Дополнительная образовательная программа "Математика для любознательных 6-7 лет"
Пояснительная записка
Направленность программы
Настоящая программа имеет социально-педагогическую направленность, она разработана для обеспечения развития познавательных и творческих способностей дошкольников, расширения математического кругозора и эрудиции детей, способствующая формированию познавательных универсальных учебных действий.
Новизна программы
Программа представляет собой совокупность игр и упражнений тренировочного характера, воздействующих непосредственно на психические качества ребёнка: память, внимание, наблюдательность, быстроту реакции, мышление. Именно игра помогает дошкольникам легко и быстро усваивать материал, оказывая благотворное влияние на развитие и на личностно-мотивационную сферу. Создание ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Актуальность программы
В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с воспитателем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ребенка рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.
Педагогическая целесообразность
Основные направления содержания деятельности - для решения поставленных в программе задач используются следующие технологии:
-информационно коммуникативные технологии;
- здоровьесберегающие технологии;
- технология развивающего обучения.
В основе заданий, которые предлагается выполнить детям, лежит игра, преподносимая на фоне познавательного материала. Известно, что, играя, дети всегда лучше понимают и запоминают материал. Данная программа построена так, что большую часть материала учащиеся не просто активно запоминают, а фактически сами же и открывают: разгадывают, расшифровывают, составляют...
Отличительные особенности программы:
«Математика для любознательных» учитывает возрастные
особенности и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры на , математические головоломки, занимательные задачи. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принцип игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по группе, работу в парах
Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.
В основу программы заложены два принципа: разнообразие развивающего материала и его постепенное усложнение.
Программа предусматривает регулярные занятия с детьми, имеющими разную подготовку. Задания различной степени сложности позволяют осуществлять дифференцированный подход в обучении.
Возраст детей
- дети 6-7 лет
Продолжительность программы:
Программа предусматривает 2 занятия в неделю продолжительностью 30 минут, всего 72 занятия за год.
Особенности набора детей:
- свободный
Формы и режим занятий: В практике работы используются следующие формы:
-индивидуальные и групповые;
-практические и теоретические;
-беседы;
-игры с мячом;
-работа с конструкторами;
-конкурсы знатоков;
-игровые занятия;
-работа со стенгазетой;
-игры-состязания,
-игра- соревнование.
Тематика заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению
Цели программы:
- Создание условий для формирования интеллектуальной активности.
Задачи программы:
- Формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
- Формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
- Развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
- Формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
- Формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
- Привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
- Развитие памяти, личностной сферы.
.
Ожидаемые результаты:
– приобретение дошкольником эмоциональных знаний
- – получения опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества;
-- получение опыта самостоятельного общественного действия.
- развитие основных мыслительных способностей учащихся;
- развитие различных видов памяти, внимания и воображения;
- развитие речи;
- становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля;
- снижение тревожности и необоснованного беспокойства;
- высокая степень познавательной активности учащихся;
- формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
- развитие познавательной активности и самостоятельности детей;
- формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
- формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
- привлечение детей к обмену информацией, свободному общению на занятиях
Универсальные действия:
- Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
- Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
- Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
- Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
- Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
- Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
- Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
- Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
- Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Личностными результатами изучения являются:
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Способы определения результативности:
- Характеристика основных результатов, на которые ориентирована программа;
- Диагностика - 2 раза в год;
-участие в конкурсе Знатоков (март);
-участие в математическом аукционе (май);
Формы подведения итогов:
- Игра – состязание;
- КВН;
- Коллективный выпуск математической газеты.
Учебно- тематический план
№ п/п | Темы (разделы) Основные задачи | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1 | Как люди научились считать. Разные системы счисления. Знакомство детей с разными системами счисления | 2 | 1 | 1 |
2 | Математика – это интересно. решение нестандартных задач | 3 | 1 | 2 |
3 | Числа – великаны. Загадки – смекалки. Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. | 3 | 1 | 2 |
4 | Сообрази. Узнай цифру. Развитие логического мышления | 2 | 1 | 1 |
5 | Путешествие точки. Изображение построения рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью «шагов» ( по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его «шагов». | 3 | 1 | 2 |
6 | Волшебная линейка. Шкала линейки. Сведения из истории математики: история возникновения линейки. | 3 | 1 | 2 |
7 | Праздник числа 10. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. | 4 | 2 | 2 |
8 | Семь чудес света | 2 | 1 | 1 |
9 | Разрезание клетчатых фигур. Правило крайнего. Работа в парах. | 2 | 1 | 1 |
10 | Игра - соревнование «Весёлый счёт» Найти, показать и назвать числа по порядку (от 1 до 20). Числа от 1 до 20 расположены в таблице (4 х5) не по порядку, а разбросаны по всей таблице.
| 2 | 1 | 1 |
11 | Игры с кубиками. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). Взаимный контроль. | 3 | 1 | 2 |
12 | Математическая викторина
| 2 | 1 | 1 |
13 | Лего – конструкторы Знакомство с деталями конструктора, схемами-инструкциями и алгоритмами построения конструкций. Выполнение постройки по собственному замыслу.
| 4 | 1 | 3 |
14 | Весёлая геометрия Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность | 3 | 1 | 2 |
15 | Математическая карусель. Конструкторы. Математические головоломки. Занимательные задачи. | 2 | 1 | 1 |
16 | Математическое путешествие Сложение и вычитание в пределах 20. Вычисления в группах. | 2 | 1 | 1 |
17 | Игра «Уголки» Составление фигур из уголков: по образцу, по собственному замыслу | 2 | 1 | 1 |
18 | Игра в магазин. Монеты.
| 4 | 1 | 3 |
19 | Конкурс Знатоков математики
| 2 | 1 | 1 |
21 22 | Спичечный конструктор Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием. Проверка выполненной работы | 3 | 1 | 2 |
23 | Прятки с фигурами Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
| 4 | 2 | 2 |
24 | Математический КВН. Групповая работа, игра – соревнование.
| 2 | 1 | 1 |
25 | Математические игры
| 2 | 1 | 1 |
26 | Математический аукцион Решение нестандартных задач.
| 2 | 1 | 1 |
27 | Игры с кубиками Сложение и вычитание в пределах 20. Взаимный контроль
| 2 | 1 | 1 |
28 | Числовые головоломки Решение и составление ребусов, содержащих числа.
| 2 | 1 | 1 |
29 30 | Час весёлой математики Коллективный выпуск математической газеты Научить детей работать в команде. Командная игра. «Построй башню», загадки, задачи, блиц – опрос. Работа в группах, оценивание подборки материала | 2 | 1 | 1 |
| Итого часов | 72 | 33 | 39 |
Содержание
Название темы | цели | Краткое описание темы |
Числа. Арифметические действия. Величины Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.
| Создание условий для формирования интеллектуальной активности.
| Игры с кубиками Решение и составление ребусов, содержащих числа. Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел. Форма организации обучения - математические игры: «Веселый счёт» – игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения». Игры «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?» Игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч». Игры с набором «Карточки-считалочки» – двусторонние карточки: на одной стороне – задание, на другой – ответ. Игры «Крестики-нолики», конструкторы «Часы», «Весы»
|
Геометрическая мозаика Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 1→ 1↓, указывающие направление движения.
| Создание условий для формирования интеллектуальной активности.
| Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание. Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Расположение деталей фигуры в исходной конструкции . Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу. Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте.
|
Методическое обеспечение
№ п/п | Темы (разделы) Основные задачи | Формы занятий | Приемы и методы | Дидактический материал, техническое оснащение | Формы подведения итогов |
1 | Как люди научились считать. Разные системы счисления. Знакомство детей с разными системами счисления | индивидуальные и групповые; -практические и теоретические -работа с конструкторами; -конкурсы знатоков; -игровые занятия; -работа со стенгазетой;
-игра- соревнование.
| беседа; | Плакаты и картины с изображением: Древние люди. Зарубки на палках. Арабские числа и египетские. Математические пирамиды. | Игра-состязание
|
2 | Математика – это интересно. решение нестандартных задач | Практические теоретические групповые;
| беседа; -игровые занятия; Наглядный и словесный метод | Игра «Муха» («муха» перемещается по командам «вверх, «вниз», «влево», «вправо» на игровом поле 3 *3 клетки). | Игра-состязание
|
3 | Числа – великаны. Загадки – смекалки. Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. | Практические теоретические индивидуальные и групповые;
| беседа; -игровые занятия; Объяснение; Наглядный и словесный метод | Игра «Не собьюсь!». | Игра-состязание
|
4 | Сообрази. Узнай цифру. Развитие логического мышления | Практические теоретические Индивидуальные групповые;
| беседа; -игровые занятия; Объяснение; Наглядный и словесный метод | Игра «узнай цифру». | Игра-состязание
|
5 | Путешествие точки. Изображение построения рисунка (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью «шагов» ( по алгоритму). Построение собственного рисунка и описание его «шагов». | Практические теоретические Индивидуальные групповые;
| беседа; -игровые занятия; Объяснение; Наглядный и словесный метод; работа в тетради | Бумага в клеточку, простые карандаши | Проверка работы. |
6 | Волшебная линейка. Шкала линейки. Сведения из истории математики: история возникновения линейки. | Практические теоретические Индивидуальные групповые | беседа; Объяснение; Наглядный и словесный метод; работа в тетради | Линейки разных размеров | Проверка работы. |
7 | Праздник числа. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. | Практические теоретические Индивидуальные групповые игры с мячом | беседа; -игровые занятия; Объяснение; Наглядный и словесный метод; работа в тетради | Игры «Задумай число», «Отгадай задуманное число». | Проверка работы. Игра-состязание
|
8 | Семь чудес света | Практические теоретические Индивидуальные групповые -конкурсы знатоков;
| беседа; -игровые занятия; Объяснение; Наглядный и словесный метод;
| Это интересно. Игра «Какой ряд дружнее?» | Игра-состязание
|
9 | Разрезание клетчатых фигур. Правило крайнего. Работа в парах. | Практические теоретические Индивидуальные групповые
| беседа; показ; -работа с ножницами -игровые занятия; Объяснение; Наглядный и словесный метод;
| Игра «Не подведи друга». | Игра-состязание
|
10 | Игра - соревнование «Весёлый счёт»
| Индивидуальные групповые; -практические теоретические -работа с кубиками -работа с таблицей | беседа; -показ; -игровые занятия; Объяснение; Наглядный и словесный метод; | Таблица Цифры расположены в таблице (4 х5) не по порядку, а разбросаны по всей таблице. | Игра-состязание
|
11 | Игры с кубиками. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). | Индивидуальные групповые; -практические теоретические -работа с кубиками -работа с таблицей | беседа; -показ; -игровые занятия; Объяснение; Наглядный и словесный метод; | Кубики с числами
| Взаимный контроль. |
12 | Математическая викторина
| конкурсы знатоков; индивидуальные групповые; -практические теоретические
| беседа; -показ; -игровые занятия; Объяснение; Наглядный и словесный метод; | Игры: «Угадай задуманное число», «Любимая цифра», «Угадай возраст и дату рождения», «Сравнение прямой и кривой».
| КВН; или викторина
|
13 | Лего – конструкторы Знакомство с деталями конструктора, схемами-инструкциями и алгоритмами построения конструкций.
| Индивидуальные,групповые; -практические теоретические -работа с конструкторами;
| беседа; -показ; -игровые занятия; Объяснение; Наглядный и словесный метод; | Лего- конструктор
| Выполнение постройки по собственному замыслу. |
14 | Весёлая геометрия Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность | Индивидуальные групповые; -практические теоретические
| беседа; -показ; -работа в тетради Объяснение; Наглядный и словесный метод; | Геометрические задачи | Проверка работы. |
15 | Математическая карусель. Конструкторы. Математические головоломки. Занимательные задачи. | Индивидуальные групповые; -практические теоретические -работа с конструкторами;
| беседа; -показ; -работа с конструктором Объяснение; Наглядный и словесный метод; | КонструкторыМатематические головоломки. Занимательные задачи. | Выполнение постройки по собственному замыслу Игра-состязание
|
16 | Математическое путешествие Вычисления в группах.
| Индивидуальные групповые; -практические теоретические -работа с таблицей
| беседа; -показ; Объяснение; Наглядный и словесный метод; Работа в тетради | таблицы | Проверка работы. |
17 | Уголки Составление фигур из 4, 5, 6, 7 уголков: по образцу, по собственному замыслу | Индивидуальные групповые; -практические теоретические
| беседа; -показ; Объяснение; Наглядный и словесный метод;
| Уголки | Игра-состязание
|
18 | Игра в магазин. Монеты.
| Индивидуальные групповые; -практические теоретические -игровые занятия;
| беседа; -показ; -игра Объяснение; Наглядный и словесный метод; | Монеты предметы для игры в магазин | Построение сюжетно- ролевой игры |
19 | Конкурс Знатоков математики
| Индивидуальные групповые; -практические теоретические -игровые занятия;
| беседа; -показ; -игра Объяснение; Наглядный и словесный метод; | Игра «Кто хочет стать математиком? | КВН; или Игра-состязание
|
20 | Весёлые задания
| Индивидуальные групповые; -практические теоретические -игровые занятия;
| беседа; -показ; -игра Объяснение; Наглядный и словесный метод; | Весёлые задачи, ребусы. | Игра-состязание |
21 22 | Спичечный конструктор Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием. | Индивидуальные групповые; -практические теоретические -игровые занятия; -работа с палочками
| беседа; -показ; -игра Объяснение; Наглядный и словесный метод;
| Спички, палочки | Проверка выполненной работы |
23 | Прятки с фигурами Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
| Индивидуальные групповые; -практические теоретические -работа с таблицей
| беседа; -показ; -игра Объяснение; Наглядный и словесный метод;
| Таблица «Поиск треугольников в заданной фигуре». | Проверка выполненной работы |
24 | Математический КВН. Групповая работа, игра – соревнование.
| групповые; теоретические
| -показ; -игра Объяснение; Наглядный и словесный метод;
| Задания к КВН | КВН;
|
25 | Математические игры
| групповые; -практические теоретические
| показ; -игра Объяснение; Наглядный и словесный метод;
| Игры «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Гонки с зонтиками». | Игра-состязание |
26 | Математический аукцион
| Индивидуальные групповые; -практические теоретические -игровые занятие | беседа; -показ; -игра Наглядный и словесный метод; -работа в тетради
| Нестандартные задачи | Решение нестандартных задач. |
27 | Игры с кубиками
| Индивидуальные групповые; -практические теоретические - Игры с кубиками
| беседа; -показ; -игра -объяснение Наглядный и словесный метод;
| Кубики | Игра-состязание Взаимный контроль |
28 | Числовые головоломки Решение и составление ребусов, содержащих числа.
| Индивидуальные групповые; -практические теоретические -игровые занятия | беседа; -показ; -игра Наглядный и словесный метод; -работа в тетради | Головоломки, ребусы | Игра-состязание
|