Конкаева Наталия Генадьевна

Конкаева Наталия Генадьевна

Урок по теме: "Народы России"
________________________________________
Цели:
• Познакомить учащихся с образом России как огромной многонациональной страны, которая за столетия своей истории стала Родиной многих народов.
• Развивать понятие того, что у каждого народа есть своя земля – своя Родина, но страна у всех одна и нельзя допустить разделения этой большой Родины.
• Воспитывать чувство гордости за свою малую Родину.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: «Россия – многонациональная страна»
Метод обучения: эвристическая беседа.
Методы преподавания: информационно-сообщающий, стимулирующий.
Методы учения: репродуктивный, частично-поисковый.
Методы воспитания: выразительное изложение, беседа, творческие внеклассные задания, создание проблемных ситуаций.
Оборудование: презентация к уроку, Карта России и Калмыкии.
Методические ключи к теме:
Что нужно усвоить учащимся:
- Представить образ России как огромной многонациональной страны.
- Усвоить понятие того, что у каждого народа есть своя земля – своя Родина, но страна у всех одна и нельзя допустить разделения этой большой Родины.
- В соответствии с этнокультурной ситуацией в регионе усвоить термин “народная культура”, т.е. культура народа (этноса), которая определяет его этническое (национальное) самосознание.
Ход урока
Песня: «Широка страна моя родная…»

Создание психологической комфортности.
1) Подарите друг другу тепло своих ладоней.
- Пожелайте здоровья, успеха.
Постановка проблемной ситуации.
1. Актуализация знаний. Постановка проблемы. Слово учителя:
— Хлеб, который мы едим, земля, на которой мы живем, мама, которая дала нам жизнь... Без всего этого, жить просто невозможно. И среди самого заветного есть у человека Родина. (Показывает слайды, отражающие разнообразные картины Родины.)
Словарная работа.
Читая, мы узнаем значения многих слов. Одни слова обозначают предметы, которые нас окружают, другие слова мы называем вежливыми. Есть слова важные, родные. К какой группе следует отнести слово Родина?
— Оно и важное, и близкое, и родное. Подберите слова, близкие по значению,
— Отчизна, государство, Отечество, Россия, родная земля, отчий край.

У: Давайте представим наш класс как модель государства. Люди какой национальности населяют наше государство?
Д: Наше государство населяют русские, татары, башкиры, чуваши, украинцы, армяне.
Совместное открытие нового знания.
У: С какой темой мы сегодня познакомимся?
- “Народы России”.
- Как вы думаете, сколько у нас в России разных народов?
Д: Много.
У: Кого вы знаете, назовите. (Дети называют)
У: Да, очень много. Во - первых, в России живет много представителей народов из других государств. В основном из тех, которые ранее входили в состав Советского Союза. Это и украинцы, и белорусы, и армяне, и грузины, и многие другие.
У: А почему они живут у нас в России?
Д: Потому, что предки этих людей переселились в Россию, и она стала для них Родиной.
У: Сегодня мы постараемся узнать, для кого Россия всегда была Родиной.
-Скажите, чем отличаются народы?
Так и каждый из вас возьмет у народов из их бездонных копилок то, что понравится. И вы станете богаче, умнее, добрее, захотите жить в мире и согласии со всеми людьми.
Песню о дружбе народов
А мир и согласие, добро и любовь – это и есть главное богатство и счастье в жизни каждого человека. [5]
В добрый путь, друзья. Мы отправляемся в заочное путешествие по карте России.
Как вы думаете, какой самый многочисленный народ России? (Русский)
Да, самый многочисленный народ России - русские. Они составляют большинство населения страны. Их примерно 120 миллионов человек. Русские живут на всей территории страны, но в основном в европейской части России, на юге Сибири и на Дальнем Востоке (показ по карте).
Давайте вспомним национальный русский праздник, который мы все отмечали в январе.
А какой самый веселый русский праздник отмечают в начале весны?
Д: Масленица.
У: Что это за праздник? (Ответы детей)
(Чтение по учебнику, стр. 22 [3])
Масленица – это древний славянский праздник проводов зимы и встречи весны. В эти дни славяне – земледельцы радовались окончанию холодной зимы. Они сжигали ее соломенное чучело, устраивали веселые хороводы и угощали друг друга блинами (маленькими изображениями солнца).
У: Что символизируют блины?
Д: Солнце.
У: Кто был на этом празднике? Понравилось? Что понравилось?
Д: Блины, веселье, сжигание чучела Масленицы.
Каждый народ имеет свои ценности. Это – его мудрость, его искусство, его правила жизни, его обычаи и праздники. У всех свои диковинные выдумки, костюмы, любимые блюда.
- Какие костюмы приготовили вы с родителями?
- Какие блюда вы принесли?
-Танцы народов.
- Религия

Первичное закрепление и расширение нового знания.
В нашем классе все дети какой национальности? (калмыки)
Рядом с татарами проживают родственные по языку башкиры и чуваши (показать по карте). Когда-то давно предки этих народов говорили на одном языке – тюркском, поэтому сейчас ученые называют татарский, башкирский и чувашский языки – тюркскими.
У: Удмурты, марийцы, мордва, ханты, манси, коми, карелы населяют север и северо-восток России (показать на карте). Они говорят на языках, которые ученые называют финно-угорскими.
А Масленицу в Удмуртии тоже встречают, потому что солнцу в таежных лесах всегда радуются.
6) Прочитайте удмуртскую легенду о том, как появились Великие Гусли, звуками которых весной люди весну встречают. (Чтение легенды.)
О чем легенда? (Погибая от молнии, ель ожила другой жизнью, стала гуслями, дарит музыку).
Европейская часть России: русские, карелы, марийцы, мордва, удмурты, татары, чуваши, калмыки и другие
Какие народы живут в долинах Северного Кавказа? (Кабардинцы, черкесы, балкарцы, осетины, ингуши, аварцы, чечены…)
Какие народы живут в Сибири и на Дальнем Востоке? (Найдите на стр. 26 и прочитайте). В Сибири и на Дальнем Востоке живут якуты, буряты, алтайцы, тувинцы, эвенки, нанайцы, алтайцы, русские … (Показ по карте.)
Крайний Север: ненцы, чукчи, алтайцы, русские и други
Какой вывод мы можем сделать?
Чтение стихотворения о Калмыкии (Музраева Диана)
Обобщение. Расскажите о том, сколько народов живет в современной России? Какой народ составляет большинство населения России? Чем разные народы России отличаются друг от друга? Что общего? Как вы думаете, почему Россия стала общим большим домом для многих народов?
Решите кроссворд “Народы России”.
1. Самый многочисленный народ России. (русский)
2. Один изнародов Поволжья, любимым народным праздником которого является Сабантуй. (татары)
3. Один из финно – угорских народов, у которого существует легенда о Мудрой ели – Матери Леса. (удмурты)
4. Один из народов Сибири. ( якуты)
5. Один из народов Северного Кавказа. (чеченцы)
7. Подведение итогов.
— Мы любим нашу Родину. Мы любим ее бесконечные равнины, ее величавые леса, ее могучие реки. Каждый уголок, как бы далеко он от нас ни находился, дорог и близок нам. Но чтобы любить Родину, надо о ней много знать.
Мне понравилось, как вы работали. А что понравилось на уроке вам? Что хотелось изменить?
О чем хотелось бы услышать на следующем уроке?
Итог урока. «Что дал нам сегодняшний урок?» (ответы детей).
Ученица читает отрывок из стихотворения:
...Мы дарим друг другу богатства земные ,
И вместе стремимся к далёким мирам.
Мы люди российские, значит, родные,
И песни, и радость, и труд — пополам!
Русский хоровод
Калмыцкий танец «Байсвр»
Песня: «Широка страна моя родная…»
Домашнее задание: стр. 122-127

Ханты
Ханты – проживают по р. Обь, Иртыш, в приуральском районах ЯНАО, в некоторых районах Томской области. Общая численность – 22,5 тыс. человек.
Традиционные занятия хантов - речное рыболовство, таежная охота (в основном - пушной зверь, а также лось, медведь) и оленеводство. Женщины занимаются шитьем одежды и обуви из оленьего меха, замши, цветного сукна, вышивкой бисером.
Основные продукты питания - рыба, мясо оленя, лося, ягоды, орехи.
Ненцы.
Коренное население Ненецкого автономного округа Архангельской области, Ямало-Ненецкого АО Тюменской области.
Численность – более 40 тыс. человек
Основным их занятием является охота и рыболовство. Жили ненцы в чумах, покрывали сшитыми оленьими шкурами.
Ритуальным праздником у этих народов является «Медвежий праздник»

Черке́сы— одна из народностей адыгов, живущая в Карачаево-Черкесии (Россия). Численность 60,8 тыс. человек, в том числе в Карачаево-Черкесии — 50,2 тыс. человек. С древнейших времен черкесы называют себя «адыгэ», так же как и кабардинцы, адыгейцы. другие народы Северного Кавказа, переселившиеся туда после присоединения Северного Кавказа к России.

Алтайцы
тысячелетий этот народ менял имя, основываясь на родоплеменных названиях. Предков современных алтайцев называли ойротами, калмыками, татарами, телеутами. После падения Джунгарии тюркские племена приняли общее название алтай-кижи — человек Алтая, алтайцы.

Балка́рцы— тюркоязычный народ на Северном Кавказе.
Балкарцы являются одним из самых высокогорных народов Кавказа.
Общая численность 120 тыс. чел.
Ведущая отрасль традиционного хозяйства — отгонное скотоводство Домашние промыслы и ремёсла — выделка войлоков, бурок, сукон, обработка кожи и дерева. Большое значение имели пчеловодство, охота.
Основа питания — мясо-молочная и растительная. Традиционные блюда — варёное и жареное мясо, вяленая колбаса из сырого мяса и жира (жёрме). В настоящее время абсолютное большинство балкарцев мусульмане.

Буря́ты (Буря́т-монго́лы; самоназвание буряад) — народ в Российской Федерации, Монголии и Китае. Численность оценивается в 620 тыс. чел. В Российской Федерации — 461389 чел. (перепись 2010)
Ныне буряты проживают преимущественно в Республике Бурятия (286,8 тыс. чел.),
С конца XVI века более широкое распространение получил тибетский буддизм школы гелуг или «шара шажан»
Издавна в пище бурят большое место занимали мясные блюда, а также блюда из молока и молочных продуктов (саламат, бууза, тарасун — алкогольный напиток, получаемый путём перегонки кисломолочного продукта и другие). Впрок заготовлялось кислое молоко, сушёная спрессованная творожистая масса — хурууд, которая заменяла скотоводам хлеб.
Подобно монголам, буряты пили зелёный чай, в который наливали молоко, клали соль, масло. Традиционное жилище — юрта.

Ру́сские — восточнославянский народ. Проживают преимущественно в России, есть также крупные диаспоры на Украине, в США, Казахстане, Белоруссии и других государствах. Являются самым крупным народом в Европе.
Общая численность русских в мире в настоящее время составляет около 133 миллионов человек, из них в России — 111 миллионов (2010 год) или около 77,8 % населения страны.
У русской кухни такие блюда, как каши, щи, пельмени, блины, квас, окрошка, ржаной хлеб и другие.
Традиционной религией среди русских является православное христианство.

Калмы́ки (хальмг, хальмгуд) — западномонгольский (ойратский) народ, живущий главным образом в Республике Калмыкия — субъекте Российской Федерации. Разговаривают на калмыцком и русском языках. Являются потомками ойратских племён. Численность современных калмыков в России — 183.372 человек
Калмыцкая кухня: молоко, махан-шельтяган, береки, дотур, сыр, творог, сметана, простокваша из коровьего молока и кумыс из кобыльего. Повседневным напитком был джомба — чай с молоком, маслом, солью, мускатным орехом и лавровым листом, он утолял жажду в жару, согревал в холод. Готовили мучные изделия — пресные лепешки в бараньем жиру, борцоги — лепешки различной формы.
Основным жилищем кочевых калмыков была кибитка
Калмыки — единственный народ в Европе, основной религией которых является буддизм

Конкаева Наталия Генадьевна

Внеклассное мероприятие: "Прощай, Азбука!"
Вед. Дорогие ребята! Уважаемые родители! Сегодня у нас необычный день. Мы закончили 1-ю школьную книгу – азбуку. За это время вы очень выросли, повзрослели, многое узнали и многому научились.
Хороша сегодня школа,
Зал горит огнём
Мы на праздник наш весёлый,
Всех друзей зовём.
Мы приветствуем гостей,
Дорогих учителей.
Всех знакомых, незнакомых,
И серьезных и веселых.
Хором. Первый класс, первый класс пригласил на праздник вас!
Песня «Праздник Букваря».
Мы помним тот звонок веселый,
Что прозвенел нам в первый раз,
Когда вошли с цветами в школу,
В свой самый лучший, первый класс.
Самый первый свой учебник
Класс с волненьем открывал
Видно, сказочный волшебник,
Эту книгу написал.
Знаем мы не понаслышке
Чудеса и вправду есть.
Мы теперь любые книжки
Можем запросто прочесть!
Под музыку вбегает мальчик - Буратино.
Буратино. Как много здесь девчонок и мальчишек! И зачем вы тут собрались?
Ученик. Мы прощаемся с Азбукой, которая научила нас читать и открыла много интересного.
Буратино. А я продал свою Азбуку, чтобы попасть на представление и не пошёл в школу. Зачем мне учиться? Это ведь трудиться надо, а мне лень. Я лучше в театр пойду.
Ученик. Нет, Буратино, ты ошибаешься. Ведь без труда – не вытащишь и рыбку из пруда.
Буратино. В магазине её можно купить.
Ученик. В каком?
Буратино. В рыбном.
Ученик. А как ты узнаешь его?
Буратино. По запаху.
Ученик. А обувь где будешь покупать? Её по запаху не найдёшь, читать вывески надо уметь.
Буратино. Да-а-а?! Ну, раз вы умеете читать, прочитайте, что написано на моём пригласительном билете!
Ученик. А ты говоришь, что не надо учиться! (читает) "Дорогой Буратино, приглашаем тебя на праздник "Прощание с Азбукой". Твои друзья".
Появляется Мальвина, а Буратино прячется.
Мальвина. Добрый день! Как много здесь детей! Интересно, кто занимается их воспитанием? Это очень трудное дело. У меня был один непослушный мальчишка. Кофе он пил прямо из кофейника, а варенье ел пальцем из вазочки. У него ещё не оказалось совсем никаких способностей к письму и математике. Я ему говорю: "У вас в кармане 2 яблока." А он мне "Врёте, ни одного." Я ему: "Предположим, что у вас в кармане 2 яблока. Некто взял у вас одно яблоко. Сколько осталось? А он мне отвечает - 2. И знаете, что при этом добавил: "Я не отдам Некту яблоко, хоть он дерись."
Буратино. Отдам, отдам…
Мальвина. Ах, вот вы где!
(берёт Буратино за руку и выводит на середину зала)
Надо сейчас же заниматься. Может быть здесь вы чему-нибудь научитесь. Давайте посмотрим, что знают эти детишки.
Ученик (обращаясь к Буратино)
Иди-ка к нам, наш друг любезный!
Мы в путь воспоминаний отправимся сейчас,
Преподнесём урок тебе полезный,
И ты научишься у нас!
Песня «Наша школа»
Мы в школе почти целый год отучились,
Мы много успели и много узнали.
Писать и считать мы уже научились,
И первые книги свои прочитали.

Мы прочитаем книг немало,
Пускай года пройдут и много-много дней,
Нам Азбука хорошим другом стала,
Мы этот праздник посвящаем ей!

Песня «Азбука»
Вот Азбука -
Начало всех наук,
Ведь слова рождаются из букв.
Если будешь буквы знать,
Сможешь книжку прочитать.
Появляется Азбука
Азбука
Здравствуйте, ребята.
Я – Азбука. Учу читать.
Меня никак нельзя не знать.
Меня изучишь хорошо,
И сможешь ты тогда,
Любую книгу прочитать,
Без всякого труда.
Я пришла с вами попрощаться, а со мной мои поданные.
Буратино
Что это ещё за звук? То ли топот? То ли стук?
Азбука
Это буквы в алфавите начинают перестук.
К вам они сейчас спешат,
Славные сестрицы -
Очень я прошу ребят с ними подружиться.
Познакомьтесь с ними, дети.
Вот они стоят рядком.
Очень плохо жить на свете тем, кто с ними не знаком!
А где же буква «Я»?
Буква «Я»
Я не хочу стоять в ряду.
Быть желаю на виду.
Хором
Встань на место.
Буква «Я»
Не пойду!
Я ведь вам не просто буква,
Я – местоимение!
Вы в сравнении со мной недоразумение.
Ни более, ни менее!
Буква «Ф»
Фу-ты, ну-ты!
Буква «С»
Срам!
Буква «В»
Воображала! Это всякий так бы смог!
Буква «Р»
Разве мыслимое дело,
Всюду «Я» совать вперёд!
Буква «Э»
Ведь никто в таком письме,
Не поймёт ни «бэ» ни «мэ».
Буква «Я»
Не хочу водиться с вами!
Буду делать всё сама!
Хватит у меня ума!
Хором
Хорошо, идём на спор!
Если сможешь в одиночку,
Написать хотя бы строчку,
Правда, стало быть, твоя!
Буква «Я»
Чтобы я, да не сумела!
Я ж не кто-нибудь, а «Я»!
Пишет ЯЯЯЯ
Все
Ха-ха-ха!
Буква «Я»
Я, ребята, виновата!
Признаю вину свою!
Я согласна встать, ребята,
Даже после буквы «ю».
Буква «И»
Если хочет – пусть стоит.
Дело ведь совсем не в месте.
Дело в том, что мы все вместе!
В том, что б все от «А» до «Я»
Жили, как одна семья!
Хором
Всем советуем, друзья,
Помнить место буквы «Я»!
Буквы-значки. Как бойцы на парад,
В чётком равненье построились в ряд.
Каждый в условленном месте стоит,
И называется он - АЛФАВИТ.
Мальвина.
За ребят я очень рада!
Вижу: учатся всему -
Счету, грамоте, письму.
Хоть малы еще на вид -
Знают русский АЛФАВИТ.
Обращается к Буратино
Ты эти буквы заучи,
Их три десятка с лишним,
А для тебя они ключи,
Ко всем чудесным книжкам.

Ученик
В дорогу взять не позабудь
Ключей волшебных связку.
В любой рассказ найдёшь ты путь,
Войдёшь в любую сказку.
Прочтёшь ты книги о зверях,
Растеньях и машинах.
Ты побываешь на морях,
И на седых вершинах.
Тебе чудесные края откроет
Путь от А до Я.
Вбегает Незнайка.
Незнайка.
Подождите! Я тоже хочу с вами! Я с ребятами на каждой странице Азбуки побывал, я на уроки приходил, они меня учили! И теперь я знаю все буквы, все слова. Я даже стихи научился писать, хотите послушать?
Я – поэт.
Зовусь Незнайка.
От меня вам балалайка!
Мальвина
Учился, да видно не доучился! Разве это стихи?
Незнайка.
Не нравятся? Тогда слушайте вот ещё!
Тает снег, бежит ручей,
На ветвях полно ВРАЧЕЙ.
(Мальвина качает головой)
Мальвина
Ребята, помогите Незнайке исправить ошибки.
Хором
Грачей.
Незнайка.
Синеет море, перед нами,
Летают МАЙКИ над волнами.
На остров налетел ураган,
На пальме остался последний баран.
Мальвина
Стихи сочинять не так-то просто. Вам лучше вместе с Буратино отправиться к ребятам в школу и учиться там грамоте.
Песня «Чему учат в школе».
Ведущий.
- Дорогая Азбука! Мы рады видеть тебя на нашем празднике. Будь нашей гостьей! А ребята покажут тебе, чему они научились с твоей помощью.
Азбука.
- Спасибо за приглашение!
А алфавит вы выучили? (ответы детей) Вот я посмотрю. Сейчас про буквы вам задам вопросы.
-А – в Африке лечит зверей (Айболит).
-Б – нашёл золотой ключик (Буратино).
-В – гонится за зайцем (волк).
-Г – с Белоснежкой дружит (гном).
-Д – в нём мы живём (дом).
-Ё – в клубок колючки прячет (ёж).
-Ж – по болоту скачет (жаба).
-З – туфлю потеряла, плачет (Золушка).
-К – круглый, песенку поёт (Колобок).
-Л – рыжим хвостиком метёт (лиса).
-М – первое слово ребёнка (мама).
-Н – у Буратино он длинный (нос).
-О – по небу скользит (облако).
-П – в нём ручка и карандаши (пенал).
-Р – золотая, в сеть попала (рыбка).
-С – прыгнула через костёр и растаяла (Снегурочка).
-Т – дом для маленьких зверей (теремок).
-У – птица, которая крякает (утка).
-Ф – за посудой вдогонку помчалась скорей (Федора).
-Х – бывает пшеничный, бывает ржаной (хлеб).
-Ц – стоит на одной ноге (цапля).
-Ч – друг крокодила Гены (Чебурашка).
-Ш – старуха с крысой (Шапокляк).
-Щ – чистит одежду (щётка).
-Э – лестница в метро (эскалатор).
-Ю – игрушка – волчок (юла).
-Я – плод на дереве (яблоко).
Азбука: Молодцы, ребята! Вы хорошо усвоили алфавит!
Азбука: Ребята вас всех я приглашаю в путешествие по городу в котором, я живу - Азбукограду.
Первая улица на которую мы попали называется … Загадки.
Мои помощники загадают вам загадки, а вы попробуйте их отгадать:
1. До чего же скучно, братцы,
На чужой спине кататься!
Дал мне кто бы пару ног,
Чтобы сам я бегать мог! (Ранец)
2. Белый камешек растаял,
На доске свой след оставил. (мел)

3. Если ты его отточишь,
нарисуешь всё, что хочешь:
Солнце, море, горы, пляж.
Что же это? (Карандаш)

4. То я в клетку, то в линейку,
Написать по ним сумей-ка!
Можешь и нарисовать.
Что такое я? (тетрадь)

5. Чёрные, кривые, от рождения немые,
Встанут в ряд – сейчас заговорят! (Буквы)

6. Не куст, а с листочками,
не человек, а рассказывает! (книга)
Азбука: С эти заданием вы справились и теперь мы попали на следующую улицу … Шифровальная
Здесь живут шифровки – секретные записи. Нам надо их расшифровать. Для этого поставьте буквы в нужном порядке, что бы получилось новое слово.
Валик (вилка)
Жилы (лыжи)
Лапоть (пальто)
Сосна (насос)
Мышка (камыш)
Азбука: С эти заданием вы справились на отлично. Я теперь, спокойна за Вас. Вы действительно будете учиться на «5».
Желаю вам успеха, ребята!
Вам, девчонки, вам, мальчишки,
С книжкой ладить и дружить.
Пусть любовь к хорошей книжке,
С вами вместе будет жить.
Ученик:
Спасибо я сказать хочу той книге, что в руках держу.
Я с этой книгой в первый раз пришёл в свой первый светлый класс.
Я эту книгу полюбил, я в ней все буквы изучил!
И как мне радостно сказать:
Умею я теперь читать!
Все: Спасибо, Азбука, тебе!

Песня «До свидания, Букварь»

Добавить запись

Защита от спам-роботов