Моя образовательная программа "БЕЛАЯ ЛАДЬЯ"
Модифицированная образовательная программа "БЕЛАЯ ЛАДЬЯ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnaya_programma_belaya_ladya.doc | 137.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования Ханты-Мансийского района
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБУ ДО ХМР
____________Н.И. Фуртунэ
Приказ №______от___________
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Белая ладья»
(один год обучения)
Программу составил:
педагог дополнительного образования
Кошелева Анна Александровна
Луговской, 2015
Отдельный гений,
как показала история шахмат,
может вырасти и на краю света,
но сильное поколение появляется
только в шахматной стране.
Юрий Разуваев.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Шахматы живут и развиваются около двух тысячелетий. Их долголетию можно только позавидовать. Чем же они привлекательны? Прежде всего, тем, что, шахматы представляют человеку возможность творческого соревнования. Сегодня шахматы – это и игра, и наука, и спорт. Игра, имеющая огромный развивающий потенциал для детей. Наука как предмет изучения. Спорт – миллионов людей. Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, особенно тем из них, кто живет в сельских регионах, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. У ребят происходит расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации. Однако, цельной методики проведения шахматных занятий, с детьми начиная с 6-летнего возраста нет ни в России, ни в одной из зарубежных стран. А ведь именно игра в шахматы развивает навык самоорганизации, умение ориентироваться в быстро меняющейся ситуации, а также прививает чувство ответственности за принятое решение. Еще более важным в наше время является то, что с помощью шахмат человек может научиться держать себя в руках в самых разных жизненных ситуациях, поскольку в этой игре каждый имеет возможность, как почувствовать вкус победы, так и ощутить горечь поражения. Кроме того, шахматы учат противостоять психологическому давлению соперника. Именно этот опыт позволяет человеку безболезненно переносить любые жизненные испытания. Поэтому возникла необходимость в создании данной программы, которая ориентирована, на активное приобщение детей к интеллектуальной игре в шахматы и носит образовательный характер.
Актуальность программы продиктована требованиями времени. Формирование развитой личности – сложная задача, преподавание шахмат через структуру и содержание способно придать воспитанию и обучению активный целенаправленный характер.
Особенностью программы является ее индивидуальный подход к обучению ребенка. Он имеет два главных аспекта. Во-первых, воспитательное взаимодействие строится с каждым юным шахматистом с учетом личностных особенностей. Во-вторых, учитываются знания условий жизни каждого обучающегося, что важно в процессе обучения. Такой подход предполагает знание индивидуальности ребенка с включением сюда природных, физических и психических свойств личности.
Образовательная программа адаптирована к условиям МБУ ДО ХМР.
Новизна данной программы состоит в том, что предлагаемый начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций. В программе приводится примерный перечень различных дидактических игр и заданий, дается вариант примерного распределения программного материала, приводится перечень шахматных игр, а также шахматных дидактических игрушек, которые можно использовать в учебном процессе и сделать своими руками.
Социокультурная результативность: Многообразие деятельности при реализации данной программы расширит диапазон возможностей ребенка реализовать себя в настоящем будущем.
Практическая значимость: Программу «Белая ладья» могут использовать педагоги дополнительного образования, воспитатели детского сада для занятий в средних и старших группах.
Педагогическая целесообразность: Шахматы в раннем возрасте способствуют развитию у детей воображения, укрепляют их память и стимулируют самостоятельное мышление. Шахматы, прежде всего игра, помогающая школьнику к успешному постижению общеобразовательных школьных дисциплин, в первую очередь математического цикла.
Образовательной программой «Белая ладья» предусмотрено личностно- ориентированное обучение и игровые технологии.
Цель программы: Обучение игре в шахматы и развитие умственных способностей обучающихся через овладение общеразвивающими и спортивными навыками шахматной игры.
Задачи:
Обучающие:
- ознакомить с историей шахмат;
- познакомить с правилами игры;
- научить основным приемам шахматной игры;
- ознакомить с правилами проведения соревнований и правилами турнирного поведения.
Развивающие:
- развивать логическое мышление, память, внимание, воображение, изобретательность, познавательную активность;
- сохранять выдержку, критическое отношение к себе и сопернику.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к интеллектуальной игре; чувство ответственности за принятое решение, самостоятельность в суждениях.
Занятия по данной программе, при условии выполнения поставленных задач позволяют реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков – сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих обучающихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение дидактических сказок.
Программа рассчитана на 1 год, носит общеразвивающий характер, позволяющий освоить программу каждому обучающемуся.
Режим организации учебных занятий: занятия проводятся в 2 группах. Первая группа состоит из детей без первоначальных умений и навыков игры в шахматы и разделена на три подгруппы. В каждой подгруппе проходит два занятия два раза в неделю.
Вторая группа состоит из детей с начальным уровнем знаний шахматной игры и проходит три раза в неделю по два занятия.
Особенности набора детей в объединение: в объединение «Белая ладья» в первую группу приглашаются дети по желанию без первоначальных умений и навыков, во вторую группу входят дети с минимальной шахматной подготовкой.
Методы воспитания.
1. Методы по преимущественному источнику полученных знаний.
- Словесные;
- Наглядные;
- Практические;
- Показательные.
2. Методы по характеру мыслительной и познавательной активности.
- Репродуктивные, исполнительские;
- Объяснительно – иллюстративные, информационно – сообщающие;
- Убеждения, упражнения, личный пример.
Формы обучения.
- Традиционные.
- Занятия;
- Практикум;
- Творческое задание;
- Домашняя работа.
- Не традиционные.
- Соревнования, турниры.
В программе используются важнейшие принципы обучения:
- Принцип воспитывающего обучения. В ходе освоения детьми программы происходит осуществление воспитания через содержание, методы и организацию обучения.
- Принцип сознательности и активности. Изучение обучающимися любой программной темы предполагает проявление на занятиях мыслительной активности, что выражается в сознательном освоении учебного материала, осознание и понимание конкретных факторов, правил, сведений, терминов, понятий. Юный шахматист учится (в той или иной степени – это зависит от индивидуальных способностей) осознавать свои ошибки, понимать причины их возникновения. Самым важным является то, что все приобретённые знания, умения и навыки сразу же переносятся в практическую деятельность, проявляясь в турнирной борьбе.
- Принцип наглядности. При показе шахматной партии на демонстрационной доске, выделяются важнейшие моменты, привлекается к ним внимание ребят с целью осмысления ими связей между событиями на шахматной доске. На занятиях используется объяснение, а затем полученные представления закрепляются наглядными, конкретными примерами. Для этого показывается какая-либо типичная комбинация, технический приём и т.п., после чего обучающиеся самостоятельно выполняют аналогичные задания.
- Принцип систематичности и последовательности. В задачу обучения в соответствии с этим принципом входит связывание разрозненных знаний, представлений и понятий в единую, стройную систему. Содержание всех теоретических сведений программы обеспечивает последовательность накопления знаний, формирование умений и навыков.
- Принцип доступности. Этот принцип означает, что учебный материал должен соответствовать возрасту, индивидуальным особенностям, уровню подготовленности.
- Принцип прочности. Прочность знаний, умений и навыков обеспечивается повторением, закреплением учебного материала. В программе сформулированы контрольные вопросы по проверке знаний. Кроме того, этот принцип отражён в учебно-тематическом плане программы: “Турниры”, “Анализ партий”, “Конкурсы решения задач”, “Сеанс одновременной игры”.
Наиболее ярко принцип прочности проявляется при анализе партий. В этот момент можно повторить любой раздел программы, проверить знания, умения, навыки, напомнить содержание тех или иных шахматных понятий, подсказать способ их применения в конкретной шахматной позиции.
Обучение шахматной игре является сложным и трудоёмким процессом. Поэтому данная программа даёт возможность довести до сознания ребят то, что достижение спортивного успеха возможно только при настойчивости, трудолюбии, постоянной аналитической работе, а так же приобщить детей к творческому процессу, развивающему мыслительную деятельность.
Модель выпускника.
- Воспитанник должен знать:
- правила техники и безопасности при игре в шахматы и на соревнованиях;
- правила игры в шахматы;
- основные приемы шахматной игры.
- Воспитанник должен уметь:
- Играть в шахматы;
- Наладить контакт с партнером;
- Общаться с аудиторией;
- Играя думать и самостоятельно принимать решения;
- Принимать критику со стороны других людей;
- Правила техники и безопасности при игре в шахматы и на соревнованиях.
Прямыми критериями оценки результатов обучения служит:
- Успешное усвоение учебной программы работы;
- Участие в турнирах;
- Участие в районных и окружных соревнованиях.
Косвенными критериями оценки результатов обучения служит:
- Создание сплоченного коллектива объединения;
- Заинтересованность участников в выбранном виде деятельности;
- Развитие чувства ответственности и товарищества.
Периодичность и сроки аттестации обучающихся:
- Начальный этап – с 15 сентября по 25 сентября. Цель – начальное диагностирование, прогнозирование возможности (совместно с детьми) успешного обучения на данном этапе.
- Текущий этап – в течение учебного процесса.
- Промежуточный этап – декабрь. Цель – подведение промежуточных итогов обучения, оценка успешности продвижения обучающихся.
- Итоговый этап – апрель – май. Цель – анализ результатов обучения, оценка успешности усвоения учащимися образовательных программ.
Формы проведения аттестации.
Тестирование, творческие и самостоятельные исследовательские работы, спортивные соревнования, турниры,
Средства необходимые для реализации программы:
Учебный кабинет на 12 человек. Хорошее освещение. Столы, стулья по количеству детей. Шахматные доски – 6 штук, шахматные фигуры. Большая демонстрационная шахматная доска для объяснения детям задач.
Методическое обеспечение.
- Информационная и справочная литература о шахматах.
- Разработки карточек с заданиями.
- Оформление папки с информационными и дидактическими материалами по всем учебным темам.
- Разработки упражнений, физминутки.
- Литература о шахматах, журналы, брошюры, канцелярские товары для оформления наглядных пособий.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 группа (три подгруппы)
(Возраст детей 6-12лет)
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов | ||
Теорет. | Практич. | Всего | ||
1. | Вводное занятие. Легенда шахматной игры. Инструктаж по ТБ. | 1 | 1 | 2 |
2. | Шахматная доска. (поля, цвет, виды) | 4 | 4 | 8 |
3 | Шахматные фигуры. | 2 | 2 | 4 |
4. | Начальное положение. | 4 | 4 | 8 |
5. | Шахматная фигура. Ладья. | 4 | 4 | 8 |
6. | Шахматная фигура. Слон. | 4 | 4 | 8 |
7 | Шахматная доска. (Горизонталь, вертикаль, диагональ). | 2 | 2 | 4 |
7. | Шахматная фигура. Ферзь. | 3 | 3 | 6 |
8. | Шахматная фигура. Конь. | 5 | 5 | 10 |
9. | Шахматная фигура. Пешка. | 2 | 2 | 4 |
10. | Шахматная фигура. Король. | 4 | 4 | 8 |
11. | Шах. | 4 | 4 | 8 |
12. | Мат. | 4 | 4 | 8 |
13. | Ничья, пат. | 4 | 4 | 8 |
14. | Рокировка. | 2 | 2 | 4 |
15. | Шахматная партия. | 4 | 4 | 8 |
16. | Повторение программного материала. | 4 | 13 | 17 |
Турниры и соревнования | 5 | 16 | 21 | |
ИТОГО | 62 | 82 | 144ч. |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2 группа
(Возраст детей 6 - 13лет)
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов | ||
Теорет. | Практич. | Всего | ||
1. | Краткая история шахмат. Инструктаж по ТБ. | 1 | 1 | 2 |
2. | Повтор пройденного материала. | 8 | 10 | 18 |
3 | Шахматная нотация. | 5 | 8 | 13 |
4. | Ценность шахматных фигур. | 4 | 14 | 28 |
5. | Техника матования одинокого короля. | 4 | 10 | 14 |
6. | Достижение мата без жертвы материала. | 13 | 10 | 23 |
7. | Шахматная комбинация. | 18 | 30 | 48 |
8. | Повторение программного материала. | 5 | 15 | 20 |
9. | Практические занятия. | 5 | 15 | 20 |
Турниры и соревнования | 5 | 25 | 30 | |
ИТОГО | 47 | 97 | 216ч. |
1 группа (три подгруппы).
Цель: Научить воспитанников начальным навыкам игры в шахматы.
Основные понятия: шахматные фигуры, шахматная доска, мат, шах, пат, рокировка.
Форма занятия: Беседа, игра.
Творческая часть занятия: решение заданий и задач.
Подведение итогов: Опрос детей по теме.
Вводное занятие. Легенда шахматной игры. Инструктаж по ТБ. |
Шахматная доска. (поля, цвет, виды) |
Шахматные фигуры. |
Начальное положение. |
Ладья. |
Слон. |
Шахматная доска. (Горизонталь, вертикаль, диагональ). |
Ферзь. |
Конь. |
Пешка. |
Король. |
Шах. |
Мат. |
Ничья, пат. |
Рокировка. |
Шахматная партия. |
Повторение программного материала. |
Турниры и соревнования |
2 группа
Цель: Развить начальные навыки игры в шахматы.
Основные понятия: Шахматная нотация, техника матования.
Форма занятия: Беседа, игра.
Творческая часть занятия: Запись партий, решений заданий по теме.
Подведение итогов: Опрос детей по теме, демонстрация умений воспитанников.
Повтор пройденного материала. Инструктаж по ТБ. |
Краткая история шахмат. |
Шахматная нотация. |
Ценность шахматных фигур. |
Техника матования одинокого короля. |
Достижение мата без жертвы материала. |
Шахматная комбинация. |
Повторение программного материала. |
Практические занятия. |
Турниры и соревнования |
Методическая литература для педагога.
- Сухин И.Г. Шахматы, третий год, или Учусь и учу: Пособие для учителя., Обинск: Духовное возрождение, 2009. – 224с.
- Сухин И.Г. Шахматы, второй год, или Учусь и учу: Пособие для учителя., Обинск: Духовное возрождение, 2008. – 104с.
- Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя., Обинск: Духовное возрождение, 1999. – 120с.
- Эстрин Я.Б., Калиниченко Н.М. Шахматные дебюты. Полный курс. Москва, «Издательства «ФАИР», 2008г.
Учебно-познавательная литература для детей.
- Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для начальной школы, первый год обучения. В двух частях. Обинск: Духовное возрождение, 2009. – 88с.
- Сухин И.Г. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем: Учебник для начальной школы, второй год обучения. В двух частях. Обинск: Духовное возрождение, 2009. – 80с.
- Сухин И.Г. Шахматы, третий год, или Тайны королевской игры: Учебник для начальной школы, третий год обучения. В двух частях. Обинск: Духовное возрождение, 2008. – 80с.
- Шахматные окончания. Издательство под редакцией Ю.Л. Авербаха, Москва, издательство «Физкультура и спорт», 1991г.