Гигиенические критерии рациональной организации урока
№ | Факторы урока | Уровни рациональности урока | ||
рациональный | недостаточно рациональный | нерациональный | ||
1. | Плотность урока | не менее 60% и не более 75-80% | 85-90% | не более 90% |
2. | Количество видов учебной деятельности | 4-7 | 2-3 | 1-2 |
3. | Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности | не более 10 минут | 11-15 минут | более 15 минут |
4. | Частота чередования различных видов учебной деятельности | смена не позже, чем через 10 минут | смена через 11 – 15 минут | смена через 15 – 20 минут |
5. | Количество видов преподавания | Не менее 3х | 2 | 1 |
6. | Чередование видов преподавания | не позже, чем через 10-15 минут | через 15-20 минут | не чередуются |
7. | Наличие эмоциональных разрядок (кол-во) | 2-3 | 1 | нет |
8. | Место и длительность применения ТСО | в соответствии с гигиеническими нормами | с частичным соблюдением гигиенических норм | в произвольной форме |
9. | Чередование позы | Поза чередуется в соответствии с видом работы. Учитель наблюдает за посадкой учащихся. | Имеются случаи несоответствия позы виду работы. Учитель иногда контролирует посадку учащихся. | Частые несоответствия позы виду работы. Поза не контролируется учителем. |
10. | Наличие, место, содержание и продолжительность физкультминуток | На 20 и 35 минут урока по одной минуте из 3х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого. | Одна физкультминутка с неправильным содержанием или продолжительностью. | Отсутствует. |
11. | Психологический климат | Преобладают положительные эмоции. | Имеют случаи отрицательных эмоций. Урок эмоционально индифферентный. | Преобладают отрицательные эмоции. |
12. | Момент наступления утомления учащихся по снижению учебной активности | не ранее 40 минут. | не ранее 35-37 минут. | до 30 минут. |