Городской конкурс педагогического мастерства «Золотая астра»

Пчёлина Любовь Геннадьевна

Городской конкурс педагогического мастерства «Золотая астра» 2023 года

   

Приняла участие в городском конкурсе педагогического мастерства "Золотая астра - 2018", написала и отправила эссе.

Эссе

 

Творческое развитие студентов

 

         Мы живем в эпоху научно-технического прогресса. Наша жизнь становится все разнообразнее и сложнее. Она требует от человека подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации, адаптации к новым условиям, а так же творческого подхода к решению всех возможных проблем. Творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека.  Все культурные ценности, которые накопило человечество, являются результатом творческой деятельности людей. Движение человеческого общества вперед будет определяться творческим потенциалом молодого поколения. Развитие творческих способностей студентов сегодня является наиболее актуальным. Человек с высокоразвитыми творческими способностями более успешно адаптируется к социальной среде, проявляет большую активность при решении профессиональных задач, более уравновешен в эмоциональном отношении, проявляет заметно более высокую независимость в социальном взаимодействии с окружающими. От степени развития творческих способностей во многом зависит наше восприятие мира. Чем менее развиты в человеке эти способности, тем более он склонен к самоедству, постоянному недовольству собой и окружающими. Он сам подсознательно создает в себе барьеры к достижению поставленных задач, боится мыслить более масштабно, креативно и реализовывать смелые идеи. Под творчеством, креативностью, творческой деятельностью понимают своеобразие психических особенностей человека,  которые позволяют ему овладевать деятельностью и совершенствоваться в ней. Способность - это возможность мастерства в конкретном деле. Как только человек, начинает заниматься какой-либо деятельностью, его способности актуализируются, проявляются и развиваются. Способности человека позволяют ему заниматься творческой деятельностью. Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности. В современной жизни творческие способности помогают формировать личность, активную жизненную позицию, инициативность, ответственность, чувство долга, стремление к самоутверждению и самосовершенствованию. Сегодня в центре внимания педагогов-практиков находится обучение в сотрудничестве, исследовательская деятельность студентов и метод проектов. В основе этой деятельности лежит приобретение личностного и профессионального опыта в процессе обучения нестандартными средствами; развитие познавательных, творческих навыков студентов; выработка у ребят стремления и умения самостоятельно добывать, использовать новые знания; развитие критического мышления. Проект - это специально организованный преподавателем и самостоятельно выполняемый студентами комплекс действий, где они могут быть самостоятельными при принятии решения и ответственными за свой выбор и результат труда, создание творческого продукта. Основной  целью метода  проектов -  научить самостоятельному достижению намеченной цели, а также конструированию полученных знаний; научить предвидеть не большие проблемы, которые предстоит при этом  решить; сформировать умение ориентироваться в информационном пространстве: находить источники, из которых можно почерпнуть информацию; получить навыки обработки информации; сформировать навыки проведения исследований; сформировать навыки работы и делового общения в группе; сформировать навыки передачи и презентации полученных знаний и опыта. Через приобретаемый опыт происходит знакомство с профессией, с традициями и обычаями народов мира, с достижениями науки; достигается связь теории с практикой.

        Внеаудиторная самостоятельная работа включает в себя учебную, исследовательскую деятельность, творчество во всем его разнообразии, способность работать в команде, организаторские способности. В своей аудиторной и  внеаудиторной работе активно использую метод проектов. Опыт показал, что у обучающихся увеличивается интерес к учебной дисциплине, стремление добиться хороших результатов и углубить знания по предмету. Самыми распространенными формами деятельности моего труда во внеаудиторной работе являются подготовка и проведение конференций на медицинскую тематику, организация и проведение фестивалей английского языка, постановка сказок на английском языке, провожу интеллектуальные мозайки, викторины, олимпиады,  тематические классные часы в форме экскурсий, как реальных, так и заочных.  Все это способствует успешному обучению и вызывает интерес к знаниям.

В качестве примера хочу рассказать о  классном часе, в форме заочной экскурсии, по картинам Айвазовского. Классный час прошел в открытой дружеской обстановке. Сценарий был хорошо продуман, спланирован, добилась поставленных задач: студенты были активны, с огромным желанием каждый готовил свой материал и выступал. Обучающиеся углубили знания по искусству, работали в команде, сплоченно, ответственно.

В своей работе по творческому развитию студентов использовала постановку сказки «Щелкунчик» в современной интерпретации, ежегодно организую и провожу фестивали английского языка, где звучат бессмертные произведения Шекспира, такие, как «Ромео и Джульетта», произведения других английских и американских авторов, а так же ставлю со студентами на английском языке сценки на профессиональную тематику.

         Таким образом могу сказать, что любая форма внеаудиторной работы со студентами имеет творческое начало и находится в тесном взаимодействии преподавателя, классного руководителя и обучаемых, взаимном доверии  друг к другу и желании достичь высоких результатов, углубить знания, а главное получить не только знания по выбранным аспектам  работы, но и эстетическое наслаждение от своего труда. Учебная и воспитательная внеаудиторные формы работы тесно связаны между собой, имеют общие цели и задачи. После проведенных мероприятий у студентов всегда повышается мотивация к обучению, улучшается дисциплина на занятиях, повышается интерес к предмету, обучающиеся перестают пропускать занятия, достигают высоких оценок в обучении,  учатся работать как индивидуально, так и в команде; усиливается ответственность за порученное дело, выполняются общие и профессиональные компетенции, формируются ключевые компетенции, а именно: углубляется эрудиция и кругозор студентов, что способствует освоению ими знаний по английскому языку, развивает лидерские качества, чувства коллегиальности и преемственности. Благодаря внеаудиторной воспитательной работе обучающиеся живут яркой и интересной жизнью, получают возможность самореализации в коллективе единомышленников, испытывают удовлетворение от результатов своей работы. В то же время они приобретают профессионально - необходимый опыт практической деятельности.

Приняла участие в городском конкурсе педагогического мастерства "Золотая астра - 2019", написала и отправила эссе.

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Департамента здравоохранения города Москвы

«Медицинский колледж №6»

 

 

 

Городской конкурс педагогического мастерства

«Золотая астра» - 2019

 

 

Эссе

Моя роль в подготовке медицинских работников – взгляд в будущее

 

Номинация  «Лучший преподаватель»

ФИО              Пчёлина Любовь Геннадьевна

Должность    преподаватель

Преподаваемые дисциплины   английский  язык

Педагогический стаж    19 лет

Стаж работы в данном

образовательном  учреждении   15 лет

 

 

 

 

 

Москва

 2019

Мы живем в эпоху научно-технического прогресса, где основой является информация, а человек рассматривается носителем информации. Такое общество ориентировано на социальные и гуманитарные проблемы, выходящие на первый план. Достижение НТП позволяет влиять на социальные процессы. Основными процессами современного общества являются: глобализация, поликультурность, высочайший уровень технического развития; урбанизация на планете достигла огромных масштабов. Главной целью становится развитие собственной личности и самореализация. Следует отметить, что основной целью образования является обучение, воспитание и развитие всесторонней личности, нацеленной на коммуникативное общение и способностью интегрироваться в международное сообщество.

В медицинском колледже №6 города Москвы работаю 15 лет преподавателем английского языка. В своей работе использую компетентностный подход, решаю задачи компетенций: ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социально-трудовые, личного самосовершенствования.  Наша жизнь становится все разнообразнее и сложнее. Она требует от человека подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации, адаптации к новым условиям, а так же творческого подхода к решению всех возможных проблем.  Развитие творческих способностей обучающихся следует признать самой существенной частью интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. В современной жизни творческие способности помогают формировать личность, активную жизненную позицию, инициативность, ответственность, чувство долга, стремление к самоутверждению и самосовершенствованию, что так необходимо для будущих медиков.

В работе, при подготовке медицинских работников среднего звена, использую обучение в сотрудничестве, исследовательскую деятельность и метод проектов, кейсов. В основе этой деятельности лежит приобретение личностного и профессионального опыта в процессе обучения нестандартными средствами; развитие познавательных, творческих навыков студентов; выработка у обучающихся стремления и умения самостоятельно добывать, использовать новые знания; развитие критического мышления, которые очень необходимы будущему специалисту. Одной из необходимых задач при подготовке медицинских сестер, студентов отделения медицинского массажа, студентов отделения акушерского дела и формации является научить обучающихся коммуникации, способности преодолеть языковой барьер и возможности интегрироваться в международное сообщество.

В аудиторной деятельности обучаю студентов работе с текстами и словарем, чтению и переводам, включая языковую догадку; умению правильно составлять вопросы и отвечать на них, умению составлять высказывания по темам программы, инсценировать диалоги, включаться активно в ролевые игры, создавать мультимедийные презентации, писать письма личного характера, эссе, доклады, аудирование текстов так же, вызывает интерес у обучающихся. Элементы игры при обучении английскому языку занимают особое место. Все эти перечисленные виды работ помогают студентам медицинских специальностей более легкому и глубокому усвоению материала по английскому языку, приобретению коммуникативных навыков, которые, как воздух, нужны в сегодняшнем мире. В своей работе, кроме основной учебной литературы, часто использую книги по медицине, которые заказываю в Англии, аудио и видео материалы, систему подкастов, материалы ЕГЭ и ОГЭ для развития навыков  разговорной и письменной речи.

При подготовке медицинских сестер, акушерок, студентов медицинского массажа и формации отвожу огромную роль внеаудиторной работе по английскому языку. Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся на современном этапе развития профессионального образования является важным средством повышения профессионально-познавательной и творческой активности студентов, именно в ней проявляется мотивация обучающегося, его целенаправленность, самостоятельность.     В колледже сложилась хорошая традиция – ежегодное проведение фестивалей английского языка, где студенты читают стихи на медицинскую тематику, читают клятву Гиппократа наизусть, разыгрывают сценки, поют песни. Одной из любимых форм участия студентов во внеурочной деятельности является проведение конференций на медицинскую тематику «Врачи и ученые англоязычных стран». Так, например, в студенческой конференции «Великие изобретения в трудах ученых Великобритании и России» успешно выступили, подготовленные мной две студентки 3 курса сестринского отделения с докладом и мультимедийной презентацией о жизни и деятельности известного хирурга Г.А. Илизарова. С огромным желанием участвовали студенты в городском конкурсе по биологии «Квест: от клетки до экосистемы», где первый этап проходил на английском языке. Ежегодно студенты нашего колледжа принимают активное участие в городских и международных олимпиадах по английскому языку, как очно, так и дистанционно. В прошлом учебном году, студенты второго и третьего курсов, заняли первое и второе место в дистанционной олимпиаде по английскому языку  “Medical English”, проводимой порталом «Англиус», а так же образовательным центром «Лучшее Решение». Хочется отметить прекрасную подготовку и участие студентов в I первом этапе Всероссийской олимпиады профессионального мастерства по специальности «Формация», которая была проведена в 2017 году.  Работы многих студентов опубликованы в социальной сети работников образования nsportal.ru «Алые паруса» для одаренных детей на медицинскую тематику.

Самостоятельная работа протекает тем успешнее, чем более  добровольный характер она имеет. Студент должен почувствовать потребность раскрыться как личность, а не просто продемонстрировать знания, сообщить какие-то сведения. Понятно, что нельзя человека заставить общаться на иностранном языке формальным способом, важно создать условия, чтобы он заговорил, почувствовал успех, т.е. из пассивного исполнителя (обучающегося) превратился в активного и творческого участника процесса. Так возникла идея использования приемов театрализации и драматизации во внеурочной деятельности. Ярким примером театральной постановки является спектакль по мотивам сказки Гофмана «Щелкунчик». В ходе этих мероприятий решаются следующие задачи: расширение кругозора обучающихся, развитие лингвострановедческой компетенции, повышение познавательного интереса обучающихся,  воспитание уважения к культуре другой страны, развитие эстетических представлений и актерских способностей обучающихся, навыков памяти, наблюдательности, воображения, навыков декламации, формирование умения работать в команде, формирование мотивации к изучению иностранного языка. Как показывает опыт работы, активные формы обучения помогают в создании благоприятных условий для осуществления межкультурной коммуникации, у студентов повышается интерес к предмету, они чувствуют возможность использования иностранного языка в реальных ситуациях общения.

Таким образом, могу сказать, что любая форма работы со студентами имеет творческий характер, познавательный и находится в тесном взаимодействии преподавателя и обучаемых, взаимном доверии  друг к другу и желании достичь высоких результатов, углубить знания. Учебная и воспитательная внеаудиторные формы работы тесно связаны между собой, имеют общие цели и задачи. После проведенных мероприятий у студентов всегда повышается мотивация к обучению, улучшается дисциплина на занятиях, повышается интерес к предмету и приобретают профессионально - необходимый опыт практической деятельности. В будущем вижу наших студентов - выпускников грамотными, эрудированными со знанием английского языка, который поможет им в работе, в дальнейшем карьерном росте,  коммуникабельности, ведь английский язык является языком международного общения.