Главные вкладки
Консультации для родителей
Здесь много интересного!
https://nsportal.ru/sites/default/files/2024/02/08...
https://nsportal.ru/sites/default/files/2024/02/08...
https://nsportal.ru/sites/default/files/2024/02/09...
https://nsportal.ru/sites/default/files/2024/02/09...
https://nsportal.ru/sites/default/files/2024/02/09...
https://nsportal.ru/sites/default/files/2024/02/09...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_mir_golovolomok.docx | 16.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
Подготовила: Зотова Е.А.
«МИР ГОЛОВОЛОМОК» СМАРТ ТРЕНИНГ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Что такое смарт-тренинг в дошкольной образовательной
организации?
Начнем с определения слова «смарт» (от англ. smart) основное значение которого определяется как, толковый, сообразительный, умный, находчивый. Акроним «smart» хорошо известен, как метод определения «умной» цели и постановки задач, расшифруем его:
S.M.A.R.T.
• Specific– конкретный
• Measurable – измеримый
• Attainable – достижимый
• Relevant – значимый
• Time-bound – ограниченный во времени
Слово «тре́нинг» (англ. training от train– обучать, воспитывать) обозначает метод активного обучения, направленный на развитие ЗУН (знаний, умений и навыков). Под смарт-тренингом для дошкольников мы будем понимать метод активного обучения детей, направленный на достижение поставленной цели, развитие познавательного интереса, сообразительности и находчивости. Организация игровой деятельности в смарт-тренинге предполагает, прежде всего, умственное воспитание детей дошкольного возраста. Авторы-разработчики методического пособия «МИР ГОЛОВОЛОМОК», опирались на исследования психологов, ученых, педагогов Л.А. Венгера, Н.Н. Подъякова, О.М. Дьяченко, П.Я. Гальперина, Л.В. Занкова, В.В. Давыдова, Е.Е. Шулешко, Ч. Лейв, Дж. Марч.
Развивающие свойства головоломок
Проблема интеллектуального развития и воспитания детей является одной из самых актуальных проблем педагогики. У дошкольников с хорошо развитым интеллектом больше уверенности, высокий объем памяти и внимания, они лучше подготовлены к школе. Современный ребенок должен не только много знать и уметь применять знания на практике, но и быть инициативным, самостоятельным, способным на творческий подход к любому делу. «В труде, в учении, в игре, во всякой творческой деятельности нужны человеку сообразительность, находчивость, догадка, умение рассуждать – все то, что метко определяется одним словом «смекалка». Смекалку можно воспитать и развить систематическими и постепенными упражнениями». Доказано и подтверждено временем: для сохранения работоспособности мозга на долгие годы, необходимо его тренировать. Неслучайно люди, которые заняты интеллектуальным трудом, в большинстве случаев сохраняют ясность мысли и хорошую память до преклонных лет. Как известно, с самого рождения ребенок видит, реагирует на звуки, но, чтобы ребенок развивался, его необходимо учить рассматривать, слушать и понимать то, что он воспринимает; анализировать, делать выводы, умозаключения. Из множества заданий и упражнений, которые предлагает взрослый ребенку, игры – головоломки – одно из действенных средств умственного развития. Авторы словарей определяют головоломку как «головоломная загадка, задача» (словарь Ожегова), «Сложная, трудноразрешимая загадка, задача» (словарь Ушакова), «Специально подобранная загадка, задача и т.п., для решения которой требуются сообразительность и знания в соответствующей области, обладают рядом характерных особенностей: им присуще свойство увлечь как взрослого, так и ребенка, до сих пор не проявлявшего интереса к ним, разжечь стремление к умственным упражнениям. Во-первых, головоломка – это интересная игра. Во-вторых, ребенок, выбирая варианты решения головоломок, невольно становится самостоятельным, целеустремленным. В-третьих, ребенок, который умеет играть с головоломками, научится быстро читать, писать, считать и решать задачи. В-четвёртых, головоломки способствуют интеллектуальному развитию, а именно таких качеств, как сообразительность, находчивость, а также развитию математических способностей. К тому же, решение головоломок – это не простое времяпровождение. Головоломки способствуют созданию воображаемого образа. Любая получившаяся фигура, может развить воображение малыша до такой степени, на которую не способны даже взрослые. Так как решения головоломок чаще всего нестандартные, это позволяет развивать творческие способности ребенка, формирует умение находить выход из любой ситуации, в то же время развивает умение мыслить последовательно и системно. И чем чаще ребенок будет решать головоломки, тем больше у него будет нестандартных путей решения той или иной задачи. Ребенок имеет возможность самостоятельного решения, убеждается в важности, ценности его собственных поисков и усилий. Это развивает самостоятельность, осознанность действий. Знаменитый автор головоломок Борис Кордемский отмечал: «Творческая активность, находчивость, изобретательность и смекалка достигают высшего напряжения и получают отличную тренировку, когда мысль захвачена стремлением решить заинтересовавшую задачу. Найденное решение или даже чтение изложенного остроумного решения всегда вызывает умственное удовлетворение, эстетическое наслаждение. Головоломка в нашем понимании – это своеобразный Smart тренинг. В процессе игры ребенок решает конкретно заданную задачу. Это есть достижимая для него цель, в процессе реализации этой цели за определенный промежуток времени ребенок получает измеримый, значимый для него результат. И чем чаще ребенок будет упражняться в решении головоломок, тем меньший промежуток времени понадобится ему для достижения цели.
Изучая влияние головоломок на умственное развитие детей дошкольного возраста З.А. Михайлова отмечала «Головоломки, занимательные игры вызывают у ребят большой интерес. Дети могут не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. В таких занятиях формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. В ходе решения головоломок, задач на смекалку дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться о результате, проявляя при этом творчество. Такая работа активизирует мыслительную деятельность ребенка, развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере потом он ни работал.
Известный современный изобретатель головоломок, автор интеллектуальных задач В.И. Красноухов уверен, что решения головоломок учат умению формализовать задачу и логически мыслить. Эти навыки помогут в самых обычных жизненных ситуациях. Не менее важен соревновательный момент – когда ребенок стремится найти решение первым, не отстать от других, тем самым формируются лидерские качества, которые сыграют немаловажную роль в будущем – в учебе, в профессии, в жизни. А именно, помогут ему стать успешным.
Решите головоломку сами, предложите ее детям, почувствуйте азарт и любопытство, усердие и терпение, стремление к познанию нового, ни с чем не сравнимое чувство победы в решении трудной задачи!