Самообразование
Воспитание патриотизма и межнациональной толерантности
у детей старшего дошкольного возраста
Актуальность:
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям. Чрезвычайно важным в связи с этим является общепринятое мнение о том, что процесс воспитания необходимо начинать в дошкольном возрасте.
Цель: реализация комплексного подхода к развитию ребенка и осуществление интеллектуального, социального, нравственного, физического развития дошкольников посредством ознакомления с национальными культурами разных народов.
Задачи:
1. На примере ближнего природного окружения познакомить дошкольников с окружающим миром, помочь ему сознать свое место в нем.
2. Приобщать детей к духовно-нравственной традиции русского народа.
3. Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
4. Воспитание чувства любви, гордости и патриотизма к своей малой Родины.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: в организованной непосредственно образовательной деятельности, в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей, в играх, в труде, в быту- так как воспитывает в ребенке не только патриотические чувства, но и формирует его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. Решая задачи нравственно-патриотического воспитания, строила свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей.
Планирование работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста разделила на следующие блоки:
1. Формирование знаний о семье в системе нравственно-патриотического воспитания детей.
2. Изучение микросоциума в системе нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
3. Изучение родной природы – средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
4. Страницы истории и культуры в системе нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
5. «Никто не забыт, ничто не забыто».
В течение учебного года проводилось познавательные занятия по патриотическому воспитанию. Широко использовала все виды фольклора ( сказки разных народов, песни, половицы, поговорки, хороводы и т.д. ). В группе оформлен мини – музей по патриотическому воспитанию. Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции. Составила сценарий праздника «В гостиной дружбы народов». Праздник стал итогом всей проведенной работы за год. Следует отметить, что тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут.
Данную работу невозможно организовать без активного участия родителей, так как именно они являются носителями различных национальных культур. С родителями проведен конкурс рисунков на тему: «Национальность моей семьи», провела мастер класс на тему: «Народные умельцы». В течение года проводила консультации для воспитателей и родителей: «Воспитание межнациональной толерантности у детей старшего дошкольного возраста», «Народные игры», «Русские народные игры», «Народные праздники», «Национальные костюмы», «Национальная кухня» и другие. Разработала серии конспектов познавательных занятий по патриотическому воспитанию.
В 2014-2015 учебном году обощала опыт на ГМО по патриотическому воспитанию на тему: «Модель освоения ребенком культурных ценностей и традиций через организацию познавательных проектов педагог – ребенок – родители».
Показатели развития:
1.Уровень формирования начал патриотизма и межнациональной толерантности значительно повысился.
2. Старшим дошкольникам доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине, уважение и терпение к другим национальностям.
3. Проходил поэтапный процесс совместной деятельности взрослых и детей, обеспечивающий целостное воздействие на ребенка, при этом создалась среда в детском саду и в семье.
Перспектива:
Продолжать работу по воспитанию патриотизма и межнациональной толерантности у детей старшего дошкольного возраста, разработать и внедрять в образовательный процесс электронные образовательные пособия по познавательному, речевому, художественно – эстетическому развитию.