Музей "Память"

Лозяная Людмила Владимировна

 Девиз музея "Отдайте памяти сердца"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obrazovatelnaya_programma_kruzhka_pamyat.doc215 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное   бюджетное  общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 18

г.  Мурома

Образовательная программа кружка

дополнительного  образования

«Память»

Срок реализации программы: 2 года

Возраст обучающихся по программе детей: 12-17 лет

Составитель:

Лозяная Людмила Владимировна,

учитель, руководитель  музея «Память».

Муром 2012  год

Образовательная программа

кружка

«Память»

(программа рассчитана на детей в возрасте 12-17 лет)

Срок реализации программы 2 года

Краеведение учит людей любить

не только свои родные места,

 но и знать о них, приучает их

 интересоваться историей,

 искусством, литературой,

повышать свой культурный уровень.

 Это – самый массовый вид науки.

                                                                                                                 

 Д.С. Лихачев

  Пояснительная записка

        Судьба подрастающего поколения в значительной мере зависит от восстановления и устойчивого функционирования системы воспитания, определяющей нравственные ориентиры, дающей прочную духовную опору на подлинные, а не мнимые жизненные ценности, гражданственность и патриотизм. Свое начало воспитание патриотизма берет там, где родился человек, где он прошел свое духовное и нравственное становление. А для этого молодой человек должен воспитываться на исторических, культурных традициях своего народа, должен помнить о прошлой жизни своих предков.
        Каждый человек – своего рода открыватель, он идет к старым, как мир истинам своим путем. Но у истока длинной дороги жизни, у каждого из нас есть своя малая Родина, со своим обликом, со своей красотой. Предстает она человеку в детстве и остается с ним на всю жизнь. Поэтому очень важно знать  историю своего села, семьи, свои корни. Каждый, кто любит свою Родину, должен знать не только ее настоящее, но и ее прошлое. Как жили наши предки, как трудились и праздновали праздники, каковы быт, обычаи, обряды. Большую ценность для нас представляют мировоззрение, культура.

История прошлого – это память народов. В ней наши корни, корни сегодняшних явлений. Невозможно понять современную жизнь, нельзя создавать будущее, не зная прошлого, не зная истории своего народа. История хранит в себе опыт поколений, великие имена, подвиги людей и многое другое. История порой бывает противоречивой, но она единственная история народа, другой у него нет. Это история наших дедов и прадедов. Мы сегодняшние, стоим на их плечах. Они подняли нас. И в своей жизни они ничего уже не могут изменить. Но, уходя их жизни, они надеялись, что мы эту жизнь поймем. А, значит, будем умнее, лучше, гуманнее. Они заслуживают того, чтобы жить в нашей памяти.

Если человек не знает истории своего народа, не любит и не уважает ее

культурные традиции, то вряд ли его можно назвать достойным гражданином своего отечества.

Цель программы: способствовать воспитанию патриотических чувств, формированию патриотического сознания учащихся:

  • Сохранение исторической памяти и наследия, развития интереса к истории своего народа.
  •   Воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма и гражданственности, ответственного отношения к культурно-историческому наследию своей страны.
  •   Развитие мотивации личности к познанию важнейших духовно-нравственных ценностей человечества через изучение и освоение малой родины.
  • Укрепление нравственных позиций учащихся, чувства собственного достоинства, гордости за свою малую родину, за свою Отчизну.
  • Формирование навыков работы в музее;
  • Умение общаться и заботиться о ветеранах войны и труда;
  • Воспитание творческого подхода к решению любых задач;
  • Развитие интереса к участию в полезной практической деятельности.

Задачи программы:

– активизировать краеведческую работу учащихся по изучению истории и культуры родного края.

– продолжить изучение истории и культуры своего края, углубляя знания по учебным школьным программам через формы дополнительного образования (научно-исследовательскую, экскурсионно-массовую, познавательную и игровую деятельность);

– использовать историко-краеведческий потенциал своего края для воспитания духовной личности и развития ее творческих способностей;

Обеспечение программы

 

  Для осуществления данной программы школа располагает следующей материальной и информационной базой и кадровым обеспечением:                                                                                                                                                                              

1)     Комната-музей;

2)     Руководитель школьного музея;

3)     Совет музея;

4)     Краеведческий кружок;

5)     Конференц-зал для проведения виртуальных экскурсий

6)     Компьютер; проектор; интерактивная доска.

Формы  и  методы работы.

  1. словесные, наглядные, практические
  2. проектно-исследовательская деятельность   
  3. активные методы обучения: поисковая деятельность, публичные выступления,  использование Интернет

В зависимости от содержания программы, состава учащихся, педагог намечает объекты исследования, виды и методы работы, что позволяет ребятам сочетать и использовать самые разнообразные формы и средства.

В зависимости от содержания занятий  форма учебной работы может быть:

  • лекция   (обзорные беседы, доклады педагога и  участников  кружка ДО);
  • семинар  (обучение навыкам по сбору историко-краеведческого материала;
  • научно-исследовательской  (изучение и классификация собранных материалов, работа  с письменными источниками, подготовка докладов);
  • оформительской   (изготовление отчётов, иллюстрированных  фотографиями, создание презентаций);
  • организационно-массовой (проведение игр, конкурсов на краеведческие темы).

Итоги работы  (виды и форма контроля) подводятся следующим образом:

-  проведение экскурсий в школьном музее,

-  встречи с интересными людьми,

-  выступления членов кружка на занятиях,

-  обсуждение работы кружка,

-  реализация социальных проектов.

       

Программа кружка  составлена для учащихся школы на   2  года обучения (408 часов). Занятия проводятся 3 раза   в неделю – по 2  часу.  Программа предусматривает каждый год повторение пройденных тем, что облегчает   вновь прибывшим на занятия кружка детям легче включиться в музейную деятельность. Так как программа  включает в себя различные обучающие блоки, способствующие расширению и углублению знаний, умений и навыков, то занятия для каждого обучающегося дают больше возможностей для творческого развития личности.

Обучающийся должен знать:

  1. Функции музея в целом, в том числе  школьного музея;
  2. фондовую работу музея;
  3. направления деятельности музея;
  4. основы выставочной,  экскурсионной, оформительской деятельности музея;
  5. методику проектно-исследовательской  деятельности и  оформление работ;
  6. формы и методы просветительной и образовательной работ в музее

                                                    Уметь:

  1. Вести поиск музейных  материалов
  2. Классифицировать, систематизировать и описать музейный предмет;
  3. оформить тематическую выставку и разработать экскурсию;
  4. провести экскурсии обзорные, тематические, комплексные;
  5. вести интервьюирование;
  6. работать с источниками исследований;
  7. Писать и оформлять исследовательские  работы;
  8. Составлять  и оформлять социально-значимые  проекты;
  9. Защищать творческие, исследовательские работы перед публикой  

Ожидаемые результаты программы

  1. Расширение знаний о родном крае.
  2. Развитие познавательной деятельности.
  3. Привитие любви к своей  Родине.

4.  Освоение навыков музейного дела.

5.  Сохранение культурного наследия для будущих поколений

Тематическое планирование на 2012-2013 учебный год 

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Всего

теория

экскурсии

практика

1.

Вводное занятие. Знакомство. Инструктаж по ТБ

2

2

2.

Знакомство с целью и задачами кружка на 2012-2013 год.   История музейного дела.

3

2

1

3.

Знаменитые музеи  России и мира

5

2

3 (ИКТ)

4.

Школьный краеведческий музей.

1

1

Основы музейных знаний. «Свидетели истории»

4

2

2

5.

Где и как собирать материалы для музея?

4

2

2

6.

Работа с историческими источниками.

4

1

3

7.

Изучение архивных документов

4

1

3

8.

Фонды музея.  

2

2

9.

Порядок сбора,  учета и хранения музейных экспонатов

2

2

10.

Работа в школьном музее (с экспонатами, оформление стендов, стеллажей, разбор папок с информацией).  

8

2

6

11.

Как оформить выставку, музейную экспозицию

4

2

2

12.

Как подготовить доклад, экскурсию

4

2

1

1

13.

М.И.Ермаков (поисковая деятельность. Сбор материала для книги М.И.Ермаков и его роль в развитии поселка

5

5

14.

Обработка материала по М.И.Ермакову, оформление брошюры

10

10

15.

Работа над стендом в музей: «М.И.Ермаков»

5

5

16.

Составление экскурсии посвященной М.И.Ермакову

5

5

17.

Создание виртуальной экскурсии «М.И.Ермаков»

3

3

18.

Проведение экскурсии по теме: «М.И.Ермаков и его роль в развитии поселка».

8

8 (4 в музее+4 ИКТ)

8

19.

Проведение экскурсий посвященных юбилею школы

9

9(6 в музее+3 ИКТ)

9

20.

Составление виртуальных экскурсий по музейным экспозициям. Обучение работы в PowarPoint

4

2

2

21.

«Медаль за бой медаль за труд из одного металла льют» Виртуальная экскурсия

5

2 (ИКТ)

3

22.

История образования на поселке Вербовский. История школы № 18

5

2 (ИКТ)

3

23.

Погодин М.М. – первый директор школы № 18

5

2 (ИКТ)

3

24.

Голуб В.И. «История об историке»

5

2 (ИКТ)

3

25.

Гордость школы наши выпускники – А.А.Прокуроров

5

2 (ИКТ)

3

26.

Гордость школы наши выпускники – В.В.Лосев

5

2(ИКТ)

3

27.

Поисковая деятельность. «Н.С.Разин – Солдат ставший ангелом» (встреча с родственниками)

5

1

4

28.

Обработка материала по Н.С. Разину,  оформление брошюры

6

2

4

29.

Работа над стендом в музей: «Н.С.Разин – Солдат ставший ангелом»

5

5

30.

Составление экскурсии посвященной Н.С. Разину  

5

5

31.

Создание виртуальной презентации «Н.С. Разин  

3

3

32.

Проведение экскурсии по теме: «Н.С.Разин – Солдат ставший ангелом».

6

3+ 3 ИКТ

6

33.

Проведение экскурсии  посвященной дню рождения А.А. Прокуророва

8

5+ 3ИКТ

8

34.

Обновление экскурсий по экспозиции «Медаль за бой, медаль за труд из одного металла льют» Разработка виртуальных экскурсий.

10+8

4

18

35.

Уроки мужества (в музее, в конференц-зале, в кабинетах оснащенных ИКТ)

10

5+5ИКТ

10

36.

Работа над социальным проектом «Наказ ветерана – труженики тыла». Сбор информации

6

1

5

37.

Обработка информации в рамках социального проекта

6

1

5

38.

Оформление и выпуск книги в рамках социального проекта «Наказ ветерана»

10

2

8

39.

Презентация книги «Наказ ветерана – труженики тыла»

2

2

Всего:

216

35

58

168

Тематическое планирование на 2013-2014 учебный год 

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Всего

теория

экскурсии

практика

1.

Вводное занятие. Знакомство. Инструктаж по ТБ

2

2

2.

Знакомство с целью и задачами кружка на 2012-2013 год.   История музейного дела.

3

2

1

3.

Здравствуй музей! (уроки для учащихся школы)

8

8 уроков-экскурсий

8

4.

Методика проведения социологического опроса

4

3

1

5.

Секреты хорошего интервью

2

2

6.

Правила записи воспоминаний. Краеведческий дневник

4

3

1

7.

Поисковая деятельность. Сбор информации об учителях школы.

10

2

8

8.

Обработка информации. Создание картотеки «Учителя школы»

8

2

6

9.

Оформление брошюры посвященной учителям школы. Расширение экспозиции «Учителями славится Россия»

10

2

8

10.

Разработка экскурсии по теме: «учителя школы № 18 прошлое и настоящее»

6

1

2

3

11.

Отработка экскурсий с младшей группой

2

2

12.

Отработка экскурсий со старшей группой

2

2

13.

Экскурсии в музей посвященные дню рождения  школы № 18

10

5+5 ИКТ

10

14.

Работа в школьном музее (с экспонатами, оформление стендов, стеллажей, разбор папок с информацией).  

10

2

8

15.

Создание компьютерной картотеки по экспонатам музея и информации

10

2

8

16.

Экскурсии, посвященные дню краеведения (музейные уроки)

8

5+3ИКТ

8

17.

Работа над социальным проектом «Наказ ветерана – дети войны». Сбор информации

10

2

8

18.

Обработка информации в рамках социального проекта

8

2

8

19.

Оформление и выпуск книги в рамках социального проекта «Наказ ветерана»

10

2

8

20.

Презентация книги «Наказ ветерана – дети войны»

2

2

2

21.

Сбор информации по теме: «Педагогические династии»

6

1

5

22.

Обработка полученной информации (сканирование фото, переработка аудиофайлов в текстовый формат)

6

1

5

23.

Создание стендов для музея по теме «Педагогические династии» (4 стенда)

12

12

24.

Отбор материала для экскурсии по  теме «Педагогические династии»

6

6

25.

Создание виртуальных презентаций по теме: «педагогические династии»

10

10

26.

Отработка экскурсий с младшей группой

2

2

27.

Отработка экскурсий со старшей группой

2

2

28.

Проведение экскурсий по теме: «Педагогические династии»

8

8

8

29.

Уроки мужества (в музее, в конференц-зале, в кабинетах оснащенных ИКТ)

10

5+5ИКТ

10

30.

Подготовка и проведение мероприятия «Встреча трех поколений»

6

4

2

31.

Сбор информации о выпускниках - военных

8

2

6

32.

Обработка информации

3

3

33.

Создание виртуальной презентации по теме «Боевая слава отцов – крылья сыновей»

5

1

4

34.

Проведение виртуальной экскурсии

3

3ИКТ

3

Всего:

216

38

51

178

Экскурсии в школьный музей

№ п/п

Название экскурсии

Дата

Кол-во экскурсий

Ответственный

1.

Здравствуй, музей! (обзорная экскурсия)

сентябрь

8

Экскурсоводы: Селезнева Вика, Барскова Вика

2.

Гордость школы – наши выпускники! Алексей Алексеевич Прокуроров (день памяти)

октябрь

3

Руководитель музея: Лозяная Л.В.

3.

М.И. Ермаков и его вклад в развитие поселка Вербовский

М.М. Погодин – 1-ый директор школы № 18

Развитие образования на поселке Вербовский

ноябрь  

декабрь

 

 

7

Руководитель музея: Лозяная Л.В.

4.

Медаль за бой медаль за труд из одного металла  льют (экскурсии по страницам Великой Отечественной войны)

январь

февраль

8

Экскурсоводы: Селезнева Вика, Гусева Марина

5.

Гордость школы – наши выпускники!

Алексей Алексеевич Прокуроров (день памяти)

Виктор Лосев – путь к олимпийскому золоту!

Николай Сергеевич Разин – солдат ставший ангелом!

март

апрель

7

Руководитель музея: Лозяная Л.В.

6.

Медаль за бой медаль за труд из одного металла  льют (экскурсии по страницам Великой Отечественной войны)

Владимир Иванович голуб – детство опаленное войной

май

9

Экскурсоводы

Руководитель  музея

В течение года в музее проводятся уроки по краеведению, ОБЖ, истории, литературе, физкультуре. Классные руководители используют экспозиции музея для проведения  классных часов 

Виртуальные экскурсии

 №

п/п

Название

1.

Алексей Алексеевич Прокуроров - олимпийский чемпион

2.

История школы № 18

3.

Медаль за бой медаль за труд из одного металла льют (включает несколько экскурсий)

4.

Николай Сергеевич Разин – солдат ставший ангелом!

5.

Устный журнал «Женщина и война»

6.

М.И. Ермаков и его вклад в развитие поселка

7.

М.М. Погодин – 1-ый директор школы № 18

8.

В.И. Голуб – история об историке

9.

Виктор Лосев – путь к олимпийскому золоту!

Экспозиции музея

  • История  образования на поселке Вербовский;
  • Медаль за бой,  медаль за труд из одного металла льют;
  • Гордость школы – наши выпускники;

  Деятельность музея

 

  • Организация поисково-исследовательской деятельности:

-  Работа с архивными документами. Работа с периодической печатью, сбор газетных, журнальных статей об интересных людях и событиях поселка.

-  Встречи с участниками и очевидцами исторических событий, запись их воспоминаний, фотографирование. Переписка с земляками, проживающими за пределами, района, области, родного края.

-  Посещение района исследования, изучение данного вопроса на месте, фотографирование зданий и других исторических объектов.

-  Поиск и сбор предметов материальной и духовной культуры.

-  Консультации с работниками библиотек, архивов, музеев и т.д.

  • Реставрационно-оформительская работа:

а) составление альбомов, дневников, докладов-отчетов, рефератов;

б) оформление выставок, плакатов, планшетов, стенгазет, стендов,

в) оформление экспозиций, витрин для школьного музея

г) уход за экспонатами и их реставрация;

  • Просветительская деятельность:

а) проведение встреч, праздников, экскурсий и т.д. по содержанию составленных композиций;

б) деятельность  лекторских групп

г) сотрудничество с  газетой «Переходный возраст»;

г) подготовка материалов для классных часов;

  • Экскурсионная:

1. подготовка экскурсоводов из состава учащихся школы:

2.проведение экскурсий в музее;

3. выступления лекторской группы 

Руководство работой школьного музея.

Руководит деятельностью школьного краеведческого музея Совет музея, в состав которого входят  педагоги и учащиеся старших классов. Непосредственное руководство практической деятельностью музея осуществляет руководитель музея, назначаемый приказом директора школы. В своей деятельности музей руководствуется Уставом школы, Положением о школьном музее и ежегодным планом работы.

Сроки действия программы. Программа рассчитана на 2 года (2012-2013 гг.)

Совет школьного музея, куда входят учителя и старшеклассники, поисковый отряд создан на базе 8 класса. Возраст – 12 – 17 лет.

 

Использование музея в образовательно–воспитательном

 процессе средней общеобразовательной школы № 18 

Каким бы содержательным и современным по оформлению ни был музей, он только тогда станет неотъемлемой частью общешкольного организма, если учителя будут широко использовать его экспозицию и фонды в учебно-воспитательном процессе.

Учителя, используя возможности музея, в процессе преподавания сочетают приемы обучения с методами познания: они не только сообщают информацию, но и  демонстрируют учащимся сложные пути ее получения.

Школьный музей помогает воспитывать в учащихся исследовательскую активность, развивает творческое мышление, прививает навыки самостоятельного приобретения знаний.

 

Музей является базой и для серьёзной воспитательной работы. Он хранит память о традициях жизни наших прадедов и поддерживает те (традиции), на которых воспитываются нынешние поколения.

 Работа в музее помогает школьникам выбрать будущую профессию. Тема труда и защиты своего Отечества нашла в музее своё отражение.

Все виды воспитательной работы, которые ведутся на базе нашего школьного музея, способствуют формированию личности учащихся.

ОЖИДАЕМЫЕ   РЕЗУЛЬТАТЫ

Школьный музей обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Участие в поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края изнутри, понять, как много сил и души вложили их предки в экономику и культуру края, частью которого является семья и школа. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству, к малой        Родине.
        Школьный музей дает возможность детям попробовать свои силы в разных видах научной, технической и общественной деятельности. Участвуя в краеведческих походах и экспедициях, школьники получают физическую закалку, учатся жить в автономных условиях. Много практических навыков приобретают они и в процессе обеспечения научно - исследовательской деятельности музея. Это навыки поисковой работы: умение описывать и классифицировать исторические источники, реставрировать исторические документы, сопоставлять факты и др.
         Путешествуя по родному краю, изучая памятники истории и культуры, объекты природы, беседуя с участниками и очевидцами изучаемых событий, знакомясь с документальными, вещевым изобразительными объектами наследия в среде их бытования, в музеях и архивах, учащиеся получают более конкретные и образные представления по истории, культуре и природе своего города, учатся понимать, как история малой Родины связана с историей России, как различные исторические, политические и социально-экономические процессы, происходящие в государстве и в мире, влияют на развитие этих процессов в родном селе, школе. Таким образом, конкретизируются и расширяются знания и представления детей, почерпнутые при изучении школьного курса истории и обществоведения, реализуется региональный компонент образовательных стандартов, то есть изучается история Тюменского края.

Список

учащихся кружка «Память»

  1. Блохина Полина
  2. Громов Андрей
  3. Демидова Регина
  4. Золин Станислав
  5. Калугин Артем
  6. Кузьмина Софья
  7. Новиков Илья
  8. Прокуророва Олеся
  9. Райков Даниил
  10. Чирков Денис
  11. Шешенина Анастасия
  12. Якимкина Дарья
  13. Киндеева Алина
  14. Синюшкина Снежана
  15. Малышева Мария