Волшебница вода и её свойства
-Откуда начинается река?
-Как в облако попала капля дождя?
-Почему замерзла лужа?
Не стоит просто отвечать ребёнку на вопрос, необходимо вместе с ребёнком выяснить ответ.
Самый простой способ-это провести эксперимент, в котором ребёнок САМ постигнет новое и ответит на свой вопрос.
Для коллег: конспект экспериментальной деятельности с детьми в рамках сада.
Для родителей:вместе с ребёнком вспомнить своё детство.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kolichestvo_detey.docx | 20.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Количество детей: подгруппа
Цель:
Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды, побуждая к нахождению самостоятельного вывода на основании собственного опыта по постановке эксперимента.
Задачи:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
-способствовать накоплению конкретных представлений о свойствах воды;
-способствовать умению обобщать и устанавливать причинно-следственные связи;
-способствовать активизации словаря детей: модель, глобус, суша, материки, круговорот воды в природе, лаборатория;
-способствовать формированию грамматически правильной речи в монологах и диалогах;
РАЗВИВАЮЩИЕ:
-закрепить знания о круговороте воды в природе;
-развивать навык проведения лабораторных опытов;
-развивать логическое мышление, любознательность, наблюдательность;
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ;
-бережное отношение к воде;
-воспитывать умение работать в коллективе, отстаивать свою точку зрения;
Материал к занятию:
-глобус, коллаж «круговорот воды в природе»;
-алгоритмы (правила поведения в лаборатории, последовательность выполнения опытов, схемы выполнения упражнений в физ. паузе);
- для выполнения опытов (различные емкости, кисточки и краски, соль и сахар, таз с водой);
- листочки бумаги и простые карандаши для зарисовки опытов в альбом по экспериментированию (во время проведения опытов или в свободное время после);
Предварительная работа:
-экологическое воспитание (изучение вопроса круговорота воды в природе);
-художественная литература (японская сказка: «Почему вода в море соленая?», стихотворение наизусть с использованием мнемотаблицы для запоминания текста «Вы слыхали о воде?»);
- театрализация (спектакль: « Северная сказка» - агрегатные состояния воды)
-прогулки (наблюдения в природе воды в виде осадков и беседы о необходимости воды для всего живого);
-аппликация (капелька воды с рисунками по теме: « Для чего нужна вода?»);
ХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
ПЕРВАЯ ЧАСТЬ:
ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ.
Подгруппа детей возвращается с занятия в бассейне и с ними начинается беседа по вопросам:
(рассказчику дается капелька, после ответа ребёнок передает её следующему)
-А что такое бассейн?
(дети, рассказывая, упоминают про наполнение бассейна водой)
-А вода в бассейн, откуда попала?
(дети рассказывают по цепочке от бассейна по трубам до моря)
-А в морях и океанах вода откуда?
(беседуя, вспоминаем о круговороте воды в природе и о том, что человек являясь звеном этой цепочки должен бороться с загрязнением окружающей среды)
-А много ли воды на нашей Земле?
(дети в вкратце рассказывают о глобусе-модели Земли и её составляющей: суша, материки, океаны, реки и тд.)
-А стихотворение помните о воде?
(ребенок или дети рассказывают знакомое стихотворение-можно использовать мнемотаблицу текста стихотворения)
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане,
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить,
Без неё нам не прожить!
-Правильное стихотворение, но что то мы с вами застоялись на месте, давайте немного разомнемся! Но не я вам буду показывать упражнения, вам покажет их рисованный человечек, а я просто буду читать стихотворение.
(используется человечек-схема)
К речке быстрой мы спустились,
(шагают на месте)
Наклонились и умылись.
(наклоны вперед)
Вот как славно освежились.
(встряхивают руки)
Делать так руками нужно:
Вместе-раз, это брасс.
(круги руками)
Одной, другой-это кроль.
(круги поочередно)
Все как один, плывем как дельфин.
(прыжки на месте)
Вышли на берег крутой
И отправились домой!
(шагаем на месте)
-Пока мы с вами гуляли, что-то мне пить захотелось, а вот интересно вода, какая?
(дети пытаются отвечать)
-А давайте-ка мы с вами превратимся в настоящих ученых отправимся в лабораторию и проведем опыты по исследованию воды, мы уже знаем, что в воде плавает, а что тонет, а теперь выясним какая же все таки вода?
ВТОРАЯ ЧАСТЬ:
НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ ПРОВЕДЕНИЕ ОПЫТОВ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ СВОЙСТВ ВОДЫ.
( в начале необходимо напомнить детям о правилах поведения, используется алгоритм:
-слушать когда кто то говорит
-быть внимательным и соблюдать инструкции
-если есть бьющиеся предметы, то быть с ними крайне осторожными
-по окончанию опыта прибирать своё рабочее место по инструкции воспитателя)
ОПЫТ№1 ФОРМА ВОДЫ
-Посмотрите, на столе у меня лежит предмет. Что это? Какой формы? Если мы положим его на стол, на блюдечко, на ладошку, изменит ли он свою форму? (ответы детей)
-Нет, в любом месте он формы не меняет.
-А какую же форму имеет вода?
-Для определения этого нам надо следуя инструкции сделать следующее: налить воду в первый сосуд-потом перелить воду во второй сосуд и так далее, каждый раз обращая внимание, что вода принимая форму сосуда, меняет и свою форму.(дети самостоятельно могут пояснить последовательность опыта)
Дети выполняют опыт и комментируют свои действия.
-Так имеет ли вода форму? (ответы детей)
Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда в котором находится. Вода-жидкость. Помните лужи? На асфальте лужа, а где ямка то небольшое озеро.
Воспитатель показывает алгоритм формы воды, который символизирует, что у воды нет формы и вывешивает этот алгоритм на доску.
ОПЫТ№» ЦВЕТ ВОДЫ.
-А я знаю, какого цвета вода и сейчас вам покажу фокус.
(фокус с бутылкой крышка, которой имеет слой гуаши и при встряхивании вода окрашивается)
Дети смеются и им предлагается алгоритм выполнения второго опыта: одним цветом окрасить воду в одном сосуде, а другим в другом и ответить на вопрос о цвете.
Вывод: вода не имеет цвета, а окрашивается в тот цвет, который мы в неё добавляем
(перед опытом можно за сосуд с водой поставить картинки и посмотреть как они видны, а после окрашивания воды повторить ещё раз, тем самым напомнить, что вода прозрачная)
Воспитатель показывает алгоритм цвета воды, котрый символизирует о том, что вода не имеет цвета и вывешивает его на доску.
ОПЫТ№3 ВКУС ВОДЫ.
-А какая же вода на вкус? Для того чтобы это определить нам надо следуя инструкции сделать следующее: попробывать воду в емкости на вкус, затем добавить сахар и размешать, попробывать ещё раз на вкус, в другую емкость с водой добавить соль, размешать и опять попробовать.
(дети, пробуя воду, высказывают свои мнения)
Вывод: своего вкуса у воды нет, а вещества, которые мы положили в воду-растворились
Воспитатель показывает алгоритм вкуса воды, который символизирует, что вода не имеет вкуса и вывешивает алгоритм на доску.
ОПЫТ №4 СПОСОБНОСТЬ ВОДЫ ОТРАЖАТЬ ПРЕДМЕТЫ.
Воспитатель предлагает подойти каждому ребенку к тазу с водой и, заглянув в него ответить что увидели.
(дети говорят о своем отражении в воде)
-А где ещё можно увидеть своё отражение?
(дети отвечают, что можно в зеркале, в витрине стеклянной и тд.)
Вывод: вода отражает предметы как зеркало
Воспитатель показывает алгоритм способности воды отражать предметы и вывешивает алгоритм на доску.
ФИЗМИНУТКА:
Разминая поясницу, мы не будем торопиться,
Вправо-влево повернись, на соседа оглянись.
(повороты в разные стороны)
Чтобы стать ещё умнее, мы слегка покрутим шеей,
Раз и два, раз и два, закружилась голова.
(вращение головой)
Раз, два, три, четыре, пять, ноги надо разминать.
(приседания)
Напоследок, всем известно, как всегда ходьба на место!!!!
или игра:
Игра, "Какая бывает вода?"
Дети встают в круг, воспитатель, с мячом в руках, становится в центре круга. Воспитатель задает вопросы и бросает мяч одному из детей. Ребенок должен поймать мяч и ответить на вопрос «какая бывает вода?», после чего возвратить мяч воспитателю.
(Вода бывает: минеральная, безвкусная, без запаха, речная, болотная, прозрачная, бесцветная, морская, водопроводная, родниковая...).
ТРЕТЬЯ ЧАСТЬ:
ОБОБЩЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.
- Ребята, вода - одно из самых удивительных веществ на планете. Какие новые свойства воды вы сегодня узнали? (ответы детей с опорой на алгоритмы свойств воды, вывешенные на доске).
Педагог обобщает высказывания детей и подводит итог.
-Но вода обладает и другими свойствами, с которыми мы познакомимся в следующий раз.