Для учителей

На этой страничке представлены конспекты , презентации и  сценарии праздников, классных часов, которые будут полезны учителям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по закреплению пройденного материала

по теме «Действия с многозначными числами. Задачи на движение» (4 класс)

Тема:  Закрепление пройденного материала по теме «действия с   многознач-  ными числами. Задачи на движение»

Цели и задачи урока:

  1. Закреплять умение решать примеры методом округления; умение  выпол-нять сложение и вычитание многозначных чисел , умение решать уравнения, умение правильно выполнять порядок действий, умение решать задачи в косвенной форме.
  2. Развивать логическое мышление школьников.
  3. воспитывать чувство коллективизма. Сострадания, готовности прийти на помощь, интерес к урокам математики.

Оборудование:

      Наглядные пособия – изображение печи, яблони, ежика, избушки на курьих ножках.( см. Приложение)

Ход урока:

1. Организационный момент. ( входит девочка, плачет)

 Учитель: Здравствуй девочка! Почему ты плачешь?

 Девочка: Здравствуйте. У меня беда. Злые гуси – лебеди похитили моего

                 брата.

Учитель:  А что он натворил?

Девочка:  Он ленился. Уроки по математике прогуливал, домашние задания

                 не  делал и поэтому получил три «двойки». А «двойки» преврати-

                 лись в лебедей и унесли его в полон к царице Математики. (пла-

                 чет). Как его вызволить оттуда, не знаю.

Учитель:  Ничего, не плачь. Ты попала в Мариинскую гимназию, где учатся

                 добрые и отзывчивые ребята. Они помогут тебе. Правда, ребята? А

                 ты пока, садись.

2. Сообщение цели урока.

Учитель: Как вы поняли, сегодня мы отправимся вслед за гусями-лебедями в

                 Царство Математики, чтобы выручить брата Иванушку. Но путь не

                 из легких  , нам надо подготовиться.

3. Устные счет:

Учитель: Поэтому решим несколько примеров устно:

                 25*3+25*7

                 57*8-57*7

                 2*60+8*60

                 397+427

                  433-198

                 158+198

4. Повторение.

Учитель: 

а) Вижу, что вы готовы. Итак, в путь! (хлопки)

  На нашем пути стоит печь. Отдохнем немного, съедим по пирожку. Интерес

  Но, а сколько пирожков выпекает в день? Узнаем это, решив пример:

   14700+759*100-74305

б) Отдохнули? Отправляемся дальше. Подходим к яблоне. На ней висят яблоки. Но они не простые, а с заданиями. Сорвем одно яблочко, выполним задание – решим уравнение:

   х-4041=2368

в) Хорошо. Идем дальше. Но на нашем пути препятствие: глубокая, длинная, широкая речка. Чтобы ее переплыть, надо ее глубину, ширину и длину выразить в более крупных единицах измерения длины:

   длина – 7567 м ( в км )

   ширина – 230 дм ( в м )

   глубина -  1500 см ( в см, в дм )

 Поплыли!

г)  Сколько мы уже прошагали. Но долго ли нам еще идти? Спросим об этом ежика. А ежик отвечает:

 « Если вы будете идти со скоростью 80 м/мин, то за 5 минут дойдете до избушки Бабы – Яги, а от нее до царства Математики рукой подать.

 ( решение задачи)

д) А вот и сама Баба-Яга, костяная нога. Сидит и горюет, никак не может вспомнить, сколько ей лет исполнилось. Помогите ей.

« Есть у Бабы – Яги друг Кащей Бессмертный. Ему уже 385 лет. Он старше Бабы – Яги на 115 лет. Сколько  же лет Бабе – Яге?»

е) Ну вот мы, наконец, у ворот царства Математики. Отпустит ли она Иванушку или нет, все в ваших руках. Надо только решить еще несколько примеров:

    16 км 650 м + 510 м

    10 ц – 3 ц 40 кг

5. Итог урока.

Учитель: Ура! Братец Иванушка на свободе! Аленушка, беги скорее домой, встречай его. Теперь , надеюсь, он всегда будет учить математику. А вам, ребята, спасибо!

( девочка прощается и уходит)

Приложение



Предварительный просмотр:

Тема: Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.

     Цели и задачи :

        1. а) Повторить , что такое имя существительное,  что такое склонение,  какие падежи существуют    в русском языке.

          б) Закреплять умение правильно писать безударные окончания имен сущес-    твительных.

  1. Развивать речь учащихся, расширять словарный запас учащихся, развивать орфографическую зоркость.
  2. Воспитывать навыки самоконтроля, интерес к  изучению русского языка.

Оборудование:

        - толковый словарь,

        - сигнальные карточки,

        - «фонарики»

        - листы оценивания,

        - карточки с разноуровневыми заданиями,

        - мультимедийный проектор и презентация (см. Приложение)

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Прозвенел звонок.

Начинается урок.

Он пойдет, ребята, впрок.

Постарайтесь все понять,

Будем правильно писать.

- Давайте обратимся к картинному плану. Что ждет вас сегодня на уроке? (Чистописание, словарная работа,  устная работа  , работа с учебником, физминутка, запись под диктовку, самостоятельная  работа, итог урока. Перед вами лежат оценочные листы и каждое задание будете оценивать в этом листе.

      2. Минутка чистописания (чистый слайд)

3.Словарная работа. (слайд 1)

 - Внимание, на доску. Отгадайте анаграммы. (етинакб, зникра, рикород, ияралаборто) Правильно, это кабинет,карниз, коридор, лаборатория. (Слайд 2-5: анаграмма – картинка – слово)

(значение слова) Запишите в тетрадь следующее : о кабинет…, на карниз…,в коридор…

Посмотрите еще раз на записанные вами слова. Какая орфограмма спряталась в этих словах. Сформулируйте тему нашего урока. ( Правописание безударных падежных окончаний имен существительных) (Слайд 6)

 - Каковы задачи сегодняшнего урока? ( вспомнить как правильно писать безударное окончание имен существительных, закреплять умение писать окончания имен существительных, обобщить знания об имени существительном) (слайд 7)

4.Повторение пройденного.

 - Сегодня мы совершим путешествие в зимний лес по лесным тропинкам, где нас ждут различные задания. (Слайд 8) И первое задание : назовите существительные к этой картине. ( Дети называют) Молодцы! Вы назвали имена существительные, а что такое имя существительное? ( Часть речи, которая отвечает на вопросы что? Кто? И обозначает предмет) (Слайд 9-пустой)

 - Прежде чем перейти к следующему заданию, вспомним падежи и склонения.

 - Сколько в русском языке падежей? (6) Назовем их хором.

 - Что такое склонение? Сколько склонений в русском языке? Какие существительные относятся к 1,2,3 склонению? ( Дети отвечают)

 - Молодцы, вспомнили! Ну а теперь приготовьте свои сигнальные карточки и выполним следующее задание: определить падеж и склонение существительного.

 

Зимний лес, вышел на поляну, стоял у ели, говорил об инее.

 - Хорошо, оцените свою устную работу в вашем оценочном листе.

5.Работа над темой урока.

 - Посмотрите на доску. Что это? (Слайд 10 ) Ключ.) Какое еще имеет это слово? ( от двери,скрипичный, родник, шифр) (Слайд 11) Где мы можем посмотреть значения слова? ( в толковом словаре – демонстрация) Какое из этих значений мы имеем в виду, когда говорим, что будем пользоваться ключом для правильного написания безударного окончания имени существительного? ( ключом-шифром)(Слайд 12-пустой) Назовите слова- ключи для каждого из склонений. ( 1 скл.- земля,страна, « скл.-конь,огонь, 3 скл.- степь.печь)  Эти слова пригодятся нам для выполнения следующего задания, а пока сделаем  зарядку для глаз.

   Откроем учебник на с.27 упр.4. А как проверить безударное окончание имен существительных? Вспомните алгоритм .

( на доске по цепочке с объяснением)  

   

6.Физминутка.

 - Мы немного устали, давайте отдохнем. ( ученик проводит зарядку)

7.Работа над темой урока.

 А) -Мы вместе вспомнили, как пишется безударное падежное окончание имен существительных. А теперь проверим сами себя, напишем небольшой буквенный диктант

.

До рощи, в чаще, к березе, о ели, в тиши ,с ветки, на морозе. (один на доске)

Проверьте своего соседа! (и,е,е,и,и,и,е) Оцените свои знания на оценочном листе.

 Б)  -  Новое задание, которое приготовил нам зимний лес для самостоятельной работы : выполнить разноуровневые задания. У вас на партах лежат листочки с заданиями разного уровня. На карточках 1-го уровня дано задание: списать предложения ,вставив пропущенные окончания существительных. На карточках 2-го уровня дано задание: из каждой строчки слов составить предложение , дописать окончания. На карточках 3-го уровня  задание: по опорным словам составить мини-сочинение « Зимний лес» Задания какого уровня показались вам самыми легким, самыми трудными. Выберите задания себе и выполняйте в тетради.

1 уровень:  Спиши текст, вставь пропущенные окончания существитлеьных.

На лесной опушк… видны следы зверей.

Около ел… останавливался волк.

На мороз… зябнет зайка.

2 уровень: Составь и запиши предложение из каждой строчки, вставь пропущенные окончания.

Висели, высокой, шишки, на ветк…, ел…

Белка, с ветк…, прыгала, на ветк…

Трухлявый, на полянк…, пень, стоял

3 уровень: По опорным словам составить мини-сочинение «Зимний лес».

В зимнем лесу, деревья, с ветки деревьев, скрипит, тишь, снег, звери, красиво

- Проверим, что вы написали.

1 уровень.

 На лесной опушке видны следы зверей.

Около ели останавливался волк.

На морозе зябнет зайка.

2 уровень

На ветке высокой ели висели шишки.

С ветки на ветку прыгала белка.

На полянке стоял трухлявый пень.

- И послушаем ваши мини-сочинение.А теперь оцените свою работу в оценочных листах.

      8.. Подведение итогов.

 - Вы хорошо сегодня поработали и поэтому на дом я ничего не задаю. Вы Молодцы!



Предварительный просмотр:

Работа над словами с непроверяемыми написаниями

в начальных классах по системе Р.Н. Бунеева.

        В русском языке , как известно, очень много слов с безударными гласными, не проверяемы-

ми ударением, а также слов с непроверяемыми согласными. Написание таких слов не связано с произношением, не опирается на сопоставление и на живой звучащий язык, не регулируется при-

менением правил. Следовательно, основной путь усвоения слов с непроверяемыми написаниями

- запоминание их написания и в связи с этим подбор такой системы упражнений, которая позволит

в короткие сроки качественно усвоить написание таких слов.

        На каждом уроке русского языка   учитель отводит время на так называемую «словарную» работу. Однако, как показывают контрольные работы, это не всегда даёт желаемые результаты.

Основной причиной плохого усвоения школьниками слов с непроверяемыми написаниями явля-

ется , на мой взгляд, неверное построение работы с такими словами . В учебниках русского языка

Р.Н.Бунеева  «словарных слов» очень много, но все они даются разрозненно, бессистемно . При изучении таким образом, написание слов у учеников в памяти не остаётся, при повторении ребёнок затрудняется вспомнить , какую же букву надо писать. Поэтому все слова надо давать не по отдельности, а группами, связанными по значению слов, или по темам, или по графическому сходству , контрасту, или по грамматическим темам. И изучать одну группу слов необходимо каждый день в течение учебной недели.

        Программой начальных классов определен тот минимум слов, написание которых учащие-

ся должны усвоить. По системе Р.Н.Бунеева таких слов около 400.  Мы со своей коллегой, учите-

лем начальных классов И.А.Семёновой все слова распределили по небольшим группам и каждую из них изучаем с детьми четыре-пять уроков подряд. За это время работа со словами с непроверяемыми написаниями складывается из следующих компонентов:

  1. Первоначальное знакомство с группой слов, выявление общих черт этих слов.
  2. Упражнения, направленные на запоминание слов.
  3. Проверка усвоения написания группы слов.

Покажу на примере изучение одной из групп .

Изучаем слова:  СОРОКА, ВОРОНА, КОРОВА, ВОРОБЕЙ ( 1 класс)

1-й день ( знакомство с группой слов)

На доске висят изучаемые слова, но они закрыты от учащихся.

Учитель: Сегодня мы начинаем изучать новую группу слов с непроверяемыми гласными. Давайте

попробуем отгадать , что это за слова. Первое слово зашифровано в виде ребуса:  40 А . (сорока)

Правильно. Сорока – это птица семейства вороновых, с белыми перьями в крыльях, издающая ха-

рактерный крик – стрекотание. ( вывешивается картинка с изображением сороки). Своё имя сорока  получила от исходного слова сорка , передающего особенности её пения. Сороку называют стрекотуньей, трещоткой. А кого ещё можно назвать «сорокой»? ( человека, который

много говорит). Как же пишется это слово? ( открывается написанное слово ) Какую непроверяемую гласную надо запомнить в этом слове? ( первую О ) Прочитайте хором это слово орфографически , то есть по слогам , как пишется ( СО-РО-КА). Запишите его в тетрадь, подчеркните безударную гласную, поставьте ударение.

Теперь отгадайте загадку:  Окраской – сероватая.

                                               Повадкой – вороватая,

                                               Крикунья хрипловатая,

                                               Известная персона.

                                               Кто она ?  ( ворона)

Это птица с черно-серым оперением, родственная ворону. ( вывешивается картинка вороны).

Ворона и ворон  родственны слову вороной «чёрный». Птиц назвали так за чёрное оперение.

Вороной  еще называют рассеянного и невнимательного человека. Как пишется это слово?

(открывается слово). Какую букву надо запомнить? ( первую гласную О)  Прочитайте слово ор-

фографически. Запишите его в тетрадь, подчеркните непроверяемую гласную, поставьте ударение.

        Послушайте текст и скажите, о ком идёт речь. «Стоит Пеструха на зелёном лугу, траву жуёт-пережёвывает. Рога у Пеструхи крутые, бока толстые и вымя с молочком. Она хвостом по-

махивает: мух да слепней отгоняет. Поешь, поешь, Пеструха, повкуснее – молочко у тебя будет слаще. Придёт доярка тебя доить – надоит полное ведро вкусного, сладкого молока. (По Е.Чарушиной)»(корова) Это крупное рогатое домашнее животное, дающее молоко.( вывешивается

картинка коровы)  Своё название корова получила по наличию рогов : от латинского  кор – «рог», корна –«рогатая». Как же пишется это слово? ( открывается слово) Какую букву надо запомнить?

( первую гласную О) Прочитайте слово орфографически, запишите в тетрадь, поставьте ударение,

подчеркните безударную гласную.

         И последнее слово – снова отгадайте загадку :  Маленький мальчишка в сером армячке

                                                                                           По дворам шныряет, крохи подбирает,

                                                                                           По полям кочует, коноплю ворует. ( воробей)

Это маленькая птичка с коричневато-серым оперением, живущая обычно близ жилых строений.

( вывешивается картинка ) Воробей назван так по своему чириканью, от звукоподражательного

вор – « воркует, издаёт переливчатые звуки». Как пишется это слово? ( открывается слово) Какую

букву надо запомнить в этом слове? ( безударную гласную О) Прочитайте слово хором орфографи

чески, запишите его в тетрадь, подчеркните гласную и поставьте ударение.

        В 3-4 классах можно не открывать готовое слово, а дать  возможность учащимся самим вы-

сказать свои предположения о написании того или иного слова и лишь затем открыть готовое сло-

во. После знакомства с изучаемой группой слов учитель может задавать следующие вопросы и задания: « Что объединяет эти слова в одну группу? ( в данном примере сочетание ОРО) Какое

слово здесь «лишнее» и почему? На какие две группы можно классифицировать эти слова? ( оду-

шевленные  - неодушевленные предметы, растения – животные, двусложные – трехсложные , с

ударением на первый – второй слоги, начинаются на гласную – согласную букву и т.п.) Дома уча-

щиеся новую группу слов записывают в индивидуальный «словарик», который дети заводят еще

в период обучения грамоте и ведут его на протяжении всей начальной школы.

2 день ( упражнения на запоминание слов).

На доске записана та же группа слов, но с пропущенными буквами, требующими запоминания.

 с…рока

 в…рона

 к…рова

 в…робей

Учащиеся вспоминают слова, с которыми познакомились на прошлом уроке. Прочитывают каж-

дое из них орфографически и вставляют нужную гласную. Здесь же полезно провести упражнения в подборе однокоренных слов к изучаемому слову. Полезно записывать их столбиком или лесен-

кой , чтобы ярче выделялись те части слова., которые пишутся одинаково:

сорока                         ворона                                  корова                            воробей

сорочий                      воронушка                           коровка                           воробушек

сорочонок                  воронёнок                            коровушка                      воробьиха

                                    вороньё                                коровник                         воробьёнок

                                    вороний                                коровёнка                       воробьиный

        Такая форма записи поможет лучшему запоминанию правописания изучаемых слов. К подо

бранным однокоренным словам можно поставить вопросы и указать, к какой части речи они от- носятся.

 Большую пользу приносят и упражнения в составлении словосочетаний с данными сло-

вами. Работу над словосочетанием можно усложнять по мере изучения программного материала,

сочетая её с грамматическим заданием. Например, при изучении имени существительного можно

предложить составить и записать словосочетание с изучаемыми существительными, употребляя их в творительном или предложном падеже, с предлогом или без, подчеркнуть окончания, указать склонение и падеж этих существительных.

        Упражнения в составлении словосочетаний будут не только способствовать закреплению правописания слов с непроверяемыми орфограммами, но и помогут учащимся быстро выделять

словосочетания в тексте, что окажет в свою очередь положительное влияние на грамотность детей.

В 3 день повтор изучаемых слов можно начать с отгадывания анаграмм.

На доске: аоркос

                 рнооав

                 рокоав

                 йвореоб

Учащиеся, переставляя буквы в анаграмме, вспоминают « словарные слова». Затем ребята составляют предложения с изучаемыми словами. Работа может проводится как устно, так и письменно, носить коллективный и индивидуальный характер. Правильное составление предложе-

ний указывает на понимание учащимися значений слов, учит употреблять их в речи. На дом ученикам 2-3 классов, а ученикам 4-х класса и на уроке дается задание составить рассказ, используя изучаемые на данном этапе «словарные слова».

В 4 день  продолжается работа с группой слов. Здесь уже можно давать предложения под диктовку с последующей проверкой. Например:

« Воробушки игривые, как детки сиротливые, прижались у окна. Зачирикал воробей веселей на крыше.

   Ворона каркнула во всё воронье горло. Ворона ущипнула Дружка за хвост.

   Корова Буренка паслась на лугу. Очень полезно пить коровье молоко.

   Сорока любит всё яркое и блестящее. Сорока приносит вести.»

На этом этапе можно « словарную работу» проводить совместно с работой над развитием речи. Например, вместо предложений вспоминать и записывать под диктовку пословицы и поговорки: « Корова черна, да молоко у ней бело. Сметанку любить, коровушку кормить.

            Сорока стрекочет – гостей пророчит.

            Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь.

            Пуганая ворона и куста боится.»

Учитель может познакомить детей и с фразеологизмами и объяснить их значение:

« Стреляный воробей – о многоопытном человеке, которого трудно обмануть, провести;

   Белая ворона – о том, кто резко отличается от других, не похож на окружающих;

   Ворон считать – ротозейничать, зевать;

   Как корова языком слизала – что-нибудь быстро и бесследно исчезло;

   Сорока на хвосте принесла – об известии, сведениях, неизвестно откуда взятых, полученных;

   Трещит как сорока – говорит быстро, громко».

В 5 день  изучения группы слов можно также дать разнообразные упражнения на закрепление написания слов: списать текст, вставить пропущенные буквы, отгадать кроссворд и т.д. Затем про-

водится проверка знаний учащихся. В качестве проверки написания слов с непроверяемыми напи-

саниями используются как контрольное списывание, так и словарные слуховые диктанты, картин-

ные диктанты, которые могут проводиться с целью текущей проверки за качеством усвоения написаний слов, так и с целью контроля. В последнем случае они приобретают вид контрольных словарных диктантов. На уроках закрепления пройденного материала необходимо повторять изученные за это время группы слов.

        Ниже приводятся слова с непроверяемыми написаниями, предусмотренные программой по

учебникам Р.Н.Бунеева, распределенные по группам.

Слова с непроверяемыми написаниями , изучаемые в 1 классе.

группа 1                 группа 2                       группа 3                         группа 4                     группа 5

лимон                    рисунок                         сорока                            кросс                          сапоги

капуста                  картина                         ворона                            класс                          город

помидор                карандаш                       корова                            тонна                         барабан

огород                                                           воробей                         суббота                      

осина

группа 6                группа 7                        группа 8                          группа 9                     группа 10

обед                       яблоня                           ребята                              ещё                             баран

корзина                 яблоко                           девочка                            шёл                             собака

ягода                      рябина                          учитель                             что                              заяц

стакан                                                          учительница                     хорошо                       медведь

молоко                                                         ученик                                                                   петух

                                                                     ученица

группа 11             группа 12

диван                   картон

багаж                    топор

чемодан                коньки

машина                 ветер

Слова с непроверяемыми написаниями, изучаемые во 2 классе.

группа 1              группа 2                        группа 3                            группа 4                       группа 5

мороз                   Россия                           граждане                           артист                          овощи

погода                 Отечество                     гражданин                         театр                             береза

                             Москва                          народ                                 работа                            рябина

                             город                              человек                            

                             улица

группа 6              группа 7                       группа 8                             группа 9                       группа 10

алфавит               ученик                          вдруг                                  иногда                          только

язык                     учитель                         весело                                скоро                            столько

русский               учительница                 громко                               потом                            сколько

тетрадь                                                                                                  сначала                        

рассказ                                                                                                  тогда

группа 11            группа 12                     группа 13                           группа 14

сегодня                воробей                        ребята                                дорога

однажды              собака                          мальчик                             карандаш

слева                                                          девочка                              ранец

вокруг                                                                                                   трамвай          

Слова с непроверяемыми написаниями, изучаемые в 3 классе

группа 1               группа 2                        группа 3                    группа 4                      группа 5

абрикос                аппетит                         базар                          завтрак                        балкон

апельсин              баранка                          корзина                     обед                             бассейн

мандарин             батон                             помидор                    ужин                            ванна

яблоко                   дрожжи                        томат                         какао                            ванная

малина                  горох                             огурец                       кофе                             комната

лимон                   винегрет                        огород                       стакан                          кровать

                                                                     лопата                       тарелка

группа 6               группа 7                        группа 8                     группа 9                    группа 10

лестница              длина                             путешествие              искусство                  абзац

ворота                  миллиметр                    отдых                          иллюстрация            сочинение

калитка                 масса                             багаж                          рисунок                     орфограмма

терраса                 грамм                             чемодан                      картина                     грамматика

фонарь                  килограмм                    вокзал                          галерея                     почерк

предмет                сумма                            перрон                        мечта                         правило

                                                                     вагон                                                             правильно

группа 11              группа 12                      группа 13                   группа 14                 группа 15

ветер                      вверх                             мужчина                    аллея                         шофёр

облако                    вдоль                             женщина                   орех                          шоссе

север                      вместе                            помощник                 осина                        машина

запад                      вперед                            сосед                         черемуха                  троллейбус

горизонт                всегда                             командир                  ромашка                   метро

территория            будто                              товарищ                    смородина              

                                как будто                       профессия                сирень

                                                                                                          сиреневый

группа 16               группа 17                       группа 18                  группа 19                  группа 20

насекомые             месяц                              одежда                      гаммы                         корреспондент

стрекоза                 календарь                       платок                       аккорд                        газета

природа                 неделя                             кросс                         касса                           свобода

долина                   суббота                            кроссовки                 грипп                         компьютер

синица                   кроссворд                        костюм                     группа                        телеграмма

соловей                                                                                             коллектив                  

                                                                                                           коллекция

группа 21               группа 22                         группа 23                 группа 24                  группа 25

чувство                   аккуратный                     голубой                    шалаш                        жжёт

тоска                       багровый                         жёлтый                     камыш                        жужжит

тоскует                    багряный                         чёрный                     болото                        ссора

печаль                     внимательный                 коричневый             ягода                           шёл

                                 волшебный                      оранжевый              иней              

                                 огромный                         серебряный

группа 26                группа 27                         группа 28                  группа 29                группа 30

медленно                оттуда                               фамилия                    потом                      сейчас

навсегда                  сразу                                  характер                   потому что              сзади

назад                        счастье                              хозяин                      до свидания            снова

наоборот                 счёт                                    хоккей                       что                           совсем

например                считать                              юноша                       чтобы                       через

обратно                                                               юный                                                          поперёк

группа 31                 группа 32                           группа 33                  группа 34

алмаз                        праздник                            реять                          маяться

закон                        праздничный                     веять                          каяться

порядок                    совесть                               сеять                          лаять

приветливо              шампунь                             чаять                         лелеять

пример                                                                  чуять

Слова с непроверяемыми написаниями, изучаемые в 4 классе

группа 1                   группа 2                            группа 3                        группа 4                  группа 5

алмаз                        багровый                          внутри                           ветреный                 простор

алмазный                 багряный                          внутрь                            шорох                      свобода

                                  жёлтый                             впервые                         камыш                      свободно

                                  лиловый                           иметь в виду                 лепесток                  

                                  фиолетовый                     иногда                           облако

группа 6                  группа 7                             группа 8                        группа 9                   группа 10

вдвоём                     выражать                           гладить                          газета                       забота

пополам                   выразительный                 клеить                           прогресс                   колено

поровну                   понимать                           лаять                               ремонт                     ладонь

                                                                             стеречь                          десерт

группа 11                   группа 12                          группа 13                      группа 14                  группа 15

истина                        кабинет                              компания                     капитан                     карнавал

истинный                   карниз                                кампания                     корабль                      пальто

происшествие            коридор                                                                   путешественник       свитер

справедливость         лаборатория                                                            путешествие            

группа 16                    группа 17                        группа 18                       группа 19                   группа 20

концерт                       копейка                           копыто                            костер                        матч

пианино                      корзина                           копытце                          палатка                       процесс

рояль                                                                                                             песчаный

группа 21                    группа 22                         группа 23                     группа 24                   группа 25

металл                         наверное                          обаяние                        отчаяние                    падеж

металлический           надолго                             обаятельный                решение                    сочинение

серебро                        нарочно                            озорной                        ситуация                   сочинять

серебряный                  несколько                        странный                      тревога                      цитата

                                                                                фантазия

группа 26                    группа 27                         группа 28                      группа 29               группа 30

памятник                    престиж                           развеваться                     славяне                 конструктор

строить                       престижный                     развиваться                    славянский          конструкция

                                                                              сверкать                           традиция             профессия            

  

                                                                                                         


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполнила учитель начальных классов МОУ «Мариинская гимназия» г.Ульяновска Чекалина Н.Н. Почему наш организм работает слаженно?

Слайд 2

Всеми действиями человеческого организма управляет НЕРВНАЯ СИСТЕМА.

Слайд 3

Нервная система Чувствительные клетки Нервы Мозг

Слайд 4

Чувствительные клетки есть во всём организме. От них отходят нервы. По нервам мозг получает информацию о том, что происходит с телом.

Слайд 5

Нервная система

Слайд 6

У человека есть ГОЛОВНОЙ МОЗГ, который находится в черепе, и СПИННОЙ МОЗГ, расположенный внутри позвоночника. Мозг – это центр управления всем организмом.

Слайд 7

По форме головной мозг напоминает ядро грецкого ореха. Большие полушария головного мозга позволяют нам совершать сознательные действия, благодаря им мы обладаем памятью и мышлением.

Слайд 8

Мозг человека

Слайд 9

Память – способность запоминать события. Мышление – способность делать умозаключения.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тест « Кожа и опорно- двигательная система» Ответь на вопросы теста, выбрав правильный ответ.

Слайд 2

1. Как называется способность человека чувствовать прикосновение,боль,тепло,холод? А) осязанием Б) обонянием В) вкусом

Слайд 3

2. Какую роль играет жир,который выделяет кожа? А) жир делает кожу мягкой и упругой Б) жир делает кожу крепкой и сильной В) жир делает кожу ловкой и стройной

Слайд 4

3. Какие предметы ухода за кожей указаны правильно? А) зубная щетка.зубная паста,жеватель- ная резинка Б) мочалка,мыло,полотенце,крем В) гуталин,обувная щетка,клей

Слайд 5

4.Какова роль скелета человека? А) скелет защищает внутренние органы от повреждений Б) сокращаясь и расслабляясь,скелет приводит в движение мышцы В) скелет является опорой тела

Слайд 6

5. Назови орган,расположенный внутри черепа. А) почки Б)головной мозг В)селезенка

Слайд 7

6. От чего зависит осанка человека? А) от скелета и мышц Б) от связок и сухожилий В) от хрящей и костей

Слайд 8

Проверьте себя: 1. а) 2. а) 3. б) 4. в) 5.б) 6.а)

Слайд 9

МОЛОДЦЫ!

Слайд 10

Выполнила учитель начальных классов МОУ «Мариинская гимназия» г.Ульяновска Чекалина Н.Н.



Предварительный просмотр:

Сценарий ко дню матери

Цели: 

1. Создать тёплый нравственный климат между матерями и детьми

2.Развивать творческие и актёрские способности детей, а также желание устраивать праздники для близких людей.

3.Воспитывать любовь, чувства благодарности и уважительное отношение к мамам.

 Ход праздника.

Показ видеоролика «Притча о матери»

Ведущий: Здравствуйте, дорогие гости! В последнее воскресенье ноября в России отмечают особый праздник - День матери. Это праздник, к которому никто не может оставаться равнодушным. Ведь сколько бы нам ни было лет - пять или пятьдесят - нам всегда нужна мама, ее любовь, ласка, внимание, совет. День матери – это замечательный повод, чтобы ещё раз сказать слова любви и признательности самому родному и близкому человеку, отдать дань уважения за любовь, за щедрые материнские сердца, за их заботливые и ласковые руки.

Ученики:

  1. Какое самое первое слово?
    Какое самое главное слово?
    Какое самое светлое слово?
    МА-МА
  2. И хочется снова
    Сказать его тихо,
    Сказать его громко
    Самое главное слово ребенка-
    МА-МА

Ведущий: Самое прекрасное слово на земле – мама. Это первое слово, которое произносит человек, и звучит оно на всех языках одинаково нежно.
по- английски- мазэ
по- немецки- муттер
по- киргизски-апа
по-грузински-дэда
по- украински- ненька
по- русски- мама, матушка
по- белорусски- маци, матуля
У мамы самое доброе и ласковое сердце, самые добрые и ласковые руки, которые умеют всё.

Песня «Мама – первое слово»


Ученики:

  1.  Что для птиц скажите надо?
  2.  Солнце, небо, зелень сада.
  3.  А для моря?
  4. Берега.
  5.  А для лыж?
  6. Для лыж - снега.
  7. Ну, а нам, мы скажем прямо

Вместе: Чтобы была с нами мама!

Ученики:

     1Мама - это значит нежность,
     2  Это ласка, доброта,
     3  Мама - это безмятежность,
     4  Это радость, красота!
     5  Мама - это на ночь сказка,
     6  Это утренний рассвет,
     7 Мама - в трудный час подсказка,
     8 Это мудрость и совет!
     9  Мама - это зелень лета,
    10  Это снег, осенний лист,
Все: Мама - это лучик света,
        Мама - это значит ЖИЗНЬ!

Исполнение танца

1-й ученик:

Кто может быть дороже мамы?
Кто свет и радость нам несёт?
Когда больны мы и упрямы,
Кто пожалеет и спасёт?

2-й ученик:

Кто пустит по ветру невзгоды,
Развеет страхи, грусть и стыд?
Кто скрасит серость непогоды,
Стушует тяжкий труд обид?

3-й ученик:

Следит за домом и бюджетом,
Уютом, модой, чистотой.
Лихой зимой и жарким летом,
Легко справляясь с суетой!

4-й ученик:

Украсит будни вечерами,
А к празднику накроет стол!
Спасибо беспокойной маме:
Никто из нас не сыр, ни гол.

5-й ученик:

Ответственна её работа,
Быть мамой – это сложный труд!
Ежесекундная забота –
Её все помнят, любят, ждут.

6-й ученик:

Полна раздумий жизнь у мамы.
Хозяйка дома и семьи.
И потому все мамы – правы!
А виноваты всюду мы!

7-й ученик:

Где столько силы и терпенья
Берут все мамы на земле,
Чтоб скрыть тревоги и волненья
И счастья дать тебе и мне?

8-й ученик:

Спасибо, мамочка, за нежность,
Твою святую доброту!
Любви вселенскую безбрежность,
Терпенье, такт и теплоту!

Ведущий:  Мама для нас делает всё: и варит, и стирает, и гладит, и лечит. А еще помогает нам с уроками. А как вы помогаете своим мама? Может как мальчик Витя из сценки?

Сценка "Домашнее сочинение"

Действующие лица: ведущий, мама, Витя.

Ведущий: Витек склонился над листом

И сжал виски руками.

Он сочиненье пишет:

"Как я помогаю маме?".

То ручку погрызет Витек,

То засопит, угрюмый

Названье есть

А дальше что?

Попробуй-ка, придумай!

Но тут из кухни мама вдруг

Негромко сына кличет:

Мама: Витюнчик!

Сбегай в магазин

Мне соли бы и спичек.

Витя: Идея!

Ведущий: подскочил Витек

И маме крикнул:

Витя: Что ты!

Ведь я над сочиненьем бьюсь,

Еще полно работы!

Ведущий: Примолкла мама

И сынок

В тетради вывел фразу:

Витя:  Для мамы что-нибудь купить

Всегда бегу я сразу.

Ведущий: Вот приоткрыла мама дверь:

Мама: Витюня, ты мне нужен!

Я - в магазин

Почисть пока

Картошечки на ужин!

Витя: Еще чего!

Ведущий: Вскричал Витек,-

Витя:  Мне даже слушать тошно!

Тут - сочинение, а ты

С какой-то там картошкой:

Ведущий: Исчезла мама

А сынок в тетради подытожил:

"Я завтрак маме сам варю,

Обед и ужин тоже".

Что вы можете сказать о мальчике?

Что бы вы сделали на его месте?

Ведущий: Свой номер дарит все м мамам Вика П.

Акробатический номер Вики

Учитель: А сейчас мы немножко отдохнём, поиграем. При подготовке к празднику дети ответили на вопросы о себе и о своей маме.

             Ребёнок  о  себе ….

      Любимая еда - ………………………………..

      Лучший друг -…………………………………

      Любимое занятие –…………………………

      Любимый праздник –……………………….

      Любимая песня – ……………………………

      Любимая игра, игрушка - ………………….

      Дома мама меня называет - ……………..

 

              Ребёнок  о  своей маме ….

В свободное время мама любит- .………….

Мама любит готовить (блюда) - ……………

Мамины любимые цветы - …………………...

Мамино любимое занятие - ………………….

Мама мечтает  - ….……………………………

Как мама любит отдыхать ………………..

Дома мы маму называем так ………………

И по результатам опроса проведем конкурсы:

1 конкурс “Узнать себя по описанию ребенком»

2 конкурс «Узнать по описанию своего ребенка»

Ученик:    Ночью темной мне светло,

                  В день морозный мне тепло,

                  Если мама рядом

                  Смотрит нежным взглядом.

                  Солнца ярче для меня – (ВСЕ) – МАМА!

                 Мир и счастье для меня – (ВСЕ) – МАМА!

                 Шум ветвей, цветы полей – (ВСЕ) – МАМА!

                 Зов летящих журавлей – (ВСЕ) – МАМА!

                 В роднике чиста вода – (ВСЕ) – МАМА!

                 В небе яркая звезда – (ВСЕ) – МАМА!

Песня «Моя мама – лучшая на свете»

Стихотворение «Мама» ( Фейзулова Д.)

Ведущий: И напоследок от всей души хотим пожелать вам:                                                                                                                                                                                                                                                                              

Ученики:  

               1. Пусть дети вас не огорчают,
                   Прекрасны будут, как цветы!
                   Пятерки в школе получают
                   И воплощают все мечты.

              2. С вас, родные наши мамы,
                Будем брать пример во всем.
                Пусть звенят повсюду песни
                Про любимых наших мам,
                Мы за все, за все, родные,
                Говорим: “Спасибо вам!”

Ведущий: Мы так любим вас, что дарим вам свои сердца! ( вручение сувениров – сердечек)

Показ презентации «Моя мама» + песня



Предварительный просмотр:

 

Конспект урока «Буква Р, звуки [р ] [ р’]

Тип урока: урок объяснения нового материала

Цель урока: Познакомить с буквой «Р» и звуками, обозначающими данную букву, с ролью звука и буквы в русском языке.

Задачи урока:

 Предметные:

-формировать умение выделять звуки  [р ] [ р’],  характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой,  читать слоги и слова с изученными буквами; читать текст вслух; определять место новой буквы   в слове; соотносить все изученные буквы со звуками.

Метапредметные:

Регулятивные:

-понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;

- определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки;

- отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения;

-действовать по образцу и заданному правилу.

Познавательные: развитие знаково- символических действий: моделирования и преобразования модели

Рефлексия способов и условий действия

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Коммуникативные: уметь осуществлять кооперативно- соревновательное общение со сверстниками.

Слушать собеседника, предвидеть разные возможные мнения других людей.

Обосновывать и доказывать собственное мнение.

Личностные: проявляют познавательный интерес и готовность к сотрудничеству

Ожидаемый  результат: дети должны усвоить, что звуки [р], [р’] обозначаются буквой Р,  читать слова с  изученными буквами, работать с текстом.

Оборудование: мультимедийная презентация, предметные картинки , образец печатной и письменной буквы.

Тема: Буква Р и звуки  [р ] [ р’]