Профориентационная работа с обучающимися.
На странице размещены конспекты занятий , планы работы и рекомендации по профориентационной работе с обучающимися коррекционных школ и классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План работы с родителями обучающихся с ОВЗ по профориентации. | 14.84 КБ |
Экскурсия в школьную библиотеку для обучающихся 1 классов. | 22.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Профориентационная работа с родителями обучающихся начальных классов
(примерный план профориентационной работы классного руководителя с родителями)
В каком возрасте ребенок может решить, кем он хочет стать? Как понять, к каким предметам или каким видам деятельности ребенок имеет наибольшие способности, внутреннюю склонность? Обычно вопрос о будущей профессии начинает возникать только у старшеклассников в связи с необходимостью выбрать сферу дальнейшего образования. Однако к этому его лучше готовить уже с детского сада. Ранняя профориентация дошкольников и школьников младших классов – это малоизученное направление в педагогике и психологии. Ребенок с детского сада начинает узнавать профессии через сказки, книжки-раскраски, телевидение. В зависимости от особенностей характера, его темперамента и способностей у него начинает проявляться интерес к определенным профессиям. Кто-то просит родителей купить ему машинку, кто-то аптечку, кому-то интересно шитье, а кто-то не может усидеть на месте: его тянет бегать, танцевать, петь и т.п.
Понимание своих детей, их интересов и мечтаний – важнейшая задача для каждого родителя. Решение этой задачи часто вызывает множество вопросов у пап и мам. Учителю начальных классов желательно посоветовать родителям, как поговорить с ребенком на тему профессий, с чего начать разговор и что именно ему рассказать. Учитель должен помочь разобраться родителям с психологическими особенностями ребенка и с их желаниями.
Примерный план профориентационной работы учителя начальных классов с родителями
4-а класс, 2018-2019 учебный год
Примечание: для работы с родителями отводится по 15-20 минут на одном из родительских собраний в каждой четверти
Дата | Тема занятия | Форма проведения |
1 четверть | Что вы делаете для воспитания детей, развития их интересов и способностей | Беседа. Рекомендации по развитию интересов и способностей. Анкетирование (анкета – после данной таблицы) |
2 четверть | Мир профессий, окружающих ваших детей | Выступление психолога о типах профессий и особенностях личности. |
3 четверть | Практическое применение знаний о мире профессий | Беседа: «Что делают дети в семье» |
4 четверть | Практическое применение знаний о мире профессий Обобщающая беседа по профориентации | Рассказ о том, что увидели, узнали дети за год. Интересы и склонности отдельных учащихся, сформировавшиеся в течение года. Задания на лето. |
Анкета для родителей
«Моя роль в подготовке ребенка к труду и выбору профессии»
Приведен ряд суждений. Внимательно прочтите каждое. Если считаете, что оно соответствует вашим взглядам, то ответьте «да», если не соответствует, то «нет».
- Я часто рассказываю дома о своей профессии, успехах и трудностях на работе.
- Мы с ребенком часто обсуждаем прочитанные книги, просмотренные фильмы, телепередачи, бываем на выставках, в музеях.
- Я не знаю, имеет ли какое-нибудь поручение мой сын или дочь.
- Мой ребенок хорошо знает, где и кем я работаю.
- У меня нет свободного времени, чтобы обсуждать со своим ребенком его интересы и увлечения.
- Я никогда бы не выступила с рассказом о свое работе и профессии перед классом, в котором учится мой ребенок.
- Я думаю, кем бы ни стал мой ребенок, общетрудовые навыки, полученные им в школе и дома, пригодятся в жизни.
- Большую радость мне и моему ребенку приносит совместное выполнение трудовых обязанностей дома.
- Моя работа не настолько интересна по содержанию, чтобы я рассказывала о ней моему ребенку.
- Если в школе будет организован летний лагерь труда и отдыха, мой ребенок будет туда ходить.
- Я стараюсь, чтобы ребенок имел дома постоянное поручение (какое?).
- Я не хочу советовать своему ребенку, чем заниматься в жизни, так как это он должен сделать самостоятельно.
- Мне кажется, что заставлять сына (дочь) участвовать в работе по дому не нужно, он (она) еще успеет в жизни наработаться.
- Я знаю, какие учебные предметы больше всего нравятся моему ребенку, а какие нет.
- Я считаю, что можно наказывать трудом за проступок и поощрять деньгами за хорошее выполнение задания.
- Я думаю, что участие в общественных делах поможет моему ребенку проявлять свои способности.
Каждый ответ, совпадающий с ключом, оценивается в 1 балл.
Ключ «да» - 1,2,4,7,8,10,11,14,16; «нет» - 3,5,6,9,12,13,15.
Суммируйте полученные баллы. Если сумма их находится в пределах 12-16 баллов, то можно сделать вывод, что Вы стремитесь активно научить ребенка полезным трудовым умениям и навыкам, помогаете проявлять себя, свои интересы, склонности, способности, расширяете его кругозор.
8-10 баллов – Вы понимаете важность семейного воспитания в подготовке ребенка к труду, однако у Вас есть резервы для более активного участия в трудовом воспитании своего ребенка.
4-7 баллов – этот результат говорит о том, что Вы не очень много внимания уделяете трудовому воспитанию сына (дочери) в подготовке его к жизни. Следует помнить, что Вашего ребенка ждет впереди нелегкая учеба, работа, надо сейчас учить его преодолевать трудности, заинтересовать предстоящим трудом.
0-3 баллов - у Вас мало свободного времени, или Вы не уверены, что сможете в чем-то помочь своему ребенку, поэтому относитесь к воспитанию в семье не очень серьезно. Однако ребенок нуждается в Вашем участии и внимании. В будущем он может столкнуться с серьезными затруднениями в профессиональном обучении и трудовой деятельности. Поддержите своего ребенка в учебе, общественной работе, домашних делах.
Предлагаю использовать ниже приведенные методики, предназначенные для выявления интересов, желаний и ценностных ориентаций младшего школьника.
Методика «Кем быть?»
Цель: выявить интерес детей к профессиям, роду занятий, определить мотивы их выбора.
Ребятам предлагается:
А – нарисовать, кем бы ты хотел стать в будущем. Желательно под рисунком написать (для тех детей, которые это умеют), что именно они нарисовали, что позволит лучше и быстрее понять содержание рисунка.
Б – написать мини-рассказ (сказку) «Кем я хочу стать и почему?».
В – сделать (выполнить) рисунок «Моя мама (мой папа) на работе».
При обработке материалов учитель или психолог могут осуществить:
- классификацию профессий (по содержанию труда, по уровню образования, по характеру труда: исполнительский или творческий ),
- классификацию мотивов выбора профессий (престижность, влияние СМИ, мода, интерес к профессии по внешним , наглядным признакам),
- сравнение рисунков и ответов детей (выяснить, насколько они совпадают по содержанию, если этого нет, то необходимо выяснить, почему не совпадают),
- влияние на выбор профессии примера родителей (обратить внимание, чей пример оказался наиболее близким для ребенка, почему?).
Подобные обобщения могут оказаться очень ценными в адресной профориентационной работе не только с детьми, но и с родителями.
Г – предложить дописать предложение: «Я хотел бы стать …, потому, что…» (тестирование).
Д – предложить дописать предложение: «Когда я вырасту, я стану…» (тестирование).
Подобные дописываемые тезисы помогут выявить определенные представления о профессиональной ориентации ребенка, его видение собственного будущего. Вопросы теста могут диагностировать и уровень знаний ребенка о мире профессий.
Е – предложить ответить детям на прямой вопрос: «Что ты знаешь о профессии…?», «Кто работает на стройке?», «Что значит быть профессионалом?»
Ж – игровая методика «Угадай-ка». Детям предлагается обыграть (показать, «защитить») нравящуюся профессию, показав её при помощи пантомимы, загадать о ней загадки или прочитать стихи, спеть о ней отрывок из песни.
При обработке и анализе детских работ (можно и в группе, паре) обратить внимание, насколько точно им удалось показать профессию, умеют ли они в ней выделить суть, какие средства, приемы используют для обыгрывания, показа, «защиты» профессии.
Методика «Мое любимое дело»
Цель: выявить наиболее популярные занятия у обучающихся исследуемого класса.
Ребят просят ответить (устно, письменно, с помощью рисунка, пантомимы) на вопросы:
- Твои любимые занятия.
- Что ты любишь делать больше всего?
3. Что умеешь делать сам, своими руками? Подчеркни подходящие тебе действия:
а) стирать, гладить, мыть посуду, вытирать пыль;
б) вязать, вышивать, шить;
в) работать в огороде, поливать цветы;
г) ухаживать за попугаями, рыбками, котенком, щенком;
д) работать с различными инструментами: ножом, рубанком, ножницами и т.д.;
е) готовить еду;
ж) рисовать, выжигать, выпиливать.
з) что ещё умеешь? (Школьнику предоставляется возможность продолжить список дел, которые он выполняет сам) ________________________________________________
Примечание: из предложенных вопросов можно отобрать лишь отдельные, объединив их в анкету.
Предварительный просмотр:
Экскурсия в школьную библиотеку (3-Г класс)
«Знакомьтесь: здесь живут книги!»
Цели:
-Познакомить обучающихся с основными понятиями – библиотека,
книжный фонд, отделы библиотеки.
-Сформировать и закрепить первичные навыки самообслуживания в
условиях библиотеки.
-Прививать умение самостоятельно ориентироваться в мире книг.
-Ознакомить детей с правилами поведения в библиотеке.
Ход занятия:
Учитель: Здравствуйте дети! Есть такой дом на свете, в
котором собраны для вас путеводители по жизни. Дом этот большой или
маленький, но всегда удивительный, называется он …
Давайте попробуем отгадать загадку:
Снаружи смотришь –
Дом как дом,
Но нет жильцов обычных в нём.
В нём книги интересные
Стоят рядами тесными.
На длинных полках вдоль стены
Вместились сказки старины:
И Черномор, и царь Гвидон,
И добрый дед Мазай …
Как называют этот дом?
Попробуй, угадай.
Молодцы, конечно, это библиотека! «Библио» по-гречески – книга,
«тека» -хранилище.
Дети отправляются на экскурсию в библиотеку и знакомятся с библиотекарем.
-А знаете, сколько лет существует в мире библиотека? (выслушать
предположительные ответы) Почти 5 тысяч лет! Это 50 раз по сто лет!
Еще бумагу не изобрели, а библиотеки уже были.
-А зачем нужно читать книги? (ответы детей)
-Молодцы, ребята! Я убедилась, что вы хотите стать умными, хотите
много узнать нового.
-Итак, библиотека – это дом книги.
-В библиотеке очень много книг, журналов, и все это называется книжным фондом.
-Для того чтобы мы могли быстро найти нужную книгу, она должна
стоять на своем месте. Другими словами можно сказать, что каждая книга
имеет свой дом и свою квартиру.
Библиотекарь:В нашей библиотеке есть два основных отдела: абонемент и
читальный зал. Абонемент в библиотеке означает место, где выдают книги
на дом.
-У нас есть книги, которые не выдаются на дом – это энциклопедии и
словари. Это книги, которые могут понадобиться читателям в любой день. И
хорошо, что они всегда в читальном зале.
(Библиотекарь рассказывает, как расставлены книги, что такое выдача
и возврат книги).
-Специально для вас, ребята, мы выписываем интересные журналы…..
ПОЯВЛЯЕТСЯ Любка - Книголюбка, пытается отобрать журнал,
шумит…
Учитель : А вы кто? Почему вырываете журнал?
Л-К: Я - Любка – Книголюбка, прилетела со сказочной планеты…
Учитель : а почему у тебя такое странное имя, инопланетный
гость?
Л-К: А вы не знаете, ребята? Правда-правда, не знаете? На нашей
планете книги самое главное лакомство, мы охотимся за книгами и едим
буквы! А вы меня в библиотеку запишете?
Библиотекарь: Запишем, если ты правила пользования библиотекой
знаешь.
Л-К: Да я их отлично знаю, вот слушайте! (вскакивает).
Во-первых, в библиотеку зашли сразу кричите, вопите, бегайте.
Книги разбрасывайте, подарите, кому хотите, оставьте на лавочке… Книгу читаете, чтобы запомнить страницу, берете, ЗАГИБАЕТЕ СТРАНИЧКУ…
Учитель: Стоп-стоп. Остановись Любка, присядь, отдохни. Мы
с ребятами расскажем тебе о настоящих правилах пользования библиотекой!
Учитель-Ребята, подумайте и скажите, как нужно вести себя в библиотеке?
(выслушать предположительные ответы)
Учитель-Правило №1. В библиотеке надо вести себя тихо, т.к. шум мешает
другим читателям.
Правило №2. Книги надо возвращать вовремя, ведь их ждут другие
читатели. В нашей библиотеке книгу можно взять на 14
дней.
Правило №3. С библиотечными книгами надо обращаться бережно,
чтобы их смогли прочесть как можно больше ребят.
Правило №4. Библиотечные книги нельзя терять, иначе, в школьной
библиотеке не останется ни одной книги.
Правило №5. Книги в библиотеке надо ставить точно на то место,
где вы их взяли. Иначе библиотекарь не сможет быстро найти эту
книгу для другого ученика.
Библиотекарь: Молодцы ребята! Знаете правило.
Л-К: А можно хоть немножечко поиграть?
Детишки-ребятишки, я предлагаю провести игру «Веселые мартышки».
Я буду играть вместе с вами, читаю стихотворение, и мы все вместе
выполняем действия:
Мы - веселые мартышки,
Мы играем громко слишком,
Мы в ладоши хлопаем,
Мы ногами топаем,
Надуваем щечки,
И друг другу даже
Языки покажем.
Как скажу я цифру 3 –
Все с гримасами замри!
Л-К: Ну вот видите, как хорошо мы запомнили первое правило,
тишина должна быть в библиотеке.
Библиотекарь: А сейчас давайте поговорим о главном библиотечном
богатстве – о книгах. Книги - как люди: рождаются, живут, стареют. Как и
люди, могут болеть. Мы все знаем, что любую болезнь легче предупредить,
чем вылечить. И мы с вами должны книги и учебники: что? – БЕРЕЧЬ!
Давайте мы с вами запомним, что с книгами делать нельзя (после
каждого правила, выясняем, почему этого делать нельзя):
• Нельзя книги перегибать;
• Нельзя загибать книжные страницы;
• Нельзя закладывать в книги карандаши и ручки. А как
называется вещь, которой необходимо пользоваться при чтении книг?
• Нельзя писать и рисовать в книгах;
• Нельзя читать книги во время еды;
Запомнили? Молодцы!
Учитель- Ребята, Вы любите сказки?
Конечно, любите. Сказки любят все. Вот мы сейчас и посмотрим, как
вы их знаете. А вопросы для вас приготовили писатели и герои книг:
Викторина:
1А.С.Пушкин:
- Из какой сказки эти предметы: разбитое корыто, невод?
2К. И.Чуковский:
- В какой из моих сказок пироги, блины да сушёные грибы
использовались не по назначению?
3 Кощей Бессмертный:
- Где находится моя смерть?
5 А.Толстой:
- Из какой сказки эти предметы: полено, курточка из бумаги, ярко-
зелёные штанишки, туфли из старого голенища, шапочка-колпачок с
кисточкой, огромная нечесаная борода и семихвостая плётка?
Учитель-: Молодцы, ребята! Вы настоящие читатели! Итак,
сегодня мы с вами узнали, что такое библиотека, правила поведения в ней,
узнали, как надо правильно обращаться с книгами и даже поиграли в игры!
Библиотекарь-Книжкин дом открыт для вас. Всегда ждем вас в гости!