Главные вкладки
Шлеенкова Лариса Ивановна
Педагогическая поддержка самодеятельной игры с детьми
старшего дошкольного возраста
На современном этапе в связи с принятием нового закона об образовании, с введением в действие Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) обозначились приоритеты в деятельности дошкольного образования. ФГОС поддерживает точку зрения на ребёнка, как на «человека играющего», многие методики и технологии переводятся на игровой уровень.
Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.
Как направить каждого ребенка на полезную и интересную игру, не подавляя его активности и инициативы?
Как чередовать игры и распределять детей в групповой комнате, на участке, чтобы им было удобно играть, не мешая друг другу?
Как устранять возникающие между ними недоразумения и конфликты?
Мастерство воспитателя ярче всего проявляется в организации самостоятельной деятельности ребенка.
От умений быстро решить эти вопросы зависит всестороннее воспитание детей, творческое развитие каждого ребенка.
Слайд 2.
Однако игра все больше вытесняется из системы современного дошкольного образования. Почему это происходит?
Причины: указываетО.Е. Смирнова их несколько
Слайд 3.
- недопонимание взрослыми развивающего значения детской игры.
Игра все чаще рассматривается взрослыми как бесполезный досуг, которому противостоит целенаправленное обучение. Раннее обучение для большинства взрослых (специалистов, родителей) представляется более важным и полезным детским занятием, чем игра. При этом образование понимается преимущественно как усвоение знаний и приобретение учебных навыков (главным образом чтения, счета, письма). Приоритет знаний и учебной деятельности вытесняют игру из жизни и образовательного процесса дошкольников.
- отсутствие разновозрастных детских сообществ.
Раньше игра возникала спонтанно, независимо от каких-либо педагогических воздействий взрослых, поскольку передавалась от старшего поколения детей к младшим (во дворах, в многодетных семьях и других разновозрастных группах). В настоящее время, когда преобладают однодетные семьи и контакты младших детей со старшими практически отсутствуют, естественные механизмы трансляции игры нарушены, а взрослые не могут взять на себя функцию приобщения к игре.
- изобилие товаров и развлечений для детей (маркетизация детства)
Так игрушки все чаще перестают быть средством игры и превращаются в товар, который взрослые приобретают для детей. Исследования О.Е. Смирновой показали, что в детской комнате современного дошкольника находится более 400 игрушек, из которых только 6% реально используются ребенком. Игрушки становятся просто имуществом ребенка, а не побудителями внешней и внутренней активности детей.
- современные СМИ и видеопродукция для детей.
Доминирующим занятием дошкольников стал просмотр мультфильмов, художественные достоинства и развивающий потенциал которых в большинстве своем весьма сомнительны.
- подмена игры игровыми формами обучения.
Игра как бы не исчезает, а становится средством обучения. Игру используют для приобретения новых умений, представлений, для формирования полезных навыков и пр. Об этом, в частности, свидетельствуют многочисленные методы педагогической работы, в которых, так или иначе, присутствуют термины «игровая форма», «игровые средства», «игровые технологии», «игровые занятия» и пр.Игра подменяется игровыми приемами и методами обучения, игровыми технологиями и все более становится не самостоятельной деятельностью (притом ведущей), а средством обучения.
Слайд 4.
В результате уровень развития игры современных дошкольников резко снижается. Исследование, в котором участвовали дошкольники в возрасте 3–6 лет из ДОУ Москвы показало, что низкий уровень игры, когда она сводится к однообразным действиям с игрушками, наблюдался у 60%. Средний уровень, когда ребенок принимает роль и намечает сюжет, встречался в два раза реже (35% детей). Высокий уровень, для которого характерны развернутые ролевые отношения и создание игрового пространства, зафиксирован только в исключительных случаях (у двух детей ста) (см. СмирноваЕ.О. Игра в современном дошкольном образовании // Электронный журнал «Психологическая наука и образование». 2013. № 3).
Прямым следствием дефицита игры является целый комплекс проблем в развитии современных детей, которые отмечают и психологи, и педагоги. Среди них:
зависимость от взрослого, от среды, невозможность самоорганизации детей,
- дефицит воображения и внутреннего плана действия;
- коммуникативные трудности, бессодержательное общение;
Слайд 5.
Все приведенные доводы говорят о том,что важно вернуть игру детям!
Для этого необходимы следующие условия:
- открытость образовательной программы (наличие свободного времени для игры);В режиме дня детей в детском саду время на игру отведено. Главной целью педагогов является правильно это время использовать, всячески поощряя детей к самостоятельным играм, участвуя в них и помогая детям освоить новые способы игры.
- адекватная предметно-пространственная среда;
- позиция взрослого-воспитателя, его игровая компетентность.
Восстановить у педагогов умение играть вместе с детьми и грамотно руководить детской игрой
Слайд 6.
Мы предлагаем воспользоваться принципами формирования игровой деятельности у дошкольников, которые одновременно служат и опорой для общения с детьми в игре. Предложенные Н.А.Коротковой
Педагогические принципы организации игры.
1. Для того чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с детьми (позиция «играющий партнёр»).
Совместная игра взрослого с детьми только тогда будет действительно игрой для ребенка (а не занятием или действием по инструкции, если он почувствует в этой деятельности не давление воспитателя — взрослого, которому в любом случае надо подчиняться, а лишь превосходство «умеющего интересно играть» партнера.
2. Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного возраста, но на каждом этапе развертывать игру особым образом так, чтобы перед детьми сразу "открывался" и усваивался новый более сложный способ ее построения.
Так, ребенок 1, 5—3 лет может «открыть» условное игровое действие с предметом-заместителем, если в совместной игре он видит такое действие партнера-взрослого и в естественном процессе игры сам сталкивается с необходимостью осуществить подобное действие.
Начиная с 3—3, 5 лет можно втягивать детей в совместную игру, которую взрослый развертывает в виде цепочки ролевых диалогов, и тем самым «открыть» для детей игровую роль, сформировать умение использовать роль в качестве основного «строительного блока» игры.
После достижения детьми 5 лет воспитатель может втягивать их в своеобразную игру-придумывание, которая позволяет детям освоить новый способ — творческое комбинирование разнообразных событий, а также новые возможности игры.
3.На каждом этапе дошкольного возраста, необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка, как на осуществлении игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам- взрослому и сверстникам
Чтобы успешно играть с кем-то, ребенку необходимо хорошо понимать смысл действий партнера и самому быть им понятым. Для этого смысл условного игрового действия с предметом, момент принятия той или иной игровой роли, развертываемое в игре событие должны быть пояснены партнеру. Взрослый, играя с ребенком, должен пояснять игровые действия сам («Я буду купать мишку, это у меня мыло», «Я теперь шофер», «Давай, у нас начался пожар» и т. п.) и стимулировать к этому ребенка («Ты чем мишку кормишь?», «Ты кто, Бармалей?» «Куда наш пароход плывет?» и т. п.). Но чтобы такие пояснения ребенок по собственной инициативе обращал к партнеру-сверстнику, взрослый должен как можно раньше ориентировать его на сверстника, втягивая в игру нескольких детей.
4. На каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен включать моменты формирования игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми и создания условий для самостоятельной игры дошкольника.
С изменением возраста детей должна изменяться сама форма совместной игры воспитателя с ними и увеличиваться доля самостоятельной игры в рамках всего отведенного режимом времени на нее.