Позитивный опросник для родителей
Е.И. Афанасьева
Государственное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад № 26 компенсирующего вида
Пушкинского района Санкт-Петербурга
ПОЗИТИВНЫЙ ОПРОСНИК ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Данный опросник предназначен для родителей детей с 5 лет до их поступления в школу.
В основе работы по составлению опросника лежит принцип совместной работы психолога, педагогов, родителей, в фокусе деятельности которых находится ребенок как развивающаяся личность. Чтобы согласовать подходы всех участников процесса воспитания ребенка, необходимо проделать большую совместную работу, в значительной степени эта работа состоит в выработке общего языка для описания ребенка и его развития.
Первые обращения психолога к родителям являются просветительскими и служат для создания первичной мотивации для совместной работы со специалистами, они не должны быть отпугивающе сложными или трудоемкими. Скорее такие контакты должны дать понять родителям, что их воспитательный опыт ценен и интересен для психологов, педагогов, всех, кто работает с ребенком. Адекватно использовать для этих целей такие приемы, как ответы родителей на опросные листы. В то же время сама постановка вопросов предполагает ознакомление родителей с определенным подходом к пониманию «задач развития» ребенка, нацеливает родителей на «зону ближайшего развития» ребенка [1].
Методологическим основанием для опросника является концепция развития Л.С.Выготского [1].
Тематически опросник является практическим приложением идей позитивной психотерапии [2]. Идеи позитивной терапии завоевали популярность в нашей стране благодаря активной деятельности Х. Пезешкиана. Благодаря тому, что метод изначально является транскультуральным и междисциплинарным, он оказывается доступным и полезным широкому кругу специалистов: психологам, врачам, педагогам, социальным работникам, организаторам производства. Особенностью метода позитивной психотерапии является разработанная система психологической помощи и самопомощи. В его основе заложена принципиальная возможность адаптации для любой социальной, возрастной группы.
Привлекательна профилактическая направленность позитивной психотерапии, четкость и образность предъявления психологических и медицинских знаний, доступность для различных людей благодаря использованию языка образов. Наличие четкой структуры сочетается в позитивной терапии с творческим подходом, вариабельностью. Существенное внимание уделяется ресурсам, тому, что уже имеется в арсенале общества, семьи, самого человека. Идеи позитивной терапии сочетают традиции Запада и Востока, чем также актуальны для России.
В соответствии с концепцией позитивной психотерапии рассмотрению подлежат четыре сферы, или области, жизни. Для душевного равновесия, лежащего в основе психического и физического здоровья, необходимо равновесие этих сфер. Равновесие заключается в равномерном распределении энергии, или внимания, между различными сферами жизни. Установление полного равновесия - это идеальная цель. Для нормальной жизнедеятельности достаточно более или менее равномерного распределения сил и душевной энергии по четырем сферам жизни. К ним относятся:
1) физические потребности,
2) деятельность (для дошкольника основная форма деятельности – игра, далее это будет учебная деятельность),
3) межличностные контакты,
4) несколько непривычная в нашей культуре сфера включает то, что можно описать как интуицию, фантазии, вопросы о будущем, о прошлом, о смысле жизни, религиозно-духовные вопросы. Нам здесь кажется важным иметь в виду, что у каждого человека есть способность к усвоению высших смыслов, будь то одно из религиозных или другое мировоззрение, и это «психическое пространство» непременно будет чем-то занято.
Описание сфер жизни представляет собой, по существу, описание потребностей в их социализированной форме. Потребности и социализация рассматриваются как нераздельные, отражающие взаимодействие двух рядов развития, названных Л.С.Выготским “натуральным” и “социальным” рядами развития.
Рассматривая основные потребности ребенка, хочется обратить внимание родителей на то, что фиксация только на познавательной деятельности не приносит желаемого успеха, и к тому же может обеднять общее развитие.
Стремление к созданию условий для всестороннего развития ребенка и его социализации представляется нам достойной сферой совместной деятельности для педагогов, родителей, психологов.
ПОЗИТИВНЫЙ ОПРОСНИК ПО СЕМЕЙНОМУ ВОСПИТАНИЮ
Сфера | Выберите из каждой пары высказываний и отметьте более соответствующее Вам | |
1 | 1. Ребенок регулярно занимается физкультурой (спорт. секция, упражнения, гимнастика). 2. В выходные дни Вы с ребенком бываете за городом, на природе. 3. Ребенок ест в умеренных количествах, с удовольствием и все, что предлагают. 4. Ребенок засыпает вовремя, просыпается легко. 5. Ребенок получает удовольствие от комфорта и уюта в доме. 6. Ребенку нравится носить красивую одежду 7. Сам просит сменить испачканную одежду. | 1. Мой ребенок занимается физкультурой редко и без удовольствия. 2. Для совместных прогулок не хватает времени 3. У ребенка проблемы с аппетитом (ест слишком много, мало, выборочно). 4. Ребенок не хочет ложиться спать и просыпается с трудом. 5. Безразличен к чувственным компонентам повседневной жизни. 6. Ребенку все равно - как, во что он одет. 7. Может надеть грязную одежду, не проявляет инициативу в том, чтобы сменить одежду. |
2 | 1. Гордится своими успехами на занятиях в детском саду. 2. Запоминает просьбы педагога. 3. Любит слушать книги, постоянно читает с родителями. 4. Сам убирает игрушки. 5. Может сам себя занять в течение от 0,5 до 1,5 часов. 6. У ребенка есть любимая игра или занятие. 7. Любит рисовать. | 1. Не стремится к таким успехам. 2. Забывает просьбы педагога. 3. Предпочитает телевизор чтению книг. 4. Не имеет обязанностей по дому. 5. Постоянно требует внимания взрослых.
6. Занимается всем понемногу, не имеет предпочтений. 7. Не рисует. |
3 | 1. Вы бываете в гостях всей семьей (или принимаете общих с ребенком гостей) чаще, чем раз в месяц. 2. Можете назвать 2-3 приятелей ребенка. 3. У вас есть ритуал отхода ко сну (разговариваете с ребенком, гладите по голове, просто сидите рядом). 4. Часто обсуждаете события дня. 5. Каждый день бывает что-то, за что Вы хвалите Вашего ребенка. 6. В Вашей семье погладить или поцеловать ребенка - обычное дело 7. В доме есть животные и птицы. | 1. Реже, чем раз в месяц.
2. Затрудняюсь припомнить приятелей. 3. Укладывание спать не доставляет ни Вам, ни ребенку никакого удовольствия. 4. Для таких разговоров не хватает времени. 5. Не находите за что похвалить ребенка.
6. В Вашей семье это не принято. 7. Мы считаем это большой дополнительной нагрузкой. |
4 | 1. Ребенок знаком с ближайшими родственниками. 2. Такие темы, как рождение детей, создание семьи - обсуждаются с ребенком. 3. Такая тема, как смерть - обсуждается с ребенком. 4. У ребенка имеется свободное, ничем не занятое время (для раздумий, фантазий). 5. Бывает, что Вы придумываете с ребенком что-то новое (сказку, новую игру или занятие). 6. Своими представлениями о счастье Вы делитесь со своим ребенком. 7. Вы считаете, что рядом с Вами живет уникальный и неповторимый человек. | 1. Ребенок знаком далеко не со всеми родственниками. 2. Не знаете, в какой форме рассказать об этом ребенку или не считаете нужным. 3. Не знаете, в какой форме рассказать об этом ребенку или не считаете нужным. 4. Все время ребенка распланировано буквально по минутам. 5. Ребенок должен просто учиться делать все так, как это делают взрослые. 6. Такой ситуации не было. 7. Считаю, что детство - подготовка к взрослой жизни. |
В опроснике - четыре блока утверждений. Каждый блок представляет собой краткое описание одной из сфер жизни применительно к существующим условиям и возрасту детей, задачам возрастного развития.
Первый блок описывает физические потребности. В описании ребенка важно отметить, как он спит, ест, как обстоят дела с его потребностью в движении, в этом же блоке - вопросы об освоении социальных норм в сфере тела (чистая одежда).
Во втором блоке рассматривается игровая деятельность и начало учебной деятельности – исполнительность, самостоятельность и собственная мотивация к деятельности.
Третий блок посвящен коммуникациям - общению семьи, общению ребенка со сверстниками, с родителями как основными воспитателями.
Четвертый блок описывает сферу фантазий, идеалов так, как она может быть представлена в современной семье. Это информация о расширенной семье, экзистенциальные вопросы, перспективы, пространство для творчества, передача опыта переживаний в семье.
Опросник предоставляется родителям в виде одного опросного листа формата А4. На листе - четыре равных блока, каждый из семи пар утверждений. Пары предложений характеризуют одно из проявлений жизнедеятельности ребенка или семьи в целом. Слева расположены описания, характеризующие более, а справа - менее благоприятные условия развития ребенка. Описания даны в виде конкретных жизненных проявлений, чтобы минимизировать разночтения. Родители выбирают одно из двух высказываний, которое более соответствует их ребенку.
Литература:
1. Выготский Л.С. Собрание сочинений, том 4: Детская психология. М., 1984.
2. Пезешкиан Хамид. Основы позитивной психотерапии. Архангельск: изд. Архангельского медицинского института, 1993.
3. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. – М.: Изд-во «Генезис», 2001.
4. Сборник трудов XVI международной научно-практической конференции "Служба практической психологии в системе образования". – С-Пб., АППО, 2012.