Тренинг для воспитателей и родителей: Семья как субъект образовательных отношений: взаимодействие, сотрудничество, партнёрство. Технология выстраивания отношений взаимодействия, доверительного партнёрства сотрудничества педагога с детьми и родителями.

Елена Юрьевна Васильева

В процессе межличностного общения люди вступают в контакт. Продуктивное общения педагога с родителями предполагает возникновение между ними контакта, установление доверительных отношений, которые станут основой совместных дел (сотрудничества) воспитывающих взрослых, налаживания взаимоотношений между ними.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_stili_pedagoga.odt20.92 КБ

Предварительный просмотр:

Дошкольное образовательное частное учреждение

детский сад №106 «Кораблик»

Сообщение на педсовет

«Семья как субъект образовательных отношений: взаимодействие, сотрудничество, партнёрство.

Технология выстраивания отношений взаимодействия, доверительного партнёрства сотрудничества педагога с детьми и родителями».

Выполнила старший воспитатель

Васильева Е.Ю.

Новосибирск, ноябрь 2018

Семья — важнейшая среда для развивающейся личности ребёнка. Эта неоспоримая прописная истина знакома любому педагогу — как опытному, так и начинающему. В семье ребёнка должны понимать и принимать таким, какой он есть, любить безусловно, не за что-то, а просто потому, что он родной, единственный, неповторимый. Часто именно с такими поминающими и любящими родителями нам и приходится иметь дело. Проблема в том, что так бывает не всегда. Ситуация порой усугубляется ещё и неверным пониманием своей родительской роли в процессе становления ребёнка, в развитии гармоничной личности, готовой к жизни в социуме.

Список положительных и отрицательных «образцов» родителей воспитанников  есть у каждого опытного воспитателя. Вопрос состоит в том, как мы,  педагоги-дошкольники, можем выстраивать отношения с любыми родителями на основе отношений взаимодействия, доверительного партнёрства, сотрудничества педагогов с родителями и воспитанниками в дошкольной организации.

В процессе межличностного общения люди вступают в контакт (устанавливают взаимоотношения, налаживают взаимодействие), предают и получают, то есть обмениваются информацией, воспринимают и понимают друг друга.

Продуктивное общение педагога с родителями предполагает возникновение между ними контакта, установление  доверительных отношений, которые станут основой совместных дел (сотрудничества) воспитывающих взрослых, налаживания взаимодействия между ними.

Упражнение «Человечек в кулачке».

Участники разбиваются на пары. Участник №1 сжимает кулак, держа в нём воображаемого человечка, который выйдет на свет (разожмёт кулак) только тогда, когда другому участнику №2 удастся его «выманить», заинтересовать в этом действии любыми способами, кроме физического насильственного действия. Время выполнения упражнения 1,5 мин. В одну сторону. Далее обсуждение в парах. Что чувствовал человек, вызывающий на контакт? Как легко было открыться? Чего не хватило, если открыться не удалось? И т.п.

 Компетентный в межличностном взаимодействии педагог начинает процесс установления доверительно - деловых контактов с родителями с создания у себя и трансляции родителям положительного образа ребёнка. Однако, прежде чем транслировать положительный образ ребёнка родителям, педагог должен создать такой образ у себя. Выработке такого умения будет способствовать создание установки на видение положительных сторон в человеке независимо от  его возраста.

Упражнение «Знаки внимания»

Пары стоят лицом друг к другу (при большом количестве участников можно организовать два круга, которые будут перемещаться) Участник №1 оказывает знак внимания партнёру, одобрительно высказываясь о его внешности, поступках, навыках и .д. Участник №2 отвечает : «Да, конечно. Кроме того, я…..» После этого участники меняются ролями. Далее обсуждают, какие чувства они испытывали, когда говорили комплименты, когда отвечали на комплимент? Что было трудно, что далось легко? Какое состояние теперь участник может отметить для себя? Легко ли было реагировать на комплимент заданным образом?

Упражнение «Всё равно, ты молодец!»

Работа в парах. Участник №1: «Меня не любят за то, что я….» Участник №2 : «Всё равно ты молодец, потому что…….» Затем происходит обсуждение из каждой роли.

Это упражнение способствует осознанию того, что поступки человека можно и нужно отделять от его личности. Что поддержка, оказываемая другому способна помочь человеку в любом , иногда даже самом неприятном случае в жизни.

После обсуждения участникам задается вопрос, каким , по их мнению , словом можно обозначить стиль поведения поддерживающего участника?  (Ответы участников)

Давайте вспомним, какие ещё стили (роли) часто используют в общении люди.

  • критикующий — принимающий
  • подавляющий — заинтересованный
  • насмехающийся -  уважительный
  • оскорбляющий — хвалящий
  • унижающий — поддерживающий
  • обзывающий — ласкающий
  • далёкий (физ) — близкий
  • безразличный — заинтересованный
  • игнорирующий — включённый
  • закрытый (физ) — открытый
  • контролирующий — внимательный
  • попустительствующий — ограничивающий рамками
  • безучастный -
  • беспомощный — ответственный
  • боящийся -
  •                              подсказывающий
  •                              помогающий

Эти роли (стили ) поведения, к сожалению, больше используются в повседневном общении с детьми, т. к. дети заведомо находятся в зависимой позиции, ведущая роль в обучающей, воспитательной деятельности всегда у взрослых. Стили поведения, представленные в правой колонке, относятся к так называемой доминирующей заботе, необходимой для нормального развития ребёнка.

Упражнение «Стиль поведения»

Участники разбиваются на тройки: участник №1 — ребёнок, участник №2 — взрослый(родитель, учитель, воспитатель, тренер), участник №3 — наблюдатель.

Участник №1 вспоминает реальную историю из своего детства, в которой взрослые не проявили доминирующей заботы. Предъявляет, рассказывает  её, уточняет как «неправильно» вели себя взрослые. Участник №2 реагирует из положительной роли взрослого. История разыгрывается в ролях. В одну сторону по 1 мин. Все участники меняются ролями. Далее обсуждение.

Вопрос к участнику №1 : удалось ли вам почувствовать заинтересованность, помощь и т. д. взрослого в сложной ситуации?

 Так случается, что дети в своих семьях могут не иметь принимающих и понимающих взрослых. Все мы родом из детства. У всех были свои родители со своими стилями воспитания. Работа педагога не только накладывает ответственность на специалиста, но и позволяет проявить лучшие личностные качества для корректировки пробелов в воспитании малыша-дошкольника, помощи ему в гармоничном психическом развитии, возможности найти опору в другом значимом взрослом. Для этого нам каждое мгновение своей деятельности надо помнить, что единственно верное и приемлемое отношение к ребёнку — это отношение доминирующего заботливого взрослого. Это трудная, но посильная задача.

Наши клиенты, родители воспитанников, взрослые состоявшиеся люди с устоявшимися представлениями о себе, нормах и правилах, определённых ожиданиях и даже претензиях к детскому саду. Скажите пожалуйста, какие из вышеперечисленных ролей(стилей) общения могут подойти для педагога во взаимодействии с ними?

  • контролирующий
  • заинтересованный
  • уважительный
  • похваляющий
  • поддерживающий
  • включенный
  • открытый
  • внимательный
  • ответственный

Взаимодействие с родителями может строится исключительно на уровне «взрослый — взрослый». В другом ключе продуктивное сотрудничество с заказчиками услуг вряд ли возможно.

Упражнение « Я и Ты»

Все участники становятся в два круга, лицом друг к другу. Внешний круг «родители», внутренний — «специалисты детского сада». Общение происходит из разных ролей ( двух противоположных) на заданную тему, предложенную воспитателями.  Либо проблемы зачитываются ведущим:

  • отсутствие прогулок
  • отсутствие закаливания
  • дети мало играют
  • штаны мокрые
  • не проветривается группа
  • конфликт между детьми
  • мокрые вещи в кабинке
  • не дали стихи на утренник
  • не дали главную роль
  • укусил ребёнок
  • поцарапал ребёнок
  • воспитатель ничего не говорит о ребёнке
  • не обращает внимания на замечания
  • папа против роли чёрта
  • жарко в спальне
  • меню не нравится
  • ребёнок голодный.

При завершении круга в одну сторону, круги участников меняются местами.

Обсуждение. Обратить внимание на продуктивности общения, как, каким образом возможно решить вопрос, удовлетворить оппонента ?

Резюме: общении на разных уровнях с разными возрастными и социальными категориями продуктивным будут взаимодействия в разных стилях, разными способами. У нас всегда есть возможность применять ту стратегию общения, которая наиболее результативно приведет нас к цели. Целью же общения педагога с родителями могут рассматриваться только отношения взаимодействия, доверительного партнёрства сотрудничества.

В связи с этим предлагаю помнить классика российской советской педагогики А.С.Макаренко, который говорил: «Не может быть хорошим воспитатель, который не владеет мимикой, не может дать своему лицу необходимого выражения или сдержать своё настроение».