Программы ВПО, ДЮП
Представлены образовательные и рабочие программы военно-патриотического воспитания и пожарной безопасности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Образовательная программа ВПО "Я-призывник" | 305 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей города Абакана
«Центр детского творчества»
Рассмотрена
на методическом совете
МБОУ ДОД «ЦДТ»
протокол №1
от «12» « 09» 2013г
Утверждена
Приказом директора МБОУ ДОД ЦДТ»
№ 4-2от «16» «09» 2013г.
Л.Г.Моруденко
О Б Р А З О В А Т Е Л Ь Н А Я П Р О Г Р А М М А
«Я – призывник»
Возраст воспитанников: 13-18 лет
Срок реализации: 4 года
Автор: Марденская Светлана Федоровна,
методист, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории
Абакан
2014
1. Пояснительная записка
Патриотическое воспитание – это целенаправленная деятельность по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины, развитие духовно-нравственной личности, способной к социализации в высокотехнологичном мире.
Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание граждан. В соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», военно-патриотическое воспитание призвано «осуществлять правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также правовое регулирование поступления на военную службу».
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России сказано, что образовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота с высокой духовно-нравственной координатой, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
В проекте Федерального государственного стандарта общего образования духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся определены как задачи первостепенной важности в соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 (Приложение 1).
Сокращение учебных программ по «Основам военной службы», сокращение сроков военной службы, реформирование армии и флота предъявляют к будущим Защитникам Отечества новые требования, соответствовать которым они смогут, занимаясь в объединениях дополнительного образования. Тем самым, смогут подготовить себя к системе социальных, безопасных отношений в обществе. Недостаточный, а порой даже отсутствующий уровень психологической, физической, строевой, стрелковой подготовленности призывника, затрудняет его службу в российской армии, что приводит к негативным последствиям - дезертирству, «дедовщине», уклонению от службы.
Решить актуальные проблемы духовно-нравственного развития, социализации и заблаговременной подготовки допризывной молодежи к армии поможет программа «Я - призывник».
Программа рассчитана на молодёжь допризывного возраста (13-18 лет), когда молодые люди встают на воинский учет и всерьез начинают думать о воинской службе и военной специальности. Помочь подготовиться к ней - основная задача данной программы.
1.1 Программа имеет военно-патриотическую направленность.
Реализуется программа в объединениях военно-патриотической направленности, занятия в которых ориентированы на овладение знаниями, учениями, навыками основ начальной военной подготовки, а также на воспитание человека - патриота, защитника своего Отечества. На занятиях воспитанники развивают волевые качества, необходимые не только в военной службе, но и в повседневной жизни, работе, учебе, такие как: целенаправленность, ответственность, дисциплинированность, умение подчиниться приказу. На занятиях происходит становление личности Защитника Отечества.
1.2 Новизна
- В связи с увеличившейся популярностью деятельности военно-патриотических объединений снижен возраст участников программы (с 13 лет).
- В связи с замечаниями по инспекционной проверке реформирования российской армии увеличено количество часов, отведенных на огневую и тактическую подготовку.
- В программу добавлены третий и четвертый годы обучения с целью формирования у обучающихся теоретических основ и практических навыков историко-патриотического просвещения, духовно-нравственного развития и социализации обучающихся с использованием современных образовательных технологий, что соответствует новым образовательным стандартам и новому Федеральному Закону «Об образовании в Российской Федерации». Это станет завершающим этапом в комплексном подходе к подготовке допризывной молодёжи к службе в армии и жизнедеятельности в новых социально-экономических условиях.
- Новизна данной программы опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие личностных морально-волевых, духовно-нравственных качеств будущего защитника Отечества.
1.3 Актуальность
Актуальность программы обусловлена новыми социально-экономическими условиями, требованиями к результатам образования в соответствии с ФГОС:
- Выполняет социальный заказ по созданию военно-патриотических объединений.
- В условиях необходимости осознания себя в качестве личности, способной к самореализации именно в подростковом возрасте, повышение собственной самооценки и оценки в глазах окружающих эта программа воспитывает «настоящих мужчин» (Из анализа анкет).
- Программа предусматривает подготовку лидеров молодёжного движения военно-патриотической направленности.
- Программа носит воспитательный характер и направлена на:
– создание условий для личностного развития подростка, его социального и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности;
– приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
– профилактику асоциального поведения;
– интеллектуальное и духовно-нравственное развитие;
– укрепление психического и физического здоровья.
1.4 Педагогическая целесообразность
Программа педагогически целесообразна, так как реализация задач деятельности детских общественных объединений военно-патриотической направленности способствует формированию исторического и гражданского сознания, воспитанию патриотизма, толерантного отношения к людям старшего поколения, прививает навыки профессиональной деятельности. Сочетание методических подходов, опирающихся на разработки классиков педагогики, с современными методиками формирования гражданина-патриота, Защитника Отечества является педагогически целесообразным.
Воспитанники объединения третьего и четвёртого годов обучения участвуют в организации и проведении классификационных испытаний для младших товарищей, оценивают их теоретическую и практическую подготовку в выбранной области деятельности, опираясь на собственные знания и опыт, полученные на занятиях в военно-патриотическом объединении.
В ходе реализации совместных мероприятий у воспитанников формируются чувства коллективизма, гордости за своё объединение и за дело, которым они занимаются, что является первичной базой для воспитания патриотизма.
1.5 Цель: Формирование у допризывной молодежи патриотического сознания, социальной активности, гражданской ответственности, преданности служения своему Отечеству, готовности к выполнению своего гражданского долга по защите интересов Родины, укрепление силы духа, стойкости характера, формирование деятельностно-практического опыта.
.
1.6 Задачи:
- Выработать у подростков позитивное отношение к военной службе и положительную мотивацию у молодых людей относительно прохождения военной службы по контракту и по призыву.
- Ознакомить с основами военной службы, с правами и обязанностями призывника.
- Обучить навыкам строевой, огневой и тактической подготовки.
- Отработать навыки выживания в экстремальных условиях.
- Обучить навыкам социального проектирования, организации деятельности по проектам и их реализации.
1.7 Особенности данной образовательной программы:
- К проведению занятий привлекаются специалисты-практики из числа сотрудников военкомата, ДОСААФ в г. Абакане Республики Хакасия (в рамках договоров о социальном партнёрстве»;
- подростки проходят реальную практику на полигонах воинских частей г. Абакана и Республики Хакасия;
- востребованность программы подкрепляется тем, что в данный период в г. Абакане нет аналогичных образовательных проектов и программ;
- ориентация школьников на участие в современном процессе гражданского становления общества;
- создание коллектива, объединяющего детей и взрослых вне возрастных рамок.
1.8 Срок реализации данной программы -4 года.
Реализация программы по годам обучения предполагает:
Первый год обучения (144 часа). - изучение нормативно – правовой литературы по вопросам службы в армии, психологическую, физическую подготовку.
Второй и третий годы обучения (216+216 часов) – военно-прикладную подготовку.
Четвертый год обучения (216 часов) – историко-патриотическое просвещение; духовно-нравственное развитие и социализацию обучающихся.
Количество занятий и часов в неделю:
1 год обучения: 2 занятия по 2 часа.
2 – 4 год обучения: 2 занятия по 3 часа.
1.9 Предполагаемые результаты
а) Нравственно-духовные параметры:
- проявление мировоззренческих установок на готовность граждан к защите Отечества;
- повышение престижности службы в Вооруженных Силах РФ;
- социализация воспитанников в высокотехнологичном мире.
- овладение навыками социального проектирования с последующей реализацией социально-значимых проектов.
б) Контрольно-измерительные параметры:
- выполнение нормативов общефизической и военно-прикладной подготовки;
- выполнение нормативов разборки и сборки оружия и стрельбы из оружия;
- овладение навыками строевой подготовки.
Для определения ожидаемого результата проводится стартовый контроль (с чем пришли дети в объединение) и на выходе итоговый контроль. Контроль проводится в следующих формах: собеседование, тестирование, выполнение нормативов, участие в соревнованиях, смотрах-конкурсах.
Данный контроль позволяет педагогу и детям увидеть результаты своей деятельности, что создает хороший психологический климат в коллективе, стимулирует развитие активной гражданской позиции молодого человека.
Программа 1 года обучения
2.1 Цель
Формирование у допризывной молодежи правильного представления о правах и обязанностях призывника и воинской службе; воспитание личности гражданина – патриота своей страны, способного встать на зашиту государственных интересов страны; развитие гражданского потенциала будущего защитника Отечества.
2.2 Задачи
1. Ознакомить молодежь с нормативно - правовыми основами службы в армии.
2. Повысить уровень и качество знаний в области военной подготовки.
3. Создать условия для физического и психологического совершенствования допризывной молодежи в процессе подготовки к военной службе и достойному служению Отечеству.
4. Обучить навыкам строевой, огневой и тактической подготовки.
2.3. Методы и формы реализации программы 1 года обучения
Реализация программы предполагает использование следующих методов и форм обучения:
- словесные методы: беседы, диспуты, дебаты, собеседования, круглые столы, смыслотворчество и работу с нравственными понятиями;
- наглядно- иллюстративные: работа с кино-, видео-, фотоматериалами, плакатами, справочниками, мультимедийными материалами, стрелковым оружием, показ изучаемых приемов на схеме, в натуре;
- практические: тренинги, игровое моделирование, конкурсы, соревнования, строевые, огневые, физические упражнения, экскурсии;
- метод контроля за эффективностью обучения и воспитания;
- метод упражнения;
- повторный метод;
- метод развития двигательных качеств.
2.4 Предполагаемые результаты
а) Нравственно-духовные параметры:
- Проявление мировоззренческих установок на готовность граждан к защите Отечества;
- повышение престижности службы в Вооруженных Силах РФ.
б) Контрольно-измерительные параметры:
- выполнение нормативов общефизической и специальной физической подготовки;
- выполнение нормативов разборки и сборки оружия и стрельбы из оружия.
- овладение навыками строевой подготовки.
Для определения ожидаемого результата проводится стартовый контроль (с чем пришли дети в объединение) и на выходе итоговый контроль. Контроль проводится в следующих формах: собеседование, тестирование, выполнение нормативов, участие в соревнованиях, смотрах-конкурсах.
Данный контроль позволяет педагогу и детям увидеть результаты своей деятельности, что создает хороший психологический климат в коллективе, стимулирует развитие активной гражданской позиции молодого человека.
2.5 Учебно-тематический план
№ | Тема | Кол-во часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1. | Введение: Понятие «патриотизма». Основные нравственные ценности. «Основы военной службы». Входящий контроль: «Будем знакомы!» | 4 | 2 | 2 |
2. | Нормативно-правовая основа службы в армии | 6 | 4 | 2 |
3 | Подготовка допризывника к адаптационному периоду военной службы | 16 | 6 | 10 |
4 | Что необходимо знать допризывнику о военной службе | 6 | 2 | 4 |
5. | «Лучше один раз увидеть…» | 6 |
| 6 |
6. | «Мускул свой, дыхание и тело тренируй с пользой для военного дела» | 30 | 16 | 14 |
7. | Строевая подготовка | 40 | 6 | 34 |
8 | Поисковая и музейная работа. | 32 | 30 | 4 |
10 | Заключительное занятие. Военно-спортивная игра «Патриот» | 4 | - | 4 |
11 | Профильная смена оздоровительного лагеря | |||
Итого | 144 | 68 | 76 |
2.6 Содержание
Тема 1. Введение (4ч).
Ключевые вопросы. Организация работы объединения. План работы, расписание, режим, техника безопасности. Входящий контроль ЗУН «Будем знакомы!». Понятие «Патриот», «Патриотизм». Основные нравственные ценности: долг, честь, справедливость, закон.
Тема 2. Нормативно-правовая основа службы в армии (6ч).
Ключевые вопросы. Защита Отечества – Конституционный долг и обязанность гражданина РФ. Права и личное достоинство военнослужащего ВС. Защита прав призывника. Приписное освидетельствование. Постановка на воинский учет. Нормативная модель призывника. Призыв на военную службу.
Тема 3. Подготовка допризывника к адаптационному периоду военной службы(16ч).
Ключевые вопросы. Проблемы патриотизма в обществе и Вооруженных Силах. Проблемы духовности и культуры в армии и флоте. Особенности воинской деятельности. Трудности военной службы. Сущность воинского коллектива и его психологические особенности. Социально-психологические проблемы взаимоотношений военнослужащих. Культура и стили общения, пути преодоления конфликтов. Современная армия и религия. Религия в духовной жизни военнослужащего. Дисциплинарный Устав ВС РФ. Дискуссии: «Кто,если ни я?», «Чтобы вырасти человеком», «Войны и конфликты».
Тренинги: по воспитанию организационно-волевых качеств: силы воли, терпения, дисциплинированности, быстроты, выносливости, ловкости, умение подчиниться приказу, преодоление конфликтов, настойчивости, смелости, надежности; .
Тема 4. Что необходимо знать призывнику о военной службе(6ч).
Ключевые вопросы. Роль армии в обществе. Особенности развития военной организации государства в современных условиях. Офицерский корпус Вооруженных Сил: его традиции и современное состояние. Как стать офицером. Воинские традиции, их место в жизни современной армии и воинского коллектива. Дисциплинарный Устав.
Практические занятия: Профориентационные мероприятия (экскурсии в учебные центры МВД, ОМОН, воинские части Абаканского гарнизона).
Тема 5. «Лучше один раз увидеть…»(6ч)
Практические занятия: Посещение музея в воинской части, городского музея. Экскурсия в воинскую часть (ознакомление с боевой техникой, жизнью и бытом солдат). Экскурсии в кадетские корпуса, училище МВД, ОМОН, в\ч Абаканского гарнизона (ознакомление с программами поступления и обучения). Поездка на пограничную заставу Саглы.
Тема 6. «Мускул свой, дыхание и тело тренируй с пользой для военного дела» (30ч)
Ключевые вопросы. Состояние здоровья и физическая подготовка – важнейшие компоненты готовности к военной службе. Основные составляющие физического здоровья. Здоровый образ жизни.
Практические занятия: Общефизическая подготовка: бег, плавание, отжимание, прыжки.
Специальная физическая подготовка – воспитание физических качеств, специфических для военно-прикладных видов спорта: упражнения по развитию силы, быстроты, выносливости, ловкости, прыгучести, точности.
Полиатлон допризывной молодежи. Военизированная эстафета.
Тема 7. Строевая подготовка (40ч).
Ключевые вопросы. Понятие о строе, шеренге, фланге, фронте, интервале, дистанции, глубине-ширине строя, двух шереножном строе, ряде, колонне.
Управление строем. Команды: предварительная, исполнительная. Обязанности солдат перед построением и в строю.
Практические занятия: Исполнение команд: «Становись», «Смирно», Повороты «На-праВо», « Нале-Во», «Кру-гом». Движение строевым шагом, походным шагом. Повороты в движении по командам: «Напра-Во», «Нале-Во», «Кру-гом». Почетный Караул. Смена Почетного Караула. Почетный Караул на Посту №1.
Тема 8.Поисковая и музейная работа (32ч)
Ключевые вопросы. Понятие «Малая Родина». История города Абакана.Почетные граждане нашего города. .Музейные фонды.
Практические занятия: Исследовательские работы по истории, этнографии, экономике, экологии, здоровьесбережению родного города. Работа с документацией музея. Работа пресс-центра.
Тема 8. Заключительное занятие (4ч).
Ключевые вопросы. Итоги работы объединения за год. Военно-спортивная игра «Патриот». Награждение наиболее активных членов объединения. Задание на лето.
9. Профильная смена оздоровительного лагеря.
2.7 Перечень знаний и умений, формируемых у воспитанников
1 года обучения
Воспитанники должны знать:
- Нормативно-правовую основу службы в армии: «Закон о воинской обязанности и военной службе», Федеральный закон «О статусе военнослужащего», «Об обороне».
- Традиции Вооруженных Сил.
- Особенности воинской деятельности.
- Дисциплинарный Устав Вооруженных Сил РФ.
- Историю Вооруженных Сил РФ.
- Обязанности и права призывника.
- Основные составляющие физического здоровья.
- Основные понятия строевой подготовки.
- Обязанности солдата перед построением и в строю.
Воспитанники должны уметь:
- Хорошо бегать, прыгать, отжиматься, плавать, т.е. выполнять нормативы физической подготовки.
- Выполнять команды строевой подготовки.
- Ходить строем.
- Нести Почетный Караул на Посту №1.
2.8 Ключевые компетенции
- Организовывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий;
- уметь противостоять неуверенности и сложности;
- занимать позицию в дискуссиях и выковывать свое собственное мнение;
- оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, а также с окружающей средой;
- уметь сотрудничать и работать в группе;
- принимать решения — улаживать разногласия и конфликты;
- уметь договариваться;
- нести ответственность;
- входить в группу или коллектив и вносить свой вклад;
- уметь организовывать свою работу;
- уметь использовать новые технологии информации и коммуникации.
3. Программа 2 года обучения
3.1. Цель и задачи
Программа второго года обучения ставит своей целью:
1. Развитие у допризывной молодежи гражданского потенциала будущего защитника Отечества, через овладение навыками военной подготовки.
В соответствии с целями будут решаться следующие задачи:
1. Продолжить ознакомление молодежи с нормативно - правовыми основами службы в армии.
2. Создать условия для физического и психологического совершенствования допризывной молодежи в процессе подготовки к военной службе и достойному служению Отечеству.
3. Отработка навыков строевой, огневой и тактической подготовки.
3.2 Методы и формы реализации программы
Реализация программы предполагает использование следующих методов и форм обучения:
- словесные методы: беседы, диспуты, дебаты, собеседования, круглые столы, смыслотворчество и работу с нравственными понятиями;
- наглядно- иллюстративные: работа с кино-, видео-, фотоматериалами, плакатами, справочниками, мультимедийными материалами, стрелковым оружием, показ изучаемых приемов на схеме, в натуре;
- практические: тренинги, игровое моделирование, конкурсы, соревнования, строевые, огневые, физические упражнения, экскурсии;
- метод контроля за эффективностью обучения и воспитания;
- метод упражнения. С помощью словесных и демонстрационных методов создается лишь представление об изучаемом материале. Чтобы полностью овладеть техникой и тактикой необходимо применять методы упражнений, т.е. организованно, многократно повторять определенные приемы и действия;
- повторный метод предполагает многократное повторение определенных упражнений после продолжительного перерыва или отдыха;
- метод развития двигательных качеств. В процессе систематически повторяющихся упражнений развиваются двигательные качества, организм подготавливается к выполнению специфических физических и моральных нагрузок.
3.3 Организация промежуточного и итогового контроля
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся является важнейшим этапом учебного процесса и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функцию.
Для определения ожидаемого результата проводится промежуточный (в конце первого полугодия) и итоговый (в конце года) контроль. Контроль проводится в следующих формах: собеседование, тестирование, выполнение нормативов, участие в соревнованиях, смотрах-конкурсах. (Приложение №1,№2).
Итоговый контроль проводится в форме работы в группах при несении Почетного Караула. Данный контроль позволяет педагогу и детям увидеть результаты своей деятельности, что создает хороший психологический климат в коллективе, стимулирует развитие активной гражданской позиции молодого человека.
3.4 Учебно-тематический план
№ | Тема | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
Вводное занятие: «Основы военной службы». Входящий контроль: «Будь готов к защите Отечества!» | 3 | 3 | - | |
Строевая подготовка | 60 | 12 | 48 | |
Стрелковая подготовка | 60 | 12 | 48 | |
Тактическая подготовка | 60 | 18 | 42 | |
Военно-полевые сборы. Почетный караул. Конкурсная программа «Я-призывник». | 42 | 9 | 33 | |
Заключительное занятие. | 3 | 1 | 2 | |
ИТОГО | 216 | 53 | 175 |
3.5 Содержание
Второй год обучения по программе направлен исключительно на военно-прикладную подготовку, т.е. на выработку тех умений и навыков, которые непосредственно связаны с несением воинской службы.
Тема №1. Вводное занятие(3ч)
Ключевые вопросы. Организация работы объединения. Права и обязанности воспитанников. Расписание работы. Задачи на новый учебный год. Входящий контроль ЗУН «Будь готов к защите Отечества!».
Тема №2. Строевая подготовка(60ч)
Ключевые вопросы. Строевые приемы и движение с оружием и без оружия. Отдание воинской чести. Строевой смотр. Вынос Знамени. Почетный Караул.
Практические занятия: Повороты на месте. Строевая стойка. Выполнение приемов с оружием на месте и в движении. Отдание воинской чести, выход из строя и подход к начальнику. Строевой смотр. Конкурс песни и строя. Вынос Знамени. Почетный Караул. Смена Почетного Караула. Несение Почетного Караула с оружием и без оружия. Почетный караул у Вечного Огня в дни Вахты Памяти, посвященной победе в Великой Отечественной войне.
Тема №3. Стрелковая подготовка (60ч).
Ключевые вопросы. Оружие военнослужащего. Виды вооружения в РА. Материальная часть автомата Калашникова. Пневматические винтовки. Ручные осколочные гранаты. Основы и правила стрельбы. Понятие о кучности и средней точке попадания (СТП), методы её определения. Корректировка стрельбы с помощью указки или зрительной трубы. Формула расчета поправок. Правила безопасности при обращении с оружием. Инструктаж по поведению в тире и на стрельбищах. Положение туловища, рук, ног, головы при стрельбе. Дыхание при стрельбе. Требования при отработке спуска. Команды, подаваемые при стрельбе. Анализ стрельбы. Самоанализ стрельбы.
Практические занятия: Разборка и сборка автомата Калашникова. Метание гранаты. Стрельба из пневматической винтовки, отработка приемов стрельбы: принятие положения для стрельбы, наведение оружия, стрельба по белому листу, стрельба без патронов, стрельба на кучность по мишени, определение СТП, величины поправок. Контрольное выполнение стрельбы: 3 пробных + 5 зачетных. Анализ результатов. Чистка оружия. Подготовка мишеней и места для стрельбы для следующих занятий. Соревнования по стрельбе. Соревнования по разборке – сборке автомата. Соревнования по метанию гранаты.
Тема №4. Тактическая подготовка(60ч).
Ключевые вопросы. Тактика – как составная часть военного искусства. Организация и боевые возможности подразделений Российской армии. Современный общевойсковой бой. Условия, обеспечивающие успешное выполнение боевых задач: своевременное обнаружение противника; активность, стремительность, решительность и внезапность действий; сочетание огня с движением; умелые действия ночью. Управление отделением. Обязанности солдата в бою. Передвижение солдата в бою: перебежки, переползания. Действия солдата в наступлении. Приемы уничтожения противника в атаке. Действия солдата в обороне.
Практические занятия: Работа с условными тактическими обозначениями основных видов вооружения и боевой техники. Построение отделения в цепь. Определение видов огня по направлению стрельбы: фронтальный, фланговый, перекрестный. Отработка положений для ведения огня. Маскировка. Демаскировка. Окопы и щели. Отработка навыков передвижения солдата в бою. Выбор места для наблюдения. Осмотр местности. Военно-спортивная игра «Воин-200…».
Тема №5. Военно-полевые сборы. Почётный Караул у Вечного Огня.
Ключевые вопросы. Организация и проведение военно-полевых сборов зависят от возможности участия в них в составе школьных взводов. Расписание занятий на сборах составляется городским Управлением образования совместно с воинской частью г. Абакана. Военно-полевые сборы – являются итоговым разделом 2 года обучения.
Важным стимулом овладения знаниями, умениями и навыками по программе является несение Почетного Караула на Посту №1 в дни Вахты Памяти, посвященной победе в Великой Отечественной войне. По традиции к несению Почетного караула допускаются только лучшие воспитанники, показавшие высокие результаты овладения программой.
Почетный караул у Вечного Огня.
Итоговый контроль. Конкурсная программа «Я-призывник».
3.6.Примерный учебно-методический план военно-полевых сборов
Первый день
Тема: Основы подготовки граждан к военной службе.
Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе»
Размещение, жизнь и быт военнослужащих.
Практические занятия: Автомат АК-74. Разборка и сборка автомата. Приемы стрельбы из автомата. Устав Вооруженных Сил: строевая подготовка, экскурсия в казармы.
Второй день
Индивидуальные средства защиты
Тема: Огневая подготовка. Физическая подготовка.
Практические занятия: Надевание противогаза, общевойского защитного комплекта. Выполнение приемов стрельбы из автомата, метание гранат, установка мин. Тренировка в преодолении полосы препятствий. Сдача нормативов.
Третий день
Тема: Тактическая подготовка
Практические занятия: Показ боевой техники и вооружения. Ролевая игра по захвату объекта. Оказание помощи при огнестрельном ранении, переломах.
Тема №6. Заключительное занятие(3ч)
Подведение итогов выполнения программы. Награждение лучших воспитанников объединения. Оформление памятного альбома «Я - призывник».
3.7 . Перечень знаний и умений, формируемых у воспитанников
2 года обучения
Воспитанники должны знать:
- Боевые свойства и устройство автомата Калашникова и ручных осколочных гранат;
- Правила безопасности при стрельбе и метании гранат, корректировку стрельбы.
- Правила сбережения и хранения оружия;
- Основы боевых действий и условия, обеспечивающие успешное выполнение боевых задач;
- Обязанности солдата в бою; передвижение солдата в бою, в наступлении и обороне.
Воспитанники должны уметь:
- Разбирать и собирать автомат Калашникова;
- Метать гранату;
- Стрелять из винтовки, автомата;
- Чистить оружие;
- Выполнять действия солдата в наступлении, обороне;
- Маскироваться;
- Отрывать окопы. Изготавливать щели.
3.8 Ключевые компетенции
- Уметь решать проблемы;
- самостоятельно заниматься своим обучением.
- консультироваться у эксперта;
- получать информацию;
- занимать позицию в дискуссиях и выковывать свое собственное мнение;
- оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, а также с окружающей средой;
- уметь сотрудничать и работать в группе;
- принимать решения — улаживать разногласия и конфликты;
- уметь договариваться;
- включаться в проект;
- нести ответственность;
- входить в группу или коллектив и вносить свой вклад;
- доказывать солидарность;
- уметь использовать новые технологии информации и коммуникации.
4. Программа 3 года обучения
Третий год обучения по программе направлен на военно-прикладную подготовку, инженерно-тактическую и огневую подготовку.
4.1. Цель и задачи
Программа третьего года обучения ставит своей целью:
1. Развитие у допризывной молодежи гражданского потенциала будущего защитника Отечества, через овладение навыками военной подготовки.
В соответствии с целями будут решаться следующие задачи:
1. Создать условия для физического и психологического совершенствования допризывной молодежи в процессе подготовки к военной службе и достойному служению Отечеству.
2. Обучить навыкам строевой, огневой и тактической подготовки.
3. Включить подростков в проектную деятельность и наставничество.
4.2 Методы и формы реализации программы
Реализация программы предполагает использование следующих методов и форм обучения:
- словесные методы: беседы, диспуты, дебаты, собеседования, круглые столы, смыслотворчество и работу с нравственными понятиями;
- наглядно - иллюстративные: работа с кино-, видео-, фотоматериалами, плакатами, справочниками, мультимедийными материалами, стрелковым оружием, показ изучаемых приемов на схеме, в натуре;
- практические: тренинги, игровое моделирование, конкурсы, соревнования, строевые, огневые, физические упражнения, экскурсии;
- метод контроля за эффективностью обучения и воспитания;
- метод упражнения. С помощью словесных и демонстрационных методов создается лишь представление об изучаемом материале. Чтобы полностью овладеть техникой и тактикой необходимо применять методы упражнений, т.е. организованно, многократно повторять определенные приемы и действия;
- повторный метод предполагает многократное повторение определенных упражнений после продолжительного перерыва или отдыха;
- метод развития двигательных качеств. В процессе систематически повторяющихся упражнений развиваются двигательные качества, организм подготавливается к выполнению специфических физических и моральных нагрузок.
4.3 Организация промежуточного и итогового контроля
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся является важнейшим этапом учебного процесса и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функцию.
Для определения ожидаемого результата проводится промежуточный (в конце первого полугодия) и итоговый (в конце года) контроль. Контроль проводится в следующих формах: собеседование, тестирование, выполнение нормативов, участие в соревнованиях, смотрах-конкурсах.
Итоговый контроль проводится в форме несения Почетного Караула на Посту №1. Данный контроль позволяет педагогу и детям увидеть результаты своей деятельности, что создает хороший психологический климат в коллективе, стимулирует развитие активной гражданской позиции молодого человека.
Учебно-тематический план
3 год обучения
№ п/п | Тема | Кол-во часов | теория | практика |
Введение. Входящий контроль. Инструктаж по технике безопасности на занятиях объединения. Правила обращения с оружием. | 3 | 3 |
| |
Рукопашный бой | 18 | 3 | 12 | |
Общая и специальная физическая подготовка | 36 | 6 | 30 | |
Военная топография | 30 | 21 | 9 | |
Огневая (стрелковая) подготовка | 48 | 9 | 39 | |
Инженерная подготовка | 12 | 18 | 6 | |
Тактическая подготовка | 12 | 18 | 6 | |
Пост №1 | 24 | 4 | 20 | |
Спортивно-массовая деятельность | 33 | 6 | 27 | |
ИТОГО | 216 | 67 | 149 |
Содержание
3 год обучения
Тема №1. .Введение.(3ч.)
Входящий контроль. Инструктаж по технике безопасности на занятиях объединения. Правила поведения в тирах, на полигонах. Правила обращения с оружием. Подготовка рабочего места и оружия к занятию.
Тема № 2. Рукопашный бой (18ч.).
Ключевые вопросы. Анатомические и физиологические особенности ударной техники. Правовые основы применения рукопашного боя.
Практические занятия. Разминочные и подготовительные упражнения. Основные стойки и передвижения в рукопашном бою. Техника ударов руками и ногами. Отработка ударной техники по воздуху, по предметам. Техника защиты, освобождение от захватов. Броски. Различные комбинации ударной техники. Комплекс рукопашного боя без оружия. Комплексная отработка техники учебного боя.
Тема №3. Общая и специальная физическая подготовка.(36ч.).
Ключевые вопросы. Техника безопасности и охрана здоровья на занятиях О.Ф.П. Гимнастические упражнения на перекладине, брусьях, лазание по канату, прыжки через спортивные снаряды. Силовые упражнения без снарядов, со снарядами, на перекладине. Лёгкоатлетические упражнения: челночный бег, бег на разные дистанции. Самостраховка, элементы специальной акробатики (падения, кувырки, перекаты). Прохождение марш-броска с различными вводными, полосы препятствий. Основные способы передвижения (ходьба, бег). Передвижение лёжа (в упоре, сидя).
Тема №4. Военная топография.(30ч.).
Ключевые вопросы. Местность, основные способы изучения местности. Ориентирование на местности. Составление съёмки местности. Понятие о топографической карте. Работа с картой. Движение по азимутам, обход препятствий с помощью карты. Движение по местности на транспорте с помощью карты. Определение по карте азимутов, дирекционных углов. Ориентирование ночью, с изменением погоды. Целеуказание по карте. Приёмы составления схем по карте, топосъёмка по памяти. Измерение расстояния между ориентирами, обход препятствий. Определение расстояния глазомерным способом, по шагам, времени движения и др. Изображение местных предметов и рельефа на топокарте. Сличение карты с местностью, нахождение предмета на местности. Движение на местности с помощью карты. Наблюдение, маскировка.
Тема №5. Огневая (стрелковая) подготовка. (48ч.).
Ключевые вопросы. Инструктаж по технике безопасности работы с оружием. Материальная часть автоматов, пистолетов. Правила стрельбы из стрелкового оружия Мишени для стрельбы из стрелкового оружия. Стрелковые тренировки и стрельба из автомата, пистолета. Основные виды ручных гранат, их устройство. Приёмы и правила метания ручных (учебных) гранат. Основные сведения из внешней, внутренней баллистики. Стрельба из автоматов, пистолетов с переносом огня по фронту, в глубину.
Тема №6. Инженерная подготовка. (12ч.)
Ключевые вопросы. Фортификация, общие положения. Инженерные заграждения проволочного типа. Маскировка, общие положения. Маскировка при передвижении.
Тема №7. Тактическая подготовка. (12ч.).
Ключевые вопросы. Тактика – как наука о бое, основные положения. Огонь, основные виды. Маневр в бою, основные виды. Действия солдата в обороне, наступлении, боевом охранении. Разведка целей наблюдений и определения дальности. Тактика спецподразделений, специфика их работы. Виды и цели проведения спецопераций. Основные виды тактических действий при проведении разведки. Марш, засада, их организация. Налёт, порядок организации. Поиск, порядок организации.
Тема 8. Пост №1. (24ч.).
Почётный караул у Вечного Огня. Форма, атрибутика Почётного Караула. Права и обязанности постовцев. Вахта памяти. Несение Почётного Караула.
Тема №9. Спортивно-массовая деятельность. (33ч.).
Ключевые вопросы. Участие в мероприятиях городских, республиканских и Всероссийских.
5. Программа 4 года обучения
5.1 Цель 4 года обучения
Основной целью является формирование у обучающихся теоретических основ и практических навыков историко-патриотического просвещения; духовно-нравственное развитие и социализация обучающихся с использованием современных образовательных технологий.
5.2 Задачи
1. Сформировать систему представлений об основополагающих принципах историко-патриотического просвещения и гражданского воспитания;
2. Ознакомить с нормативно-правовыми документами, регламентирующими деятельность по историко-патриотическому просвещению и духовно-нравственному развитию в современной России;
3. Научить анализировать способы организации патриотического просвещения на примерах реально действующих проектов.
4. Дать представление о компетенциях, необходимых в историко-патриотическом просвещении и духовно-нравственном развитии на каждом этапе его деятельности.
5. Обучить навыкам организации и реализации проектов в области историко-патриотического просвещения, духовно-нравственного развития и социализации личности.
5.3 Методы и формы реализации программы
Реализация программы предполагает использование следующих методов и форм обучения:
- словесные методы: беседы, диспуты, дискуссии, дебаты, собеседования, круглые столы, смыслотворчество и работа с понятиями нравственного развития;
- наглядно- иллюстративные: работа с кино-, видео-, фотоматериалами, плакатами, справочниками, мультимедийными материалами,
- практические: тренинги, игровое моделирование, конкурсы, соревнования, экскурсии;
- метод контроля за эффективностью обучения и воспитания;
- исследовательские;
- метод проектов;
- информационно-коммуникативные.
5.4 Организация промежуточного и итогового контроля
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся является важнейшим этапом учебного процесса и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функцию.
Для определения ожидаемого результата проводится промежуточный (в конце первого полугодия) и итоговый (в конце года) контроль. Контроль проводится в следующих формах: собеседование, тестирование, выполнение нормативов, участие в соревнованиях, смотрах-конкурсах. (Приложение №1,№2).
Итоговый контроль проводится в форме несения Почетного Караула на Посту №1. Данный контроль позволяет педагогу и детям увидеть результаты своей деятельности, что создает хороший психологический климат в коллективе, стимулирует развитие активной гражданской позиции молодого человека.
5.5 Учебно-тематический план
4 год обучения
№ | Тема | Кол-во часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
Введение. Входящий контроль. Понятие патриотического просвещения. | 15 | 15 | ||
Тематические занятия и беседы, дискуссии и диспуты | 39 | 9 | 30 | |
Поисковая и музейная работа в учебных заведениях, исследовательская деятельность | 45 | 9 | 36 | |
Исследовательская деятельность и экскурсионная работа. | 18 | 3 | 15 | |
Подготовка и проведение государственных праздников Российской Федерации и памятных дней Воинской Славы России | 18 | 3 | 15 | |
Подготовка и проведение массовых мероприятий патриотической направленности | 12 | 3 | 9 | |
Проектная деятельность. Проект «Наша общая Победа» | 30 | 6 | 24 | |
Информационно-коммуникативные технологии в работе ВПО | 15 | 6 | 9 | |
Пост №1 | 21 | 21 | ||
Заключительное занятие | 3 | 3 | ||
ИТОГО | 216 | 57 | 159 |
5.6Содержание
Тема 1. Понятие патриотического просвещения (15 ч).
Ключевые вопросы. Входящий контроль: Конкурсная программа «Мы вместе!». Что такое патриотическое, историко-патриотическое и военно-патриотическое просвещение. Современные проблемы, связанные с этими понятиеми в России. Нормативно-правовая база данного вопроса. Значение военно-патриотического, историко-патриотического просвещения в России на современном этапе. Какие принципы лежат в основе патриотического просвещения? Как они реализуются на практике? Основные формы работы по патриотическому просвещению.
Основные понятия:
Историко-патриотическое просвещение, гражданин, патриот, гуманизм, гуманность, бескорыстность, общественная значимость, гражданская активность, законность.
Тема 2. Тематические занятия и беседы, дискуссии и диспуты как форма организации патриотического просвещения (39ч)
Ключевые вопросы. Беседа – как диалоговый прием в обучении, историко-патриотическом и военно-патриотическом просвещении. Её роль, цели и задачи в воспитании гражданина и патриота. Методика проведения аналитической беседы и ее целевое направление. Методика приведения эвристической беседы и ее цели и задачи. Диспут и дискуссия как один из методов воспитания гражданской позиции. Примерная тематика бесед, диспутов и дискуссий в патриотическом просвещении.
Основные понятия:
Диалоговый прием, эвристическая беседа, аналитическая беседа, диспут, дискуссия.
.
Тема 3. Поисковая и музейная работа в учебных заведениях как основа патриотического просвещения(45ч.)
Ключевые вопросы: Роль, место, цели и задачи музеев в патриотическом просвещении. Рекомендации по организации музеев. Методика работы в музее. Содержание и формы работы. Использование военно-исторического музея в учебно-воспитательном процессе.
Основные понятия:
Аудитория музейная, выставка, идентификация, интерактивность, исследовательская работа, каталог, коллекционирование, коллекция музея, композиция, международный совет музеев, музееведение, музейно-педагогическая программа, Музейный фонд Российской Федерации, памятник, подлинник, экскурсия, экспонат, экспозиция.
Тема 4. Исследовательская деятельность и экскурсионная работа (18ч.)
Ключевые вопросы. Исследовательские работы по истории, этнографии, экономике, экологии, здоровьесбережению родного города. Место экскурсионной работы в патриотическом просвещении: цели, задачи. Историческое прошлое в развитии экскурсионной работы. Планирование экскурсионной работы. Требования к проведению экскурсии. Методика проведения экскурсии. Послеэкскурсионная работа.
Основные понятия:
Экскурсия, экскурсовод, краеведческая, военно-историческая, историко-краеведческая, историко-культурная деятельность.
Тема 5. Подготовка и проведение государственных праздников Российской Федерации и памятных дней воинской славы России(18ч.)
Практическое задание по данной теме предполагает разработку сценария урока или массового мероприятия по теме Дней Воинской славы. В ходе проведения данного урока у обучающихся должно сложиться определенное представление о специфике данных мероприятий и их значимости для патриотического просвещения молодежи.
Ключевые вопросы. Какие праздники официально утверждены как Дни Воинской славы? Какие цели и задачи решают эти праздники в воспитании гражданина? Методика подготовки и проведения праздников. Основные требования к проведению праздников.
Основные понятия:
Дни воинской славы, сценарий, драматизация, монтаж, литературные вечера, литературно-музыкальная композиция, конкурс патриотической песни.
Тема 6. Подготовка и проведение массовых акций как средство патриотического просвещения (12ч.)
Ключевые вопросы. Цели, задачи, место массовых акций в патриотическом просвещении. Методика проведения и основные требования к проведению. Виды публичных (массовых) акций. Общественно-политическое значение публичных акций в современном обществе.
Основные понятия:
Массовые акции, организатор акции, участники акции, виды массовых акций. Проведение акций к дням Воинской славы.
Тема 7. Проектная деятельность. Проект «Наша общая Победа» как технология патриотического просвещения(30ч.)
Ключевые вопросы. Понятие проекта. Цель, задачи проектной работы. Классификация проектной деятельности. Этапы работы над проектом. Виды выхода проекта. Оценка проектной деятельности.
Основные понятия
Проект, этапы работы над проектом, презентация проекта, оценка проекта.
Тема 8. Информационно-коммуникативные технологии и патриотическое просвещение (15ч.)
Ключевые вопросы. Цели и задачи ИКТ в патриотическом просвещении. Основные требования, предъявляемые к отбору ИКТ. Основные требования, предъявляемые к отбору интернет ресурсов для работы. Методика работы с интернет ресурсами. Значение применения интернет ресурсов для патриотического просвещения. Социальная реклама. Социальные видеоролики. Создание фильмов военно-патриотической направленности.
Основные понятия
Медиаобразование, блоги, сайты, презентации, веб-конференции, форум, Интернет-ресурс.
Тема 9. Пост №1(21ч.)
Почётный караул у Вечного Огня. Форма, атрибутика Почётного Караула. Права и обязанности постовцев. Вахта памяти. Несение Почётного Караула
Тема 10. Заключительное занятие (3ч.)
Итоги работы объединения за год. Награждение наиболее активных членов объединения. Заключительный контроль ЗУМ. Задание на лето.
5.7 Предметные компетенции
Воспитанники должны знать:
- Основные понятия по темам (См. содержание.)
Воспитанники должны уметь:
1. самостоятельно собирать и обрабатывать материал. Планировать и осуществлять диагностическую, опытно-экспериментальную работу;
2. подбирать литературу, работать с каталогами, справочниками, использовать теоретические положения литературы для обоснования своих выводов и оформления творческих проектов;
3. правильно оформлять исследовательские труды;
4. разрабатывать социальные проекты и реализовывать их в полной мере;
4. уметь работать с документами и классифицировать их.
5.8 Ключевые компетенции
- Организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их;
- организовывать свои собственные приемы изучения;
- уметь решать проблемы;
- самостоятельно заниматься своим обучением.
- организовывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий;
- критически относиться к тому или иному аспекту развития наших обществ;
- уметь противостоять неуверенности и сложности;
- занимать позицию в дискуссиях и выковывать свое собственное мнение;
- видеть важность политического и экономического окружения, в котором проходит обучение и работа;
- оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, а также с окружающей средой;
- уметь сотрудничать и работать в группе;
- принимать решения — улаживать разногласия и конфликты;
- уметь договариваться;
- включаться в проект;
- нести ответственность;
- входить в группу или коллектив и вносить свой вклад;
- доказывать солидарность;
- уметь организовывать свою работу;
- уметь использовать новые технологии информации и коммуникации;
- доказывать гибкость перед лицом быстрых изменений;
- показывать стойкость перед трудностями;
- уметь находить новые решения.
6. Методическое обеспечение программы
6.1 Приемы и методы организации учебного процесса
6.1.1 Основные методы обучения:
- Словесные (рассказ, объяснение, беседы, убеждение, поощрение).
- Наглядные (показ, наблюдение, экскурсии, конкурсы, мастер-классы).
- Аналитические (наблюдение, сравнение, анкетирование, самоанализ, опрос).
- Деятельностные (упражнения, тренировка, репетиции, повторный, проектов).
На практических занятиях предпочтение отдается деятельностным, способствующим закреплению знаний и формированию навыков.
6.1.2 Основные формы учебной работы:
- фронтальное обучение;
- индивидуальное обучение;
- учебное сотрудничество – совместная работа педагога с воспитанниками; умение работать в группе; интенсивное творческое общение между участниками и т.д.;
- практическое обучение – реальное участие воспитанников в социально-практической деятельности учреждения.
6.1.3 Основные организационные формы обучения:
- типовое занятие, сочетающее в себе объяснение и практическое упражнение;
- тренинги – специальные упражнения, направленные на раскрепощение и «настройку» организма, на определенное эмоциональное состояние;
- репетиции – практическая деятельность, в ходе которой решаются технологические задания;
- упражнения, соревнования, игры – «мостики» от знания к умению;
- творческие выступления (мероприятия, конкурсы) – закрепление на практике и приобретение новых умений и навыков совместного коллективного творчества;
- тактико-специальное занятие;
- спарринг-занятие (бои, схватки);
- контрольные стрельбы;
- походы, лагерные сборы, марш-броски.
6.1.4 Принципы программы
Процесс обучения и совершенствования осуществляется с учетом дидактических принципов и принципов, специфических для военно – прикладной деятельности:
- принцип сознательности и активности предусматривает сознательное, активное отношение воспитанников к тренировкам по стрельбе, строевой подготовке и понимание изучаемого материала. При выполнении технических приемом следует акцентировать внимание на самостоятельном анализе своих действий и действий воспитанников. В тактических упражнениях нужно создать такие условия, при которых решить поставленную задачу можно несколькими путями. Выбор этих путей предоставляется самим занимающимся;
- принцип наглядности тесно связан с принципом сознательности. Суть его состоит в том, что педагог, используя показ и различные наглядные пособия, создает ясное представление об изучаемом предмете, явлении, действии, помогает более отчетливо понять его;
- принцип систематичности и последовательности предполагает установление определенной системы обучения, логической связи между отдельными разделами и определенной последовательности прохождения материала;
- принцип прочности состоит в том, что изучаемый материал, явление, действие доводится до прочного навыка;
- непрерывность предполагает систематические тренировочные занятия не только в течение года, но и более длительном периоде;
- постепенное и максимальное увеличение нагрузки. Для достижения большой работоспособности организма следует систематически повышать нагрузку;
- индивидуальный подход предполагает изучение личности воспитанника, развитие его способностей на основе педагогики успеха, сотрудничества, веры в воспитанника.
6.2 Для успешной реализации программы разработаны
- Планы-конспекты занятий;
- дидактические материалы (тренировочные упражнения, индивидуальные карточки, разноуровневые задания, лото, кроссворды,).
- сценарии массовых мероприятий и конкурсных программ;
- программы военно-полевых сборов и специализированной смены оздоровительного лагеря;
- диагностики;
- анкеты, тесты;
- видео-аудио-материалы;
- нормативно-правовая литература.
6.3 Воспитательная работа осуществляется через:
- учебную деятельность - каждое занятие носит не только обучающий, развивающий, но и воспитательный характер;
- внеучебную деятельность по расширению и углублению знаний воспитанников, по развитию творческой и социальной активности;
- досуговую деятельность;
- взаимодействие с семьей;
- взаимодействие с социумом.
7. Материально – техническое обеспечение
7.1 Материалы. Оборудование.
- Учебный класс - столы и стулья, соответствующие возрастным особенностям детей.
- Актовый зал для проведения массовых мероприятий.
- Стенды для демонстрации образцов.
- Стеллажи для хранения оборудования и работ обучающихся.
- Макеты автоматов Калашникова.
- Противогазы.
- Носилки для переноса условнопострадавших.
- Покрывало спасателя.
- Каски.
- Ткань в ассортименте для выступлений и оформления сцены
- Флаги, флажки, ленты.
Костюмы (3 комплекта) для проведения массовых мероприятий.
7.2 Технические средства обучения.
1. Ноутбук.
2. Мультимедийная установка
3. Аудиовизуальная аппаратура.
4. Микрофоны.
5. Доска ученическая.
6. Диктофон
7. Магнитофон
8. Телевизор.
7.3 Наглядные пособия.
1.Иллюстративные пособия.
2.Учебная литература.
3. Методическая литература.
4. Дидактический материал
Литература
Нормативные документы
- Государственная программа патриотического воспитания граждан на 2011-2015гг.
- Закон об образовании в Российской Федерации №273-ФЗ от 29.12.2012.
- Закон РХ «О реализации государственной молодёжной политики в РХ» от 6 мая 2005г.
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.
- Методические рекомендации по разработке рабочих программ МБОУ ДОД «ЦДТ».
- Образовательная программа МБОУ ДОД «ЦДТ» .
- Положение «О военно-патриотических молодёжных и детских объединениях» (утв. Постановление Правительства РФ от 24 июля 2006г № 551).
- Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Министерства образования и науки России от 11.12.2006 г. N2 06-1844).
- СанПиН для учреждений дополнительного образования детей 2.4.4. 1251-03 .
- Типовое положение об учреждении дополнительного образования детей.
- Устав МБОУ ДОД «ЦДТ».
- Федеральный закон «О государственной молодёжной политике в РФ».
- Федеральный закон «О днях воинской славы».
Литература для написания программы
- Агапова И., Давыдова Н. Патриотическое воспитание в школ». М., Айрис-Пресс, 2002 г.
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан на 2011-2016 г.г.».
- Директивное письмо «Основы военно-патриотического воспитания». Внешкольник, №2, 00, с. 12.
- Защита Отечества – долг и обязанность. ОБЖ, №10,99, с. 25.
- Лутовинов В.И, В.С. Пель. Гражданско-патриотическое воспитание как важнейшее направление воспитания Российской молодёжи: концептуальные и программно-организационные основы. Москва-Новосибирск, 2008.
- Методики психодиагностики в спорте. В.Л.Марищук, Ю.М. Блуднов. М., Просвещение,1990.
- Побединский И.А «Ради жизни на земле». М., Сфера, 2003.
- Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащего», «Об обороне».
Литература для педагога
- «Статен в строю, силен в бою», Внешкольник №5, 2000.
- «Наставление по стрельбе из малокалиберной винтовки». М., ДОСААФ, 1980.
- Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Пашкович А.П. М., «Глобус», 2007.
- «Наставление по физической подготовке в Вооруженных Силах». М., Министерство обороны, 1986.
- «Праздник призывника». ОБЖ, №5,99, с. 2.
- «Военная форма. Знаки различия. Воинские звания». ОБЖ, №11,99, с. 25.
- «Пособие по методике строевой подготовки». М., Военное изд. МО СССР, 1992.
- Ромашова Е.И. «День Защитников Отечества». М., Сфера, 2000.
Литература для воспитанников ВПО
1. Вооруженные силы России. Акчупин Р.С.М., 2008
2. Науменко Ю.А. «Начальная военная подготовка». М., Изд-во ДОСААФ, 1985.
3. «Общевойсковые уставы Вооруженных Сил РФ». Министерство Обороны РФ. М., Военное изд-во, 1986.
4. Панкова Н.А. 100 вопросов - 100 ответов о прохождении военной службы по призыву и контракту. М., «Красная звезда», 2006.
5. Патер Дарман «Учебник выживания в экстремальных ситуациях. Формула пресс (русское издание)», 1999.
6. Пруха К. «Военизированные игры на местности». М., Изд-во ДОСААФ, 1986.
Приложение
Приложение №1
В ст. 14, п. 1—2 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» сформулированы национальные задачи, решение которых должно обеспечивать содержание образования: самоопределение личности, создание условий для ее самореализации; укрепление и совершенствование правового государства; адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества; формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира; интеграция личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, патриота, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; формирование духовно-нравственной личности; воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества».
В проекте Федерального государственного стандарта общего образования (далее — Стандарта) духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся определены как задачи первостепенной важности в соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации». Ст. 9, п. 6, данного Закона устанавливает, что «основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся».
Приложение №2.
Аттестация воспитанников
Входящий контроль
Год обучения | Дата | Мероприятие | Аттестационное задание | Форма оценки |
1 | «Будем знакомы!» | Анкетирование | зачет | |
2 | Соревнование «Будь готов к защите Отечества!» | индивидуальное выступление | зачет | |
3 | Конкурсная программа «Мы вместе!» | Командное первенство | зачет | |
4 | Смыслотворчество «Моя малая Родина» | Работа в группах | зачёт |
Промежуточный контроль
Год обучения | Дата | Мероприятие | Аттестационное задание | Форма оценки |
1 | Соревнование | Сдача нормативов физической подготовки | зачет | |
2 | Тактическая игра на местности «Патриот» | Сдача нормативов военно-прикладной подготовки | зачет | |
3 | Тактическая игра «Воин 20..» | Командное первенство | ||
4 | Социальное проектирование | Защита проекта | зачёт |
Итоговая аттестация:
Год обучения | Дата | Мероприятие | Аттестационное задание | Форма оценки |
1 | Военно-спортивная игра «Патриот» | Командное первенство | зачет | |
2 | Конкурсная программа | Работа в группах | зачет | |
3 | Вахта Памяти | Почётный Караул | зачёт | |
4 | Вахта Памяти | Почётный Караул | зачёт |