Обобщающий урок 11 класс тема "Главные направления эволюции органического мира"
Тестовые задания: первый и второй варианты, понятия о биологическом прогрессе и регрессе,
основные направления эволюционного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_11kl.glavnye_napravleniya_evolyutsii.doc | 133.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок - обобщения для учащихся 11 класса
тема «Главные направления эволюции органического мира»
Задание № 1
Вариант 1
1.Заполните таблицу, проставив против каждого пункта буквенное обозначение соответствующего направления эволюции:
(Аромрфоз –А, идиоадаптация-И, дегенерация – Д)
Приспособительные признаки, возникающие в ходе эволюции | |
1. Возникающие многоклеточных | |
2. Возникновение полового процесса | |
3. Образование позвоночника | |
4. Образование пятипалых конечностей | |
5. Образование ластов | |
6. Образование цепкого хвоста (у обезьяны) | |
7. Образование у земноводных трехкамерного сердца | |
8. Образование у земноводных двух кругов кровообращения | |
9. Возникновение теплокровности | |
10. Ускорение проведения по нервам возбуждения у позвоночных | |
11. Усложнение головного мозга | |
12. Увеличение массы головного мозга | |
13. Переход к внутреннему оплодотворению у позвоночных | |
14. Утрата четырех пальцев из пяти (у лошадей) | |
15. Утрата густого шерстного покрова (у слона) | |
16. Утрата органов кровообращения и пищеварения (у цепня) | |
17. Образование хобота у слона | |
18. Удлинение шеи у жирафа |
2. Заполнить основные направления биологического прогресса:
Пути биологического прогресса | Чем характеризуется | Примеры |
Ароморфоз | ||
Идиоадаптация |
Задание №_2
1. Установить соответствие между названиями организмов и биологическим явлениям:
1) возникновение хлорофилла и фотосинтеза в процессе эволюции;
2) образование усиков на листьях гороха;
3) утрата листьев у кактусов;
4) образование хобота у слона;
5) возникновение постоянной температуры тела (теплокровность) у млекопитающих;
6) утрата органов пищеварения у паразитических червей;
7) зачатки тазовых костей в толще мышц у кита;
8) рождение хвостатых людей;
9) зачатки хвостовых позвонков в скелете человека;
10) сходство внутреннего строения передних конечностей лошади и крыла птицы.
А- ароморфоз; Б- идиоадаптация; В- дегенерация; Г- рудименты; Д- атавизмы; Ж- гомологичные органы; З- аналогичные органы.
2. Заполнить понятия о биологическом прогрессе и биологическом регрессе:
Направления эволюции органического мира | Чем характеризуется | Примеры |
Биологический прогресс | ||
Биологический регресс |
Задание № 3
Вариант 2
1.Заполните таблицу, проставив против каждого пункта буквенное обозначение соответствующего направления эволюции:
А – ароморфоз И-идиоадаптация Д-дегенерация
Приспособительные признаки, возникающие в ходе эволюции | |
1. Возникновение хлорофилла | |
2. Возникновение фотосинтеза | |
3. Дифференциация слоевища (тела растения) на лист, стебель, корень | |
4. Возникновение ползучего стебля у земляники | |
5. Возникновение полового процесса | |
6. Появление проводящей ткани | |
7. Появление цветка у покрытосеменных | |
8. Утрата листьев и превращение их в колючки (у кактуса) | |
9. Появление плода у покрытосеменных | |
10. Появление семян у голосеменных | |
11. Появление лазающего стебля у винограда и плюща | |
12. Появление крылышек и волосков на плодах клена и одуванчика | |
13. Появление зацепок на плодах лопуха и череды | |
14. Появление сочной мякоти в плодах рябины и малины | |
15. Утрата листьев, развитой корневой и сосудистой системы и околоцветника у ряски | |
2. Параллелизм. Определение. Отличительные особенности изменений. Привести примеры. |
Задание № 4
1.Заполните пропуски в тексте.
1) Ароморфоз, ………….. и …………..являются путями эволюционного
процесса.
2) Все три пути эволюции могут приводить биологические виды к состоянию
биологического ………. .
3) Биологический прогресс характеризуется ………….численности особей,
……………….ареала вида, ……………. скорости видообразования.
4) Биологический регресс характеризуется ………….. чертами.
5) И биологический прогресс, и биологический ………. видов могут быть
связаны с деятельностью……………. .
2. Типы эволюционных изменений: конвергенция и дивергенция. Дать определение.
Отличительные особенности изменений. Указать их причину и результат. Привести
пример.
2. Заполнить основные направления биологического прогресса
Пути биологического прогресса | Чем характеризуется | Примеры |
Ароморфоз | ||
Идиоадаптация |
Эталон ответов
Понятие о биологическом прогрессе и биологическом регрессе
Табл. 1
Направление эволюции органического мира | Чем характеризуется | Примеры |
Биологический прогресс | 1. Увеличение численности особей вида. 2. Расширение ареала вида. 3. Образование новых популяций и систематических единиц. | Заяц-русак, нематоды (круглые черви), домовый воробей |
Биологический регресс | 1. Снижение числа особей вида. 2. Уменьшение ареала вида. 3. Уменьшение числа видов, подвидов, популяций. 4. Вымирание видов. | Уссурийский тигр, гепард, белый медведь, выхухоль, древние папоротникообразные |
Основные направления эволюционного процесса
Табл. 2
Пути биологического прогресса | Чем характеризуется | Примеры |
Ароморфоз | Крупное эволюционное изменение, ведущее к общему подъему организации, но не является приспособлением к резко ограниченным условиям существования; дает возможность освоения новой среды обитания | Приспособление к полету, появления теплокровности, возникновение волосяного покрова – у животных: появление фотосинтеза, разделение тела на органы, появление цветка и семени – у растений |
Идиоадаптация | Мелкие эволюционные изменения, которые способствуют приспособлению к определенным условиям обитания (частные приспособления) | Разный состав пищи привел к возникновению разных ротовых аппаратов у насекомых, разной формы клюва у птиц и т.д. |
Общая дегенерация | Эволюционные изменения, которые ведут к упрощению организации. Часто связаны с переходом к паразитическому образу жизни. | Паразитические черви – отсутствуют органы чувств и нервная система; пещерные рыбы – нет глаз; растение раффлезия – нет корней, стебля, листьев… |
Эталон ответов.
Вариант 1
Приспособительные признаки, возникающие в ходе эволюции | |
А | Б |
1. Возникающие многоклеточных | А |
2. Возникновение полового процесса | А |
3. Образование позвоночника | А |
4. Образование пятипалых конечностей | А |
5. Образование ластов | И |
6. Образование цепкого хвоста (у обезьяны) | И |
7. Образование у земноводных трехкамерного сердца | А |
8. Образование у земноводных двух кругов кровообращения | А |
9. Возникновение теплокровности | А |
10. Ускорение проведения по нервам возбуждения у позвоночных | А |
11. Усложнение головного мозга | А |
12. Увеличение массы головного мозга | А |
13. Переход к внутреннему оплодотворению у позвоночных | А |
14. Утрата четырех пальцев из пяти (у лошадей) | И |
15. Утрата густого шерстного покрова (у слона) | И |
16. Утрата органов кровообращения и пищеварения (у цепня) | Д |
17. Образование хобота у слона | И |
18. Удлинение шеи у жирафа | И |
Эталон ответов
Вариант 2
Приспособительные признаки, возникающие в ходе эволюции | |
А | Б |
1. Возникновение хлорофилла | А |
2. Возникновение фотосинтеза | А |
3. Дифференциация слоевища (тела растения) на лист, стебель, корень | А |
4. Возникновение ползучего стебля у земляники | И |
5. Возникновение полового процесса | А |
6. Появление проводящей ткани | А |
7. Появление цветка у покрытосеменных | А |
8. Утрата листьев и превращение их в колючки (у кактуса) | И |
9. Появление плода у покрытосеменных | А |
10. Появление семян у голосеменных | А |
11. Появление лазающего стебля у винограда и плюща | И |
12. Появление крылышек и волосков на плодах клена и одуванчика | И |
13. Появление зацепок на плодах лопуха и череды | И |
14. Появление сочной мякоти в плодах рябины и малины | И |
15. Утрата листьев, развитой корневой и сосудистой системы и околоцветника у ряски | Д |
16. Утрата корней, хлорофилла и листьев у повилики | Д |
17. Появление клубней у дикого картофеля | И |
18. Железистые волоски на листьях душистой герани | И |