Проект совместной деятельности школы с родителями учащихся
Современная школа - это открытая социально-педагогическая система, включающая в себя взаимодействиие педагогического, ученического и родительского коллективов как равноправных партнеров, которые стремятся к диалогу, межличностному общению, широкому социальному сотрудничеству.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_sovmestnoy_deyatelnosti.docx | 38.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект совместной деятельности школы с родителями учащихся
- Описание проекта совместной деятельности школы с родителями учащихся
- Этапы и условия реализации проекта
- Основные направления реализации проекта
- Критерии оценки эффективности реализации проекта "Семья и школа: от диалога к партнерству"
- Алгоритм взаимодействия "Школа - семья"
- Анкетирование родителей
- Анкета для родителей "Изучение характера отношений между педагогами и родителями"
- Анкета для родителей "Общественная оценка и поддержка школы родителями"
- Анкета для родителей "Школа глазами родителей"
- Анкеты по теме "Общественная оценка и поддержка школы родителями".
- Анкета для родителей "Вы и ваши дети"
- Анкета "Быть хорошим отцом - подлинный талант"
- Анкета для родителей "Здоровье и безопасность детей - забота семьи и школы"
Современная школа - это открытая социально-педагогическая система, включающая в себя взаимодействиие педагогического, ученического и родительского коллективов как равноправных партнеров, которые стремятся к диалогу, межличностному общению, широкому социальному сотрудничеству.
Такое взаимодействие позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентаций.
За последние годы в школе накоплен опыт взаимодействия с семьей. Сложилась целая система совместной деятельности с родителями. Активное вовлечение родителей в жизнедеятельность школы происходит через познавательные, творческие, спортивные мероприятия. В школе созданы и работают родительские комитеты классов, Совет школы.
В этом году практикуется проведение "Родительского часа" как одной из форм просвещения родительской общественности. Формы организации занятий разнообразны: лекции, беседы, конференции для родителей, педагогические дискуссии, круглые столы, педагогические практикумы. В работу "Родительского часа" мы вовлекаем не только педагогов школы, но и работников социальных, психологических и медицинских служб, представителей общественности. Приглашение специалистов различных служб и ведомств повышает родительскую заинтересованность в таких встречах.
В течение последних лет большое внимание уделяется вопросу подготовки выпускников школы к ЕГЭ и знакомству родителей с нормативными документами о ходе проведения ЕГЭ на информационных консультациях и родительских собраниях.
Описание проекта совместной деятельности школы с родителями учащихся
Совместными проектами с родителями являются проведение массовых праздников и каникул, походы и экскурсии, поездки в театры, подготовка образовательного учреждения (далее - ОУ) и классных комнат к новому учебному году.
- Цель проекта: создание условий для формирования партнерского взаимодействия школы и семьи. Задачи проекта:
- Использовать активные формы организации психолого-педагогического просвещения родителей.
- Активизировать работу органов родительского самоуправления через родительские комитеты школы и класса, ежегодное проведение общешкольных родительских конференций.
- Организовать методическую работу по освоению педагогами школы:
- методов изучения семьи;
- диалоговых и сотруднических форм взаимодействия с родителями;
- активных современных способов организации совместной деятельности родителей и детей.
Срок реализации проекта: один учебный год. Участники проекта: учащиеся школы, родители и педагоги.
Этапы и условия реализации проекта
Проект состоит из трех этапов.
Первый этап - организационно-подготовительный.
Цель: создание банка данных о семьях учащихся. На этом этапе проводится диагностика и составление социального паспорта семьи.
Второй этап, основной - практический. Цель: налаживание позитивной связи: школа - ребенок - семья. Необходимо, чтобы семейное воспитание находилось в гармонии со школьным воспитанием, чтобы не было педагогического противостояния семьи и школы. Поэтому значительное место в реализации проекта отводится психолого-педагогическому просвещению родителей, которое предполагает разнообразные формы работы.
Третий этап, заключительный - рефлексия. Цель: подведение итогов, мониторинг, анализ результатов, эффективности реализации проекта, планирование на следующий год с учетом рекомендаций, выработанных в результате анализа.
Формы взаимодействия педагогов и родителей:
- тематические родительские собрания;
- праздники семьи и класса, семейные гостиные;
- спортивные состязания "Мама, папа, я - спортивная семья";
- походы выходного дня, экскурсии, викторины, КВН родительско -ученических и семейных команд, брейн-ринги;
- дни открытых дверей в ОУ;
- выставки семейного творчества;
- фотоконкурсы и фотопанорамы "Семейный альбом"; "Профессии моей семьи", "Вместе с папой", "Один день моей мамы";
- индивидуальные и групповые консультации для детей и родителей;
- тематические беседы;
- лектории для родителей;
- родительская конференция.
- Установление партнерских отношений с семьей, создание атмосферы взаимоподдержки и общности интересов.
- Создание системы просветительской деятельности с родителями и семьями учащихся.
- Насыщение проекта различными формами совместной деятельности учащихся, родителей, педагогов.
- Уважительное общение педагогов с родителями с учетом их культурной, религиозной и национальной принадлежности.
- Обеспечение прав родителей на участие в управлении ОУ.
- Активное включение в работу с семьей администрации школы, педагога-психолога, социального педагога, учителей-предметников, школьного библиотекаря, воспитателей ГПД.
Основные направления реализации проекта
Основными направлениями реализации проекта являются:
1. Диагностика семьи:
- изучение образа жизни семей;
- выявление особенностей семейного воспитания;
- составление характеристик семей обучающихся (состав родителей, сфера их занятости, образовательный и социальный уровень и др.);
- выявление положения детей в системе семейных отношений.
2. Работа с социально неблагополучными семьями:
- составление социального паспорта класса;
- составление и уточнение списка многодетных, малообеспеченных, социально неблагополучных семей;
- обследование жилищных и материальных условий опекунских, малообеспеченных, неблагополучных семей;
- адресная материальная помощь малообеспеченным семьям.
3. Взаимодействие семьи и школы:
- создание условий для участия родителей в воспитательном процессе школы;
- организация работы родительских комитетов классов, общешкольного родительского комитета;
- работа родительского лектория;
- проведение дня открытых дверей в ОУ.
4. Организация полезного досуга
- создание системы массовых мероприятий с родителями, работа по организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и учащихся;
- пропаганда здорового образа жизни;
- включение семей в воспитательный процесс.
Организация совместной деятельности
Формы деятельности | Мероприятия |
Познавательная | Общественные смотры знаний, дни науки, предметные декады, дни открытых уроков, праздники знаний и творчества, олимпиады, выпуск предметных газет |
Трудовая | Оформление и озеленение кабинета, трудовой десант, благоустройство и озеленение школьного двора, выставки творческих работ |
Досуговая | Совместные праздники, подготовка концертов, соревнования, конкурсы, туристические походы, экскурсионные поездки |
Спортивная и туристическая | Дни здоровья, спортивный праздник "Мама, папа, я - спортивная семья", походы |
5. Просветительская деятельность: организация психолого-педагогического просвещения родителей через:
- родительские собрания;
- индивидуальные беседы;
- педагогические лектории;
- дни открытых дверей;
- оказание психологической помощи;
- предупреждение и разрешение конфликтных ситуаций.
6. "Школа будущего первоклассника".
Важную роль в улучшении семейного воспитания играет система педагогического всеобуча родителей, который начинается задолго до поступления ребенка в школу. Сущность работы заключается в оказании родителям помощи по подготовке ребенка к школе. Пути осуществления данной работы:
- психолого-педагогическая диагностика уровня готовности ребенка к школе;
- консультации для родителей по итогам диагностики;
- индивидуальные собеседования родителей с администрацией ОУ, психологом, учителями начальных классов, школьным библиотекарем, логопедом, врачами-педиатрами, неврологом;
- анкетирование родителей;
- вручение родителям памяток "Что должен уметь первоклассник";
- проведение воспитательных мероприятий для родителей будущих первоклассников (день открытых дверей для будущих первоклассников).
7. Работа с педагогическими кадрами.
Проведение МО классных руководителей, семинаров "Содержание и формы работы с родителями", "Взаимодействие семьи, школы, общественных и государственных организаций" и др.
Критерии оценки эффективности реализации проекта "Семья и школа: от диалога к партнерству"
Критерии | ||
Количественные | Качественные | |
Количество родителей, удовлетворенных школьной жизнью | Степень доверия родителей школе | |
Участие родителей во внеурочной деятельности класса и школы | Контроль за успеваемостью учащихся со стороны родителей | |
Посещаемость родительских собраний, лекториев, конференций и др. | Высокая скорость реакции родителей на запросы школы, и наоборот | |
Наличие традиций сотрудничества ОУ с родителями | Использование форм работы с семьей, повышающих активность родителей | |
Наличие организационной структуры в работе с родителями | Готовность родителей к дальнейшему участию в различных школьных проектах | |
Конкретные дела родителей, помощь школе и классу |
Предполагаемые результаты
- Участие родителей в управлении ОУ (Совет ОУ, родительские комитеты).
- Вовлечение родителей в образовательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела, помощь в укреплении материально-технической базы).
- Повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции, семинары, практикумы, индивидуальные беседы).
- Формирование положительного отношения к школе.
Алгоритм взаимодействия "Школа - семья"
Школа | Семья |
Информирует семью о планах работы | Оценивает влияние данной работы на детей |
Раскрывает сложные проблемы | Определяет меру содействия их решению |
Приглашает принять участие в чем-либо | Откликается на приглашение, участвует |
Сообщает о необходимости помощи | Предлагает помощь, выдвигает предложения |
Организует общее дело | Участвует в общих делах |
Анкетирование родителей
В процессе совместной деятельности школы и родителей особую актуальность приобретает наличие обратной связи, т. е. регулярное изучение мнения родителей о качестве образовательного процесса и об их удовлетворенности школьной жизнью. Сделать это можно при помощи анкетирования.
Предлагаемая анкета позволит проанализировать степень доверия родителей школе. Анкетирование можно провести перед общешкольным родительским собранием или педсоветом, посвященным взаимодействию школы и семьи.
Анкета для родителей "Изучение характера отношений между педагогами и родителями"
Уважаемые родители!
Администрация школы просит вас ответить на следующие вопросы. Надеемся, что ваши ответы помогут установлению взаимопонимания и доверия друг к другу в вопросах воспитания наших учеников - ваших детей.
1. Нравится ли вам наша школа?
- Да
- Не совсем
- Нет
2. Доверяете ли вы классному руководителю вашего сына или дочери?
- Да
- Не совсем
- Нет
3. Какие отношения преобладают между учителями и родителями в нашей школе?
- Доброжелательные
- Равнодушные
- Неприязненные
- Конфликтные
4. Есть ли единство педагогических требований у вас и педагогов к вашему ребенку?
- Да
- Не совсем
- Нет
5. Был ли классный руководитель или кто-то из учителей у вас дома в текущем году? Какова была цель визита? __________________________________
6. Посещаете ли вы родительские собрания в школе?
- Регулярно
- Иногда
- Нет
Если не посещаете, то почему?__________________________________-_
7. Помогают ли вам родительские собрания в воспитании вашего ребенка?
- Да
- Не совсем
- Нет
8. Какие проблемы в первую очередь надо обсуждать на родительских собраниях? __________________________________
9. Что, на ваш взгляд, должна делать школа по отношению к семье? ___________________________________
10. Каковы, на ваш взгляд, обязанности родителей по отношению к школе? __________________________________
11. Как школа может помочь родителям в решении возникших у ребенка проблем? __________________________________
12. Влияете ли вы на решения, принимаемые классными руководителями, учителями, администрацией школы? Как бы хотели влиять? __________________________________
Примечание: Подписывать анкету не обязательно. Если по каким-то причинам вы не хотите передавать анкету через своего ребенка, вы можете передать ее лично учителю.
Следующие анкеты можно предложить родителям с целью выяснения их представлений о школе, о том, какие задачи она должна решать, по их мнению. Анализ этих анкет позволит соотнести цели школы и цели родителей в воспитании детей. Несовпадение или рассогласование целей родителей и школы может быть поводом для обсуждения на совместном заседании родительского комитета и педагогического совета.
Анкета для родителей "Общественная оценка и поддержка школы родителями"
1. Какие качества личности должна воспитывать школа? (Отметьте 1-3 качества.)
- Самостоятельность
- Коммуникабельность
- Трудолюбие
- Целеустремленность
- Уважение
- Дисциплинированность
- Милосердие
- Объективность Другое_
- Интеллектуальное совершенствование
- Доброта
- Честность
- Ответственность
- Доверие
- Гуманность
- Любознательность
2. К чему должна подготовить школа вашего ребенка? (Отметьте 3 пункта в порядке их значимости для вас.)
- К продолжению образования.
- К трудовой жизни.
- К самостоятельной деловой жизни.
- К семейной жизни.
- К профессиональной карьере.
- К общественно-политической деятельности.
- К жизни по общепринятым нормам морали и нравственности.
- К бережному отношению к своему здоровью.
- К сотрудничеству с другими людьми.
3. Какое жизненное правило, на ваш взгляд, должен усвоить ребенок, входя во взрослую жизнь? (Отметьте 1-3 правила.)
- Быть самостоятельным
- Уметь брать ответственность на себя
- Надеяться только на себя
- Образование можно купить
- За все надо платить
- Были бы связи, остальное купишь
- Честность - вершина добродетели
- Быть всегда порядочным
- Быть справедливым
- Быть уверенным в себе
- Быть внимательным к людям
- Трудности впереди
- Выход всегда есть
- Ничего не дается даром
4. В какой степени школа решает следующие проблемы:
Обеспечивает высокое качество знаний.
- Хорошо решает
- Решает частично
- Не решает.
Предлагает различные программы дополнительного образования.
- Хорошо решает
- Решает частично
- Не решает.
Четко организует жизнь детей в школе.
- Хорошо решает
- Решает частично
- Не решает.
Бережно относится к ребенку.
- Хорошо решает
- Решает частично
- Не решает.
Учитывает запросы и интересы детей.
- Хорошо решает
- Решает частично
- Не решает.
Уделяет большое внимание формированию инициативы и самостоятельности детей.
- Хорошо решает
- Решает частично
- Не решает.
Способствует развитию дружеских, товарищеских отношений между учащимися.
- Хорошо решает
- Решает частично
- Не решает.
Участвует в общественной жизни города.
- Хорошо решает
- Решает частично
- Не решает.
5. Как складываются ваши отношения:
с педагогическим коллективом:
- Доброжелательно
- Нейтрально
- Напряженно
с классным руководителем:
- Доброжелательно
- Нейтрально
- Напряженно
с учителями-предметниками:
- Доброжелательно
- Нейтрально
- Напряженно
с администрацией школы:
- Доброжелательно
- Нейтрально
- Напряженно
6. Кем вы ощущаете себя в школе? (Выберите 1 вариант или допишите свой.)
- Партнером.
- Зависимым человеком.
- Влиятельным человеком.
- Другое _____________________.
7. Если вы оказываете помощь школе, то укажите, в какой форме.
- В организации отдельных культурных и спортивных мероприятий.
- В работе Управляющего совета.
- В руководстве кружком или секцией.
- В посильном финансировании некоторых мероприятий.
- В обеспечении учебными пособиями, книгами.
- В работе родительского комитета класса.
- В хозяйственных вопросах.
- Другое________________________
8. Готовы ли вы участвовать в создании образовательной программы школы?
- Да.
- Нет.
9. Что вы вкладываете в понятие "хорошая школа"?_______________________________
Анкета для родителей "Школа глазами родителей"
Уважаемые родители!
На вопросы анкеты следует отвечать Да или Нет.
Удовлетворяет ли вас качество преподавания учебных предметов в школе? Назовите учебные предметы, качество преподавания которых вас не удовлетворяет. _
Чувствуете ли вы, что ваш ребенок любит школу?
Чувствуете ли вы, что ваш ребенок не любит школу?
Устраивают ли вас учителя, работающие с вашим ребенком?
Устраивает ли вас директор школы?
Удовлетворены ли вы работой школьного совета?
Чувствуете ли вы себя желанным гостем в школе?
Удовлетворены ли вы качеством информации об учебных успехах и поведении вашего ребенка?
Дружелюбен ли обслуживающий персонал в школе?
Имеете ли вы право голоса в школе?
Довольны ли вы программой внеурочной деятельности, предложенной школой?
Удовлетворены ли вы количеством и качеством предметов по выбору, предложенных вашему ребенку?
Устраивает ли вас то, как в школе следят за посещаемостью?
Удовлетворены ли вы количеством учащихся в классе?
Удовлетворены ли вы чистотой в школе?
Удовлетворены ли вы работой классного руководителя?
Устраивает ли вас работа библиотеки?
Устраивает ли вас работа школьной столовой?
Приведенные ниже анкеты относятся к теме "Общественная оценка и поддержка школы родителями".
Уважаемые родители!
Оцените, пожалуйста, в какой степени школа воспитывает в вашем ребенке перечисленные ниже качества личности. При оценке воспользуйтесь следующей шкалой:
5 - в полной мере;
4 - в значительной степени;
3 - на достаточном уровне;
2 - в незначительной степени;
1 - практически нет.
- Аккуратность (умение содержать в порядке вещи).
- Дисциплинированность (умение следовать установленным правилам в делах).
- Ответственность (умение держать слово).
- Воля (умение не отступать перед трудностями).
- Хорошие манеры поведения.
- Жизнерадостность (способность принимать жизнь и радоваться жизни).
- Образованность.
- Ум (способность здраво и логично мыслить).
- Высокие жизненные запросы.
- Самостоятельность (способность самому принимать ответственные жизненные решения).
- Честность в отношениях с людьми.
- Доброта в отношениях с людьми.
- Чуткость в отношениях с людьми.
- Справедливость в отношениях с людьми.
- Терпимость к взглядам и мнениям других.
Уважаемые родители!
Прочитайте утверждения и оцените, насколько они соответствуют вашему мнению. При оценке воспользуйтесь следующей шкалой: 4 - совершенно верно; 3 - скорее верно; 2 - едва ли это верно; 1 - совершенно неверно.
- Школа помогает ребенку:
- Поверить в свои силы.
- Учиться решать жизненные проблемы.
- Учиться преодолевать жизненные трудности.
- Учиться правильно общаться со сверстниками.
- Учиться правильно общаться со взрослыми.
Анкета 3
Уважаемые родители!
Прочитайте утверждения и оцените степень согласия с ними. При оценке воспользуйтесь следующей шкалой: 4 - совершенно согласен; 3 - согласен; 2 - трудно сказать; 1 - не согласен; 0 - совершенно не согласен.
- Класс, в котором учится наш ребенок, можно назвать дружным.
- В среде одноклассников наш ребенок чувствует себя комфортно.
- Педагоги проявляют доброжелательное отношение к нашему ребенку.
- Мы испытываем взаимопонимание в контактах с администрацией и учителями нашего ребенка.
- Педагоги справедливо оценивают достижения в учебе нашего ребенка.
- Наш ребенок не перегружен учебными занятиями и домашними заданиями.
- Учителя учитывают индивидуальные особенности нашего ребенка.
- В школе проводятся мероприятия, которые полезны и интересны нашему ребенку.
- В школе работают различные кружки и секции, где может заниматься наш ребенок.
- Педагоги дают нашему ребенку глубокие и прочные знания.
- В школе заботятся о физическом развитии и здоровье нашего ребенка.
- Школа способствует формированию достойного поведения нашего ребенка.
- Администрация и учителя создают условия для проявления и развития способностей нашего ребенка.
- Школа по-настоящему готовит нашего ребенка к самостоятельной жизни.
Уважаемые родители!
Выберите ответы, которые соответствуют вашему мнению.
- Если бы вы были педагогом, завучем или директором школы, что бы вы сделали для того, чтобы дети росли воспитанными и образованными:
- Повысил бы требования к учению и поведению учащихся.
- Ввел бы курс этики и эстетики поведения.
- Организовал бы в школе психологическую службу по оказанию помощи учителям.
- Принял бы меры строгого взыскания к родителям, не занимающимся воспитанием детей.
- Поощрял бы хорошо воспитанных детей.
- Оборудовал бы рекреацию для отдыха детей.
- Ввел бы урок продолжительностью 45 мин, а не 40, как сейчас.
- Вместо подготовки ребенка дома к 5-6 предметам на следующий день ввел бы сдвоенные уроки, уменьшив тем самым количество предметов до трех в день.
Уважаемые родители!
Завершился учебный год. Давайте вместе с вами подведем его итоги.
- Каким он был, успешным или не очень? __________________________
- Если успешным, то в чем вы видите его успешность для вас и вашего ребенка? __________________________
- Если не очень успешным, то в чем видятся причины неуспешности для вас и вашего ребенка? __________________________
- Сплотила ли вас совместная работа по изучению родословной вашей семьи? __________________________
- Что изменилось в лучшую сторону в жизни вашей семьи? __________________________
- Какие советы и пожелания вы можете дать классному руководителю для успешной работы на следующий учебный год? __________________________
- Благодарим за сотрудничество!
Следующие анкеты можно предложить родителям с целью выявления их психолого-педагогической компетентности.
Анкета для родителей "Вы и ваши дети"
1. Всегда ли в вашей семье соблюдается единство требований к детям со стороны всех ее членов?
- Всегда.
- Иногда не соблюдается.
- Чаще не соблюдается, чем соблюдается.
- Не соблюдается.
2. Умеете ли вы соблюдать меру любви и строгости в отношении к ребенку?
- Да.
- Нет.
- Не всегда.
3. К каким методам воспитания вы чаще всего прибегаете?
- Пытаетесь убедить ребенка в чем-то.
- Воздействуете личным примером.
- Даете поручение и требуете его исполнения.
- Вовлекаете в общий труд.
- Учите, как поступить в том или ином случае.
- Поощряете.
- Наказываете.
4. Какие трудности вы испытываете в воспитании детей?
- Дети вас не понимают.
- Дети не принимают ваших требований.
- У вас не хватает времени на общение.
- Вы не знаете, как поступить в том или ином случае.
- Вы не знаете, как осуществить рекомендации учителя.
5. Какое общественное поручение выполняет ваш ребенок в школе? _______________
6. Какую работу вы выполняете в школе?
- Участвуете в работе родительского комитета.
- Руководите кружками или секциями.
- Помогаете в организации внеклассных мероприятий.
- Помогаете в работе с трудными детьми.
- Выполняете полезную для школы работу дома.
- Не выполняете никакую работу.
7. Какова роль отца в воспитании детей вашей семьи?
- Отец является главой семьи и пользуется непререкаемым авторитетом.
- Является примером для детей и объектом их любви и заботы.
- Практически не принимает участия в воспитании детей, занят своими делами.
- Нерегулярно занимается с детьми, редко интересуется их делами.
- Груб с детьми, подавляет их отдельными своими поступками, отрицательно влияет на них.
- Считает, что главная его забота - материальное обеспечение семьи, а вопросами воспитания должны заниматься мама и школа.
- Прививает любовь и уважение к родному дому, городу, к физическому труду.
8. Какова роль матери в воспитании детей в вашей семье?
- Все заботы о детях и все вопросы семейного воспитания мать взяла на себя.
- Является примером для детей и объектом их особой любви и заботы.
- Старается повысить авторитет отца в глазах детей и опирается на его мнение в решении вопросов воспитания.
- Считает, что главная ее забота - накормить, одеть, сберечь здоровье детей, а вопросами воспитания должен заниматься отец и школа.
- В свободное от работы и домашних забот время учит детей полезным делам.
- Не имеет свободного времени, чтобы заниматься детьми.
- Переложила определенную часть забот о детях на бабушку и дедушку.
- Практически не принимает участия в воспитании детей, занята своими делами.
- Излишне строга с детьми, подавляет их отдельными поступками, отрицательно влияет на них.
- Прививает любовь и уважение к родному дому, городу.
Анкета "Быть хорошим отцом - подлинный талант"
Уважаемые папы!
Пожалуйста, ответьте на вопросы нашей анкеты.
1. В чем, по-вашему, заключаются функции отца в семье?_________________________
2. Сколько времени вы проводите со своим ребенком? Чем занимаетесь с ним в свободное время?__________________________
3. Ругаете ли вы ребенка при посторонних, друзьях? ______________________________-_
4. Курите ли вы в той же комнате, где находится ребенок?_____________________
5. Какие испытываете трудности в общении с ребенком?________________________
Спасибо!
Анкета для родителей "Здоровье и безопасность детей - забота семьи и школы"
1. Какими видами спорта увлекаются члены вашей семьи? ________
2. Кто занимается физическим развитием ребенка (зарядка, бег, спортивные игры на прогулке, туризм, акробатические упражнения)? ______________
3. Кому из членов вашей семьи спорт помог укрепить здоровье? _______________
4. Есть ли у вас дома спортивный уголок? Что изготовлено своими руками? ________________
5. Какие советы и практическую помощь вы можете предложить в создании спортивного уголка на участке школы? _________________________________