Инновационная деятельность на базе КФУ

Макарова Ольга Николаевна

Технологическая карта – это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения образовательных программ в соответствии с ФГОС ООО.

 

В условиях внедрения ФГОС ООО в образовательный процесс эффективным средством формирования проектировочных умений в школе становится технологическая карта урока. Однако появление в педагогической практике этого нового инструмента профессионально-педагогической деятельности отннюдь не отменяет других, ранее существовавших, средств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_pryamoe_i_perenosoe_znachenie_slova.docx26.52 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение   Михайловская средняя                                                                       общеобразовательная  школа  Муслюмовского муниципального   района Республики Татарстан

Из опыта работы учителя    русского языка и литературы

МБОУ Михайловской средней общеобразовательной школы

Муслюмовского муниципального района Республики Татарстан

Макаровой Ольги Николаевны

                                                                                                   2017

Тема:  Прямое и переносное значение слова.

Тип урока: ОНЗ.

Цели:

-формирование:

а) представления о прямом и переносном значении слова;

б) способности различать  прямое и переносное значение слова;

- развитие: мыслительных операций: наблюдения, анализа, обобщения.

Раздаточный материал: диагностическая карта.

Необходимое оборудование: учебник, толковые словари, презентация.

Демонстративный материал:   карточки                  

Ход урока:

I.     Мотивация к учебной деятельности.

- Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть внимательных и сосредоточенных.

Посмотри в глаза своему соседу по парте и  пожелай ему успеха на уроке, улыбнись ему, учителю.

- Какой раздел русского языка мы с вами изучаем? (Лексику)

- Первоначально выясним путем повторения  то, что знаем.

2. Послушайте стихотворение  (Читает заранее подготовленный ученик, у остальных текст на карточках)

У мамы сердце золотое

И золотая голова,

И руки мамы золотые,

И спорятся ее дела.

И папа маму называет:

  • Ты человек наш золотой!

Сестричка только вот вздыхает:

  • Ведь золото – металл такой,

Колечко, правда, есть на пальце,

Но руки вовсе не блестят,

А на лице у глаз морщинки,

Не золотые – штучек пять…

И нет на сердце золотого,

А сердце… так оно внутри,

Оно в груди у мамы бьется,

II.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

- Проведем Терминологический диктант.                                                                                                                             Наука, изучающая словарный состав языка, называется…(лексикология)                                                               Словарный состав языка называется …(лексика)                                                                                                                                  То, что обозначает слово, называется…(лексическое значение)                                                                                         Слово, имеющее одно лексическое значение, называется…(однозначное)                                                                       Слово, имеющее два и более значений, называется…(многозначное)                                                                            Словарь, по которому определяется лексическое значение слова, называется…(толковый словарь)                                      - Поменяйтесь тетрадью с соседом, сверьте ответы  по слайду.

(Оценивают ответы одноклассников)

                Попробуй, пробу разгляди!

- Какое слово встречается в этом стихотворении чаще всего? (золотой)

  • Сколько раз встречается слово «золотой» в тексте? (6.)
  • Почему дочь не поняла отца? (Дочь не поняла отца, потому что не знает, что у слова может быть несколько значений.)
  • Какие значения слова золотой вы знаете? Приведите в пример словосочетания.

III. Выявление места и причины затруднения.

- Познакомьтесь с моими примерами (на слайде).

Золотой ключ, золотой ребенок, золотые серьги, золотая осень, золотые годы, золотая рыбка, золотые часы, золотые руки

-Распределите словосочетания на две группы. По каким признакам вы их распределяли?

-В чем заключается ваше затруднение? (Отсутствие знаний о таких словах).

-Объясните значение словосочетаний  золотые руки и золотые часы.

золотые часы – сделанные из золота

золотые руки – умеют все делать

           - Какое из значений будет основным, а какое – вторичным?
             Как вы думаете, почему?

              -Как по-другому можно назвать основное значение, вторичное               значение? ( прямое и переносное)

IV.  Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, способ, план, средство).

- Какова же цель нашей дальнейшей работы? (Научиться отличать слова с прямым и переносным значением, правильно употреблять их в своей речи).

- Если вы затрудняетесь ответить, сформулируйте цель урока, используя для этого опорные фразы:

1) Познакомиться  с . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

2) Учиться правильно…………. в речи………….

- Таким образом, какова тема нашего урока? О чем мы сегодня будем говорить?

Запись темы в тетради «Прямое и переносное значение слова».

- Какой метод вы предлагаете использовать для решения данной проблемы?  (Обычно мы использовали метод наблюдения).

- Что мы выбирали в качестве объектов наблюдения? (Упражнения учебника и тексты).

V. Реализация построения проекта.

1. Прочитайте материал на стр.157. Что нового узнали.(дают определение из учебника)

  2. Работа в парах  

- Найдите в толковом словаре (можно использовать ксерокопию словарных статей разных из Толкового словаря Ожегова) еще два-три слова, имеющие переносные значения. Один называет слово в прямом – другой называет в переносном, затем называется в переносном, другой называет прямое. Затем меняются

Какой вывод можно сделать из проделанной работы? (Мы выполнили поставленную задачу, можем определить прямое и переносное значение слов

VI. Первичное закрепление во внешней речи. 

1. Коллективная работа. Работа с пословицами

2. Работа с литературоведческими терминами

Слово учителя.

 - На основе переноса значения по сходству рождаются выразительные средства языка – боевой арсенал поэта, писателя, литературоведа, лингвиста и наш боевой арсенал, который поможет научиться красиво писать и говорить на русском языке, грамотно проанализировать любое литературное произведение.

- Прочтите стихотворение о маме и выпишите из данных стихотворных строк встретившиеся эпитеты, метафоры.

Мама! глянь-ка из окошка -
Знать, вчера недаром кошка
Умывала нос:
Грязи нет, весь двор одело,
Посветлело, побелело -
Видно, есть мороз.                                                                                                                                                                                       Не колючий, светло-синий
По ветвям развешен иней -
Погляди хоть ты!
Словно кто-то тороватый
Свежей, белой, пухлой ватой
Все убрал кусты.

VII. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

- Вы уверены в своих умениях? (Да).

-Как проверить? ( Мы можем самостоятельно выполнить задание и проверить себя по эталону).

- Задание для всех:  упр № 348  

Ваши следующие действия? (Проведем самопроверку по эталону).

Эталон:  на слайде.

- Кто допустил ошибки? Как поступить? ( Исправить ошибки самостоятельно или воспользоваться эталоном).

- Молодцы. Поставьте на полях знак  «+», у кого нет ошибок

VIII. Включение в систему знаний и повторение.

- Каким новым знанием мы пополнили свою «копилку» знаний?

- Достаточно ли  мы закрепили новое правило?(нет)

- Почему? ( Мал объем практического применения нового знания).

- Тогда  работаем над следующим заданием:  Упр.349

IX. Рефлексия учебной деятельности.

 Подведение итогов работы.

Продолжите фразу:

Слово имеет …… и …. значение

 Перенос названия происходит, если….

Заполните анкеты, продолжив фразу:

  • Сегодня я узнал(а), …
  • Я задумался(ась) о том, что …
  • У меня особенно получилось…
  • Я не понял(а), почему…

Оцените свою работу, продолжив фразу:

  • На уроке работал…..(хорошо, отлично, удовлетворительно)
  • Я думаю, что мог бы работать ….
  • За работу на уроке я ставлю себе оценку …..

- Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке.

 

Выставление оценок.

Домашнее задание.

  1. Упр. 349, 350.    
  2.   Придумайте легенду.  
  3.  Напишите 2-4 предложения, включив слова с переносным значением.