Рабочая программа кружка по ФЭМП " Всезнайка"

Мартынова Светлана Михайловна

           Пояснительная записка

Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию ребенка-дошкольника.

Организации кружка  «Всезнайка» дает возможность развивать познавательную активность, интерес к  математике, развивать  логическое мышление.  Кружок проводится 1 раз в неделю,  25 минут, во вторую половину дня.  Особенность этой работы заключается в том, что данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей с цифрами, геометрическими фигурами, тем самым позволяет качественно подготовить детей к школе. Организую деятельность на основе интересов, потребностей и склонностей детей, тем самым стимулируя желания  детей заниматься математикой. Особое внимание при проведении кружковой работы уделяю развитию  логических форм мышления.

Цель кружковой работы:

Развивать интеллектуальные способности, познавательную активность, интерес детей к математике и желание творчески применять полученные знания.

Основные задачи кружка:

·         развитие логического мышления и основных мыслительных операций;

·         развитие математических способностей и склонностей;

·         качественная подготовка ребенка к школе;

·         развитие личностных качеств и навыков самоконтроля и самооценки;

·         формировать умения сотрудничать с взрослыми и сверстниками.

Разделы рабочей программы:

1.     «Количество и счет»

  • Цель: развивать самостоятельность, активность,   знакомить со счетом в пределах 10, упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами, развивать психические процессы: внимание, память, логические формы мышления.

2.     «Ознакомление с геометрическими фигурами»

  • Цель: закреплять представления о геометрических фигурах и их свойствах, развивать умение классифицировать геометрические фигуры по определённым признакам, зрительно-пространственное восприятие, логическое мышление.

3.     «Определение величины»

  • Цель: развивать умение сравнивать длину, размер  предметов, сравнивать полученные результаты, делать выводы и умозаключения.

4.     «Ориентировка во времени, пространстве, на плоскости»

  • Развивать ориентирование на плоскости (листе бумаги), дать представления о последовательности дней недели, месяцев, года.

5.     «Решение  логических задач»

  • Развивать у детей приёмы мыслительной активности (анализ, сравнение, классификация, обобщение).

Используемые  пособия:  задачи в стихах, счётные палочки, математический конструктор, цифры, наглядные пособия, дидактические игры, лото.

В начале и конце учебного года проводится мониторинг, которые в течение года посещали кружок, сравниваются результаты на начало и на конец учебного года и делается вывод об усвоение программного материала.

Программа составлена на основе:

1. Программа воспитания и обучения  в детском саду « От рождения до школы» под ред.Н.Е. Вераксы  ,Т. С. Комаровой, М.А. Васильевой.» 2.«Занятия по формированию элементарных математических представлений (старшая группа).» И.А. Помораева ,В .А. Позина.

3. « Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста».Л .А.Венгер ,О.М. Дьяченко.

4. «Игровые и занимательные задачи для дошкольников» З.А. Михайлова.

5. « Давайте поиграем» под редакцией А.А.Столяра

Перспективный план работы кружка

Месяц

дата

Тема занятия

Программное содержание

Кол-во занят

Литература

сентябрь

 

Дискуссия «Нужна ли математика? Игра «Посчитаем с гномами»

Привлечь детей к работе кружка Счет в пределах десяти. Порядковые числительные. Понятия: первый, последний, сложение, вычитание.

1

А. А. Столяр и др. , Давайте поиграем. М.: Просвещение, 1991 г.(с.18,40)

Загадки математического содержания» «Кто больше знает загадок?»

Формировать представление о математической загадке, умение анализировать предмет развивать логическое мышление

1

З.А.Михайлова.«Игровые занимательные задачи для дошкольников»( с.55)

Задачи-шутки

Развивать умение выявлять и находить шутку в задаче, приобщать к активной умственной деятельности

1

З.А. Михайлова «Игровые и занимательные  задачи для дошкольников»(с.56)

Игры: «На что похоже?»  «Конструктор»

Учить детей создавать в воображении образы  на основе схематического изображения .Формировать умение разложить сложную фигуру.

1

Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко «Игры и упражнения по развитию умственных  способностей у детей дошкольного возраста».( с.42) А.А .Столяр и др. «Давайте поиграем».

октябрь

 

Игра «Рассеянный художник.» Логические задачи на поиск недостающих фигур.

Развитие наблюдательности и счета пределах десяти.Учить путем зрительного и мыслительного анализа ряда фигур выбирать недостающие.

1

А. А. Столяр и др. , Давайте поиграем. (с.44)  .: Просвещение, 1991 г.З.А. Михайлова «Игровые и занимательные задачи для дошкольников»(с.42)

Призма и пирамида. Игра «найди фигуру». Игра «Волшебный мешочек».

Формировать представление о призме и пирамиде на основе сравнения с цилиндром и конусом. Формировать умение находить в окружающей обстановке предметы призмы и пирамиды.

1

И.А.Помораева,  В.А.Позина «Занятия по ФЭМП»

Головоломки Составление геометрических фигур из палочек.   Игра «Архитекторы»

 Учить составлять фигуры из палочек. Учить выбирать необходимый строительный материал ,Рразвивать пространственные представления.

1

З.А.Михайлова «Игровые и занимательные задачи для дошкольников.( с.20-21)»А.А. Столяр и др.. «Давайте поиграем».

Признаки отличия одной группы фигур от другой(решение задач)Преобразование фигур.Игра  «Найди сходство»(инопланетяне)

Упражнять в анализе группы фигур, выделение и обобщение признаков .Умение высказывать предположительное решение.

1

З А. Михайлова « Игровые и занимательные задачи для дошкольников».(с. 23)

Ноябрь   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

декабрь

 

Решение примеров в тетради в клетку. Игра «художник». Игра «Какой по счету?»(Мальчики)

Развитие наблюдательности. Порядковые числительные. Понятия: первый, последний, сложение, вычитание.

1

А. А. Столяр и др. , Давайте поиграем. М.: Просвещение, 1991 г.(с.8)

Игры: «Наш день», «Когда это бывает?» «Наоборот»; « Что сначала что потом» головоломка «Пифагор»

Закреплять представления о частях суток,времени года. Познакомить с игрой-головоломкой «Пифагор» .Закреплять способы видоизменения геометрических фигур.

1

И. А. Помораева  ,В .А, Позина« Занятия по ФЭМП» З. А. Михайлова «Игровые занимательные задачи», 1990 г.( с.52) Л .А. Венгер «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста» (с.330

Игры: «Измерь дорожки шагами», « Где чей домик?»,»Что тяжелее?»

 

 

Путешествие по звездному небу «Звезды на небе»

Развивать зрительный глазомер .Развивать наблюдательность , закреплять представление «длиннее- короче», «легче- тяжелее 

  Учить детей соотносить схематическое изображение предмета  с художественным

1

А.А. Столяр и др. «Давайте поиграем»(с. 58)(109)

 

 

 

 

Л.А. Венгер, О.М. Дьченко «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста» (с.54)

Знакомство с  элементарным планом  «Кукла мама купила мебель»; «Кукла мама купила пианино»

 

Учить детей ориентироваться в пространстве с помощью плана. Учить пользоваться планом в конкретной ситуации.

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 Л.А. Венгер , О .М. Дьяченко «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей  дошкольного возраста.(с. 23)

 

 

 

 

 

 

 

Итоговое: «Готовимся к встрече  Деда Мороза»

 

Игры: «Украсим елку бусами», «Наведи порядок в доме», «Найди подарок»

 

Развивать способности к логическим действиям и операциям, умение декодировать (расшиф)информацию, изобр-ю на карточке, умение действовать последовательно .Выявить полученные знания и умения

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 А.А. Столяр и др. «Давайте поиграем»

Январь

 

Игра «Сравни и заполни»

Умение осуществлять зрительно мысленный анализ способа расположения фигур, закрепление представлений о геом. Фигурах.

1

А. А. Столяр и др. , Давайте поиграем. М.: Просвещение, 1991 г.(.с.41)

Вечер занимательных вопросов ,задач, шуток.

Приобщать детей к активной умственной деятельности, ,замаскированные внешними данными.выработке умения выделять главные свойства.

1

З .А. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников.(с.55)

Вечер развлечений «Путешествие в страну Чудес».

Закреплять интерес к математике в развлечениях, умение применять знания полученные в процессе работы кружка

1

З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников. (с 72)

Ф
е
в
р
а
л
ь

 

 

 

 

 

 

     Игра «Танграм»

Познакомить с игрой ее назначением. Упражнять в сравнении геометрических фигур. Развивать умение выявлять и абстрагировать свойства, умение «читать схему»

1

З. А. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников.», 1990 г.

Составление фигуры –силуэта зайца.

Учить анализировать способ расположения частей ,составлять фигуру- силуэт ориентироваться на образец.

1

З .А Михайлова « Игровые занимательные задачи для дошкольников.(с.43)

Воссоздание фигуры –силуэта бегущего гуся

Развитие способностей способа размещение частей в составляемой фигуре ,планировать ход действия.

1

З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников»(с.48)

Составление фигуры силуэта домика

Упражнять детей в умении  осуществлять зрительно-мыслительный анализ возможного расположения фигур ,проверяя их практически.

1

З.А. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников.(с.49-51)

М
а
р
т

 

 

 

 

Игра «Колумбово яйцо»

Закреплять умение находить сходство по форме частей и комбинаций с реальными предметами .Учить создавать задуманное., выделять свойства

1

З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников.(с.63)

Итоговое Конкурс «Кто быстрее соберет фигуру?»

Выявить умения по пройденной теме

1

.

«Лабиринты»

Познакомить детей с лабиринтами, их назначением. Развивать у детей настойчивость и умение сосредоточиваться.

1

Дидактический материал

Игры: Где чей домик?» «Где они живут?»

Учить сравнивать числа, упражнять детей в умении определять направление движения

1

А.А.Столяр и др. « Давайте поиграем» (с 58-60)

А
п
р
е
л
ь

 

 

 

 

 

 

Игры: «Светофор», «МЫ шоферы», «По какому мосту проедут машины»

Повторить цвета светофора, развивать глазомер учить делать соответствующие выводы.,Закрепить навыки ориентировки в пространстве(справа, слева); Развивать логическое мышление

1

А .А. Столяр и др. «Давайте поиграем» (с.24) Дидактические игры..

Игра «В стране геометрических фигур». Игра «Найди фигуру».

Познакомить с понятием таблицы (строка, столбец), учить пользоваться простейшими таблицами. Закреплять представления о геометрических фигурах, умение сравнивать фигуры по свойствам и находить закономерность в их расположении.

1

А.А.Столяр и др. «Давайте поиграем» (с 43-45)

Игра   с обручами.

Формировать понятия об отрицании некоторого свойства с помощью частицы «НЕ»Учить решать логич. задачи на основе классификации. Учить понимать предложенную задачу и решать ее самостоятельно.

2

А.А.Столяр и др.(с.45-48)

Игры: «Когда у Маши день рождения?» «Чудо мешочек»

Развивать способности к логическим действиям и операциям, умение действовать последовательно.

1

А.А.Столяр и др. «Давайте поиграем».( с.53)

М
а

й

 

 

 

Игры:  ««Чудесный лес» , «Волшебные картинки

Учить детей придумывать различные ситуации на основе схематических изображений отдельных предметов.

1

А.А. Столяр и др. «Давайте поиграем» ( с109),дидактический материал

Математические задачки в стихах

Закрепить навыки ориентировки в пространстве(справа, слева); количественного и порядкового счета, сложения и вычитания в пределах 10.

1

З .А. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников».( с.91)

Итоговое Конкурс « Смекалистых и находчивых»

 

1