Выступления в секциях ШМО и РМО
Выступления
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.docx | 34.36 КБ |
primenenie_igrovyh_tehnologiy.docx | 27.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
Тема:
« Технология встречных усилий".
Автор: Карелова Вера Николаевна
Мастер-класс
Тема: « Технология встречных усилий на уроках русского языка как
средство активизации познавательной и речевой деятельности
учащихся».
При современных подходах к обучению заслуживает внимание построение урока, выдержанное в технологии встречных усилий учителя и учащегося. Новизна в том, что ТВУ формирует положительную мотивацию к
процессу обучения, повышает культуру умственного труда субъектов
обучения, вырабатывает навыки совместных действий, воспитывает
осознанное отношение к процессу и результату учебной деятельности.
Учитель должен не только замечать эти усилия, поддерживать ученика, обеспечить ему условия для дальнейшего продвижения вперед, но и делать шаг навстречу в умении строить отношения со своими учениками. В этом случае Моя задача как учителя – помочь ребёнку обрести знания, поддержать его, внушить веру в себя, в свой разум, в свои силы, в успех, в конечный
результат!
Что такое обучение? Это – процесс познания окружающего мира, это направляемый педагогом и самим учеником путь преодоления незнания, а преодоление требует определенных усилий. Без усилий - эмоционального, интеллектуального, волевого напряжения – невозможны ни активная познавательная деятельность, ни сознательное участие в учебном процессе, ни субъектное взаимодействие учителя и ученика. Субъект – это тот, кто активно, сознательно включается в деятельность, несет ответственность за ее процесс и результат. Если формирующаяся личность окажется неподготовленной к необходимости прилагать усилия в той или иной деятельности, то вряд ли в будущем этот человек сможет достигнуть успеха.
Следовательно, ученик изначально должен быть поставлен в такие условия, чтобы прикладывать определенные усилия в процессе образования. Педагог тоже можно говорить о технологии встречных усилий педагога и ученика.
Урок, построенный на технологии встречных усилий, условно разбивается на пять основных этапов: разминка, контрольно-подготовительный, «вызов», «сотворчество» и рефлексия. На каждом этапе реализуются свои педагогические приемы, позволяющие активизировать и соединить усилия субъектов учебной деятельности.
Начало урока: введение, «разогрев» учебной группы, включающий эмоциональную и интеллектуальную «разминку»
Приёмы и методы;
«Отсроченная загадка», «Погружение», «Эпиграф» и др.
Содержание первого этапа деятельности: упражнения, связанные с темой урока, цель которых – создать эмоциональный настрой на совместную учебную работу. Эмоциональная атмосфера становится той основой, благодаря которой естественно возникает возможность перейти к последующим этапам урока.
На столах у вас раздаточный материал, в котором приведены примеры использования данных приёмов:
No2 «Эпиграф»
- Прочитайте эпиграф к уроку, осмыслите его, подумайте, как может быть он связан с темой урока?
Ты называешь действия предметов,
Движенье нашей речи придаешь
В начале урока учащимся предлагается кроссворд, при решении которого ученики прочтут название изменения глагола и фонетического явления, происходящего при образовании глаголов. Впишите в клетки глаголы в неопределенной форме, соответствующие следующим глаголам 1-го лица единственного рода:
1.Прошу. 2.Терплю. 3.Соберу. 4.Пойму. 5.Бегу. 6.Тру. 7.Подниму. 8.Ловлю. 9.Берегу
п |
|
|
|
|
|
|
п |
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
7 |
|
|
|
|
|
|
8 |
|
|
|
|
|
|
9 |
|
|
|
|
|
Контрольно-подготовительный этап урока
Здесь происходит «уплотнение» имеющихся знаний, создается основа для дальнейшего продуктивного освоения учебного материала. Такой подход требует уже не только эмоциональной, но и интеллектуальной отдачи
Этот этап урока начинается с приема «Лови ошибку». Этот прием особенно уместен на повторительно-обобщающих уроках или уроках подготовки к контрольным работам. Здесь можно широко использовать материал тестовых заданий по русскому языку. Учитель называет ряд утверждений по теме «Глагол. Спряжение глагола», при этом в нескольких из них намеренно допускает ошибки, например: « Глаголы вертеть, смотреть относятся к 1 спряжению», « Глаголы спрягаются в условном наклонении» и т.д.
Среди любимых детьми приемов отмечу прием «согласен - не согласен». Работа происходит в форме диалога: собеседники обращаются друг к другу с тезисами, которые можно принять или опровергнуть.
Попробуем с вами:
Например: Если «да», показывается зеленая сигнальная карточка, «нет»- красная.
- Текст состоит из предложений.
- К тексту нельзя придумать заглавие.
- Все предложения в тексте имеют границы.
- Предложения в тексте не имеют определенной последовательности.
- В тексте всегда о чем-то или о ком-то говорится.
- Текст можно распределить на части.
- Каждая часть текста записывается с красной строки.
Следующим приемом является «Повторение с расширением».
Предлагается тест-таблица на повторение изученного материала.
СПРЯЖЕНИЕ |
Глаголы, имеющие суффиксы –ся,(сь) |
ВОЗВРАТНЫЕ ГЛАГОЛЫ | Изменение по лицам и числам |
ИНФИНИТИВ | Действие происходит |
ПРОШЕДШЕЕ ВРЕМЯ | Неизменяемая форма глагола |
НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ | Действие происходило после |
БУДУЩЕЕ ВРЕМЯ | Действие будет происходить |
Их задача соединить стрелками термины и их определения
К повторению непосредственно спряжения глагола относится «скорый диктант». Он называется «Дуэль».
Известного французского писателя Марселя Пруста вызвал на дуэль безграмотный писака. Вручая писателю свою визитную карточку, он сказал Прусту:
- Предоставляю Вам право выбора оружия.
- Превосходно,- ответил Пруст,- предпочитаю орфографию. Вы убиты.
( Что изучает орфография? ( Систему правил написания слов).)
Почему так ответил Пруст? Проведем и мы орфографическую дуэль. Дайте толкование слову дуэль. ( Поединок)
Пишем «скорый диктант» .
Записываем только окончания слов.
1.Качаешь 8.Владеешь
2.Видишь 9.Гонишь
3.Крикнешь 10.Смотришь
4.Возишь 11.Дышишь
5.Разденешься 12.Спросишь
6.Обледенеешь 13.Опрокинешь
7.Режешь 14.Вяжешь
Проверка осуществляется через слайд. В зависимости от количества допущенных ошибок выявляем победителей и побежденных. Выставляем оценки.
Постановка учебной цели, создание ситуации «вызова».
Цель вызова заключается в создании ситуации преодоления: учитель или ученик сознательно ставит себе, решение которой потребует определенных усилий. Ситуация требует осознанного участия в процессе познавательной деятельности, принятия ответственности за собственные действия, т.е. формирует реальную субъектную позицию в учении и обучении.
На этом этапе ученикам предлагается работа с текстом.
Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес,
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет темный лес.
1. Чтение отрывка из стихотворения учителем.
Какую часть речи в строках Н.А.Некрасова можно считать символом осеннего настроения?
2. Прочитайте, выделите грамматические основы, расставьте знаки препинания.
- Какое это предложение? ( БСП)
- Почему? (отсутствие союзов, средство связи – интонация)
- Составьте схему.
3. Найдите глаголы, определите спряжение.
- Что придают глаголы этому отрывку? ( Динамику, быструю смену картин осенней природы).
Такая комплексная работа с текстом позволяет проверить знания не только по русскому языку, но и по литературе, приобщает шестиклассников к литературоведческому анализу.
Сотворчество как этап урока.
Главное здесь – поддержка активности, интереса, усилий, возникших на предыдущих этапах урока, и сведение этих усилий и информационных находок в совокупное знание по изучаемому предмету. Деятельность учителя должна складываться из организационных и координирующих функций. Возникают условия для конструирования материала или информации, что развивает креативность восприятия.
На этом этапе ученикам предлагается игра «Собери пословицу».
Поговорка – цветочек, пословица – ягодка.
Пословица не на ветер молвится.
Без пословицы не проживешь.
Хороша пословица в лад да в масть.
Добрая пословица не в бровь, а в глаз.
Пословица – народная мудрость. Недаром народ создал столько пословиц о пословицах, отмечая меткость и выразительность русского слова.
Ваша задача собрать рассыпавшиеся пословицы и решить орфографические задачи. (Безударная гласная в личных окончаниях глаголов).
Доска.
Слово не воробей, и камень растопишь.
Слово с языка до сердца доходит.
Сердечное слово вылетит, не поймаешь.
Ласковым словом сорвётся, не удержишь.
Язык голубит, язык и губит.
Прокомментируйте орфограмму «Безударные гласные в личных окончаниях глаголов».
Пословицы записывается в тетрадь, выделяются морфемы в словах.
Еще один прием на данном этапе урока «Кластер».
Понятия группируются вокруг ключевого слова. Создается коллективный опорный сигнал по теме. На этом этапе урока срабатывает принцип отношения части и целого, где целое – то системное знание, которое должно быть освоено ребенком в ходе работы.
Шестиклассникам предлагается создать Кластер На доске коллективно создается схема «морфологический портрет глагола»
Постоянные признаки
Вид Спряжение
Глагол
Наклонение Время Число Лицо Род
Непостоянные признаки
Рефлексивный этап урока.
Основное его содержание – осмысление результатов работы.
- Учитель возвращает учащихся к теме урока, записанной на доске: «Спряжение глагола. Окончание не бывает случайным!» Подводится итог, почему окончание не бывает случайным.
- Процесс содержательного обобщения трансформируется в подведение итогов.Опрос-итог – в конце урока учитель задает вопросы, побуждающие ученика к рефлексии урока.
- Отсроченная отгадка – необходимо не забыть возвратиться к вопросу, поставленному перед учащимися в начале урока .
- «Эссе» - пятиминутное сочинение, в котором учащиеся дают оценку своим знаниям по изучаемой теме, что дает учителю представление о восприятии темы школьниками.
- «Синквейн»
В заключение урока учащимся предлагается сочинить «Синквейн» - пятистишие, по содержанию отвечающее изучаемой теме «Глагол». По форме синквейн представляет собой последовательную «лесенку» из пяти строк :
1 строка – одно слово – название стихотворения, обычно существительное.
2 строка – два слова (прилагательные или причастия). Описание темы.
3 строка – три слова (глаголы). Действия относящиеся к теме.
4 строка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме.
5 строка – одно слово – ассоциация, которая повторяет суть темы, обычно существительное.
: Глагол:
Ты - речь,
Ты называешь действия предметов,
Движенье нашей речи придаешь!
Глаголь!
Это задание целесообразно предложить в качестве творческого задания.
Предлагаю Вам сочинить синквейн на тему «Наш мастер класс» .Приводим пример такого пятистишия:
Важный аспект этого этапа урока – определение домашнего задания.Слайд . Еще одним из принципов технологии встречных усилий является свободный выбор разноуровневых домашних заданий:
1-ый уровень соответствует обязательным результатам обучения;
2-ой - предполагает включение дополнительных задач и упражнений из учебника; Укажите …….
3-й - задание творческого характера. Обычно оно выполняется на добровольных началах и стимулируется учителем высокой оценкой и похвалой.
Я считаю, что каждый ученик по-своему талантлив и должен иметь возможность реализовать свои способности. Задача учителя помочь ему в этом. Уверена, что ученик должен не получать знания в готовом виде, а добывать значительную их часть самостоятельно, и согласна с древнекитайской мудростью, которая гласит: «Скажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Дай мне действовать самому – и я научусь».
Древние римляне говорили, что корень учения горек. Но зачем же учить с горькими слезами тому, чему можно научиться с улыбкой? Главное – дарить всё время что-то хорошее и ценное (хотя бы интересный урок!)
Слайд . Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется,
Посеять в души благодать,
Увы, не всякий раз дается.
Но мы обязаны творить,
Забыв все тяготы земные,
Чтоб светлые истины заложить
В сердца и души молодые!
Обучение и общение… Они самым тесным образом связаны друг с другом, просто нужно, чтобы и учитель и ученик поняли это: нельзя поучать, нужно учить, проживать что-то вместе с учеником, помогать ему, а значит, общаться!
Поэтому задача учителя и состоит в том, чтобы развивать эти две ведущие деятельности: учение и общение.
Слайд №21
Сотрудничать, любить и развивать,
Детей сужденья мудро принимать,
Ориентировать на личность обучение –
Лишь в этом педагога назначение.
Именно в этих словах отражаются цели и задачи моей педагогической деятельности, именно эти слова служат для меня путеводителем в учебно-воспитательном пространстве.
Предварительный просмотр:
Применение игровых технологий
на уроках русского языка и литературы
Готовясь к выступлению, я прочитала большое количество литературы по применению игровых технологий на уроках, посетила много сайтов. И что самое интересное – почти все статьи или научные работы начинаются одними и теми же словами: «В настоящее время особое внимание стали уделять развитию творческой активности и интереса у школьников к предметам» (или что-то похожее).
Но… Исходя из того, что игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности, я бы сказала по-другому: во все времена учитель, который стремился к тому, чтобы его дети хорошо знали предмет, применял элементы игры в процессе обучения. Ведь принцип активности ребёнка в процессе обучения был и остаётся одним из основных в дидактике. Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, т.е. применяемой педагогической технологии.
К таким технологиям можно отнести игровые технологии.
Их задачи будут заключаться в следующем:
- сделать процесс обучения занимательным,
- создать у детей бодрое рабочее настроение,
- облегчить преодоление трудностей в усвоении учебного материала.
Разумно и уместно такие уроки использовать наряду с традиционными формами. Использовать игровые технологии можно не только в 5-6-ых классах, но и на любой ступени обучения. Конечно же, в старших классах подготовка такого урока потребует от учителя больших затрат времени. Но это оправдается, когда учитель увидит, с каким азартом работают дети.
Мои задачи как выступающего следующие:
- раскрыть особенности педагогических игр;
- показать возможную методику организации уроков с использованием игровых технологий;
- определить, какое место игровые технологии занимают в учебно-воспитательном процессе.
В современной школе, делающей ставку на активизацию и творчество учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
- как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
- в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
- как технологии внеклассной работы.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно – познавательной направленностью.
Дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Педагогические игры имеют следующую классификацию:
По виду деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные и психологические.
По характеру педагогического процесса:
1 группа - обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
2 группа - познавательные, воспитательные, развивающие;
3 группа - репродуктивные, продуктивные, творческие;
4 группа - коммуникативные, диагностические, профориентационные и др.
По характеру игровой методики: предметные, ролевые, имитационные и т. д.
По игровой среде: с предметами, без предметов, компьютерные и с ТСО, комнатные и на природе, др.
Игра состоит из следующих основных этапов:
- ориентировочный (для учителя);
- подготовительный;
- игровой;
- заключительный;
- анализ результатов (рефлексия).
Игра – это форма деятельности учащихся, в которой осуществляется познание, открывается простор для личной активности и творчества.
Игра – это интерес и удовольствие.
Игра – это момент демонстрации знаний и соревнования между участниками игры.
Требования к подбору игр следующие:
- Игры должны соответствовать определенным учебно-воспитательным задачам, программным требованиям к знаниям, умениям, навыкам, требованиям стандарта.
- Игры должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с учетом подготовленности учащихся и их психологических особенностей.
- Игры должны базироваться на определенном дидактическом материале и методике его применения.
Выделяют следующие виды дидактических игр.
- Игры-упражнения. Они совершенствуют познавательные способности учащихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях.
Примеры игр-упражнений: кроссворды, ребусы, викторины.
2. Игры-путешествия. Эти игры способствуют осмыслению и закреплению учебного материала. Активность учащихся в этих играх может быть выражена в виде рассказов, дискуссий, творческих заданий, высказывания гипотез.
3. Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр. Учащиеся соревнуются, разделившись на команды.
Уроки-игры
Деловые и ролевые игры, сюжетные игры.
Урок – деловая игра.
Деловые игры делятся на производственные, организационно – деятельностные, проблемные, учебные и комплексные.
Отличие учебных деловых игр заключается в следующем:
- моделирование приближенных к реальной жизни ситуаций;
- поэтапное развитие игры, в результате чаще выполнение предшествующего этапа влияет на ход следующего;
- наличие конфликтных ситуаций;
- обязательная совместная деятельность участников игры, выполняющих предусмотренные сценарием роли;
- использование описания объекта игрового имитационного моделирования;
- контроль игрового времени;
- элементы состязательности;
- правила, системы оценок хода и результатов игры.
Методика разработки деловых игр.
Этапы:
- обоснование требований к проведению игры;
- составление плана её разработки;
- написание сценария, включая правила и рекомендации по организации игры;
- отбор необходимой информации средств обучения, создающих игровую обстановку;
- уточнение целей проведения игры, составление руководства для ведущего, инструкций для игроков, дополнительный подбор и оформление дидактических материалов;
- разработка способов оценки результатов игры в целом и её участников в отдельности.
Урок – ролевая игра.
В отличие от деловой ролевая игра характеризуется более ограниченным набором структурных компонентов.
Уроки - ролевые игры можно разделить по мере возрастания их сложности на 3 группы:
Имитационные, направленные на имитацию определённого профессионального действия;
Ситуационные, связанные с решением какой – либо узкой конкретной проблемы – игровой ситуации;
Условные, посвящённые разрешению, например, учебных конфликтов и т. д.
Формы проведения ролевой игры: воображение путешествия; дискуссии на основе распределения ролей, пресс- конференции, конференции, уроки – суды и т.д.
Этапы разработки и проведения ролевых игр:
Этап подготовки.
Подготовка деловой игры начинается с разработки сценария – условного отображения ситуации и объекта. В содержание сценария входят: учебная цель занятия, описание изучаемой проблемы, обоснования поставленной задачи, плана деловой игры, общего описания процедуры игры, содержания ситуации и характеристик действующих лиц. Далее идёт ввод в игру, ориентация участников и экспертов. Определяется режим работы, формулируется главная цель занятия, обосновывается постановка проблемы и выбора ситуации. Выдаются пакеты материалов, инструкций, правил, установок. Собирается дополнительная информация. При необходимости ученики обращаются к ведущему за консультацией. Допускаются предварительные контакты между участниками игры. Негласные правила запрещают отказываться от полученной по жребию роли, выходить из игры, пассивно относиться к игре, нарушать регламент и этику поведения.
Этап проведения – процесс игры. Здесь осуществляется групповая работа над заданием, межгрупповая дискуссия (выступления групп, защита результатов). С началом игры никто не имеет права вмешиваться и изменять её ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они уходят от главной цели игры.
На заключительном этапе вырабатываются решения по проблемам, заслушиваются сообщения экспертной группы, выбираются наиболее удачные решения.
Этап анализа, обобщения и обсуждения результатов игры. Выступление экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В заключение учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог занятия. Обращает внимание на установление связи игры с содержанием учебного предмета.
В ролевой игре должны иметь место условность, серьёзность и элементы импровизации, в противном случае она превратится в скучную инсценировку.
Помимо всего вышеперечисленного игры на уроке - это преодоление познавательного эгоцентризма и расширение познавательных и коммуникативных способностей учащихся. Правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки.
Игра стимулирует умственную деятельность, развивает внимание и познавательный интерес к предмету.
Игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников и сплочения ученического коллектива, поэтому игровые технологии в нашей работе просто необходимы.
Литература
1. Алексюк А.Н. Методы обучения и методы учения. - Киев, 1980. -215с.
2. Аношкина В.Л., Резванов С.В. Образование. Инновация. Будущее. (Методологические и социокультурные проблемы). - Ростов-на-Дону: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2001 год.-176 стр.
3. Арстанов М.Ж. и др. Дидактическая имитационная игра «Педагогическая практика» - Алма-Ата, 1982. - 11 с.
4. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. — М.: Высшая школа, 1980. - 380 с.
5. Бабурин В.Л. Деловые игры по экономической и социальной географии // Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1995. - 143 с.
6. Баринова И.И. «Современный урок русского языка». Ч.2.Методические разработки уроков с использованием новых педагогических технологий обучения. М., Школа-Пресс, 2001 г.
7. Баянкина З.В. Развитие творческой деятельности в коллективе подрост¬ков средствами познавательных игр // Деятельность, общение, игра в разви¬тии коллектива и формировании личности школьника. М., 1983. С. 135-141.
8. Боголюбов В.В. Педагогическая технология: эволюция понятия //Советская педагогика. - 1991. - № 6. - С. 36-39.
9. Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр // Уч. пос. М.: изд-во «Флинта», 1997. 96 с.
10. Букин А.П. Проектирование игр // Игры и экологическое образование детей / Вспомог. матер, к учеб, семинару. Пущине: Биопресс. С. 32-37.
11. Газман О.С., Харитонова И.Е. В школу - с игрой // Кн. для учит. М.: Просвещение, 1991. 96 с.
12. Гапонов Г.М. Самостоятельная работа учеников. В сб.: Организация самостоятельной работы учеников. - Воронеж: Изд. Воронежского университета, 1969. - 123 с.
13. Занько С.Ф., Тонников Ю.С., Тюнникова С.М. Игра и учение // Тео¬рия, практика и перспективы игров. обучения. М., 1992. Ч. 1. 128 с.
14. Игровые метолы обучения // Метод, реком. / Сост. Душкова Т.А., Кова¬лева Н.Б., Лим Е.С., Миушкина А.В. М., 1989. 62 с.
15. Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обуче¬ния. Моск. псих. соц. ин-т, М.: изд-во «Флинта», 1998. 192 с.
16. Кларин М.В. Игра в учебном процессе // «Советская педагогика» 1985. №6. С. 57-61.
17. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. - М.: Знание, 1989.-80с.
18. Нечаев Н.Н. Моделирование и творчество. - М.: Знание, 1987.
19. Нилова Л.Н. Обучение в процессе игры // Биология в школе», 1989.
20. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии: Уч. пособие/ Моск. пед. ун-т. - М.: Рос. пед. агентство,
21. Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация и проведение: Учебник. - М.: Профиздат, 1991. - 192 с.
22. Рысьева Т.Г. Дидактические игры и возможности их применения при изучении биологии и экологии в школе. Ижевск: Издатель¬ский дом «Удмуртский университет», 2001. - 160с.
23. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии // Учеб. пособ. М.: Народ, образование, 1998. 256 с.
24. Синельникова И.Д. Игра как средство развития интереса к биологии М.: изд-во АПН РСФСР, 1963. 144 с.
25. Скаткин М.Н., Лернер И.Я. О методах обучения. // Советская педагогика. - № 3. - 1965. - С. 3 - 10.
26. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.
27. Спичак С.Ф., Тесленко С.В. Игра на уроках географии. //География в школе, №2, 1996.
28. Третьяков П.И, Сенковский Н.Б. «Технология модульного обучения в школе» М., 1997 г.
29. Шамова Т.И. «Модульное обучение: теоретические вопросы, опыт, перспективы». М., 1994 г.
30. Шмаков С.А. Игры учащихся - феномен культуры // М.: Новая школа, 1994. - 144 с.