Ознакомление дошкольников с основами правового сознания
Предоставлен материал по данной теме из опыта работы. Разработаны конспекты занятий , игровой материал, рекомендации для родителей. Раскрыта актуальность и значимость данной темы для детей .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
s_osnovami_prava.docx | 17.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Ознакомление дошкольников с основами правового сознания.
Лазарева Л.С.
Воспитатель первой квалификационной категории ДОУ № 24 «Кукчэчэк»
Положение детей в России в начале 21 века вызывает большую тревогу. Растут беспризорность, наркомания, насилие. Увеличилось количество детей, оставшихся без родительского присмотра. Сегодняшние дети - это будущее страны. Каким станет будущее детей и государства зависит от многих причин. Несомненно, одно: благополучие граждан России возможно только в цивилизованном правовом государстве. Сейчас в нашем обществе значительно возрастает роль правового образования граждан, обусловленная – среди многих причин – общественные отношения, поведение людей. Они определяют, что «можно», а что «нельзя», каким образом надо поступать в той или иной ситуации. Потенциал ребенка в области его интеллектуального и морального развития выше, чем принято считать. В дошкольном возрасте можно существенно активизировать познавательные интересы ребенка, способствовать воспитанию его уверенности в себе, воли, доброжелательного отношения к людям, ощущение себя Человеком Земли и Гражданином собственной страны. Формирование человека начинается с раннего детства, и дети усваивают ценности того общества, в котором живут. Размышляя об этом, я пришла к мысли, что работу с детьми по правовому воспитанию нельзя сводить к простому заучиванию статей документа и отдельных прав человека. В детях нужно воспитывать уверенность в себе, самоуважение и уважение к другим. Полнота самоощущения и толерантность – вот основа правового воспитания дошкольников.
Свою работу с детьми по теме «Ознакомление дошкольников с основами правового сознания» начала с ознакомлением основных международных документов, которые касались прав ребенка. Следующим этапом моей работы, был подбор и изучение соответствующей литературы к данной теме. Формирование правового сознания у детей, предлагаю начать по двум направлениям:
Работа с родителями: Цель: формирование правовой культуры; формирование гуманного отношения к ребенку; обеспечение ими защиты прав ребенка.
Работа с детьми: Цель: воспитание нравственных норм поведения; формирование у ребенка положительного самоощущения и отношения к окружающим людям; развитие коммуникативной компетентности ребенка и формирование у него социальных навыков: формирование правового знания
По данному направлению работы поставила перед собой следующие задачи:
• Формировать у детей представление о правах человека (на основе литературных произведений)
• Развитие представлений о здоровом образе жизни;
• Развивать социальные навыки, коммуникативную компетентность ребенка;
Воспитать уважение и терпимость, независимо от происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия; в том числе внешнего облика и физических недостатков»
• Способствовать формированию чувства собственного достоинства; осознание своих прав и свобод; чувства ответственности за другого человека, за начатое дело, за данное слово;
• Воспитывать уважение к достоинству и личным правам другого человека;
• Разъяснить общественные нормы и правила поведения;
• Познакомить детей с соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека.
Организуя работу с детьми, я опиралась на ведущие для дошкольников виды деятельности: игровую и художественно-продуктивную.
Провожу с детьми:
• ролевые, театрализованные и дидактические игры; игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, эмпатии, коммуникативных навыков и умений.
• На занятиях закрепляю знания о профессиях родителей, навыки толерантного поведения
• Закрепляю право на здоровье, знакомлю детей с витаминами
• Провожу праздники и вечера развлечений, закрепляю основные права детей
Организовывала:
• Проблемно-поисковую деятельность детей (работа в группе по решению ситуаций и задач, закрепляя право на безопасность)
• Продуктивные виды деятельности (изготовление эмблем, плакатов)
• В качестве наглядных примеров, иллюстрирующих то или иное право, понятие, использовала сказки, стихи, пословицы, поговорки и т. п.
• Проводила сюжетно-ролевые игры по теме «Мы выбираем»: «Кто здесь главный капитан», «Справедливый судья»
Начиная работу с семьей по изучению Конвенции о правах ребенка, я провела предварительное анкетирование среди родителей, предложив ответить на вопрос: «Через какие формы работы Вам хотелось бы получить информацию о Конвенции», я выяснила, что родители, прежде всего, хотели бы получить теоретические знания. Поэтому в план моей работы включены такие мероприятия, как диспуты, беседы – тренинги, совместное проведение праздников, оформление выставок.
Самым первым этапом моей работы – было оформление уголка для родителей: «Правам ребенка посвящается», где я поместила теоретический материал о Конвенции по правам ребенка.
Затем я решила выявить уровень педагогической культуры родителей. Для этого был проведен ряд заполнения анкет, тестов «Какой вы родитель? », «Хорошие ли вы родители? ». Кроме того, я использовала в своей работе папки – передвижки, письменные консультации, на такие темы: «Ребенок и его права», «Искусство быть родителем», «Семь правил для всех». Фантазию, выдумку, артистические способности проявили родители при проведении совместных праздников: Подводя итоги работы с родителями, я отметила, что наиболее эффективными формами оказались совместные мероприятия, где родители и дети были активными участниками, и где ребенок выступал как полноправная, полноценная личность. Взаимоотношения между детьми и родителями постепенно переходили от авторитарного стиля к демократическому, т. е. к личностно - ориентированному взаимодействию взрослого и ребенка.
Работу с детьми начала с составления перспективного плана работы, затем проект «Наши права и обязанности». Разработала занятия по развитию речи, по ИЗО деятельности.
В беседах, конкурсах, в чтениях художественной литературы, заучивании стихотворений, пословиц, поговорок, а также совместной и самостоятельной деятельности детей, я стараюсь дать новые знания, вызывать оценочное отношение к окружающему миру.
Большую часть времени посвящаю практике: решению проблемных задач, поиску решений от своего имени или от имени сказочного героя: « если бы я поймал золотую рыбку». Дидактические игры: «Чьи права нарушены? », «Найди ошибку и исправь», Чтобы дети более тонко ощущали изменения окружающего мира, я использую прием визуализации.
Из обследования детей стало видно, что работа по охране прав детей дает положительные результаты, дети стали более внимательными по отношению друг к другу, легко идут на контакт со знакомыми взрослыми. Важно предоставлять детям возможность реализовывать свои права, чтобы ребенок ощутил свою принадлежность к «родным корням» и приблизился к пониманию того, что он единица Вселенной.
Анализируя результаты своей работы, я сделала вывод: интересы ребенка связаны с семьей, игрой. Желательно, чтобы родители участвовали в процессе формирования правового сознания у детей. В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личной культуры, соизмеримой с общечеловеческими духовными ценностями. Поэтому особое значение имеет формирование у детей основ правового сознания и таких качеств личности, как любовь к родным и близким, доброжелательность к окружающему, способность к сопереживанию.
Список литературы:
Антонов В. А. Изучаем права человека. – «Вита-Пресс», 1997
Журналы:
«Дошкольное воспитание»;2005 №6, 8
«Ребенок в детском саду»;
«Обруч»
Насонкина С. А. Уроки этикета. –С. -Пб. : «Акцидент», 1998.
Усачев А. Н., Березин А. К. «Основы безопасности жизнедеятельности». – М. : «АСТ-Пресс», 1996