение. Например, большой палец означал духовность, указательный - ум и логику, средний - добродушие, безымянный -раскаяние, а мизинец - веру и надежду.

Продолжал развиваться этикет и в Новое время, обрастая многочисленными правилами. Они касались поведения в обществе, на балу, на улице и особенно за столом. Одно время правил этикета стало столько, что знать их все было просто невозможно. Молодых людей в XIX в. обучали в первую очередь не наукам, а правилам этикета - как надо здороваться, как одеваться, как ходить по улице и в какое время наносить визиты.

В России XIX века правила этикета предполагали общение в высшем свете только на французском языке.

Этикет в современной жизни

Учитель: Теперь мы многое знаем из истории этикета. А что же происходит с этикетом в наше время?

В наше время правила этикета довольно просты, но охватывают все области жизни человека. Они предусматривают поведение в обществе, отношения с другими людьми. Правила этикета определяют поведение человека в той или иной ситуации, а также правила ведения переговоров. Этикет - это вежливость, во многом доброта и хорошее отношение к людям, уважение. Кроме того, человек, знающий и выполняющий правила этикета, никогда не обидит незаслуженно другого человека, да и сам не попадет в неприятную ситуацию. Вы уже достаточно взрослые, чтобы понимать, что и внешний облик человека, и его поведение значат многое. В наше время очень важно, как выглядит человек, умеет ли он разговаривать и вести себя в обществе. 

Правила этикета дают рекомендации поведения в заранее оговоренных ситуациях, определяют, как человек общается с другими людьми, каковы его умение вести себя, жесты, способы приветствий, поведение за столом и т.д.

Сегодня - первое занятие по этикету. Вы узнаете, что такое имидж и зачем он, собственно, нужен человеку. Мы научимся выбирать подарки и преподносить их близким людям, познакомимся с этикетом цветов. На одном из классных часов я расскажу вам, как правильно разговаривать с гостями из других стран, чтобы они прониклись к вам симпатией и пониманием. Вы узнаете, как надо ходить в гости и принимать гостей у себя - чтобы они остались довольны и в то же время не поселились у вас навсегда. На наших занятиях вы научитесь правилам сервировки и многим другим полезным вещам. Несколько занятий мы посвятим речевому этикету, т. е. будем учиться говорить правильно. Узнаете много нового и полезного об этикете и его правилах, но научитесь применять полученные знания в жизни. Следовать правилам этикета не сложно, а результаты просто потрясающие. Ведь этикет - это, в первую очередь, вежливость и уважение к другим людям, а они обязательно постараются ответить вам тем же. Поверьте, жить будет гораздо интереснее и проще!

(Учитель подводит итоги и дает задание ребятам)

Домашнее задание

Подготовить правила поведения за столом, правила принятия гостей, правила поведения в гостях.



Предварительный просмотр:

[1]Тема: «Мы за чаем не скучаем».

Цель:

  • Формирование представлений учащихся об истории возникновения чайных церемоний, правилах заваривания чая;
  • Развитие коммуникативных навыков учащихся;
  • Развитие познавательного интереса;

Тип урока: классный час.

Форма: развивающая игра.

Информация к размышлению:

Самая большая роскошь на свете — это роскошь человеческого общения.

Антуан де Сент-Экзюпери

Подготовительный этап.

Ребята получают задания:

  • изучить историю чая;
  • узнать о полезных свойствах чая;
  • приготовить чайные рецепты;
  • собрать пословицы и поговорки о чае.
                             Оформление классной комнаты

Для создания комфортной обстановки предлагаем оформить классную комнату следующим образом: на столах скатерти, если есть возможность, принесите самовар, кулинарные изделия. Можно оформить классную комнату репродукциями картин (Перов В.Г. «Чаепитие в Мытищах», Кустодиев Б.М. «Купчиха за чаем»), табличками с русскими пословицами («Гостю почет — хозяину честь», «Хоть не богат, а гостям рад», «Гость в дом — радость в дом»).

План

Вступительное слово учителя.

I. Игровая программа.

II. Брейн – ринг.

III. Подведение итогов.

IV. Приглашение к чаю.

Ход классного часа

Вступительное слово учителя.

Добрый день, уважаемые гости, добрый день ребята!

Сегодня наш классный час посвящен чаю. Вряд ли есть среди нас человек, который никогда не пил чай. Чай пьют во всех частях света. Чай помогает общению, укрепляет здоровье. Мне непременно хочется обратиться к словам великого писателя  Антуана де Сент  Экзюпери: «Самая большая роскошь на свете — это роскошь человеческого общения». Эти слова и станут эпиграфом к нашему [2]занятию. Ведь что такое общение – это непринужденная дружеская беседа. А когда человек может непринужденно общаться? Конечно же во время чаепития.

 Чайная церемония—   это обряд, зародившийся в Китае. Сейчас этот обряд сохранился только в Японии, где есть специальные чайные домики для чаепития. Входя в домик, человек оставляет все свои заботы за его стенами и остается только с добрыми мыслями. За чаепитием ведутся беседы. Человеку,  посетившему чайный домик, кажется, что он побывал в другом мире. На Руси первое чаепитие состоялось 20 сентября 1638 г. Боярский сын Василий Старков привез от одного из монгольских ханов в подарок царю Михаилу Федоровичу пакеты с чаем. Чай понравился.
Сначала им пользовались как лекарством. Долгое время чай пили только по большим праздникам, так как в России его не выращивали, а ввозили из-за границы. Он стоил очень дорого.

В 1814 г. в Никитском ботаническом саду был выращен первый в России опытный чайный куст. 31 декабря 1821 г. выходит правительственный указ «О дозволении производить продажу в трактирных разного рода заведениях с 7 часов утра до 12 пополудни и содержать в ресторациях чай». Чай бывает разный – развесной, пакетированный, гранулированный. Различают и разные сорта чая – индийский, черный байховый, чай каркадэ. (Учитель показывает различные виды и сорта чая, который принесли ученики.)

I. Игровая программа

Учитель: А теперь я предлагаю вам, общаясь друг с другом, поиграть. Но чтобы игра прошла интересно и каждый бы в ней смог принять участие, мы поделились на 2 команды: «Чайники»  и  «Самовары». (Каждая команда сидит за своими объединенными столами. У них имеется сигнальная карточка, которую должны будут поднимать участники той команды, которая вперед подготовит задание. Команда, которая побеждает в конкурсе, получает жетон. Учитель смотрит за происходящим и оценивает команды).

Первым разминочным заданием будет выбор капитана. Ребята, вам дается 1 мин. для того, чтобы вы, пообщавшись и посовещавшись, выбрали себе капитана. Команда, которая вперед определится с выбором и будет первая начинать следующий конкурс. Итак, время пошло.

Конкурс № 1: «Представление».

Учитель: На кружке «Художественное слово» мы с вами изучали  и сами сочиняли много стихотворений. Теперь я  предлагаю вспомнить эти стихотворения и выбрать себе для девиза одно из них, которое наиболее подходило бы вашей команде. Каждая команда должна произнести свой [3]девиз. Даю минуту на то, чтобы вы подготовились к конкурсу. Будет оцениваться интонация, слаженность, дружность произношения.

Команда «Чайники»:

«Чайник полный наливаем

И заварку мы кладем.

Вкусный чай мы получаем,

С наслаждением мы пьем!

Ты попробуй и скажи,

Лучший чай пивал ли ты?»

Команда «Самовары»:

«Ты попробуй с самовара

Самый лучший в мире чай!

А прекрасный цвет и запах

Услаждают всех вокруг.

За столом друзья, соседи-

Все смеются и чай пьют».

(После озвучивания девизов, учитель определяет, какая команда лучше справилась с заданием и вручает жетон.)

Конкурс № 2: «Сбор чая»

Участвуют по одному представителю от команды.

Задание: Кто быстрее  за 1 мин. соберет надутые шары, к которым привязаны одноразовые пакетики чая. Участники собирают шары и кладут их на стол к своей команде.

(По прошествии минуты, учитель считает шарики и вручает жетон команде – победителю.)

                                        Конкурс № 3: «Принеси чай»
Участвуют по одному представителю от команды. На 2 стульях стоят коробочки пакетированного чая.

Задание: С закрытыми глазами выложить пакетики чая из коробочки и положить обратно в коробочку. Побеждает тот, кто быстрее справится с заданием. Учитель вручает жетон.

Конкурс № 4: «Веселые художники»

Команды выстраиваются в колонну.

Реквизит: Листы ватмана, фломастеры.

Задание: Каждая команда должна за 1 минуту  нарисовать чайник, причем участники рисуют по очереди:

первый — чайник;

второй — ручку;

третий — носик;

четвертый — крышку;

остальные — раскрашивают чайник. Участник, который нарисовал свою часть чайника, садится за стол.

Побеждает команда, быстрее справившаяся с заданием. Получает жетон.

Учитель. 
Мы узнали много нового о чае. Чай помогает людям лучше понять друг друга, способствует общению.

Настоящее чаепитие всегда и у всех народов было отделено от остальных приемов пищи. Так, у англичан уже с XVIII в. чай пили в 17 часов (а обедали в 13—14, ужинали в 19—20 часов). У нас чай стали пить отдельно в домах отдыха и санаториях — полдник; вечерний чай (после ужина) также отмежевался от трапезы.

В летнем лагере чай «подают» на завтрак, на обед, на полдник, на ужин и... к вечернему костру, чтобы он способствовал легкости и непринужденности общения.

Учитель.

Подвижная часть нашего мероприятия закончилась. Сейчас вам предстоит  думать.  Мы с вами много говорили о чае  и  мне интересно, что же вы запомнили из того, о чем мы с вами говорили. Теперь я предлагаю командам поиграть в игру «брейн - ринг».

II. Брейн – ринг

 (Участвуют обе команды. Учитель  задает вопрос, команды должны на него ответить, кто быстрее, поднимет сигнальную карточку и правильно ответит на вопрос, та команда  получает жетон).

1-й вопрос: В какой стране появилась чайная церемония? И когда на Руси появилось первое чаепитие?

Ответ: Чайная церемония—   это обряд, зародившийся в Китае. Сейчас этот обряд сохранился только в Японии, где есть специальные чайные домики для чаепития. Входя в домик, человек оставляет все свои заботы за его стенами и остается только с добрыми мыслями. За чаепитием ведутся беседы. Человеку, посетившему чайный домик, кажется, что он побывал в другом мире.

На Руси первое чаепитие состоялось 20 сентября 1638 г. Боярский сын Василий Старков привез от одного из монгольских ханов в подарок царю Михаилу Федоровичу пакеты с чаем. Чай понравился. К 1750 г. чай стал самым популярным напитком для всех слоев общества. Фунт (400гр.) чая стоил очень дорого. 31 декабря 1821 г. выходит правительственный указ «О дозволении производить продажу в трактирных разного рода заведениях с 7 часов утра до 12 пополудни и содержать в ресторациях чай».

Сначала им пользовались как лекарством. Долгое время чай пили только по большим праздникам, так как в России его не выращивали, а [4]ввозили из-за границы.

В Китае чай был известен за 2700 лет до новой эры, а позднее появился в Индии, Индонезии, на острове Шри – Ланка.

2- вопрос: Что из себя представляет чайное дерево? Какая часть растения необходима для приготовления чая?

 Ответ: Чайное дерево - двудольное растение, относящееся к семейству зверобойных. Кустарник с кожистыми листьями и белыми или розовыми цветами; многие сорта его культивируются в Китае и Ост – Индии. Разводить чайные кусты стали только в 1833 г. Высадили семена- сеянцы в Крыму, в Никитском ботаническом саду, но чайные кусты не прижились. Решили повторить попытку на Кавказе, под Сухуми, а пока привозили чай из Китая. Незадолго до Октябрьской революции нашли для чайных кустов прекрасное место в Грузии, под Батуми, в Чакве. Там и были созданы первые наши плантации. Ученые создали новые сорта этого нежного тропического растения, приспособленные к более суровому климату: они переносят морозы до  -14 градусов.

В тропических странах чайные кусты цветут и приносят семена почти круглый год. У нас они зацветают к сентябрю. 

Главное в чайном дереве – молодые нежные побеги. Из них приготовляют чай - ароматный освежающий напиток.

3- й вопрос: Какие виды чая вы знаете?

Ответ: Чай бывает черный и зеленый, красный (цветки гибискуса), рассыпчатый и прессованный брусками, кирпичиками, плитками.

4-й вопрос: Расскажите, какие операции проходят  различные виды чая.

Ответ: Прежде сем попасть к нам на стол, любой чай проходит множество операций: его вялят, скручивают, сушат, сортируют, расфасовывают по 25, 50, 75, 100 и 125 гр. и упаковывают. Зеленый байховый чай приготовляют почти так же как и черный, только перед завяливанием лист обрабатывают острым паром  (при температуре 100 градусов), что разрушает ферменты и сохраняет зеленый цвет продукта. Для получения черного плиточного чая крошку и высевки от сортировки байхового чая прессуют в плитки по 125 и 259 гр. Зеленый кирпичный чай приготовляют из грубого листа, собираемого осенью или весной после подрезки растений. Сырье обжаривают для сохранения зеленого цвета, скручивают, оставляют в бурках для брожения, сушат и прессуют в плитки по 2 кг. Зеленый чай защищает человека от рака и сердечных болезней

5-й вопрос: Какие вы знаете сорта чая и где их выращивают? 

Ответ: Сорта чая называют по месту производства. В России популярны байховые сорта чая «Букет Грузии», «Краснодарский букет», «Грузинский», «Краснодарский», «Индийский», «Цейлонский».

6-й вопрос:  Какие полезные вещества содержатся в чае?

Ответ: В чае содержится кофеин, танин и эфирные масла. Кофеин [5]вызывает ощущение бодрости, танин придает напитку вяжущий вкус, а эфирные масла – приятный аромат. Чай является идеальным напитком для людей с избыточным весом – т.к. это натуральный продукт.

7-й вопрос: Как же абсолютно правильно заваривать чай?
Ответ:
 Главное и необходимое условие — фарфоровая посуда, разогретая предварительно до высокой температуры. Разумеется, речь идет о чае, который до заварки хранился, как положено, и для которого используется хорошая вода — ее можно заранее отстоять или подержать на солнечном свету в стеклянной банке. Воду для чая можно, конечно же, кипятить в металлических чайниках, но лучше в луженых или эмалированных, где контакт металла с водой отсутствует.

8-й вопрос: Можно ли задерживать аромат чая, закрывать пробочкой носик чайника?

Ответ: Нельзя категорически. Лишний пар выходит, чтобы чай согревался, а не прел. Не следует чайник плотно закрывать куклой-грелкой.

9-й вопрос: Как надо разогревать чайник до засыпания заварки?

Ответ: Лучший способ разогреть чайник до засыпания заварки — обдать его кипятком снаружи и сполоснуть изнутри или погрузить в кипяток на 3 минуты (хотя практически это не всегда возможно).

10-й вопрос: Можно ли раскаливать сухой чайник на огне?

Ответ: Раскаливать сухой чайник на огне опасно, но это дает хорошие результаты: даже самый плохой чай приобретает после засыпки в такой чайник ярко выраженный аромат. Во всяком случае, сильный предварительный нагрев заварочного чайника — важнейшая операция.

11-й вопрос: Сколько по времени положено заваривать чай, в зависимости от сорта чая?

Ответ: От засыпки сухого чая в чайник до начала разливания настоя в чашки, должно пройти 4—7 минут. Однако эта рекомендация касается в основном южноазиатских сортов чая — индийского, цейлонского, индонезийского. Когда же речь идет о чае грузинском, краснодарском, азербайджанском или вьетнамском, то время заварки надо увеличить до 10—15 минут, а то и до 20 (в сырую, пасмурную погоду или зимой, в холодном помещении). Правда, если заварочный чайник накален очень сильно, чай заваривается в течение 3—4 минут независимо от сорта.

12-й вопрос: Какой водой нужно заливать заварочный чайник?

Ответ: Заливая заварочный чайник свежевскипяченной,  неперекипевшей водой, надо помнить: вода не должна доходить до самой крышки. Зазор в 1—1,5 сантиметра следует оставить, чтобы дать выход излишнему пару и чтобы чай не сопрел.

Учитель: А теперь, ребята, вы должны вспомнить за 1 мин.  чайные рецепты. Ведь чай можно пить с медом, с лимоном, с различными травами. Ваша задача, назвать как можно больше рецептов чая. За каждый названный рецепт,  команда получает по жетону.

[6]Учитель: Наша игра подходит к концу. Совсем немного осталось до подведения итогов. Мне очень интересно узнать, что же вы вынесли из этого занятия. Почему именно слова Экзюпери я взяла эпиграфом к классному часу? Будьте внимательны, задание: с каким человеком вы бы хотели попить чай, с кем приятно общаться. Какими качествами должен обладать человек, который располагает к общению. Каждая команда за названное качество получает по жетону.

III. Подведение итогов

Учитель: Я с вами полностью согласна, ведь куда приятнее общаться с образованным, воспитанным, искренним, добрым, открытым человеком. Вот и я хочу, чтобы вы тоже были образованными, добрыми, честными детьми, чтобы нам с вами приятно было общаться друг с другом.  

А теперь давайте  подведем итоги. Сколько жетонов  набрала команда  «Чайники» и «Самовары».

(Подсчитывается количество жетонов у команд. Победители награждаются сладкими призами.  Ребята могут обменяться рецептами приготовления чая.)

Итак, ребята, вы убедились сегодня, что чай не только помогает общению, он помогает сохранить бодрость духа и здоровье человека, формирует потребность в здоровом образе жизни. Кроме того, общаясь за чаем, можно развиваться, обмениваться информацией и расширять свой кругозор.

IV. Приглашение к чаю

Учитель: Давайте отдохнем от всех испытаний, что встретились нам сегодня. Приглашаю вас получить удовольствие от чашки ароматного чая.

Команды приглашают гостей за чайные столики.

Рецепты.

Чай с листьями черной и красной смородины.

В горячий чай добавить листья красной смородины и потолочь 5 мин. Затем добавить листья черной смородины и тоже потолочь 5 мин. Добавить кипяток и процедить.

Чай с мятой.

В горячий чай добавить 5 лепестков мяты, подержать их 3 мин., а затем вынуть.

Чай с лимоном и медом.

В чай  добавляем лимон и мед. Лучше заваривать с зеленым чаем.

Чайный напиток «Гибискус».

Залейте чайный цветочный напиток «Гибискус» кипятком из расчета 1 чайная ложка с верхом сухого напитка на чашку. Дайте настояться 15 -20 мин. Добавьте сахар или мед по вкусу. Холодный напиток понижает [7]давление.

Чай из шиповника.

Ягоды шиповника промывают. Заварочный чайник обдают кипятком и кладут туда ягоды. Заливают кипятком плоды. На несколько секунд накрываем чайник полотенцем, затем полотенце снимаем, а чай продолжает настаиваться.




Предварительный просмотр:

Беседа-презентация ко Дню космонавтики "Утро космической эры"

Цель:

Формировать у учащихся знания о становлении космонавтики, о первых полетах в космос;

Способствовать нравственно-патриотическому воспитанию школьников.

(Слайд 1, Приложение)

После того как человек изобрел самолет и завоевал небо, людям захотелось подняться еще выше.

Одним из первых о полете в космос задумался русский ученый Константин Эдуардович Циолковский (Слайд 2).

Судьба и жизнь Циолковского необычны и интересны.

Первая половина детства у Кости Циолковского была обычной, как у всех детей. Уже находясь в преклонном возрасте, Константин Эдуардович вспоминал, как ему нравилось лазить по деревьям, забираться на крыши домов, прыгать с большой высоты, чтобы испытать чувство свободного падения. Второе детство началось, когда заболев скарлатиной, почти полностью потерял слух. Глухота причиняла мальчику не только бытовые неудобства и моральные страдания. Она грозила замедлить его физическое и умственное развитие.

Костю постигло еще одно горе: умерла его мать. В семье остались отец, младший брат и неграмотная тетка. Мальчик остался предоставленным сам себе.

Лишенный из-за болезни многих радостей и впечатлений, Костя много читает, постоянно осмысливая прочитанное. Он изобретает то, что изобретено давно. Но - изобретает сам. К примеру, токарный станок. Во дворе дома крутятся на ветру построенные им ветряные мельницы, бегают против ветра парусные тележки-самоходы.

Он мечтает о космических путешествиях. Запоем читает книги по физике, химии, астрономии, математике. Понимая, что его способного, но глухого сына не примут ни в одно учебное заведение, отец решает отправить шестнадцатилетнего Костю в Москву для самообразования. Костя в Москве снимает угол и с утра до вечера сидит в бесплатных библиотеках. Отец ежемесячно присылает ему 15 - 20 рублей, Костя же, питаясь черным хлебом и запивая его чаем, тратит в месяц на еду 90 копеек! На остальные деньги покупает реторты, книги, реактивы. Последующие годы также были нелегкими. Он много натерпелся от чиновничьего равнодушия к его трудам и проектам. Болел, падал духом, но вновь собирался, производил расчеты, писал книги.

Теперь мы уже знаем, что Константин Эдуардович Циолковский - гордость России, один из отцов космонавтики, великий ученый. И с удивлением многие из нас узнают, что великий ученый не учился в школе, не имел никаких научных степеней, последние годы жил в Калуге в обыкновенном деревянном доме и уже ничего не слыша, но во всем мире теперь признан гением тот, кто первым начертал для человечества путь к иным мирам и звездам:

Идеи Циолковского были развиты Фридрихом Артуровичем Цандером (Слайд 3) и Юрием Васильевичем Кондратюком. (Слайд 4)

Все самые заветные мечты основоположников космонавтики воплотил Сергей Павлович Королев. (Слайд 5)

4 октября 1957 года стал знаменательной датой. В этот день был запущен первый искусственный спутник Земли. (Слайд 6) Началась космическая эра. Первый спутник Земли представлял собой блестящий шар из алюминиевых сплавов и был невелик - диаметром 58 см, весом - 83,6 кг. Аппарат имел двухметровые усы-антенны, а внутри размещались два радиопередатчика. Скорость спутника составляла 28800 км/ч. За полтора часа спутник облетел весь земной шар, а за сутки полета совершил 15 оборотов. Сейчас на земной орбите находится множество спутников. Одни используются для телерадиосвязи, другие являются научными лабораториями.

Перед учеными стояла задача - вывести на орбиту живое существо.

И дорогу в космос для человека проложили собаки. Испытания на животных начались еще в 1949 году. Первых "космонавтов" набирали в : подворотнях - первый отряд собак. Всего отловили 32 собачек. (Слайд 7)

Собак в подопытные решили взять, т.к. ученые знали, как они себя ведут, понимали особенности строения организма. Кроме того, собаки не капризны, их легко тренировать. А дворняг выбрали потому, что медики считали: они с первого дня вынуждены бороться за выживание, к тому же неприхотливы и очень быстро привыкают к персоналу. Собаки должны были соответствовать заданным стандартам: не тяжелее 6 килограммов и ростом не выше 35 см. Помня, что собакам придется "красоваться" на страницах газет, отбирали "объекты" покрасивее, постройнее и с умными мордашками. (Слайд 8) Их тренировали на вибростенде, центрифуге, в барокамере: Для космического путешествия была изготовлена герметическая кабина, которая крепилась в носовой части ракеты.

Первый собачий старт состоялся 22 июля 1951 года - дворняги Дезик и Цыган выдержали его успешно! Цыган и Дезик поднялись на 110 км, потом кабина с ними свободно падала до высоты 7 км. На этой отметке раскрылся парашют, и оба "космонавта" благополучно приземлились. В тот день и была решена судьба пилотируемой космонавтки - живые существа могут летать на ракетах! Больше всех радовался Королев (Слайд 9) Он гладил животных, угощал их колбасой, потом посадил в свою машину и повез "домой" - в вольер, где те жили. Увы, второй запуск закончился неудачей: во время второго испытания Дезик и его напарница Лиса погибли - не раскрылся парашют. За весь периода экспериментов - вплоть до весны 1961 года было запущено 29 ракет с животными. При этом погибло 10 собак. Собаки гибли от разгерметизации кабины, отказа парашютной системы, неполадок в системе жизнеобеспечения.

Но бывали и курьезные случаи. Как-то вечером, накануне полета, лаборант вывел дворняг, которые должны были лететь, на прогулку. Один из псов, Смелый, уже побывал в космосе. Только лаборант отстегнул поводок, Смелый убежал - видимо, почувствовал, что опять предстоит полет. Как его не подманивали, назад не шел. И тогда вместо Смелого в полет отправили подходящую по размерам дворнягу, вымыли, выстригли шерсть в местах, где нужно наложить датчики, одели в комбинезончик: (Слайд 10) Запуск прошел нормально, животные вернулись живыми и здоровыми. Но Королев сразу обнаружил подмену. Пришлось рассказать, что произошло накануне. Тут лаборант сообщил, что хитрюга Смелый вернулся и преспокойно спит на своем месте.

С 1952 года стали отрабатывать полеты животных в скафандрах. Скафандр изготовили из прорезиненной ткани в виде мешка с двумя глухими рукавами для передних лап. К нему крепился съемный шлем из прозрачного плексигласа. Кроме того, разработали катапультную тележку, на которой и размещался лоток с собакой, а также аппаратура. (Слайд 10) Эта конструкция на большой высоте отстреливалась из падающей кабины и спускалась на парашюте.

В начале 1956 года была поставлена новая задача: готовить 30-суточный полет двух собак. Проблем было много: создать новую герметичную кабину, разработать систему регенерации воздуха, придумать питательную смесь и автоматическое устройство для регулярного кормления четвероногих космонавтов, разработать "космический туалет" для собак. Для кормления был создан особый автомат-конвейер. Раз в сутки из-под лотка, в котором лежала собака, выдвигалась на ленте новая коробка, наполненная тестообразной смесью, - это были и еда, и питье.

После того, как на орбиту был выведен первый искусственный спутник Земли, Главный Конструктор решил отправить на втором спутнике собаку. Второй советский спутник был запущен 3 ноября 1957 года. (Слайд 11) Он нес на своем борту научную аппаратуру и маленький островок жизни - герметическая кабина с собакой. (Слайд 12)Было ясно, что собака на Землю не вернется: спускаемого аппарата на корабле не было. Из трех кандидаток - их звали Альбина, Лайка и Муха - выбрали спокойную и ласковую Лайку. Было рассчитано, что собака проживет на борту неделю. Именно на этот срок и были предусмотрены запасы пищи и кислорода. А чтобы животное не мучилось после того, как воздух закончится, конструкторы придумали шприц, с помощью которого будет сделан усыпляющий укол. Но в невесомости собак прожила всего несколько часов, корабль сильно нагрелся, и Лайка погибла от жары. (Слайд 13)

Грустно было прощаться с полюбившейся собачкой. Особенно тяжело было тем, кто кормил, гулял с собакой и по-настоящему привязался к ней.

Японцы использовали изображение нашей дворняги как символ года Собаки. Во многих странах были выпущены почтовые марки с изображением Лайки. (Слайд 14)

Основным годом "собачьего космоса" можно считать 1960-й.

Отработка ракеты-носителя и космического корабля "Восток" шла полным ходом. Но не все было гладко.

28 июля с космодрома Байконур стартовала ракета-носитель. Она должна была вывести на околоземную орбиту корабль-спутник, в котором находились две собаки - Лисичка и Чайка. Из-за аварии первой ступени ракеты-носителя пуск закончился неудачей. Собаки погибли.

20 августа было объявлено, что совершил мягкую посадку спускаемый аппарат и на землю благополучно возвратились собаки Белка и Стрелка. (Слайд 16)Но не только, слетали 21 серая и 19 белых мышей.

Белка и Стрелка были уже настоящими космонавтами. Чему же были обучены космонавты? (Слайд 17)

Собаки прошли все виды испытаний. Они могут довольно длительно находиться в кабине без движения, могут переносить большие перегрузки, вибрации. Животные не пугаются слухов, умеют сидеть в своем экспериментальном снаряжении, давая возможность записывать биотоки сердца, мышц, мозга, артериальное давление, характер дыхания и т.д.

По телевидению показали кадры полета Белки и Стрелки. Было хорошо видно, как они кувыркались в невесомости. И, если Стрелка относилась ко всему настороженно, то Белка радостно бесилась и даже лаяла.

Белка и Стрелка стали всеобщими любимицами. Их возили по детским садам, школам, детским домам. Журналистам давали возможность собачек погладить, но предупреждали: как бы ненароком не цапнули.

Ученый продолжали исследования и наблюдения за собаками и на Земле. Предстояло выяснить, повлиял ли полет в космос на генетику животного. Стрелка дважды приносила здоровое потомство, милых щенят, которых мечтал бы приобрести каждый. Но все щенки были на учете, и за каждого персонально отвечали. (Слайд 18)

После триумфального полета Белки и Стрелки пошли черные полосы. 26 октября на стартовом столе взорвалась и сгорела ракета. В огне погибли 92 человека. А за 15 дней до этой трагедии было принято секретное решение о полете человека в космос. Назначался срок - декабрь 1960 года. К полету человека в космос уже все было готово. Оставалось выполнить одно условие: в космос должны успешно слетать два корабля с собаками.

Белка и Стрелка свою задачу выполнили. Настала очередь Пчелки и Мушки. 1 декабря корабль стартовал. В общей сложности собаки пробыли на орбите сутки. Все шло гладко, но когда дали команду на возвращение, произошел сбой. Вероятнее всего корабль сгорел.

Старт человека отложили. (Слайд 20)

22 декабря место в корабле-спутнике заняли Жемчужина и Жулька. Случилась авария. Спускаемый аппарат совершил аварийную посадку в Красноярском крае. Погибли крысы, насекомые, растения, а собаки остались живы. Жульку себе забрал академик Олег Газенко, и остаток жизни она провела в генеральском доме.

Сергей Павлович Королев не отступился от своего решения: два удачных старта - и летит человек.

9 марта 1961 года в космос ушла Чернушка. Собаке предстояло совершить один виток вокруг Земли и вернуться - точная модель полета человека. Все прошло гладко.

25 марта 1961 года стартовала Звездочка. (Слайд 21) И ей предстояло выполнить один оборот и приземлиться. Полет закончился удачно. Собачки свое отработали. Больше им в космос подняться было не суждено. (Слайд 22)

До полета человека в космос оставалось 18 дней.

В память о погибшей Лайке перед Парижским обществом защиты собак воздвигли гранитную колонну в честь всех животных, отдавших жизнь во имя науки. Ее вершину венчал устремленный ввысь спутник, из которого выглядывала Лайка.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Утро космической эры К ЗВЕЗДАМ !

Слайд 2

Константин Эдуардович Циолковский Основоположник космонавтики и ракетостроения Обосновал возможность использования ракеты для полетов в космическое пространство, к другим планетам Солнечной системы.

Слайд 3

Фридрих Артурович Цандер (1887 – 1933) Советский ученый и изобретатель в области теории межпланетных полетов, реактивных двигателей.

Слайд 4

Юрий Васильевич Кондратюк (1897 – 1942) Предложил при полетах к другим планетам выводить корабль на орбиту его искусственного спутника Для посадки человека на другую планету и возвращения на корабль применить небольшой взлетно-посадочный корабль

Слайд 5

Сергей Павлович Королев Конструктор ракетных систем Генеральный Конструктор

Слайд 6

4 октября 1957 год Первый искусственный спутник Земли

Слайд 7

ПЕРВЫЕ «КОСМОНАВТЫ»

Слайд 8

Первый отряд космонавтов

Слайд 9

Сергей Павлович Королев Ученые медики со своими любимцами

Слайд 10

Комбинезон для полетов Скафандры для собак-космонавтов

Слайд 11

Космическая кабина Катапультная кабина Скафандры

Слайд 12

Второй советский искусственный спутник с собакой на борту отправился в космос 3 ноября 1957 года с космодрома Байконур. 3 ноября 1957 год

Слайд 13

Биокосмонавт Лайка перед полетом в космос Жилой отсек космической собаки

Слайд 14

Собака Лайка первое живое существо, побывавшее в космосе

Слайд 15

Память о Лайке осталась в почтовых марках, выпущенных в разных странах

Слайд 16

Белка и Стрелка стали первыми биокосмонавтами, благополучно вернувшимися на Землю

Слайд 17

Специалист по авиационной медицине, старший научный сотрудник Олег Газенко демонстрирует вернувшихся из космоса собак

Слайд 18

Потомство Белки

Слайд 19

Почтовые марки с изображением животных, побывавших в космосе

Слайд 20

Участники полета в космос – собаки Ветерок и Уголек

Слайд 21

Звездочка Памятник Звездочке в Ижевске

Слайд 22

До старта человека в космос оставалось 18 дней Больше собакам в космос подняться было не суждено


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам: