Консультации, собрания для родителей

Иванова Олеся Викторовна

Финансовая граммотность в нашем современном мире актуальна, и начинать прививать её необходимо в дошкольном возрасте. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Формирование основ финансовой грамотности дошкольников»

Финансовая грамотность для детей – необходимый этап в процессе воспитания. Для того, чтобы привить понятие о заработке денег. Родители должны знать, как научить ребёнка финансовой грамотности. Детей  дошкольного возраста тоже стоит обучать финансовой грамотности.        

      Впервые финансовую грамотность в дошкольном периоде включил в свою программу материнской школы Ян Амос Коменский, родоначальник научной педагогики. В своей книге «Материнская школа» Коменский предлагает давать детям «экономические познания», понимание управления домашним хозяйством: дети должны знать свою одежду для будней и праздников, беречь и не пачкать ее. Детям рассказывают, для чего людям нужны сундуки, шкафы, кладовые, подвалы, замки, ключи. Дети должны узнавать суть вещей для жизни, «постепенно открывать глаза на маленькие вещи, чтобы не остались слепыми для больших». Огромную роль он отводит труду, чтобы дети с самого рождения привыкли «избегать ленивого досуга».

Финансовая грамотность и дошкольник на самом деле, тесно связаны. Детей, точно также, как и взрослых, волнуют финансовые вопросы. Малыши, так или иначе, сталкиваются с миром финансов, обсуждают ли дома мама с папой повышение цен или прибавку к зарплате, или же в магазине игрушек, когда игрушка слишком дорогая и ее купить не могут, или же когда получают в подарок на день рождения конверт с купюрами.

Использование разнообразных форм дает возможность проявить творчество, индивидуальность и в то же время, что особенно важно, сделать процесс познания экономики интересным и доступным.

Главное – говорить ребенку о сложном мире экономики на языке, ему понятном.

    Основная форма обучения - игра. Сделать экономику понятной помогут сюжетно - дидактические игры. Так, играя в профессии, дети постигают смысл труда. В играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли - продажи, производства и сбыта готовой продукции.

В дидактических играх уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения, навыки. Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях с разными объектами, что повышает их прочность и осознанность усвоения знаний.

Созданные благоприятные, комфортные условия позволяют каждому ребенку найти собственный путь в «экономику» через игру, математику, рисование и т.д., обеспечивают формирование и потребности в познании, способствуют умственному и личностному развитию, это можно организовать и в домашних условиях. Работа по экономическому воспитанию дошкольника невозможна без участия родителей. На всех этапах требуется поддержка ребенка дома, в семье. Опыт показывает, что только совместная работа дошкольной организации и семьи дает хорошие результаты и способствует более серьезному и ответственному отношению взрослых к экономическому воспитанию детей. Введение экономического воспитания в дошкольных организациях – это не дань моде, а прежде всего необходимость еще в раннем возрасте дать детям представление о рыночной экономике и ее закономерностях, способность развитию самостоятельности детей, научить бережливости, рачительного отношения к тому, что даёт нам природа, поиску рационального решения проблемы, доброго отношения к друг другу и к себе. Не жалеть себя, а именно рационально использовать время для познания.

Формируйте у детей разумные потребности

1.     Расскажите ребенку, какие потребности есть в вашей семье. Объясните, что в первую очередь деньги, которые вы зарабатываете, необходимо тратить на удовлетворение основных потребностей: оплата коммунальных счетов, покупка продуктов, одежды и др.

Составьте вместе с ребенком схему-коллаж, наглядно изображающую потребности семьи и предметы их удовлетворения (потребность в еде – продукты, потребность в жилье - оплата коммунальных расходов, потребность в одежде - вещи и т. п.).

Слушая детские «я хочу», почаще спрашивайте: «А зачем тебе это?». Постройте диалог так, чтоб ребенок понял, что оплата счетов по коммунальным услугам и покупка продуктов, лекарств - куда важнее желаний ваших или его.

2.     Планируя посещение супермаркета, привлекайте ребенка к подготовке к этому походу. Заранее продумайте покупки, обсудите это с ребенком. Вместе с ним вырежьте и приклейте на лист бумаги картинки товаров, которые нужно купить. Придя в супермаркет, попросите ребенка найти на полках то, что вы планировали приобрести. Пусть он научится выбирать, анализировать существующие альтернативы между хорошим и плохим, между дорогим и дешевым и т.д. Ребенок, путешествуя по супермаркету, по картинкам отслеживает, что вы кладете в корзину. Это отвлечет его от полок с красивыми игрушками, а вас избавит от капризов и незапланированных трат. Придя домой, разберите то, что вы купили вместе с ребенком, и еще раз попросите его проговорить, для чего это необходимо (какую потребность удовлетворяет этот товар). Похвалите ребенка за оказанную вам помощь.

Учите детей видеть связь между трудом и деньгами

Ребенок должен понимать, что деньги просто так никто не дает.

1.     Расскажите ребенку о своей профессии, где вы работаете, чем занимаетесь. Если существует возможность, возьмите ребенка с собой на работу, познакомьте со своими коллегами, объясните, как важен труд каждого работника в общих результатах, которых вы достигли. Не следует скрывать и негативные стороны профессии, например: «У корректора, редактора, ученого, писателя, архитектора устают глаза, ему много приходится читать, писать, работать с чертежами; у полицейского – очень опасная работа» и т. д. У ребенка должно складываться объективное, реальное представление о той или иной профессии.

2.     Играйте с ребенком «В профессии». Выполняя работу по дому, предложите ребенку на время «стать тележурналистом» и подготовить передачу «Полезные советы». Пусть он возьмет у вас интервью на темы: «Как приготовить вкусный суп», «Как пришить пуговицу», «Как почистить ковер?» и др.

Учите ребенка выбирать и покупать товар

1.     Сходите  с ребенком совместный поход в крупный магазин. Покажите ему, где находятся различные товары: хлебобулочные, молочные, канцелярские, игрушки и т.п. Обратите его внимание на разнообразие форм, размеров, яркость оформления товарной продукции: сок в маленьких пакетиках и в больших, в банках, в бутылках, хлеб: белый, темный, маленький и большой (кирпичиком и круглый). Объясните, что нужно выбирать именно тот товар, который вам нужен, обращая внимание на цену, срок годности, качество.

Расскажите ребенку, что надо разумно подходить к количеству покупаемого товара, приобретать ровно столько, сколько требуется. Даже если товар недорогой, его не нужно покупать очень много, так как он может испортиться.

2.     Обратите внимание ребенка на то, как можно расплатиться за покупки: наличными деньгами или при помощи карточки. Расскажите, какие преимущества имеет каждый способ оплаты (при оплате по карточке – не требуется сдача, оплата наличными деньгами заставляет рассчитывать средства, так как карманная наличность всегда ограничена).

3.     Перед походом в магазин обсудите с ребенком, что вы будете покупать. Покажите ему еженедельные рекламные буклеты с товаром, который продается в магазине, и расскажите, как можно сэкономить деньги, покупая товары со скидкой.

Учите ребенка считать деньги

1.     Поручите ребенку собирать ваши мелкие монеты и складывать в баночки (коробочки). Вместе с ребенком подсчитайте деньги, которые он собрал за неделю. Расскажите, что можно купить за эту сумму. Поговорите с ребенком о том, что любые деньги выплачены за труд и к ним следует относиться с уважением. Объясните ему смысл пословицы «Копеечка к копеечке – рубль набегает».

2.     Регулярно берите ребенка с собой в магазин за покупками. Так дети будут знать стоимость окружающих вещей и поймут, что все продукты, одежда, игрушки оплачиваются деньгами, полученными родителями за труд.

3.     Не оставляйте без внимания испорченные ребенком одежду, книжки, игрушки. Отсчитайте и покажите ребенку сумму денег, которую вы потратили, чтобы приобрести ту или иную испорченную вещь. Объясните, что новая покупка этой вещи потребует такого же количества денег. Малыш не должен привыкать к тому, что все, что ломается, тут же заменяется новым. Ребенку должна стать очевидна причинно-следственная цепочка: он испортил вещь, и теперь ее у него нет. Предложите ребенку вместе починить испорченное.

 

Это с самая необходимая часть науки, которую Вам необходимо преподать своим детям. Некоторые из этих знаний достаточно тяжелы и требуют длительного периода для изучения и приобретения необходимых навыков. Тем не менее, если Вы отдаете свое время и энергию для обучения ребенка быть финансово грамотным, то они будут расти в уверенности о своем финансовом состоянии.

Книги, мультики для закрепления материала

Смотрите с малышом мультфильмы с обучающим подтекстом. Денежные вопросы затрагиваются в некоторых сериях «Фиксиков», «Смешариков», мультсериала «Три кота». Есть и мультики, полностью посвященные финансовой грамотности: «Смешарики», цикл под названием «Азбука финансовой грамотности», «Фиксики», серии под названием «Деньги», «Копилка», «Как делают деньги», «Богатый бобрёнок», «Азбука денег. Уроки тётушки Совы», «Незнайка на Луне».                                                                 Развивайте у детей экономическое мышление, играя с ними в настольные финансовые игры (самая известная из них – «Монополия»). Финансовая грамотность Макарин Р.В.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение - детский сад № 366 Кроссворд Эволюция денег Воспитатели: Екатерина Андреевна Блохина., Иванова Олеся Викторовна Екатеринбург 2024

Слайд 2

7 6 3 4 2 5 1 к в а д р а т н ы й о п и л к а т о а р р к у ш к а е н ь г и к у п ю ы м о н е т 1.Какой рубль в 1726 году сделали мастера монетного двора города Екатеринбурга? 2. У меня игрушка есть, монеток в ней счесть. Моя игрушка – свинка, дырка у нее на спинке. Монетки в дырку я кладу, когда их станет много, жду? 3. Все, что в жизни продается, одинаково зовется; и крупа, и самовар называется? 4. Первая древняя монета? 5.Я кладу их не в платок, я кладу их в кошелёк? 6.Как называются деньги из бумаги? 7. Из кармана в карман скачет?