Музей "Память"
Девиз музея "Отдайте памяти сердца"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnaya_programma_kruzhka_pamyat.doc | 215 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 18
г. Мурома
Образовательная программа кружка
дополнительного образования
«Память»
Срок реализации программы: 2 года
Возраст обучающихся по программе детей: 12-17 лет
Составитель:
Лозяная Людмила Владимировна,
учитель, руководитель музея «Память».
Муром 2012 год
Образовательная программа
кружка
«Память»
(программа рассчитана на детей в возрасте 12-17 лет)
Срок реализации программы 2 года
Краеведение учит людей любить
не только свои родные места,
но и знать о них, приучает их
интересоваться историей,
искусством, литературой,
повышать свой культурный уровень.
Это – самый массовый вид науки.
Д.С. Лихачев
Пояснительная записка
Судьба подрастающего поколения в значительной мере зависит от восстановления и устойчивого функционирования системы воспитания, определяющей нравственные ориентиры, дающей прочную духовную опору на подлинные, а не мнимые жизненные ценности, гражданственность и патриотизм. Свое начало воспитание патриотизма берет там, где родился человек, где он прошел свое духовное и нравственное становление. А для этого молодой человек должен воспитываться на исторических, культурных традициях своего народа, должен помнить о прошлой жизни своих предков.
Каждый человек – своего рода открыватель, он идет к старым, как мир истинам своим путем. Но у истока длинной дороги жизни, у каждого из нас есть своя малая Родина, со своим обликом, со своей красотой. Предстает она человеку в детстве и остается с ним на всю жизнь. Поэтому очень важно знать историю своего села, семьи, свои корни. Каждый, кто любит свою Родину, должен знать не только ее настоящее, но и ее прошлое. Как жили наши предки, как трудились и праздновали праздники, каковы быт, обычаи, обряды. Большую ценность для нас представляют мировоззрение, культура.
История прошлого – это память народов. В ней наши корни, корни сегодняшних явлений. Невозможно понять современную жизнь, нельзя создавать будущее, не зная прошлого, не зная истории своего народа. История хранит в себе опыт поколений, великие имена, подвиги людей и многое другое. История порой бывает противоречивой, но она единственная история народа, другой у него нет. Это история наших дедов и прадедов. Мы сегодняшние, стоим на их плечах. Они подняли нас. И в своей жизни они ничего уже не могут изменить. Но, уходя их жизни, они надеялись, что мы эту жизнь поймем. А, значит, будем умнее, лучше, гуманнее. Они заслуживают того, чтобы жить в нашей памяти.
Если человек не знает истории своего народа, не любит и не уважает ее
культурные традиции, то вряд ли его можно назвать достойным гражданином своего отечества.
Цель программы: способствовать воспитанию патриотических чувств, формированию патриотического сознания учащихся:
- Сохранение исторической памяти и наследия, развития интереса к истории своего народа.
- Воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма и гражданственности, ответственного отношения к культурно-историческому наследию своей страны.
- Развитие мотивации личности к познанию важнейших духовно-нравственных ценностей человечества через изучение и освоение малой родины.
- Укрепление нравственных позиций учащихся, чувства собственного достоинства, гордости за свою малую родину, за свою Отчизну.
- Формирование навыков работы в музее;
- Умение общаться и заботиться о ветеранах войны и труда;
- Воспитание творческого подхода к решению любых задач;
- Развитие интереса к участию в полезной практической деятельности.
Задачи программы:
– активизировать краеведческую работу учащихся по изучению истории и культуры родного края.
– продолжить изучение истории и культуры своего края, углубляя знания по учебным школьным программам через формы дополнительного образования (научно-исследовательскую, экскурсионно-массовую, познавательную и игровую деятельность);
– использовать историко-краеведческий потенциал своего края для воспитания духовной личности и развития ее творческих способностей;
Обеспечение программы
Для осуществления данной программы школа располагает следующей материальной и информационной базой и кадровым обеспечением:
1) Комната-музей;
2) Руководитель школьного музея;
3) Совет музея;
4) Краеведческий кружок;
5) Конференц-зал для проведения виртуальных экскурсий
6) Компьютер; проектор; интерактивная доска.
Формы и методы работы.
- словесные, наглядные, практические
- проектно-исследовательская деятельность
- активные методы обучения: поисковая деятельность, публичные выступления, использование Интернет
В зависимости от содержания программы, состава учащихся, педагог намечает объекты исследования, виды и методы работы, что позволяет ребятам сочетать и использовать самые разнообразные формы и средства.
В зависимости от содержания занятий форма учебной работы может быть:
- лекция (обзорные беседы, доклады педагога и участников кружка ДО);
- семинар (обучение навыкам по сбору историко-краеведческого материала;
- научно-исследовательской (изучение и классификация собранных материалов, работа с письменными источниками, подготовка докладов);
- оформительской (изготовление отчётов, иллюстрированных фотографиями, создание презентаций);
- организационно-массовой (проведение игр, конкурсов на краеведческие темы).
Итоги работы (виды и форма контроля) подводятся следующим образом:
- проведение экскурсий в школьном музее,
- встречи с интересными людьми,
- выступления членов кружка на занятиях,
- обсуждение работы кружка,
- реализация социальных проектов.
Программа кружка составлена для учащихся школы на 2 года обучения (408 часов). Занятия проводятся 3 раза в неделю – по 2 часу. Программа предусматривает каждый год повторение пройденных тем, что облегчает вновь прибывшим на занятия кружка детям легче включиться в музейную деятельность. Так как программа включает в себя различные обучающие блоки, способствующие расширению и углублению знаний, умений и навыков, то занятия для каждого обучающегося дают больше возможностей для творческого развития личности.
Обучающийся должен знать:
- Функции музея в целом, в том числе школьного музея;
- фондовую работу музея;
- направления деятельности музея;
- основы выставочной, экскурсионной, оформительской деятельности музея;
- методику проектно-исследовательской деятельности и оформление работ;
- формы и методы просветительной и образовательной работ в музее
Уметь:
- Вести поиск музейных материалов
- Классифицировать, систематизировать и описать музейный предмет;
- оформить тематическую выставку и разработать экскурсию;
- провести экскурсии обзорные, тематические, комплексные;
- вести интервьюирование;
- работать с источниками исследований;
- Писать и оформлять исследовательские работы;
- Составлять и оформлять социально-значимые проекты;
- Защищать творческие, исследовательские работы перед публикой
Ожидаемые результаты программы
- Расширение знаний о родном крае.
- Развитие познавательной деятельности.
- Привитие любви к своей Родине.
4. Освоение навыков музейного дела.
5. Сохранение культурного наследия для будущих поколений
Тематическое планирование на 2012-2013 учебный год
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | |||
Всего | теория | экскурсии | практика | ||
1. | Вводное занятие. Знакомство. Инструктаж по ТБ | 2 | 2 | ||
2. | Знакомство с целью и задачами кружка на 2012-2013 год. История музейного дела. | 3 | 2 | 1 | |
3. | Знаменитые музеи России и мира | 5 | 2 | 3 (ИКТ) | |
4. | Школьный краеведческий музей. | 1 | 1 | ||
Основы музейных знаний. «Свидетели истории» | 4 | 2 | 2 | ||
5. | Где и как собирать материалы для музея? | 4 | 2 | 2 | |
6. | Работа с историческими источниками. | 4 | 1 | 3 | |
7. | Изучение архивных документов | 4 | 1 | 3 | |
8. | Фонды музея. | 2 | 2 | ||
9. | Порядок сбора, учета и хранения музейных экспонатов | 2 | 2 | ||
10. | Работа в школьном музее (с экспонатами, оформление стендов, стеллажей, разбор папок с информацией). | 8 | 2 | 6 | |
11. | Как оформить выставку, музейную экспозицию | 4 | 2 | 2 | |
12. | Как подготовить доклад, экскурсию | 4 | 2 | 1 | 1 |
13. | М.И.Ермаков (поисковая деятельность. Сбор материала для книги М.И.Ермаков и его роль в развитии поселка | 5 | 5 | ||
14. | Обработка материала по М.И.Ермакову, оформление брошюры | 10 | 10 | ||
15. | Работа над стендом в музей: «М.И.Ермаков» | 5 | 5 | ||
16. | Составление экскурсии посвященной М.И.Ермакову | 5 | 5 | ||
17. | Создание виртуальной экскурсии «М.И.Ермаков» | 3 | 3 | ||
18. | Проведение экскурсии по теме: «М.И.Ермаков и его роль в развитии поселка». | 8 | 8 (4 в музее+4 ИКТ) | 8 | |
19. | Проведение экскурсий посвященных юбилею школы | 9 | 9(6 в музее+3 ИКТ) | 9 | |
20. | Составление виртуальных экскурсий по музейным экспозициям. Обучение работы в PowarPoint | 4 | 2 | 2 | |
21. | «Медаль за бой медаль за труд из одного металла льют» Виртуальная экскурсия | 5 | 2 (ИКТ) | 3 | |
22. | История образования на поселке Вербовский. История школы № 18 | 5 | 2 (ИКТ) | 3 | |
23. | Погодин М.М. – первый директор школы № 18 | 5 | 2 (ИКТ) | 3 | |
24. | Голуб В.И. «История об историке» | 5 | 2 (ИКТ) | 3 | |
25. | Гордость школы наши выпускники – А.А.Прокуроров | 5 | 2 (ИКТ) | 3 | |
26. | Гордость школы наши выпускники – В.В.Лосев | 5 | 2(ИКТ) | 3 | |
27. | Поисковая деятельность. «Н.С.Разин – Солдат ставший ангелом» (встреча с родственниками) | 5 | 1 | 4 | |
28. | Обработка материала по Н.С. Разину, оформление брошюры | 6 | 2 | 4 | |
29. | Работа над стендом в музей: «Н.С.Разин – Солдат ставший ангелом» | 5 | 5 | ||
30. | Составление экскурсии посвященной Н.С. Разину | 5 | 5 | ||
31. | Создание виртуальной презентации «Н.С. Разин | 3 | 3 | ||
32. | Проведение экскурсии по теме: «Н.С.Разин – Солдат ставший ангелом». | 6 | 3+ 3 ИКТ | 6 | |
33. | Проведение экскурсии посвященной дню рождения А.А. Прокуророва | 8 | 5+ 3ИКТ | 8 | |
34. | Обновление экскурсий по экспозиции «Медаль за бой, медаль за труд из одного металла льют» Разработка виртуальных экскурсий. | 10+8 | 4 | 18 | |
35. | Уроки мужества (в музее, в конференц-зале, в кабинетах оснащенных ИКТ) | 10 | 5+5ИКТ | 10 | |
36. | Работа над социальным проектом «Наказ ветерана – труженики тыла». Сбор информации | 6 | 1 | 5 | |
37. | Обработка информации в рамках социального проекта | 6 | 1 | 5 | |
38. | Оформление и выпуск книги в рамках социального проекта «Наказ ветерана» | 10 | 2 | 8 | |
39. | Презентация книги «Наказ ветерана – труженики тыла» | 2 | 2 | ||
Всего: | 216 | 35 | 58 | 168 |
Тематическое планирование на 2013-2014 учебный год
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | |||
Всего | теория | экскурсии | практика | ||
1. | Вводное занятие. Знакомство. Инструктаж по ТБ | 2 | 2 | ||
2. | Знакомство с целью и задачами кружка на 2012-2013 год. История музейного дела. | 3 | 2 | 1 | |
3. | Здравствуй музей! (уроки для учащихся школы) | 8 | 8 уроков-экскурсий | 8 | |
4. | Методика проведения социологического опроса | 4 | 3 | 1 | |
5. | Секреты хорошего интервью | 2 | 2 | ||
6. | Правила записи воспоминаний. Краеведческий дневник | 4 | 3 | 1 | |
7. | Поисковая деятельность. Сбор информации об учителях школы. | 10 | 2 | 8 | |
8. | Обработка информации. Создание картотеки «Учителя школы» | 8 | 2 | 6 | |
9. | Оформление брошюры посвященной учителям школы. Расширение экспозиции «Учителями славится Россия» | 10 | 2 | 8 | |
10. | Разработка экскурсии по теме: «учителя школы № 18 прошлое и настоящее» | 6 | 1 | 2 | 3 |
11. | Отработка экскурсий с младшей группой | 2 | 2 | ||
12. | Отработка экскурсий со старшей группой | 2 | 2 | ||
13. | Экскурсии в музей посвященные дню рождения школы № 18 | 10 | 5+5 ИКТ | 10 | |
14. | Работа в школьном музее (с экспонатами, оформление стендов, стеллажей, разбор папок с информацией). | 10 | 2 | 8 | |
15. | Создание компьютерной картотеки по экспонатам музея и информации | 10 | 2 | 8 | |
16. | Экскурсии, посвященные дню краеведения (музейные уроки) | 8 | 5+3ИКТ | 8 | |
17. | Работа над социальным проектом «Наказ ветерана – дети войны». Сбор информации | 10 | 2 | 8 | |
18. | Обработка информации в рамках социального проекта | 8 | 2 | 8 | |
19. | Оформление и выпуск книги в рамках социального проекта «Наказ ветерана» | 10 | 2 | 8 | |
20. | Презентация книги «Наказ ветерана – дети войны» | 2 | 2 | 2 | |
21. | Сбор информации по теме: «Педагогические династии» | 6 | 1 | 5 | |
22. | Обработка полученной информации (сканирование фото, переработка аудиофайлов в текстовый формат) | 6 | 1 | 5 | |
23. | Создание стендов для музея по теме «Педагогические династии» (4 стенда) | 12 | 12 | ||
24. | Отбор материала для экскурсии по теме «Педагогические династии» | 6 | 6 | ||
25. | Создание виртуальных презентаций по теме: «педагогические династии» | 10 | 10 | ||
26. | Отработка экскурсий с младшей группой | 2 | 2 | ||
27. | Отработка экскурсий со старшей группой | 2 | 2 | ||
28. | Проведение экскурсий по теме: «Педагогические династии» | 8 | 8 | 8 | |
29. | Уроки мужества (в музее, в конференц-зале, в кабинетах оснащенных ИКТ) | 10 | 5+5ИКТ | 10 | |
30. | Подготовка и проведение мероприятия «Встреча трех поколений» | 6 | 4 | 2 | |
31. | Сбор информации о выпускниках - военных | 8 | 2 | 6 | |
32. | Обработка информации | 3 | 3 | ||
33. | Создание виртуальной презентации по теме «Боевая слава отцов – крылья сыновей» | 5 | 1 | 4 | |
34. | Проведение виртуальной экскурсии | 3 | 3ИКТ | 3 | |
Всего: | 216 | 38 | 51 | 178 |
Экскурсии в школьный музей
№ п/п | Название экскурсии | Дата | Кол-во экскурсий | Ответственный |
1. | Здравствуй, музей! (обзорная экскурсия) | сентябрь | 8 | Экскурсоводы: Селезнева Вика, Барскова Вика |
2. | Гордость школы – наши выпускники! Алексей Алексеевич Прокуроров (день памяти) | октябрь | 3 | Руководитель музея: Лозяная Л.В. |
3. | М.И. Ермаков и его вклад в развитие поселка Вербовский М.М. Погодин – 1-ый директор школы № 18 Развитие образования на поселке Вербовский | ноябрь декабрь
| 7 | Руководитель музея: Лозяная Л.В. |
4. | Медаль за бой медаль за труд из одного металла льют (экскурсии по страницам Великой Отечественной войны) | январь февраль | 8 | Экскурсоводы: Селезнева Вика, Гусева Марина |
5. | Гордость школы – наши выпускники! Алексей Алексеевич Прокуроров (день памяти) Виктор Лосев – путь к олимпийскому золоту! Николай Сергеевич Разин – солдат ставший ангелом! | март апрель | 7 | Руководитель музея: Лозяная Л.В. |
6. | Медаль за бой медаль за труд из одного металла льют (экскурсии по страницам Великой Отечественной войны) Владимир Иванович голуб – детство опаленное войной | май | 9 | Экскурсоводы Руководитель музея |
В течение года в музее проводятся уроки по краеведению, ОБЖ, истории, литературе, физкультуре. Классные руководители используют экспозиции музея для проведения классных часов
Виртуальные экскурсии
№ п/п | Название |
1. | Алексей Алексеевич Прокуроров - олимпийский чемпион |
2. | История школы № 18 |
3. | Медаль за бой медаль за труд из одного металла льют (включает несколько экскурсий) |
4. | Николай Сергеевич Разин – солдат ставший ангелом! |
5. | Устный журнал «Женщина и война» |
6. | М.И. Ермаков и его вклад в развитие поселка |
7. | М.М. Погодин – 1-ый директор школы № 18 |
8. | В.И. Голуб – история об историке |
9. | Виктор Лосев – путь к олимпийскому золоту! |
Экспозиции музея
- История образования на поселке Вербовский;
- Медаль за бой, медаль за труд из одного металла льют;
- Гордость школы – наши выпускники;
Деятельность музея
- Организация поисково-исследовательской деятельности:
- Работа с архивными документами. Работа с периодической печатью, сбор газетных, журнальных статей об интересных людях и событиях поселка.
- Встречи с участниками и очевидцами исторических событий, запись их воспоминаний, фотографирование. Переписка с земляками, проживающими за пределами, района, области, родного края.
- Посещение района исследования, изучение данного вопроса на месте, фотографирование зданий и других исторических объектов.
- Поиск и сбор предметов материальной и духовной культуры.
- Консультации с работниками библиотек, архивов, музеев и т.д.
- Реставрационно-оформительская работа:
а) составление альбомов, дневников, докладов-отчетов, рефератов;
б) оформление выставок, плакатов, планшетов, стенгазет, стендов,
в) оформление экспозиций, витрин для школьного музея
г) уход за экспонатами и их реставрация;
- Просветительская деятельность:
а) проведение встреч, праздников, экскурсий и т.д. по содержанию составленных композиций;
б) деятельность лекторских групп
г) сотрудничество с газетой «Переходный возраст»;
г) подготовка материалов для классных часов;
- Экскурсионная:
1. подготовка экскурсоводов из состава учащихся школы:
2.проведение экскурсий в музее;
3. выступления лекторской группы
Руководство работой школьного музея.
Руководит деятельностью школьного краеведческого музея Совет музея, в состав которого входят педагоги и учащиеся старших классов. Непосредственное руководство практической деятельностью музея осуществляет руководитель музея, назначаемый приказом директора школы. В своей деятельности музей руководствуется Уставом школы, Положением о школьном музее и ежегодным планом работы.
Сроки действия программы. Программа рассчитана на 2 года (2012-2013 гг.)
Совет школьного музея, куда входят учителя и старшеклассники, поисковый отряд создан на базе 8 класса. Возраст – 12 – 17 лет.
Использование музея в образовательно–воспитательном
процессе средней общеобразовательной школы № 18
Каким бы содержательным и современным по оформлению ни был музей, он только тогда станет неотъемлемой частью общешкольного организма, если учителя будут широко использовать его экспозицию и фонды в учебно-воспитательном процессе.
Учителя, используя возможности музея, в процессе преподавания сочетают приемы обучения с методами познания: они не только сообщают информацию, но и демонстрируют учащимся сложные пути ее получения.
Школьный музей помогает воспитывать в учащихся исследовательскую активность, развивает творческое мышление, прививает навыки самостоятельного приобретения знаний.
Музей является базой и для серьёзной воспитательной работы. Он хранит память о традициях жизни наших прадедов и поддерживает те (традиции), на которых воспитываются нынешние поколения.
Работа в музее помогает школьникам выбрать будущую профессию. Тема труда и защиты своего Отечества нашла в музее своё отражение.
Все виды воспитательной работы, которые ведутся на базе нашего школьного музея, способствуют формированию личности учащихся.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Школьный музей обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Участие в поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края изнутри, понять, как много сил и души вложили их предки в экономику и культуру края, частью которого является семья и школа. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству, к малой Родине.
Школьный музей дает возможность детям попробовать свои силы в разных видах научной, технической и общественной деятельности. Участвуя в краеведческих походах и экспедициях, школьники получают физическую закалку, учатся жить в автономных условиях. Много практических навыков приобретают они и в процессе обеспечения научно - исследовательской деятельности музея. Это навыки поисковой работы: умение описывать и классифицировать исторические источники, реставрировать исторические документы, сопоставлять факты и др. Путешествуя по родному краю, изучая памятники истории и культуры, объекты природы, беседуя с участниками и очевидцами изучаемых событий, знакомясь с документальными, вещевым изобразительными объектами наследия в среде их бытования, в музеях и архивах, учащиеся получают более конкретные и образные представления по истории, культуре и природе своего города, учатся понимать, как история малой Родины связана с историей России, как различные исторические, политические и социально-экономические процессы, происходящие в государстве и в мире, влияют на развитие этих процессов в родном селе, школе. Таким образом, конкретизируются и расширяются знания и представления детей, почерпнутые при изучении школьного курса истории и обществоведения, реализуется региональный компонент образовательных стандартов, то есть изучается история Тюменского края.
Список
учащихся кружка «Память»
- Блохина Полина
- Громов Андрей
- Демидова Регина
- Золин Станислав
- Калугин Артем
- Кузьмина Софья
- Новиков Илья
- Прокуророва Олеся
- Райков Даниил
- Чирков Денис
- Шешенина Анастасия
- Якимкина Дарья
- Киндеева Алина
- Синюшкина Снежана
- Малышева Мария