Использование нетрадиционных техник изображения при обучении рисованию дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. Методическая разработка
В настоящее время обучение дошкольников с интеллектуальной недостаточностью изобразительной деятельности с применением нетрадиционных техник изображения рассматривается как актуальное и перспективное направление коррекционно-педагогической работы. Оно обогащает возможности воспитанников в создании интересных и выразительных композиций, содействует лучшему овладению ими необходимыми изобразительными и техническими умениями и навыками, компенсирует нарушения познавательной, двигательной, эмоционально-волевой сфер, способствует становлению личности каждого ребенка и интеграции его в социум.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Использование нетрадиционных техник изображения при обучении рисованию дошкольников с интеллектуальной недостаточностью».
Традиционной техникой рисования для детей считается рисование карандашом и красками .
Под не традиционными для дошкольного образования понимаются те техники («пальцевая живопись», «коллаж», «оттиск», в которых изображение выполняется не характерными для рисования предметами (комочками ниток, штампами, помазками, свечой) .
Для детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью в большинстве случаев характерно отсутствие потребности в рисовании, лепке и аппликации.
На становление характерных видов детской изобразительной деятельности заметно влияет их выраженная двигательная неловкость, в частности имеющиеся нарушения мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Отсутствие целенаправленных приемов анализа, сравнения, систематического поиска, полного охвата материала, применения адекватных способов действий приводит к тому, что деятельность этих детей приобретает хаотичный, беспорядочный и неосмысленный характер.
Рисунки детей данной категории отличают схематичность изображения, повторяемость элементов и скученность их на плоскости листа, присутствие «графических штампов», частое отсутствие существенных признаков предметов, «зацикливание» в использовании цвета (чаще всего при возможности выбора из большого количества цветов они выбирают и используют один, реже два цвета) .
Техника рисования также весьма примитивна. Дети не умеют или не могут длительное время правильно удерживать инструмент (карандаш, кисть) в ведущей руке, производить точные, согласованные движения, контролировать и регулировать их силу, скорость, ритм. При создании декоративных композиций дошкольники затрудняются в воспроизведении последовательности элементов узора, отражении пространственно-временной организации орнамента (ритма и чередования элементов, однако при активной помощи со стороны взрослого они способны повторить простой мотив.
Вместе с тем многие исследователи отмечают, что при всем несовершенстве изобразительной деятельности детей рассматриваемой категории процесс рисования сказывается на них весьма положительно: развиваются зрительное восприятие, внимание, формируются представления, осуществляется коррекция двигательных навыков, пространственной организации.
Практика показывает, что применение в детской изобразительной деятельности нетрадиционных художественных техник способствует расширению художественного опыта детей и является одним из эффективных путей повышения выразительности художественного образа в их работах.
Нетрадиционные техники изображения, сочетая в себе
трудовые и изобразительные навыки, вызывают у дошкольников эмоционально-положительное отношение к самому процессу рисования, развивают воображение, способствуют улучшению детских рисунков по содержанию и качеству исполнения и, более того, являются предпосылками успешного участия детей в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми.
В настоящее время обучение дошкольников с интеллектуальной недостаточностью изобразительной деятельности с применением нетрадиционных техник изображения рассматривается как актуальное и перспективное направление коррекционно-педагогической работы. Оно обогащает возможности воспитанников в создании интересных и выразительных композиций, содействует лучшему овладению ими необходимыми изобразительными и техническими умениями и навыками, компенсирует нарушения познавательной, двигательной, эмоционально-волевой сфер, способствует становлению личности каждого ребенка и интеграции его в социум.
В ознакомлении детей с нетрадиционными художественными техниками изображения можно условно выделить три этапа.
Целью первого этапа является развитие у детей положительного, эмоционального интереса к деятельности и результатам рисования. На этом этапе педагог знакомит дошкольников с инструментарием, необходимым для последующей деятельности, демонстрирует приемы, характерные для нетрадиционных техник рисования. Дети только наблюдают за действиями педагога, радуются полученным выразительным образам.
На втором этапе в процессе создания беспредметных изображений (заполнения листа бумаги точками, мазками, различного рода отпечатками) дети в рамках совместной деятельности с педагогом учатся правильно держать инструменты (тычок, кисть, штамп, пользоваться материалами изображения (пальчиковыми красками, аппликационными заготовками, засушенными листиками) .
На третьем этапе дошкольники в процессе работы над созданием образов (предметных, сюжетных и декоративных) отрабатывают умения и навыки работы как в традиционной, так и в нетрадиционной технике рисования или в их сочетании.
На протяжении всех трех этапов педагог стимулирует детей отвечать на вопросы об изображаемых объектах, выделять их сенсорные характеристики (цвет, форму, величину, рассказывать о создаваемых ими образах.
Создание на занятии игровой ситуации (с помощью разнообразных игрушек или предметов, речи от лица того или иного персонажа) способствует пробуждению у детей положительного отношения к объекту изображения, инициирует желание передать его образ, пользуясь доступными изобразительными средствами.
Наиболее эффективной и удобной для работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью является индивидуальная форма организации занятий.
Индивидуальные занятия позволяют педагогу определить уровень художественных способностей каждого ребенка, уточнить и дифференцировать направления коррекционно-развивающей работы по формированию технических умений и навыков, развитию интереса как к процессу, так и к результату изобразительной деятельности. По мере освоения ребенком приемов и способов изображения в нетрадиционной технике следует постепенно переходить к парной, а затем и к подгрупповой формам работы.
Занятия по рисованию с применением нетрадиционных техник следует планировать так, чтобы они перекликались по своим целям с другими видами изобразительной деятельности, с занятиями по ознакомлению с окружающим миром, музыкой, ритмикой .
Наиболее доступными для детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью являются следующие нетрадиционные техники изображения: рисование пальцами (или «пальцевая живопись», техника оттиска (выполняется с помощью разнообразных штампов, техника «коллаж» и техника «тычок жесткой кистью».
К достоинствам перечисленных художественных техник относятся простота исполнения, яркость и фактурность материала, использование доступных для понимания и воспроизведения ребенком изобразительных средств.
Использование на занятиях по рисованию нетрадиционных техник изображения как автономно, так и в комплексе с традиционными для дошкольного образования художественными техниками способствует более полному раскрытию творческих возможностей детей с интеллектуальной недостаточностью, позволяет им познакомиться с материалами и изобразительно-выразительными средствами, освоить разнообразные приемы и способы изображения.
Вместе с тем применение нетрадиционных художественных техник в практике работы с дошкольниками, имеющими психофизические особенности развития, имеет ряд ограничений и рекомендаций. Так, в работе с расторможенными и гиперактивными детьми рекомендуется не использовать изобразительные материалы, стимулирующие проявление неадекватных действий (разбрызгивание, размазывание, способных перерасти в агрессивное поведение.
Таким детям следует предложить более спокойную работу в традиционной манере изображения (т. е. карандашом и кистью на листах среднего размера, например АЗ-А4) или в нетрадиционной технике, способствующей формированию умений и навыков структурирования собственной деятельности (например техники «коллаж» и «тычок жесткой кистью»).
С детьми со сниженными активностью и вниманием более полезны техники, требующие свободных движений и предлагающие свободно экспериментировать материалами в пространстве листа бумаги, желательно большого размера (например «пальцевая живопись») .
Рассмотрим более подробно нетрадиционные художественные техники изображения, предлагаемые для работы с детьми дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью.
Техника «пальцевая живопись» представляет собой рисование красками при помощи пальцев (одного или нескольких) или всей ладони. В процессе рисования необходимо соблюдать следующее условие: на каждый палец наносится краска одного цвета. Благодаря этому изображение получается ярким, чистым. Для работы в данной технике необходимо приобрести специальные краски, так как возможны случаи проявления у детей аллергической реакции. Для работы с детьми младшего дошкольного возраста технику «пальцевая живопись» хорошо использовать для рисования на темы «Огоньки зажглись», «Украсим елочку разноцветными фонариками», << Дождик, дождик, кап-кап-кап», «Травка выросла». В работе со старшими дошкольниками можно рисовать предметные и тематические картины. Примерная тематика: «Украсим платье для куклы », «Узор для полотенца », «Грузовик », «Чудо-птица », «Гусеница».
Техника оттиска штампами (фабричного или самодельного изготовления) и различными по фактуре материалами (пенопласт, винные пробки, сухие листья) предполагает довольно простую цепочку последовательных действий: надо взять штамп (или пробку, ластик, лист, обмакнуть его оборотную сторону (подошву) в краску или нанести на нее краску с помощью широкой кисти, наметить на листе место для отпечатка, приложить подошву штампа к поверхности листа и слегка прижать. Эта техника позволяет перейти от сюжетов с хаотичным композиционным расположением объектов (беспредметное рисование) к сюжетам с более локализированной (упорядоченной в соответствии с заданием) композицией.
Использование данной техники детьми с интеллектуальной недостаточностью наиболее предпочтительно при декоративном рисовании, т. к. повторение одного и того
же движения формирует его ритмичность, что способствует совершенствованию технических навыков и усиливает кинестетический контроль качества движений. В то же время дети осваивают простую организацию декоративной композиции (в виде линейного орнамента, в основе которой лежит ритмичное повторение элемента узора.
Для работы с детьми младшего дошкольного возраста технику оттиска хорошо использовать для рисования на темы «Подарки осени»у «Гирлянда шаров», «Ваза с фруктами». В работе со старшими дошкольниками рекомендуется следующая примерная тематика: «Укрась полотенце», «Букет цветов», «Осенью в парке». (Некоторые из предложенных заданий представлены в цветной вкладке, занятия 5-9.)
Техника «коллаж» в изобразительном искусстве известна довольно давно. Эта техника состоит в наклеивании различных элементов из плоских (фрагменты фотографий, слайдов, обоев, цветной бумаги) или объемных (куски проволоки, дерева, металла) материалов.
Рассматриваемая художественная техника предлагается для работы с детьми дошкольного возраста в нескольких вариантах:
во-первых, в оригинальном варианте (изложенном выше) ;
во-вторых, как синтез рисунка с аппликацией (сначала на фоновую основу наклеивается заготовка из бумаги, затем карандашом или кистью дорисовываются детали) ;
в третьих, как сочетание техники «пальцевая живопись и аппликации.
Для работы с детьми младшего дошкольного возраста технику «коллаж» хорошо использовать для рисования на темы «После дождя», «Петушок — Золотой гребешок», «Ежик», «Солнышко ». В работе со старшими дошкольниками можно рисовать разнообразные пейзажи, натюрморты, тематические картины. Примерная тематика: «Рыбки в аквариуме», «Летом на прогулке», «Чудесные птицы».
Техника «тычок жесткой кистью» требует от ребенка с интеллектуальной недостаточностью определенного уровня развития технических умении и навыков. Рассматриваемый способ изображения во многом сходен с техникой рисования кистью, но имеет некоторые отличия в удержании инструмента и в нанесении им точек, мазков, пятен.
Так, при традиционном рисовании кистью инструмент удерживается тремя пальцами (между большим и указательным, с опорой на средний) с небольшим наклоном по отношению к поверхности листа; линии и мазки наносятся строго по ходу движения руки.
В технике «тычок жесткой кистью» кисть рекомендуется держать строго перпендикулярно поверхности листа бумаги, причем удерживать ее следует между большим пальцем и двумя сомкнутыми (указательным и средним) пальцами.
Для работы с детьми младшего дошкольного возраста технику «тычок жесткой кистью» хорошо использовать для рисования на темы «Спрячь мышек от кошки», «Проведи зверей по домикам» «Нитки размотались».
В работе со старшими дошкольниками предлагается следующая примерная тематика: «Веточка мимозы в вазе», «Зима пришла, много снега принесла», «Пушистая белочка».
Для привлечения детей к рисованию в нетрадиционной художественной технике в свободное от занятий время желательно создать в группах развивающую пространственную среду, способствующую активизации различных творческих проявлений детей с интеллектуальной недостаточностью и оснащенную разнообразными пособиями и материалами. В группе дошкольного учреждения такой развивающей пространственной средой являются уголки (центры) изобразительной деятельности, играющие огромную роль в коррекционно-образовательной работе с детьми.
В уголке изобразительной деятельности рекомендуется иметь разнообразные атрибуты, материалы и средства изображения: специальные краски для рисования пальцами, краски (гуашь, акварель, различные по толщине и мягкости карандаши и кисти, листы бумаги и картона разного размера и конфигурации, мольберт (форматом не менее 24 х 36 см, цветную двустороннюю бумагу, пластиковые тарелочки, посуду для воды, ножницы, бросовый (кусочки поролона, пенопласта, лоскуты различных по фактуре тканей, кожи) и растительный (засушенные листья, мох, веточки) материал, кусочки мыла, свечи, пластилин, перья, тычки из поролона, халат или передник.
Дополнительно к вышеперечисленному необходимо подготовить доступные для восприятия детьми с интеллектуальной недостаточностью альбомы, иллюстрации, рисунки, выполненные в различной технике; технологические карты с описанием последовательности изобразительных действий; кассеты и диски с разными по ритмическому исполнению музыкальными произведениями; литературные произведения (малые фольклорные формы, короткие стихотворения, песенки) .
Наш многолетний практический опыт работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью, а также результаты экспериментальных исследований позволяют сделать вывод, что нетрадиционные техники изображения раскрывают перед нашими воспитанниками большие возможности для выражения разнообразных эмоций, способствуют формированию у детей предпосылок изобразительной деятельности и игры, проявлений в деятельности элементов творчества, оказывают благотворное влияние на развитие личности, поведения и общения.
Рекомендации .
1. Запомните: ребенок делает в искусстве первые шаги. Это очень ответственный момент. Следовательно, вы должны быть всегда рядом — ведь может возникнуть множество неожиданностей, когда важна подсказка старшего. Иначе, в случае неудачи, ребенок надолго потеряет к занятиям изобразительной деятельностью всякий интерес. К тому же вместе «творить» веселее.
2. Учитесь обучать не просто показывая, а тесно сотрудничая с ребенком в процессе работы. Старайтесь пробудить фантазию ребенка, а для этого обратите занятия в увлекательную игру.
3. Устраивайте соревнования: кто больше увидит фантастических животных или кто сумеет придумать по этому поводу самую интересную сказку, историю (методы кляксографии, монотипии, «цветные нитки») .
4. Устраивайте с детьми выставки. Выставка —важный момент сравнения ребенком своих работ с чужими. Он видит, что у других получается иначе. В это время он очень хорошо видит свои работы и понимает другие.
5. Никого не подвергайте критике! Утверждайте право каждого на индивидуальность!
6. Постарайтесь не связывать занятия и выставки с соревнованием одновременно. Ведь основа любого соревнования — чья-то победа, а для вас важнее вселить в каждом ребенке уверенность в своих силах.
7. Ребенок должен испытывать радость от каждого занятия. Следовательно, задачами, которые вы ставите перед ним, должны быть доступны ему, и усложнять их можно только постепенно.
8. Для того чтобы дети не уставали, не успевали соскучиться и утомиться от однообразия, не затягивайте время занятий.
9. Предоставьте ребенку возможность работать «самому». Если каждый раз подсказывать, что рисовать, какие брать краски, ребенок в дальнейшем не сможет действовать самостоятельно. Он каждый раз будет ждать подсказки.
10. Как только ребенок охладел к одному и тому же приему, технике, забудьте о них и покажите новую технику, новый поворот работы. Увлечения детей, особенно в дошкольном
возрасте проходят волнами, а следовательно, спустя некоторое время ребенок вернется к забытому с новым энтузиазмом,
11. Чтобы увлечь ребенка рисованием, лепкой, другими видами изобразительной деятельности, нужно встать на его позицию, то есть понять, что его радует, огорчает, к чему он стремится.
12. Прежде, чем преподнести ребенку ту или другую технику, тщательно освойте ее сами. Тогда не возникнет неожиданных ситуаций на занятиях, которые не всегда желательны.
13. Занятия по рисованию с применением нетрадиционных техник следует планировать так, чтобы они перекликались по своим целям с другими видами изобразительной деятельности, с занятиями по ознакомлению с окружающим миром, музыкой, ритмикой .