В помощь родителям
Справочный материал. Статьи о воспитании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fonetika_-_1l.docx | 169.54 КБ |
fonetika_-_2l.docx | 33.78 КБ |
morfologiya.docx | 864.67 КБ |
morfemika.docx | 15.12 КБ |
morfemika_2.docx | 18.23 КБ |
sintaksis_i_punktuatsiya.docx | 1.5 МБ |
imya_prilagatelnoe.docx | 858.5 КБ |
mestoimenie.docx | 13.73 КБ |
В помощь родителям первоклассников | 2.15 МБ |
Предварительный просмотр:
Фонетика
Фонетика – раздел науки о языке (языкознания), изучающий звуковой строй языка. Фонетика изучает звуки и их классификацию, звуковые изменения, соотношения между звуками и буквами, слог, ударение.
Классификация звуков и букв русского языка.
Предварительный просмотр:
Гласные буквы е, ё, ю, я обозначают один звук после мягких согласных.
Образец: ле [ л ,э ], лё [ л ,о ], лю [ л ,у ], ля [ л ,а ].
Гласные буквы е, ё, ю, я обозначают два звука в позиции:
Образец: е [ й ,э ] 1) в начале слова (якорь, ёлка, юла, енот)
ё [ й ,о ] 2) после гласного (акация, выехали)
ю [ й ,у ] 3) после разделительных Ъ и Ь знаков (подъём, вьюга)
я [ й ,я ]
Фонетическая транскрипция – способ записи устной речи с помощью специальных знаков (звуковая запись слова). Фонетическая транскрипция записывается в квадратных скобках, мягкость звука обозначается запятой.
Образец: корова [ к а р о в а ], вилка [ в , и л к а ], яма [ й ,а м а ],
ёжик [ й , о ж ы к ].
Фонетический разбор слова (образец). Обозначается в русском языке цифрой 1.
Ветка 1 – 2 слога.
в [ в ,] – согл., зв., мягк.
е [ э ] – гл., уд.
т [ т ] – согл., глух., тв.
к [ к ] – согл., глух., тв.
а [ а ] – гл., безуд. .
5 б., 5 зв.
Русский алфавит
Письменные буквы русского алфавита
Предварительный просмотр:
Морфология
Морфология – раздел науки о языке, изучающий слово как часть речи, грамматические признаки частей речи, правила изменения частей речи.
Части речи – основные разряды, по которым распределяются слова языка на основании признаков: а) значения предмета, признака, действия и т.д.; б) грамматического значения; в) синтаксической роли.
Грамматическое значение – форма слова.
Самостоятельные части речи
Имя существительное
Имя существительное – самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?
Морфологические (грамматические) признаки
Морфологический разбор имени существительного
Морфологический разбор обозначается цифрой 3.
Старуха пряла свою пряжу3.
Образец устного разбора
1. Пряжу — имя существительное. Обозначает предмет, отвечает на вопрос что?
2. Начальная форма — пряжа. Нарицательное, неодушевленное, женского рода, 1 склонения. Употреблено в единственном числе, в винительном падеже.
3. В предложении является дополнением, поясняет сказуемое: пряла (что?) пряжу.
Образец письменного разбора
- Пряжу – им. сущ. (что?).
- Н. ф. – пряжа; нариц., неодуш., ж. р., 1 скл., в ед. ч., в В. п.
- Пряла (что?) пряжу.
Предварительный просмотр:
Морфемика
Морфемика – раздел науки о языке (языкознания), изучающий значимые части слова (морфемы).
Морфема – значимая, неделимая часть слова.
Морфемы: корень, приставка, суффикс, окончание.
Корень – обязательная часть слова, носитель лексического значения слова, общая часть однокоренных слов: лес, лесок, лесничий, перелесок, лесной.
Приставка – морфема (значимая часть слова), которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов: перелесок, выпустить.
Суффикс – морфема (значимая часть слова), которая стоит после корня и служит для образования новых слов: лесок, маленький.
Окончание – изменяемая морфема, которая выражает грамматические свойства слова: род, число, падеж, лицо: весна , серые .
Предварительный просмотр:
Морфемный разбор слова
Морфемный разбор слова обозначается цифрой 2.
Образец морфемного разбора слова подсказка
- Выделить окончание слова. Для этого необходимо изменить форму слова. Та часть слова, которая изменяется – окончание.
Подсказка – подсказку , подсказкой , подсказке .
- Выделить основу слова. В основу входит все слово, кроме окончания.
Подсказка
- Выделить корень слова. Для этого необходимо подобрать однокоренные слова, найти общую часть слов.
Подсказка – сказать, сказ, пересказать.
Подсказка
- Выделяем приставку и суффикс.
Подсказка
Морфемный разбор слова
Морфемный разбор слова обозначается цифрой 2.
Образец морфемного разбора слова подсказка
- Выделить окончание слова. Для этого необходимо изменить форму слова. Та часть слова, которая изменяется – окончание.
Подсказка – подсказку , подсказкой , подсказке .
- Выделить основу слова. В основу входит все слово, кроме окончания.
Подсказка
- Выделить корень слова. Для этого необходимо подобрать однокоренные слова, найти общую часть слов.
Подсказка – сказать, сказ, пересказать.
Подсказка
- Выделяем приставку и суффикс.
Подсказка
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Имя прилагательное
Имя прилагательное – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?
Разряды имен прилагательных по значению
Качественные | Относительные | Притяжательные |
какой? какая? какое? какие? | какой? какая? какое? какие? | чей? чья? чьё? чьи? |
Обозначают такой признак (качество) предмета, который может проявляться в большей или меньшей степени. Это признаки по: - форме (прямой, угловатый, кривой, круглый); - размеру ( узкий, низкий, огромный, крупный); - цвету (красный, лимонный, багровый); - свойству ( прочный, вязкий, хрупкий); - вкусу ( горький, солёный, кислый, вкусный); - весу ( тяжелый, увесистый, невесомый); - запаху ( ароматный, пахучий, приторный); - температуре (тёплый, прохладный, жаркий); - звуку (громкий, оглушительный. тихий); - общей оценке ( важный, вредный, полезный). | Выражают признак предмета по отношению к: - материалу (дубовый, железный, бумажный, каменный); - лицу (студенческий, детский); - явлению (снежный, дождливый); - времени (вечерний, осенний); - месту (городской, комнатный). | Обозначают принадлежность предмета: - лицу (папин, сестрин, дядин) - животному (волчий, оленьи, лисий). |
Различие качественных и относительных прилагательных
Качественные прилагательные | Относительные прилагательные |
1. Имеют степени сравнения (светлый, свет- лее, самый светлый). 2. Имеют краткую форму (черный, черна). 3. Могут сочетаться с наречиями очень, необыкновенно, чрезвычайно, недостаточно, слишком. 4. Образуют путём повтора сложные прилагательные (белый-белый, хитрый-прехитрый). 5. Могут образовывать прилагательные с приставкой не- (недорогой). 6. К ним можно подобрать антонимы (короткий - длинный) 7. К ним можно подобрать синонимы (смутный – неясный – расплывчатый). 8. Образуют прилагательные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (серый – серенький – сероватый). 9. Образуют наречия на – о, -е, (активный – активно, горячий - горячо). 10. Только качественные прилагательные имеют непроизводную основу (добрый). | 1. Не обладают ни одним из признаков, характерных для качественных прилагательных. 2. Указывают на отношение одного предмета к другому (медный таз – таз из меди); Можно подобрать синонимичные словосочетания: каменный забор – забор из камня; мясной бульон – бульон из мяса; точильный станок – станок, который точит; пятилетний план – план на пять лет; приморский город – город около моря; январский мороз – мороз в январе; туристическая база – база для туристов. |
Морфологические (грамматические) признаки
Начальная форма имени прилагательного – ед.ч., м.р., И.п.
| |
Качественные, относительные, притяжательные (см. таблицу). | |
Сравнительна/превосходная; простая/сложная (см. схему) | |
| |
Полная форма Какой?- весёлый Какая?- весёлая Какое?- весёлое Какие?- весёлые | Краткая форма Каков?- весел Какова?- весела Каково?- весело Каковы?- веселы |
| |
Имена прилагательные согласуются с именами существительными в роде, числе и падеже. |
Синтаксическая роль имени прилагательного: определение.
Морфологический разбор имени прилагательного
Морфологический разбор обозначается цифрой 3.
Пригрело ласковое3 солнышко.
Образец устного разбора
1. Ласковое — имя прилагательное. Обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какой?
2. Начальная форма — ласковый. Качественное, полная форма. Употреблено в единственном числе, в среднем роде, в именительном падеже.
3. Синтаксическая роль: солнышко (какое?) ласковое - определение. Подчеркиваем волнистой линией.
Образец письменного разбора
- Ласковое – им. прил. (какой?).
- Н. ф. – ласковый; качеств., полная ф., в ср. р.. в ед. ч., в И. п.
- Солнышко (какое?) ласковое.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что нужно первокласснику
Список необходимых предметов Портфель (лучше ранец) Учебники, обложки Тетради в косую линейку, в две линейки и в обычную клетку – 10-20 штук, обложки Линейки – 2 штуки (15 см и 30 см) Простые карандаши (желательно ТМ или М) – 2-3 штуки Ластики мягкие – 2-3 штуки Цветные карандаши (наборы из 6 или 12 цветов) Набор цветных ручек (красная, черная, зеленая) Альбом для рисования (тонкий) для штриховки; Папка для тетрадей Пенал (многофункциональный) Синие шариковые ручки – 3-4 штуки Вместо дневника – тетрадь для записи слов или блокнот Закладки
Для уроков трудового обучения Цветной картон Набор цветной бумаги (2 шт.) Гофрированная бумага (цветная) Ножницы Линейка 30 см Клей – карандаш Пластилин (не китайский) Доски для лепки Нитки катушечные
Для уроков изобразительного искусства Акварельные краски: «Санкт-Петербург» или «Белые ночи» - 16 или 24 цвета Гуашь 12 цветов Кисти беличьи (№ 2-3 и 5-6) Набор для черчения (формат А-4) Набор бумаги для рисования (формат А-3) Палитра Восковые мелки
Для уроков физкультуры Спортивная форма: Белая футболка Спортивные шорты Спортивный костюм Спортивные тапки (на белой подошве) Мешок для хранения спортивной одежды и обуви
Спортивная форма
В школе необходимы и обязательны Школьная форма Сменная обувь Мешок для сменной обуви Аккуратная прическа Носовой платок Расческа Все вещи должны быть подписаны!
Школьная форма
Где купить школьную форму? 1. ООО «Жанна – мир детства» Санкт-Петербурга, наб. Фонтанки, д. 156 тел. 575-17-23 2.Магазин фабрики «Салют» Санкт-Петербург, Кронверкская улица, д. 23 тел. 233-89-81 3. Магазины «Лента», «Карусель»,«О КЕЙ»
Летом отдыхать с пользой Подготовить ребенка к режиму дня школьника (подъём, сон) Правильно организовать досуг ребенка (чтение, рисование, общение, посещение достопримечательностей, музеев, парков) Постепенное закаливание (купание, пребывание на солнце, умывание перед сном) Приучение ребенка к самостоятельности: следить за внешним видом чувствовать время завязывать шнурки застегивать пуговицы пользоваться при необходимости носовым платком, расческой
В конце августа посмотреть информацию: о проведении медицинского осмотра о распорядке дня 1 сентября Не забыть! Предложить свою помощь учителю: в подготовке помещения к началу учебного года; в видео и фотосъёмке для создания «Истории жизни класса»