Работа по выявлению и развитию способностей учащихся
Программа по выявлению способностей обучающихся разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897, на основе Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», опирается на основную стратегию образования по ФГОС - формирование всесторонне развитой личности. Программа направлена на развитие социокультурной компетенции обучающихся, развитие интеллекта и творчества школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie_4.docx | 24.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение 4
Программа по выявлению способностей обучающихся
Пояснительная записка
Сегодня, когда отмечается резкое возрастание спроса на людей, обладающих нестандартным мышлением, умеющих ставить и решать новые задачи, в обществе существует социальная необходимость выявления и развития способностей учащихся. Роль школы в этом процессе велика. Л. В. Выготским доказано, что обучение опережает развитие и осуществляется лишь постольку, поскольку ребёнка обучают. Учитывая интересы и запросы обучающихся и их родителей и данные мониторинговых исследований, следует отметить, что уровень развития выявляемых интеллектуальных (интерес к окружающей действительности) и творческих способностей (активное использование воображения, фантазии и образного мышления), свободное взаимодействие в обществе требует определенных методических нововведений и педагогических технологий для роста и развития.
Программа по выявлению способностей обучающихся разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897, на основе Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», опирается на основную стратегию образования по ФГОС - формирование всесторонне развитой личности. Программа направлена на развитие социокультурной компетенции обучающихся, развитие интеллекта и творчества школьников.
Наши ученики живут, общаются и развиваются в век новых открытий и динамичного прогресса, поэтому считаю, что проблема выявления способностей и наклонностей актуальна в настоящее время. Однако, традиции и методы школьного воспитания, как правило, не предусматривают специальных мероприятий по выявлению склонностей и интересов обучающихся. Организация школьного процесса сводится в основном к достижению успехов в обучении, заключенном в рамки школьной программы. Вопросы самопознания, индивидуализация и дифференциация обучения должны быть подняты на должный уровень. Обучающиеся не должны зацикливаться на оценках, как единственном показателе успеха, потому что при этом снижается самооценка школьников и образуется комплекс неполноценности.
Цель программы: выявление и развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся через предметы «История» и «Обществознание», создание условий для самореализации способностей обучающихся, создание системы деятельности учителя истории и обществознания по развитию интеллектуальных и творческих способностей обучающихся
Ожидаемые результаты
* Формирование системы работы по развитию творческих способностей обучающихся;
* Творческая самореализация выпускника школы;
* Обеспечение преемственности в работе начальной, средней и старшей школы.
* Данная программа позволит сформировать систему работы и развить интеллектуальные и творческие способности обучающихся с учётом индивидуального и дифференцированного подхода.
Программа является вариативной: каждый педагог может вносить изменения в диагностический инструментарий, выбирать формы работы и дополнять педагогическую деятельность по выявлению способностей обучающихся новыми технологиями, методами и приемами.
Основные формы урочной и внеурочной образовательной деятельности учащихся по истории и обществознанию:
* Учет индивидуальных возможностей учащихся.
* Повышение степени самостоятельности учащихся.
* Расширение познавательных возможностей учащихся.
* Формирование навыков исследовательской, творческой и проектной деятельности.
Ученическая конференция «Шаг в будущее», «Банзаровские чтения», заседание открытой кафедры по проблеме, дистанционные олимпиады и чемпионаты с международным участием, открытые региональные межвузовские олимпиады.
*Развитие умений и навыков самостоятельного приобретения знаний на основе работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой.
*Обобщение и систематизация знаний по учебным предметам.
*Формирование информационной культуры учащихся.
Предметная неделя:
* Представление широкого спектра форм внеурочной деятельности.
* Повышение мотивации учеников к изучению образовательной области.
*Развитие творческих способностей учащихся.
Организация исследовательской работы учащихся по истории и обществознанию:
- класс. Подготовительный этап:
* Формирование навыков научной организации труда;
* Вовлечение в активные формы познавательной деятельности;
* Формирование познавательного интереса;
* Выявление способных учащихся.
Формы:
1) Урок
2) Внеклассная работа
3) Олимпиады, чемпионаты по предметам различного уровня
4) НПК исследовательских работ «Первые шаги»
7 класс. Творческий этап:
* Совершенствование навыков научной организации труда;
* Формирование познавательного интереса;
* Творческое развитие учащихся;
* Индивидуальная работа со способными школьниками.
Формы:
1) Урок
2) Внеклассная работа
3) Олимпиады, чемпионаты по предметам различного уровня
4) Предметные недели
5) НПК исследовательских работ «Шаг в будущее»
- классы. Развивающий этап:
* Совершенствование навыков научной организации труда.
* Развитие и расширение познавательных интересов учащихся.
* Формирование исследовательских навыков.
* Развитие информационной культуры учащихся.
Формы:
1) Урок
2) Внеклассная работа
3) Олимпиады, чемпионаты по предметам различного уровня
4) Предметные недели
5) НПК исследовательских работ «Шаг в будущее»
6) Индивидуальная работа по разработке проектов и выполнению рефератов.
7) Элективный курс «Я - Гражданин».
Универсальные учебные действия |
Познавательные общеучебные действия: * умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме; * выделение познавательной цели; * выбор наиболее эффективного способа решения поставленной задачи; * умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; * устанавливать причинно-следственные связи; * устанавливать аналогии, проводить сравнение и классификацию по заданным критериям. Коммуникативные УУД: * умение общаться с другими людьми — детьми и взрослыми; * умение выражать свои мысли полно и точно; * управление действиями партнера (оценка, коррекция); * использовать речь для регуляции своего действия. Регулятивные УУД: * целеполагание; * волевая саморегуляция; * прогнозирование уровня усвоения; * оценка; * коррекция. Личностные УУД: * знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; * ориентация на понимание причин успеха в деятельности; * осознание ответственности за общее благополучие; * развитие этических чувств; * установка на здоровый образ жизни; *самооценка; * самоопределение. |