Организация самостоятельных домашних заданий в начальных классах

Чеченева Наталья Григорьевна

У каждого ученика в процессе изучения темы появляются свои индивидуальные незнания, учебник конечно содержит задания на повторение и закрепление знаний, но он ограничен   определенным количеством заданий,  и не может учитывать особенностей класса, поэтому не дает учителю возможности организовать повторение и более глубокое усвоение изучаемого материала с учетом личных проблем школьников.  Это возможно только в условиях самостоятельной учебной работы дома.В статье рассказывается как организовать самостоятельную учебную деятельность младшего школьника

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация самостоятельных домашних заданий в начальных классах

Специальные исследования показывают, что проблема повышения эффективности обучения может быть успешно решена только при условии, если высокое качество урочных занятий будет подкрепляться хорошо организованной домашней работой учащихся, потому что она является важной частью процесса обучения.

Мы сегодня будем говорить не о традиционных домашних заданиях, которые учитель задает в конце урока. Потому что тема урока обычно непосредственно связана с последующим выполнением домашнего задания.

Таким образом  домашнее задание является продолжением работы на уроке.

Самый распространённый вид домашней работы - одна на весь класс

Но. У каждого ученика в процессе изучения темы появляются свои индивидуальные незнания, учебник конечно содержит задания на повторение и закрепление знаний, но он ограничен   определенным количеством заданий,  и не может учитывать особенностей класса, поэтому не дает учителю возможности организовать повторение и более глубокое усвоение изучаемого материала с учетом личных проблем школьников.

Это возможно только в условиях самостоятельной учебной работы дома.

Поэтому мы и используем СамостоятельныеДЗ.

СДЗ дает  возможность организовать контрольно- оценочную деятельность в классе

Позволяет проводить самооценку и самообучение   каждого ученика на доступном для него уровне,

создает условия для повышения своих учебных возможностей и включает каждого ученика в активную деятельность.

Создает условия для индивидуальной самостоятельной  работы  дома, в том объёме и темпе, который необходим каждому ученику для полного и прочного усвоения материала и направлено на коррекцию знаний каждого ученика.

В этом принципиальная разница. Школьник сам задает себе задание.

Любой навык становится прочным лишь после достаточного для каждого ученика количества упражнений.

Сколько нужно таких упражнений – зависит от особенностей школьника и определяется и рассредоточивается во времени им самостоятельно.

Учитель обеспечивает возможность решить эту проблему посредством необходимых заданий СДЗ.

Механизм проведения СДЗ

Мы выделяем следующие этапы при организации СДЗ

            О каждом несколько слов по схеме на доске

Только знание того, идём мы вперёд или стоим на месте, даёт возможность грамотно построить учебный процесс.  

Поэтому при изучении темы провожу первичный мониторинг результатов обучения для выявления уровня усвоения учебного материала.

Подобные данные позволяют учителю организовать работу по коррекции знаний, составляя СДЗ

Таблица показывает уровень усвоения, конкретного учебного навыка, выявлять неусвоенные разделы, темы и отдельные виды заданий

Перед нами объективная информация по обученности школьников в классе и мы можем  планировать коррекцию знаний

Предлагаю вам провести анализ СР  и сделать вывод о качестве знаний по теме

Проведенный мониторинг выявил учебную проблему – дети не умеют решать задачу.

Возникает вопрос: что делать?

Предложения коллег

Фронтально озвучиваем предложения

Создаем СДЗ.

Подбор дидактического материала осуществляю с учетом выявленного незнания обучающихся и поставленных педагогических задач

Они рассчитаны на преодоление пробелов в знаниях учащихся по теме, и включают тренировочные упражнения по выработке практических умений и навыков.

Возможно включение  заданий повышенной трудности для хорошо успевающих школьников с целью развития их способностей и склонностей.

Стремлюсь к тому, чтобы задания обеспечивали усвоение основных знаний и умений по теме.

Для детей и родителей составляю инструкцию, в которой даю рекомендации по выполнению работы

Давайте подберем задания для решения проблем  по результатам мониторинга (группа)

Ученик получает СДЗ в электронном виде удобным для себя способом.

Мы размещаем материал на сайте Дневник.ру или в электронном виде сбрасываем на флешку

Ученик, по результатам самостоятельной работы, определяет собственные границы знаний, а точнее незнаний, и выбирает из СДЗ задания, которые обеспечивают коррекцию его индивидуальных пробелов.

Объем работы определяет тоже самостоятельно учеником.

 Планирует выполнение СДЗ с учетом личной занятости, индивидуальных особенностей на 7-10 дней и составляет план выполнения.

 важно, чтобы школьники почувствовали необходимость в овладении знаниями, и проявили интерес к практическому усвоению учебного материала

(комментарии о занятости)

Самостоятельная работа школьников по личному плану

К каждому СДЗ назначаем консультантов, которые помотают ученикупри возникновению трудностей.

При необходимости обращается за консультацией к учителю.

Причем целесообразно разбирать с учителем, только те задания, которые не решил никто, или вызвавшие затруднения у всех.

 Если кто-то уверенно решил каверзную задачу, то все вопросы школьников к нему.

Итоговый контроль знаний – важная часть СДЗ.

Отслеживание динамики - обязательное условие введения СДЗ, которое дает возможность учителю обратить внимание на уровень усвоения учебного материала и позволяет сделать анализ изменения качества знаний по определенной теме учащихся всего класса и динамику каждого школьника;

Показывает насколько эффективно была организована деятельность со слабоуспевающими школьниками по коррекции знаний

Таким образом, оптимально организованная работа с самостоятельными домашними заданиями способствует развитию общеучебных умений, навыков самообразования, формированию познавательной активности школьников

Огромный объем материала предъявленный на контроль педагогу 20 учеников по 20-30 задач, это 400 – 600 заданий.

Формирует метапредметные навыки

Позволяет решать учебные задачи

Эта форма работы ценится и родителями.

Они получают возможность оказать помощь своему ребенку по преодолению трудностей в изучении и повторении школьного материала и им имеют для этого дидактический материал.

 Имеют возможность организовать занятия школьников и проконтролировать качество выполнения

Наблюдать  за продвижением  в теме, принимать  своевременные  меры при ухудшении и стимулировать при увеличении результатов,  

СДЗ по математике «Учимся решать задачи 1-6»,

 электронный вариант

PS.

Самостоятельные домашние задания способствуют реализации индивидуализации обучения и решают таких важных образовательных задач, как развитие общеучебных умений, навыков самообразования, познавательной активности, позволяет использовать воспитательные возможности уроков.

Не менее важное значение имеет она также для воспитания учащихся, поскольку способствует формированию у них прилежания, самостоятельности. Все так.

НО. Если мы придём в класс и скажем – вот вам СДЗ, решайте. Педагогический эффект  будет низким.

Важно создать ситуацию, в которой школьники попросят учителя, а дайте нам задание, мы хотим исправить свою оценку.