ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «БИСЕРОПЛЕТЕНИЕ»
Программа предназначена для детей в возрасте от 7 до 17 лет. |
Занятия организованны по группам, в одной группе занимаются не более 8 - 10 человек. Состав группы – постоянный.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_biseropletenie_pogrebnova_m.d.docx | 122.32 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РАЙОННЫЙ ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ «СПЕКТР»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«БИСЕРОПЛЕТЕНИЕ»
Направленность: художественная
Возраст: 6 -17 лет
Срок реализации: 3 года (432ч)
Автор-разработчик: Погребнова Марина Дмитриевна, педагог дополнительного образования МБУ ДО «РЦТДиМ «Спектр» |
Новоаганск, 2018
Список литературы для педагога:
- Ануфриева М.Я. «Искусство бисероплетения» «Культура и традиция», 1999г.
- Базулина Л.В.«Бисер», «Академия, К», 1999г.
- Вильчевская Е. «Фантазии из бисера» И., «Мода и рукоделие», Москва
- Котова И.Н..КотоваА.С. «Школа современного бисера» «Респекс», 1999г
- Сахненко Е.Н. «Игра в бисер» И., «Феникс»,2006г.
- Тимченко Э. «Бисерное рукоделие» И., «Русич», 2004г
Список литературы для учащихся:
- Вильчевская Е. «Пасхальные яйца из бисера» И., «Мода и рукоделие», 2006г.
- Вирко Е. «Стильный бисер» И., «ЭКСМО»,2006г
- Куликова Л.Г.,.Короткова Л.Ю. «Цветы из бисера» Изд.дом «МПС» 2005г
- Федотова М. Валюх Г. «Цветы из бисера» И., «Культура и традиции», 2005г.
- Чиотти Д. «Бисер» Ниола 21-й век»2003г.
- Чиотти Д. «Королевские украшения» И., «Мир книги», 2007г.
Раздел 2.6. Рабочая программа, 1год обучения.
№ | Дата | Наименование | Часы | Тип | Виды | ||||
зан | раздела программы. | занятия | контроля | ||||||
всег | теор | прак | |||||||
яти | Тема занятия. | о | ия | тика | |||||
я | |||||||||
1 2 | Раздел 1. Вводная часть. Тема 1.1 Введение в программу. Техника безопасности Тема 1.2 Материалы и инструменты. | 4 | 3 | 1 | Получения новых знаний. | Просмотр | |||
3 4 5 6 | Раздел 2. Цветоведение. Тема 2.1 Теория: Гармония цветов, как одно из важных композиционных и художественно- выразительных средств в ДПИ. Практика: подбор и цветовое решение изделия; плетение простых цепочек двумя и более контрастными цветами бисера. Тема 2.2 Теория: Цветовой тон, насыщенность, хроматические и ахроматические цвета. Практика: Разделение бисера по цвету, по насыщенности на хроматические и ахроматические. | 8 | 4 | 4 | Комбинирова нный | Самостоятель ная работа. Выставка работ. Анализ. | |||
7 8 9 10 11 12 13 14 | Раздел 3. Схема изделия Тема 3.1 Теория: Правила выполнения расчетов схем изделия. Практика: Знакомство с правилами работы по схеме, разделение изделия на составные части, подбор соответствующего материала к изделию. Тема 3.2 Расход материалов, работа с описанием изделия. Теория: Определение сложности изделия, проработка последовательности выполнения работы. Практика: Работа с различными видами бисера (стеклярус, бусины, пайетки и др.) | 16 | 4 | 12 | Комбинирова нный | Самостоятель ная работа Выставка работ. Анализ. | |||
15 16 17 18 19 20 21 22 | Раздел 4. Форма, цвет. Тема 4.1 Теория: Правила выбора материала для изделия, подбор бисера по цветовому решению изделия. Практика: изготовление изделий с усложненным рисунком, подбирая бисер по контрасту. Тема 4.2 Практика: Посещение выставок декоративно- прикладного искусства | 16 | 4 | 12 | Комбинирова нный | Самостоятель ная работа | |||
23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 | Раздел 5. Методы плетения. Тема 5.1. Понятие и назначение различных рабочих инструментов. Теория: Инструменты и материалы, применяемые в бисероплетении – иголки, леска, проволока, ножницы и др. Практика: применение различных материалов и инструментов при работе. Тема 5.2 Основные методы низания бисера. Теория: Знакомство с основными методами бисероплетения: низание, плетение, вышивка. Практика: изготовление цепочек по схемам. Тема 5.3 Метод параллельного низания. Теория: знакомство особенностью параллельного метода плетения. Практика: изготовление сувениров в виде фигурок различных животных . | 28 | 8 | 20 | Комбинирова нный | Самостоятель ная работа | |||
37 38 39 40 41 42 43 44 | Раздел 6. Методы плетения на леске. Тема 6.1. Теория: особенности плетения на леске, подбор лески по номеру. Практика: Изготовление фенечек, простейших цепочек
| 16 | 4 | 12 | Комбинирова нный | Самостоятель ная работа Выставка работ. Анализ. | |||
45 46 47 48 49 50 51 52 | Раздел 7 Методы плетения на проволочной основе. Тема 7.1 Теория: знакомство с методами плетения – коралловый, параллельный. Практика: изготовление на проволочной основе цветка, объемных фигурок животных с применением параллельного метода плетения. | 16 | 4 | 12 | Комбинирова нный | Самостоятель ная работа Выставка работ. Анализ. | |||
53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 | Раздел8. Фантазийное плетение. Тема 8.1Теория: сочетание различных методов плетения в одном изделии. Способы соединения различных методов. Практика: Плетение ожерелья с применением различных методов плетения. Тема 8.2 Плетение основы ожерелья методом сетка, детали - в виде цветков, листьев методом мозаики, объемного плетения. | 20 | 4 | 18 | |||||
63 64 65 66 67 68 69 70 71 | История появления бисера. Тема 9.1 Теория: Роль бисероплетения в жизни коренных народов Севера, как отражения истории народа, его обычаев и традиций. Тема 9.2 Теория: Традиции красоты и целесообразности в отделке национальной одежды. Практика: Экскурсия в этнографический музей с. Варьеган | 18 | 8 | 10 | |||||
72 | Раздел. Итоговое занятие. | 2 | 2 | - | Комбинирова нный | Подведение итога. Анализ. | |||
Итого: | 144 | 19 | 125 |
Рабочая программа 2 год обучения.
№ | Дата | Наименование | Часы | Тип | Виды | ||||
зан | раздела программы. | занятия | контроля | ||||||
всег | теор | прак | |||||||
яти | Тема занятия. | о | ия | тика | |||||
я | |||||||||
1 2 | Раздел 1. Вводная часть. Тема 1.1 Введение в программу. Техника безопасности Тема 1.2 Материалы и инструменты. | 4 | 3 | 1 | Получения новых знаний. | Просмотр | |||
3 | Раздел 2. История. Тема 2.1 История появления бисера, начало его производства | 2 | 2 | Комбинирова нный | Самостоятель ная работа. Выставка работ. Анализ. | ||||
4 5 6 7 8 | Раздел 3. Национальные традиции. Тема 3.1 Теория: Традиции красоты и целесообразности в отделке национальной одежды. Практика: Исследовательская работа. Тема3.2. Форма, цвет, размеры изделий, применяемые в национальных костюмах. Тема 3.3. Практика: Посещение этнографического музея с. Варьёган. | 10 | 4 | 6 | Комбинирова нный | Самостоятель ная работа Выставка работ. Анализ. | |||
9 10 11 12 13 14 15 16 17 | Раздел 4. Гармония цвета. Тема 4.1 Теория: Разновидности бисера – стеклярус, бусины, стразы, пайетки и др. (повторение). Практика: определение отличительных особенностей различных видов бисера. Тема 4.2 Теория: Гармония цветов, как одно из важных композиционных и художественно – выразительных средств в декоративно – прикладном искусстве. Практика: Цветовой тон, насыщенность, хроматические и ахроматические цвета. Тема 4.3 Цветовой круг. Теория: методы подбора бисера для изделия с помощью цветового круга. Практика: Плетение изделия. Тема 4.4 Форма, цвет, размеры изделий. Теория: особенности подбора бисера к изделию по форме, цвету, размеру. Практика: изготовление изделия с применением бисера и крупных бусин контрастных цветов. Тема 4.5 Практика: Посещение выставок ДПИ | 18 | 4 | 14 | Комбинирова нный | Самостоятель ная работа | |||
18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 | Раздел 5. Методы низания. Тема 5.1 Теория: Основные методы низания бисера. Тема 5.2 Теория: Параллельный способ низания. Практика: Изготовление изделия параллельным способом. Тема 5.3 Теория: Основные правила низания коралловым способом. Практика: Изготовление изделия коралловым способом. Тема 5.4. Теория: Основные правила низания методом «сетка». Практика: Изготовление изделия методом «сетка» Тема 5.5. Теория: Основные правила низания методом в крестик. Практика: Изготовление изделия методом в крестик. Тема 5.6 Теория: Основные правила низания на проволочной основе. Практика: изготовление фигурок животных на проволочной основе. Тема 5.7 Теория: Основные правила плетения цветов из бисера. Практика: изготовление цветов из бисера, составление композиционных букетов из цветов. | 56 | 10 | 46 | Комбинирова нный | Самостоятель ная работа | |||
46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 | Раздел 6. Ручное ткачество бисером. Тема 6.1 Теория: особенности ручного ткачества. Тема 6. 2 Теория: правила работы на станке, натяжение нитей, подбор мате- риала и инструментов. Практика: плетение на станке небольших картинок по схеме | 28 | 4 | 22 | Комбинирова нный | Самостоятель ная работа Выставка работ. Анализ. | |||
60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 | Раздел 7 Изготовление ожерелья. Тема 7.1Изготовление ожерелья методом мозаика. Теория: особенности плетения методом мозаика. Практика: изготовление ожерелья в данной технике. Тема 7.2 Низание ожерелья методом сетка. Теория: особенности плетения методом сетка. Практика: изготовление ожерелья данным методом плетения | 24 | 4 | 20 | Комбинирова нный | Выставка работ | |||
72 | Раздел 8. Итоговое занятие. | 2 | - | 2 | Комбинирова нный | Подведение итога. Анализ. | |||
Итого | 144 | 19 | 125 |
Рабочая программа 3 год обучения.
№ | Дата | Наименование | Часы | Тип | Виды | ||||
зан | раздела программы. | занятия | контроля | ||||||
всег | теор | прак | |||||||
яти | Тема занятия. | о | ия | тика | |||||
я | |||||||||
1 2 | Раздел 1. Вводная часть Тема 1.1Теория: Вводное занятие. Техника безопасности. 1.2 Теория: Повторение основных терминов бисероплетения. Практика: Изучение и знакомство с новинками в журналах, книгах | 4 | 3 | 1 | Получения новых знаний. | Просмотр | |||
3 4 | Раздел 2. Гармония цвета Тема 2.1Теория: Разновидности бисера – стеклярус, бусины, стразы, пайетки и др. (повторение). Практика: определение отличительных особенностей различных видов бисера. Тема 2.2 Теория: Гармония цветов, как одно из важных композиционных и художественно – выразительных средств в декоративно – прикладном искусстве. Практика: Цветовой тон, насыщенность, хроматические и ахроматические цвета. | 4 | 2 | 2 | Комбинирова нный | Самостоятель ная работа. Выставка работ. Анализ. | |||
5 6 7 8 9 10 11 | Раздел 3. Схема изделий. Тема 3.1 Теория: Правила выполнения расчетов схем изделия. Практика: Знакомство с правилами работы по схеме, разделение изделия на составные части, подбор соответствующего материала к изделию. Тема 3.2 Расход материалов, работа с описанием изделия. Теория: Определение сложности изделия, проработка последовательности выполнения работы. Практика: Работа с различными видами бисера (стеклярус, бусины, пайетки и др.). | 14 | 4 | 10 | Комбинирова нный | Самостоятель ная работа Выставка работ. Анализ. | |||
12 13 14 15 16 | Раздел4. Национальные традиции Тема 4.1 Теория: Традиции красоты и целесообразности в отделке национальной одежды. Практика: Исследовательская работа. Посещение этнографического музея с. Варьёган. | 10 | 4 | 6 | Комбинирова нный | Самостоятель ная работа | |||
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 | Раздел5. Методы низания. Тема 5.1Теория: Основные правила низания коралловым способом. Практика: Изготовление изделия коралловым способом. Тема 5.2. Теория: Основные правила низания методом «сетка». Практика: Изготовление изделия методом «сетка» Тема 5.3. Теория: Основные правила низания методом в крестик. Практика: Изготовление изделия методом в крестик. Тема 5.4 Теория: Основные правила низания на проволочной основе. Практика: изготовление фигурок животных на проволочной основе. Тема 5.5 Теория: Основные правила оплетения пасхальных яиц бисером. Практика: изготовление пасхальных яиц с использованием бисера, бусин | 50 | 20 | 30 | Комбинирова нный | Самостоятель ная работа | |||
42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 | Раздел 6. Ручное ткачество бисером. Тема 6.1 Теория: особенности ручного ткачества. Тема 6. 2 Теория: правила работы на станке, натяжение нитей, подбор мате- риала и инструментов. Практика: плетение на станке небольших картинок по схеме. | 28 | 2 | 26 | Комбинирова нный | Самостоятель ная работа Выставка работ. Анализ. | |||
56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 | Раздел 7. Вышивка бисером. Тема 7.1 Теория: Основные виды вышивки. Практика: Пришивание бисера стебельчатым швом. Тема 7.2 Теория: Способы выполнения шиться по счету. Практика: Выполнение сложных многоцветных узоров и орнамента. Тема 7.3 Теория: Счетная вышивка бисером по картону. Практика: Выполнение вышивки бисером по картону швом «назад иголку» Тема 7.4 Теория: Методы вышивания бисером по канве. Практика: Выполнение вышивки бисером по картону швом «полу крест» | 32 | 2 | 30 | Комбинирова нный | Выставка работ | |||
72 | Раздел7. Итоговое занятие. | 2 | 2 | - | Комбинирова нный | Подведение итога. Анализ. | |||
Итого | 144 | 39 | 105 |
Приложение №1
Методики выявления уровня компетентности обучающихся в результате освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Бисероплетение»
Цель: определить уровень освоения дополнительной образовательной программы обучающимися
Сроки диагностики: промежуточная – декабрь, итоговая апрель.
Параметры диагностирования:
Ключевые компетенции по трем направлениям,
Метапредметные компетенции по 6направлениям,
Предметные компетенции.
Шкала оценки (уровень): В – высокий (проявляется полностью); В/с – выше среднего (проявляется большая часть показателей); С - средний (проявляется половина из перечисленных показателей); Н/с – ниже среднего (проявляется минимум показателей или совсем не проявляется)
- Методика оценки ключевых компетенций
№ | Компетенции | Показатели уровня сформированности |
1.1 | Компетенции самопроявления 1.Проявляет способность к саморазвитию. 2.Управляет своим эмоциональным состоянием. 3.Умеет сконцентрироваться, мобилизоваться. 4.Стремится к конечному результату. 5.Проявляет силу воли. 6.Проявляет уверенность в своих силах. 7.Самодостаточен. 8.Способен сконцентрироваться на выполнении задания. 9.Способен к самоконтролю и рефлексии. 10.Знает свои сильные и слабые стороны. | 9-10 показателей -высокий уровень; 6-8 - выше среднего; 5 - средний; 1-4 – ниже среднего |
1.2 | Информационная компетенция
| 3- высокий уровень; 2- выше среднего; 1- средний; 0–ниже среднего |
1.3 | Коммуникативная компетенция
| 10-12 показателей -высокий уровень; 7-9 - выше среднего; 5-6 - средний; 1-4 – ниже среднего |
Средства контроля: опросник Стефансона (изучения представлений о себе); тест Рокича «Ценностные ориентации»; определение психологического климата группы (Л.Н.Лутошкин); определение индекса групповой сплоченности Сишора, наблюдение, тестирование, контрольное задание, самооценка. |
- Методика оценки метапредметных компетенций
№ | Компетенции | Показатели уровня сформированности |
2.1 | Социальные Параметры диагностирования:
| 8-9 - высокий уровень; 6-7- выше среднего; 5 - средний; 1-4 – ниже среднего |
2.2 | Исследовательские
| 8-9 - высокий уровень; 6-7- выше среднего; 5 - средний; 1-4 – ниже среднего |
2.3 | Экологические
| 6-7 показателей высокий уровень; 4-5 выше среднего; 3 -средний; 1-2 –ниже среднего |
2.4 | Технологические
| 5- высокий уровень; 4-выше среднего; 3 -средний; 1-2 –ниже среднего |
2.5 | Здоровьесберегающие
| 5- высокий уровень; 4-выше среднего; 3 -средний; 1-2 –ниже среднего |
2.6 | Художественно-эстетические
| 6 показателей - высокий уровень; 4-5 выше среднего; 3 -средний; 1-2 –ниже среднего |
Средства контроля: Наблюдение, тестирование, мониторинг участия в мероприятиях отдела (акции, рейды, познавательные программы), Центра (выставки, конкурсы, слеты) |
III. Методика оценки предметных компетенций
Предметный компонент | Показатели уровня сформированности |
1.Уметь самостоятельно организовать и подготовить своё рабочее место, знать материалы, инструменты и принадлежности для рукоделия; 2.Уметь выполнить задания по инструкции педагога и самостоятельно; 3.Знать основные техники, способы и приемы при работе с различными материалами; последовательность изготовления изделий; 4.Знание цветового спектра, гармоничного сочетания цветов; 5.Знание способов оформления и отделки готового изделия; 6.Уметь создавать декоративную композицию. | 6 – высокий уровень 4-5 – выше среднего 3 - средний 1-2 – ниже среднего |
1.Знать безопасные приемы работы с ножницами, иглами; 2.Знать способы получения изделий разными способами и их применение в быту; 3.Знать технологию выполнения простых изделий из бисера, 4.Знать и применять требования к качеству готовых изделий; 5.Уметь использовать инструменты и приспособления; фурнитуру; 6.Уметь последовательно выполнять изделия, доводить его до нужного качества и вида. | 6 – высокий уровень 4-5 – выше среднего 3 - средний 1-2 – ниже среднего |
1.Знать правила техники безопасности при работе с бисером, иглами. 2.Знать основы построения композиции; 3.Знать правила и последовательность изготовления изделий; 4.Уметь составлять технологическую карту; 5.Уметь самостоятельно изготавливать изделия по разработанным схемам, 6.Уметь использовать способы художественного оформления изделий. | 6 – высокий уровень 4-5 – выше среднего 3 - средний 1-2 – ниже среднего |
Средства контроля: наблюдение, тестирование, задания. Количество и качество выполненных работ; участие в акциях, выставках, конкурсах различного уровня, занятия на повторение и обобщение, самопрезентация. |