Профориентационная работа с обучающимися.

Дианова Альбина Владимировна

На странице размещены конспекты занятий , планы работы и рекомендации по профориентационной работе с обучающимися коррекционных школ и классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профориентационная работа с родителями обучающихся начальных классов

(примерный план профориентационной работы классного руководителя с родителями)

В каком возрасте ребенок может решить, кем он хочет стать? Как понять, к каким предметам или  каким видам деятельности ребенок имеет наибольшие  способности, внутреннюю склонность? Обычно вопрос о будущей профессии начинает возникать только у старшеклассников в связи с необходимостью выбрать сферу дальнейшего образования. Однако к этому его лучше готовить уже с детского сада. Ранняя профориентация дошкольников и школьников младших классов – это малоизученное направление в педагогике и психологии. Ребенок с детского сада начинает узнавать профессии через сказки, книжки-раскраски, телевидение. В зависимости от особенностей характера, его темперамента и способностей у него начинает проявляться интерес к определенным профессиям. Кто-то просит родителей купить ему машинку, кто-то аптечку, кому-то интересно шитье, а кто-то не может усидеть на месте: его тянет бегать, танцевать, петь и т.п.

Понимание своих детей, их интересов и мечтаний – важнейшая задача для каждого родителя. Решение этой задачи часто вызывает множество вопросов у пап и мам. Учителю начальных классов желательно посоветовать родителям, как поговорить с ребенком на тему профессий, с чего начать разговор и что именно ему рассказать. Учитель должен помочь разобраться родителям с психологическими особенностями ребенка и с их желаниями.

Примерный план профориентационной работы учителя начальных классов с родителями

4-а класс, 2018-2019 учебный год

Примечание: для работы с родителями отводится по 15-20 минут на одном из родительских собраний в каждой четверти

Дата

Тема занятия

Форма проведения

1 четверть

Что вы делаете для воспитания детей, развития их интересов и способностей

Беседа. Рекомендации по развитию интересов и способностей. Анкетирование (анкета – после данной таблицы)

2 четверть

Мир профессий, окружающих ваших детей

Выступление психолога о типах профессий и особенностях личности.

3 четверть

Практическое применение знаний о мире профессий

Беседа: «Что делают дети в семье»

4 четверть

Практическое применение знаний о мире профессий

Обобщающая беседа по профориентации

Рассказ о том, что увидели, узнали дети за год. Интересы и склонности отдельных учащихся, сформировавшиеся в течение года. Задания на лето.

Анкета для родителей

«Моя роль в подготовке ребенка к труду и выбору профессии»

        Приведен ряд суждений. Внимательно прочтите каждое. Если считаете, что оно соответствует вашим взглядам, то ответьте «да», если не соответствует, то «нет».

  1. Я часто рассказываю дома о своей профессии, успехах и трудностях на работе.
  2. Мы с ребенком часто обсуждаем прочитанные книги, просмотренные фильмы, телепередачи, бываем на выставках, в музеях.
  3. Я не знаю, имеет ли какое-нибудь поручение мой сын или дочь.
  4. Мой ребенок хорошо знает, где и кем я работаю.
  5. У меня нет свободного времени, чтобы обсуждать со своим ребенком его интересы и увлечения.
  6. Я никогда бы не выступила с рассказом о свое работе и профессии перед классом, в котором учится мой ребенок.
  7. Я думаю, кем бы ни стал мой ребенок, общетрудовые навыки, полученные им в школе и дома, пригодятся в жизни.
  8. Большую радость мне и моему ребенку приносит совместное выполнение трудовых обязанностей дома.
  9. Моя работа не настолько интересна по содержанию, чтобы я рассказывала о ней моему ребенку.
  10. Если в школе будет организован летний лагерь труда и отдыха, мой ребенок будет туда ходить.
  11. Я стараюсь, чтобы ребенок имел дома постоянное поручение (какое?).
  12. Я не хочу советовать своему ребенку, чем заниматься в жизни, так как это он должен сделать самостоятельно.
  13. Мне кажется, что заставлять сына (дочь) участвовать в работе по дому не нужно, он (она) еще успеет в жизни наработаться.
  14. Я знаю, какие учебные предметы больше всего  нравятся моему ребенку, а какие нет.
  15. Я считаю, что можно наказывать трудом за проступок и поощрять деньгами за хорошее выполнение задания.
  16. Я думаю, что участие в общественных делах поможет моему ребенку проявлять свои способности.

Каждый ответ, совпадающий с ключом, оценивается в 1 балл.

Ключ «да» - 1,2,4,7,8,10,11,14,16; «нет» - 3,5,6,9,12,13,15.

Суммируйте полученные баллы. Если сумма их находится в пределах 12-16 баллов, то можно сделать вывод, что Вы стремитесь активно научить ребенка полезным трудовым умениям и навыкам, помогаете проявлять себя, свои интересы, склонности, способности, расширяете его кругозор.

8-10 баллов – Вы понимаете важность семейного воспитания в подготовке ребенка к труду, однако у Вас есть резервы для более активного участия в трудовом воспитании своего ребенка.

4-7 баллов – этот результат говорит о том, что Вы не очень много внимания уделяете трудовому воспитанию сына (дочери) в подготовке его к жизни. Следует помнить, что Вашего ребенка ждет впереди нелегкая учеба, работа, надо сейчас учить его преодолевать трудности, заинтересовать предстоящим трудом.

0-3 баллов -  у Вас мало свободного времени, или Вы не уверены, что сможете в чем-то помочь своему ребенку, поэтому относитесь к воспитанию в семье не очень серьезно. Однако ребенок нуждается в Вашем участии и внимании. В будущем он может столкнуться с серьезными затруднениями в профессиональном обучении и трудовой деятельности. Поддержите своего ребенка в учебе, общественной работе, домашних делах.

Предлагаю использовать ниже приведенные методики, предназначенные для выявления интересов, желаний и ценностных ориентаций младшего школьника.

Методика «Кем быть?»

        Цель: выявить интерес детей к профессиям, роду занятий, определить мотивы их выбора.

        Ребятам предлагается:

А – нарисовать, кем бы ты хотел стать в будущем. Желательно под рисунком написать (для тех детей, которые это умеют), что именно они нарисовали, что позволит лучше и быстрее понять содержание рисунка.

Б – написать мини-рассказ (сказку) «Кем я хочу стать и почему?».

В – сделать (выполнить) рисунок «Моя мама (мой папа) на работе».

При обработке материалов учитель или психолог могут осуществить:

  • классификацию профессий (по содержанию труда, по уровню образования, по характеру труда: исполнительский или творческий ),
  • классификацию мотивов выбора профессий (престижность, влияние СМИ, мода, интерес к профессии по внешним , наглядным признакам),
  • сравнение рисунков и ответов детей (выяснить, насколько они совпадают по содержанию, если этого нет, то необходимо выяснить, почему не совпадают),
  • влияние на выбор профессии примера родителей (обратить внимание, чей пример оказался наиболее близким для ребенка, почему?).

Подобные обобщения могут оказаться очень ценными в  адресной профориентационной работе не только с детьми, но и с родителями.

Г – предложить дописать предложение: «Я хотел бы стать …, потому, что…» (тестирование).

Д – предложить дописать предложение: «Когда я вырасту, я стану…» (тестирование).

Подобные дописываемые тезисы помогут выявить  определенные представления о профессиональной ориентации ребенка, его видение собственного будущего. Вопросы теста могут диагностировать и уровень знаний ребенка о мире профессий.

Е – предложить ответить детям на прямой вопрос: «Что ты знаешь о профессии…?», «Кто работает на стройке?», «Что значит быть профессионалом?»  

Ж – игровая методика «Угадай-ка». Детям предлагается обыграть  (показать, «защитить») нравящуюся профессию, показав её при помощи пантомимы, загадать  о ней загадки или прочитать стихи, спеть о ней отрывок из песни.

При обработке и анализе детских работ (можно и в группе, паре) обратить внимание,  насколько точно им удалось показать профессию, умеют ли они в ней выделить суть, какие средства, приемы используют для обыгрывания, показа, «защиты» профессии.

Методика «Мое любимое дело»

Цель: выявить наиболее популярные занятия у обучающихся исследуемого класса.

        Ребят просят ответить (устно, письменно, с помощью рисунка, пантомимы) на вопросы:

  1. Твои любимые занятия.
  2. Что ты любишь делать больше всего?

3.    Что умеешь делать сам, своими руками? Подчеркни  подходящие тебе действия:

а) стирать, гладить, мыть посуду, вытирать пыль;

б) вязать, вышивать, шить;

в) работать в огороде, поливать цветы;

г) ухаживать за попугаями, рыбками, котенком, щенком;

д) работать  с различными инструментами: ножом, рубанком, ножницами и т.д.;

е) готовить еду;

ж) рисовать, выжигать, выпиливать.

з) что ещё умеешь? (Школьнику предоставляется возможность продолжить список дел, которые он выполняет сам) ________________________________________________

Примечание: из предложенных вопросов можно отобрать лишь отдельные, объединив их в анкету.



Предварительный просмотр:

Экскурсия в школьную  библиотеку (3-Г класс)

«Знакомьтесь: здесь живут книги!»

  Цели:

 -Познакомить обучающихся с основными понятиями – библиотека,

книжный фонд, отделы библиотеки.

 -Сформировать и закрепить первичные навыки самообслуживания в

условиях библиотеки.

 -Прививать умение самостоятельно ориентироваться в мире книг.

 -Ознакомить детей с правилами поведения в библиотеке.

Ход занятия:

Учитель: Здравствуйте дети! Есть такой дом на свете, в

котором  собраны для вас путеводители по жизни. Дом этот большой или

маленький, но всегда удивительный, называется он …

Давайте попробуем отгадать загадку:

Снаружи смотришь –

Дом как дом,

Но нет жильцов обычных в нём.

В нём книги интересные

Стоят рядами тесными.

На длинных полках вдоль стены

Вместились сказки старины:

И Черномор, и царь Гвидон,

И добрый дед Мазай …

Как называют этот дом?

Попробуй, угадай.

Молодцы, конечно, это библиотека! «Библио» по-гречески – книга,

«тека» -хранилище.

Дети отправляются на экскурсию в библиотеку и знакомятся с библиотекарем.

-А знаете, сколько лет существует в мире библиотека? (выслушать

предположительные ответы) Почти 5 тысяч лет! Это 50 раз по сто лет!

Еще бумагу не изобрели, а библиотеки уже были.

-А зачем нужно читать книги? (ответы детей)

-Молодцы, ребята! Я убедилась, что вы хотите стать умными, хотите

много узнать нового.

-Итак, библиотека – это дом книги.

-В библиотеке очень много книг, журналов, и все это называется книжным фондом.

-Для того чтобы мы могли быстро найти нужную книгу, она должна

стоять на своем месте. Другими словами можно сказать, что каждая книга

имеет свой дом и свою квартиру.

Библиотекарь:В нашей библиотеке есть два основных отдела: абонемент и

читальный зал. Абонемент в библиотеке означает место, где выдают книги

на дом.

-У нас есть книги, которые не выдаются на дом – это энциклопедии и

словари. Это книги, которые могут понадобиться читателям в любой день. И

хорошо, что они всегда в читальном зале.

(Библиотекарь рассказывает, как расставлены книги, что такое выдача

и возврат книги).

-Специально для вас, ребята, мы выписываем интересные журналы…..

ПОЯВЛЯЕТСЯ Любка - Книголюбка, пытается отобрать журнал,

шумит…

Учитель : А вы кто? Почему вырываете журнал?

Л-К: Я - Любка – Книголюбка, прилетела со сказочной планеты…

Учитель : а почему у тебя такое странное имя, инопланетный

гость?

Л-К: А вы не знаете, ребята? Правда-правда, не знаете? На нашей

планете книги самое главное лакомство, мы охотимся за книгами и едим

буквы! А вы меня в библиотеку запишете?

Библиотекарь: Запишем, если ты правила пользования библиотекой

знаешь.

Л-К: Да я их отлично знаю, вот слушайте! (вскакивает).

Во-первых, в библиотеку зашли сразу кричите, вопите, бегайте.

Книги разбрасывайте, подарите, кому хотите, оставьте на лавочке… Книгу читаете, чтобы запомнить страницу, берете, ЗАГИБАЕТЕ СТРАНИЧКУ…

Учитель: Стоп-стоп. Остановись Любка, присядь, отдохни. Мы

с ребятами расскажем тебе о настоящих правилах пользования библиотекой!

Учитель-Ребята, подумайте и скажите, как нужно вести себя в библиотеке?

(выслушать предположительные ответы)

Учитель-Правило №1. В библиотеке надо вести себя тихо, т.к. шум мешает

другим читателям.

Правило №2. Книги надо возвращать вовремя, ведь их ждут другие

читатели. В нашей библиотеке книгу можно взять на 14

дней.

Правило №3. С библиотечными книгами надо обращаться бережно,

чтобы их смогли прочесть как можно больше ребят.

Правило №4. Библиотечные книги нельзя терять, иначе, в школьной

библиотеке не останется ни одной книги.

Правило №5. Книги в библиотеке надо ставить точно на то место,

где вы их взяли. Иначе библиотекарь не сможет быстро найти эту

книгу для другого ученика.

Библиотекарь: Молодцы ребята! Знаете правило.

Л-К: А можно хоть немножечко поиграть?

Детишки-ребятишки, я предлагаю провести игру «Веселые мартышки».

Я буду играть вместе с вами, читаю стихотворение, и мы все вместе

выполняем действия:

Мы - веселые мартышки,

Мы играем громко слишком,

Мы в ладоши хлопаем,

Мы ногами топаем,

Надуваем щечки,

И друг другу даже

Языки покажем.

Как скажу я цифру 3 –

Все с гримасами замри!

Л-К: Ну вот видите, как хорошо мы запомнили первое правило,

тишина должна быть в библиотеке.

Библиотекарь: А сейчас давайте поговорим о главном библиотечном

богатстве – о книгах. Книги - как люди: рождаются, живут, стареют. Как и

люди, могут болеть. Мы все знаем, что любую болезнь легче предупредить,

чем вылечить. И мы с вами должны книги и учебники: что? – БЕРЕЧЬ!

Давайте мы с вами запомним, что с книгами делать нельзя (после

каждого правила, выясняем, почему этого делать нельзя):

• Нельзя книги перегибать;

• Нельзя загибать книжные страницы;

• Нельзя закладывать в книги карандаши и ручки. А как

называется вещь, которой необходимо пользоваться при чтении книг?

• Нельзя писать и рисовать в книгах;

• Нельзя читать книги во время еды;

Запомнили? Молодцы!

Учитель- Ребята, Вы любите сказки?

Конечно, любите. Сказки любят все. Вот мы сейчас и посмотрим, как

вы их знаете. А вопросы для вас приготовили писатели и герои книг:

Викторина:

1А.С.Пушкин:

- Из какой сказки эти предметы: разбитое корыто, невод?

2К. И.Чуковский:

- В какой из моих сказок пироги, блины да сушёные грибы

использовались не по назначению?

3 Кощей Бессмертный:

- Где находится моя смерть?

5 А.Толстой:

- Из какой сказки эти предметы: полено, курточка из бумаги, ярко-

зелёные штанишки, туфли из старого голенища, шапочка-колпачок с

кисточкой, огромная нечесаная борода и семихвостая плётка?

Учитель-: Молодцы, ребята! Вы настоящие читатели! Итак,

сегодня мы с вами узнали, что такое библиотека, правила поведения в ней,

узнали, как надо правильно обращаться с книгами и даже поиграли в игры!

Библиотекарь-Книжкин дом открыт для вас. Всегда ждем вас в гости!