Аттестация. Форма 06
Участие обучающихся во внеурочной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hr._syuzhet.docx | 29.9 КБ |
istoki.docx | 37.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Христианский сюжет в искусстве» составлена в соответствии:
- с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации";
- с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
- Программой развития МБОУ «СШ №16»;
- Программой воспитания обучающихся МБОУ «СШ №16»;
- Положением о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в МБОУ «СШ № 16»;
- Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Программа рассчитана на реализацию в течение 1 года (10 класс), на 36 часов.
Актуальность программы. Программы предметов 10-11 классов не подразумевают обращения к текстам Священного Писания, хотя мне представляется возможным и нужным включение в процесс обучения занятий, посвящённых знакомству с Библией. Система занятий не ставит целью дать “обзор”, а тем более исчерпывающее постижение Библии. Важно, чтобы на этих уроках ученики почувствовали художественное совершенство и религиозно-гуманистическое, нравственное содержание величайшего памятника мировой культуры, ощутили своеобразие поэтического языка Библии, смогли определить значение Библии в контексте мировой культуры.
Цель – уточнить и расширить представление учащихся о христианских мотивах в русском искусстве, их особенностях и функциях.
Задачи:
– определить черты Библии как богодухновенного Священного Писания и как важнейшего памятника письменности и культуры человечества;
– уточнить специфику и определяющие черты библейской образности как художественного феномена;
– определить, какую роль библейские образы играют в русском искусстве;
– определить эволюцию библейской образности в русском искусстве;
– выявить основные функции литературной библейской образности;
– проанализировать наиболее характерные случаи воплощения библейской образности в произведениях русского искусства.
Программа кружка рассчитана на 36 часов.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты:
- осознание обучающимися своей этнической принадлежности, ощущения укорененности в отечественной этносоциальной и этнокультурной среде, чувства родства этой среде, уважения и признательности наследию предков;
- осмысление духовно-нравственного и социокультурного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- укрепление социокультурного стержня личности, обогащение духовного и нравственного опыта обучающихся;возможность и способность обучающихся к духовно-нравственному саморазвитию, к построению межличностных отношений;
- сознательная мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности по овладению духовным и культурным наследием Отечества;
- оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей гражданина России;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия отечественной культуры и творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели обучения, ставить для себя новые задачи в учебе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение планировать пути достижения целей, сознательно выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемым результатом, осуществлять контроль своей деятельности, корректировать действия в процессе работы;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений осознанного выбора;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения, умозаключения;
- смысловое чтение;
-умение организовывать сотрудничество со сверстниками и учителем, работать индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, владение монологической контекстной речью.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел 1. Христианский сюжет в русской литературе.
Библия как памятник письменности и культуры. Богодухновенность Священного Писания
Состав и история создания Библии. Ветхий и Новый Заветы. Типы библейских книг. Книги канонические и неканонические. Апокрифы. Библия и Священное предание. Святоотеческое наследие о понимании Библии и ее роли. Богодухновенность библейских книг.
Молитва и ее функции в произведениях русской литературы
Молитва в русской поэзии, ее особенности и функции. Г.Р. Державин, Ф.Н. Глинка, А.С. Пушкин, В.К. Кюхельбекер, Н.М. Языков, Д.В. Веневитинов, М.Ю. Лермонтов, А.В. Кольцов, Е.П. Ростопчина, Н.П. Огарев, Ф.И. Тютчев, И.С. Тургенев, И.С. Никитин, А.К. Толстой, А.А. Фет, Н.А. Некрасов, Я.П. Полонский, Н.Ф. Щербина, Л.А. Мей, Н.М. Минский, З.Н. Гиппиус, И.А. Бунин, А.А. Ахматова, С.А. Есенин и другие. Молитва в русской прозе ХХ века: И.С. Шмелев, Б.К. Зайцев, Л.Н. Андреев, М.А. Булгаков, М.А. Шолохов. Молитва в авторском стиле, в культурной эпохе.
Христос в русской поэзии и прозе
Образ Спасителя в русской лирике: Г.Р. Державин, Ф.Н. Глинка, А.С. Пушкин, А.К. Толстой, В.С. Соловьев, В.Я. Брюсов, И.А. Бунин и другие. Страсти Христовы и торжество Воскресения в литургической поэзии и в изображении русских поэтов и писателей (В.А. Жуковский, В.К. Кюхельбекер, А.Н. Апухтин, Ф.И. Тютчев, Ф.М. Достоевский, И.А. Бунин, А.А. Ахматова, И.С. Шмелев и другие). Христианская молитва в литературной интерпретации.
Новозаветная притча и ее литературные образы
Традиции древнерусской притчи. Притчи – басни в литературе XVIII века. Притча о блудном сыне в творческом переосмыслении А.С. Пушкина ("Станционный смотритель", "Записки молодого человека", "Воспоминания в Царском Селе", 1829). Притча о блудном сыне в русской поэзии (В.Я. Брюсов). "Лепта вдовицы" О.Н. Чуминой. "Притча о сеятеле" А.М. Жемчужникова. "Притча о десяти девах" К.Р. "Притча о богатом" Д.С. Мережковского.
Образ Богородицы в русской литературе
Изображение Богородицы в древнерусской литературе (торжественные слова, агиография, эпистолярные жанры, апокрифы). Акафисты Божией Матери и связанная с Ней литургическая поэзия. Образ Богородицы и Рождества Христова в русской поэзии и прозе (В.А. Жуковский, А.К. Толстой, В.В. Вересаев, Б.Л. Пастернак и другие). Образ Богородицы во внутренней форме литературного произведения (М.Ю. Лермонтов, Ф.М. Достоевский, А.П. Чехов, М. Горький, М.А. Булгаков и другие).
Библейские образы в русской литературе конца XX – начала XXI веков
Библейская образность в произведениях Л.Н. Леонова, В.Г. Распутина, В.Н. Крупина, Ю.П. Кузнецова и других. Мистериальное содержание и нравственно-религиозная проблематика. Песнопения иеромонаха Романа: традиции православного богослужебного творчества, древнерусской литературы и злободневность. Проза М. Кравцовой, Е. Потехиной, Н. Блохина и других. Традиции рождественского и пасхального рассказа. Художественная литература православных периодических изданий. Православная литература в Internet.
Раздел 2. Христианский сюжет в русской живописи.
Рождество Христово в русской живописи.
А.А. Иванов. Сон Иосифа. Явление Ангела, благовествующего пастухам о рождении Христа. Славословие пастухов. Г.Г. Гагарин. Рождество Христово. Поклонение Волхвов. И.Е. Репин. Рождество Христово. М.В. Нестеров. Рождество Христово.
Образ Христа, благословляющего детей.
В.К. Шебуев. Христос и дети. И.Е. Репин. Благословление детей. В.Д. Поленов. Привели детей. Г.И. Семирадский. Христос среди детей. К.П. Брюллов. Благословение детей.
Евангельские притчи в русской живописи.
Притча о фарисее и мытаре. В. Крюков. Фарисей и мытарь. Притча о добром самаритянине. В. Суриков. Милосердный самаритянин. Притча о богаче и Лазаре. В.И. Суриков. Богач и Лазарь.
Тайная вечеря или «отшествие Иуды».
Н.Н. Ге. Тайная вечеря. Н.Н. Ге. Совесть. Иуда. Н.Н. Ге. Вестники воскресения.
Погребение Христа в русской живописи.
А.П. Рябушкин. Голгофа (Снятие с креста). В.Г. Перов. Снятие с креста. В.М. Васнецов. Плащаница. М.Б. Боткин. Скорбящая Богоматерь. Н.Н.Ге. Возвращение с погребения Христа.
Пасха – Светлое Христово Воскресение в русской живописи.
М.В. Нестеров. Сошествие во ад. В.М. Васнецов. Сошествие во ад. А.Л. Шустов. Воскресение Христово. К.П. Брюллов. Христос воскресший. М.В. Нестеров. Воскресение Христово. И.Е. Репин. Утро Воскресения. Христос и Мария Магдалина.
Троица в русской живописи.
В.В. Беляев. Ветхозаветная Троица. М.В. Нестеров. Троица. М.В. Нестеров. Троица Ветхозаветная. К.П. Брюллов. Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского. А. Рублев. Троица.
Репродукции картин К. Брюллова на религиозные сюжеты. «Христос во гробе». Обретенный шедевр Брюллова.
Раздел 3. Христианский сюжет в русской музыке
Псалтирь. Псалмы — музыкальные произведения малой формы, основанные на тексте Псалтири. Песнопения и молитвы на стихи Давида.
Жанр псалма сквозь призму истории и в творчестве композиторов XIX -ХХ веков. М.С. Березовский.
Мастер духовного хорового концерта – Д.С. Бортнянский.
Духовная музыка М.И. Глинки: опыт осмысления.
Значение творчества Петра Ильича Чайковского в истории развития русской православной церковной музыки. Музыкально завершенные циклы к двум важнейшим богослужениям православной Церкви: "Литургии св. Иоанна Златоуста" (1878) и "Всенощному бдению" (1882).
«Я единственная, кто работает за роялем с Евангелием в руках». Мария Юдина. Духовная музыка в Советской России.
Песни русского воскресения. Стихи и песни иеромонаха Романа (Матюшина).
Христианские мотивы в песнях современных исполнителей. Светлана Копылова, Жанна Бичевская, Юлия Березова, Юлия Славянская и др.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Формы обучения | Дата проведения | |||||
план. | факт. | ||||||||
Раздел 1. Христианский сюжет в русской литературе. | |||||||||
Библия как памятник письменности и культуры. | 1 | Беседа | |||||||
Библия в христианской религии и богослужении. Библейские жанры | 1 | Лекция | |||||||
Молитва и ее функции в произведениях русской литературы | 1 | Анализ текстов | |||||||
Молитва в русской прозе ХХ века | 1 | Защита мини-проектов | |||||||
Новозаветная образность в мировой культуре | 1 | Презентация, обсуждение | |||||||
6-7 | Пасхальность как ключевая составляющая русской культуры | 2 | Лекция, защита мини-проектов | ||||||
8. | Христос в русской поэзии и прозе. Образ Спасителя в русской лирике | 1 | Анализ текста | ||||||
Страсти Христовы и торжество Воскресения в литургической поэзии и в изображении русских поэтов и писателей | 1 | Работа в четверке | |||||||
10-11 | Новозаветная притча и ее литературные образы | 2 | Видеоурок | ||||||
12. | Притча о блудном сыне в творческом переосмыслении русских писателей | 1 | Работа в парах | ||||||
Образ Богородицы в русской литературе | 1 | Работа в четверке | |||||||
Образ Богородицы и Рождества Христова в русской поэзии и прозе | 1 | Анализ текстов | |||||||
Библейские образы в русской литературе конца XX – начала XXI веков | 1 | Лекция | |||||||
Песнопения иеромонаха Романа: традиции православного богослужебного творчества, древнерусской литературы и злободневность. | 1 | Литературная гостиная | |||||||
Художественная литература современных православных периодических изданий. | 1 | Ресурсный круг | |||||||
Раздел 2. Христианский сюжет в русской живописи. | |||||||||
Рождество Христово в русской живописи | 1 | Обсуждение репродукций | |||||||
Образ Христа, благословляющего детей. | 1 | Мини-исследования | |||||||
20-21 | Евангельские притчи в русской живописи. | 2 | Видеоурок | ||||||
Тайная вечеря или «отшествие Иуды». | 1 | Презентация | |||||||
Погребение Христа в русской живописи. | 1 | Презентация | |||||||
Пасха – Светлое Христово Воскресение в русской живописи. | 1 | Мини-проекты | |||||||
Троица в русской живописи. | 1 | Мини-проекты | |||||||
Репродукции картин К. Брюллова на религиозные сюжеты. | 1 | Лекция | |||||||
Раздел 3. Христианский сюжет в русской музыке | |||||||||
Псалтирь. Псалмы — музыкальные произведения малой формы, основанные на тексте Псалтири. | 1 | Работа с факсимильным изданием | |||||||
Жанр псалма сквозь призму истории и в творчестве композиторов XIX-ХХ веков. М.С. Березовский. | 1 | Работа в четверке | |||||||
Мастер духовного хорового концерта – Д.С. Бортнянский. | 1 | Работа в четверке | |||||||
Духовная музыка М.И. Глинки: опыт осмысления. | 1 | Музыкальная гостиная | |||||||
31-32 | Значение творчества Петра Ильича Чайковского в истории развития русской православной церковной музыки. | 2 | Мини-проекты | ||||||
«Я единственная, кто работает за роялем с Евангелием в руках». Мария Юдина. Духовная музыка в Советской России. | 1 | Творческий вечер | |||||||
Песни русского воскресения. Стихи и песни иеромонаха Романа (Матюшина). | 1 | Литературная гостиная | |||||||
Христианские мотивы в песнях современных исполнителей. | 1 | Работа в четверке | |||||||
Итоговое обобщающее занятие. | 1 | Круглый стол |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Истоки. Память и мудрость Отечества» составлена в соответствии:
- с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации";
- с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
- Программой развития МБОУ «СШ №16»;
- Программой воспитания обучающихся МБОУ «СШ №16»;
- Положением о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в МБОУ «СШ № 16»;
- Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- на основе авторской программы «Истоки» для 5 -11 классов общеобразовательной школы (авторы А.В. Камкин, И.А.Кузьмин).
Программа рассчитана на реализацию в течение 1 года (5 класс), на 36 часов.
Актуальность программы. Духовность и нравственность являются важнейшими базисными характеристиками личности. Духовность определяется как устремлённость личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания. Нравственность представляет собой совокупность общих принципов поведения людей по отношению друг к другу и обществу. В сочетании они составляют основу личности, где духовность является основой нравственности. В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость; ее, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения национальной безопасности страны.
Цель кружка «Истоки. Память и мудрость Отечества»
Кружок «Истоки» призван воспитывать чувства патриотизма, гражданственности, устойчивой и бескорыстной привязанности к Отечеству, малой Родине, семье, соотечественникам., формировать ориентацию школьников на базовые духовно-нравственные ценности российской культуры и на этой основе способствовать формированию у обучающихся собственной жизненной позиции
Задачи кружка «Истоки. Память и мудрость Отечества»
- дальнейшее обогащение полученных в начальной школе представлений, образов и понятий, связанных с социокультурными истоками;
- приобщение к глубинным (смысловым, нравственным, духовным) пластам выдающихся памятников – явлений отечественной материальной, художественной и духовной культуры;
- закрепление и развитие имеющегося у ребенка опыта многомерного восприятия действительности (рационального, образного, метафорического, духовного) и через этот опыт – ощущения укорененности в российской этнической и социокультурной среде;
- развитие интереса к самостоятельному поиску и осмыслению Истоков.
Учебный курс строится на принципах системно-деятельностного, рефлексивного, проблемно-ситуативного подходов, диалогического общения. Программа имеет комплексный характер.
Личностные и метапредметные результаты освоения программы:
Рабочая программа обеспечивает формирование личностных и метапредметных результатов в соответствии с ФГОС.
Личностные результаты:
- воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за ее историческое прошлое, усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- осознание обучающимися своей этнической принадлежности, ощущения укорененности в отечественной этносоциальной и этнокультурной среде, чувства родства этой среде, уважения и признательности наследию предков;
- осмысление духовно-нравственного и социокультурного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- укрепление социокультурного стержня личности, обогащение духовного и нравственного опыта обучающихся;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, религии, традициям; готовности и способности вести диалог;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в разнообразной деятельности;
- осознание значимости семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия отечественной культуры и творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели обучения, ставить для себя новые задачи в учебе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение планировать пути достижения целей, сознательно выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемым результатом, осуществлять контроль своей деятельности, корректировать действия в процессе работы;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений осознанного выбора;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения, умозаключения;
- смысловое чтение;
-умение организовывать сотрудничество со сверстниками и учителем, работать индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, владение монологической контекстной речью.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение.
Какой смысл может иметь слово «памятник». Каким образом памятники культуры свидетельствуют о наших истоках. Почему нужно уметь «читать» великие памятники прошлого.
Раздел 1. Соха и топор.
Основная идея: мудрая простота основных орудий труда российской аграрной цивилизации находилась в согласии с суровой природно-географической и климатической средой, формировала свою эстетику труда и устойчивую привязанность россиян к проверенным на многовековом опыте технологиям, общинности и артельности как важнейшим гарантам созидания и успеха.
Соха и топор как основные орудия труда российского крестьянина: их традиционное устройство, варианты конструкций, трудовые операции. Многофункциональность и универсальность сохи и топора. Приспособляемость к различной природной среде и материалу. Простота устройства и виртуозность трудовой технологии.
Труд пахаря и плотницкое дело определили устойчивый перечень престижных трудовых качеств человека: выносливость, наблюдательность, добросовестность. Безусловная опора на опыт предыдущих поколений, полное доверие ему – основа мастерства пахаря и плотника. Общины и артели – первичные сообщества российской цивилизации, осуществляющие передачу производственного опыта из поколения в поколение, хранители трудовой мудрости.
Освящение труда с сохой и топором. Эстетика (красота) труда. Соха и топор в народных обычаях. Соха и топор в фольклоре, их метафорическое восприятие.
Социокультурный ряд: опыт, мастерство, простота, мудрость, артель, община.
Дополнение к теме предусматривает развитие основной идеи при знакомстве с бороной как еще одним примером практичности и приспособляемости традиционных орудий труда; с деревянной церковью во имя Преображения на острове Кижи, в коей плотницкое мастерство достигло уровня высокого искусства; с былинным образом Микулы Селяниновича, где труд пахаря приравнен к богатырскому подвигу.
Раздел 2. Крестьянские хоромы.
Основная идея: в традиционном русском домостроительстве и домоустройстве наиболее ярко видны истоки народных представлений о семье как важнейшей ценности человеческого бытия и жизненном укладе, в основе которого должен быть иерархический порядок и лад между домочадцами и согласие с Богом.
Состав и конструктивные особенности крестьянских хором: изба, двор, сени, зимовка, подклет, хлев, поветь, сеновал, взвоз и др. Оптимальное объединение под одной крышей хозяйственных 1 и жилых помещений, функциональное распределение пространства крестьянского жилища по принципу: для каждого дела свое место - и для труда земного, и для труда души.
Основные черты этики семейно-бытовых отношений. Распределение обязанностей между поколениями, мужчинами и женщинами, родственниками по принципу: для каждого – свое дело, в доме лишних нет. Ответственность мужчины за достаток и защиту интересов семьи. Ответственность женщины за чистоту и порядок. Идеальная основа разумного домостроительства – лад с людьми и согласие с Богом.
Эстетика крестьянского жилища. Близость форм, материалов и сюжетов к природе. Чувство меры.
Изба – освященный мир (иконы, рисунки райских птиц и цветов, книги и т.п.). Дом как корабль спасения. Отражение трехчастности Вселенной в устройстве крестьянского дома. Традиционные мифологические взгляды, на жилище и его обитателей.
Социокультурный ряд: хоромы, мера, лад, согласие, освященный мир, разумное домоустроительство.
Дополнение к теме предусматривает развитие основной идеи посредством знакомства с топографией русской деревни, для которой была характерна разумная организация пространства и для каждого дела и праздника было свое место; со старинной традицией помочей, когда помощь нуждающемуся становилась трудом для рук, но праздником для души, согласием с совестью; с миром и волостью, существование которого было жизненной необходимостью для большинства россиян в прошлом.
Раздел 3. Соловки.
Основная идея: созданный и обустроенный на далекой северной окраине островной Соловецкий Спасо-Преображенский монастырь был как бы живым напоминанием о евангельском чуде преображения и тем самым придавил многовековому освоению огромных просторов России высокий духовный смысл.
Основные вехи в становлении Соловецкого монастыря. Преподобные Зосима, Савватий и Герман Соловецкие. Выдающаяся хозяйственная деятельность и духовное подвижничество игумена Филиппа, впоследствии митрополита Московского и всея Руси, священномученика. Участие в устроений Соловецкой обители вкладчиков, паломников и трудников со всей России. Общественное служение братии Соловецкого монастыря.
Храмы и постройки Соловецкого монастыря, крепостные стены, скиты, каналы, маяки, ботанический сад, дамбы, сухой док. Уникальный опыт разумного и бережного использования даров природы в экстремальных условиях Севера. Всероссийское значение духовной, хозяйственной и экологической практики Соловецкого монастыря.
Евангельская идея Преображения в истории Соловков: опыт заселения, освоения и преображения земель; опыт умирения и преображения моря-океана; опыт внутреннего преображения людей под воздействием соловецких святынь.
Социокулыпурный ряд: монастырь, скит, братия, паломники, умирание, преображение.
Дополнение к теме расширяет восприятие основной идеи, предлагая познакомиться с деятельностью русских землепроходцев и мореходов, не только разведывавших новые земли, но и включавших их в круг ценностей российской цивилизации; с отцами-пустынниками, напоминавшими об особой важности освоения и преображения своего внутреннего мира.
Раздел 4. Храм Покрова на Нерли.
Основная идея: храм на реке Нерли, первый на Руси храм во имя Покрова Божией Матери, стал символом той гармонии между миром духовным, природным и рукотворным, к которой, как к идеалу, стремилась изначально русская культура.
Храм во имя Покрова Божией Матери на Нерли (1165 г.) – древнейший памятник отечественного храмостроительства. Князь Андрей Боголюбский и духовный мир его эпохи.
Архитектурные особенности храма Покрова на Нерли: белый цвет, вертикально вытянутые формы, аркатурный пояс, белокаменные рельефы, гармония с окружающим ландшафтом.
Храм Покрова на Нерли и церковное предание о заступничестве Божией Матери. Праздник Покрова Божией Матери на Руси. Покров – символ гармонии мира земного и мира небесного.
Социокультурный ряд: гармония, мир природный, мир рукотворный. Покров.
Дополнение к теме предлагает расширить представление о гармонии мира природного и рукотворного через знакомство как с народными художественными промыслами (шемогодская береста), так и с благочестивыми обычаями (поморские кресты).
Раздел 5. Икона «Живоначальная Троица».
Основная идея: икона «Живоначальная Троица» творения преподобного Андрея Рублева, являясь одной из вершин русской иконописной традиции, указала на подобие земных идеалов согласия, любви и соборности основному догмату православия о Триедином Боге, на необходимость жертвенного подвига на пути к ним.
Иконопочитание в православной традиции. Правило иконописного образа: лики, предметы, детали, линии, композиция, цвет должны нести большой духовный смысл. Икона «Живо начальная Троица» творения преподобного Андрея Рублева – величайший памятник русского иконописания.
Сюжет иконы «Живоначальная Троица». Средства, которыми передается внешнее выражение сюжета: фигуры ангелов, престол с чашей, жезлы и троны, храм, дерево, гора, золотистый цвет и теплый свет.
Духовный смысл иконы «Живоначальная Троица». Средства, которыми передается внутреннее средоточие иконы: схожесть ангелов и единая устремленность жестов, состояние их общего раздумья, невидимые круги как символы завершенности и вечности (Нераздельность лиц Святой Троицы), различия в изображении ангелов и окружающих их символов (Неслиянность лиц Святой Троицы). Идея великой искупительной жертвы во имя спасения человечества. Икона «Живоначальная Троица» как зов к любви и единению на пути к горнему миру.
Социокультурный ряд: единство, нераздельность, неслиянность, неотмирность, горний мир.
Дополнение к теме состоит из трех сюжетов, развивающих идею духовного подвига; а рассказе «Святой» повествуется о преподобном Серафиме Саровском, чей путь подвижничества является уделом для избранных, но спасителен для тысяч людей; в рассказах же о паломничествах и обетах приводятся сведения о благочестивых обычаях, доступных для всех стремящихся к горнему миру.
Раздел 6. Московский Кремль.
Основная идея: Московский Кремль, уникальный ансамбль и хранилище отечественных реликвий, стал символом важнейших черт и идеалов российской государственности: патриотизма, державности, неразрывной связи земного Отечества с духовными идеалами, трепетного отношения к чести и достоинству России.
Московский Кремль – символ Российского государства.
Кремль как щит военный: крепостные стены, кремлевские башни, храм Архангела Михаила.
Кремль как щит духовный: храмы Соборной площади Кремля, колокольня «Иван Великий», чудотворные и намеленные иконы.
Кремль – центр государственности, резиденция главы государства. Кремлевские дворцы и сооружения, призванные свидетельствовать о достоинстве России. Исторические и современные государственные регалии: шапка Мономаха, царские и императорские короны, двуглавый орел, герб, держава, скипетр. Символика регалий. Идея власти по Вере и Правде. Орден «За заслуги перед Отечеством»
Кремль – хранитель славной истории и достижений культуры России. Георгиевский зал Большого Кремлевского дворца. Оружейная палата.
Социокультурный ряд: щит военный, щит духовный. Вера и Правда, государственные регалии, резиденция главы государства
Дополнение к теме обогащает представления о государственности России через восприятие символики старинного российского герба, показывает подлинный смысл государственного служения (сюжет об ордене) и расширяет знания о кремлевских реликвиях (царь-пушка и царь-колокол).
Раздел 7. Летописи.
Основная идея: древнерусская историческая и летописная литература оставила нам свой неповторимый взгляд на смысл происходящих событий, сердцевиной которого стало убеждение в предопределенности истории, ее поучительности для новых поколений.
Старинные летописи – наше национальное достояние.
Летописец Нестор и составление «Повести временных лет». Идеи летописей: единство рода человеческого, древнее происхождение славянского народа, убеждение, что через историю вершится воля Божия. Патриотизм – подвиг по имя Отечества, особая добродетель, Летописи общерусские и летописи местные.
Как писали и украшали летописи. Древние летописи – бесценные памятники отечественной культуры. Летописные миниатюры – «окно в исчезнувший мир». Лицевой свод эпохи Ивана Грозного.
«Сказание», «Житие», «Слово» – младшие братья летописей. Древнерусские книжники. Книжная мудрость как путь к знанию о главном.
Социокультурный ряд: летопись, житие, сказание, слово, книжная мудрость, добродетель, патриотизм.
Дополнение к теме призвано показать различные пути тяготения к познанию истории – через вековые традиции книговладения в народной среде (Деревенские книжники), посредством сохранения в устной фольклорной традиции былин, а также через разнообразные формы закрепления исторической памяти.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Формы обучения | Дата проведения | |||||
план. | факт. | ||||||||
1 | Вводное занятие. Наши истоки. | 1 | Круглый стол | ||||||
Соха и топор | |||||||||
2 | Соха и топор. | 1 | Работа в паре. | ||||||
3 | Куда соха и топор вместе ходили? | 1 | Урок-путешествие | ||||||
4 | Чему соха и топор человека учили. | 1 | Работа в паре | ||||||
5 | Соха и топор как чудеса России. | 1 | Работа в паре | ||||||
Крестьянские хоромы | |||||||||
6 | Cостав крестьянских хором | 1 | Презентация, обсуждение | ||||||
7 | И тесен дом, да просторен он. | 1 | Работа в паре. Ресурсный круг. | ||||||
8 | Домашний лад и порядок. | 1 | Дискуссия | ||||||
9 | Крестьянские хоромы – чудо России. | 1 | Выполнение макетов | ||||||
10 | Деревянный дом и деревянный храм | 1 | Защита проектов | ||||||
Соловки | |||||||||
11 | Соловецкий монастырь. | 1 | Работа в четверке | ||||||
12 | Этапы жизни Соловецкого монастыря | 1 | Работа в четверке | ||||||
13 | Путешествие в Соловецкий монастырь. | 1 | Урок-путешествие | ||||||
14 | Чудо Преображения. | 1 | Видеоурок | ||||||
15 | Соловецкий монастырь – чудо России. | 1 | Работа в четверке | ||||||
Храм Покрова на Нерли | |||||||||
16 | Когда я бываю в храме | 1 | Ресурсный круг | ||||||
17 | Покров Пресвятой Богородицы | 1 | Работа в четверке | ||||||
18 | На святом месте. | 1 | Мнемотехника | ||||||
19 | Храм Покрова на Нерли – символ гармонии. | 1 | Работа с макетом | ||||||
20 | Храм Покрова на Нерли – одно из чудес России. | 1 | Видеоурок | ||||||
21 | Экскурсия в храм Покрова Пресвятой Богородицы города Смоленска | 1 | Экскурсия | ||||||
Икона «Живоначальная Троица» | |||||||||
22 | Икона «Живоначальная Троица». | 1 | Презентация | ||||||
23 | Путешествие в мир иконы. | 1 | Работа в четверке | ||||||
24 | Звенящие краски иконы. | 1 | Работа в четверке | ||||||
25 | Нераздельность и неслиянность лиц Святой Троицы. | 1 | Работа в четверке | ||||||
26 | Троица как одно из чудес России | 1 | Видеоурок | ||||||
Московский Кремль | |||||||||
27 | Щит военный, щит духовный. | 1 | Работа в четверке | ||||||
28 | Сооружения и соборы Московского Кремля. | 1 | Работа в четверке | ||||||
29 | Кремль – центр государства. | 1 | Работа в четверке | ||||||
30 | Хранитель истории, доблести и славы. | 1 | Мнемотехника. | ||||||
31 | Московский Кремль – одно из чудес России. | 1 | Ресурсный круг. | ||||||
Летописи | |||||||||
32 | Первые летописцы и первые летописи. | 1 | Работа в четверке | ||||||
33 | Как писали и украшали летописи. | 1 | Мнемотехника | ||||||
34 | Преподобный Нестор и его летописи. | 1 | Работа в четверке | ||||||
35 | Летописи – чудо России. | 1 | Работа с факсимильными изданиями древних книг | ||||||
36 | Обобщающее занятие. | 1 | Круглый стол |