дидактический материал
ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ ПОМОГУТ НАЙТИ УЧАЩИМСЯ МАТЕРИАЛЫ ПО СЛОЖНЫМ ТЕМАМ ПРОГРАММЫ; ПРОЙТИ ТЕСТЫ ОН-ЛАЙН
Скачать:
Предварительный просмотр:
ССЫЛКИ ПОЛЕЗНЫЕ ПРИ ПОДГОТОВКЕ:
http://edu.shebekino.ru/bulanovskay/favorite51.htm
Задачи: информационно-поисковая система задач по математике. Сайт включает такие рубрики как «Условие», «Решение», «Подсказка» (указания к решению), «Информация» (методы и приемы решения, используемые в решении; факты, используемые в решении; объекты и понятия, используемые в решении; источники и прецеденты использования), каждую из которых ученик может открыть при решении любой содержащейся в сайте задачи. http://zadachi.mccme.ru
Конкурсные задачи по математике: справочник и методы решения
Методы решения уравнений, систем, неравенств. Текстовые задачи и задачи с параметрами. Задачи по планиметрии и стереометрии. Примеры и задачи для самостоятельного решения. Краткий справочник по элементарной математике и типовая программа для абитуриентов. http://mschool.kubsu.ru/cdo/shabitur/kniga/tit.htm
Материалы (полные тексты) свободно распространяемых книг по математике, предоставленные авторами и издательствами (по возможности в форме оригинал-макетов с исходными текстами), а также записки лекций, сборники задач, программы курсов и т.п. http://www.mccme.ru/free-books/
Математика для поступающих в ВУЗы
Сборник задач по математике (более 2000). В основном задачи, которые в разное время предлагались на письменных экзаменах в МГУ и МФТИ до 1999 года включительно. Задачи даны с ответами. Некоторые варианты вступительных экзаменов дополняются решениями задач. Для просмотра требуется браузер с поддержкой JAVA. http://www.matematika.agava.ru/
Выпускные и вступительные экзамены по математике: варианты, методика
Варианты выпускных школьных экзаменов по математике (общероссийских и Санкт-Петербургских) для классов с разными уровнями изучения предмета. Варианты вступительных (предварительных и основных) экзаменов в СПбГУ и другие вузы Санкт-Петербурга. Несколько методических статей. http://www.mathnet.spb.ru/
Учебно-тренировочные тематические задания
Справочник для учащихся 7-9 классов (брошюра)
Арифметика 5-6 кл (брошюра)
Выражения и преобразования. 7-9 классы (брошюра)
Уравнения и неравенства. 7-9 классы (брошюра)
Тематические тесты
Тема №1. Теорема Виета
Тема №2. Значения функции
Тема №3. Область определения функции
Тема №4. Разложение квадратного трёхчлена на множители
Тема №5. Сокращение дробей
Тема №6. Вершина параболы
Тема №7. Решение неравенств второй степени
Тема №8. Решение неравенств методом интервалов
Тема №9. Уравнения с одной переменной
Тема №10. Уравнения с параметром
Тема №11. Решение систем уравнений
Тема №12. Задачи на составление систем уравнений
Варианты тренировочных работ (1- 24 вариант)
Система подготовки к ЕГЭ и ГИА
Диагностические и тренировочные работы
Варианты тестов. http://www.ctege.info/content/category/15/67/48/
Сайт Ким Натальи Анатольевны http://uztest.ru/exam
Тестирование http://www.mathtest.ru/
Тестирование http://www.school-tests.ru/online-ege-math.htm
Алгебра, тесты, тренажеры, обучающие программы http://le-savchen.ucoz.ru/load/2
Решение текстовых задач, дистанционные занятия http://le-savchen.ucoz.ru/load/9 Здесь вы можете научиться решать задачи на движение, на работу и др.
Стандартный вид числа "Космические задачи на экзамене", тест.
Тест онлайн №1
Тест онлайн №2
Тест онлайн №3
Тест онлайн №4
Тест онлайн №5
Тест онлайн №6
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
МБОУ гимназия №2 г. Гурьевска
Калининградской области
Карточки для зачётов
как вид контроля на уроках математики в 6, 7, 8, 9 классах
Подготовила: Матвеева Надежда Витальевна,
учитель математики
Гурьевск - 2013
Обязательные результаты обучения - это тот минимум, который необходим для дальнейшего обучения, для выполнения программных требований к математической подготовке учащихся.
Как одна из форм систематического контроля достижения обязательных результатов обучения в ходе учебного процесса может быть использован зачёт.
При проведении зачёта преследуется цель: проверить, в какой степени овладел ученик формируемыми умениями на обязательном уровне.
Зачёт считается сданным, если ученик выполнил верно не менее 70 % предложенных ему задач.
Оценивание происходит в зависимости от объёма и качества выполнения этих задач.
Список литературы.
- Виленкин Н.Я., Жохов В.И. Математика 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений/М.: «Мнемозина», 2012
- Чесноков А.С., Нешков К.И. Дидактические материалы по математике для 5 класса. Пособие для учителя. М.: «Просвещение», 2009
- Максимовская М.А., Пчелинцев Ф.А., Уединов А.Б., Чулков П.В. Тесты по математике 5-11 классы. М.: «Олимп», 2002
- Зив Б.Г., Мейлер В.М. Дидактические материалы по геометрии для 7 класса. М.: «Просвещение», 2000
- Галицкий М.Л. и др. Сборник задач по алгебре 8 – 9 кл. – М.: Просвещение, 1995.
- Мордкович А.Г. Алгебра. 7,8 кл. – М.: Мнемозина, 2000.
- Мерзляк А.Г. и др. Алгебраический тренажер. – М.: Илекса, 2001.
- Электронный учебник «Алгебра 7 – 11».
Карточка №1
Предлагается для зачёта по теме «Прямая и обратная пропорциональная зависимость», решение задач, математика 6 класс
1 вариант
- Решите пропорцию: =
- 4 кроликам в день требуется 2 кг моркови. Сколько необходимо моркови для 30 таких же кроликов?
- 2 девочки делают гирлянду за 30 минут. За сколько минут будет сделана гирлянда, если девочкам помогут 3 мальчика?
_____________Ответы: 1. х = 10; 2. 15 кг; 3. 12 минут
2 вариант
- Решите пропорцию: =
- Для 4 цыплят в день необходимо 200 граммов пшена. Сколько пшена потребуется для 10 таких же цыплят?
- 3 мальчика наряжают ёлку за 50 минут. К ним на помощь пришли 2 девочки. Через сколько минут ёлка будет украшена?
______________Ответы: 1. х = 10; 2. 500г; 3. 30 минут
Карточка №2
Следующая карточка предлагается как зачётное творческое задание для учащихся 9 класса по теме «Построение графиков квадратичной функции». Уровень доступности - для всех учеников.
РИСУНОК №1 состоит из 15 «частей» графиков квадратичной функции», РИСУНОК №2 – из 10. Для построения каждой линии необходимо вычислить координаты вершины параболы и значения функции на концах заданного интервала. В результате в первом случае получается картинка «Лягушонок», во втором «Дельфин». Учащимся предлагается завершить творческий процесс и раскрасить получившуюся картинку. За выполненную работу ставятся либо оценка 4, либо 5.
«Рисуем графиками квадратичной функций»
Рисунок № 1
- У = −х2 + 8, х [ −7 ; 7 ]
- У = х2 + 1, х [ −7 ; 7 ]
- У = − 0,75 (х + 4)2 + 11, х ( −6,8 ; −2 )
- У = − 0,75(х −4)2 + 11, х ( 2 ; 6,8 )
- У = − (х + 4)2 + 9, х ( −5,8 ; −2,8 )
- У = − (х − 4)2 + 9, х ( 2,8 ; 5,8 )
- У = х2 − 5, х ( −4 ; 4 )
- У = х2 − 9, х ( −5,2 ; 5,2 )
- У = −(х + 3)2 − 6, х ( −8,9 ; −2,8 )
- У = −(х −3)2 − 6, х ( 2,8 ; 8,9 )
- У = (х + 4)2 − 11, х ( −8,9 ; 0 )
- У = (х − 4)2 − 11, х ( 0 ; 8,9 )
- У = − (х + 5)2, х ( −7 ; −4,5 )
- У = − (х −5)2, х ( 4,5 ; 7 )
- У = х 2 + 2, х ( −3 ; 3 )
Рисунок № 2
- У = х2 − 3, х ( 0 ; 9 )
- У = 0,04 х2 − 3, х ( −10 ; 0 )
- У = (х + 6)2 + 1, х [ −9 ; −3]
- У = −(х −3)2 + 6, х [ −3 ; 9]
- У = (х − 5)2 + 2, х [ 5 ; 8,3]
- У = (х − 7)2 + 1,5 , х [ 5 ; 8,5]
- У = − 0,75(х + 11)2 + 6, х [ −13 ; −9]
- У = − 0,5(х + 13)2 + 3, х [ −15 ; −13]
- У = 1, х [ −15; −10]
- У = 3, х [ 3 ; 4]
Карточка №3
Данная работа предназначена для обобщающего урока по теме
«Четырехугольники» в 8 классе по геометрии.
1. Диагонали прямоугольника АВСD пересекаются в точке О. Найдите углы между
диагональю и сторонами прямоугольника, если угол между диагоналями
равен 130˚.
2. Диагонали ромба КМNP пересекаются в т очке О. Угол КМО на 30˚ больше угла
МКО. Найдите углы ромба.
3. Найдите боковые стороны равнобедренной трапеции, основания которой равны 14
см и 8 см, а один из углов равен 120˚.
4. Одна из сторон параллелограмма в 4 раза больше другой. Найдите длину каждой
стороны , если периметр параллелограмма равен 60см.
5. В равнобедренной трапеции ABCD ∠A : ∠B = 4 : 5. Найдите углы трапеции.
______Ответы. 1. 25° и 65°; 2. 60° и 120°; 3. 6см; 4. 14см и 6см; 5. 80° и 100°.
Карточка №4
Данная работа предназначена для проведения для проведения зачёта в 8 классе по алгебре по теме «Решение неравенств первой степени».
1 вариант. Решите неравенства:
_______Ответы: 1. ; 2. ; 3. (; 5.
2 вариант. Решите неравенства:
______Ответы: 1. ; 2. ; 3. ; 4. ; 5.
Карточка №5
Данная работа предназначена для проведения зачёта в 7 классе по геометрии в конце 1четверти по темам « Начальные геометрические сведения» и «Угол. Виды углов», дополнительными являются вопросы из программы 6 класса.
Вариант 1
- Отрезок, соединяющий две точки окружности называется ______________________
- Угол, равный 180°, называется______________________
- Прямой угол равен________________________________
- Длина отрезка равна сумме длин отрезков,________________________________________
- Два луча с общим началом образуют________________________________________
- Свойство смежных углов ______________________
- Свойство вертикальных углов __________________
- Величина острого угла всегда___________________________________________
- Тупым называется угол____________________________________________
- Свойство биссектрисы угла - _______________________________________________
- Если в треугольнике один из углов 90°,то он называется______________________________________
- Формула длины окружности_______________________
- Во сколько раз диаметр больше радиуса? ____________
- Две прямые, которые не пересекаются, называются __________________
- Градусная мера угла равна 156°. Какой это угол?_____________________________
____Ответы: 1. Хорда; 2. Развёрнутый; 3. 90°; 4. «из которых он состоит»; 5. Угол; 6. «Их сумма равна 90°»; 7. «они равны»; 8. Меньше 90°; 9. Больше 90°, но меньше 180°; 10. «делит угол пополам»; 11. «прямоугольный»; 12. C=2пR; 13. В 2 раза; 14. Параллельные ; 15. Тупой .
Вариант 2.
- Величина острого угла всегда___________________________________________
- Градусная мера угла 53° равна. Какой это угол?_______________________________
- Два луча с общим началом образуют________________________________________
- Отрезок, соединяющий две точки окружности называется ______________________
- Угол, равный 90°, называется_______________________
- Развёрнутый угол равен___________________________
- Длина отрезка равна сумме длин отрезков,________________________________________
- Свойство смежных углов ______________________
- Формула длины окружности_______________________
- Тупым называется угол____________________________________________
- Если в треугольнике один из углов 90°,то он называется______________________________________
- Свойство вертикальных углов __________________
- Свойство биссектрисы угла - _______________________________________________
- Во сколько раз радиус меньше диаметра? ___________
- Две прямые, которые не пересекаются, называются__________________
_____Ответы: 1. «меньше 90°»; 2. Острый ; 3. Угол ; 4. Хорда ; 5. Прямой ; 6. 180°; 7. «из которых он состоит»; 8. «их сумма равна 180°»; 9. C=2пR; 10. Больше 90°, но меньше 180°; 11. Прямоугольным; 12. «они равны»; 13. «делит угол пополам»; 14. В 2 раза; 15. Параллельными.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Решение задач по теме
«Правильные многоугольники»
9 класс
Урок обобщение знаний, умений и навыков по теме «Правильные многоугольники».
Задача обучения: проконтролировать знания, умения и навыки по теме, показать учащимся различные способы решения одной задачи; формировать умение применять геометрические знания к решению практических задач; формировать умения анализировать, обобщать, показывать, использовать элементы исследования.
Задача развития: развитие логического мышления, пространственного воображения, познавательной активности, математической речи, творческих способностей учащихся, навыков построения чертежей по условию задачи.
Задача воспитания: воспитание аккуратности, трудолюбия, самостоятельности, интереса к предмету, НОТ учащихся.
Наглядность: рисунок для задачи №1093, рисунок пчелиных сот, выставка творческих работ учащихся (рисунки паркетов из правильных многогранников, кроссворды, модели многогранников), модели правильных многоугольников (треугольник, квадрат, шестиугольник), раздаточный материал на карточках, чертежные инструменты.
Наглядно-иллюстративный материал
Девиз работы на уроке Рене Декарт: «И чем труднее доказательство, тем больше будет удовольствие тому, кто это доказательство найдет». | Р3 = 45,9 см | Р4 = 40 см |
Р6 = 37,8 см | ||
Бенефис задачи | Выставка творческих работ | Способ медианы треугольника |
Свойство биссектрисы угла треугольника | Подобие треугольников | Способ площадей |
Понятие синуса угла | Аналитический | Свойство катета прямоугольного треугольника, лежащего против угла в 300 |
sin = | a3= 2R sin600 a3=2r tg 600 | a = c |
Ход урока
№ п/п | Предполагаемая деятельность учителя | Предполагаемая деятельность учащихся |
1. | Организационный момент | |
На предыдущих уроках всем было дано творческое задание. Я благодарю тех, кто принял участие. На стенде вы можете познакомиться с лучшими творческими работами учащихся. В них можно увидеть построение паркетов и витражей из правильных многоугольников, кроссворды, познакомиться со способами построения правильных многоугольников с помощью циркуля и линейки, модели многогранников. Все ребята получают за свою работу оценку «5». Ребята, сегодня на уроке мы повторим изученный материал по теме «Правильные многоугольники», рассмотрим решение одной задачи различными способами, рассмотрим, как геометрические знания используются в решении жизненных задач, выясним, так ли уж важно нам знать сведения о правильных многоугольниках и где же их можно применять в повседневной жизни. А девизом нашей сегодняшней работы будут слова великого математика Рене Декарта: «И чем труднее доказательство, тем больше будет удовольствие тому, кто это доказательство найдет». | ||
2. | Открыли тетради, записали число и тему урока «Решение задач» | |
3. | Индивидуальная работа (проверка знаний учащихся) | |
Индивидуальное задание выполняют на 2-ой доске учащиеся. №1. Дан правильный треугольник, около которого описана окружность радиуса 2 см. найдите сторону данного треугольника, его периметр, площадь и радиус вписанной в него окружности. №2. Впишите в данную окружность правильный шестиугольник. №3. Впишите в данную окружность правильный четырехугольник. №4. Опишите около данной окружности правильный треугольник. Этапы построения записать на доске. Выдаю карточки для индивидуальной работы на местах. №5. В правильный треугольник вписана окружность, в которую вписан правильный треугольник. Найдите отношение площадей данных многоугольников. №6. В правильный четырехугольник вписана окружность, в которую вписан правильный треугольник. Найдите отношение площадей данных многоугольников. №7. В правильный шестиугольник вписана окружность, в которую вписан правильный треугольник. Найдите отношение площадей данных многоугольников. | Проверяют правильность учащиеся – консультанты. | |
4. | Повторение. | |
Повторение материала начнем с разгадывания кроссворда, который нам предлагает Кидалова Дарья. (смотри приложение №1) вопросы к кроссворду:
| Ответы:
| |
5. | Проверка знаний (тест) | |
А теперь вам предстоит выполнить задания на печатной основе (2 варианта): заполнить пропуски (многоточия) так, чтобы получилось верное высказывание. (Смотри приложение №2) Кто справится с заданием, приступает к решению задачи №1093 в тетради. Самопроверка, выставление оценок. «5» -8 «4» - 6-7 «3» - 5 «2» -менее (поднимите руку, у кого «5», присоединитесь, у кого «4», «3») Ответы (на доске): 1 вариант
2 вариант
| ||
6. | Бенефис задачи №1093. | |
Ребята, сейчас мы посмотрим, как с помощью разных способов можно решить одну и ту же задачу. Рассмотрим решение задачи №1093. Будем работать по готовому чертежу. Задача: около правильного треугольника описана окружность радиуса R. Докажите, что R = 2r , где r – радиус окружности, вписанной в этот треугольник. У меня к вам есть вопросы:
(Ответы учащихся сопровождаются наглядностью). Итак, приступаем к решению задачи. ( Класс предварительно разделен на группы, каждой из которых было дано задание доказать данное утверждение определенным способом). Дано: АВС – правильный АВС вписан в окружность (О;R) АВС описан около окружности (О;r) Доказать: R = 2r. Доказательство: 1 способ: свойство медианы треугольника. Медианы треугольника пересекаются и точкой пересечения делятся в отношении 2:1, считая от вершины. Имеем: ; R = 2r. 2 способ: свойство биссектрисы угла треугольника (пропорциональность). В ВАД, АО – биссектриса, она делит сторону ВД на отрезки, пропорциональные двум прилежащим сторонам треугольника, то есть ; ; R = 2r. 3 способ: подобие треугольников. ВКО ВДС, В – общий. Используя свойство отрезков при подобии имеем: ; ; ; R = 2r. 4 способ: свойство катета прямоугольного треугольника, лежащего против угла в 300. ВОК – прямоугольный, ОВК=300; ОК = ОВ; ОВ = 2ОК; R = 2r. 5 способ: понятие синуса угла прямоугольного треугольника. Дайте определение синуса острого угла прямоугольного треугольника. sin ВОК =; sin 300 =; ; R = 2r. 6 способ: аналитический. АВС – правильный. Выразим сторону треугольника через радиус вписанной и описанной окружности относительно треугольника. a3= 2R sin600; a3=2r tg 600;2R sin600= 2r tg 600. R; R = 2r. Ребята, есть еще один способ решения данной задачи – это метод площадей. У нас прошел бенефис одной задачи. Запишите в тетради одно из доказательств данного утверждения. (убираю решения задачи, оставляю подсказки – названия способов решения). | Пересечение биссектрис Является высотой и биссектрисой. 2 : 1 , считая от вершины. Делит противолежащую сторону на отрезки, пропорциональные прилежащим сторонам треугольника. Катет, лежащий против угла в 300, равен половине гипотенузы. Отношение противолежащего катета к гипотенузе. | |
7. | Домашнее задание. | |
Домашнее творческое задание: решить данную задачу методом площадей. Ребята, а может, вы найдете еще какой-то способ доказательства? Повторить п. 105-109. Задача: хорда перпендикулярная радиусу и проходящая через его середину, равна стороне правильного вписанного треугольника. Докажите двумя способами: используя теорему Пифагора; используя дополнительное построение. | ||
Проверка работы учащихся на доске консультантами с комментариями. | ||
7. | Практическое применение данной темы. | |
Ребята, а так ли уж важно изучать и знать сведения о правильных многоугольниках? В каких житейских ситуациях можно встретиться с правильными многоугольниками? Историческая справка. В математике паркетом называют «замощение» плоскости повторяющимися фигурами без пропусков и перекрытий. Простейшие паркеты были открыты пифагорейцами около 2500 лет тому назад. Они установили, что вокруг одной точки могут лежать либо шесть правильных многоугольников (3600: 600 = 6), либо четыре квадрата (3600: 900 = 4), либо три правильных шестиугольника (3600: 1200 = 3), так как сумма углов с вершиной этой точки равна 3600. Далее показываю рамку с сотами из улья и рисунок сот. Ребята, вы не задумывались вот над таким вопросом: Почему пчелы «выбрали» себе для ячеек на сотах форму правильного шестиугольника? Пчелы – удивительные творения природы. Свои геометрические способности они проявляют при построении своих сот. Если возьмем равносторонний треугольник, квадрат и правильный шестиугольник одинаковой площади (показываю модели), то периметр шестиугольника будет наименьшим. (Р3 = 45,9 см., Р4 = 40 см., Р6 = 37,8 см.). Строя шестиугольные ячейки пчелы наиболее экономно используют площадь внутри небольшого улья и воск для изготовления ячеек. Причем пчелиные соты представляют собой не плоский, а пространственный паркет, поскольку заполняют пространство так, что не остается просветов. И как не согласиться с мнением пчелы из сказки «Тысяча и одна ночь»: «Мой дом построен по законам самой строгой архитектуры. Сам Евклид мог бы поучиться, познавая геометрию моих сот». Ребята, а где используют продукты пчеловодства? (предлагаю рецепты). | Ответы учащихся. Например, в швейном деле (девочки демонстрируют свои фартуки). В столярном деле (мальчики представляют рисунки паркета для ремонта пола в кабинете). В строительном деле паркет – это настил пола из твердых пород дерева, обработанного в виде тонких дощечек разных форм. Наличие паркета в жилище обеспечивает его гигиену, малую теплопроводность и хорошую звукоизоляцию. Паркет – это не только удобство, но и красота помещения, поскольку он - своеобразный орнамент. | |
10. | Итог урока. | |
Итак, с помощью геометрии мы прикоснулись к тайне математических шедевров из воска, дерева, еще раз убедившись во всесторонней эффективности математике. Увидели ли вы в ходе урока практическую значимость правильных многоугольников? |
Приложение №1
Кроссворд
1 | м | |||||||||||
2 | н | |||||||||||
3 | о | |||||||||||
4 | г | |||||||||||
5 | о | |||||||||||
6 | у | |||||||||||
7 | г | |||||||||||
8 | о | |||||||||||
9 | л | |||||||||||
10 | ь | |||||||||||
11 | н | |||||||||||
12 | и | |||||||||||
13 | к |
Приложение №2
Фамилия, имя ……………………….. Вариант 1
|
Фамилия, имя…………………………………… Вариант 2
8. Если сумма внутренних углов правильного многоугольника равна 7200, то правильный многоугольник имеет ……… сторон. |