Моим студентам
Здесь будет расположена информация для студентов
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методические указания для самостоятельной внеаудиторной работы №1
Тема: Творчество А.Н.Островского
Дисциплина: Литература
Преподаватель: Пономарева И.А.
Цель работы: знакомство с историко-литературными материалами по данной теме;
формирование навыков работы с критической литературой;
развитие самостоятельности при формулировке и обосновании своей точки
зрения.
В ходе выполнения работы студенты должны:
А) знать: основные положения критических статей.
Б) уметь: выделять главное;
формулировать и обосновывать свою точку зрения.
Задание
Сюжет драмы А.Н.Островского «Гроза» вкратце заключается в следующем: Катерина, главная героиня пьесы, изменяет своему мужу, а потом, угнетаемая чувством вины и религиозным страхом, публично признается в своей измене; в наказание Катерину заточают дома, где ее жизнь становится невыносимой, и она убивает себя. Что же предопределило такой трагический финал?
Сравните три оценки, которые были даны Катерине литературной критикой того времени.
I Для того чтобы выполнить эту работу, выпишите из критических статей главные, с вашей точки зрения, слова, использованные их авторами для характеристики Катерины.
А.М.Пальховский «Гроза», драма А.Н.Островского | Н.А.Добролюбов «Луч света в темном царстве» | Д.И.Писарев «Мотивы русской драмы» |
А.М.Пальховский. «Гроза», драма А.Н.Островского
В Катерине, как женщине неразвитой, нет сознания долга, нравственных обязанностей, нет развитого чувства человеческого достоинства и страха запятнать его каким-нибудь безнравственным поступком: в ней есть только боязнь греха, страх дьявола, ее пугает только ад кромешный, геенна огненная: в ней есть мистицизм, но нет нравственности. И она, по нашему мнению, только этим и отличается от своей золовки, Варвары, в которой нет уже ни мистицизма, ни нравственности, и которая преспокойно прогуливает себе ночи с конторщиком Ваней Кудряшом, не боясь ни унизить своего человеческого достоинства, ни попасть в геенну огненную. Личность Катерины с первого раза располагает к себе зрителя, - но только с первого раза, пока в нее не вдумаешься: она заслуживает не сочувствия, а только сострадания, как заслуживают его эпилептики, слепые, хромые: жалеть их можно, стараться пособить им – должно, но сочувствовать их эпилепсии, слепоте и хромоте – уж никак нельзя: это было бы безумием. Не будь у Катерины тещи (свекрови) – бабы-яги, она не завела бы интриги с Борисом и провела бы жизнь с Тишей, который, как нам кажется, в тысячу раз и умнее и нравственнее пошлого Бориса. Но у нее теща – леди Макбет – и она десять ночей прогуливает с возлюбленным, позабыв на это время и о страшном суде и о геенне огненной. Но вот возвращается муж – и страх содеянного греха начинает мучить Катерину. Не обуяй ее такой мистицизм, она бы вышла как-нибудь из своего затруднительного положения (в особенности с помощью Варвары, которая бой-девка – проведет и выведет), - но мистицизм уж слишком одолел ее – и она не знает, что ей делать: мысль о содеянном грехе преследует ее на каждом шагу. А тут подвернись еще гроза, которая загоняет ее в какой-то грот, а в гроте-то на стенах картины страшного суда и геенны огненной – ну, все и кончено. Катерина бух мужу в ноги, да и ну каяться – и покаялась во всем, да еще при всем честном народе, который тоже забежал сюда укрыться от дождя.
Что за эти последовало, догадаться нетрудно: Катерина убежала из дому, обратилась было к Борису, чтоб тот взял ее с собой (его дядя за любовные проделки посылает в Сибирь), но Борис – пошляк страшнейший – отвечал ей на это, что дяденька не велит. И осталось несчастной женщине любое из двух: или воротиться к теще на вечное мучение и страду или броситься в Волгу. Мистицизм и тут помог ей: она бросилась в Волгу… Несмотря, однако, на такой трагический конец, Катерина – повторяем – все-таки не возбуждает сочувствия у зрителя, - потому что сочувствовать-то нечему: не было в ее поступках ничего разумного, ничего человеческого: полюбила она Бориса ни с того ни с сего, изменила мужу (который так полно, так благородно доверял ей, что прощаясь с ней, ему даже трудно было выговорить строгое приказание матери, чтоб она не засматривалась на чужих молодцов) – ни с того ни с сего, покаялась – ни с того ни с сего, в реку бросилась – тоже ни с того ни с сего. Вот почему Катерина никак не может быть героиней драмы; но зато она служит превосходным сюжетом для сатиры. Конечно, разражаться громом против Катерин – нечего: они не виноваты в том, что сделала из них среда, в которую еще до сих пор не проник ни один луч света; но зато тем более нужно разражаться против среды, где нет ни религии (мистицизм – не религия), ни нравственности, ни человечности, где все пошло и грубо и ведет к одним лишь пошлым результатам.
1859г.
Н.А.Добролюбов «Луч света в темном царстве».
...Прежде всего вас поражает необыкновенная своеобразность этого характера. Ничего нет в нем внешнего, чужого, а все выходит как-то изнутри его; всякое впечатление перерабатывается в нем и затем срастается с ним органически. Это мы видим, например, в простодушном рассказе Катерины о своем детском возрасте и о жизни в доме ее матери. Оказывается, что воспитание и молодая жизнь ничего не дали ей: в доме ее матери было то же, что и у Кабановых, - ходили в церковь, шили золотом по бархату, слушали рассказы странниц, обедали, гуляли по саду, опять беседовали с богомолками и сами молились… Выслушав рассказ Катерины, Варвара, сестра ее мужа, с удивлением замечает: «Да ведь и у нас то же самое». Но разница определяется Катериной очень быстро в пяти словах: «Да здесь все как будто из-под неволи!» И дальнейший разговор показывает, что во всей этой внешности, которая так обыденна у нас повсюду, Катерина умела находить свой особенный смысл, применять ее к своим потребностям и стремлениям, пока не налегла на нее тяжелая рука Кабанихи. Катерина вовсе не принадлежит к буйным характерам, никогда не довольным, любящим разрушать во что бы то ни стало. Напротив, это характер по преимуществу созидающий, любящий, идеальный. Вот почему она старается все осмыслить и облагородить в своем воображении. Всякий внешний диссонанс она старается согласить с гармонией своей души, всякий недостаток покрывает из полноты своих внутренних сил. Грубые, северные рассказы и бессмысленные бредни странниц превращаются у ней в золотые, поэтические сны воображения, не устрашающие, а ясные, добрые. Бедны ее образы, потому что материалы, представляемые ей действительностью, так однообразны; но и с этими скудными средствами ее воображение работает неутомимо и уносит ее в новый мир, тихий и светлый. Не обряды занимают ее в церкви: она совсем не слышит, что там поют и читают; у ней в душе иная музыка, иные видения, для нее служба кончается неприметно, как будто в одну секунду. Ее занимают деревья, странно нарисованные на образах, и она воображает себе целую страну садов, где все такие деревья, и все это цветет, благоухает, все полно райского пения. А то увидит она в солнечный день, как «из купола светлый столб вниз идет, и в этом столбе ходит дым, точно облака», - и вот она уже видит, «будто ангелы в этом столбе летают и поют». Иногда представится ей – отчего бы и ей не летать? И когда на горе стоит, то так ее и тянет лететь: вот так бы разбежалась, подняла руки, да и полетела. Она странная, сумасбродная с точки зрения окружающих; но это потому, что она никак не может принять в себя их воззрения и наклонностей. Она берет от них материалы, потому что иначе взять их неоткуда; но не берет выводов, а ищет их сама, и часто приходит вовсе не к тому, на чем успокаиваются они. Подобное отношение к внешним впечатлениям мы замечаем в другой среде, в людях, по своему воспитанию привыкших к отвлеченным рассуждениям и умеющих анализировать свои чувства. Вся разница в том, что у Катерины, как личности непосредственной, живой, все делается по влечению натуры, без отчетливого сознания, а у людей развитых теоретически и сильных умом – главную роль играет логика и анализ. <...>
…Детская горячность сохранилась в Катерине; только вместе с общей возмужалостью прибавилась в ней и сила выдерживать впечатления и господствовать над ними. Взрослая Катерина, поставленная в необходимость терпеть обиды, находит в себе силы долго переносить их, без напрасных жалоб, полусопротивлений и всяких шумных выходок. Она терпит до тех пор, пока не заговорит в ней какой-нибудь интерес, особенно близкий ее сердцу и законный в ее глазах, пока не оскорблено будет такое требование ее натуры, без удовлетворения которого она не может оставаться спокойною. Тогда она уж ни на что не посмотрит. Она не будет прибегать к дипломатическим уловкам, к обманам и плутням, - не такова она. Если уж нужно непременно обманывать, так она лучше постарается перемочь себя. <...>
Катерина, напротив, может быть уподоблена большой многоводной реке: она течет, как требует ее природное свойство; характер ее течения изменяется сообразно с местностью, через которую она проходит, но течение ее не останавливается; ровное дно, хорошее – она течет спокойно, камни большие встретились – она через них перескакивает, обрыв – льется каскадом, запружают ее – она бушует и прорывается в другом месте. Не потому бурлит она, чтобы воде вдруг захотелось пошуметь или рассердиться на препятствия, а просто потому, что это ей необходимо для выполнения ее естественных требований – для дальнейшего течения. Так и в том характере, который воспроизведен нам Островским: мы знаем, что он выдержит себя, несмотря ни на какие препятствия; а когда сил не хватит, то погибнет, но не изменит себе.
1860
Д.И.Писарев. Мотивы русской драмы
… Драма Островского «Гроза» вызвала со стороны Добролюбова критическую статью под заглавием «Луч света в темном царстве». Эта статья была ошибкою со стороны Добролюбова; он увлекся симпатией к характеру Катерины и принял ее личность за светлое явление. Подробный анализ этого характера покажет нашим читателям, что взгляд Добролюбова в этом случае неверен и что ни одно светлое явление не может ни возникнуть, ни сложиться в «темном царстве» патриархальной русской семьи, выведенной на сцену в драме Островского.
<...> В каждом из поступков Катерины можно отыскать привлекательную сторону; Добролюбов отыскал эти стороны сложил их вместе, составил из них идеальный образ, увидал вследствие этого «луч света в темном царстве» и, как человек, полный любви, обрадовался этому лучу чистою и святою радостью гражданина и поэта. Если бы он не поддался этой радости, если бы он на одну минуту попробовал взглянуть спокойно и внимательно на свою драгоценную находку, то в его уме тотчас родился бы самый простой вопрос, который немедленно привел бы за собою полное разрушение привлекательной иллюзии. Добролюбов спросил бы самого себя: как мог сложиться этот светлый образ? Чтобы ответить на этот вопрос, он проследил бы жизнь Катерины с самого детства, тем более что Островский дает на это некоторые материалы; он увидел бы, что воспитание и жизнь не могли дать Катерине ни твердого характера, ни развитого ума; тогда он еще раз взглянул бы на те факты, в которых ему бросилась в глаза одна привлекательная сторона, и тут вся личность Катерины представилась бы ему в совершенно другом свете.
<...> Вся жизнь Катерины состоит из постоянных внутренних противоречий; она ежеминутно кидается из одной крайности в другую; она сегодня раскаивается в том, что делала вчера, и между тем сама не знает, что будет делать завтра; она на каждом шагу путает и свою собственную жизнь и жизнь других людей; наконец, перепутавши все, что было у нее под руками, она разрубает затянувшиеся узлы самым глупым средством, самоубийством, да еще таким самоубийством, которое является совершенно неожиданно для нее самой. Эстетики не могли не заметить того, что бросается в глаза во всем поведении Катерины; противоречия и нелепости слишком очевидны, но зато их можно назвать красивым именем; можно сказать, что в них выражается страстная, нежная и искренняя натура. Страстность, нежность, искренность – все это очень хорошие свойства, по крайней мере все это очень красивые слова, а так как главное дело заключается в словах, то и нет резона, чтобы не объявить Катерину светлым явлением и не прийти в восторг. <...> Эстетики подводят Катерину под известную мерку, и я вовсе не намерен доказывать, что Катерина подходит под эту мерку; Катерина-то подходит, да мерка-то никуда не годится, и все основания, на которых стоит эта мерка, тоже никуда не годятся; все это должно быть совершенно переделано…
II Чья точка зрения на образ Катерины вам ближе? Ответьте на этот вопрос письменно, используя выписанные ранее слова.
Предварительный просмотр:
Методические указания к самостоятельной внеаудиторной работе № 3
Тема: Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»
Дисциплина: Литература
Преподаватель: Пономарева И.А.
Цель работы: познакомиться с поэмой Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»;
сформировать знания по основным образам поэмы;
раскрыть проблему счастья в поэме.
В ходе работы студенты должны:
А) знать: содержание поэмы;
характеристику основных образов.
Б) уметь: составить рассказ об основных образах поэмы;
определять тематику и проблематику поэмы;
систематизировать учебный материал.
Проблему счастья так или иначе затрагивали все писатели и поэты XIX века. Н.А.Некрасов вынес эту проблему в заглавие своей поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Ответ на этот вопрос имеет и для писателя, и для нас не только конкретно-историческое значение, то есть кто был счастлив на Руси, а и общечеловеческое значение: что нужно человеку для счастья. Некрасов задумал поэму как народную книгу, как эпопею, то есть художественное произведение, изображающее целую эпоху в жизни народа. Он много думал над этим произведением, надеясь создать в нем книгу полезную, понятную народу и правдивую. В эту книгу должен был войти весь опыт, данный Николаю Алексеевичу изучением народа, все сведения о нем, накопленные по «словечку в течение двадцати лет». Поэт начал работу в 1863 году и работал над поэмой до самой смерти. Будучи смертельно больным, он жалел, что не закончил свое главное произведение.
Тема: поэма о жизни русской деревни до и после реформы 1861 года
Жанр: поэма-эпопея
Проблемы: счастья, положения народа, положения русской женщины, роли разночинной интеллигенции.
Поэтическое сознание народа было воспитано на сказке, песне, легенде, загадке, пословице. Издавна они содержали в себе проблему поиска счастья человеком, поиска правды. Поэтому Некрасов начинает свою поэму со сказочного зачина, пролога, в котором объясняет, о чем пойдет речь в поэме. Мужики отправляются в путь за правдой, за ответом на вопрос: «Кому живется весело, вольготно на Руси».
Задание
Прочитайте предложенные в таблице главы из поэмы «Кому на Руси жить хорошо», заполните таблицу.
Ответьте на вопрос: нашли ли мужики-правдоискатели счастливого?
кто из героев, по мысли Некрасова, является счастливым и почему?
Группы героев | Имя | Глава | Основные эпизоды | Черты характера | Цитаты |
Крестьяне |
4)Савелий | На протяжении всей поэмы «Пьяная ночь» «Крестьянка» «Крестьянка» | |||
Господствующие классы: Поп Помещик | Гаврило Афанасьевич Оболт-Оболдуев | «Поп» «Помещик» | |||
Народные заступники | Ермило Гирин | «Счастливые» | |||
Революционная интеллигенция | Григорий Добросклонов | «Пир – на весь мир» |
Предварительный просмотр:
Методические указания для самостоятельной внеаудиторной работы № 3
Тема: Библейские образы в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»
Дисциплина: Литература
Преподаватель: Пономарева И.А.
Цель работы:
познакомиться с библейскими главами романа «Мастер и Маргарита»;
выявить специфику булгаковской интерпретации библейского сюжета;
очертить круг философских и этических проблем, поднятых в романе
В результате выполнения работы студенты должны:
А) знать: содержание романа
Б) уметь: давать характеристику образа Иешуа Га-Ноцри;
сравнивать библейского Иисуса и Иешуа;
формулировать философские и этические проблемы, поднятые романе
- В романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» важнейшее место занимает полемика двух повествований: Евангелия и романа, который пишет главный герой – Мастер.
Образ Иисуса Христа как идеал нравственного совершенства неизменно привлекал многих писателей и художников. Одни из них придерживались традиций канонической трактовки, основанной на четырех Евангелиях и апостольских посланиях, другие тяготели к апокрифическим сюжетам. По второму пути пошел М.А.Булгаков. Это обращение обусловлено сознательным и резким неприятием канонической новозаветной традиции. Не случайно глава, в которой Воланд начинает рассказывать роман Мастера, в черновых вариантах имела заглавия «Евангелие от Дьявола» «Евангелие от Воланда».
Задание:
Сопоставьте содержание ершалаимских глав романа с их библейским первоисточником. Выявите сюжетные отличия. Заполните таблицу.
Библейские образы в романе «Мастер и Маргарита»
Иисус | Иешуа |
1. Иисус родился в семье простого плотника Иосифа, принадлежащего к роду царя Давида. Мать его , дева Мария, зачала его от бога, оставаясь девственницей. Благую весть о рождении сына принес ей ангел Гавриил, сказав: «… и родишь ты сына, и наречешь ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется сыном всевышнего, и даст ему господь бог престола Давида». | |
2. Иисус прибывает в Иерусалим, где должен принять страдания и смерть, в сопровождении учеников, верхом на осле. Его сопровождала толпа народа. Люди славили Иисуса и приветствовали его как сына Давида. | |
3. Как только Иисус оказался в Иерусалиме, он сразу направился в храм, во дворе которого шла частная торговля. Он прогнал торговцев и меновщиков, говоря при этом: « Мой дом домом молитвы наречется, а вы сделали его вертепом разбойников» Проповеди свои он обращает против храмовой власти, предрекая конец света, страшный суд. В то же время он говорит о добре, справедливости, о тех заповедях, которые изложены в Нагорной проповеди. | |
4. Евангелисты много говорят о чудесах и исцелениях, которые творит Иисус. Так, например, стоило людям прикоснуться к его одежде или помазать больное место его слюной, и они тут же излечивались. | |
5. Иисус появляется в Иерусалиме, чтобы принять страдания и смерть, чтобы принести себя в жертву за грехи людей и создать новую религию. Таким образом, никакие силы не могли его убить, пока он сам не пожелал этого. Он понимал причину своей смерти. | |
6. Иисус был распят на кресте. На казнь его провожала толпа народа, которая плакала и рыдала о нем. Иисус обратился к ним со словами: « Не плачьте обо мне, но плачьте о себе и о детях ваших». | |
7. «Иисус» происходит от греческой формы «Иешуа», что значит «Господь спасает». «Христос» происходит от греческого перевода слова «Мессия», что означает «помазанник», включающее в себя одновременно должность царя и священника. |
Задание:
Письменно ответьте на вопрос: «В чем, по-вашему, смысл такой интерпретации Евангелия?».
Предварительный просмотр:
Внеаудиторная самостоятельная работа по русскому языку
«Лексические нормы»
Лексические нормы русского литературного языка — это правила использования слов в речи в соответствии с их лексическим значением и с учётом их лексической сочетаемости и стилистической окраски.
Правильно ли говорить: представить отпуск, телевидение в наше время играет большое значение, памятный сувенир?
На эти и подобные вопросы ответ дают лексические нормы русского литературного языка. Основным требованием лексических норм является употребление слов в соответствии с тем значением, которое им присуще. Это правило словоупотребления часто нарушается.
Примеры нарушения лексических норм русского литературного языка
- Неуместное употребление слов без учета их лексического значения или без учета их лексической сочетаемости
Частым нарушением лексических норм является употребление слов без учёта их лексического значения в речи тех носителей языка, которые не знают содержания слов, которые они используют, например:
Неправильно | Правильно |
Эти функции поручаются классному руководителю | Эти функции возлагаются на классного руководителя |
Необходимо повысить подготовку специалистов | Необходимо улучшить подготовку специалистов |
Бoльшая половина группы занимается в спортивных секциях | Более половины группы занимается в спортивных секциях |
Смешение паронимов
Нарушение лексических норм часто связано с тем, что говорящие или пишущие путают слова, близкие по звучанию, но различные по значению. Такие слова называются паронимами.Паронимы (от греч. para — «около» и onyma — «имя») — это слова, в большинстве случаев однокоренные, близкие по звучанию, но имеющие различные значения: адресант (отправитель) — адресат (получатель); эмигрант (выезжающий из страны) — иммигрант (въезжающий).Паронимами являются слова дипломатический и дипломатичный. Дипломатическим может быть то, что относится к дипломатии (дипломатическая почта); дипломатичным — что-то корректное, соответствующее этикету (дипломатичное поведение сторон).Типичной речевой ошибкой является путаница слов-паронимов представить и предоставить. Справка о болезни ребенка представляется в школу, новый учитель представляется классу, а вот возможность совершить учебную экскурсию предоставляется. Таким образом:
- представить — 1) дать, вручить, сообщить что-либо для ознакомления, осведомления; 2) показать, продемонстрировать что-то;
- предоставить — 1) дать возможность обладать, распоряжаться, пользоваться чем-либо; 2) дать возможность делать что-либо, поручить кому-либо исполнение какого-либо дела (см. список паронимов, данных в приложении 2).
Смешение паронимов часто приводит к искажению смысла: Густые заросли кустарника чередовались с вечными дубовыми рощами и березовыми лесочками (вместо вековыми).Смешение паронимов также свидетельствует о недостаточной речевой культуре говорящего: Он одел свитер (вместо надел).
Плеоназм
Другой распространённой лексической ошибкой является употребление плеоназмов (от греч. pleonasmos — «излишество») — словосочетаний, в которых одно из двух слов является лишним, потому что его значение совпадает со значением другого, рядом стоящего слова, например: памятный сувенир (сувенир — подарок на память), коренной абориген (абориген — коренной житель страны), необычный феномен (феномен — необычное явление). Запомните следующие плеонастические словосочетания и избегайте их употребления в речи:
монументальный памятникпериод временистрогое табумёртвый трупведущие лидерыглавный лейтмотивмоя автобиографиянародный фольклормимика лица и др.
Работа выполняется по вариантам:
1 вариант – цифры от 1 до 5
2 вариант - цифры от 6 до 10
3 вариант – цифры от 11 до 15
4 вариант – цифры от 16 до 20
5 вариант – цифры от 21 до 25
Студенты, чьи фамилии начинаются на А, Б, В, Г, Д, Е выполняют задания 1 варианта.
Студенты, чьи фамилии начинаются на Ё, Ж, З, И, К, Л выполняют задания 2 варианта.
Студенты, чьи фамилии начинаются на М, Н, О, П, Р выполняют задания 3 варианта.
Студенты, чьи фамилии начинаются на С, Т, У, Ф, Х, Ц выполняют задания 4 варианта.
Студенты, чьи фамилии начинаются на Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я выполняют задания 5 варианта.
ОБРАЗЕЦ ВЫПОЛНЕНИЯ:
НЕПРАВИЛЬНЫЙ вариант | ИСПРАВЛЕННЫЙ | |
Нарушение лексической сочетаемости | ||
Такой документ в обязательном порядке должен быть подвергнут гласности и обсуждению. | Предан гласности |
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ
НЕПРАВИЛЬНЫЙ вариант | ИСПРАВЛЕННЫЙ | |
Нарушение лексической сочетаемости | ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
Смешение синонимов | ||
1.Увидев своего прошлого хозяина, он подошёл к нему, чтобы поприветствовать. 2. Ударными темпами возвели хлебобулочный комбинат. 3.В любом случае выплаты по нему будут отложены на достаточно длинный срок. 4.Мы пришли к выводу, что кушать лучше наши продукты. 5.Примакова все сожалеют. | ||
6.Умный человек вряд ли будет обрекать своего ребёнка на нищенское проживание. 7.Бывшему парламентарию хорошо знакомо, как действительно готовятся…законы. 8.Будет расти роль локальной прессы. 9.Выделили мокрую комнатушку в Министерстве социальной защиты. 10.Обкладывать малый бизнес непомерными налогами. | ||
11.Изделие «501» поначалу было комбинезоном и имело коричневый окрас. 12.Благодаря оперативности милиции лжеповара ещё не успели никого накормить своими кулинарными опусами. 13.Пятнадцатилетие со дня пуска детского садика… 14.Как много их – отпрысков славной династии Крупновых… 15.Восьмой класс, к примеру, состоял подчистую из трудных. | ||
16.Бабочки различной расцветки… 17.Если у вас нет дачи, возьмите БАЛЬЗАМ БИТТНЕР с собой в путешествие. Он станет для вас надёжным попутчиком. 18.А то жаль нашего утраченного времени. 19.Сложно не уважать людей, которые на закате карьеры устраивают шоу подобного уровня. 20.За довольно приличную стоимость выкупил очки… | ||
21.Теперь уже сложно припомнить то время, когда зарплаты бюджетникам выплачивались вовремя. 22.Едва ли служаки той Фемиды понимали опасность распространения научного социализма. 23. Работу свою она делала весьма пристойно. 24.Школьный дневник четвёрками и пятёрками отражал линию правоты избранного родительского курса. 25.Население районов повязано родственными узами, землячеством. | ||
Смешение паронимов | ||
1.Установить дисбаланс… 2.Сейчас на войне к солдату бережливее стали относиться.. 3.В России главы семей, как известно, выбрасываются из окна только потому, что не могут прокормить своих ближних. 4.Обнажённая девушка сидела в ванной без воды. 5.Тереза вздохнула свежий запах зелени. | ||
6.Дисциплина на предприятии жестокая. 7.Приняли законодательство, резко ужесточающее контроль за банковской деятельностью. 8.В центре зрительского зала… 9.Рядом с золотыми обручальными кольцами супруги одевают серебряные. 10.Наши товары в красивой эффективной упаковке. | ||
11.Действительно, нет ничего безнаказаннее и эффективнее, чем разбить зеркальную витрину камнем, брошенным из толпы. 12.Плиткой выложена ванна, кухня, туалет. 13.Некоторые, усомнившись в правдивости деталей, потеряли веру к фильму в целом. 14.Не давайте страстям увлечь вас в конфликт. 15.Одним из гарантов сдачи экзамена является наличие лекций по прочитанной дисциплине. | ||
16.Строгое губернское указание, похоже, просто повиснет в воздухе. 17.Планируется высадить около пяти тысяч двухгодичных сосенок. 18.В центре зрительского зала… 19.Это была история романа командировочного большого начальника и телефонистки местной гостиницы. 20.У Нао была только шкура, которую он одел на себя. | ||
21.Бумага от объединения «Папирус» по несравненно низким ценам. 22.А почему это у тебя такие большие ушки? – спросил Майк Тайсон и облизался. 23.Вам даже лень предоставить по радио обзор свежего номера газеты. 24.Мнения на сей счёт разносторонние. 25.На стенде, как говорится, один рыбный хвост. |
Развёрнутые ответы на вопросы:
- Как лучше сказать: океанская рыба или океаническая рыба?
- Чем различаются слова благодарю и спасибо?
- Как пользоваться словами воспрещать, запрещать?
- Можно ли вручить цветы?
- Можно ли уважать грибной суп?
- Чем отличается в современном языке дипломник от дипломанта?
- Кто ест, а кто кушает?
- Как в форме повелительного наклонения звучит глагол ехать?
- Может ли спектакль быть жутко интересным?
- Когда говорят занять деньги, а когда одолжить деньги?
- Как лучше говорить: извините или простите?
- Когда празднуют именины, день рождения?
- Как спросить: «Кто последний?» или «Кто крайний?»
14. Может ли быть колер красного (или любого другого) цвета?
15. Можно ли внести в проект коррективы и поправки?
16. Может ли быть ностальгия , по хорошему кино, по духовности?
17.Когда надо оплатить, а когда заплатить?
18. Чем отличается подпись от росписи?
19. Когда подсказывают, а когда советуют?
20. Можно ли пошить себе платье?
21. Может ли слово прейскурант сочетаться со словом цена?
22. Можно ли встретиться в районе трёх часов?
23. Как надо сказать: передавайте привет или передайте привет?
24. Что прибавляет в стране товаров – импорт или экспорт?
25.Бывает ли местный абориген?