Учитель года - 2020
Конкурсный урок "Учитель года -2020 "
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Открытый урок "Вода" | 66.53 КБ |
Открытый урок по теме "Оксиды. Состав. Классификация" | 1009.73 КБ |
Оксиды. Состав. Классификация | 2.67 МБ |
методический семинар "Использование блочно-модульной технологии на уроках химии" | 2.98 МБ |
Эссе "Я-учитель" | 19.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «ВОДА: СОСТАВ, СВОЙСТВА, ПРИМЕНЕНИЕ»
ЦЕЛЬ: Сформировать знания о распространении воды в природе, углубить знания о свойствах вода, ее роли в жизни людей; раскрыть межпредметные связи (химии, биологии, географии, физики и др.); способствовать осознанию значения химии в различных отраслях народного хозяйства;
Задачи:
Образовательные: дать представления о распространении воды в природе, её составе, способах определения состава воды; ознакомить с физическими и химическими свойствами воды; расширить имеющиеся знания учащихся о применении воды; раскрыть межпредметные связи (химии, биологии, географии, физики и др.)
Развивающие: развивать навыки проведения лабораторных опытов, анализировать и делать
выводы; умения составлять уравнения химических реакций, характеризующие химические свойства воды; умения выделять главное, самостоятельно работать с учебником, вырабатывать умение слушать, вести исследовательскую беседу.
Воспитательные: способствовать развитию у школьников интереса к химической науки; активизировать их познавательную и творческую деятельность; способствовать осознанию
значения химии в различных отраслях народного хозяйства; обсудить проблемы окружающей среды.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы урока: словесные, наглядные, частично-поисковые.
Оборудование урока: ноутбук, диск «Виртуальная химическая лаборатория», презентация, раздаточный материал.
ПОДГОТОВКА К УРОКУ: познакомить учащихся с формой проведения урока, подобрать участников.
ХОД УРОКА
- Организационный момент
Приветствие! Проверка готовности учащихся. Настрой на урок.
- Проверка домашнего задания
Проводится в виде тестирования из 10 вопросов. Учащимся предлагается метод – взаимопроверка (попарно меняются листами ответов и проверяют тест). Затем, глядя на доску, сверяют правильные ответы, ставят оценки.
Если верных ответов:
9 – 10 - оценка «5»
6 – 8 - оценка «4»
5 – 7 - оценка «3»
1 – 4 - оценка «2»
1. Химический символ кислорода:
а) Ag; б) O; в) Hg.
2. Химическая формула простого вещества кислорода:
а) О; б) O2; в) О3.
3. Валентность кислорода:
а) I; б) II; в) III.
4. Относительная атомная масса элемента кислорода:
а) 10; б) 16; в) 26.
5. Относительная молекулярная масса простого вещества кислорода:
а) 5; б) 25; в) 32.
6. Кислород – это:
а) самый распространенный элемент во Вселенной;
б) самый распространенный элемент на Земле;
в) самый распространенный элемент в атмосфере.
7. Молекула кислорода состоит из:
а) одного атома;
б) двух атомов;
в) трех атомов.
8. Самый легкий газ:
а) NO;
б) Н2;
в) СО2;
г) О2.
9. В лаборатории водород можно получить взаимодействием
1. Zn с HCl или H2SO4 (р – р)
2. ZnO с HCl
10. Когда водород собирают способом вытеснения воздуха, то сосуд держат:
а) вверх дном;
б) вниз дном;
в) горизонтально;
г) не имеет значения.
10. Водород – самый распространенный элемент:
а) на Земле;
б) в живых организмах;
в) звезд и межзвездного газа;
г) на Луне
- Изучение новой темы
УЧИТЕЛЬ:
Ребята, наш урок сегодня мы начнем со слов Антуана де Сент Экзюпери: «У тебя нет ни света, ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать, тобою наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты - сама жизнь! Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами…ты самое большое богатство на свете!!» Как вы думаете, о чем пойдет речь?
Верно: Сегодня мы поговорим о воде. Постановка целей и задач урока.
В течение урока мы должны пройти несколько этапов изучения воды, рассмотрим строение воды, физические свойства, химические свойства, значение воды в природе и для организма, и ее применение.
Обратите внимание, у вас у каждого на партах находится «Паспорт воды». Я вам предлагаю все то, что мы будем сегодня узнавать о воде, записывать (фиксировать) в паспорт. (приложение).
У меня на столе, как вы видите, 4 карточки с пометками специалистов: «Географ», «Историк», «Физик» и «Биолог». Прошу выйти ребят и выбрать себе соответствующую роль на уроке, которые будут рассказывать нам о свойствах и значении воды.
(Специалисты будут рассказывать о воде, при обращении к классу с вопросом. Слушая их учащиеся должны будут записывать коротко, и составлять паспорт о воде)
А теперь давайте приступим к обсуждению вопросов.
УЧИТЕЛЬ: У меня первый вопрос: Каково значение воды на земле? Об этом нам расскажет историк)
ИСТОРИК: На этот вопрос отвечу я. Вода можно сказать, - самая популярная и самая загадочная жидкость из всех существующих на Земле. Певцы издавна воспевали ее, поэты посвятили воде удивительные строки. Прозаики даже и «капле росы» написали много страниц. А ученые по сей день, как и сотни лет назад, не могут дать точного ответа на, казалось бы, несложный вопрос: что такое вода?
Вода – одно из начал всего существующего на Земле, говорили в древности.
Вода – единое и неделимое вещество, считали в древние века.
Вода дороже золота, утверждали бедуины, всю жизнь кочевавшие в песках. Они знали, что никакие богатства не спасут путника в пустыне, если иссякнут запасы воды. В пустыне без воды человек выдерживает около суток.
УЧИТЕЛЬ: вот ребята, насколько важно значение воды. Запишите услышанное себе в паспорт в графу «Исторические данные». Второй вопрос, а где на земле встречается вода?
ГЕОГРАФ: На этот вопрос отвечу я. Известно, что большая часть поверхности земли 71% покрыта океанами и морями. Основные запасы воды содержатся в мировом океане, причем морские воды составляют 94% от всего объема, или 1 миллион 370 тысяч км3, 6% из них сковано могучими льдами, а 4 % это подземные воды, а на долю пресных вод приходится менее 2%.
УЧИТЕЛЬ: Здорово! Как много числовых значений имеет обычная простая казалось бы вода. Запишите себе в графе «Географические данные». И так далее нас интересует. Каковы же физические свойства воды?
ФИЗИК: На земле нет другого такого вещества, которое может находится одновременно в твердом , жидком и газообразном состоянии. Температура кипения воды – 100 С , температура замерзания – 0 С. Вода замерзая превращается в лед, а лед держится на поверхности. Его объем на 9 % больше объема незамерзающей воды.
При нагревании вода закипает, превращаясь в пар, который не разлагается даже при температуре 10000С. Пар при охлаждении вновь дает воду, если температуру воды понижать далее, то образуется лед, который при таянии снова дает воду.
УЧИТЕЛЬ: смотрите как вода объединяет несколько наук. Фиксируем полученную информацию в графе «Физические свойства». Скажите вода, встречается только в неживой природе?
БИОЛОГ: Вода – самая распространенная и самое аномальное вещество на земном шаре. Вода входит в состав тела любого живого существа в значительных количествах. Так, тело человека состоит из воды примерно на 70%, в крови человека около 80% , в мышцах 35%, в костях 25% воды. Без воды не может прожить ни одно существо.
УЧИТЕЛЬ: Вот такие тайные свойства есть оказывается у воды, которую мы с вами считали простой и изученной. А теперь, зная каково строение воды, мы можем поговорить о ее химических свойствах. Каковы же химические свойства воды? Об этом нам расскажет специалист по химии. (Специалист по химии – это я.)
ХИМИК: Из химических свойств воды особенно важны способность ее молекул распадаться, на ионы и способность воды растворять вещества разной химической природы. (Записывает на доске уравнение реакции разложения воды). Роль воды как главного и универсального растворителя определяется, прежде всего, полярностью ее молекул (смещение центров положительных и отрицательных зарядов).
Распадение молекул воды на ионы: Н2О → Н+ +ОН-. Реакционная способность воды сравнительно невелика. Правда, некоторые активные металлы способны вытеснять из нее водород: (Записывает на доске уравнение реакции )
УЧИТЕЛЬ: Ребята, давайте посмотрим видеоролик – как Натрий взаимодействует с водой. Вода вступает в реакции замещения с активными металлами. Эти реакции протекают бурно, поэтому для опытов следует брать небольшие кусочки металлов. В ходе реакции один атом водорода в молекуле воды замещается атомом металла; в результате образуются гидроксиды металлов, и выделяется водород: А теперь запишем уравнение реакции на доске, остальные записываем себе в паспорт в графе химические свойства. (Записывает на доске уравнение реакции ) (гидроксиды, с которыми мы познакомились, относятся к основаниям.)
Na+2H2O= 2NaOH + H2
Вода реагирует с менее активными металлами при температуре: (продукты реакции малоактивного металла с водой – оксиды металлов и водород - видеоролик)
Zn+H2O= ZnO +H2
Вода реагирует с оксидами активных металлов: (Опыт 1. В фарфоровую чашку помещают немного свежеприготовленного оксида кальция «жженая известь» и обливают его водой. При этом выделяется большое количество теплоты, так как происходит химическая реакция. Запомнить! Раствор гидроксида кальция вызывает ожоги! )
СаO + H2O = Са(OH)2
Вода реагирует с оксидами неметаллов: (Опыт 2. В химический стакан наливают немного воды и сжигают над водой в металлической ложечке красный фосфор. Образовавшийся в виде белого дыма оксид фосфора постепенно растворяется в воде. При этом образуется фосфорная кислота.)
SO3+H2O = H2SO4
Вода реагирует с некоторыми неметаллами: (видеоролик)
С + Н2О = СО + Н2
УЧИТЕЛЬ: и так, основные химические свойства мы рассмотрели. Что еще мы можем сказать о воде? (ответы учащихся).
Применение воды. Вода – важное сырье для химической промышленности. Способность воды реагировать с некоторыми оксидами используют для получения оснований и кислот. Воду широко применяют как растворитель.
- Закрепление материала
Сейчас я предлагаю вам для закрепления (вспомним какие бывают типы химический реакций):
№1. Определите тип химической реакции на примере свойств воды. На доске указаны реакции, ребятам необходимо записать тип реакции.
Na+2H2O= 2NaOH + H2 реакция замещения;
СаO + H2O = Са(OH)2 реакция соединения;
2 Н2О 2 Н2 + О2 реакция разложения;
Выполнившие ребята поднимают руку, и затем у доски записывают получившиеся действия.
№2 Задача1. Вычислите относительную молекулярную массу ортофосфорной кислоты, химическая формула которой Н3РО4 (аш-три-пэ-о-четыре), решаем у доски.
Решение: для вычисления относительной молекулярной массы необходимо суммировать относительные атомные массы элементов, образующих соединение, с учетом числа атомов:
Mr(Н3РО4) = 3Ar(H)+Ar(P)+6Ar(O)= 3*1+31+14*6=98
Задача 2. Вычислите массовые доли элементов в серной кислоте, химическая формула которой H2SO4.
Сейчас у вас есть свободное место. Здесь я предлагаю записать вам СИНКВЕЙН
- Одним словом (именем существительным) выразите тему сегодняшнего урока
- Подберите к этому слову 2 прилагательных
- Подберите к этому слову 3 глагола
- Подберите синоним к этому слову.
Пример «синквейна», написанного учащимися.
- Вода.
- Бесцветная, жидкая.
- Растворяет, орошает, питает.
- Жизнь.
- Рефлексия.
Ребятки, спасибо большое вам за урок, за активное участие.
Табличка №1 «Я удовлетворен уроком . Я понял все» | |
Табличка №2 «Урок был интересный. Мне было комфортно» | |
Табличка №3 «Некоторые вопросы стоит ещё раз разобрать. |
- Домашнее задание – параграф 47, упражнение на стр. 145 – А2,3.4
Сегодня мы с вами познакомились с таким удивительным веществом как вода, услышали много очень интересных сведений об этом веществе. Ребята, скоро 22 марта – Всемирный день воды. Этот день является уникальной возможностью напомнить человечеству о важности воды для окружающей среды и развития общества, для поддержания жизни на нашей планете. И я думаю, сегодня вы многое поняли насколько важна вода.
Тест:
1. Химический символ кислорода:
а) Ag; б) O; в) Hg.
2. Химическая формула простого вещества кислорода:
а) О; б) O2; в) О3.
3. Валентность кислорода:
а) I; б) II; в) III.
4. Относительная атомная масса элемента кислорода:
а) 10; б) 16; в) 26.
5. Относительная молекулярная масса простого вещества кислорода:
а) 5; б) 25; в) 32.
6. Кислород – это:
а) самый распространенный элемент во Вселенной;
б) самый распространенный элемент на Земле;
в) самый распространенный элемент в атмосфере.
7. Молекула кислорода состоит из:
а) одного атома;
б) двух атомов;
в) трех атомов.
8. Самый легкий газ:
а) NO;
б) Н2;
в) СО2;
г) О2.
9. В лаборатории водород можно получить взаимодействием
1. Zn с HCl или H2SO4 (р – р)
2. ZnO с HCl
10. Когда водород собирают способом вытеснения воздуха, то сосуд держат:
а) вверх дном;
б) вниз дном;
в) горизонтально;
г) не имеет значения.
10. Водород – самый распространенный элемент:
а) на Земле;
б) в живых организмах;
в) звезд и межзвездного газа;
г) на Луне
Если верных ответов:
9 – 10 - оценка «5»
6 – 8 - оценка «4»
5 – 7 - оценка «3»
1 – 4 - оценка «2
ИСТОРИК: На этот вопрос отвечу я. Вода можно сказать, - самая популярная и самая загадочная жидкость из всех существующих на Земле. Певцы издавна воспевали ее, поэты посвятили воде удивительные строки. Прозаики даже и «капле росы» написали много страниц. А ученые по сей день, как и сотни лет назад, не могут дать точного ответа на, казалось бы, несложный вопрос: что такое вода?
Вода – одно из начал всего существующего на Земле, говорили в древности.
Вода – единое и неделимое вещество, считали в древние века.
Вода дороже золота, утверждали бедуины, всю жизнь кочевавшие в песках. Они знали, что никакие богатства не спасут путника в пустыне, если иссякнут запасы воды. В пустыне без воды человек выдерживает около суток.
ГЕОГРАФ: На этот вопрос отвечу я. Известно, что большая часть поверхности земли 71% покрыта океанами и морями. Основные запасы воды содержатся в мировом океане, причем морские воды составляют 94% от всего объема, или 1 миллион 370 тысяч км3, 6% из них сковано могучими льдами, а 4 % это подземные воды, а на долю пресных вод приходится менее 2%. Наша республика очень богата водными ресурсами. Главной водной артерией республики является Енисей. Река Моген-Бурен берет начало с Алтая.
ФИЗИК: На земле нет другого такого вещества, которое может находится одновременно в твердом , жидком и газообразном состоянии. Температура кипения воды – 100 С, температура замерзания – 0 С. Вода замерзая превращается в лед, а лед держится на поверхности. Его объем на 9 % больше объема незамерзающей воды.
При нагревании вода закипает, превращаясь в пар, который не разлагается даже при температуре 10000С. Пар при охлаждении вновь дает воду, если температуру воды понижать далее, то образуется лед, который при таянии снова дает воду.
БИОЛОГ: Вода – самая распространенная и самое аномальное вещество на земном шаре. Вода входит в состав тела любого живого существа в значительных количествах. Так, тело человека состоит из воды примерно на 70%, в крови человека около 80% , в мышцах 35%, в костях 25% воды. Организмы рыб содержат до 80 %, земноводных до 60% воды, в овощах содержится 60-80 % воды. Без воды не может прожить ни одно существо.
Задача 1
Вычислите массовые доли элементов в воде.
W (Н) = ? %
W(О) = ? %
Задача 2. Вычислите относительную молекулярную массу ортофосфорной кислоты, химическая формула которой Н3РО4 (аш-три-пэ-о-четыре), решаем у доски.
Задача 3. Вычислите массовые доли элементов в серной кислоте, химическая формула которой H2SO4.
Сейчас у вас есть свободное место. Здесь я предлагаю записать вам СИНКВЕЙН
- Одним словом (именем существительным) выразите тему сегодняшнего урока
- Подберите к этому слову 2 прилагательных
- Подберите к этому слову 3 глагола
- Подберите синоним к этому слову.
Табличка №1 «Я удовлетворен уроком . Я понял все» | |
Табличка №2 «Урок был интересный. Мне было комфортно» | |
Табличка №3 «Некоторые вопросы стоит ещё раз разобрать. |
Применение воды. Вода – важное сырье для химической промышленности. Способность воды реагировать с некоторыми оксидами используют для получения оснований и кислот. Воду широко применяют как растворитель.
Карта-инструкция урока «Вода в природе. Свойства и применение воды»
исходные вещества | уравнение реакции | тип реакции | цвет индикатора, |
Na + H2O | |||
Zn + H2O |
Вывод №1.Вода при комнатной температуре взаимодействует с_активными __ металлами, при этом образуя раствор _______________ и газ. ____________.
Вода реагирует с менее активными металлами при нагревании, образуя__________ этого металла и газ ______________
Свойство 2.Взаимодействие ВОДЫ с оксидами неметаллов.
а) Посмотрите видеофрагмент. Наблюдения записать в таблицу.
Исходные вещества | уравнение реакции | тип реакции | цвет индикатора, среда раствора |
Р2О5 + Н2О | |||
SО2 + Н2О |
Вывод №2. Вода при комнатной температуре взаимодействует с оксидами неметаллов , образуя растворы _____________
Свойство3.Взаимодействие ВОДЫ с неметаллами.
исходные вещества | уравнение реакции | тип реакции | условия проведения |
С + Н2О |
Вывод№3: Вода при высокой температуре взаимодействует с некоторыми неметаллами ,образуя при этом разнообразные продукты.
Свойство4. Взаимодействие ВОДЫ с оксидами металлов
исходные вещества | уравнение реакции |
тип реакции | цвет индикатора, |
СаО +Н2О |
Вывод №4. Вода при комнатной температуре взаимодействует с оксидами______________________ металлов, образуя при этом раствор____________.
Предварительный просмотр:
- Ф.И.О.: Намы Аяна Александровна
- Место работы: МБОУ Моген-Буренская СОш с. Кызыл-Хая
- Должность: учитель химии и географии
- Предмет: химия
- Класс: 8 класс
- Тема: «Оксиды. Состав, классификация и способы получения».
Краткое описание урока: урок изучения нового материала по теме «Оксиды, состав и их классификация» и первичного закрепления знаний обучающихся. Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, на основе деятельностного подхода к организации образовательного процесса.
Описание урока
Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний.
Цель урока: Формирование представлений об оксидах, их номенклатуре.
Задачи:
- Научить выделять общие признаки класса оксиды, составлять формулы оксидов и давать им названия.
- Продолжить формирование естественно-научного мышления, развитие коммуникативных умений через работу в парах, привитие навыков самоконтроля и взаимоконтроля через самопроверку.
Планируемые результаты:
- Личностные:
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.
- Метапредметные:
- познавательные:
Находить сходство и различие между объектами, обобщать полученную информацию, вести наблюдения, классификация объектов по предложенным критериям
- информационно-коммуникативные:
Умение формулировать определение, подбирать аргументы.
- регулятивные:
Выполнять учебное задание в соответствии с целью.
Соотносить учебные действия с известными правилами.
Выполнять учебное действие в соответствии с планом.
Оценка своих учебных достижений.
- Предметные умения:
Давать определение «оксиды», распознавать оксиды среди других веществ, составлять формулы оксидов и называть их, уметь классифицировать оксиды.
Методы обучения: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый, проблемный.
Организация образовательного пространства:
Ресурсы – мультимедийный проектор.
Технология изучения темы
План урока:
1.Организационный момент (1 мин)
2.Актуализация знаний учащихся (2 мин)
3. Изучение нового материала (20 мин)
4. Закрепление (5 мин)
5. Домашнее задание (2 мин)
Ход урока:
- Организационный момент
Приветствие, проверка к готовности к уроку.
Цель: включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.
Здравствуйте ребята, присаживайтесь. Мы снова встретились с вами на уроке химии, где сами открываете новые знания. (Мы проходим два этапа: определяем, что мы еще не знаем, и самостоятельно открываем новые знания.)
Представьте себе, что вы вошли в темную комнату, в которой есть парафиновая свечка и керосиновая лампа. Что вы зажжете в первую очередь? (правильный ответ – спичку)
Горение – это один из процессов, которые изучает химия.
Слайд № 1. Его тема .... А вот это мы узнаем, когда отгадаем кроссворд. На работу вам отводится 2 мин. Вы в парах, помогая, друг другу, впишите химические термины в бланк и найдите ключевое слово.
По горизонтали:
- Название элемента, имеющего относительную атомную массу равную 35,5
- Название этого элемента содержит в своем составе хвойное дерево, а атом этого элемента весит 28 а.е.м.
- Он бесцветный, но тяжелый,
В нем огонь всегда веселый.
Он в крови у нас живет,
Ну, конечно …
- Назовите науку о веществах и их превращениях
5. Он с морской капустой дружит,
И лекарством людям служит,
Знает млад и стар народ –
Коль ушиб, то нужен …
- Назовите элемент, в названии которого спряталось сразу двое животных
Слайд № 6.Молодцы! Правильно - оксиды. Это тема сегодняшнего урока. Запишите, пожалуйста, ее в тетради.
2 этап: Изучение нового содержания.
Итак, цели нашего урока:
- дать определение оксидам
- рассмотреть состав оксидов
- классифицировать оксиды
- ознакомиться с номенклатурой оксидов
- изучить способы получения оксидов
Итак, что же такое оксиды? Давайте посмотрим на формулы (на слайде фото и формулы оксидов) и попробуем сами вывести определение.
Слайд №9 Оксиды – сложные вещества, состоящие из двух химических элементов, один из которых кислород, с валентностью II.
Слайд № 7. Фронтальный опрос:
- Какие вещества по составу?
- Сколько элементов в составе?
- Какой элемент входит в состав оксидов?
Для того чтобы узнать как правильно составить и записать формулу оксида обратимся к алгоритму (на каждой парте)
Слайд № 10. Диагностика качества освоения:
Выполнение работу, предложенную на слайде, выполните самопроверку.
Игра «Волшебный цветок». (Учащиеся работают, выбирают формулы оксидов, мотивируя свой выбор).
На лепестке цветка представлены формулы разных классов неорганических соединений, вам предлагается из данного перечня выбрать формулы веществ, относящихся к классу оксидов, и записать их в тетрадь.
Что объединяет эти вещества? (У всех оксидов в с составе есть Кислород )
Слайд № 11. Алгоритм построения названий оксидов.
Указать слово ОКСИД в именительном падеже, затем – название элемента в родительном падеже. Если металл имеет переменную валентность, то указывается валентность этого металла, например: оксид углерода (II), оксид железа (III).
Слайд № 12. Названия оксидов.
Слайд № 14. А знаете ли вы, что в 1870 году в Петербургской академии обсуждалась возможность называть вещества следующим образом:
Барий кислородович
Калий кислородович
Сера двукислородовна
Сера трикислородовна
А как сейчас будут звучать названия этих веществ?
Выполните задание самостоятельно (проверяем по слайду).
Слайд № 15.Классификация оксидов
Как вы думаете, на какие виды можно разделить оксиды? Вернёмся к слайду с фото оксидов. (Работа на доске). Все оксиды классифицируют по агрегатному состоянию.
Слайд № 16. А теперь – физкультминутка. Но она у нас сегодня необычная и напрямую связана с темой нашего урока. На слайде вам будет показана формула вещества. Если оно является оксидом - вам нужно встать (слайд № 5)
Н2SO4, FeО, NН3, P2О3, NaН, Li2О, NO2, Н2, О2 , НNО3, PbO, Н2О2
- Слайд № 17. По агрегатному состоянию:
Твердые (Pb3O4, SiO2, Cr2O3)
Жидкие (Н2О)
Газообразные (CO2, CO)
- По составу:
Устное задание:
- Слайд № 18 Основные оксиды
Оксиды с общей формулой: МеО, если у Ме валентность I или II
Например:
I II II I
К2O, FeO, CrO, Mn2O
- Слайд № 19 . Кислотные оксиды
Оксиды с общей формулой: МеО или неМеО, если у Ме или неМе валентность от
IV и более
Например:
VII VI V VII
Сl2O7, CrO3, P2O5, Mn2O7
- Слайд №20. Амфотерные оксиды
Оксиды с общей формулой Ме2О3, если у Ме валентность III
Например:
III III III
Fe2O3, Al2O3, Cr2O3
Исключение: ZnO, BeO. Почему???
- Несолеобразующие оксиды
Оксиды с общей формулой: неМеО, если у неМе валентность I или II
Например:
I II II
N2O, NO, CO
Исключение: NO2. Почему???
Вывод: характер свойств оксидов в первую очередь зависит от валентности элемента.
Например, оксиды хрома:
CrO (II - основный);
Cr2O3 (III - амфотерный);
CrO3 (VI - кислотный)
Диагностика качества освоения:
- Выполнение работы, предложенного на слайде, выполните самопроверку.
- Выполните работу, предложенную на слайде, выполните взаимопроверку,
выставьте отметки.
3.Выполнение работы по вариантам.
3 IV. Закрепление материала
Задание№1 Химические «крестики-нолики»
CO | MgO | P2O5 |
Na2O | CO2 | CaO |
K2O | Al2O3 | Fe2O3 |
Укажите оксиды неметаллов: Укажите оксиды металлов:
CO | MgO | P2O5 |
Na2O | CO2 | CaO |
K2O | Al2O3 | SO3 |
Задание№2 «В земной коре – литосфере – находятся оксид алюминия______ (входит в состав глины), оксид кремния (IV) (песок)______, оксид железа (III)________(содержится в красном железняке). Водная оболочка Земли – гидросфера – это оксид водорода______. В воздухе есть оксид углерода (IV) (углекислый газ)____. В результате хозяйственной деятельности человека образуются вещества, загрязняющую атмосферу: оксид углерода (II) (угарный газ)_____, оксид серы (IV) (сернистый газ)_____, оксид азота (II)_____ и оксид азота (IV)_____» Запишите формулы указанных оксидов, распределите по группам – кислотные и основные оксиды.
Задание№3 «Химическое домино»
Выданы карточки, на которых записано : Mg, O2, SO4, H2, O3, Fe2, O, Ca, C O, Al2, O3, CO3, Si Составьте формулы оксидов и назовите вещества.
4 этап: Рефлексия
Задание 1(самоанализ)
Закончите предложение: Мне нужно знать, что такое оксиды, потому что…
Задание 2 (самооценка)
- Рефлексия.
Молодцы, вы сегодня хорошо работали. Мы вместе узнали что-то новое.
Сегодня на уроке
- Мне удалось…
- Я узнал(а) много нового…
- Я научился …
- Мне необходимо…
Запишите продолжение этого предложения в тетрадях. Итак, озвучьте свои записи.
(Мы сегодня научились находить формулы оксидов среди других веществ, называть оксиды и составлять формулы по названиям, познакомились с отдельными представителями оксидов )
Табличка №1 «Я удовлетворен уроком . Я понял все» | |
Табличка №2 «Урок был интересный. Мне было комфортно» | |
Табличка №3 «Некоторые вопросы стоит ещё раз разобрать. |
Я могу составить формулу оксида (да/нет/не знаю)
Я могу дать ему название (да/нет/не знаю)
Учитель: Сегодня на уроке мне удалось пообщаться с замечательными молодыми людьми, которые станут украшением нашего общества.
Так как, урок необычный, я разрешаю вам поставить каждому из вас себе оценку. Оцените себя.
VI. Домашнее задание (слайд №21) Выучить правило номенклатуры оксидов и составление их формул, прочесть §40 c131 - 132, написать небольшое сообщение на тему «Оксиды в повседневной жизни человека»
Приложение 1.
Отгадаем кроссворд.
По горизонтали:
- Название элемента, имеющего относительную атомную массу равную 35,5
- Название этого элемента содержит в своем составе хвойное дерево, а атом этого элемента весит 28 а.е.м.
- Он бесцветный, но тяжелый,
В нем огонь всегда веселый.
Он в крови у нас живет,
Ну, конечно …
- Назовите науку о веществах и их превращениях
5. Он с морской капустой дружит,
И лекарством людям служит,
Знает млад и стар народ –
Коль ушиб, то нужен …
- Назовите элемент, в названии которого спряталось сразу двое животных.
Приложение 2.
Алгоритм составления формул оксидов:
Выпишите общую формулу класса оксидов.
II
ЭxОy
Распределите оксиды по классам
K2O, ZnO, Al2O3, V2O5, SO3, Fe2O3
CuO, FeO, WO3, H2O, NO2, N2O
Кислотные | Основные | Амфотерные | Безразличные |
Составьте синквейн про воду.
Синквейн
- Вода
- Бесцветная, жидкая
- Растворяет, орошает, питает
- Жизнь
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По горизонтали: 1. Название элемента, имеющего относительную атомную массу равную 35,5 2. Название этого элемента содержит в своем составе хвойное дерево, а атом этого элемента весит 58 а.е.м. 3. Он бесцветный, но тяжелый, В нем огонь всегда веселый. Он в крови у нас живет, Ну, конечно …
4 . Назовите науку о веществах и их превращениях 5. Он с погодной стужей дружит, Иногда лекарством людям служит, Знает млад и стар народ – Коль ушиб, то срочно нужен … 6. Назовите элемент, в названии которого спрятались названия сразу двух животных и находится он между 32 и 34 химическим элементом.
2 1 3 4 5 6
2 1 3 4 5 6
«Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я понимаю». Китайская пословица Оксиды. Состав, классификация, номенклатура и способы получения.
H 2 O SiO 2 Cr 2 O 3 Pb 3 O 4 CO 2
Оксиды - сложные вещества, состоящие из 2 элементов, один из которых кислород, с валентностью II
Выберите из перечня веществ оксидов CaO ; P 2 O 5 ; HBO 3 ; CuO ; Fe 2 O 3 ; CuCl 2 ; V 2 O 5 ; O 2
М g О оксид магния Fe 2 О 3 оксид железа ( III) СО оксид углерода (II) Указать слово ОКСИД в именительном падеже, затем – название элемента в родительном падеже Ca О оксид кальция Если элемент не имеет постоянной валентности, то после названия элемента в скобках римской цифрой указывают численное значение его валентности
Li 2 O - P 2 O 5 - CuO - Cl 2 O 7 - FeO -
Li 2 O – оксид лития P 2 O 5 – оксид фосфора (V) CuO – оксид меди( II ) Cl 2 O 7 – оксид хлора ( VII ) FeO – оксид железа ( II )
Калий Кислородович Сера Двукислородовна Сера Трикислородовна оксид калия оксид серы (VI)
H 2 O SiO 2 Cr 2 O 3 Pb 3 O 4 CO 2
По агрегатному состоянию: Твёрдые ( Pb 3 O 4 , SiO 2, Cr 2 O 3 ) Жидкие (Н 2 О ) Газообразные ( CO 2 , NO )
Потрудились - отдохнем: Н 2 SO 4 , Fe О, NН 3 , P 2 О 3 , NaН, Li 2 О, N O 2 , Н 2 , О 2 , НNО 3 , PbO , Н 2 О 2
Оксиды с общей формулой: МеО, если у Ме валентность I или II I II II I К 2 O, FeO, CrO, Mn 2 O
Оксиды с общей формулой: МеО или неМеО, если у Ме или неМе валентность от IV и более VII VI V VII С l 2 O 7 , CrO 3 , P 2 O 5 , Mn 2 O 7
Оксиды с общей формулой: Ме 2 О 3 Если у Ме валентность III III III III Fe 2 O 3 , Al 2 O 3 , Cr 2 O 3 Исключение: ZnO, BeO Почему???
Оксиды с общей формулой: неМеО Если у неМе валентность I или II I II II N 2 O, NO, CO Исключение: NO 2 Почему???
Чем отличаются ниже приведённые оксиды? Li 2 O , P 2 O 5 , CuO , Cl 2 O 7 , FeO , SO 3
Чем отличаются ниже приведённые оксиды? Li 2 O , P 2 O 5 , Cu O , Cl 2 O 7 , Fe O , S O 3
характер свойств оксидов, в первую очередь, зависит от валентности элемента Например, оксиды хрома: CrO ( II - основный) Cr 2 O 3 ( III - амфотерный) CrO 3 ( VI - кислотный)
K 2 O, ZnO, Al 2 O 3 , V 2 O 5 , SO 3 , Fe 2 O 3 CuO, FeO, WO 3 , H 2 O, NO 2 , N 2 O
Кислот - ные V 2 O 5 SO 3 WO 3 Основ - ные K 2 O CuO FeO Амфо - терные ZnO Al 2 O 3 Fe 2 O 3 Безраз - личные N 2 O NO 2 H 2 O
Получение оксидов: Разложение дихромата калия с образованием оксида хрома (III): ( NH 4 ) 2 Cr 2 O 7 = N 2 + Cr 2 O 3 + 4H 2 O
Пример синквейна: Оксид меди - Чёрный, твёрдый Не растворяется, не испаряется, не используется в пищу Сложное химическое соединение Медь оксидовна !
1.Формула оксида это: а) NaOH б) HCL в) CuCL 2 г) SO 3 2. Формула оксида, находящегося в жидком состоянии: а) SiO 2 б) Н 2 О в) CO 2 г) SO 2 3. Валентность хрома в Cr 2 O 3 : а) III б) I в) II г) VI 4. Формула оксида натрия: а) Na О б) Na 2 О в) Na О 2 г) Na 2 О 2 5. Формула оксида азота ( II ) : а) N 2 О б) N О 2 в) N О г) N 2 О 5
Г Б А Б В
Если ты ответил правильно на все вопросы – получи отметку «5» Если всё же ты ошибся, но всего лишь 2 раза, твоя отметка «4» Кто ошибся 5 раз, получи отметку «3»
Урок был интересный. Мне было комфортно. «Я удовлетворен уроком . Я понял все» «Некоторые вопросы стоит ещё раз разобрать. Есть затруднения».
§ 40 + вопросы 1, + тесты на стр. 136
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР» МБОУ Моген-Буренская СОШ с. Кызыл-Хая Использование блочно -модульной технологии в преподавании химии
Современные образовательные технологии, используемые учителем: Технология блочно-модульного обучения Информационно-коммуникационные технологии Тестовая технология Здоровьесберегающие технологии Обучение в сотрудничестве (командная и групповая работа ) Исследовательская технология Технология развития критического мышления
Инновационные технологии и методики Ожидаемые результаты Технологии модульного обучения Способствует эффективной организации самостоятельной деятельности обучаемых И сследовательские методы обучения повышение успешности учебной деятельности; повышение мотивации ученика; повышение участия учащихся в олимпиадах, конференциях Тестовая технология Успешность в обучении, развитие логического мышления каждого ученика ИК-технологии Получение более глубоких и прочных знаний. Ускорение темпа формирования познавательных умений и навыков. Здоровьесберегающие технологии укрепление здоровья ребенка; повышения положительной динамики в поведении повышение позитивного отношения к ЗОЖ.
Модульное обучение – педагогическая технология, позволяющая : Активизировать познавательную деятельность; Развивать самостоятельность; Осуществлять самоуправление учебной деятельностью; Даёт возможность для самореализации; Индивидуализировать контроль, самоконтроль; Продвигать обучающихся на более высокий уровень. Актуальность:
● для повышения эффективности обучения химии в школе определить роль и место использования модульной технологии в курсе химии; ● разработать общие требования к программам; ● сформировать эмоционально-ценностную установку к изучению предмета. Цели: Задачи: разработать модульную программу преподавания теоретических основ неорганической и органической химии в 8-11 классах;
Ведущие принципы модульного обучения: Мобильность; Структуризация содержания обучения; Динамичность; Действенность и оперативность знаний; Гибкость; Вариативность обучения; Осознанная перспектива; Разносторонность методического консультирования.
Теоретический блок 1 этап – лекция, построенная с учетом возрастных особенностей учащихся, главная задача которой вызвать интерес к материалу, возбудить творческую мысль. 2 этап – проверка усвоения теоретических понятий. Ученик с помощью учителя определяет необходимый ему уровень сложности усвоения знаний. Теоретические основы:
Учебные элементы : Текстовый У.Э. Табличный У.Э. Иллюстративный У.Э. Словесный У.Э. Игровой У.Э. Смешанный У.Э. Теоретические основы: Учебные занятия самостоятельная учебная деятельность рефлексивная деятельность
Главная идея - помочь ребенку приобрести необходимую компетенцию и развить его способности для осуществления осознанного выбора дальнейшего образования и успешной реализации этого выбора
Преимущество модульного обучения перед традиционным обучением Содержание обучения – законченные самостоятельные комплексы, содержащие целевую установку; Паритетные отношения учителя и учащихся; Ученик работает максимум времени самостоятельно, учится целеполаганию , самоорганизации, самоконтролю; В озможность работы в индивидуальном темпе.
Формирование образовательной компетентности Целостно-смысловая Общекультурная Учебно-познавательная Информационная Коммуникативная Социально-трудовая Компетенция личностного самосовершенствования Результативность использования современных образовательных технологий
Учебный материал курса 8-го класса представлен в виде следующих блоков: «Введение», «Вещество», «Химические реакции», «Свойства основных классов неорганических веществ и генетическая связь между ними», «Количественные отношения в химии» Учебный материал курса 9 класса: «Повторение», «Основные закономерности химических реакций», «Теория электролитической диссоциации», «Неметаллы», «Металлы», «Химические производства»
Методическая копилка «Задачи с практической направленностью» Учебно-методическое пособие «Общая химия: интегративно-модульная технология изучения курса »
Повышение учителей химии Республики Тыва ГАОУ ДПО (ПК) С ТГИП и ПКК, январь 2015г. Обмен опытом на курсах повышения на тему «Гидролиз солей »
Публикации в сети Internet Название материала Адрес Дата публикации Общероссийский фестиваль исследовательских работ и творческих работ «Портфолио ученика ». «Анализ воды источника Мозуту » http/ : //project.1september.ru 14.09.2017 Модульный урок «Серная кислота. Получение и свойства». http : //infourok.ru 15.10.2017г. Модульный урок «Гидролиз солей» http : //infourok.ru 18 . 10. 2016г. Разработка урока «Классификация химических реакций» http : //infourok.ru 25. 11. 2018г.
Всероссийский конкурс «Познание и творчество», г. Обнинск, 2015г. Фестиваль исследовательских работ учащихся « Портфолио », г. Москва, 2015г.; «Анализ воды источника Мозуту ». Всероссийская дистанционная олимпиада по химии: «Центр поддержки талантливой молодежи», г. Бийск, 2015 г., 2017г., 2018г.; «Центр творческих инициатив « Snail », г. Омск, 2015г., 2016г., 2017г; Центр Развития Одаренности «Молодежный химический чемпионат», г. Пермь, 2015г., 2016г., 2017г.; Институт развития школьного образования «Общероссийская предметная олимпиада « Мультитест », « Олимпус », « Альбус », г. Калининград, 2016г., 2017г., 2018 г.; «Центр знаний и технологий», г. Красноярск, 2013г. Победители и призеры дистанционных олимпиад, конкурсов, научно-практических конференций
ИК-технологии : - Цветные рисунки и фото -Слайд-шоу - Видео фрагменты - Анимации - ЭОР - Виртуальные лабораторные работы - Видео уроки
усилению мотивации учебной деятельности; изменению качества учебного процесса в связи с использованием технологий научно-исследовательской деятельности (содружества); повышению интереса учащихся к химии; развитию самостоятельности в деятельности по приобретению знаний; интеллектуальному росту обучающихся. Исследовательская деятельность способствует
Реализация технологий Открытый урок «Гидролиз солей», 9 класс Открытый урок «Карбоновые кислоты», 10 класс Открытый урок «Кислород», 8 класс Открытый урок «Бензол», 10 класс Открытый урок « Окослительно -восстановительные реакции », 11 класс Внеклассные мероприятия «Чудеса химии своими руками» Доклад «Применение здоровьесберегающих технологий в преподавании химии» Доклад « Окислительно -восстановительные реакции при подготовке к ЕГЭ» Доклад «Системно- деятельностный подход в обучении и воспитании» Проект «Анализ воды источника Мозуту »
Позитивная динамика учебных достижений обучающихся
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Эссе «Я - учитель»
«Чтобы быть хорошим учителем,
нужно любить то, чему учишь
и любить тех, кого учишь».
Василий Ключевский
Передо мной чистый лист бумаги, на котором я должна изложить свои мысли. Писать всегда труднее, чем говорить, да и вопросов, на которые хочется дать себе ответ, очень много. Одним из них я задаюсь уже много лет, пытаясь понять: почему же стала учителем.
Прошло достаточно времени со дня окончания школы, но всё никак не могу забыть и с теплотой в груди вспоминаю дни, проведенные в ней.
Как учитель свои первые шаги я сделала в своей школе и благодарна тому, что мои учителя увидели во мне коллегу и, может быть, это позволило создать фундамент моей педагогической деятельности.
Я учитель химии. Химия – это жизнь. И как бы мы ни относились к этому сложному, но в то же время интересному и увлекательному предмету, он неразрывно связан с нами, с нашей жизнью. Свою педагогическую деятельность я складываю, словно М. В. Ломоносов мозаичную картину из кусочков стекла. Это долгий и кропотливый труд, который не выполнишь в одно мгновение, и надо не один раз убедиться в правильности своих приемов и методов, в оценке и поощрении, чтобы потом со стороны увидеть результат своего труда, и чтобы все частицы этой сложной мозаики сложились бы единую картину.
Я учитель и люблю свое дело. «Чтобы быть хорошим учителем, нужно любить то, чему учишь и любить тех, кого учишь», - утверждал Василий Ключевский. Эти слова являются и моим педагогическим кредо. Я считаю, что отношение к профессии, к предмету, отражается в твоих учениках. Если ты любишь свое дело и можешь заразить своей энергией детей, то только тогда ты получишь положительный результат и удовлетворение от работы.
Так получилось, что моим первым выпуском стал класс, от которого все отказывались. Ребята там своеобразные, каждый со своим характером, но именно в этих бунтарях видела себя. Каждый новый день был открытием, и я с большим удовольствием шла к ним на урок, который был по-своему уникален, и они приходили на него не потому что так надо, а потому что им было интересно!
Учитель – это не просто профессия, это образ жизни. Невозможно, закрыв за собой дверь школьного кабинета и погрузившись в круговорот бытовых проблем, перестать быть им. Двадцать четыре часа в сутки, семь дней в неделю я живу печалью и радостью своих учеников, и мне это не в тягость.
Я рада, что выбрала этот путь. Профессия учителя уникальна.
Она способна обнаружить и вытащить наружу скрытые где-то глубоко внутри человека таланты, продлить ему молодость. Рядом с детьми невозможно стареть! Все это потому, что с каждым ребенком учитель заново переживает все его трудности и ошибки, радости и удачи. А какое счастье наблюдать за достижениями своих учеников, чувствуя, что эта победа и твоя тоже. И тогда хочется свернуть горы. В голове появляется куча идей, которые надо реализовать прямо сейчас, хотя за пять минут до этого ты чувствовала невыносимую усталость. Вдохновляет и дает сил любая, даже самая маленькая победа твоего ученика. Например, с трудом решенная задача или безупречно выполненный творческий проект. Поэтому главная миссия каждого учителя – не просто научить, а научить учиться. И если у него это получилось, то он становится для ребенка руководителем и наставником, координирующим и направляющим его деятельность в нужное русло.
Настоящий учитель постоянно совершенствует свое мастерство, учится всю жизнь. Я постоянно совершенствуюсь в своей профессии: обучение на курсах повышения квалификации, обмен опытом с коллегами, участие в профессиональных конкурсах.
В своей педагогической деятельности я активно использую современные педагогические технологии: личностно-ориентированный подход в обучении, разноуровневую дифференциацию, технологии сотрудничества и критического мышления, метод проблемного обучения и ИКТ, проектную и исследовательскую деятельность обучающихся. Это технологии, которые повышают мотивацию познавательную активность учащихся, расширяют кругозор и позволяют применить личностно-ориентированное обучение по химии, то есть обучение во взаимодействии. Электронные образовательные материалы по химии обеспечивают научность и наглядность при проведении уроков.
В век информационных технологий мы пользуемся огромным количеством гаджетов, и современный ученик может получить любую информацию, не покидая пределы собственной комнаты. Конечно, это значительно упрощает задачу учителя по передаче подрастающему поколению необходимого объема знаний. Но… Разве способен компьютер, пусть даже самый современный и хорошо оснащенный, научить ребенка доброте, отзывчивости. Показать, что хорошо, а что плохо. Открыть перед ним весь мир, наполненный красками и звуками, и научить его любить. Нет. Этого не может сделать даже самая современная техника. Эта задача под силу только учителю. Поэтому цель современной школы не только дать знания, но и научить ребенка жизни. Любить детей и быть для них примером, делиться знаниями и приносить пользу обществу – вот моя учительская философия. То, ради чего я живу. То, что делает каждый мой день наполненным и счастливым. Потому что я люблю свою профессию! Потому что я люблю детей! И не может быть иначе!