Рабочие программы
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данная рабочая программа рассчитана на изучение русского языка на базовом уровне и составлена на основе Государственного стандарта общего образования, учебного плана школы на 2012- 2013 учебный год, примерной программы по русскому языку и программы по русскому языку для 5-11 классов татарских школ под редакцией Л.З. Шакировой; Казань, издательство «Магариф», 2003 с учётом учебной программы МБОУ «Актанышская средняя общеобразовательная школа №1».
Количество часов -140, в неделю - 4 часа. (35 уч. нед.)
Контрольные диктанты-5
Развитие речи:
Сочинение-4
Изложение-2
Контрольная работа-2
Тесты-5
В соответствии с учебным планом МБОУ «Актанышская СОШ №1» рабочая программа рассчитана на 140 часов (4 часа в неделю), т.к. 1 час в неделю (35 ч. в год) выделен из компонента образовательного учреждения. В календарно-тематическом плане данные часы отводятся для изучения программного материала.
Распределение часов по разделам курса произведено самостоятельно. При составлении рабочей программы в последовательность изучения тем внутри раздела «Фонетика. Графика. Культура речи» внесены незначительные изменения в соответствии с учебником.
Раздел «Текст» рассредоточен в соответствии с изучаемым языковым материалом.
В программе соблюдены принципы преемственности и системности. В 5 классе учащиеся, опираясь на знания, полученные в 1-4 классах, совершенствуют навыки и умения по разделам «Текст», «Синтаксис и пунктуация», «Лексика», «Фонетика. Графика», «Орфоэпия и орфография», «Морфемика. Словообразование», «Морфология». При изучении материалов учитывается особенности родного языка школьников и возможности учащихся.
Контрольные диктанты , изложения и сочинения проводятся согласно тематическому планированию. Административные контрольные работы проводятся согласно учебному плану школы за 2012-2013 учебный год.
Согласно Приложению к письму Департамента госполитики в образовании минобрнауки России от 4 сентября 2008 года №3-1905 по расширению изучения творческого наследия А.И. Солженицынав общеобразовательных учреждениях включены отрывки из произведений для уроков развития речи:
-в разделе «Лескика» после изучения темы «Неологизмы»
-на уроках обобщения (обучающие и проверочные диктанты)
Цели и задачи:
Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей:
- воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
- развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, стилистических ресурсах ,основных нормах русского литературного языка и речевого этикета, обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Достижение указанных целей осуществляется в процессе формирования и развития коммуникативной,языковой и лингвистической, культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция - овладение всеми видами речевой деятельности, основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся.
Языковая и лингвистическая компетенция – освоение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, общих сведений о лингвистике, овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения, национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета.
Распределение часов по темам
№ | Содержание | Кол-во часов . |
1 | Язык – важнейшее средство человеческого общения. Общение. Язык и речь. | 3 ч. |
2 | Повторение изученного в 1-4 классах. | 7 ч. |
3 | Синтаксис и пунктуация. Культура речи. Текст | 39 ч. |
4 | Лексика. Культура речи | 6 ч. |
5 | Фонетика. Графика. Орфоэпия и орфография. Культура речи. | 14 ч. |
6 | Морфемика. Словообразование. Орфография. Культура речи. | 16 ч. |
7 | Морфология. Орфография. Части речи. Культура речи. Имя существительное и его употребление в речи. | 10ч. |
8 | Глагол и его употребление в речи. | 25 ч. |
9 | Практическое усвоение основных значений падежей. | 11 ч. |
10 | Местоимение и его употребление в речи. | 2 ч. |
11 | Имя прилагательное и его употребление в речи. | 3 ч. |
12 | Наречие и его употребление в речи. | 1 ч. |
13 | Повторение изученного за год. | 3ч. |
всего | 140 ч. |
Основное содержание программы
Язык - важнейшее средство человеческого общения. Общение (устное и письменное). Язык и речь. (3 ч.)
I. Роль языка в жизни человека и общества. Язык- важнейшее средство общения людей, средство передачи мысли, переработки и хранения информации.
Речь как способ общения людей. Формы речевого общения (устная и письменная речь).
Речь диалогическая и монологическая. Речь разговорная и книжная.
II. Умения:
- обосновывать значение языка как важнейшего средства общения;
- раскрывать особенности устной и письменной форм речи;
- разграничивать диалогическую и монологическую речь;
- создавать короткие диалоги и монологи в целях решения коммуникативной задачи (по заданной теме и ситуации);
- воспроизводить содержание прослушанного и прочитанного.
Повторение изученного в I- IV классах. (7 ч.)
I. Звуки и буквы. Произношение и правописание слов с безударными гласными в корне. Произношение и правописание слов с звонкими и глухими согласными. Произношение и правописание слов с мягкими и твердыми согласными. Произношение слов с согласными ж, ш, ч, щ.
II. Совершенствование:
- произношения трудных для учащихся- татар звуков в составе слов и предложений;
- правописания слов с проверяемыми гласными и согласными.
I. Состав слова. Основа и окончание. Корень, приставка, суффикс.
II. Умение выделять в словах окончание и основу; корень, приставку и суффикс.
Часть речи. Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол.
Умения определять основные признаки имен существительных, прилагательных, глаголов и пользоваться этими знаниями при построении предложений.
Синтаксис и пунктуация. Культура речи. (39 ч.)
Фонетика. Графика. Культура речи (7ч.)
Орфоэпия и орфография. Культура речи (7ч.)
Морфемика. Словообразование. Орфография. Культура речи (16ч.)
Морфология и орфография. Части речи. Культура речи (10ч.)
Имя существительное н его употребление в речи.
Глагол и его употребление в речи (25ч.)
Практическое усвоение основных значений падежей (11ч.)
Местоимение и его употребление в речи. (2 ч.)
Имя прилагательное и его употребление в речи. (3 ч.)
Наречие и его употребление в речи. (1 ч.)
Повторение изученного за год. (3 ч.)
Требования к знаниям и умениям учащихся 5 класса
В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать:
- основные единицы языка и их признаки;
- смысл понятий: речь устная и письменная, диалог и монолог, ситуация речевого общения, стили языка, текст;
- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), нормы речевого этикета;
- основные особенности фонетической, лексической системы и грамматического строя русского языка.
К концу 5 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
- опознавать основные единицы языка,определять их особенности;
- различать разговорную речь,стили речи;
- определять тему,основную мысль текста,его структуру и языковые особенности;
- выявлять и исправлять ошибки в произношении и употреблении слов и словосочетаний, предложений, вызванные влиянием родного языка;
- соблюдать орфоэпические, лексические, стилистические,правописные нормы русского литературного языка, нормы русского речевого этикета;
- разбирать слова фонетически, по составу, морфологически, а предложения – синтаксически;
- составлять простые и сложные предложения;
- разъяснять значение известных слов и правильно употреблять их;
- пользоваться орфографическими и толковыми словарями;
- соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного.
ПО ОРФОГРАФИИ: находить в словах изученные орфограммы, находить орфографические ошибки и исправлять их, правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 5 классе.
- ПО ПУНКТУАЦИИ: находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать свой выбор.
аудирование и чтение
- понимать информацию, предъявляемую на слух в нормальном темпе;
- читать тексты разных стилей и жанров, использовать разные виды чтения.
говорение и письмо
- пересказывать прочитанный или прослушанный текст;
- создавать в соответствии с темой, целью, сферой и ситуацией общения устные и письменные тексты в форме монолога-описания, повествования, рассуждения, различные по стилю и жанру;
- вести диалог на бытовые , учебные, социокультурные темы, диалог-дискуссию с аргументацией своей точки зрения;
- осуществлять основные виды информационной переработки текста (план,конспект);
- переводить на русский язык фрагменты из произведений родной литературы.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания роли русского языка в жизни человека и общества, роли русского языка как национального языка русского языка ,как государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения
- приобщения к русской и мировой культуре
- получения знаний по другим учебным предметам
- развития навыков речевого самоконтроля, оценки своей речи с точки зрения правильности
- официального и неофициального межличностного и межкультурного общения в социально-культурной, бытовой и учебной сферах, социальной адаптации
Календарно– тематическое планирование уроков русского языка в 5 классе
№ | Тема урока | Колич-во часов | Тип урока | Виды учебной деятельности учащихся | Виды контроля | Планируемые результаты освоения материала | Домашнее задание | Дата проведения | |
план | факт | ||||||||
Язык- важнейшее средство человеческого общения. Общение.Язык и речь. 3часа | |||||||||
1 | Роль языка в жизни человека и общества. | 1 | вводный | Чтение высказываний о русском языке, работа в тетрадках, словариках | Уметь извлекать необходимую информацию из учебно-научных текстов | § 1, Упр.6,7 стр.6 для заучивания наизусть | 3.09 | 3.09 | |
2 | Язык и речь.Формы речевого общения.Диалогическая и монологическая речь. | 1 | Урок объяснения нового материала | текущий | Уметь извлекать необходимую информацию из учебно-научных текстов | §2-4, контрольные вопросы и задания, стр 11 | 4 | 4 | |
3 | Проверочный диктант по теме “Язык и речь” Использование размышлений А.И. Солженицына о русском языке, об искусстве слова из отрывка рассказа Солженицына «Абрикосовое варенье» | 1 | Урок контроля | Письменная работа в тетрадках. | Стартовая проверочная работа. | Владеть навыками самоконтроля, самоанализа | Повторить изученные в 4 классе темы | 5 | 5 |
Повторение изученного в 1-4 классах.7 часов | |||||||||
4 | Звуки и буквы.Гласные и согласные. | 1 | Урок повторения и систематизации знаний | Упражнения по учебнику, работа по таблице. | Словарный диктант | Знать отличие буквы от звука, принцип деления звуков на гласные и согласные. | §5, стр.12 упр.23 | 8 | 8 |
5 | Состав слова.Орфограмма | 1 | Урок повторения и систематизации знаний | Упражнения по учебнику, Разбор слов по составу на татарском языке | Объяснительный диктант | Уметь разбирать слова по составу | §6-7, стр.13 упр27,28 | 10 | 10 |
6 | Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова. Проверяемые согласные в корне. | 1 | Урок повторения и систематизации знаний | Упражнения по учебнику, работа по таблице. | индивидуальная работа по дидактическому материалу | Уметь находить проверочные слова для слов с безударными гласными, проверяемые ударением, | §8-9, стр.15 упр35 – 1 группа; Стр.16 упр37 – 2 группа | 11 | 11 |
7 | Части речи. Имя существительное. | 1 | Урок повторения и систематизации знаний | Упражнения по учебнику | тестовые задания, | Уметь определять части речи, их морфологические признаки; склонение существительного. | §12, стр18 упр.50 | 12 | 12 |
8 | Имя прилагательное | 1 | Урок повторения и систематизации знаний | Упражнения по учебнику | тестовые задания | Уметь определять части речи, их морфологические признаки. | §13, стр.19 упр.53 | 15 | 15 |
9 | Глагол. | 1 | Урок повторения и систематизации знаний | Упражнения по учебнику, составление устного рассказа «На сенокосе» | тестовые задания | Уметь определять части речи, их морфологические признаки. | §14, стр.24 контрольные вопросы и задания | 17 | 17 |
10 | Диктант с грамматическим заданием по теме “Повторение изученного в 1-4 классах” “Лес в сентябре” | 1
| Урок контроля | Письмо под диктовку, самостоятельная работа по грамматическим заданиям | Диктант с грамматическим заданием | Уметь использовать полученные знания на практике, писать под диктовку | Стр.23, речевое упражнение под упр.60 | 18 | 18 |
Синтаксис и пунктуация. Культура речи 39 часов | |||||||||
11 | Работа над ошибками контрольного диктанта. Слово и словосочетание. | 1 | Урок объяснения нового материала | Работа по текстам учебника. | Устный опрос | Знать различия между словом, словосочетанием и предложением. | §15, стр.29, упр.70 (устно) | 19 | 19 |
12 | Словосочетание типа “сущ” и “сущ.”. | 1 | Комбинированный урок | Работа по текстам учебника. | Индивидуальные задания по карточкам | Уметь определять главное и зависимое слово, выделять словосочетания из предложения. | Пересказать своими словами теоретический материал на стр.27, привести примеры | 22 | 22 |
13 | Словосочетание типа “сущ.” и “прил.”. | 1 | Комбинированный урок | Работа по текстам учебника. | Выборочный диктант | Уметь определять главное и зависимое слово, выделять словосочетания из предложения. | Выписать из худ.произведений словосочетания (5) типа “сущ..” и “прилаг.” | 24 | 24 |
14 | Словосочетание типа “глагол”и “сущ.”. | 1 | Комбинированный урок | Работа по текстам учебника. | Уметь определять главное и зависимое слово, выделять словосочетания из предложения. | Выписать из худ.произведений словосочетания (5) типа “глагол”и “сущ.”. | 25 | 25 | |
15 | Разбор словосочетания. | 1 | Комбинированный урок | Учебный материал, работа по таблице. Работа в группах, индивидуальная работа по дидактическому материалу. | Индивидуальные задания по карточкам | Уметь определять главное и зависимое слово, выделять словосочетания из предложения; использовать полученные знания при практической работе Уметь строить словосочетания по формуле из одного слова. | Разбор словосочетаний по образцу (индивидуально) | 26 | 26 |
16 | Предложение. | 1 | Урок объяснения нового материала | Упр–я по учебнику, работа по таблице. | Выполнение тестовых заданий | Знать различия между словом, словосочетанием и предложением. | §16,стр.32, упр.76 | 29 | 29 |
17 | Текст. | 1 | Урок объяснения нового материала | Работа по заданным текстам, письменные работы над упражнениями. | Уметь называть основных признаков текста | §17, стр.33 правило наиз., упр79 | |||
18 | Тема текста. Основная мысль текста | 1 | Комбинированный урок | Работа по заданным текстам, письменные работы над упражнениями. | Уметь задавать вопрос, находить в тексте основную мысль | §18, стр.35 выучить правило наиз. | |||
19 | Развитие речи. Сочинение-описание картины И.И.Левитана ”Золотая осень” | 1 | Комбинированный урок | Работа по передаче содержания задуманного. Письменная работа; | сочинение | Уметь создавать текст заданного стиля, редактировать текст. | Нарисовать рисунок к написанному сочинению | ||
20 | Виды предложения по цели высказывния. Повествовательное предложение | 1 | Комбинированный урок | Упр–я по учебнику, работа по таблице. Выразительное чтение предложений. | Выполнение тестовых заданий | Знать характеристику предложения по цели высказывания; | Составить небольшой рассказ на тему «Осень» | ||
21 | Вопросительное предложение Побудительное предложение | 1 | Комбинированный урок | Упр–я по учебнику, работа по таблице. Выразительное чтение предложений. | Знать характеристику предложения по цели высказывания; | §21, стр. 40 упр.96 | |||
22 | Речевой этикет.Выражение просьбы. Восклицательное предложение | 1 | Комбинированный урок | Работа по составлению просьбы Чтение текстов просьбы на татарском языке | Устный опрос | Знать характеристику предложения по цели высказывания; | §23, стр.43 упр. 105 | ||
23 | Смысловые части текста,план. Способы связи предложений в тексте | 1 | Комбинированный урок | Работа над составлением плана к тексту. | Контроль по умению подбирать заголовок к тексту | Уметь определять тему текста, количество микротем, составить план | §25,стр.48-49 правила наиз. | ||
24 | Развитие речи. Подробное изложение из отрывка рассказа Солженицына “Старое ведро” | 1 | Урок объяснения нового материала | Работа по передаче содержания услышанного в сжатом виде. Письменная работа | Сжатое изложение | Знать определение темы и основной мысли текста, требование к написанию изложения по данному плану, алгоритм написания сжатого изложения. | Нарисовать рисунок к написанному изложению | ||
25 | Главные члены предложения.Подлежащее и сказуемое | 1 | Комбинированный урок | Работа по таблице, работа по упражнениям учебника. | Знать состав подлежащего, состав сказуемого. | §27, стр.53 пересказать правило своими словами; | |||
26 | Тире между подлежащим и сказуемым. | 1 | Комбинированный урок | Работа по таблице, работа по упражнениям учебника. | Знать правило постановки тире в предложении типа: Москва – столица России. | стр.54, упр.128 | |||
27 | Второстепенные члены предложения. Дополнение | 1 | Комбинированный урок | Работа по учебнику | тестовые задания. | Уметь различать главные и второстепенные члены, правильно задавать вопрос к дополнению | §29, стр.56 упр.134, правило на стр.56 наиз. | ||
28 | Обстоятельство | 1 | Комбинированный урок | Работа по учебнику | Уметь различать главные и второстепенные члены, правильно задавать вопрос к обстоятельству | §30. стр.59 упр143, правило наиз. | |||
29 | Определение | 1 | Комбинированный урок | Работа по учебнику | Знать роль определения в тексте | §31, стр. 60 упр.147 правило наиз | |||
30 | Нераспространенные и распространенные предложения | 1 | Комбинированный урок | Работа по таблице, на компьютере, работа по упражнениям учебника. «Кушма һәм җәенке җөмләләр» (сопоставление) | Работа по индивидуальным карточкам | Знать способы распространения предложения | §28, стр.55 правило наиз | ||
31 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме “Синтаксис и пунктуация” (по произведению Солженицына “Абрикосовое варенье” | 1 | Урок контроля | Письменная работа в тетрадях | Диктант с грамматическим заданием | Владеть навыками самоконтроля, самоанализа | Повторить темы о главных и второстепенных членах предложений | ||
32 | Работа над ошибками контрольного диктанта. Типы текстов.Повествование Описание | 1 | Комбинированный урок | Работа по текстам: определить тип речи, составление простого плана к тексту, разбор предложений по частям речи и членам предложения. | Знать композиционно-жанровое своеобразие и особенности текста-описания | §32-33 стр.61 правило наиз | |||
33 | Развитие речи. Сочинение-описание картины А.А.Пластова “Первый снег” | 1 | Комбинированный урок | Работа по передаче содержания задуманного. Письменная работа; | сочинение | Знать композиционно-жанровое своеобразие и особенности текста-описания Уметь выбирать языковые средства в соответствии со стилем речи | Нарисовать рисунок к написанному тексту | ||
34 | Однородные члены предложения. | 1 | Комбинированный урок | Работа по текстам; выполнение упражнений по учебнику; работа по таблице; Перевод с родного на русский язык предложения со сказуемым – глаголом при однородных подлежащих | выборочная письменная работа. | Знать алгоритм синтаксического разбора простого неосложненного предложения, понятие однородности, ряда однородных членов, интонацию перечисления | §35, стр.66 -67 правило наиз. Упр.162 | ||
35 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | 1 | Комбинированный урок | Работа по текстам; выполнение упражнений по учебнику; работа по таблице; | Знать знаки препинания при однородных членах с повторяющимися союзами, двой- ными союзами. | §36, стр.68 правило наиз, составить предложения с однородными членами | |||
36 | Предложения с обращением. | 1 | Комбинированный урок | Выполнения упражнений по учебнику | Тестовые задания | Уметь видеть в предложении обращение, выделять его соответствующими речевой ситуации знаками препинания | §37, стр.71 упр.170, правило наиз. | ||
37 | Речевой этикет.Выражение приветствия,поздравления Письмо | 1 | Комбинированный урок | Работа по составлению поздравлений на открытках, телеграммах, составление приглашений. Чтение текстов приглашения, приветствия, поздравления, благодарности на татарском языке | . | Знать способы развития темы в тексте, его структуру. Уметь выбрать языковые средства в зависимости от цели, темы, | §38-40 стр.75, упр.182 | ||
38 | Разбор простого предложения | 1 | Урок повторения и систематизации знаний | Работа по учебнику, | индивидуальные задания на карточках. | Знать алгоритм синтаксического разбора простого неосложненного предложения | Стр.73, упр.175 | ||
39 | Простые и сложные предложения. Сложные предложения с союзами а,и, но. | 1 | Урок объяснения нового материала | Работа по учебнику, по таблице; по опорным карточкам. | Тесты по теме «Простые и сложные предложения» | Уметь различать сложное и простое предложения, ставить запятую между частями сложного предложения Знать основные сочинительные союзы. Уметь использовать сложные предложения в практике | §41-42, стр.76-77 правила наиз. упр.186 (устно) | ||
40 | Сложные предложения со словами что,чтобы,где,когда, который | 1 | Урок объяснения нового материала | Работа по учебнику, по таблице; по опорным карточкам. | Уметь различать сложное и простое предложения, ставить запятую между частями сложного предложения Знать основные подчинительные союзы. Уметь использовать сложные предложения в практике | §43-44, стр.78-79 правила наиз. | |||
41 | Разбор сложного предложения | 1 | Урок повторения и систематизации знаний | Работа по учебнику, индивидуальные задания на карточках | Уметь выполнять разбор по членам каждого простого предложения в составе сложного предложения, составлять линейную схему, определять границы прямой речи и слов автора. | Мини – сочинение на тему «Книга. Зачем она мне?» (стр.81 упр196) | |||
42 | Прямая речь | 1 | Урок объяснения нового материала | Работа по таблице, по учебнику, словарная работа | §45, стр.82 правило наиз. Упр. 200, задание под текстом | ||||
43 | Знаки препинания при прямой речи. | 1 | Комбинированный урок | Работа по таблице, по учебнику, словарная работа | Уметь ставить знаки препинания в предложении с прямой речью. Знаки препинания в диалоге | Стр.83 контрольные задания и вопросы | |||
44 | Повторение по синтаксису и пунктуации | 1 | Урок закрепления материала | Комплексная работа по тексту | Уметь находить главные и второстепенные члены предложений, определять, чем они выражены, правильно расставлять запятые в простых и сложных предложениях при союзах и однородных членах. | Написать по 2 предложения с однородными членами и сложные предложения с союзами | |||
48 | Тест по теме “Синтаксис и пунктуация” | 1 | Урок повторения и систематизации знаний | Самостоятельная работа по тестовым заданиям | тест | Уметь использовать полученные знания на практике | Подготовиться к диктанту по синтаксису и пунктуации | ||
49 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме “Синтаксис и пунктуация” | 1 | Урок контроля | Письмо под диктовку, самостоятельная работа по грамматическим заданиям | Диктант с грамматическим заданием | Уметь использовать полученные знания на практике, писать под диктовку | Стр.81, речевое упражнение под упр.194 | ||
Лексика. Культура речи 6 часов | |||||||||
50 | Работа над ошибками контрольного диктанта. Лексика.Лексическое значение слова.Словари. “Разные пласты лексики русского языка” в произведениях Солженицына (неологизмы) | 1 | Урок объяснения нового материала | Работа со словарями, учебниками | Уметь пользоваться толковыми и двуязычными словарями; определять лексическое и грамматическое значение слова; находить в словарях однозначные и многозначные слова | §46.стр.85 упр 205. пересказ содержание теоретич. материала своими словами | |||
51 | Однозначные и многозначные слова Прямое и переносные значения слов | 1 | Комбинированный урок | Работа со словарями, учебниками. | Уметь определять лексическое и грамматическое значение слова; находить в словарях однозначные и многозначные слова | §47-48 стр.90 упр.219 | |||
52 | Синонимы. | 1 | Комбинированный урок | Работа со словарями, учебниками. | Словарная работа по нахождению синонимов к словам | Уметь использовать в связной речи синонимы для более точного и образного выражения мыслей; пользоваться словарём синонимов. | §49 стр.93, упр.227 | ||
53 | Антонимы | 1 | Комбинированный урок | Работа со словарями, учебниками. | Словарная работа по нахождению антонимов к словам | Уметь подбирать и использовать антонимы в связной речи; пользоваться словарём антонимов. | §50 стр.90 правило наиз. Упр.231 | ||
54 | Повторение по теме “Лексика” | 1 | Урок повторения и систематизации знаний | практикум | Тесты, дидактический материал. | Уметь использовать в устной и письменной речи синонимы, антонимы. | Контрольные вопросы и задания | ||
55 | Диктант с грамматическим заданием по теме “Лексика” | 1 | Урок контроля | Письмо под диктовку, самостоятельная работа по грамматическим заданиям | Диктант с грамматическим заданием | Владеть навыками самоконтроля, самоанализа | Подобрать загадки с антонимами | ||
Фонетика.Графика.Орфография.Орфоэпия 14 часов | |||||||||
56 | Работа над ошибками. Фонетика – наука о звках. | 1 | Урок объяснения нового материала | Работа по учебникам, по таблице. | Устанавливать значение звуков в образовании слов; различать гласные и согласные звуки. | §51. стр.96 правило наиз., упр 234 (письменно) | |||
57 | Гласные звуки.Слог.Ударение | 1 | Комбинированный урок | Словарная работа, упр-я по учебнику, | объяснительный диктант | Различать на слух и правильно произносить гласные звуки в составе слов, словосочетаний и предложений. Уметь определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении слова в пределах парадигмы; употреблять в речи формы слов в соответствии с акцентными нормами русского языка. | §52-53 стр.101, упр250 | ||
58 | Согласные звуки.Звонкие и глухие согласные | 1 | Комбинированный урок | Работа по учебникам, по карточкам. | Выборочный диктант. | Различать на слух и правильно произносить согласные звуки в составе слов, словосочетаний и предложений. | §54-55, стр.107 упр270 | ||
59 | Твердые и мягкие согласные | 1 | Комбинированный урок | Учебный материал, работа по таблице. Работа в группах, индивидуальная работа по дидактическому материалу. | Графический анализ слов. | Различать на слух и правильно произносить твердые и мягкие согласные в составе слов, словосочетаний и предложений. | §56, стр.108. упр.274 | ||
60 | Алфавит | 1 | Комбинированный урок | Работа по учебнику; графический анализ слов. | Уметь правильно соотносить в словах звуки и буквы; пользоваться порядком букв в алфавите и правильно называть гласные и согласные буквы при графическом анализе слов. | §58, стр.111 упр.282 | |||
61 | Обозначение звонких и глухих согласных на письме | 1 | Комбинированный урок | Учебный материал, работа по таблице. Работа в группах, индивидуальная работа по дидактическому материалу. | Графический анализ слов. | Уметь произносить и правильно писать слова со звонкими и глухими согласными ; подбирать проверочное слово или изменять форму слова | §59 стр.111 упр284 | ||
62 | Обозначение мягкости согласных Двойная роль букв е,ё,ю,я | 1 | Комбинированный урок | выполнение учебных упражнений | Тестовые задания | Уметь определять мягкость согласных, непарность по мягкости-твердости; выполнять фонетический разбор. Знать случаи, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука, случаи обозначения мягкости в фонетической транскрипции. Уметь выполнять фонетический разбор таких слов. | §60,62 стр. 112 правило наиз. Упр.288 | ||
63 | Произношение сочетаний букв чк,чн,щн,нч,нщ | 1 | Комбинированный урок | Учебный материал, работа по таблице, работа на доске. | Словарный диктант. | Уметь правильно произносить и писать слова с сочетаниями чк, чн, нч, нщ, рщ. | §61 стр. 114 упр.293 | ||
64 | Двойные согласные | 1 | Комбинированный урок | Выборочные письменные работы, работа по вариантам. | Устный опрос | Уметь правильно произносить и писать слова с удвоенными согласными. | §63, стр.116 упр.300 | ||
65 | Правописание гласных после шипящих | 1 | Комбинированный урок | Учебный материал, работа по таблице. | Знать правило правописаний гласных после шипящих. Уметь произносить и обозначать на письме гласные а, и, у после шипящих и употреблять их в речи. | Записать по 3 слова на правила жи-ши, ча-ща, чу-щу | |||
66 | Фонетический разбор слова | 1 | Звуко–буквенный анализ слов. | Выборочный словарный диктант | Знать алгоритм фонетического разбора слов. Уметь производить устный и письменный фонетический разбор слов | Сделать фонетический разбор 3 слов на выбор | |||
67 | Повторение. Фонетика.Графика. Орфография | 1 | Урок закрепления материала | Беседа, выполнение упр-ий | Уметь использовать полученные знания на практике | Контрольные вопросы и задания, стр.116 | |||
68 | Тест по теме “Фонетика.Графика. Орфография” | 1 | Урок повторения и систематизации знаний | Письменная работа по тестам. | Контрольные тестовые задания по пройденной теме. | Уметь правильно писать слова с изученными видами орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки | Подготовиться к диктанту | ||
69 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме “ Фонетика.Графика. Орфография” | 1 | Урок контроля | Письмо под диктовку, самостоятельная работа по грамматическим заданиям | Диктант с грамматическим заданием | Владеть навыками самоконтроля, самоанализа | Записать фрагмент текста из худ. произведений, подчеркнуть орфограммы | ||
Морфемика.Словообразование.Орфография. Культура речи. 16 часов | |||||||||
70 | Однокоренные слова и формы одного и того же слова. | 1 | Урок объяснения нового материала | Выполнение упражнений по учебнику, самостоятельная работа, работа на доске. | Словарная работа | Уметь различать однокоренные слова и формы одного и того же слова; выделять в слове окончание, подбирать к данным словам однокоренные | §64, стр.118 правило наиз. Стр.120 упр.306 | ||
71 | Окончание слова. | 1 | Комбинированный урок | Выполнения упражнений по учебнику, самостоятельная работа, работа на доске. | Словарная работа | Уметь находить в словах морфемы, выделять в слове окончание, определять какое грамматическое значение выражает окончание | §65, стр.121 правило наиз. Упр 309 | ||
72 | Основа слова. | 1 | Комбинированный урок | Выполнения упражнений по учебнику, самостоятельная работа, работа на доске. | Уметь находить в словах морфемы, выделять в слове основу | §66, стр.123 правило наиз. | |||
73 | Корень слова. | 1 | Комбинированный урок | Выборочные письменные работы, работа по вариантам. | Связь с татарским (родным) языком. | Выделять в слове корень; различать слова с корнями, которые звучат и пишутся одинаково, но не имеют общее лексическое значение | §67, стр. 124 правило наиз. Упр 320 | ||
74 | Правописание безударных гласных в корне. | 1 | Комбинированный урок |
Выполнение упражнений по учебнику, самостоятельная работа, работа на доске. | словарная работа. | Уметь правильно писать в корне слова безударные гласные (проверяемые и непроверяемые). | §68, стр.128 упр.326 | ||
75 | Буквы о-е после шипящих в корне. | 1 | Урок объяснения нового материала | Выполнение упражнений по учебнику, самостоятельная работа, работа на доске. | Правописание О и Ё после шипящих в корне слов. Словарный диктант. | Уметь правильно писать буквы О и Ё после шипящих в корнях слов. | §69, стр.130 правило наиз. Упр.334 | ||
76 | Правописание непроизносимых согласных в корне | 1 | Комбинированный урок | Выборочные письменные работы, работа по вариантам | Уметь правильно произносить и писать слова с непроизносимыми согласными | §70, стр.131 правило наиз.упр.340 | |||
77 | Суффикс | 1 | Комбинированный урок | Письменная работа над упражнениями, работа по иллюстрациям. | Выборочный диктант. | Уметь выделять в словах суффиксы; определять смысловое значение суффикса и подбирать слова с таким же суффиксом; образовывать слова с помощью указанных суффиксов и употреблять их в речи. | §71, стр.133 правило наиз. Упр.350 | ||
78 | Буквы ы-и после ц | 1 | Урок объяснения нового материала | Учебный материал, работа по таблице, по карточкам. | Уметь произносить и правильно писать буквы И и Ы после Ц; соотносить правописание букв И и Ы с морфемным строением слова. | §72, стр.136 правило наиз. Упр355 | |||
79 | Приставка | 1 | Комбинированный урок | Работа по учебнику, карточкам, упражнения по альтернативным учебникам. | Связь с татарским (родным) языком. | Уметь выделять в словах приставки; определять смысловое значение приставки и подбирать слова с такой же приставкой; употреблять антонимичные приставки (приехал – уехал); произносить и писать слова с сочетаниями согласных на стыке морфем: сш (сшивать), сч (считать) | §73 стр.137 правило наиз. Упр.360 | ||
80 | Правописание гласных и согласных в приставках | 1 | Урок объяснения нового материала | Работа по учебнику, карточкам, упражнения по альтернативным учебникам. | Знать правописание гласных и согласных в приставках | §74, стр.139 правило наиз. Упр365 | |||
81 | Буквы з –с на конце приставок. | 1 | Комбинированный урок | Работа по учебнику, карточкам, упражнения по альтернативным учебникам. | Уметь правильно писать буквы з –с на конце приставок. | Стр.140 правило наиз. Выписать из словаря по 5 слов на каждый случай | |||
82 | Морфемный разбор слова. | 1 | Комбинированный урок | Упр–я по учебнику, дидактический материал, упражнения по альтернативным учебникам. | Проверочный диктант по теме «Буква О и Ё после шипящих в корнях слов» | Уметь производить устный и письменный морфемный разбор слова; пользоваться словообразовательными словарями | Разобрать устно 3 слова | ||
83 | Повторение по теме “Морфемика” | 1 | Урок закрепления | Упр–я по учебнику, дидактический материал, упражнения по альтернативным учебникам. | Уметь использовать полученные знания на практике | Выписать отрывок худ. произ. Сделать морфемный разбор 5 слов на выбор | |||
84 | Тест по теме “Морфемика” | 1 | Урок повторения и систематизации знаний | Письменная работа по тестам. | Тест по пройденной теме | Уметь использовать полученные знания на практике | Подготовиться к диктанту | ||
85 | Диктант сграмматическим заданием по теме “Морфемика” | 1 | Урок контроля | Письмо под диктовку, самостоятельная работа по грамматическим заданиям | Диктант с грамматическим заданием | Уметь использовать полученные знания на практике, писать под диктовку | Повторить изученные правила | ||
Морфология.Орфография.Части речи.Культура речи 10 часов | |||||||||
86 | Вводный урок.Морфология и орфография. Имя существительное как части речи | 1 | Урок объяснения нового материала | Упр–я по учебнику, дидактический материал, упражнения по альтернативным учебникам | Знать значение, основные грамматические признаки и синтаксическую роль имени существительного. | §75-76, стр.146 правило наиз. Упр 380 | |||
87 | Имена существительные собственные и нарицательные Имена существительные одушевленные и неодушевленн | 1 | Комбинированный урок | Работа по учебнику, карточкам, упражнения по альтернативным учебникам, работа по таблице. | Объяснительный диктант. | Уметь различать одушевлённые и неодушевлённые существительные по семантическим и грамматическим признакам; ставить вопросы к существительным, обозначающим животных, птиц, насекомых; использовать кавычки в собственных наименованиях; определять разницу в постановке вопросов к существительным родного языка и русского языка. | §77-78 стр.146 стр.148,150 правила наиз | ||
88 | Род имен существительных Имена существительные женского рода | 1 | Комбинированный урок | Работа по учебнику: упражнения, тесты, ответы на вопросы. | Объяснительный диктант. | Знать правила разграничения существительных по родам. Уметь определять род существительных по значению, форме И. п. и Р. п. по суффиксам; употреблять существительные всех трёх родов в сочетании с прилагательными, глаголами прошедшего времени | §79-80 стр.153 правило наиз упр.403 | ||
89 | Имена существительные мужского и среднего рода | 1 | Комбинированный урок | Работа по учебнику: упражнения, тесты, ответы на вопросы. | Выборочный диктант | Уметь определять род существительных, различать и употреблять существительные мужского и среднего родов в сочетании с прилагательными, глаголами прошедшего времени | §81 стр.156-157 правило наиз упр 413 | ||
90 | Род имен существительных с основой на шипящий | 1 | Урок объяснения нового материала | Работа по учебнику: упражнения, тесты, ответы на вопросы. . | Уметь различать род имен существительных с основой на шипящий | §82стр.159 правило наиз упр 423 | |||
91 | Единственное и множественное число существительных | 1 | Комбинированный урок | Работа по учебнику: упражнения, тесты, ответы на вопросы. | Уметь образовывать формы множественного числа существительных и употреблять их в устной и письменной речи. | §83 стр.163 упр 428 | |||
92 | Повторение темы “Имя существительное” | 1 | Урок закрепления материала | Работа по учебнику: упражнения, ответы на вопросы. | Самостоят работа | Уметь использовать полученные знания на практике | Стр.158 упр 414 | ||
93 | Тест по теме “Имя существительное” | 1 | Урок повторения и систематизации знаний | Письменная работа по тестам. | Тест по пройденной теме | Уметь использовать полученные знания на практике | Подготовиться к диктанту | ||
94-95 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме “Имя существительное” и работа над ошибками контрольного диктанта | 2 | Урок контроля | Письмо под диктовку, самостоятельная работа по грамматическим заданиям | Диктант с грамматическим заданием | Уметь определять род существительных; образовывать формы множественного и единственного числа существительных, писать под диктовку | Контрольные вопросы для повторения, стр.164 | ||
Глагол 25 часов | |||||||||
96 | Глагол как часть речи Согласование сказуемого с подлежащим | 1 | Урок объяснения нового материала | Выполнения упражнений по учебнику, самостоятельная работа, работа на доске. | Уметь употреблять глаголы с учетом их смыслового значения в роли сказуемого, согласуя их с подлежащим в лице и числе, а в прошедшем времени и в роде. | §84стр.167 правило наиз. Упр436 | |||
97 | Инфинитив | 1 | Комбинированный урок | Комплексный анализ текста: работа в группах, работа у доски. | Устный опрос | Уметь определять инфинитив по форме и вопросам; устанавливать связь глагола в инфинитиве с другими словами в предложении. | §86 стр.170 правило наиз. Упр445 | ||
98 | Глаголы движения | 1 | Комбинированный урок | Выполнения упражнений по учебнику, работа на доске. | Устный опрос, беседа | Уметь устанавливать основные лексические значения глаголов движения и дифференцировать их по способу перемещения | §87 стр.173 упр451 | ||
99 | Возвратные глаголы Правописание -тся и –ться в глаголах | 1 | Комбинированный урок | Работа по учебнику, выборочная работа, работа по вариантам | Знать правописание -тся и –ться в глаголах | §88стр.176 правило наиз. Упр 467 | |||
100 | Глаголы с приставками | 1 | Комбинированный урок | Работа по учебнику, выборочная работа, работа по вариантам | Знать основные лексические значения однокоренных глаголов с разными приставками. Уметь образовывать глаголы с различными приставками и объяснить их лексическое значение; употреблять глаголы с приставками, вносящими в них новое лексическое значение. | §90 стр.180 упр474 | |||
101 | Контрольная работа по теме “Глаголы” | 1 | Урок контроля | Самостоятельная работа по тестам | тест | Уметь применять полученные знания на практике | Выписать из худ .произведений глаголы с –тся и -ться | ||
102 | Виды глагола | 1 | Комбинированный урок | Работа по таблице, упражнения по учебнику, индивидуальные задания по карточкам | Уметь различать виды глаголов | §91 стр.181-182 правила наиз | |||
103 | Видовые пары. Глаголы совершенного вида с приставками. | 1 | Комбинированный урок | Письменные задания по учебнику, по дидактическому материалу. Связь с глаголами родного (татарского) языка. | Объяснительный словарный диктант. | Уметь употреблять глаголы совершенного вида в предложениях и текстах для выражения действий, доведённых до предела; Употреблять глаголы несовершенного вида в предложениях и текстах для выражения действий в их течении, длительности и регулярной повторяемости. | §92 стр.183 правило наиз. Упр 485 | ||
104 | Глаголы несовершенного вида с суффиксами –ыва-, ива- | 1 | Комбинированный урок | Выполнение упражнений по учебнику, самостоятельная работа, работа на доске | Знать правописание глаголов несовершенного вида с суффиксами –ыва-, ива- | §93 стр.186 правила наиз упр 493 | |||
105 | Употребление глаголов несовершенного и совершенного вида | 1 | Комбинированный урок | Выполнение упражнений по учебнику, самостоятельная работа, работа на доске | Устный опрос | Уметь употреблять глаголы совершенного вида и несовершенного вида в предложениях и текстах | §94 стр.188 упр497 | ||
106 | Развитие речи. Сочинение по картине Ф.П.Решетникова”Опять двойка!” | 1 | Урок развития речи | Составление плана сочинения | сочинение | Уметь применять имена существительные и глаголы в связной речи, выбирать языковые средства в соответствии со стилем речи | Дописать работу | ||
107 | Время глагола.Настоящее время. | 1 | Комбинированный урок | Работа по таблице, упражнения по учебнику | Устный опрос | Уметь образовывать и употреблять в предложениях и текстах глаголы настоящего времени. | §96 стр.192 правило наиз. Упр511 | ||
108 | Изменение глаголов настоящего времени по лицам и числам. | 1 | Комбинированный урок | Работа по таблице, упражнения по учебнику | §97 стр.193 правило наиз упр 514 устно | ||||
109 | Будущее время глагола | 1 | Комбинированный урок | Комментированное письмо, письменная и устная работа по учебнику, работа по таблице. | Перевод с русского на родной язык предложения с глаголами настоящего и будущего времени, соотносительными по виду (делаю – сделаю, решаю – решу). | Уметь употреблять в предложениях и текстах глаголы будущего сложного несовершенного вида и будущего простого совершенного вида, согласуя их с подлежащим в лице и числе. | §98 стр.195 правило наиз упр 519 | ||
110 | Спряжение глагола. | 1 | Комбинированный урок | Орфографическая пятиминутка, тренировочные упражнения по определению спряжения глаголов. | Словарный диктант | Уметь произносить и писать личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения, составлять предложения и тексты, употребляя глаголы настоящего и будущего времени во всех лицах ед. и мн. числа. | §99 стр197-198 выучить таблицы наиз | ||
111 | Правописание мягкого знака в глаголах во 2-ом лице единственного числа. | 1 | Урок объяснения нового материала | Выполнение упражнений по учебнику, самостоятельная работа, работа на доске | §100 стр.201 правило наизупр537 | ||||
112 | Чередование согласных при спряжении глагола | 1 | Комбинированный урок | Выполнение упражнений по учебнику, самостоятельная работа, работа на доске | §101 упр531 стр200 | ||||
113 | Развитие речи. Сжатое изложение из отрывка рассказа Солженицына “Абрикосовое варенье” | 1 | Урок развития речи | Составление плана сжатого изложения | изложение | Знать алгоритм написания сжатого изложения | Нарисовать рисунок к написанному тексту | ||
114 | Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. | 1 | Комбинированный урок | письменная и устная работа по учебнику, работа по таблице, карточкам. | Объяснительный диктант | Уметь согласовывать глаголы – сказуемые в прошедшем времени с подлежащим; образовывать и правильно писать глаголы прошедшего времени (реши – ть – реши – л…); | §102 стр.205 правило наиз стр.207 упр 551 | ||
115 | Глаголы с частицей не. | 1 | Урок объяснения нового материала | Работа по таблице, по упражнениям текста, | письмо по памяти | Уметь употреблять НЕ с глаголами в устной и письменной речи. | §103 стр 210 правило наиз упр563 | ||
116 | Морфологический разбор глагола | 1 | Комбинированный урок | Выполнение упражнений по учебнику, самостоятельная работа, работа на доске | Уметь производить устный и письменный морфологический разбор глагола | Сделать морфологический разбор 3 слов | |||
117 | Повторение изученного по теме “Глаголы”. | 1 | Урок закрепления | Выполнение упражнений по учебнику, самостоятельная работа, работа на доске | Уметь применять полученные знания на практике | Контрольный вопросы изадания стр.212 | |||
118 | Тест по теме “Глагол” | 1 | Урок повторения и систематизации знаний | Письменная работа по тестам. | Тест по пройденной теме | Уметь определять спряжение, время, вид; роль глаголов в предложении. | Подготовиться к диктанту | ||
119 | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме “Глагол” | 1 | Урок контроля | Письмо под диктовку, самостоятельная работа по грамматическим заданиям | Диктант с грамматическим заданием | Владеть навыками самоконтроля, самоанализа | Упр 570 стр.214 | ||
120 | Развитие речи. Сочинение-описание по картине А.К.Саврасова “Грачи прилетели” | 1 | Урок развития речи | Составление плана сочинения | сочинение | Уметь применять имена существительные и глаголы в связной речи, выбирать языковые средства в соответствии со стилем речи, грамотно редактировать связной текст | Выписать из худ произв. 3 предложения сделать синтакс. разбор 1 предлож | ||
Склонение имен существительных 11 часов | |||||||||
121 | Склонение имен существительных первого склонения | 1 | Урок объяснения нового материала | Упражнения по учебнику, работа по вариантам. | Знать приемы правильного определения падежа имен существительных первого склонения | §105-106 стр 218 правило наиз стр.219 упр579 | |||
122 | Склонение имен существительных второго склонения | 1 | Комбинированный урок | Упражнения по учебнику, работа по вариантам. | Словарный диктант | Знать приемы правильного определения падежа имен существительных второго склонения. | §107 стр 220 правило наиз упр 582 | ||
123 | Склонение имен существительных третьего склонения | 1 | Комбинированный урок | Упражнения по учебнику, работа по вариантам. | Знать приемы правильного определения падежа имен существительных третьего склонения. | §108 стр.222 правило наиз упр583 | |||
124 | Значения падежей. Именительный падеж.Сочинение-описание интерьера. | 1 | Комбинированный урок | Упражнения по учебнику, работа в группах. | Индив .задание | Уметь определять падеж существительного и находить и исправлять ошибки в определении падежей | §109 | ||
125 | Предложный падеж | 1 | Комбинированный урок | Упражнения по учебнику, работа в группах. | Устный опрос | Уметь употреблять в тексте существительные в предложном падеже с предлогами НА, В, О. | §110 стр. 226 упр 594 | ||
126 | Винительный падеж | 1 | Комбинированный урок | Письменные работы по упражнениям учебника и альтернативным учебникам по русскому языку. | Выборочный диктант. | Уметь употреблять в тексте существительные в винительном падеже | §112 стр.230 упр603, 604 | ||
127 | Дательный падеж | 1 | Комбинированный урок | Упражнения по учебнику, работа в парах | Уметь употреблять в тексте существительные в дательном падеже | §114стр.235 упр617 | |||
128 | Творительный падеж | 1 | Комбинированный урок | Объяснительный диктант, письменная и устная работа по учебнику, | письмо по памяти. | Уметь употреблять в тексте существительные в творительном падеже с предлогами и без предлогов | §115 стр 235 правило наиз упр 622 – 1группа, 626 – 2 гр, 630 -3 гр. | ||
129 | Родительный падеж | 1 | Комбинированный урок | Словарная работа, комментированное письмо, письменная и устная работа по учебнику, работа по таблице | Уметь употреблять в тексте существительные в родительном падеже без предлога | §118 стр.239 упр 633 | |||
130 | Повторение.Морфологический разбор | 1 | Урок повторения и систематизации знаний | Словарная работа, ответы на вопросы, упражнения по учебникам, карточкам, работа по вариантам. | тест | Уметь производить устный и письменный морфологический разбор имени существительного | Стр.241 упр638, сделать морфологический разбор 2 сущ. | ||
131 | Контрольная работа по теме “Склонение имен существительных” | 1 | Урок контроля | Письмо под диктовку | диктант | Знать падежи существительных. Уметь грамотно писать, определять падеж существительных | Стр.242 контрольные вопросы и задания | ||
Местоимение.2 часа | |||||||||
132 | Местоимение.Личные местоимения. | 1 | Урок объяснения нового материала | Работа над ошибками, письменная и устная работа по учебнику, работа по таблице. Связь с родным языком. | Уметь употреблять личные местоимения в роли подлежащего , в роли дополнения; Согласовывать в роде и числе глаголы – сказуемые в прошедшем времени с подлежащими, выраженными личными местоимениями 3 – его лица. | §121 стр 244 правило наиз | |||
133 | Склонение личных местоимений. | 1 | Комбинированный урок | Работа по дидактическому материалу, по учебнику. | Устный опрос | Знать склонение местоимений, Уметь использовать местоимения в связной речи | Стр.247 упр647 | ||
Имя прилагательное 3 часа | |||||||||
134 | Имя прилагательное | 1 | Урок объяснения нового материала | Выполнения упражнений учебника, выборочная словарная работа. | Словарный диктант | Знать значение, основные морфологические признаки и синтаксическую функцию прилагательных в предложении. Уметь употреблять прилагательные в предложении в роли определения и сказуемого | §122стр 250-251 правила наиз | ||
135 | Склонение имен прилагательных | 1 | Комбинированный урок | Упражнения, работа по таблице, по карточкам | Уметь согласовывать в тексте прилагательные с существительными в роде, числе и падеже; правильно писать гласные в падежных окончаниях прилагательных | §123 стр255 правило наиз упр666 | |||
136 | Повторение: имена прилагательные | 1 | Урок повторения и систематизации знаний | Упражнения, работа по таблице, по карточкам | тест | Знать основные морфологические признаки и синтаксическую функцию прилагательных в предложении; правописание прилагательных. Уметь использовать прилагательные в связной речи. | Стр 260 упр674 | ||
Наречие.1 час | |||||||||
137 | Наречие. | 1 | Урок объяснения нового материала | Упражнения по учебнику | тесты | Уметь употреблять в речи словосочетания и предложения с обстоятельствами, выраженными наречиями. | §124 упр684 стр 263 | ||
Повторение и обобщение пройденного 3часа | |||||||||
138 | Повторение и обобщение пройденного | 2 | Урок повторения и систематизации знаний | Письменные работы по упражнениям учебника и альтернативным учебникам по русскому языку. | Индивидуальные .задания, объяснительные диктанты | Уметь использовать знания и умения, полученные за курс 5–ого класса | Контрольные вопросы и задания стр265 | ||
139 | Итоговая контрольная работа | 1 | Урок контроля | Письмо под диктовку, самостоятельная работа по грамматическим заданиям | Диктант с грамматическим заданием | Уметь использовать знания и умения, полученные за курс 5–ого класса | Стр267 упр691 | ||
140 | Анализ итоговой работы за год | 1 | Урок повторения и систематизации знаний | Работа над ошибками, письменная и устная работа по учебнику | Владеть навыками самоконтроля, самоанализа | Стр 200 упр 532 |
Нормы оценки, умений и навыков по русскому языку
- Оценка устных ответов учащихся.
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по русскому языку, а так же выявления у учащихся умений и навыков владения устной (монологической и диалогической) речью.
При устном опросе ответ ученика считается полным, если в нем содержится исчерпывающая характеристика того или иного языкового явления, приводятся формулировки правил, понятий и примеры, подтверждающие те или иные положения. При этом развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:
- полнота и правильность ответа;
- степень осознанности, понимания изученного;
- языковое оформление ответа.
Оценка «5» ставится, если ученик:1) полно излагает изученный материал (раскрывает тему), дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применять знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и полно сточки зрения норм литературного языка, при этом допущено не более одной речевой ошибки, не влияющей на содержание высказывания.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и оценка «5», но допускает 2-3 речевые ошибки, которые сам же исправляет, 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но 1) излагает материал неполно (раскрывает тему не полностью) и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновывать свои суждения и приводить свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого, допускает 4-5 речевых ошибок. При этом речь ученика недостаточно выразительна.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл (фактические ошибки), беспорядочно и неуверенно излагает материал, не умеет употреблять изученные слова и конструкции, допускает более 5-6 речевых и грамматических ошибок.
Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала, речь его бессвязна и содержит большое количество речевых и грамматических ошибок.
Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, что в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
При оценке диалогической речи учитывается умение учащихся вести разговор на определенную тему, правильно оформляет вопросы и ответы как грамматически, так и интонационно. Необходимо учитывать также количество реплик (вопросов, ответов), состоящих из полных или неполных предложений, умение включаться в диалог и поддерживать его.
Примерное количество реплик каждого участника диалога: в 5-7 классах- от трех до пяти, в 8-11 классах- не меньше пяти-семи.
Оценка «5» ставится, если ученик умеет задавать вопросы по заданной теме. Ситуации и отвечать на них, с достаточной полнотой раскрывая содержание картины, темы, особенности ситуации; правильно интонирует вопросительные и утвердительные предложения-реплики, употребляет слова в нужной грамматической форме, использует при этом разнообразные синтаксические конструкции. Допустимы 1-2 речевые ошибки.
Оценка «4» ставится, если ученик умеет задавать вопросы по заданной теме, ситуации и отвечать собеседнику, передавая основное содержание картины, темы, специфику ситуации, но допускает 2-3 речевые ошибки.
Оценка «3» ставится, если ученик может задавать, хотя и с трудом, вопросы и отвечать на некоторые из них, но при этом затрудняется в оформлении ответов и допускает 3-5 речевых ошибок.
Оценка «2» ставится, если ученик затрудняется в составлении вопросов и ответов на заданную тему, ситуацию и допускает большое количество ошибок, речь изобилует продолжительными паузами.
Оценка «1» ставится, если ученик не понимает тему беседы, не умеет задавать вопросы и отвечать на них.
- Оценка диктанта.
Диктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.
Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны быть доступными по содержанию и не иметь в своем составе неизвестных учащимся слов, грамматических форм и синтаксических конструкций. Если в тексте диктанта встречаются незнакомые слова или слова с неизученными орфограммами, то их необходимо объяснить и записать на доске.
При подсчете количества слов в диктанте принимаются во внимание все слова, включая заголовки. Служебные слова (предлоги и союзы) также считаются за отдельные слова. Количество слов в диктанте в течение учебного года должно увеличиваться постепенно: в начале учебного года такое же количество слов, как в диктантах предыдущего класса, затем в каждой четверти текст постепенно увеличивается и в III четверти число слов в диктанте должно достигать указанной для каждого класса нормы.
Проверочный диктант по определенной теме должен включать основные орфограммы или пунктограммы не только этой темы, но и других программных разделов, изученных ранее. Итоговые контрольные диктанты должны выявлять подготовленность учащихся по всем изученным ранее темам.
Объем текстов для диктантов:
Для V класса-60-80 слов; Для VI класса-80-100 слов; Для VII класса-100-110 слов,
Для VIII класса-110-130 слов; Для IX класса-130-150 слов; Для X-XI класса-150-200 слов.
При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова. При оценке диктанта (а также изложений и сочинений) исправляются, но не учитываются следующие орфографические и пунктуационные ошибки: 1) на правила, которые не включены в школьную программу; 2) на еще не изученные правила; 3) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа; 4) в переносе слов; 5) на единичные пропуски точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения начинается с заглавной буквы; 6) в передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова.
При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку. При этом первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.
Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибки, то все они считаются за одну ошибку. При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного на верное) оценка снижается на один балл. Отличная оценка не вставляется при наличии трех и более исправлений.
Диктант оценивается одной отметкой. Нормы оценки диктантов следующие:
Оценка «5» ставится за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной негрубой орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки.
Оценка «4»- 3/3, 2/4, 0/5.
Оценка «3»- 5/5, 4/5,0/9. В Vклассе-6/5.
Оценка «2»- 8/8, 7/9, 6/10, 9/7.
Оценка «1»- при большом количестве ошибок.
Словарный диктант:
В V классе из 10-15 слов; В VI классе из15-20 слов; В VII классе из20-25 слов,
В VIII классе из25-30 слов; В IX классе из30-35 слов; В X-XI классах из35-40 слов.
Оценки контрольного словарного диктанта:
Оценка «5» ставится за безошибочную работу.
Оценка «4»- 1-2 ошибки.
Оценка «3»- 3-4 ошибки.
Оценка «2»- до 7 ошибок.
Оценка «1»- при большом количестве ошибок.
На грамматический разбор рекомендуется отводить 10 минут в V классе, а в старших классах не более 15-20 минут. Объем диктанта может быть сокращен примерно на 15 слов, если он сопровождается заданием. Оценки:
Оценка «5» ставится, если правильно все задание выполнено правильно.
Оценка «4» ставится, если правильно выполнено не менее 2/3 задания.
Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины задания.
Оценка «2» ставится за работу, в которой правильно выполнено менее половины задания.
Оценка «1» ставится за работу, в которой не выполнено ни одного задания.
Отметка | Основные критерии отметки | |
Содержание и речь | Грамотность | |
«5/5» |
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов. | Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка. |
«4/4» |
В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов. | Допускаются: 3 орфографические, 3 пунктуационные и 3 грамматические ошибки. |
«3/3» |
В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5-6 речевых недочетов. | Допускаются: 5 орфографических, 5 пунктуационных и 5 грамматических ошибок. |
«2/2» |
В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов. | Допускаются: 7-8 орфографических и 8 пунктуационных и 8 грамматических ошибок. |
Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.
3. Оценка сочинений и изложений.
Сочинения и изложения- основные формы проверки умений правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
Для изложения следует брать законченный отрывок из прочитанного ранее литературно-художественного произведения или законченные по смыслу, безукоризненные по языку тексты, принадлежащие к разным типам речи и стилю.
С помощью изложений проверяют умения раскрыть тему данного теста, передать его основную мысль, использовать языковые средства в соответствии с темой и задачей высказывания, а также грамматические знания, орфографические, пунктуационные умения и навыки.
Примерный объем текстов для изложения:
В V классе -90-120 слов,
В VI классе -120-170 слов,
В VII классе -170-220 слов,
В VIII классе -220-320 слов,
В IX- XI классах- 320-420 слов.
Сочинение – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
С помощью сочинений проверяются:
а) умение раскрыть тему;
б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
в) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
Темы контрольных сочинений должны усложняться от класса к классу. Объем контрольного классного сочинения должен быть примерно таким:
Для V- VI классов-0,5-1 страница,
Для VII-VIII классов-1-2 страницы,
Для IX класса-2-2,5 страницы,
Для X класса-2,5-3,5 страницы,
Для XI класса-.3,5-6 страниц..
Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:
-соответствие работы ученика теме и основной мысли;
-полнота раскрытия темы;
-правильность фактического материала;
-последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений учитывается:
-разнообразие словаря и грамматического строя речи;
-стилевое единство и выразительность речи;
-число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.
Примечание. 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.
2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
3. На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.
4. Оценка тестовых работ.
При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:
«5» - 90 – 100 %; «4» - 78 – 89 %; «3» - 60 – 77 %; «2»- менее 59 %.
Учебно-методические обеспечение.
УМК
Учебник:
Л.З. Шакирова.«Русский язык», 5 классКазань, изд. «Магариф», 2009г.
Для учителя:
1. Л.З. Шакирова, «Русский язык в 5 классе» Казань, изд. «Магариф», 2009 г.
2.Книги «Подготовка к ГИА»
Для учащихся дополнительно:
1. Т.А.Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А.Тростенцова, Л.Т.Григорян.«Русский язык. 5 класс.»Москва, «Просвещение», 2008 г.
2. М.Т. Баранов, Т.А.Костяева, А.В.Прудникова«Русский язык» справочные материалыМосква, «Просвещение», 1987 г.
3. Л.З. Шакирова. “Русская речь. 5 класс.”Казань, изд. «Магариф», 2005 г.
Развернутый тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса:
1. Сборники диктантов для 5–7 классов.
2. Тексты изложений.
3. Таблицы, схемы.
4. Сборник тестов для 7 класса.
5. Справочники и словари.
6. Книги по подготовке к ЕГЭ
*Примечание: В рабочей программе автором использованы такие аббревиатуры и сокращения:
1. УМК-Учебно-методический комплект
2. ГИА-Государственная итоговая аттестация
3.ИКТ-Информационно-компьютерная технология
4.ЗУН-Знания, умения и навыки
5.Упр.-упражнение
6.Стр. –страница
7. Др..-другие
8. Г.-год