мои публикации

Осоргина Надежда Александровна

научные публикации

Скачать:


Предварительный просмотр:

Н.А. Осоргина

С.А. Калашникова,

воспитатели

МБДОУ детский сад «Колосок»

 с. Нижний Саянтуй,

Тарбагатайский район,

республика Бурятия

«МАНДАЛА, КАК ОДИН ИЗ МЕТОДОВ АРТ-ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

В современной России жизнь диктует человеку новые условия. Необходимо быть целеустремленным, активным, уверенным в себе, позитивным, иметь нестандартный подход к делу. Поэтому в новой системе образования перед дошкольными учреждениями стоит задача не только формировать у детей необходимые знания, умения, навыки, но и создавать условия для укрепления их психоэмоционального и физического здоровья, а также способствовать развитию творческих способностей ребенка. Поэтому одним из направлений в работе с детьми дошкольного возраста является использование арт- терапевтических технологий.  

Арт-терапия - совокупность методик, построенных на применении различных видов искусства в своеобразной символической форме и позволяющих, с помощью стимулирования креативных проявлений ребенка, осуществить коррекцию нарушений психосоматических и психоэмоциональных процессов.

Другими словами - это способ психологической помощи, основанный на использовании художественного творчества и игры, так как именно художественное творчество оказывает благотворное влияние на здоровье, а терапевтические техники и упражнения обладают диагностическим, лечебным, коррекционным, развивающим потенциалом. Таким образом, использование арт-терапевтического метода в педагогической профессиональной практике создает необходимые и достаточно органичные условия для развития ребенка, учитывая его возрастные особенности и возможности. 

В своей работе с детьми мы используем один из методов арт-терапии - это метод мандалы.

Слово «мандала» в переводе означает «круг». Формально мандала - это символическое круглое изображение, которое представляет собой как мир вне нас, который мы можем видеть (круг), так и невидимый мир (центр), который сокрыт внутри нас. По восточным верованиям мандала - это рисунок в круге, который обладает целительными свойствами и используется как инструмент для медитаций. Ведь именно рисование развивает зрительно-моторную координацию, согласует межполушарное взаимодействие, изо-терапевтические занятия способствуют развитию деятельности и самооценки детей.

Карл Густав Юнг был одним из первых европейских учёных, кто серьёзно изучал мандалы. Он пришёл к выводу, что метод мандалы – это путь к нашему центру, к открытию индивидуальности, что созерцание мандалы, ее рисование или другое воплощение служит совершенствованию душевной жизни человека, ее гармонизации, здоровью.

Секрет метода заключается в том, что при раскрашивании или создании мандал человек физически расслабляется, дыхание становится более глубоким и спокойным, раскрашивание замысловатых геометрических фигур имеет медитативный эффект. Вглядываясь в подобные рисунки, невольно поддаешься их магии, где повторяемая фрагментарность, асимметрия частей рождает ощущение гармонии, целостности и завершенности.

Но нас интересует не только арт-терапевтический аспект мандал, а еще и неисчерпаемый материал для решения педагогических задач. Так, в начале учебного года нами было замечено, что среди детей часто возникают конфликты, они дерутся, идя на поводу своих желаний не считаются с чувствами других, находятся в постоянном моторном и психологическом напряжении, часто отвлекаются, что мешает им сосредоточиться на учебной задаче. Психологическая диагностика, проведенная педагогом психологом выявила большой процент (по сравнению в целом по саду) тревожных детей, и детей с повышенной агрессивностью, к тому же есть дети застенчивые, которые тяжело идут на контакт с другими, есть те которые легко возбуждаются и им трудно успокоиться, есть ребенок с ЗПР. Актуальность данной проблемы обусловила выбор темы, поскольку арт-терапия, в частности мандала-терапия, наиболее подходит для работы с детьми в рамках профилактики и коррекции эмоциональной сферы дошкольника; способствует привлечению детей к активной продуктивно-познавательной деятельности способствующей формированию психических процессов; позволяет создать условия для эмоционального благополучия ребёнка. На наш взгляд мандала-терапия - это естественный и радостный способ улучшения эмоционального состояния, снятия напряжения, выражения чувств, который способствует развитию творчества, художественному и духовному самовыражению детей.

Применение техники мандала-терапии выбрано с учетом возрастных особенностей дошкольников, в нашем случае 5-6 лет: ведущая потребность в этом возрасте – потребность в общении и творческая активность; ведущая деятельность – сюжетно-ролевая игра; ведущая функция – воображение. Рисование, сочинение историй для ребенка – это тоже форма игры.

Творчество ребенка носит проективный характер. В процессе рисования, игры, сочинения историй дети непроизвольно получают возможность выразить свои чувства и эмоции, обозначить состояние своего внутреннего «Я», уменьшить тревожность, агрессивность, обрести уверенность в своих силах, получить положительные эмоциональные переживания, обучиться конструктивным навыкам общения и эффективным моделям поведения.

Часто дети не могут адекватно выразить свои эмоции, а также верно оценить эмоции окружающих, в том числе других детей. Все это мешает построить теплые, доброжелательные взаимоотношения. Использование мандалы может помочь импульсивным, тревожным детям стабилизировать эмоциональный фон, развить навыки саморегуляции, снять напряжение, выразить эмоции и чувства.

Согласно В.А. Аверину, в рамках данного возрастного этапа развития аффективное воображение направлено на изживание полученных психотравмирующих воздействий, путём многократного их варьирования в игре, рисовании и других видах продуктивной творческой деятельности. [1, с. 204]

Таким образом, мандала-терапия предоставляет детям неограниченные возможности для самовыражения и самореализации, ведь при создании, рисовании мандалы дети переносят свои внутренние состояния, свои эмоции и переживания из внутреннего мира наружу – в виде художественного образа. Поэтому то, что внутри, то и будет в мандале. Это как зеркало, отражающее происходящее внутри. И рисуя мандалу, дети переносят эмоций, которые бушуют у них внутри, трансформируя её в материальную частицу через цвет, форму и линию. В этом, наверное, и заключается один из важных терапевтических моментов – материализация, возможность выразить эмоции при этом в социально приемлемом формате.

В работе с детьми мы применяем различные виды мандала-терапии: Созерцание;

Раскрашивание готовых мандал (начиная от простых узоров, заканчивая более сложными);

Рисование мандал;

Выкладывание мандал их цветного песка, пуговиц, декоративных камней, природного материала, мозаики;

Данмала – мозаика из цветов и листьев (на прогулке).

Используем в работе упражнения, такие как: "Геометрическая мандала",       "Цветочная поляна", "Мандала настроения", "Придумай сказку" и др. Техника мандалы используется в сочетании с другими приемами арт-терапевтической работы, например, с музыкой, сказкотерапией и др.

Мандалы можно использовать во время занятий, в режимных моментах, в свободной деятельности. Работу можно организовывать как индивидуально, так и в группах. Существуют определенные правила работы при работе: выбор мандалы, материалы для работы и цветовую гамму ребенок выбирает самостоятельно, важно не вмешиваться в работу ребенка и не оценивать. После работы важно дать ребенку возможность придумать название своего волшебного круга, которое будет кодом к пониманию изображения, проговорить о своих чувствах, переживаниях, если у ребенка есть желание, можно помочь ему составить рассказ или сочинить сказку к получившейся мандале.

В процессе коррекционной работы были отмечены следующие положительные изменения в поведении детей:

‒ наличие позитивной динамики в умении дифференцировать, графически изображать основные эмоциональные состояния и выражать их социально приемлемыми способами;

‒ снижение негативных переживаний и деструктивных проявлений детей в контактах, таких как неуверенность, тревожность, обидчивость, агрессивность;

‒ повышение способности сотрудничать.

Примечательно, что наибольший интерес к рисованию и выкладыванию мандал проявляет ребенок, который чаще других обижал остальных детей, он стал более спокоен, стал чаще идти на контакт, помогать воспитателям и другим детям в ходе работы.

Таким образом, работа с мандалами оказывает не только коррекционное воздействие на личность ребенка, а еще способствует развитию речи детей дошкольного возраста. Работа с мандалой приносит детям радость, благоприятно сказывается на эмоциональном состоянии детей тревожных, расторможенных, импульсивных. Помогает полностью расслабиться и установить контакт с функциями правого полушария мозга, то есть с бессознательным. Этот вид работы очень полезен для дошкольников, поскольку у малышей правое полушарие играет ведущую роль. Для детей это дополнительный способ выразить свои эмоции. развивает внимательность, способствует развитию эмоционально-чувственного мира, развитию воображения, фантазии ребёнка, способствует снятию внутреннего напряжения. Мандала-терапия позволяет ребенку выразить свои чувства, проявить их и при этом не разрушить ни себя, ни окружающий его мир:

• научиться проявлять чувства в экологичной форме.

• научиться доверять себе и своим чувствам.

• слышать и чувствовать себя.

• выражать себя.

Дети с удовольствием раскрашивают раскраски мандалы, создают свои собственные. Дети стали более спокойными и уверенными, внимательными и чуткими друг к другу.

Список литературы:

  1. Аверин В.А. Психология детей и подростков. СПб.:Изд-во Михайлова В.А., 1998.- 379с.
  2. Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций: пособие для практических работников ДОУ. М.: Айри-пресс.
  3. Киселева М.В. Арт-терапия в психологическом консультировании: учебное пособие/ М.В. Киселева, В.А. Кулганоа. – СПб.: Речь, 2014. – 64с.
  4. Цайри А. «Мандала» альбомы. 1-я ч. для малышей, 2-я ч. от 8 лет. – Германия, Равенсбург, 2004.
  5. Шевченко М. Мандалы своими руками. – СПб: Питер, 2011. – 128с.

      Интернет-ресурсы:

Мандала// wikipedia.ru

О мандалах//smart-paradox.metdioz.ru/pub//32-1-0-299

http://www.детский-мир.net/Раскраски/38/651/5_0.html

https://amelica.com/раскраски-арт-терапия-скачать/



Предварительный просмотр:

«МАНДАЛА, КАК ОДИН ИЗ МЕТОДОВ АРТ-ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Осоргина Надежда Александровна

Кузнецова Надежда Александровна

воспитатели

МБДОУ детский сад «Колосок» с. Нижний Саянтуй,

Тарбагатайский район, республика Бурятия

Анисимова Екатерина Александровна

воспитатель

МБДОУ детский сад №29 «Искорка» г. Улан-Удэ

Аннотация: в статье обсуждается опыт использования мандала-терапии как метода психологической поддержки для детей дошкольного возраста. Процесс рисования и раскрашивания мандал помогает уменьшить негативные эмоции и деструктивное поведение детей, такие как неуверенность, тревожность, обидчивость и агрессия.

Ключевые слова: арт-терапия, мандала, самовыражение, психокоррекция, художественное творчество.

"MANDALA AS ONE OF THE METHODS OF ART THERAPY IN WORKING WITH PRESCHOOL CHILDREN"

Osorgina Nadezhda Alexandrovna

Kuznetsova Nadezhda Alexandrovna

Anisimova Ekaterina Alexandrovna

Abstract: the article discusses the experience of using mandala therapy as a method of psychological support for preschool children. The process of drawing and coloring mandalas helps to reduce negative emotions and destructive behavior of children, such as insecurity, anxiety, resentment and aggression.

Key words: art therapy, mandala, self-expression, psychocorrection, artistic creativity.

В современной России условия жизни требуют от человека быть активным, целеустремлённым и уверенным в себе. Задача дошкольных учреждений заключается не только в передаче знаний и навыков, но и в создании условий для развития психоэмоционального и физического здоровья детей, а также их творческих способностей. Поэтому арт-терапия становится важным направлением в работе с детьми дошкольного возраста.

Арт-терапия - совокупность методик, построенных на применении различных видов искусства в своеобразной символической форме и позволяющих, с помощью стимулирования креативных проявлений ребенка, осуществить коррекцию нарушений психосоматических и психоэмоциональных процессов.

Арт-терапия включает методы, использующие искусство как способ коррекции психоэмоциональных процессов. Одним из таких методов является мандала, что переводится как «круг». Мандала символизирует как внешний мир, так и внутренние состояния человека. Она становится инструментом для развития самооценки и гармонизации душевной жизни. В нашей работе мы заметили, что часто возникают конфликты между детьми, и мандала-терапия может стать эффективным решением для улучшения эмоционального состояния и привлечения детей к творческому самовыражению.

Так как мандала-терапия объединяет художественное творчество и игру, что при работе с детьми дошкольного возраста, создает необходимые и достаточно органичные условия для развития ребенка, учитывая его возрастные особенности и возможности. Художественное творчество оказывает благотворное влияние на эмоциональное состояние, а терапевтические техники и упражнения обладают диагностическим, лечебным, коррекционным, развивающим потенциалом.

Процесс рисования и раскрашивания мандал позволяет детям выразить свои чувства и эмоции, которые они, возможно, не могут сформулировать словами. Взаимодействие с цветами и формами помогает уменьшить уровень тревожности и стресса, создавая безопасное пространство для самовыражения. При этом дети учатся медитативным техникам, которые способствуют их эмоциональному и психологическому благополучию.

В ходе практических занятий с мандалами мы отмечаем, что дети становятся более уверенными в себе и проявляют больше интереса к взаимодействию с другими. Этот коллективный процесс создает атмосферу доверия и взаимопонимания, что способствует снижению конфликтов и улучшению социальной адаптации. Такие занятия могут быть полезны как в групповых, так и в индивидуальных формах работы.

Мандала-терапия открывает новые горизонты для внедрения арт-терапевтических методов в дошкольные учреждения. Способствуя не только эмоциональному развитию, но и развитию творческих способностей, такие занятия могут стать основой для формирования гармоничной личности. В итоге, мандала становится не просто художественной практикой, а мощным инструментом для роста и самосознания детей.

Карл Густав Юнг стал одним из пионеров среди европейских учёных в изучении мандал. Он сделал вывод, что мандала представляет собой путь к центру нашего существа и открытию уникальной индивидуальности. Созерцание, рисование или любое другое взаимодействие с мандалой способствует улучшению душевного состояния человека, открывает путь к его гармонизации и улучшению общего здоровья.

Ключевой аспект метода заключается в том, что процесс создания или раскрашивания мандал позволяет человеку достичь физического расслабления, углубить дыхание и обрести внутренний покой. Работая с увлекательными геометрическими формами, мы погружаемся в медитативное состояние. Рассматривая такие узоры, невольно ощущаешь их магию: повторяющаяся фрагментарность и асимметрия частей создают вкус гармонии, целостности и завершённости.

Однако нас интересует не только терапевтический аспект мандал, но и их значительный потенциал в решении педагогических задач. В начале учебного года мы заметили, что среди детей часто возникают конфликты, проявляющиеся в драках; они действуют импульсивно, игнорируя чувства окружающих, и пребывают в состоянии постоянного эмоционального и физического напряжения, что мешает им сосредоточиться на учебных задачах. Психологическая диагностика, проведённая специалистом, выявила высокий процент тревожных детей, а также детей с агрессивными проявлениями. Среди них были застенчивые дети, которым сложно устанавливать контакты, и такие, что легко возбуждаются и испытывают трудности в успокоении.

Актуальность данной проблемы определила выбор темы, так как арт-терапия, в частности, мандала-терапия, наиболее эффективно подходит для работы с детьми с целью профилактики и коррекции их эмоционального состояния. Этот подход привлекает детей к активной, познавательной деятельности, что способствует формированию психических процессов и созданию условий для их эмоционального комфорта. Мы считаем, что мандала-терапия является естественным и радостным способом улучшения эмоционального состояния, снятия напряжения и выражения чувств, а также способствует развитию творчества и независимого самовыражения.

Выбор метода мандала-терапии обусловлен возрастными особенностями дошкольников, в нашем случаи 5-6 лет, когда ведущими являются потребность в общении и творческая активность; сюжетно-ролевая игра занимает центральное место в их деятельности, а воображение ведёт основную функцию. Рисование и сочинение историй становятся для детей формой игры.

Творческие проявления ребёнка являются проективными. Во время рисования, игры и сочинения рассказов дети часто находят возможность выразить свои чувства и эмоции, обозначить своё внутреннее «Я», снизить уровень тревожности и агрессии, обрести уверенность и позитивные эмоциональные переживания, а также научиться эффективным моделям взаимодействия с окружающими.

Часто дети не могут передать свои эмоции адекватным образом и иногда неправильно оценивают чувства окружающих, в том числе сверстников. Это затрудняет создание тёплых и дружелюбных отношений. Использование мандал может стать инновационным подходом для импульсивных и тревожных детей, позволяя им стабилизировать своё эмоциональное состояние и развивать навыки саморегуляции.

Как указывает В.А. Аверин, на этом этапе развития у детей аффективное воображение направлено на лечение психотравм через повторное их переосмысление в игре, рисовании и других продуктивных формах творчества. Таким образом, мандала-терапия открывает область для самовыражения и самореализации, когда дети через создание мандал отображают внутренние чувства и переживания в художественной форме. То, что внутри, воплощается в мандале, как бы отражая внутренний мир. Рисуя мандалу, они отделяют свои подвижные эмоции и преобразуют их в цвете, форме и линиях. Это и есть один из важных терапевтических моментов — возможность выразить чувства в социально приемлемой форме.

В работе с детьми мы используем множество видов мандала-терапии: созерцание, раскрашивание как простых, так и более сложных узоров, рисование, создание мандал из цветного песка, пуговиц и других материалов. Также применяются различные упражнения, такие как «Геометрическая мандала», «Цветочная поляна», «Мандала настроения», «Придумай сказку» и другие. Техника мандала интегрируется с другими арт-терапевтическими методами, например, музыкальными и сказкотерапией.

Мандалы можно использовать как во время занятий, так и в свободной деятельности. Работу можно организовать как индивидуально, так и в группах, придерживаясь определённых правил.

В рамках групповых занятий мандала-терапии мы уделяем особое внимание созданию атмосферы доверия и поддержки. Дети, работающие над одной темой, могут обсуждать свои мандалы, делиться ощущениями и чувствами, что способствует развитию эмоционального интеллекта и социальных навыков. Такие взаимодействия позволяют детям научиться понимать друг друга, учитывать эмоции сверстников и формировать дружеские связи.

Кроме того, мы замечаем, что работает не только процесс создания мандал, но и ритуалы, связанные с ними. Например, перед началом рисования мы проводим короткие дыхательные упражнения, что помогает детям расслабиться и настроиться на творческий лад. Заканчивая занятие, часто проводим общее обсуждение, где каждый может рассказать о своей работе. Это создает чувство завершенности и удовлетворения от собственного творчества.

Анализ результатов показывает снижение уровня тревожности и агрессии среди участников. Дети становятся более открытыми, спокойными и внимательными. Мы также отмечаем положительные изменения в их учебной активности: сосредоточенность на занятиях, уменьшение конфликтости, что свидетельствует о значительной эффективности мандала-терапии как метода коррекции эмоционального состояния.

В рамках мандала-терапии мы также акцентируем внимание на индивидуальных особенностях каждого ребенка. Каждый участник имеет возможность выразить себя через цвет и форму, что позволяет не только раскрыть творческий потенциал, но и способствует самопознанию. Мы видим, как дети начинают осознавать свои эмоциональные состояния, а также находить способы их регулирования через художественное выражение.

Кроме того, взаимодействие в группе способствует формированию позитивного отношения к себе и к окружающим. Дети учатся принимать различия и уважать взгляды других, что является важным аспектом для развития их социальной компетентности. Обсуждение мандал становится площадкой для обмена мнениями, что развивает критическое мышление и коммуникативные навыки.

Мы также фиксируем, что регулярные занятия мандала-терапией укрепляют эмоциональные связи между детьми и приводят к созданию поддерживающей социальной среды. Эти аспекты способствуют не только индивидуальному развитию каждого ребенка, но и гармонизации группы в целом. Таким образом, мандала-терапия представляет собой мощный инструмент, способствующий как эмоциональному, так и социальному развитию детей. Дети с удовольствием раскрашивают раскраски мандалы, создают свои собственные. Дети стали более спокойными и уверенными, внимательными и чуткими друг к другу.

Список литературы

  1. Аверин В.А. Психология детей и подростков. СПб.:Изд-во Михайлова В.А., 1998.- 379с.
  2. Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций: пособие для практических работников ДОУ. М.: Айри-пресс.
  3. Киселева М.В. Арт-терапия в психологическом консультировании: учебное пособие/ М.В. Киселева, В.А. Кулганоа. – СПб.: Речь, 2014. – 64с.

© Н.А. Осоргина, Н.А. Кузнецова, Е.А. Анисимова, 2024