Методические материалы

Фалилеева Наталья Анатольевна

Статьи, выступления, авторские разработки занятий, сценарии мероприятий

Автор: Фалилеева Н.А., воспитатель первой квалификационной категории ГДОУ д/с №28 "Светлячок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lichnostnaya_trevozhnost.docx22.66 КБ

Предварительный просмотр:

Личностная тревожность детей старшего дошкольного возраста и социальная компетентность родителей

Детский возраст, особенно дошкольный, является важным в становлении личности ребенка, так как основные свойства и личностные качества складываются в основном в этот период жизни и во многом определяют все его последующее развитие.

 В старшем дошкольном возрасте ребенок переходит к новым типам взаимоотношений с окружающими. Смена социальных отношений может представить для ребенка значительные трудности. Неблагоприятные обстоятельства, отрицательный эмоциональный опыт в жизненных ситуациях может привести к различным нежелательным последствиям, одно из которых выражается в формировании высокой тревожности у детей.

В психологической литературе понятие тревожности раскрывается по-разному. Авторы рассматривают тревожность как психологическое явление; индивидуальную психологическую особенность личности; склонность индивида к переживанию тревоги; состояние повышенного беспокойства.

Природа тревожности человека неоднозначна: с одной стороны, это свойство присущее человеку изначально (биологический аспект), с другой – реакция на враждебный человеку внешний мир (социальный аспект). Выделяют такие виды тревожности как личностная и ситуативная. Личностная тревожность рассматривается как личностная черта, проявляющаяся в постоянной склонности к переживаниям тревоги в самых различных жизненных ситуациях. Ситуативная тревожность выступает своеобразным мобилизующим механизмом и возникает у человека в преддверии возможных неприятностей и жизненных трудностей.

Ученые выделяют разные источники возникновения тревожности. В качестве основных причин, вызывающих детскую тревожность, авторы называют неблагоприятный психологический микроклимат семьи и неодобрение социально значимых для ребенка людей.

Именно тревожность, как отмечают многие исследователи и практические психологи, лежит в основе целого ряда психологических трудностей детства, в том числе многих нарушений развития, служащих поводом для обращений в психологическую службу образования. Одной из причин возникновения тревожности у детей, по мнению психологов, являются неблагоприятные условия их воспитания в семье, в том числе и негативные взаимоотношения с родителями.

Семья является важнейшим социальным образовательным институтом. Общепризнана ее роль в становлении нравственного и гражданского самосознания, личностной зрелости, мировоззренческой ориентации, духовной культуры подрастающего поколения. Вместе с тем современная городская семья находится в глубоком кризисе из-за перемен, происходящих в нашем обществе. Как общественный институт она в значительной степени оказалась не готовой к этим переменам многие родители сами оказались не способными ориентироваться в современном мире, тем более они не в состоянии помочь в этом своим детям.

 Современные родители, погруженные в свою работу, не всегда могут уделить должное внимание своим детям. Кроме того, не все из них обладают достаточным уровнем социальной  компетентности, что необходимо для продуктивного взаимодействия с детьми.

Социальная компетентность традиционно обозначает главные качества, с помощью которых человек успешно реализует себя в жизни.  Поэтому, социальная компетентность, определяется учеными как совокупность знаний и умений, необходимых для социальной деятельности, и личностных качеств, связанных со способностью брать на себя любовь, признание, веру, обеспечивает адаптацию личности в обществе и способствует ее самореализации, самоактуализации и самоопределению.

Социальная компетентность родителей является одним из наиболее важных факторов, влияющих на процесс социализации ребенка, поскольку от степени эффективности социальной компетентности зависит возможность ребенка выбрать приемлемый для собственной индивидуальности способ самоутверждения и творческого самовыражения. 

В структуру социальной компетентности входит коммуникативная и вербальная компетентность, социально-психологическая компетентность и межличностная ориентация, эго-компетентность и собственно социальная компетентность. Коммуникативная компетентность - это знание норм и  правил общения в различных жизненных ситуациях, владение технологией  общения. Уровень коммуникативной компетентности во многом определяется развитостью коммуникативных и организаторских способностей, от развития которых будет зависеть готовность и умение родителей устанавливать контакт с детьми.

 Основные функции социальной компетентности – социальная ориентация, адаптация, интеграция общесоциального и личностного опыта.

А ведь именно сформированность социальной компетентности позволяет родителям строить эффективное общение с окружающими, что благоприятно влияет на развитие детей и соответственно снижает вероятность возникновения у них тревожности. Таким образом, нельзя преувеличить роль социальной компетентности родителей в развитии эмоциональной сферы ребенка.

Мы решили проследить взаимосвязь между личностной тревожностью старших дошкольников и социальной компетентностью родителей, а также выявить половые различия в уровне тревожности старших дошкольников.

 Базой исследования послужили ГДОУ №28 г. Иркутска.  В эксперименте приняли участие дети 5-6 лет всего 30 человек (из них 14 мальчиков и 16 девочек) и их родители (мамы и папы). Всего 87 человек.

Полученные данные говорят о том, что у старших дошкольников преобладает средний  уровень тревожности.

По результатам исследования половых  различий в уровне тревожности старших дошкольников мы пришли к выводу, что:

1. Статистически значимых различий в уровне выраженности тревожности между мальчиками и девочками нет.

2. Не выявлено статистически значимых различий между мальчиками и девочками по количеству высокого, среднего и низкого уровней тревожности.

Возможно, полученные результаты связаны с особенностями выборки, либо можно предположить, что в настоящее время стираются различия в подходах воспитания девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста, что ведет к исчезновению половых различий в уровне тревожности. В результате эмпирического исследования взаимосвязи тревожности старших дошкольников и социальной компетентности родителей можно сделать вывод, что:

1. Наблюдается  связь между тревожностью детей старшего дошкольного возраста и таким параметром социальной компетентности матерей как: нетерпимость к неопределённости (отрицательная связь на уровне значимости: р≤0,05). Это значит, что чем выше уровень нетерпимости к неопределенности матерей, тем меньше тревожность детей.

Это можно объяснить тем, что  у матерей, которые стремятся к стабильности и достигают её, появляется внутреннее спокойствие и это эмоциональное состояние передаётся ребенку, и таким образом, его тревожность снижается.

2. Наблюдается  связь между тревожностью детей старшего дошкольного возраста и таким параметром социальной компетентности отцов как: повышенное стремление к статусному росту (отрицательная связь на уровне значимости р≤ 0,05).

Это значит, что чем больше стремление отцов к статусному росту, тем  ниже тревожность детей. Возможно, это связано с тем, что отцам, которые стремятся достичь успехов в профессиональной деятельности и занять достойное положение в обществе,  приходится много времени взаимодействовать с коллегами, стараться учитывать их мнение при решении возникающих вопросов. Таким образом, приобретая опыт общения в профессиональной деятельности, они используют его при взаимодействии со своими детьми.

Исследование взаимосвязи  между тревожностью отдельно мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста и социальной компетентностью  их родителей показало, что:

1. Наблюдаются связь между уровнем тревожности мальчиков и таким показателем социальной компетентности отцов как социально-коммуникативная неуклюжесть (положительная связь на уровне значимости р ≤ 0,05).

Это означает, что чем больше социально-коммуникативная неуклюжесть отцов, тем выше тревожность сыновей. Это можно объяснить тем, что папы с высоким показателем социально-коммуникативной неуклюжести не могут устанавливать теплые, гармоничные отношения со своими сыновьями, что отрицательно влияет на их эмоциональное состояние.

2. Выявляются связи между тревожностью девочек и следующими характеристиками социальной компетентности отцов:

А)        Нетерпимость к неопределенности (отрицательная связь на уровне значимости р≤ 0,05)

Б)        Повышенное стремление к статусному росту (отрицательная связь на уровне значимости р≤ 0,05)

Это значит, что чем больше отцы нетерпимы к неопределенности  и  стремятся к статусному росту, тем меньше тревожность дочерей. Это можно объяснить тем, что стремление отцов к стабильности и желание достичь успехов в профессиональной деятельности помогают им устранять разногласия с окружающими, что возможно облегчает общение с девочками и способствует уменьшению вероятности возникновения у них тревоги.

3. Не обнаружено связей между уровнем тревожности мальчиков, а также девочек и показателями социальной компетентности их матерей.

Возможно, при увеличении выборки связей проявилось бы больше.

 Из вышесказанного следует, что существует взаимосвязь отдельных показателей социальной компетентности родителей с тревожностью детей старшего дошкольного возраста. При этом тревожность у мальчиков и девочек по-разному связана с социальной компетентностью их родителей.

Полученные выводы не могут быть распространены на всех детей старшего дошкольного возраста, так как исследование проводилось на базе одного дошкольного учреждения, поэтому данная выборка не представляет генеральную совокупность.

Тем не менее, наши результаты  полезны для родителей, педагогов-психологов, всех интересующихся данной тематикой и  могут быть использованы в  консультационной, воспитательной, коррекционно-развивающей работе педагогов-психологов, самопознании и самосовершенствовании личности.

На основе проведенного исследования мы планируем написать коррекционную программу по снижению тревожности детей старшего дошкольного возраста.

Литература:

1. Дружинин В. Н. Психология семьи. / В. Н. Дружинин - М.: КСП, 1996. - 196 с.

2. Куницина В. Н. Социальная компетентность и социальный интеллект:  структура,  функции  / В. Н Куницина,  Теоретические и прикладные вопросы психологии. - СПб.: СПбГУ, 1995 . - 218 с.

3. Мэй Р. Краткое изложение и синтез теорий тревожности / Р. Мэй Тревога и тревожность. – СПб.: Питер, 2008. - 426 с.

4. Столин В. В. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / В. В. Столин, А. А. Бодалев - исслед. ин-т общей и педагогической психологии. Акад. пед. наук СССР-М.: Педагогика, 1989. -  208 с.