ОГЭ

Белова Елена Тимофеевна

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Скачано с сайта  http://www.psycenter.ru/ekologiya-dushi-slovar-dlya-shkolnikov.html

Экология души. Словарь для школьников.

Если экология – это наука об условиях существования всего живого в окружающем мире, включая взаимоотношения и охрану природы и человека, то предметом экологии души может являться охрана душевного состояния человека, забота о чистоте и развитии души.

Величие души должно быть свойством всех людей.

Сенека

Душа человека развивается до самой смерти.

Гиппократ

Душа человека заключается в его делах.

Ибсен Г.

В словаре собраны понятия, имеющие отношение к области нравственного воспитания, духовного развития и общечеловеческих ценностей. Некоторые термины адаптированы для понимания их школьниками. Словарь не претендует на полноту изложения темы и может быть дополнен педагогами и учащимися в процессе обучения и общения.

- Слушай, а что такое нравственные принципы?
- Ну, ты бабушкам в метро место уступаешь? 
Если уступаешь, значит, ты нравственный.

Из разговора старшеклассников,
подслушанного перед уроком литературы.

         

 Альтруизм - желание и стремление бескорыстно принести пользу другим людям, самоотречение, самоотверженность; противоположность эгоизму.
• 
Благоговение - глубочайшее почтение, уважение, преклонение, признание.
• 
Благовоспитанность - умение хорошо держать себя в обществе, обладание хорошими манерами.
• 
Благодарность – способность чувствовать и проявлять признательность за оказанное добро.
• 
Благожелательность - доброжелательность, приветливость.
• 
Благопристойность - соответствие требованиям приличия.
• 
Благоразумие – рассудительность, осмотрительность, здравомыслие.
• 
Благородство – высокая нравственность, достоинство, безукоризненная честность, способность пренебречь личными интересами, открытость и совестливость.
• 
Благотворительность - обеспечение людей благами и услугами, оказание безвозмездной материальной или денежной помощи нуждающимся.
• 
Вежливость - склонность и умение соблюдать правила приличия, воспитанность, учтивость.
• 
Великодушие - обладание высокими душевными качествами, способность прощать и быть бескорыстно уступчивым, готовность жертвовать своими интересами ради других.
• 
Верность - надежность, преданность, постоянство, неизменность в выполнении своих обязанностей, в чувствах и отношениях.
• 
Воля — стремление и способность человека к осуществлению своих желаний, к преодолению препятствий, достижению поставленных целей.
• 
Воспитанность - обладание хорошим воспитанием, знание правил поведения в обществе и умение вести себя в соответствии с этими правилами.
• 
Гуманность – человеколюбие, отзывчивость, внимательность к нуждам других людей.
• 
Гуманизм – признание ценности человека как личности, уважение достоинства и прав человека.
• 
Добродушие – благожелательная приветливость, доброта и мягкость характера.
• 
Добросовестность - склонность честно выполнять свои обязательства; верность, надежность в делах.
• 
Доброта - готовность помогать людям, оказывать им услуги («делать добро»), отзывчивость, душевность.
• 
Долг – нравственная обязанность личности, ответственность за выполнение требований общества или за принятые внутренние обязательства.
• 
Дружба – устойчивые доверительные, близкие отношения, основанные на общих интересах, идеалах и целях, на симпатии и активной взаимопомощи.
• 
Дружелюбие - чувство симпатии и приязни, дружеское расположение к кому-либо.
• 
Душа - внутренний мир человека; особое идеальное начало, противоположное материальному миру.
• 
Здравый смысл - благоразумие, чувство меры, мудрость, правильность представлений людей о природе, обществе и окружающем мире.
• 
Идеал – высшее совершенство, лучший образец для подражания; реальный или собирательный образ, воплощающий в себе наиболее ценные и привлекательные человеческие черты.
• 
Интеллигентность – сочетание высокого уровня развития интеллекта и образованности;  приобщённость к богатствам мировой и национальной культуры; глубокое принятие и следование общечеловеческим ценностям; чувство социальной справедливости и терпимость к инакомыслию; честность, тактичность, совестливость, принципиальность, скромность, порядочность, благородство.
• 
Интеллект – умственные, познавательные способности человека; глубина его знаний и способность к их использованию.
• 
Интуиция - способность быстро находить верное решение задачи и ориентироваться в сложных жизненных ситуациях, а также предвидеть ход событий; чутье, проницательность, тонкое понимание происходящего.
• 
Культура - творческая деятельность человека по созданию материальных и духовных ценностей.
• 
Любезность - обходительность, предупредительность, учтивость, приятность в общении.
• 
Мечты - планы и фантазии человека о будущем, представленные в его воображении и реализующие наиболее важные для него потребности и интересы.
• 
Мировоззрение - система взглядов на мир и место человека в мире, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе; убеждения, идеалы и принципы, определяющие поведение.
• 
Миролюбие - стремление к миру и согласию, добродушие, мягкость в общении, уступчивость, склонность избегать конфликтов или готовность к сотрудничеству и поиску компромиссов.
• 
Милосердие - готовность из сострадания оказать помощь нуждающимся и обездоленным; доброжелательное, заботливое отношение к другому человеку.
• 
Мораль - система воззрений на жизненное предназначение человека, охватывающая понятия добра и зла, должного и непозволительного, справедливости, совести, смысла жизни.
• 
Мудрость - обладание большим умом, высшим знанием, основанное на жизненном опыте.
• 
Мужество – спокойная храбрость, душевная стойкость и сила духа; способность разумно, смело и решительно действовать в ситуациях беды или опасности; умение преодолевать страх и неуверенность в себе.
• 
Мягкосердечие - доброта, отзывчивость, сострадательность, душевная мягкость.
• 
Нравственность (мораль) – свод принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу.
• 
Ответственность - волевое качество, способность осуществлять контроль над своим поведением и деятельностью, отвечать за совершенные поступки и их последствия, выполнять принятые на себя обязательства.
• 
Отзывчивость - сочувственное отношение к другим людям, готовность отозваться на чужие нужды, оказать помощь.
• 
Патриотизм - любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, традициям; преданность своему отечеству и своему народу, гордость за его прошлое и настоящее, стремление своими действиями служить его интересам.
• 
Почтительность - склонность относиться к кому-нибудь с большим уважением и даже благоговением.
• 
Принципиальность – стремление следовать убеждениям, действовать в строгом согласии с важными твердыми правилами (научными или нравственными основами).
• 
Самоактуализация - стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих способностей и возможностей.
• 
Самообладание - волевое качество; способность владеть своими эмоциями, сохранять внутреннее спокойствие, действовать разумно и взвешенно в сложных жизненных ситуациях.
• 
Самосознание - осознание человеком самого себя, своих собственных качеств, своего «Я».
• 
Смысл жизни — более или менее осознанное переживание осмысленности и результативности собственной жизни, субъективное понимание своего предназначения и цели существования.
• 
Симпатия - одобрительное отношение к другому человеку (людям), чувство внутреннего расположения, проявляющееся в оказании внимания, приветливости, доброжелательности.
• 
Совесть - особое нравственное чувство, способность распознавать добро и зло, внутренняя оценка моральности своих и чужих поступков, чувство ответственности за свое поведение.
• 
Сознательность - склонность адекватно и разумно понимать и оценивать окружающее, совершать обдуманные поступки.
• 
Сопереживание - сочувствие другому человеку, совместное переживание его душевного, эмоционального состояния.
• 
Сострадание – деятельное сочувствие чужому страданию, стремление к эмоциональной поддержке другого человека, готовность оказать помощь.
• 
Справедливость – беспристрастное отношение к чему-либо, стремление следовать истине, правде в словах и поступках.
• 
Тактичность - склонность учитывать в процессе общения интересы окружающих, проявлять вежливость и учтивость; осторожность, бережность, чувство меры в общении.
• 
Терпимость - умение терпеливо и спокойно относиться к чужому мнению, взглядам, поведению.
• 
Трудолюбие - положительное отношение к труду, активность, инициативность, добросовестность, усердие в работе, увлеченность и удовлетворенность самим процессом труда.
• 
Учтивость – вежливость, почтительность.
• 
Целеустремленность – направленность на достижение значимых для личности целей, упорство при их достижении, готовность преодолевать трудности.
• 
Честь - внутреннее нравственное достоинство человека, самоуважение, основанное на следовании моральным принципам; обязательность, честность, ответственность, единство слова и дела, благородство души и чистая совесть.
• 
Эмпатия – сочувствие, сопереживание, интуитивная способность чувствовать и разделять эмоциональное состояние других людей.
• 
Этика - учение об основных принципах нравственности и о нормах человеческой жизни с точки зрения понятий о добре и зле.

 

При составлении словаря были использованы следующие источники:

1. Кондратьев М. Ю., Ильин В. А. Азбука социального психолога-практика. — М.: ПЕР СЭ, 2007.
2. Культурологический словарь. Методического пособия по культурологии под ред. В.Константинова, Владимирский государственный педагогический университет, - 
http://arslonga.33info.ru/muzved/kultslovar.htm
3. Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. - http://slovari.yandex.ru/dict/ brokminor
4. Менделевич В.Д. Терминологические основы феноменологической диагностики. - М., 2000.
5. Российский гуманитарный энциклопедический словарь. - «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2002.
6. Служба тематических толковых словарей. - 
http://www.glossary.ru/
7. Социальная психология. Словарь / Под.ред. М.Ю. Кондратьева // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ.ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2006.
8. Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля. - 
http://slovari.yandex.ru/dict/dal
9. Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д.Н. Ушакова. - М.: Гос. ин-т «Советская энциклопедия»; ОГИЗ; Гос. изд-во иностранных и национальных словарей, 1935-1940.
10. Энциклопедия «Кругосвет». - 
http://slovari.yandex.ru/dict/krugosvet.

Составитель: Корчагина Юлия, психолог, канд. психол. наук.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Часть 3 (С2.2) ГИА 2012 Анализируем художественный текст

Слайд 2

Задание C2.2 Задание проверяет умение самостоятельно и н т е р п р е т и р о в а т ь (истолковывать, разъяснять, раскрывать) смысл ключевого фрагмента текста (как правило, это финал , в котором заключена главная мысль (идея) исходного текста).

Слайд 3

Обратите внимание! Идея текста всегда связана с главным героем текста; основным событием текста.

Слайд 4

Примерная схема анализа текста Понимание смысла текста Формулировка тезиса о смысле фразы текста. Развертывание тезиса с помощью комментариев к нему. Обоснование высказанного суждения с помощью аргументов.

Слайд 5

( 1)Мы любили свой двор. (2)В нем никогда не было скучно. (3)Были у нас игры и собственного изобретения. (4)Например, игра в красавицу. (5)Неизвестно, кто придумал эту игру, но она всем пришлась по вкусу. (6)И, когда наша компания собиралась под старым тополем, кто-нибудь обязательно предлагал: (7)- Сыграем в красавицу? (8)Мы почему-то любили, когда водила Нинка из седьмой квартиры. (9)Она опускала глаза и разглаживала руками платье: заранее знала, что ей придется выходить на круг и быть красавицей. (10)Теперь мы вспоминаем, что Нинка была на редкость некрасивой: у нее был широкий приплюснутый нос, бесцветные глаза, прямые жидкие волосы и большие грубые губы, вокруг которых и на лбу рассыпались веснушки. (11)Но мы этого не замечали и пребывали в том справедливом неведении, когда красивым считался хороший человек, а некрасивым - дрянной. (12)Нинка была стоящей девчонкой - мы выбирали красавицей ее. (13)Когда она выходила на середину круга, по правилам игры, мы начинали "любоваться" - каждый из нас пускал в ход вычитанные в книгах слова. (14)- У нее лебединая шея, - заученно говорил один. (15)Другой подхватывал: (16)- У нее коралловые губы и жемчужные зубы…. (17)- У нее золотые кудри и атласная кожа… (18)- У нее глаза синие, как море, и соболиные брови... (19)Нинка расцветала: наши слова превращались в зеркало, в котором она видела себя красавицей. (20)Нам самим начинало казаться, что красивее нашей Нинки нет. (21)Как-то в наш дом переехали новые жильцы и во дворе появился новенький. (22)Мы предложили ему сыграть с нами в красавицу. (23)Нинка приблизилась к новенькому и сказала: (24)- Когда играют в красавицу, всегда выбирают меня. (25)Почему тебя? - удивился новенький.(26) - Разве ты красивая? (27) У Нинки вытянулось лицо, веснушки у рта и на лбу стали еще заметнее. (28)- А меня выбирают. (29)- Очень глупо, - сказал новенький.

Слайд 6

( 30)С появлением новенького с Нинкой вообще стало твориться что-то странное. (31)Он заходил в булочную - она стояла напротив и не отрывала глаз от стеклянных дверей. (32)Она и утром поджидала его у подъезда и шла за ним до школы. (33)Новенький не сразу сообразил, что Нинка ходит за ним как тень, а когда обнаружил это, очень рассердился. (34)- Не смей ходить! - крикнул он Нинке. - (35)Ты бы лучше посмотрела на себя в зеркало! (36)Нинка знала только то зеркало, которым были для нее мы, когда играли в красавицу. (37)Она верила нам, а этот тот тип разбил наше зеркало, и вместо живого, веселого, доброго появилось холодное, гладкое, злое. (38)Нинка в первый раз в жизни пристально взглянула в него – и зеркало убило красавицу. (39)Но мы тогда не понимали этого и ломали себе голову: что это с ней?(40) Мы не узнавали свою подружку: она стала чужой и непонятной. (41)В тот вечер был сильный дождь, дул сверлящий ветер, а Нинка из седьмой квартиры стояла под окном новенького. (42)Мы кричали ей из подворотни: (43)- Иди к нам, Нинка! (44)Она не шла. (45)Потом мы увидели, как к Нинке подошла ее мать и уговаривала Нинку уйти. (46)Наконец ей удалось увести девчонку из-под дождя в подъезд, где горела тусклая лампочка. (47)Нинкина мать повернула лицо к свету, и мы услышали, как она сказала: (48)- Посмотри на меня. (49)Я, по-твоему, красивая? (50)Нинка удивленно посмотрела на мать: разве мать может быть красивой или некрасивой? (51)- Я некрасивая, - жестко сказала Нинкина мать. (52)- И ничего страшного. 53)Счастье приходит не только к красивым. (54)Нинка прижалась к матери и заплакала. (55)Девочка как бы увидела маму в безжалостном зеркале такой, какая она есть, какой видели ее мы, чужие ребята. (56)Потом Нинка совершенно спокойным голосом сказала: (57)- Мама, давай с тобой сыграем в красавицу. (58)- Глупости! (59)- Нет, давай сыграем. (60)Я тебя научу. (61)Ты стой и слушай, что я буду говорить. (62)Она сильней сжала мамину руку, приблизилась к ней и тихо стала произносить слова из нашей игры, которые мы до приезда новых жильцов дарили ей: (63)- Мама, у тебя лебяжья шея и большие глаза, синие, как море. (64)У тебя длинные золотистые волосы и коралловые губы... (65)Сквозь пронизывающий холод живой, теплой струйкой текли слова, заглушающие горе: (66)- У тебя атласная кожа... соболиные брови... жемчужные зубы... (67)И они зашагали спокойно и уверенно дальше, крепко прижавшись друг к другу…. (По Ю.Яковлеву )

Слайд 7

C2.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, почему Нинка заставила маму играть в красавицу? Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Слайд 8

Анализ 1 части текста Детское понимание красоты: «(11)…Красивым считался хороший человек, а некрасивым - дрянной. (12)Нинка была стоящей девчонкой…» Внешность Нинки: (10)…Нинка была на редкость некрасивой: у нее был широкий приплюснутый нос, бесцветные глаза, прямые жидкие волосы и большие грубые губы, вокруг которых и на лбу рассыпались веснушки. Вычитанные в книгах слова – зеркало , в котором Нинка видела себя: «лебединая шея», «коралловые губы и жемчужные зубы», «золотые кудри и атласная кожа», «глаза синие, как море, и соболиные брови»

Слайд 9

(19)Нинка расцветала: наши слова превращались в зеркало, в котором она видела себя красавицей. (20)Нам самим начинало казаться, что красивее нашей Нинки нет. (37)Она верила нам.. Слова – зеркало (Роль слов?) Мир доброты, справедливого, правильного восприятия людей, понимания истинной красоты. Почему эта игра «всем пришлась по вкусу»?

Слайд 10

Анализ 2 части текста Что разрушило мир добра? Опять слова: 26) - Разве ты красивая? (35)Ты бы лучше посмотрела на себя в зеркало! Нинка знала «живое, весёлое, доброе» зеркало. Впервые взглянула в «холодное, гладкое, злое» Зеркало убило красавицу

Слайд 11

Каков смысл выражения « Зеркало убило красавицу?» Уничтожена вера в спра ведлив ость Уничтожена доброта Уничтожены радость и осознан ие своей неповторимости Исчез в Нинке «хороший человек» Нинка «стала чужой, непонятной»

Слайд 12

Что испытала девочка, узнав злую правду «безжалостного зеркала»? Сильную душевную боль и горе от жестокости слов- «убийц»; от осознания своей некрасивости; от неразделённости первого чувства; от утраченного доброго мира; от разбитой веры в искренность слов; от внезапной пустоты и одиночества. Анализ 3-ей части текста Почему Нинка предложила матери сыграть в красавицу?

Слайд 13

Убило ли зеркало красавицу в Нинке? (50)Нинка удивленно посмотрела на мать: разве мать может быть красивой или некрасивой?» (54)Нинка прижалась к матери и заплакала. ( 55)Девочка как бы увидела маму в безжалостном зеркале такой, какая она есть , какой видели ее мы, чужие ребята. (56)Потом Нинка совершенно спокойным голосом сказала: (57)- Мама, давай с тобой сыграем в красавицу. (65)Сквозь пронизывающий холод живой, теплой струйкой текли слова, заглушающие горе : (66)- У тебя атласная кожа... соболиные брови... жемчужные зубы... (67)И они зашагали спокойно и уверенно дальше, крепко прижавшись друг к другу….

Слайд 14

Почему автор выбрал именно это выражение для передачи основного смысла текста? «Справедливое неведение» дворовой компании дарило некрасивой Нинке счастье и радость. Очевидно, душевная боль и горе от злой правды новенького были настолько сильны, что Нинка не могла допустить, чтобы её мама испытала подобное. Нинка имела возможность сравнить своё прежнее состояние, когда она ощущала себя настоящей красавицей, с тем, что пережила позже. Она захотела подарить маме тот мир доброты и счастья, в котором когда-то жила сама. Истинная красота Нинки, которую видела, чувствовала дворовая компания, проявилась в её таком взрослом поступке – желании уберечь маму от душевной боли. Девочка поняла, что любимые люди всегда прекрасны.

Слайд 15

Некрасивая девочка Среди других играющих детей Она напоминает лягушонка. Заправлена в трусы худая рубашонка, Колечки рыжеватые кудрей Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы, Черты лица остры и некрасивы. Двум мальчуганам, сверстникам ее, Отцы купили по велосипеду. Сегодня мальчики, не торопясь к обеду, Гоняют по двору, забывши про нее, Она ж за ними бегает по следу. Чужая радость так же, как своя, Томит ее и вон из сердца рвется, И девочка ликует и смеется, Охваченная счастьем бытия. Ни тени зависти, ни умысла худого Еще не знает это существо. Ей все на свете так безмерно ново, Так живо все, что для иных мертво! И не хочу я думать, наблюдая, Что будет день, когда она, рыдая, Увидит с ужасом, что посреди подруг Она всего лишь бедная дурнушка! Мне верить хочется, что сердце не игрушка, Сломать его едва ли можно вдруг! Мне верить хочется, что чистый этот пламень, Который в глубине ее горит, Всю боль свою один переболит И перетопит самый тяжкий камень! И пусть черты ее нехороши И нечем ей прельстить воображенье,- Младенческая грация души Уже сквозит в любом ее движеньи. А если это так, то что есть красота И почему ее обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, Или огонь, мерцающий в сосуде? Н.А.Заболоцкий

Слайд 16

Работа над сочинением Вступление: формулируем тезис. Нинка совершенно неслучайно предложила матери игру в красавицу. Девочка считала, что красивее мамы на свете никого нет. 2) Приведём аргументы, используя вводные слова. Во-первых, девочка помнила своё прежнее состояние, когда она ощущала себя красивой, и ей хотелось, чтобы мама испытала те же чувства (предложение 19). Во-вторых, горе от злой правды новенького было настолько сильно (предложения 38,40), что девочка не могла допустить, чтобы её мама испытала подобное. 3) Вывод Таким образом, предложив матери игру в красавицу, Нинка искренне рассказала ей о своей любви, вдруг осознав, что любимые люди всегда прекрасны.

Слайд 17

Желаю успеха! Егораева Г.Т., Москва



Предварительный просмотр:

15.2

Тезис

Для оформления мысли можно использовать речевые клише:

• Автор текста приглашает читателя к размышлению над вопросом...

• Смысл финала текста говорит нам о том, что...

• Я думаю, в указанном фрагменте выражена главная мысль текста: ...

• Текст заканчивается словами:«...». Полагаю, речь идёт о том, что...

• Я считаю, что мысль автора данного текста, выраженная в выделенном фрагменте, заключается в том, что ...

• В этом фрагменте автор говорит о том, что...

• Смысл данного отрывка я понимаю так:...

• В выделенной фразе автор выражает мысль о том, что...

Основная часть

Помните: нужно избегать пересказа текста, вы должны показать умение анализировать и рассуждать.

Оформить ваши рассуждения помогут речевые клише:

• Справедливость этого высказывания можно доказать, обратившись к предложению...

• Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к ... предложению текста.

• Подтвердить эту мысль можно примером из ... предложения текста.

• Предложение №... подтверждает мысль о том, что...

Заключение-вывод

Эта часть, как и первая, не должна превышать по объёму основную. Здесь необходимо обобщить сказанное, ешё раз вернувшись к самому главному, и сделать вывод. Проверьте, чтобы вывод не противоречил тезису и аргументам.

Оформить заключение помогут клише:

• вводные слова (итак, следовательно, значит, таким образом)

• мы пришли к выводу о том, что...

• подводя итог вышесказанному, можно сказать...

• делая выводы из выбранных нами доказательств..., и т. д.



Предварительный просмотр:

http://ipk41.ru/сайт%20ГИА9/бланки%20сайт%209/Русский%20язык_2015_2v.jpg



Предварительный просмотр:

Правила заполнения бланков

основного государственного экзамена

в Санкт-Петербурге в 2015 году

Санкт-Петербург, 2015

1        Введение        

2        Описание бланков ОГЭ        

2.1        Бланк ответов № 1        

2.2        Бланк ответов № 2        

2.3        Дополнительный бланк ответов № 2        

3        Правила заполнения бланков ОГЭ        

3.1        Общая часть        

3.2        Основные правила заполнения бланков ОГЭ        

3.3        Заполнение бланка ответов № 1 (рис. 1)        

3.4        Заполнение бланка ответов № 2 (рис. 4)        

3.5        Заполнение дополнительного бланка ответов № 2 (рис. 5)        


  1. Введение

Настоящие правила предназначены для участников ОГЭ, а также для организаторов ППЭ, осуществляющих инструктаж участников ОГЭ в день проведения ОГЭ. В целях обеспечения единых условий для всех участников ОГЭ при проведении и обработке результатов ОГЭ используются унифицированные ЭМ, которые состоят из КИМ и бланков ОГЭ: бланков ответов № 1, предназначенных для внесения кратких ответов, бланков ответов № 2 предназначенных для внесения развернутых ответов.

Бланки ОГЭ являются машиночитаемыми формами, подлежащими автоматизированной обработке аппаратно-программным комплексом. В процессе автоматизированной обработки бланков внесенная в поля бланков информация посредством программных средств преобразуется в текст.


  1. Описание бланков ОГЭ

  1. Бланк ответов № 1

Бланк ответов № 1 печатается на белой бумаге.

Бланк является машиночитаемой формой и состоит из трех частей – верхней, средней и нижней.

В верхней части бланка ответов № 1 расположены:

данные об экзамене (предмет, дата) и рассадке участника (аудитория, место) (данные заполняются при печати бланков в РЦОИ);

персональные данные участника экзамена (данные заполняются при печати бланков в РЦОИ);

вертикальный и горизонтальный штрихкоды и их цифровые значения;

образец написания символов при заполнении бланка.

В средней части бланка ответов № 1 расположены поля для записи результатов выполнения заданий с кратким ответом (слово или число). Максимальное количество кратких ответов – 36. Максимальное количество символов в одном ответе – 17.

Ниже предусмотрены поля для замены ошибочных ответов на задания с кратким ответом. Максимальное количество полей для замен ошибочных ответов – 8.

В нижней части бланка №1 расположены поля, заполняемые ответственным организатором в аудитории ППЭ: поле «Вариант», в которое вносится номер фактически выданного участнику варианта КИМ, и поля, которые заполняются в случаях, если участник ОГЭ не явился на экзамен, удален с экзамена в связи с нарушением порядка проведения ОГЭ или не закончил экзамен по уважительной причине, а также поле для подписи ответственного организатора.

  1. Бланк ответов № 2

Бланк ответов № 2 печатается на белой бумаге.

Бланк является двусторонней машиночитаемой формой и состоит из двух частей – верхней и нижней.

В верхней части бланка ответов № 2 расположены:

данные об экзамене (предмет, дата) и рассадке участника (аудитория, место) (данные заполняются при печати бланков в РЦОИ);

персональные данные участника экзамена (данные заполняются при печати бланков в РЦОИ);

вертикальный и горизонтальный штрихкоды и их цифровые значения;

поле для записи цифрового значения штрихкода дополнительного бланка ответов № 2;

поле для нумерации листов бланков ответов № 2

Поле для ответов на задания с развернутым ответом располагается в средней части бланка ответов № 2, а также на обратной стороне бланка и разлиновано линиями «в клеточку».

В нижней части бланка №2 расположены поля, заполняемые ответственным организатором в аудитории ППЭ: поле «Вариант», в которое вносится номер фактически выданного участнику варианта КИМ, и поля, которые заполняются в случаях, если участник ОГЭ не явился на экзамен, удален с экзамена в связи с нарушением порядка проведения ОГЭ или не закончил экзамен по уважительной причине, а также поле для подписи ответственного организатора.

  1. Дополнительный бланк ответов № 2

Дополнительный бланк ответов № 2 печатается на белой бумаге.

Бланк является двусторонней машиночитаемой формой и состоит из двух частей – верхней и нижней.

В верхней части дополнительного бланка ответов № 2 расположены:

вертикальный и горизонтальный штрихкоды и их цифровые значения.

поле для записи цифрового значения штрихкода следующего дополнительного бланка ответов № 2;

 поле для нумерации листов бланков ответов № 2;

Поле для ответов на задания с развернутым ответом располагается в нижней части дополнительного бланка ответов № 2, а также на обратной стороне бланка и разлиновано линиями «в клеточку».


  1. Правила заполнения бланков ОГЭ

  1. Общая часть

Участники ОГЭ выполняют экзаменационные работы на бланках ОГЭ, формы и описание правил заполнения которых приведены ниже.

При заполнении бланков ОГЭ необходимо точно соблюдать настоящие правила, так как информация, внесенная в бланки, сканируется и обрабатывается с использованием специальных аппаратно-программных средств.

При недостатке места для записи ответов на задания с развернутым ответом на бланке ответов № 2 (включая обратную сторону бланка) организатор в аудитории выдает дополнительный бланк ответов № 2. Дополнительные бланки ответов № 2 не принимаются к оцениванию, если хотя бы одна из сторон предыдущих бланков ответов № 2 не заполнена.

  1. Основные правила заполнения бланков ОГЭ

Все бланки ОГЭ заполняются яркими черными чернилами. Допускается использование гелевой, капиллярной или перьевой ручек.

Участник ОГЭ должен изображать каждую цифру и букву во всех заполняемых полях бланка ответов № 1 и верхней части бланка ответов № 2, тщательно копируя образец ее написания из строки с образцами написания символов, расположенной в верхней части бланка ответов № 1. Небрежное написание символов может привести к тому, что при автоматизированной обработке символ может быть распознан неправильно.

Каждое поле в бланках заполняется, начиная с первой позиции.

Если участник ОГЭ не имеет информации для заполнения какого-то конкретного поля, он должен оставить это поле пустым (не делать прочерков).

При записи ответов необходимо строго следовать инструкциям по выполнению работы (к группе заданий, отдельным заданиям), указанным в КИМ.

Категорически запрещается:

делать в полях бланков ОГЭ, вне полей бланков ОГЭ или в полях, заполненных автоматическим способом какие-либо записи и (или) пометки, не относящиеся к содержанию полей бланков ОГЭ;

использовать для заполнения бланков ОГЭ цветные ручки вместо черной,  карандаш, средства для исправления внесенной в бланки ОГЭ информации («замазку», «ластик» и др.).

  1. Заполнение бланка ответов № 1 (рис. 1)

Бланк ответов № 1 предназначен для записи результатов выполнения заданий с кратким ответом.

В верхней части бланка ответов № 1 расположены:

данные об экзамене (предмет, дата) и рассадке участника (аудитория, место) (данные заполняются при печати бланков в РЦОИ);

персональные данные участника экзамена (данные заполняются при печати бланков в РЦОИ);

вертикальный и горизонтальный штрихкоды и их цифровые значения;

образец написания символов при заполнении бланка.

Рис. 1. Бланк ответов № 1

Рис. 2. Область для записи ответов на задания с кратким ответом

В средней части бланка ответов № 1 (рис. 2) - краткий ответ записывается справа от номера задания в области ответов с названием «Результаты выполнения заданий с кратким ответом».

Ответ на задание с кратким ответом нужно записать в такой форме, в которой требуется в инструкции к данному заданию, размещенной в КИМ перед соответствующим заданием или группой заданий.

Не разрешается использовать при записи ответа на задания с кратким ответом никаких иных символов, кроме символов кириллицы, латиницы, арабских цифр, запятой и знака «дефис» («минус»).

Краткий ответ, в соответствии с инструкцией к заданию, может быть записан только в виде:

  • слова или словосочетания;
  • одного целого числа;
  • комбинации букв и цифр;
  • десятичной дроби (с использованием цифр, запятой и знака «минус» при необходимости), если в инструкции по выполнению задания указано, что ответ можно дать в виде десятичной дроби;
  • перечисления требуемых в задании пунктов, разделенных запятыми, если в инструкции к заданию указано, что в ответе элементы необходимо перечислить через запятую.

Каждая цифра, буква, запятая или знак «минус» (если число отрицательное) записывается в отдельную клеточку, строго по образцу из верхней части бланка ответов № 1.

При написании ответов, состоящих из двух или более слов, каждое слово записывается в соответствии с  инструкциями по записи ответов в КИМ по соответствующим учебным предметам (например: без пробелов, запятых и других дополнительных символов).

Если в ответе больше 17 символов (количество клеточек, отведенное для записи ответов на задания с кратким ответом), то ответ записывается в отведенном для него месте, не обращая внимания на разбиение этого поля на клеточки. Ответ должен быть написан разборчиво, более узкими символами в одну строчку, с использованием всей длины отведенного под него поля. Символы в ответе не должны соприкасаться друг с другом. Термин следует писать полностью. Любые сокращения запрещены.

Если кратким ответом должно быть слово, пропущенное в тексте задания, то это слово нужно писать в той форме (род, число, падеж и т.п.), в которой оно должно стоять в задании.

В ответе, записанном в виде десятичной дроби, в качестве разделителя следует указывать запятую.

Запрещается записывать ответ в виде математического выражения или формулы. В ответе не указываются названия единиц измерения (градусы, проценты, метры, тонны и т.д.) – так как они не будут учитываться при оценивании. Недопустимы заголовки или комментарии к ответу.

Рис. 3. Область замены ошибочных ответов на задания с кратким ответом

В нижней части бланка ответов № 1 предусмотрены поля для записи исправленных ответов на задания с кратким ответом взамен ошибочно записанных (рис. 3).

Для замены внесенного в бланк ответов № 1 ответа нужно в соответствующих полях замены проставить номер задания, ответ на который следует исправить и записать новое значение верного ответа на указанное задание.

В случае если в области замены ошибочных ответов на задания с кратким ответом будет заполнено поле для номера задания, а новый ответ не внесен, то для оценивания будет использоваться пустой ответ (т.е. задание будет засчитано невыполненным). Поэтому в случае неправильного указания номера задания в области замены ошибочных ответов, неправильный номер задания следует зачеркнуть.

В случае если в области замены ошибочных ответов на задания с кратким ответом номер исправляемого ответа будет записан участником неверно, можно записать верный номер задания жирно поверх ошибочного или зачеркнуть и оформить исправления на следующей свободной строке области замены ошибочных ответов.

  1. Заполнение бланка ответов № 2 (рис. 4)

Бланк ответов № 2 предназначен для записи ответов на задания с развернутым ответом (строго в соответствии с требованиями инструкции к КИМ и к отдельным заданиям КИМ).

В верхней части бланка ответов № 2 расположены:

данные об экзамене (предмет, дата) и рассадке участника (аудитория, место) (данные заполняются при печати бланков в РЦОИ);

персональные данные участника экзамена (данные заполняются при печати бланков в РЦОИ);

вертикальный и горизонтальный штрихкоды и их цифровые значения;

поле для записи цифрового значения штрихкода дополнительного бланка ответов № 2;

поле для нумерации листов бланков ответов № 2

Поле «Дополнительный бланк ответов № 2» заполняет организатор в аудитории при выдаче дополнительного бланка ответов № 2, вписывая в это поле цифровое значение штрихкода дополнительного бланка ответов № 2, который выдается участнику ОГЭ.

При недостатке места для ответов на лицевой стороне бланка ответов № 2 участник ОГЭ должен продолжить записи на оборотной стороне бланка, сделав в нижней части области ответов лицевой стороны бланка запись «смотри на обороте».

При недостатке места для ответов на основном бланке ответов № 2 участник ОГЭ должен продолжить записи на дополнительном бланке ответов № 2, выдаваемом организатором в аудитории по требованию участника ОГЭ в случае, когда в области ответов основного бланка ответов № 2 не осталось места. В случае заполнения дополнительного бланка ответов № 2 при незаполненном основном бланке ответов № 2, ответы, внесенные в дополнительный бланк ответов № 2, оцениваться не будут.

Рис. 4. Бланк ответов № 2

  1. Заполнение дополнительного бланка ответов № 2 (рис. 5)

Рис. 5. Дополнительный бланк ответов № 2

Дополнительный бланк ответов № 2 выдается организатором в аудитории по требованию участника ОГЭ в случае нехватки места для записи развернутых ответов.

В верхней части дополнительного бланка ответов № 2 расположены вертикальный штрихкод, горизонтальный штрихкод и его цифровое значение, а также поля «Следующий дополнительный бланк ответов № 2» и «Лист №».

Поле «Следующий дополнительный бланк ответов № 2» заполняется организатором в аудитории при выдаче следующего дополнительного бланка ответов № 2, если участнику ОГЭ не хватило места на ранее выданных бланках ответов № 2. В этом случае организатор в аудитории вносит в это поле цифровое значение штрихкода следующего дополнительного бланка ответов № 2, который выдает участнику ОГЭ для заполнения.

В поле «Лист №» организатор в аудитории при выдаче дополнительного бланка ответов № 2 вносит порядковый номер листа работы участника ОГЭ (при этом листом № 1 является основной бланк ответов № 2, который участник ОГЭ получил в составе индивидуального комплекта).

Ответы, внесенные в каждый следующий дополнительный бланк ответов № 2, оцениваются только в случае полностью заполненного предыдущего дополнительного бланка ответов №2 и основного бланка ответов №2.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: