СТАТЬЯ: СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПЕРВОГО КЛАССА ПРИ БЕЗОТМЕТОЧНОЙ СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ.

Тухтаназарова Эльвира Адашалиевна

Традиционным способом отслеживания результатов обучения является  отметочная система.

История оценочной системы отслеживания результатов обучения складывается с 18 века. Например: в Киевской духовной академии (1737 г) оценивание проводилось с помощью словесных отзывов: 1 группа (очень хорошие успехи) - «учения изрядного, надежного, доброго, похвального»; 2 группа (средние успехи) - «учения непосредственного, мерного, нехудого»; 3 группа (ниже среднего) - «учения слабого, подлого, прехудого, безнадежного, ленивого». В Казанском университете (начало 19века) успехи студентов обозначались словесно: превосходен, отличен, успевает хорошо, не худ, мало старается, очень слаб.

В настоящее время  вопрос системы оценивания результатов является предметом дискуссий, как среди педагогов, так и в СМИ. В связи с модернизацией образования, эта тема приобретает особое значение. Гуманизация современной школы требует иного подхода к оцениванию результатов.

Оценивание результатов обучения необходимо ученику для стимулирования познавательной активности, позитивного отношения к  школе, к учителю.

С радостью и волнением встречали мы своих учеников, ведь каждый первый класс – всегда начало нового пути, сколько бы ни было у учителя классов. И с такой же радостью и волнением поднимались по ступенькам школы будущие первоклассники и их родители. Для них школа – неизведанная страна. И очень важно, чтобы дети стали полноправными хозяевами этой страны.

Что же для этого нужно?

Прежде всего нужно время, чтобы дети привыкли к новым правилам жизни, освоили их.

И это время называется периодом адаптации к школе. Его можно рассматривать как процесс психологической адаптации, привыкания ребёнка к новым для него условиям учебной деятельности, которая, в отличие от привычной ему игровой деятельности, является целенаправленной, результативной, обязательной, произвольной. Она оценивается окружающими и поэтому определяет новый для ребёнка статус. Этот процесс проходит для каждого по-своему, занимает разное время. Работа учителя в этом направлении может продолжаться в течение всего первого года обучения.

Учитель создаёт на уроке атмосферу сотрудничества, предполагающую возможность каждому ученику ощутить личную значимость, возможность на каждом уроке сделать своё личное открытие.

Именно поэтому в первом классе   введено безотметочное обучение, которое способствует снижению уровня тревожности, плавной   адаптации  ученика к новой для него школьной жизни. Оно способствует гуманизации процесса обучения и индивидуализации учебного процесса. Это обучение прошло проверку временем, получило одобрение  учителей, психологов   и родителей.

Для успешного функционирования системы безотметочного обучения важным условием является принятие единых критериев оценивания членами педагогического коллектива. В начале этого учебного года наша творческая группа учителей первых классов, проанализировав свой личный опыт, опыт своих коллег и знакомых учителей, изучив ряд статей по этой теме, разработала единые для параллели карты фиксирования индивидуальных результатов ученика:

1. «Карта индивидуальных достижений ученика».  В ней фиксируются 7-8 основных предметных умений по чтению: скорость чтения, способ чтения, правильность чтения, выразительность чтения, понимание прочитанного, умение пересказывать, звукобуквенный анализ, заучивание наизусть; по письму: каллиграфия, списывание с печатного текста, запись под диктовку, оформление предложений, обозначение мягкости согласных, большая буква в именах собственных; по математике: нумерация в пределах 10, сложение и вычитание в пределах 10, нумерация двузначных чисел, действия в пределах 20, сравнение чисел, сравнение выражений, решение простых задач. Контрольные срезы проводятся 1 раз в месяц (начиная с октября). По этим результатам ведётся мониторинг усвоения программного материала каждым учеником и класса в целом.

2. «Карта индивидуального развития ученика». В ней фиксируются метапредметные умения и навыки: умение слушать, доводить начатое дело до конца, быть независимым в суждениях, умение говорить разборчиво, словесно оформить свою мысль, умение вести себя в школе, умение отвечать за свои поступки, умение работать со сверстниками. Мониторинг ведётся по четвертям. «Карту индивидуального развития» планируем вести и во 2-4 классах, для более полной картины  динамики развития учеников.

Для фиксирования результатов были взяты 5 уровней: низкий, ниже среднего, средний, выше среднего, высокий.

 

Критерии определения уровня овладения основными знаниями, умениями, навыками.

Высокий уровень (В) – 100 -85%  правильного выполнения работы.

Выше среднего (В/с) – 84 -70%  правильного выполнения работы.

Средний уровень (С) – 69 - 50%  правильного выполнения работы.

Ниже среднего (Н/с) – 49 -30%  правильного выполнения работы.

Низкий уровень (Н) – менее 30%  правильного выполнения работы.

 

Низкий уровень – соответствует низкой степени обученности, когда ученик отличает какие-либо объекты, явления или действия, предъявляемые ему в готовом виде, т. е. может только узнавать полученные знания, но ни воспроизвести, ни объяснить их не может.

Ниже среднего – ученик может воспроизвести (иногда механически) какие-либо знания, не всегда понимая, что и зачем он делает, отвечает на вопросы только репродуктивного плана и часто при их определённой последовательности, отражающей логику построения текста учебника, рассказа учителя.

Средний – соответствует уровню понимания простейших умений и навыков (умеет не только воспроизвести, но и объяснить, показать). Может найти существенные признаки и связи исследуемых предметов и явлений, выделять их из массы случайного на основе анализа, применения правил.

Выше среднего – закреплены способы применения знаний в практической деятельности. Ученик умеет применять на практике полученные им теоретические знания, решать правильно типовые задачи с использованием усвоенных правил, законов, находит причинно-следственные связи, умеет теорию связать с практикой.

Высокий уровень – ученик умеет творчески применять полученные знания на практике в новой, нестандартной ситуации, переносить в неё изученные понятия, законы.

Родители на первом собрании были ознакомлены с картами и с основными предметными умениями и навыками. А на последующих им предоставлялся мониторинг индивидуальных достижений и развития ребёнка.

 

 Важными составляющими при безотметочной системе обучения являются формирование адекватной самооценки и навыков самоконтроля. Здесь каждый учитель работает по-своему.

 

Дурышева Татьяна Геннадьевна, учитель высшей квалификационной категории.

Для изучения развития «Я» первоклассников я использовала методику «Кто я?», которая показывает особенности самовосприятия  детей. 40 % детей ответили, я – ученик. Именно поэтому важно знать, как ребёнок воспринимает учителя, что для него становится в его поведении особенно значимым. Каким бы добрым и ласковым ни был учитель, он выступает некоторым ограничителем, требующим соблюдения правил поведения. Дети мечтают о расположении учителя, относятся к нему с восхищением и одновременно боятся его, проявляют упрямство.

Формирует отрицательную самооценку и (в некоторой степени) школьная отметка.

Каждый взрослый человек, выполняя какую – либо работу или задание, нуждается в оценке его выполнения для стимулирования дальнейшего развития (в том числе и материальное вознаграждение). Также и ребёнок, приходя в школу, мечтает учиться на «5». Но часто несёт груз «родительской установки» («Вот пойдёшь в школу, будешь учиться на двойки, будешь хуже всех»). У ребёнка появляется повышенная тревожность, неуверенность в своих знаниях. Учителю нужно создать ситуацию успеха, вселить уверенность даже неподготовленному к школе ребёнку.

Для поддержания интереса к учению, для развития социально – активной личности, в ноябре – декабре (сентябрь – октябрь – адаптационный период) наряжаем с детьми новогоднюю ёлочку (подарок родителям к Новому году). Каждая положительная оценка со стороны учителя - ёлочная игрушка. Оцениваются не только учебные успехи, но и метапредметные навыки  (умение слушать, отношение к одноклассникам, дежурство по классу, участие в конкурсах).  К Новому году родители получили замечательные подарки – нарядные ёлочки (где каждый шарик – это успех их ребёнка).

Ко Дню 8 Марта готовим подарок для мам – букет цветов (закрашивание лепестков). Выполнив работу верно, ученик закрашивает 2 лепестка, отличился в конкурсе – 1 лепесток и т.д. Кто подарит маме самый нарядный букет?

Для формирования у ученика адекватной самооценки мне помогает шкала (линеечка) Цукерман.

Предлагаю детям в письменных работах оценить каллиграфию, правописание жи –ши, начало предложения. Дети отмечают на линеечке, чем выше метка, тем правильнее выполнено задание. Это даёт возможность отличиться даже слабому ученику.

Проверяя работу, ставлю свою метку на линеечке (выше или ниже), если согласна с оценкой ученика, обвожу его метку кружком. Также можно использовать 3 линеечки (по количеству заданий).

На уроке математики даю разноуровневые задания. Эти задания на листочках разного цвета – красный – высокий уровень, зелёный – средний, жёлтый – низкий уровень. Дети выбирают сами задания, оценивая свой уровень знаний. Если задание вызвало затруднение, они могут поменять на более лёгкое или, наоборот, на более сложное.

В классе не устраиваем соревнований, каждый ребёнок видит результат только своих успехов, не сравнивая с другими детьми.

 

Беляева Наталья Ивановна, учитель первой квалификационной категории.

Выявление уровня самооценки каждого ученика.

В начале учебного года провела исследование по методике «Лесенка».

Каждому ученику выдаётся лист с нарисованной лесенкой (номеров ступенек на бланках нет, и они не называются) и предлагается выполнить задание:

        Если на этой лесенке расположить всех детей, то на это ступеньке будут стоять самые хорошие дети (показать первую ступеньку, номер не называть), на этих ступеньках (2 и 3 ступеньки) – хорошие дети, на этой (4 ступенька) – ни хорошие, ни плохие дети, на этой (5 и 6 ступеньки) – плохие дети, а на этой (7 ступенька) – самые плохие. На какую ступеньку ты поставил себя? Почему?

Результаты исследования.

В моём классе обучаются 28 человек.

Завышенная самооценка -  17  человек. Она является возрастной нормой для первоклассника и одной из причин введения безотметочной системы обучения. Часто первоклассник воспринимает отметку не как оценку своей работы, а как отношение учителя к себе. Именно из-за этого в дальнейшем может появиться нежелание учиться.

Адекватная самооценка - 8 человек. Это норма. Дети с адекватной самооценкой реально оценивают свою деятельность и у них дальнейший переход на отметочную систему не вызывает проблем.

Заниженная самооценка  -  2  человека. Эти дети нуждаются в похвале и поддержке, создании ситуации успеха.

Низкая самооценка (ступеньки 5 и 6.) - 1  человек. Очень часто низкая самооценка ситуативна и через некоторое время она меняется. Учителю нужно выяснить причину низкой самооценки и оказать помощь ребёнку.

Резко заниженная самооценка -  таких детей в классе не оказалось. Это признак школьной дезадаптации. В этом случае необходима помощь школьного психолога, индивидуальная беседа с родителями.

Самооценка ученика начальной школы подвижна, но имеет тенденцию к устойчивости, и, постепенно переходя во внутреннюю позицию личности, становится мотивом поведения. Самооценка формируется и изменяется под воздействием процесса обучения.

При изучении самооценки учеников необходимо выявить причину, которая формирует ту или иную самооценку, чтобы в случае необходимости начать работу по коррекции трудностей, возникающих у детей.

Результаты исследования по предложенной методике показали, с кем из учеников и как нужно работать. 

Разработка и внедрение наглядных и понятных ученикам способов фиксирования результатов самооценки.

 

На всех уроках ученики применяют многофункциональные сигнальные карточки красного, зелёного и синего цветов при прогнозировании результата работы и при самооценке. Вместе с учениками мы решили, что красный цвет обозначает – «я знаю, как выполнить задание, я с ним справлюсь», зелёный цвет – «я подумаю и смогу выполнить задание», синий – «я не знаю, как выполнять задание, мне кажется, я не справлюсь».      

Ученики читают или слушают задание. После этого спрашиваю, какой результат выполнения они планируют получить, дети показывают карточку соответствующего цвета или ставят цветную точку возле номера. Выполняют задание, проверяют, сравнивая свою работу с образцом, и рисуют кружок.

Красный цвет – «я справился», зелёный цвет – «я чуть-чуть ошибся», синий – «у меня пока не получилось, мне нужна помощь».

Сравнивают прогнозируемый результат и полученный, у кого есть несоответствия, объясняет их причину. Сопоставляя прогнозируемый результат работы и полученный, подводят итог своей работы на уроке.

Если ученик не понимает причин несовпадения, то после урока может выяснить их с учителем. Самооценка ученика всегда должна предшествовать оценке учителя.

Этот способ ученикам понятен и очень нравится. Он формирует не только адекватную самооценку, но и навыки самоконтроля.

Ко второму классу у большинства учеников, формируется адекватная самооценка, а  переход к отметочной системе они воспринимают спокойно, без повышения тревожности.

Разъяснение родителям учеников  данного способа фиксирования самооценки и её роль в дальнейшем процессе обучения.

На первом  родительском собрании  проводится беседа об особенностях безотметочной системы обучения, о роли адекватной самооценки в успешном обучении.

Особо подчёркивается, что необходимо настраивать ребёнка на ситуацию успеха, поддерживать и помогать в сложных ситуациях, но не выполнять задания за него. Когда мы учимся ездить на велосипеде, рулим и крутим педали мы сами, а вот поддержать и направить велосипед может обучающий.

На втором родительском собрании проводятся индивидуальные консультации с родителями детей, у которых были выявлены завышенная и заниженная самооценка. 

Разработка и применение занимательной формы демонстрации личных успехов каждого ученика.

Любому ребёнку важно получить одобрение не только близких людей и учителей, но и своих одноклассников. Мною используется для этих целей игра «Строим город знаний», которая длится со второй четверти 1 класса до конца учебного года.

Суть игры.

У каждого ученика есть свой индивидуальный листок - раскраска, на котором изображён сказочный домик. Все листочки висят в классе в специальном уголке.

Если на занятиях в адрес ученика звучит положительное оценочное суждение (молодец, ты сегодня хорошо работал, умница), если ребёнок при самооценивании отметил  задания красными кружками, принёс работу на конкурс, хорошо организовал своё рабочее место и т. п., то на перемене он закрашивает кирпичик  своего домика.

Кирпичик в этой игре – символ нового знания, умения, достижения. 

К концу  учебного дня у каждого ребёнка добавляется несколько раскрашенных кирпичиков. В конце рабочего дня обращаю внимание детей на «темпы строительства».

После того, как закрашивается весь домик, ребёнок получает рисунок-раскраску с замком. Игра продолжается.

Таким образом, если сформировать у ученика  адекватную самооценку, то это послужит основой его дальнейшей успешной учебной деятельности, основанной на самоконтроле, самообучении, самовоспитании. А во взрослой жизни будет залогом успешной самореализации человека.

 

Наливайко Юлия Михайловна, учитель первой квалификационной категории.

При безотметочной системе на первый план выходят успехи ученика, поэтому в своей работе использую «Портфолио». Он представляет собой подборку личных работ, сюда входят творческие работы, отражающие его интересы, чтобы поддержать интерес в классе каждый месяц организуется выставка таких работ: октябрь месяц - выставка Троцкого Андрея, тема: « Вырезывание из бумаги различных фигур», октябрь - выставка Барановского Димы, тема « Супермашины», ноябрь - выставка Шалимовой Дианы, тема « Я люблю рисовать по сказкам», декабрь - выставка Солодовниковой Юлии, тема « Я люблю рисовать животных». В  «Портфолио» вкладываю сообщения, доклады, информационно-справочные материалы.

«Портфолио» -  это и  коллекция работ обучающегося, демонстрирующая  его достижения и прогресс, достигнутый в процессе обучения за определенный отрезок времени. Можно выделить три составляющие портфолио: оценочная, т.е.  свою работу оценивает сам ученик, это позволяет сделать оценивание оптимистичным, не допустить потери веры в свои силы; инструментальная, т.е. накопление способов и средств (инструментов) для решения различных практических задач (это памятки по решению задач, алгоритмы действий.); рефлексивная позволяет решать две основные задачи: проследить индивидуальный прогресс обучающегося в начальной школе; оценить образовательные достижения обучающегося и дополнить результаты тестирования и других традиционных форм контроля. Все проверочные, контрольные работы, тесты направленные на проверку  сформированности  необходимых навыков анализируются, выявляются пробелы в знаниях, даётся рекомендация родителям для работы дома.

Умелое использование «Портфолио»  обучающегося начальных классов в условиях безотметочной системы обучения» представляет учителю богатую информацию об индивидуальном развитии обучающегося и способствует постепенному формированию у него действий контроля и оценки как способности проводить рефлексию собственной деятельности (постепенный перевод с внешней оценки на внутреннюю самооценку). Такая форма оценивания как портфолио должна, прежде всего, носить обучающий характер, быть не формой, а инструментом, с помощью которого у младших школьников формируется контрольно-оценочная самостоятельность через поддержку их высокой учебной мотивации. Портфолио является важнейшей точкой соприкосновения во взаимодействии «учитель – ученик – родители».

 

Рудикова Елена Михайловна, учитель первой квалификационной категории.

Заполняю «Карты индивидуальных достижений ученика» после проведения проверочных работ. В первом полугодии проверочные работы могут состоять из 1-2 заданий, во втором полугодии заданий может быть больше.

Оценивание провожу в баллах. Максимальная оценка – 50 баллов.

Оцениваю каждое задание отдельно. Затем нахожу общий балл всей выполненной работы по принципу нахождения среднего арифметического числа. После этого баллы контрольных работ всех детей складываю, нахожу среднее арифметическое и вижу средний балл всего класса.  Это позволяет увидеть динамику роста или падения уровня обучения по данной теме и каждого ученика в отдельности, и всего класса в целом.

Технология проведения оценивания по баллам.

Предположим, дано задание решить примеры:

2+3=          4-3=           8-1=           5+3=           10-4=

Если максимальное количество баллов- 50, то на каждый пример отводится по 10 баллов. Таким образом, если ученик решил все примеры верно, он получает 50 баллов. За каждый пример, решённый неверно из общей суммы (50 баллов) вычитается по 10 баллов. Этот результат учитель записывает на полях работы.

Оценивая ученические работы таким образом, следует отмечать положительные сдвиги в работе каждого учащегося по сравнению с его предыдущими работами, не допуская какого бы то ни было сравнения успешности работ разных учеников между собой.

С данной технологией оценивания ознакомила родителей на собрании во второй четверти, а в третьей четверти они уже смогли увидеть эту работу в действии.

 Применение описанной формы оценивания в условиях безотметочного обучения требует высочайшего педагогического профессионализма от учителей, и, самое главное, искренней веры в саму идею безотметочного обучения – пути к гуманизации российского образования, основанного на новой педагогической философии.

 В заключении: хотелось бы, чтобы новая педагогическая философия по–  прежнему придерживалась мнения Бернарда Шоу: «научить человека чему – нибудь можно тогда, когда личность учащегося священна».

Конечно, применение всех описанных выше форм оценивания в условиях безотметочного обучения требует высокого педагогического профессионализма от учителей, и, самое главное, искренней веры в саму идею безотметочного обучения – пути к гуманизации российского образования, основанного на новой педагогической философии.

 

 

 

 

 

 

Литература.

 

1.                  Виноградова Н.Ф. Деятельность контроля и оценки в современной начальной школе.// Завуч начальной школы, 2009.- №1.

2.                  Виноградова Н.Ф. Особенности контроля и оценки в классе шестилеток.// Завуч начальной школы,  2009.- №1.

3.                  Игнатьева Т. В. Организация воспитательной работы в начальной школе.// Завуч начальной школы, 2004.- №1

4.                  Казакова Л. В. Оценочная деятельность учителя. - http://pedsovet.org/

5.                  Метелева Л. П. К вопросу о развитии «Я – концепции» у детей младшего школьного возраста.// Завуч начальной школы, 2004.- №1

6.                  Петерсон Л. Г., Кубышева М. А., мазурина С. Е., Зайцева И. В. Что значит «уметь учиться». – М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000…», 2006.

7.                  Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании.- М: «ВЛАДОС», 1995.

8.                  Цукерман Г. А., Поливанова Н. К. Введение в школьную жизнь.- Томск: «Пеленг», 1996.

9.                  Шкуричева Н. Лесенка самооценки.// Начальная школа, 2009, №4.

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

СИСТЕМА  ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПЕРВОГО КЛАССА ПРИ БЕЗОТМЕТОЧНОЙ СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ. 

«Уверенность в себе без самолюбования,

самокритичность  –  без самосъедения –

такова  здоровая  самооценка, которая

является основой учебной

самостоятельности».

Т. В. Игнатьева

Традиционным способом отслеживания результатов обучения является  отметочная система.

История оценочной системы отслеживания результатов обучения складывается с 18 века. Например: в Киевской духовной академии (1737 г) оценивание проводилось с помощью словесных отзывов: 1 группа (очень хорошие успехи) - «учения изрядного, надежного, доброго, похвального»; 2 группа (средние успехи) - «учения непосредственного, мерного, нехудого»; 3 группа (ниже среднего) - «учения слабого, подлого, прехудого, безнадежного, ленивого». В Казанском университете (начало 19века) успехи студентов обозначались словесно: превосходен, отличен, успевает хорошо, не худ, мало старается, очень слаб.

В настоящее время  вопрос системы оценивания результатов является предметом дискуссий, как среди педагогов, так и в СМИ. В связи с модернизацией образования, эта тема приобретает особое значение. Гуманизация современной школы требует иного подхода к оцениванию результатов.

Оценивание результатов обучения необходимо ученику для стимулирования познавательной активности, позитивного отношения к  школе, к учителю.

С радостью и волнением встречали мы своих учеников, ведь каждый первый класс – всегда начало нового пути, сколько бы ни было у учителя классов. И с такой же радостью и волнением поднимались по ступенькам школы будущие первоклассники и их родители. Для них школа – неизведанная страна. И очень важно, чтобы дети стали полноправными хозяевами этой страны.

Что же для этого нужно?

Прежде всего нужно время, чтобы дети привыкли к новым правилам жизни, освоили их.

И это время называется периодом адаптации к школе. Его можно рассматривать как процесс психологической адаптации, привыкания ребёнка к новым для него условиям учебной деятельности, которая, в отличие от привычной ему игровой деятельности, является целенаправленной, результативной, обязательной, произвольной. Она оценивается окружающими и поэтому определяет новый для ребёнка статус. Этот процесс проходит для каждого по-своему, занимает разное время. Работа учителя в этом направлении может продолжаться в течение всего первого года обучения.

Учитель создаёт на уроке атмосферу сотрудничества, предполагающую возможность каждому ученику ощутить личную значимость, возможность на каждом уроке сделать своё личное открытие.

Именно поэтому в первом классе   введено безотметочное обучение, которое способствует снижению уровня тревожности, плавной   адаптации  ученика к новой для него школьной жизни. Оно способствует гуманизации процесса обучения и индивидуализации учебного процесса. Это обучение прошло проверку временем, получило одобрение  учителей, психологов   и родителей.

Для успешного функционирования системы безотметочного обучения важным условием является принятие единых критериев оценивания членами педагогического коллектива. В начале этого учебного года наша творческая группа учителей первых классов, проанализировав свой личный опыт, опыт своих коллег и знакомых учителей, изучив ряд статей по этой теме, разработала единые для параллели карты фиксирования индивидуальных результатов ученика:

1. «Карта индивидуальных достижений ученика».  В ней фиксируются 7-8 основных предметных умений по чтению: скорость чтения, способ чтения, правильность чтения, выразительность чтения, понимание прочитанного, умение пересказывать, звукобуквенный анализ, заучивание наизусть; по письму: каллиграфия, списывание с печатного текста, запись под диктовку, оформление предложений, обозначение мягкости согласных, большая буква в именах собственных; по математике: нумерация в пределах 10, сложение и вычитание в пределах 10, нумерация двузначных чисел, действия в пределах 20, сравнение чисел, сравнение выражений, решение простых задач. Контрольные срезы проводятся 1 раз в месяц (начиная с октября). По этим результатам ведётся мониторинг усвоения программного материала каждым учеником и класса в целом.

2. «Карта индивидуального развития ученика». В ней фиксируются метапредметные умения и навыки: умение слушать, доводить начатое дело до конца, быть независимым в суждениях, умение говорить разборчиво, словесно оформить свою мысль, умение вести себя в школе, умение отвечать за свои поступки, умение работать со сверстниками. Мониторинг ведётся по четвертям. «Карту индивидуального развития» планируем вести и во 2-4 классах, для более полной картины  динамики развития учеников.

Для фиксирования результатов были взяты 5 уровней: низкий, ниже среднего, средний, выше среднего, высокий.

Критерии определения уровня овладения основными знаниями, умениями, навыками.

Высокий уровень (В) – 100 -85%  правильного выполнения работы.

Выше среднего (В/с) – 84 -70%  правильного выполнения работы.

Средний уровень (С) – 69 - 50%  правильного выполнения работы.

Ниже среднего (Н/с) – 49 -30%  правильного выполнения работы.

Низкий уровень (Н) – менее 30%  правильного выполнения работы.

Низкий уровень – соответствует низкой степени обученности, когда ученик отличает какие-либо объекты, явления или действия, предъявляемые ему в готовом виде, т. е. может только узнавать полученные знания, но ни воспроизвести, ни объяснить их не может.

Ниже среднего – ученик может воспроизвести (иногда механически) какие-либо знания, не всегда понимая, что и зачем он делает, отвечает на вопросы только репродуктивного плана и часто при их определённой последовательности, отражающей логику построения текста учебника, рассказа учителя.

Средний – соответствует уровню понимания простейших умений и навыков (умеет не только воспроизвести, но и объяснить, показать). Может найти существенные признаки и связи исследуемых предметов и явлений, выделять их из массы случайного на основе анализа, применения правил.

Выше среднего – закреплены способы применения знаний в практической деятельности. Ученик умеет применять на практике полученные им теоретические знания, решать правильно типовые задачи с использованием усвоенных правил, законов, находит причинно-следственные связи, умеет теорию связать с практикой.

Высокий уровень – ученик умеет творчески применять полученные знания на практике в новой, нестандартной ситуации, переносить в неё изученные понятия, законы.

Родители на первом собрании были ознакомлены с картами и с основными предметными умениями и навыками. А на последующих им предоставлялся мониторинг индивидуальных достижений и развития ребёнка.

 Важными составляющими при безотметочной системе обучения являются формирование адекватной самооценки и навыков самоконтроля. Здесь каждый учитель работает по-своему.

Дурышева Татьяна Геннадьевна, учитель высшей квалификационной категории.

Для изучения развития «Я» первоклассников я использовала методику «Кто я?», которая показывает особенности самовосприятия  детей. 40 % детей ответили, я – ученик. Именно поэтому важно знать, как ребёнок воспринимает учителя, что для него становится в его поведении особенно значимым. Каким бы добрым и ласковым ни был учитель, он выступает некоторым ограничителем, требующим соблюдения правил поведения. Дети мечтают о расположении учителя, относятся к нему с восхищением и одновременно боятся его, проявляют упрямство.

Формирует отрицательную самооценку и (в некоторой степени) школьная отметка.

Каждый взрослый человек, выполняя какую – либо работу или задание, нуждается в оценке его выполнения для стимулирования дальнейшего развития (в том числе и материальное вознаграждение). Также и ребёнок, приходя в школу, мечтает учиться на «5». Но часто несёт груз «родительской установки» («Вот пойдёшь в школу, будешь учиться на двойки, будешь хуже всех»). У ребёнка появляется повышенная тревожность, неуверенность в своих знаниях. Учителю нужно создать ситуацию успеха, вселить уверенность даже неподготовленному к школе ребёнку.

Для поддержания интереса к учению, для развития социально – активной личности, в ноябре – декабре (сентябрь – октябрь – адаптационный период) наряжаем с детьми новогоднюю ёлочку (подарок родителям к Новому году). Каждая положительная оценка со стороны учителя - ёлочная игрушка. Оцениваются не только учебные успехи, но и метапредметные навыки  (умение слушать, отношение к одноклассникам, дежурство по классу, участие в конкурсах).  К Новому году родители получили замечательные подарки – нарядные ёлочки (где каждый шарик – это успех их ребёнка).

Ко Дню 8 Марта готовим подарок для мам – букет цветов (закрашивание лепестков). Выполнив работу верно, ученик закрашивает 2 лепестка, отличился в конкурсе – 1 лепесток и т.д. Кто подарит маме самый нарядный букет?

Для формирования у ученика адекватной самооценки мне помогает шкала (линеечка) Цукерман.

Предлагаю детям в письменных работах оценить каллиграфию, правописание жи –ши, начало предложения. Дети отмечают на линеечке, чем выше метка, тем правильнее выполнено задание. Это даёт возможность отличиться даже слабому ученику.

Проверяя работу, ставлю свою метку на линеечке (выше или ниже), если согласна с оценкой ученика, обвожу его метку кружком. Также можно использовать 3 линеечки (по количеству заданий).

На уроке математики даю разноуровневые задания. Эти задания на листочках разного цвета – красный – высокий уровень, зелёный – средний, жёлтый – низкий уровень. Дети выбирают сами задания, оценивая свой уровень знаний. Если задание вызвало затруднение, они могут поменять на более лёгкое или, наоборот, на более сложное.

В классе не устраиваем соревнований, каждый ребёнок видит результат только своих успехов, не сравнивая с другими детьми.

Беляева Наталья Ивановна, учитель первой квалификационной категории.

Выявление уровня самооценки каждого ученика.

В начале учебного года провела исследование по методике «Лесенка».

Каждому ученику выдаётся лист с нарисованной лесенкой (номеров ступенек на бланках нет, и они не называются) и предлагается выполнить задание:

        Если на этой лесенке расположить всех детей, то на это ступеньке будут стоять самые хорошие дети (показать первую ступеньку, номер не называть), на этих ступеньках (2 и 3 ступеньки) – хорошие дети, на этой (4 ступенька) – ни хорошие, ни плохие дети, на этой (5 и 6 ступеньки) – плохие дети, а на этой (7 ступенька) – самые плохие. На какую ступеньку ты поставил себя? Почему?

Результаты исследования.

В моём классе обучаются 28 человек.

Завышенная самооценка -  17  человек. Она является возрастной нормой для первоклассника и одной из причин введения безотметочной системы обучения. Часто первоклассник воспринимает отметку не как оценку своей работы, а как отношение учителя к себе. Именно из-за этого в дальнейшем может появиться нежелание учиться.

Адекватная самооценка - 8 человек. Это норма. Дети с адекватной самооценкой реально оценивают свою деятельность и у них дальнейший переход на отметочную систему не вызывает проблем.

Заниженная самооценка  -  2  человека. Эти дети нуждаются в похвале и поддержке, создании ситуации успеха.

Низкая самооценка (ступеньки 5 и 6.) - 1  человек. Очень часто низкая самооценка ситуативна и через некоторое время она меняется. Учителю нужно выяснить причину низкой самооценки и оказать помощь ребёнку.

Резко заниженная самооценка -  таких детей в классе не оказалось. Это признак школьной дезадаптации. В этом случае необходима помощь школьного психолога, индивидуальная беседа с родителями.

Самооценка ученика начальной школы подвижна, но имеет тенденцию к устойчивости, и, постепенно переходя во внутреннюю позицию личности, становится мотивом поведения. Самооценка формируется и изменяется под воздействием процесса обучения.

При изучении самооценки учеников необходимо выявить причину, которая формирует ту или иную самооценку, чтобы в случае необходимости начать работу по коррекции трудностей, возникающих у детей.

Результаты исследования по предложенной методике показали, с кем из учеников и как нужно работать.  

Разработка и внедрение наглядных и понятных ученикам способов фиксирования результатов самооценки.

На всех уроках ученики применяют многофункциональные сигнальные карточки красного, зелёного и синего цветов при прогнозировании результата работы и при самооценке. Вместе с учениками мы решили, что красный цвет обозначает – «я знаю, как выполнить задание, я с ним справлюсь», зелёный цвет – «я подумаю и смогу выполнить задание», синий – «я не знаю, как выполнять задание, мне кажется, я не справлюсь».      

Ученики читают или слушают задание. После этого спрашиваю, какой результат выполнения они планируют получить, дети показывают карточку соответствующего цвета или ставят цветную точку возле номера. Выполняют задание, проверяют, сравнивая свою работу с образцом, и рисуют кружок.

Красный цвет – «я справился», зелёный цвет – «я чуть-чуть ошибся», синий – «у меня пока не получилось, мне нужна помощь».

Сравнивают прогнозируемый результат и полученный, у кого есть несоответствия, объясняет их причину. Сопоставляя прогнозируемый результат работы и полученный, подводят итог своей работы на уроке.

Если ученик не понимает причин несовпадения, то после урока может выяснить их с учителем. Самооценка ученика всегда должна предшествовать оценке учителя.

Этот способ ученикам понятен и очень нравится. Он формирует не только адекватную самооценку, но и навыки самоконтроля.

Ко второму классу у большинства учеников, формируется адекватная самооценка, а  переход к отметочной системе они воспринимают спокойно, без повышения тревожности.

Разъяснение родителям учеников  данного способа фиксирования самооценки и её роль в дальнейшем процессе обучения.

На первом  родительском собрании  проводится беседа об особенностях безотметочной системы обучения, о роли адекватной самооценки в успешном обучении.

Особо подчёркивается, что необходимо настраивать ребёнка на ситуацию успеха, поддерживать и помогать в сложных ситуациях, но не выполнять задания за него. Когда мы учимся ездить на велосипеде, рулим и крутим педали мы сами, а вот поддержать и направить велосипед может обучающий.

На втором родительском собрании проводятся индивидуальные консультации с родителями детей, у которых были выявлены завышенная и заниженная самооценка.  

Разработка и применение занимательной формы демонстрации личных успехов каждого ученика.

Любому ребёнку важно получить одобрение не только близких людей и учителей, но и своих одноклассников. Мною используется для этих целей игра «Строим город знаний», которая длится со второй четверти 1 класса до конца учебного года.

Суть игры.

У каждого ученика есть свой индивидуальный листок - раскраска, на котором изображён сказочный домик. Все листочки висят в классе в специальном уголке.

Если на занятиях в адрес ученика звучит положительное оценочное суждение (молодец, ты сегодня хорошо работал, умница), если ребёнок при самооценивании отметил  задания красными кружками, принёс работу на конкурс, хорошо организовал своё рабочее место и т. п., то на перемене он закрашивает кирпичик  своего домика.

Кирпичик в этой игре – символ нового знания, умения, достижения.  

К концу  учебного дня у каждого ребёнка добавляется несколько раскрашенных кирпичиков. В конце рабочего дня обращаю внимание детей на «темпы строительства».

После того, как закрашивается весь домик, ребёнок получает рисунок-раскраску с замком. Игра продолжается.

Таким образом, если сформировать у ученика  адекватную самооценку, то это послужит основой его дальнейшей успешной учебной деятельности, основанной на самоконтроле, самообучении, самовоспитании. А во взрослой жизни будет залогом успешной самореализации человека.

Наливайко Юлия Михайловна, учитель первой квалификационной категории.

При безотметочной системе на первый план выходят успехи ученика, поэтому в своей работе использую «Портфолио». Он представляет собой подборку личных работ, сюда входят творческие работы, отражающие его интересы, чтобы поддержать интерес в классе каждый месяц организуется выставка таких работ: октябрь месяц - выставка Троцкого Андрея, тема: « Вырезывание из бумаги различных фигур», октябрь - выставка Барановского Димы, тема « Супермашины», ноябрь - выставка Шалимовой Дианы, тема « Я люблю рисовать по сказкам», декабрь - выставка Солодовниковой Юлии, тема « Я люблю рисовать животных». В  «Портфолио» вкладываю сообщения, доклады, информационно-справочные материалы.

«Портфолио» -  это и  коллекция работ обучающегося, демонстрирующая  его достижения и прогресс, достигнутый в процессе обучения за определенный отрезок времени. Можно выделить три составляющие портфолио: оценочная, т.е.  свою работу оценивает сам ученик, это позволяет сделать оценивание оптимистичным, не допустить потери веры в свои силы; инструментальная, т.е. накопление способов и средств (инструментов) для решения различных практических задач (это памятки по решению задач, алгоритмы действий.); рефлексивная позволяет решать две основные задачи: проследить индивидуальный прогресс обучающегося в начальной школе; оценить образовательные достижения обучающегося и дополнить результаты тестирования и других традиционных форм контроля. Все проверочные, контрольные работы, тесты направленные на проверку  сформированности  необходимых навыков анализируются, выявляются пробелы в знаниях, даётся рекомендация родителям для работы дома.

Умелое использование «Портфолио»  обучающегося начальных классов в условиях безотметочной системы обучения» представляет учителю богатую информацию об индивидуальном развитии обучающегося и способствует постепенному формированию у него действий контроля и оценки как способности проводить рефлексию собственной деятельности (постепенный перевод с внешней оценки на внутреннюю самооценку). Такая форма оценивания как портфолио должна, прежде всего, носить обучающий характер, быть не формой, а инструментом, с помощью которого у младших школьников формируется контрольно-оценочная самостоятельность через поддержку их высокой учебной мотивации. Портфолио является важнейшей точкой соприкосновения во взаимодействии «учитель – ученик – родители».

Рудикова Елена Михайловна, учитель первой квалификационной категории.

Заполняю «Карты индивидуальных достижений ученика» после проведения проверочных работ. В первом полугодии проверочные работы могут состоять из 1-2 заданий, во втором полугодии заданий может быть больше.

Оценивание провожу в баллах. Максимальная оценка – 50 баллов.

Оцениваю каждое задание отдельно. Затем нахожу общий балл всей выполненной работы по принципу нахождения среднего арифметического числа. После этого баллы контрольных работ всех детей складываю, нахожу среднее арифметическое и вижу средний балл всего класса.  Это позволяет увидеть динамику роста или падения уровня обучения по данной теме и каждого ученика в отдельности, и всего класса в целом.

Технология проведения оценивания по баллам.

Предположим, дано задание решить примеры:

2+3=          4-3=           8-1=           5+3=           10-4=

Если максимальное количество баллов- 50, то на каждый пример отводится по 10 баллов. Таким образом, если ученик решил все примеры верно, он получает 50 баллов. За каждый пример, решённый неверно из общей суммы (50 баллов) вычитается по 10 баллов. Этот результат учитель записывает на полях работы.

Оценивая ученические работы таким образом, следует отмечать положительные сдвиги в работе каждого учащегося по сравнению с его предыдущими работами, не допуская какого бы то ни было сравнения успешности работ разных учеников между собой.

С данной технологией оценивания ознакомила родителей на собрании во второй четверти, а в третьей четверти они уже смогли увидеть эту работу в действии.

 Применение описанной формы оценивания в условиях безотметочного обучения требует высочайшего педагогического профессионализма от учителей, и, самое главное, искренней веры в саму идею безотметочного обучения – пути к гуманизации российского образования, основанного на новой педагогической философии.

 В заключении: хотелось бы, чтобы новая педагогическая философия по–  прежнему придерживалась мнения Бернарда Шоу: «научить человека чему – нибудь можно тогда, когда личность учащегося священна».

Конечно, применение всех описанных выше форм оценивания в условиях безотметочного обучения требует высокого педагогического профессионализма от учителей, и, самое главное, искренней веры в саму идею безотметочного обучения – пути к гуманизации российского образования, основанного на новой педагогической философии.

Литература.

  1. Виноградова Н.Ф. Деятельность контроля и оценки в современной начальной школе.// Завуч начальной школы, 2009.- №1.
  2. Виноградова Н.Ф. Особенности контроля и оценки в классе шестилеток.// Завуч начальной школы,  2009.- №1.
  3. Игнатьева Т. В. Организация воспитательной работы в начальной школе.// Завуч начальной школы, 2004.- №1
  4. Казакова Л. В. Оценочная деятельность учителя. - http://pedsovet.org/
  5. Метелева Л. П. К вопросу о развитии «Я – концепции» у детей младшего школьного возраста.// Завуч начальной школы, 2004.- №1
  6. Петерсон Л. Г., Кубышева М. А., мазурина С. Е., Зайцева И. В. Что значит «уметь учиться». – М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000…», 2006.
  7. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании.- М: «ВЛАДОС», 1995.
  8. Цукерман Г. А., Поливанова Н. К. Введение в школьную жизнь.- Томск: «Пеленг», 1996.
  9. Шкуричева Н. Лесенка самооценки.// Начальная школа, 2009, №4.