Волшебница вода и её свойства

-Откуда начинается река?

-Как в облако попала капля дождя?

-Почему замерзла лужа?

Не стоит просто отвечать ребёнку на вопрос, необходимо вместе с ребёнком выяснить ответ.

Самый простой способ-это провести эксперимент, в котором ребёнок САМ постигнет новое и ответит на свой вопрос.

Для коллег: конспект экспериментальной деятельности с детьми в рамках сада.

Для родителей:вместе с ребёнком вспомнить своё детство.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kolichestvo_detey.docx20.03 КБ

Предварительный просмотр:

Количество детей: подгруппа

Цель:

Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды, побуждая к нахождению самостоятельного вывода на основании собственного опыта по постановке эксперимента.

Задачи:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

-способствовать накоплению конкретных представлений о свойствах воды;

-способствовать умению обобщать и устанавливать причинно-следственные связи;

-способствовать активизации словаря детей: модель, глобус, суша, материки, круговорот воды в природе, лаборатория;

-способствовать формированию грамматически правильной речи в монологах и диалогах;

РАЗВИВАЮЩИЕ:

-закрепить знания о круговороте воды в природе;

-развивать навык проведения лабораторных опытов;

-развивать логическое мышление, любознательность, наблюдательность;

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ;

-бережное отношение к воде;

-воспитывать умение работать в коллективе, отстаивать свою точку зрения;

Материал к занятию:

-глобус, коллаж «круговорот воды в природе»;

-алгоритмы (правила поведения в лаборатории, последовательность выполнения опытов, схемы выполнения упражнений в физ. паузе);

- для выполнения опытов (различные емкости, кисточки и краски, соль и сахар, таз с водой);

- листочки бумаги и простые карандаши для зарисовки опытов в альбом по экспериментированию (во время проведения опытов или в свободное время после);

Предварительная работа:

-экологическое воспитание (изучение вопроса круговорота воды в природе);

-художественная литература (японская сказка: «Почему вода в море соленая?», стихотворение наизусть с использованием мнемотаблицы для запоминания текста «Вы слыхали о воде?»);

- театрализация (спектакль: « Северная сказка» - агрегатные состояния воды)

-прогулки (наблюдения в природе воды в виде осадков и беседы о необходимости воды для всего живого);

-аппликация (капелька воды с рисунками по теме: « Для чего нужна вода?»);

ХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

ПЕРВАЯ ЧАСТЬ:

ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ.

Подгруппа детей возвращается с занятия в бассейне и с ними начинается беседа по вопросам:

(рассказчику дается капелька, после ответа ребёнок передает её следующему)

-А что такое бассейн?

(дети, рассказывая, упоминают про наполнение бассейна водой)

-А вода в бассейн, откуда попала?

(дети рассказывают по цепочке от бассейна по трубам до моря)

-А в морях и океанах вода откуда?

(беседуя, вспоминаем о круговороте воды в природе и о том, что человек являясь звеном этой цепочки должен бороться с загрязнением окружающей среды)

-А много ли воды на нашей Земле?

(дети в вкратце рассказывают о глобусе-модели Земли и её составляющей: суша, материки, океаны, реки и тд.)

-А стихотворение помните о воде?

(ребенок или дети рассказывают знакомое стихотворение-можно использовать мнемотаблицу текста стихотворения)

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане,

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться.

Смею вам я доложить,

Без неё нам не прожить!

-Правильное стихотворение, но что то мы с вами застоялись на месте, давайте немного разомнемся! Но не я вам буду показывать упражнения, вам покажет их рисованный человечек, а я просто буду читать стихотворение.

(используется человечек-схема)

К речке быстрой мы спустились,

(шагают на месте)

Наклонились и умылись.

(наклоны вперед)

Вот как славно освежились.

(встряхивают руки)

Делать так руками нужно:

Вместе-раз, это брасс.

(круги руками)

Одной, другой-это кроль.

(круги поочередно)

Все как один, плывем как дельфин.

(прыжки на месте)

Вышли на берег крутой

И отправились домой!

(шагаем на месте)

-Пока мы с вами гуляли, что-то мне пить захотелось, а вот интересно вода, какая?

(дети пытаются отвечать)

-А давайте-ка мы с вами превратимся в настоящих ученых отправимся в лабораторию и проведем опыты по исследованию воды, мы уже знаем, что в воде плавает, а что тонет, а теперь выясним какая же все таки вода?

ВТОРАЯ ЧАСТЬ:

НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ ПРОВЕДЕНИЕ ОПЫТОВ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ СВОЙСТВ ВОДЫ.

( в начале необходимо напомнить детям о правилах поведения, используется алгоритм:

-слушать когда кто то говорит

-быть внимательным и соблюдать инструкции

-если есть бьющиеся предметы, то быть с ними крайне осторожными

-по окончанию опыта прибирать своё рабочее место по инструкции воспитателя)

ОПЫТ№1  ФОРМА ВОДЫ

-Посмотрите, на столе у меня лежит предмет. Что это? Какой формы? Если мы положим его на стол, на блюдечко, на ладошку, изменит ли он свою форму? (ответы детей)

-Нет, в любом месте он формы  не меняет.

-А какую же форму имеет вода?

-Для определения этого нам надо следуя инструкции сделать следующее: налить воду в  первый сосуд-потом перелить воду во второй сосуд и так далее, каждый раз обращая внимание, что вода принимая форму сосуда, меняет и свою форму.(дети самостоятельно могут пояснить последовательность опыта)

Дети выполняют опыт и комментируют свои действия.

-Так имеет ли вода форму? (ответы детей)

Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда в котором находится. Вода-жидкость. Помните лужи? На асфальте лужа, а где ямка то небольшое озеро.

Воспитатель показывает алгоритм формы воды, который символизирует, что у воды нет формы и вывешивает этот алгоритм на доску.

ОПЫТ№» ЦВЕТ ВОДЫ.

-А я знаю, какого цвета вода и сейчас вам покажу фокус.

(фокус с бутылкой крышка, которой имеет слой гуаши и при встряхивании вода окрашивается)

Дети смеются и им предлагается алгоритм выполнения второго опыта: одним цветом окрасить воду в одном сосуде, а другим в другом и ответить на вопрос о цвете.

Вывод: вода не имеет цвета, а окрашивается в тот цвет, который мы в неё добавляем

(перед опытом можно за сосуд с водой поставить картинки и посмотреть как они видны, а после окрашивания воды повторить ещё раз, тем самым напомнить, что вода прозрачная)

Воспитатель показывает алгоритм цвета воды, котрый символизирует о том, что вода не имеет цвета и вывешивает его на доску.

ОПЫТ№3 ВКУС ВОДЫ.

-А какая же вода на вкус? Для того чтобы это определить нам надо следуя инструкции сделать следующее: попробывать воду в емкости на вкус, затем добавить сахар и размешать, попробывать ещё раз  на вкус, в другую емкость с водой добавить соль, размешать и опять попробовать.

(дети, пробуя воду, высказывают свои мнения)

Вывод: своего вкуса у воды нет, а вещества, которые мы положили в воду-растворились

Воспитатель показывает алгоритм вкуса воды, который символизирует, что вода не имеет вкуса и вывешивает алгоритм на доску.

ОПЫТ №4 СПОСОБНОСТЬ ВОДЫ ОТРАЖАТЬ ПРЕДМЕТЫ.

Воспитатель предлагает подойти каждому ребенку к тазу с водой и, заглянув в него ответить что увидели.

(дети говорят о своем отражении в воде)

-А где ещё можно увидеть своё отражение?

(дети отвечают, что можно в зеркале, в витрине стеклянной и тд.)

Вывод: вода отражает предметы как зеркало

Воспитатель показывает алгоритм способности воды отражать предметы и вывешивает алгоритм на доску.

ФИЗМИНУТКА:

Разминая поясницу, мы не будем торопиться,

Вправо-влево повернись, на соседа оглянись.

(повороты в разные стороны)

Чтобы стать ещё умнее, мы слегка покрутим шеей,

Раз и два, раз и два, закружилась голова.

(вращение головой)

Раз, два, три, четыре, пять, ноги надо разминать.

(приседания)

Напоследок, всем известно, как всегда ходьба на место!!!!

или игра:

Игра, "Какая бывает вода?"

Дети встают в круг, воспитатель, с мячом в руках,  становится в центре круга. Воспитатель задает вопросы и бросает мяч одному из детей. Ребенок должен  поймать мяч и ответить на вопрос «какая бывает вода?», после чего  возвратить мяч воспитателю.

(Вода бывает: минеральная, безвкусная, без запаха, речная, болотная, прозрачная, бесцветная, морская, водопроводная,  родниковая...).

ТРЕТЬЯ ЧАСТЬ:

ОБОБЩЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.

- Ребята, вода - одно из самых удивительных веществ на планете. Какие новые свойства воды вы сегодня узнали? (ответы детей с опорой на алгоритмы свойств воды, вывешенные на доске).

Педагог обобщает высказывания детей и подводит итог.

-Но вода обладает и другими свойствами, с которыми мы познакомимся в следующий раз.