Рабочая программа кружка по ФЭМП " Всезнайка"
Пояснительная записка
Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию ребенка-дошкольника.
Организации кружка «Всезнайка» дает возможность развивать познавательную активность, интерес к математике, развивать логическое мышление. Кружок проводится 1 раз в неделю, 25 минут, во вторую половину дня. Особенность этой работы заключается в том, что данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей с цифрами, геометрическими фигурами, тем самым позволяет качественно подготовить детей к школе. Организую деятельность на основе интересов, потребностей и склонностей детей, тем самым стимулируя желания детей заниматься математикой. Особое внимание при проведении кружковой работы уделяю развитию логических форм мышления.
Цель кружковой работы:
Развивать интеллектуальные способности, познавательную активность, интерес детей к математике и желание творчески применять полученные знания.
Основные задачи кружка:
· развитие логического мышления и основных мыслительных операций;
· развитие математических способностей и склонностей;
· качественная подготовка ребенка к школе;
· развитие личностных качеств и навыков самоконтроля и самооценки;
· формировать умения сотрудничать с взрослыми и сверстниками.
Разделы рабочей программы:
1. «Количество и счет»
- Цель: развивать самостоятельность, активность, знакомить со счетом в пределах 10, упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами, развивать психические процессы: внимание, память, логические формы мышления.
2. «Ознакомление с геометрическими фигурами»
- Цель: закреплять представления о геометрических фигурах и их свойствах, развивать умение классифицировать геометрические фигуры по определённым признакам, зрительно-пространственное восприятие, логическое мышление.
3. «Определение величины»
- Цель: развивать умение сравнивать длину, размер предметов, сравнивать полученные результаты, делать выводы и умозаключения.
4. «Ориентировка во времени, пространстве, на плоскости»
- Развивать ориентирование на плоскости (листе бумаги), дать представления о последовательности дней недели, месяцев, года.
5. «Решение логических задач»
- Развивать у детей приёмы мыслительной активности (анализ, сравнение, классификация, обобщение).
Используемые пособия: задачи в стихах, счётные палочки, математический конструктор, цифры, наглядные пособия, дидактические игры, лото.
В начале и конце учебного года проводится мониторинг, которые в течение года посещали кружок, сравниваются результаты на начало и на конец учебного года и делается вывод об усвоение программного материала.
Программа составлена на основе:
1. Программа воспитания и обучения в детском саду « От рождения до школы» под ред.Н.Е. Вераксы ,Т. С. Комаровой, М.А. Васильевой.» 2.«Занятия по формированию элементарных математических представлений (старшая группа).» И.А. Помораева ,В .А. Позина.
3. « Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста».Л .А.Венгер ,О.М. Дьяченко.
4. «Игровые и занимательные задачи для дошкольников» З.А. Михайлова.
5. « Давайте поиграем» под редакцией А.А.Столяра
Перспективный план работы кружка
Месяц | дата | Тема занятия | Программное содержание | Кол-во занят | Литература | |
сентябрь |
| Дискуссия «Нужна ли математика? Игра «Посчитаем с гномами» | Привлечь детей к работе кружка Счет в пределах десяти. Порядковые числительные. Понятия: первый, последний, сложение, вычитание. | 1 | А. А. Столяр и др. , Давайте поиграем. М.: Просвещение, 1991 г.(с.18,40) | |
Загадки математического содержания» «Кто больше знает загадок?» | Формировать представление о математической загадке, умение анализировать предмет развивать логическое мышление | 1 | З.А.Михайлова.«Игровые занимательные задачи для дошкольников»( с.55) | |||
Задачи-шутки | Развивать умение выявлять и находить шутку в задаче, приобщать к активной умственной деятельности | 1 | З.А. Михайлова «Игровые и занимательные задачи для дошкольников»(с.56) | |||
Игры: «На что похоже?» «Конструктор» | Учить детей создавать в воображении образы на основе схематического изображения .Формировать умение разложить сложную фигуру. | 1 | Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста».( с.42) А.А .Столяр и др. «Давайте поиграем». | |||
октябрь |
| Игра «Рассеянный художник.» Логические задачи на поиск недостающих фигур. | Развитие наблюдательности и счета пределах десяти.Учить путем зрительного и мыслительного анализа ряда фигур выбирать недостающие. | 1 | А. А. Столяр и др. , Давайте поиграем. (с.44) .: Просвещение, 1991 г.З.А. Михайлова «Игровые и занимательные задачи для дошкольников»(с.42) | |
Призма и пирамида. Игра «найди фигуру». Игра «Волшебный мешочек». | Формировать представление о призме и пирамиде на основе сравнения с цилиндром и конусом. Формировать умение находить в окружающей обстановке предметы призмы и пирамиды. | 1 | И.А.Помораева, В.А.Позина «Занятия по ФЭМП» | |||
Головоломки Составление геометрических фигур из палочек. Игра «Архитекторы» | Учить составлять фигуры из палочек. Учить выбирать необходимый строительный материал ,Рразвивать пространственные представления. | 1 | З.А.Михайлова «Игровые и занимательные задачи для дошкольников.( с.20-21)»А.А. Столяр и др.. «Давайте поиграем». | |||
Признаки отличия одной группы фигур от другой(решение задач)Преобразование фигур.Игра «Найди сходство»(инопланетяне) | Упражнять в анализе группы фигур, выделение и обобщение признаков .Умение высказывать предположительное решение. | 1 | З А. Михайлова « Игровые и занимательные задачи для дошкольников».(с. 23) | |||
Ноябрь
декабрь |
| Решение примеров в тетради в клетку. Игра «художник». Игра «Какой по счету?»(Мальчики) | Развитие наблюдательности. Порядковые числительные. Понятия: первый, последний, сложение, вычитание. | 1 | А. А. Столяр и др. , Давайте поиграем. М.: Просвещение, 1991 г.(с.8) | |
Игры: «Наш день», «Когда это бывает?» «Наоборот»; « Что сначала что потом» головоломка «Пифагор» | Закреплять представления о частях суток,времени года. Познакомить с игрой-головоломкой «Пифагор» .Закреплять способы видоизменения геометрических фигур. | 1 | И. А. Помораева ,В .А, Позина« Занятия по ФЭМП» З. А. Михайлова «Игровые занимательные задачи», 1990 г.( с.52) Л .А. Венгер «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста» (с.330 | |||
Игры: «Измерь дорожки шагами», « Где чей домик?»,»Что тяжелее?»
Путешествие по звездному небу «Звезды на небе» | Развивать зрительный глазомер .Развивать наблюдательность , закреплять представление «длиннее- короче», «легче- тяжелее Учить детей соотносить схематическое изображение предмета с художественным | 1 | А.А. Столяр и др. «Давайте поиграем»(с. 58)(109)
Л.А. Венгер, О.М. Дьченко «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста» (с.54) | |||
Знакомство с элементарным планом «Кукла мама купила мебель»; «Кукла мама купила пианино»
| Учить детей ориентироваться в пространстве с помощью плана. Учить пользоваться планом в конкретной ситуации.
| 2
| Л.А. Венгер , О .М. Дьяченко «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста.(с. 23)
| |||
Итоговое: «Готовимся к встрече Деда Мороза»
Игры: «Украсим елку бусами», «Наведи порядок в доме», «Найди подарок» |
Развивать способности к логическим действиям и операциям, умение декодировать (расшиф)информацию, изобр-ю на карточке, умение действовать последовательно .Выявить полученные знания и умения |
2 |
А.А. Столяр и др. «Давайте поиграем» | |||
Январь |
| Игра «Сравни и заполни» | Умение осуществлять зрительно мысленный анализ способа расположения фигур, закрепление представлений о геом. Фигурах. | 1 | А. А. Столяр и др. , Давайте поиграем. М.: Просвещение, 1991 г.(.с.41) | |
Вечер занимательных вопросов ,задач, шуток. | Приобщать детей к активной умственной деятельности, ,замаскированные внешними данными.выработке умения выделять главные свойства. | 1 | З .А. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников.(с.55) | |||
Вечер развлечений «Путешествие в страну Чудес». | Закреплять интерес к математике в развлечениях, умение применять знания полученные в процессе работы кружка | 1 | З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников. (с 72) | |||
Ф |
| Игра «Танграм» | Познакомить с игрой ее назначением. Упражнять в сравнении геометрических фигур. Развивать умение выявлять и абстрагировать свойства, умение «читать схему» | 1 | З. А. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников.», 1990 г. | |
Составление фигуры –силуэта зайца. | Учить анализировать способ расположения частей ,составлять фигуру- силуэт ориентироваться на образец. | 1 | З .А Михайлова « Игровые занимательные задачи для дошкольников.(с.43) | |||
Воссоздание фигуры –силуэта бегущего гуся | Развитие способностей способа размещение частей в составляемой фигуре ,планировать ход действия. | 1 | З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников»(с.48) | |||
Составление фигуры силуэта домика | Упражнять детей в умении осуществлять зрительно-мыслительный анализ возможного расположения фигур ,проверяя их практически. | 1 | З.А. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников.(с.49-51) | |||
М |
| Игра «Колумбово яйцо» | Закреплять умение находить сходство по форме частей и комбинаций с реальными предметами .Учить создавать задуманное., выделять свойства | 1 | З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников.(с.63) | |
Итоговое Конкурс «Кто быстрее соберет фигуру?» | Выявить умения по пройденной теме | 1 | . | |||
«Лабиринты» | Познакомить детей с лабиринтами, их назначением. Развивать у детей настойчивость и умение сосредоточиваться. | 1 | Дидактический материал | |||
Игры: Где чей домик?» «Где они живут?» | Учить сравнивать числа, упражнять детей в умении определять направление движения | 1 | А.А.Столяр и др. « Давайте поиграем» (с 58-60) | |||
А |
| Игры: «Светофор», «МЫ шоферы», «По какому мосту проедут машины» | Повторить цвета светофора, развивать глазомер учить делать соответствующие выводы.,Закрепить навыки ориентировки в пространстве(справа, слева); Развивать логическое мышление | 1 | А .А. Столяр и др. «Давайте поиграем» (с.24) Дидактические игры.. | |
Игра «В стране геометрических фигур». Игра «Найди фигуру». | Познакомить с понятием таблицы (строка, столбец), учить пользоваться простейшими таблицами. Закреплять представления о геометрических фигурах, умение сравнивать фигуры по свойствам и находить закономерность в их расположении. | 1 | А.А.Столяр и др. «Давайте поиграем» (с 43-45) | |||
Игра с обручами. | Формировать понятия об отрицании некоторого свойства с помощью частицы «НЕ»Учить решать логич. задачи на основе классификации. Учить понимать предложенную задачу и решать ее самостоятельно. | 2 | А.А.Столяр и др.(с.45-48) | |||
Игры: «Когда у Маши день рождения?» «Чудо мешочек» | Развивать способности к логическим действиям и операциям, умение действовать последовательно. | 1 | А.А.Столяр и др. «Давайте поиграем».( с.53) | |||
М й |
| Игры: ««Чудесный лес» , «Волшебные картинки | Учить детей придумывать различные ситуации на основе схематических изображений отдельных предметов. | 1 | А.А. Столяр и др. «Давайте поиграем» ( с109),дидактический материал | |
Математические задачки в стихах | Закрепить навыки ориентировки в пространстве(справа, слева); количественного и порядкового счета, сложения и вычитания в пределах 10. | 1 | З .А. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников».( с.91) | |||
Итоговое Конкурс « Смекалистых и находчивых» | 1 |