Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка в начальной и средней школе в соответствии с требованиями ФГОС

Современный динамично изменяющийся мир оказывает непосредственное влияние на образовательный процесс, который постоянно усложняется и, как следствие, требует от детей все большего нервно-психического и умственного напряжения. Проблемы сохранения здоровья учащихся и педагогов, привитие навыков здорового образа жизни, создание условий, направленных на укрепление и сохранение физического, психического и духовного здоровья, очень актуальны сегодня.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка в начальной и средней школе в соответствии с требованиями ФГОС

1.Вступление. Что такое здоровье. Состояние здоровья детей в наше время.

2.Понятие «здоровьесберегающих технологий». Здоровьесберегающее образовательное пространство школы.

3.ФГОС и здоровьесберегающие технологии.

4.Личный опыт работы с младшими школьниками с использованием здоровьесберегающих технологий.

5.Заключение.

6.Список использованной литературы

1. Вступление. Что такое здоровье. Состояние здоровья детей в наше время

Современный динамично изменяющийся мир оказывает непосредственное влияние на образовательный процесс, который постоянно усложняется и, как следствие, требует от детей все большего нервно-психического и умственного напряжения.

Проблемы сохранения здоровья учащихся и педагогов, привитие навыков здорового образа жизни, создание условий, направленных на укрепление и сохранение физического, психического и духовного здоровья, очень актуальны сегодня.

Хотелось бы разобраться, что же такое ЗДОРОВЬЕ?

 Существует более 60-ти определений здоровья, при этом ни одно не раскрывает сущность здоровья в полной мере.

Так, в словаре С.И. Ожегова под здоровьем понимается «правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие».

 Всемирная организация здравоохранения определила здоровье как «состояние» полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30% детей, поступающих в 1 класс, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным с 3,9% до 12,3%, с нервно-психическими расстройствами – с 5,6% до 16,4%, нарушениями осанки с 1,9% до 16,8%.

Поэтому проблема здоровья детей сегодня, как никогда, актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не значит, что он должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто учитель должен стараться работать так, чтобы обучение в школе не наносило ущерба здоровью учащихся.

            Традиционно считается, что основная задача школы - дать необходимое образование, но разве может профессионально подготовленный педагог бесстрастно относиться к неблагополучному и ухудшающемуся состоянию здоровья обучающихся? Одним из ответов на этот, во многом риторический, вопрос и стала востребованность учителями и руководителями образовательных учреждений здоровьесберегающих образовательных технологий.

2. Понятие «здоровьесберегающих технологий». Здоровьесберегающее образовательное пространство школы

Понятие «здоровьесберегающих образовательных технологий» появилось в педагогическом обиходе лишь в последние 2-3 года

Н.К. Смирнов[1] дает следующее определение: «Здоровьесберегающие образовательные технологии это комплексная, построенная на единой методологической основе, система организационных и психолого-педагогических приемов, методов, технологий, направленных на охрану и укрепление здоровья учащихся, формирования у них культуры здоровья, а также на заботу о здоровье педагогов» [1].

Здоровьесберегающие технологии являются составной частью и отличительной особенностью всей образовательной системы. Поэтому все, что относится к образовательному учреждению -характер обучения и воспитания, уровень педагогической культуры учителей, содержание образовательных программ, условия проведения учебного процесса и т.д. - имеет непосредственное отношение к проблеме здоровья учащихся. Необходимо лишь увидеть эту связь.

Если забота о здоровье является одним из приоритетов работы всего педагогического коллектива и происходит на профессиональной основе, можно говорить о реализации в школе здоровьесберегающей педагогики.

Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно – ориентированного подхода и предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности обучащегося, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю),  формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.        

Что же является целью здоровьесберегающей технологии? Это, без сомнения, сохранение и укрепление здоровья учащихся.

Основные задачи этой технологии:

-  формирование у обучащихся знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни;

- формирование системы спортивно-оздоровительной работы;

- обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья на период обучения в школе;

- снижение уровня заболеваемости  обучащихся;

- сохранение работоспособности на уроках;

Н.К. Смирнов выделяет средства и методы здоровьесберегающих технологий.

1. Средства двигательной направленности;

2. Оздоровительные силы природы;

3. Гигиенические факторы.

Комплексное использование этих средств позволяет решать задачи педагогики оздоровления.

К средствам двигательной направленности относятся такие двигательные действия, которые направлены на реализацию задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения. Это движение; физические упражнения; физкультминутки и подвижные перемены; эмоциональные разрядки и «минутки покоя»; гимнастика (оздоровительная гимнастика, пальчиковая, корригирующая, дыхательная), для профилактики простудных заболеваний, для бодрости); лечебная физкультура; подвижные игры; специально организованная двигательная активность ребенка (занятия оздоровительной физкультурой), своевременное развитие основ двигательных навыков); массаж; самомассаж; психогимнастика; тренинги и др.

Оздоровительные силы природы. Это оказывает существенное влияние на достижение целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения. Проведение занятий на свежем воздухе способствует активизации биологических процессов, вызываемых процессом обучения, повышают общую работоспособность организма, замедляет процесс утомления.

К гигиеническим средствам достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения, содействующим укрепления здоровья и стимулирующих развитие адаптивных свойств организма, относятся: выполнение санитарно – гигиенических требований, регламентированных СанПиНами. Осуществляется постоянный контроль по таким требованиям: личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т. д.); проветривание и влажная уборка помещений; соблюдение общего режима дня, режима двигательной активности, режим питания и сна; привитие детям элементарных навыков при мытье рук, использование носового платка при чихании и кашле и т. д.; обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (ЗОЖ), простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ушибах, ожогах, укусах,; организация порядка проведения прививок учащимся с целью предупреждения инфекций; ограничение предельного уровня учебной нагрузки во избежание переутомления.

Под методами здоровьесберегающих технологий обучения понимаются способы применения средств, позволяющих решать задачи педагогики оздоровления: рассказ, беседа, дискуссия, работа с книгой, демонстрация, иллюстрация, упражнения, наглядность, практический метод, познавательная игра, обучающий контроль, игровой метод, соревновательный метод, активные методы обучения, воспитательные, просветительские и образовательные программы.

Только оптимальное сочетание этих методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения.

Что же может повлиять на здоровьесбережение в условиях реализации образовательной программы?

- Творческий характер образовательного процесса, как считает Л.С. Выготский[2] [2], крайне необходимое условие здоровьесбережения. Включение ребёнка в творческий процесс не только природосообразно, служит реализацией той поисковой активности, от которой зависит развитие человека, его адаптационный потенциал, способствует достижению цели работы школы – развитию личности учащегося, но и снижает вероятность наступления утомления. Цепочка взаимосвязи здесь простая: обучение без творческого заряда – неинтересно, а значит, в той или иной степени, является насилием над собой и другими. Насилие же разрушительно для здоровья, как через формирование усталости, так и само по себе.

Как правило, возможности для реализации творческих задач достигаются использованием на уроках и во внеурочной работе активных методов и форм обучения. В качестве примера эффективных и доступных форм работы можно привести дискуссию, проектную работу.

- Важная составная часть здоровьесберегающей работы школы – это грамотная, рациональная организация урока. От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности.

В свете обсуждаемой проблемы нельзя обойти вниманием Здоровьесберегающее пространство школы (ЗПШ) [3]. Что же это такое?  Это организационные и содержательные возможности педагогической системы, которые способствуют не только сохранению, но и формированию, приращению потенциала здоровья учащихся.

Одной из особенностей ЗПШ - это направленность на вовлечение самих учащихся в деятельность по оптимизации этого пространства, что представляет воспитательную программу, способствующую превращению школьников из пассивных и безответственных объектов, которых взрослые защищают от вредных для их здоровья воздействий, в субъектов процесса здоровьесбережения, с совершенно другим чувством ответственности, наделенных собственными правами и обязанностями.

Элементы ЗПШ : экологическая среда (воздушная среда, растения, ароматы и пр.), видеоэкологическая составляющая[3], эмоционально-поведенческое пространство.

 Эмоционально-поведенческое пространство здоровьесбережения школы - представлено совокупностью поведенческих действий, поступков, эмоциональных процессов, проявлений учащихся и педагогов, реализуемых во время их пребывания в школе. Характеристиками этого пространства могут служить:

уровень коммуникативной культуры учащихся и педагогов;

характеристики эмоционально-психологического климата в школе в целом и в каждом классе в отдельности, а также - в педагогическом коллективе школы;

стиль поведения учащихся и учителя на уроке;

формы и характер поведения учащихся на переменах;

забота учащихся и педагогов о психологических результатах своего воздействия на других людей в процессе общения (что можно рассматривать в качестве определяющего признака интеллигентности в целом) и т.д.

3.ФГОС и здоровьесберегающие технологии 

        Федеральный образовательный стандарт начального и основного общего образования (ФГОС)  направлен на обеспечение духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся и сохранения их здоровья; в нем уделяется особое внимание работе с использованием здоровьесберегающих технологий.

Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы»), одной из которых является осознанное выполнение правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды.

Если говорить об основной образовательной программе по ФГОС, то она  должна быть направлена, в том числе, и  на:

формирование и развитие знаний, установок, личностных ориентиров и норм здорового и безопасного образа жизни с целью  сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья обучающихся как одной из ценностных составляющих личности обучающегося и ориентированной на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования

Программа должна обеспечить:

осознание обучающимися ценности экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни.

Основная образовательная программа основного общего образования реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: (личностные, предметные и метапредметные).

Одним из  личностных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования является формирование ценности  здорового и безопасного образа жизни;

Таким образом,  одна из главных задач современного  педагога – научить детей культуре здорового и безопасного образа жизни. Ведь только здоровый ученик – это успешный ученик.

Формирование у учащихся ответственности, в том числе и за свое здоровье, - воспитательный процесс, который следует рассматривать в качестве одной из важнейших задач учреждений образования.

4.Личный опыт работы с младшими школьниками с использованием здоровьесберегающих технологий.

Одним из показателей структуры урока является ее соответствие требованиям здоровьесбережения. Соответствие количества этапов урока возрастным особенностям детей, наличие этапов, позволяющих учащимся восстановить зрение после напряженной работы за компьютером и т.д. Выбранная учителем структура должна быть оптимальной для освоения учебного материала.

Я работаю, в основном, с младшими школьниками. Изучив и проанализировав материал по теме, я определила для себя такие основные задачи:

- создание оптимальных санитарно-гигиенических условий на уроке с учетом вопросов здоровьесбережения;

- обеспечение необходимых условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов, склонностей;

- установление межпредметных связей;

- логичность и эмоциональность всех этапов учебной деятельности;

- эффективное использование на уроках физкультминуток, подвижных игр;

- формирование умения учиться, заботясь о своем здоровье;

- тщательная диагностика, планирование и контроль каждого урока с учетом особенностей развития учащихся.

Конечно, хочется подойти к вопросу здоровьесбережения и творчески тоже. Так, например, физкультминутки у младших школьников проводятся, как в обычном формате (под считалку, рифмовку, песенку, которую поют сами ребята или я), так и с использованием видеофрагментов «физкультминутки на английском»[4].

Мне и моим ученикам очень нравятся внеклассные мероприятия. Обучающиеся раскрепощаются, свободнее и активнее говорят на английском.

Мною разработано внеклассное мероприятие для 3-го и 5го классов “Would you like to be healthy?”, когда обучающиеся обсуждают, что надо делать, чтобы быть здоровым, к ним приходит в гости Dr.Health и «ученики из Великобритании» с переводчиком (учащиеся 5-го класса). Ребята также выполняют проекты по этой теме.

В 7-м классе проводится урок-дискуссия “Health about Wealth”, выполняется проект “My favourite sportsman”.

Что касается межпредметных связей, для младших школьников (2-3 классы) разработан интегрированный урок (английский-физическая культура) «Веселые старты» с элементами выполнения команд и подсчета очков на английском языке.

Со всеми разработками уроков, презентациями можно ознакомиться на моем сайте http://nsportal.ru/postnikova-snezhana

В заключении хочу сказать, что для успешного внедрения в педагогическую практику идей здорового образа жизни учителю необходимо найти решение таких проблем, как [4]:

- изменение собственного мировоззрения, отношения к себе, своему жизненному опыту в сторону осознания собственных чувств, переживаний с позиции проблем здоровье сбережения;

- изменение отношения учителя к учащимся. Педагог должен полностью принимать ученика таким, каков он есть, и на этой основе стараться понять, каковы его способности;

- изменение отношения учителя к задачам учебного процесса педагогики оздоровления, которое предполагает не только достижение дидактических целей, но и развитие учащихся с максимально сохраненным здоровьем.

Когда мы будем отвечать не только за результаты обучения, но и за нравственное и физическое здоровье учащихся, можно будет говорить о формировании здоровой, гармонически развитой личности.

Список использованной литературы:

  1. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. /Н.К. Смирнов // М.:АРКТИ.-2005.- С 320.
  2. Выготский Л.С. Педагогическая психология /Под ред. В.В.Давыдова.// -М.: Педагогика, -1991. -С 87.
  3. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе -

Методическое пособие. М.: АПК и ПРО, 2002. - 121с.

  1. Кусаинова Н.В. Реализация здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе в начальной школе. Омск, 2011.


[1] Смирнов Н.К. - к.м.н., профессор, чл.-корр. Международной педагогической академии, заведующий кафедрой психолого-педагогических технологий охраны и укрепления здоровья АПК иПРО Минобразования России.

[2] Выготский Лев Семенович [5 (17).11.1896, Орша — 11.6.1934, Москва], советский психолог, разработал культурно-историческую теорию в психологии

[3] Видеоэкология изучает воздействие на психику, а через нее - на телесную организацию человека и его здоровье - зрительных образов той среды, в которой человек находится Исследования показывают, что однообразные по геометрическим формам, преимущественно прямоугольные, с многократно повторяющимися элементами архитектуры интерьера помещений, часто используемые вещи и т.д. оказывают негативное, угнетающее воздействие на человека. Наоборот, разнообразие форм и линий, округлые очертания, комбинации различных геометрических фигур способствует более высокой работоспособности, лучшему настроению, оптимистическим ожиданиям. Сходные закономерности и в отношении цветовой гаммы: бесцветное окружение (бело- серо-черное) с ритмично повторяющимися линиями повышает утомляемость человека, понижает эмоциональный настрой.

[4] http://www.youtube.com/watch?v=r0uMHAliqjo