Материалы для родителей
На этой странице расположены материалы для организации работы с родителями
Скачать:
Предварительный просмотр:
Памятка для родителей
- Развивайте у своих детей стремление к верности, помогайте им.
- Оберегайте их от малейшего предательства. Оберегайте, а не подталкивайте к нему.
- Помните: слова « товарищество» и «ложное» не могут стоять рядом никогда.
- Мать и отец – это единственно реальная движущая сила воспитания
- Поменьше осуждать, побольше самим творить! Только тогда наша жизнь, в том числе и школьная, не станет тягостной нам.
- Постоянно держать связь с классным руководителем.
- Надо, чтобы дети всегда видели, что их любят, ценят, уважают как личность.
- Внушайте ребенку, что он прекрасен в глазах взрослого, и вы будете счастливы в детях, и у вас будут счастливы дети.
Вот и все искусство воспитания.
Дети удивительно умнеют, когда их держат за умных. Нижняя граница в нашем воспитании – этого не делай – должна быть всегда твердой, а вот верхняя – « любви» - бесконечной.
Пусть же растут наши дети естественно, как цветы, только дадим им больше любви, набираясь при этом терпения.
Предварительный просмотр:
Родительское собрание
Тема: О задачах обучения и воспитания восьмиклассников.
Каждый ребенок в любом возрасте любознателен и умен по- своему. В юности же умственная активность приобретает несколько весьма характерных черт. Они складываются и закрепляются именно в этом возрасте, знаменуя собой новые возможности интеллектуальной деятельности растущего человека.
Одна из способностей познавательной сферы старших подростков – теоретичность их умственной деятельности. В этом возрасте обнаруживается живой интерес уже не только и не сколько к самим фактам, сколько к их анализу, к обсуждению их и размышлению над ними. Юных часто интересует весьма отвлеченные вопросы: « Что такое случайность? Что за Вселенной?» И один из них саамы, как мы знаем, животрепещущих для них вопросов – «В чем смысл жизни?» - при всей его актуальности также зачастую исследуется в весьма абстрактном плане.
Уже гораздо меньше внимания привлекают наглядный учебный материал, сами по себе конкретные факты, сообщаемые учителем или учебной книгой; даже демонстрация эффектных опытов не производит на старшеклассников того впечатления, которое она произвела на подростков. В этом возрасте интересно обобщить факты, искать теории, объясняющие тот или иной физический или химический эффект. Хочется слушать об этом, спорить, размышлять.
Новый характер интеллектуальной активности сказывается уже и на отношении к урокам, к их оценке. Если подростку- ученику средних классов нравятся учителя, которые «хорошо рассказывают», т.е. могут ярким, занимательным рассказом увлечь класс, то теперь среди ребят немало таких, кто предпочитает даже суховатое, но «богатое идеями» изложение.
Тяготение к теоретическим проблемам имеет иногда своей обратной стороной пренебрежение к конкретным фактам, многие ребята готовы рассуждать по многим вопросам, в том числе и по таким, которые им совершенно незнакомы. Порой они любят рассуждать, интересуясь самой логикой рассуждений, а не реальными явлениями.
Психологи изучали развитие любознательности у школьников. Они пришли к выводу, что существует достаточно распространенное явление: безразличие школьников к учебным дисциплинам. Равнодушие – одно из воплощений того печального явления, которое зовется формализмом знания. От ученика ускользает смысл важнейших понятий изучаемого материала, а он даже не пытается преодолеть преграду. Он слушает объяснение учителя, читает учебник, художественное произведения, рекомендованные программой, но не вникает, да и не стремится вникнуть в неясное.
Ленивы и нелюбопытны. А кто в том виноват? Ученики? Или мы: семья и школа? Будем откровенны: и все хорошее, и все дурное, что есть в детях, - результат влияния взрослых. Любой недостаток в работе школьников – так или иначе зеркало наших промахов.
Основная книга, с которой работает школьник все годы учения, - это учебник. Как же складываются отношения между школьником и учебником? Материал учебника может быть далек от интересов школьников. Учебник может быть неинтересен и потому, что для одних он слишком труден, а для других слишком легок. Наконец, ребята часто не вооружены умениями самостоятельно работать с книгой, а механическое заучивание вызывает лишь утомление и скуку. Кроме всех этих частных причин отчуждения, есть и одна общая позиция школьника по отношению к учебе. В самом деле, какую задачу ставим мы, взрослые, перед учеником, когда он берется за учебу? Очень простую: выучи и ответь. Выучи, т.е. запомни и будь в состоянии воспроизвести. А воспроизвести надо, по мнению взрослых, как можно ближе к тексту. Чем ближе – тем лучше; между тем именно дословный пересказ нередко свидетельствует о непонимании текста и о том, что ребенок и не ставил перед собой задачу понимания.
В чем же слабые стороны извечной задачи «выучи и ответь»? Прежде всего, в том, что ученик оказывается пассивным исполнителем, а не активным творцом своего знания. Пассивный же умственный труд гораздо менее эффективен, чем активный, творческий. К тому же он гораздо менее привлекателен, более тяжел и отнюдь не вызывает радостных эмоций. Поэтому – то знания, добытые таким путем, и оставляют формальными, не встраиваются в духовный мир растущего человека, не становятся источником умственного и нравственного развития.
Какую же иную систему самостоятельной работы с книгой мы можем себе представить? По- видимому, она должна предусматривать значительно более активную позицию того, кто учиться. Не запомнить, а прежде всего проанализировать, осмыслить, понять материал, проявить собственную активность в усвоении учебного материала – вот к чему следует приучать наших ребят. Тогда и запоминание станет более легким и прочным. Надо научить не заучивать все подряд, а выделять главное, устанавливать в тексте смысловые связи и отношения, соотносить новые знания с тем, что было усвоено раньше, при этом контролировать себя, самостоятельно ставить вопросы к тексту, и еще многому другому.
Надо научить останавливать внимание на том, чего не знаешь или не понимаешь. Порой ребята не понимают не только отдельных слов и выражений: они, читая учебник, встречают и непонятные мысли. Задерживают ли они на них свое внимание? Пытаются ли их расшифровать? Всегда ли устанавливают для себя такой факт: в тексте есть непонятная мысль?
Учим мы ребят выделять главное и непонятное? Становится ли это систематической привычкой старших подростков? Скорее всего нет. И мы, взрослые, не только не способствуем воспитанию такой привычки, но иногда препятствуем этому. Нередко и в семьях, и в школьных коллективах складывается неправильное отношение к тому, что школьник не понимает чего- то: непонимание ставится ему в вину, может вызвать упрек, выговор или насмешку.
У того, кто садится за уроки, должны быть три заповеди: «Найди незнакомые слова и выясни их значение», «Найди непонятные выражения и выясни их значения, « Найди непонятные мысли и постарайся разобраться в них». А задача родителей – помочь ребенку.
А теперь попробуем составить нечто вроде инструкции, предлагающей рациональные способы работы с учебником:
- Работайте с заголовком. Прочитав заголовок, остановитесь.
- Сформулируй для себя, о чем пойдет речь в тексте.
- Вспомните все, что вы уже знаете
- Поставьте вопросы, на которые, по вашему мнению, в тексте будут даны ответы
- Попытайтесь, насколько это возможно, дать на эти вопросы предположительные ответы до чтения текста
- После этого приступайте к чтению текста. Читая, сопоставьте выдвинутые вами предположения с реальным содержанием текста.
- Обращайте внимание на непонятное
- Читая. Следите, есть ли в тексте непонятные слова и выражения. Если есть, найдите к ним объяснения в словарях, в Интернете .
- Непонятным может оказаться само содержание текста. Подумайте. не вызвано ли это, тем что вы плохо усвоили предыдущий материал. Подумайте, что именно из этого материала необходимо для понимания данного текста, повторите его.
- Старайтесь увидеть главное.
- Читая текст, не забывайте о необходимости выделить в нем главное и второстепенное.
- Обдумывайте, в какой части текста выражена главная мысль, что эту главную мысль поясняет или дополняет
- По ходу чтения составляйте план или конспект текста
- Составляйте схемы, чертежи, таблицы, отражающие существенные моменты текста.
- Если необходимо делайте выписки
- Старайтесь зримо представить себе то. О чем вы читаете,- создавайте для текста зрительный ряд.
- Запомните отобранное
- Для этого коротко переберите в уме содержание текста.
- Ответьте на вопросы учебника или записанные в тетради вопросы учителя.
- Проверь себя.
Анкета для родителей.
«Влияние семейной атмосферы на успеваемость ребенка»
1.Знаете ли Вы, от чего зависит психологический настрой ребенка на весь день?
А.да
Б.Нет
2.Какой вопрос ВЫ задаете ребенку по возвращению из школы?
А.Какие оценки ты сегодня получил?
Б. Что было интересно в школе?
В ты что-нибудь сегодня натворил?
3.Что ВЫ знаете как нужно реагировать на успехи и неудачи ребенка в школе?
А.Я знаю многое, так как много об этом читала
Б. Я мало что об этом читала
В. Я не знаю ничего.
4. Знаете ли Вы, что создает в семье обстановку суеты, что служит перегрузкой для нервной системы ребенка.?
А. Да, я знаю
Б. Знаю, но хотелось бы знать больше
В. Не знаю ничего
5. Нужен ли Вам совет на тему осуществления контроля за работой ребенка дома и оказания ему разумной помощи?
А. Да, необходимо
Б. Нет
6. Считаете ли ВЫ, что повышенные и агрессивные интонации являются неотъемлемой частью воспитательного процесса в семье?
А.Да, это единственный способ воздействия на ребенка
Б. Да, но я избегаю этого
В. Нет. Это недопустимо.
Предварительный просмотр:
Родительское собрание
Тема: Семейный климат. Управление семейными делами.
Цель:
- Познакомить родителей с типами семейного воспитания
- Показать возможные варианты решения семейных проблем.
- Определить, что должно быть в центре позиции родителей по отношению к детям
- \
Ход собрания.
Здравствуйте, уважаемые родители1 Начнем собрание с чтения письма, опубликованного в газете : «Если можете, помогите. У нас в семье каждый день скандалы. Мама очень любит меня, но она больная, нервная; убеждает меня всегда только криком. Папа очень умный, образованный человек, но очень злой. Всегда все и всех высмеивает, обвиняет. Ему почему-то мало что нравиться. Каждый вечер у нас в квартире ссора. Родители доказывают друг другу свою правоту. А я так хочу мира в семье. Помогите…»
Читаешь такое , и на душе и страшно, и грустно. В семье нет тепла, нормальных родственных отношений, то есть нет благоприятного психологического климата.
Я понимаю, что взрослые всегда найдут объяснение этому: где ж, как не дома, разрядиться. А в результате в таких семьях растут дети-невропаты, замкнутые, или наоборот, озлобленные и агрессивные. И то и другое страшно. Кто-то из великих сказал: «Волнение вреднее, чем простуда»
Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых объясняются ошибками семейного воспитания, главная из которых – отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей. Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский говорил: « Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца к детям уродует их». Есть много разновидностей этой уродливой любви, главное из них:
- Любовь умиления;
- Любовь деспотичная;
- Любовь откупа
Что это такое?
Любовь умиления- самое печальное, что можно представить себе в отношениях родителей и детей. Это неразумная, наивная, от инстинкта любовь. К чему она может привести? Ребенок, воспитанный в атмосфере умиления, не знает, что в человеческом общении есть понятия « можно» и «нельзя», «надо».Ему кажется, что ему все можно. Он не знает своего долга перед родителями, не умеет и не хочет трудиться, поэтому что не видит людей и не чувствует сердцем, что у тех, кто его окружает, есть свои потребности, свои желания, свой духовный мир. У него складывается твердое убеждение в том, что он приносит счастье, радость родителям и другим людям уже тем, что он просто живет на свете.
Вторая разновидность неразумной родительской любви – деспотическая любовь. Это форма – одна из причин того, что у ребенка с малых лет извращается представление о добром начале в человеке, он перестает верить в человека и человечность. В обстановке деспотического самодурства, мелочных придирок, постоянных упреков, человек ожесточается. Все это происходит из-за неумения родителей пользоваться своей властью. Родительская власть должна не подавлять волю ребенка, а поощрять, одухотворять его внутренние силы, его желание быть хорошим. Уважайте детское желание быть хорошим и помните, что ваш сын, ваша дочь – такой же человек, как и вы, его душа явно протестует, когда кто- то пытается сделать его игрушкой своего произвола.
Третья разновидность неразумной родительской любви – любовь откупа. Она состоит в том, что родительский долг заключается в обеспечении всех материальных потребностей детей. Это взгляд на воспитание детей как на что-то совершенно обособленное, отделенное забором от общественных обязанностей. Если в такой семье ни один из родителей не уделяет достаточного внимания детям, то их окружает атмосфера духовной пустоты, убожества. Они живут среди людей и не знают людей, их сердцам совершенно незнакомы такие чувства, как ласка, сострадание, милосердие.
Какой должна быть подлинная родительская любовь? Каким вырастет ребенок во многом определяет его положение в системе семейных отношений. Положение бывает различным: благополучным, когда семьи, родители проявляют разумную заботу о ребенке, когда его воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, когда заботятся не только о нем, но и он заботиться обо всех, когда его уважают и он уважает других, и неблагополучным, когда он – баловень семьи, а затем нередко – деспот семьи, либо он– « квартирант», которому нет дела до семейных проблем.
Что управляет семейными делами? В результате мнения специалистов сошлись на том, что в центре внимания должны быть позиции родителей по отношению к детям. Вот некоторые из них.
Взаимопонимание.
Родители должны достигать полного взаимопонимания во всех, как важных, так и незначительных вопросах воспитания детей. Они также должны быть искренними и систематически обсуждать все вопросы, относящиеся к воспитанию их физического и духовного развития. Разумные и любящие родители никогда не обнаруживают перед детьми различные мнения, не показывают возникающих между ними разногласий по вопросам воспитания и ведения домашнего хозяйства.
Если родители враждуют, непрерывно спорят, вмешиваются в действия друг друга, всегда ищут виноватого, если отец отдает распоряжения в пику матери, а мать идет против устанавливаемых отцом порядков, то такое внутрисемейное ситуация сбивает детей с толку, ставит их в затруднительное положение. Дети вырастут упрямыми, беспринципными, легкомысленными из-за разлада в семье.
Когда согласия между родителей нарушается, в дом приходит беда. В ней царят постоянное напряжение, враждебность или холодные отношения. Все становятся чужими друг другу. А ведь можно избежать ссор, конфликтов, смягчить или преодолеть противоречия, научиться управлять семьей. Спокойно, основываясь на здоровых принципах воспитания при взаимопонимании родителей.
Детство – очень трудно обучать человека и исправлять недостатки его характера после наступления половой зрелости. Каждый час. Каждая минута детства служит определенной цели, и пренебрежение детскими годами может повлечь за собой определенную ущербность в будущем. Для того, чтобы детство принесло ту пользу, какую оно и должно принести, необходимо заботиться о воспитании детей постоянно. Несомненно, дети по- настоящему счастливы, когда они получают знания, совершенствуются и, подобно деревьям ухоженного сада, приносят радость, дают плоды, становятся полезными членами общества.
Слова и дела родителей – пример детям.
Родителям важно понять: их надежды могут быть реализованы только в том случае, когда благие желания подкрепляются конкретными делами. Другими словами, чтобы ваши дети добились успеха, вы сами должны обладать столь же положительными качествами и совершенствами. Каждый поступок родителей, каждое произнесенное ими слово будет иметь значение в процессе воспитания и обучения детей. Отцы и матери могут быть уверены: дети, даже если и не высказывают свои мысли, чувства, мнения, они внимательно наблюдают за каждым их словом и поступками, понимая все в соответствии со своим мироощущением.
Эмоции – эмоционально не сдержанный, вспыльчивый, легко возбудимый человек обычно не способен контролировать свои мысли, слова и, в силу неуравновешенного темперамента, его часто воспринимают неправильно. Когда внутренний беспорядок уляжется, и человек вновь станет собранным и спокойным, он глубоко пожалеет о сказанном, но, конечно, « задним умом все крепки». Такая прискорбная с точки зрения воспитания и обучения ситуация имеет печальные последствия для детей. Часто бывает, что несколько грубых, обидных слов, сорвавшихся с губ отца или матери, ведут к большим потерям и отрицательно влияют на личностное развитие ребенка.
Верность слову – доверие едва ли не единственный путь, ведущий к спокойствию и уверенности. Через доверие обретаются стабильность и уверенность в любом деле. Такие положительные качества, как верность своему обещанию и данному слову, закладывается в раннем детстве. Не лгите детям. Ложь оказывает тлетворное влияние. Родители должны воспитывать так детей, чтобы не возникла необходимость во лжи.
Помните: общение с детьми в семейном кругу обогащает и вас, родителей. Не случайно писатель Лев Николаевич Толстой сказал: 2 Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» И подарить это счастье каждый из вас может, даже не имея денег, а просто общаясь с ребенком в каком- то деле или досуге.
Наши дети всегда среди нас, среди взрослых. Быть родителями было трудно во все времена. Здесь нет легких путей, есть, по- видимому, легкое отношение к воспитанию.
А теперь послушайте советы, которые помогут избежать конфликтов и создадут хороший семейный климат.
- Жизнь наша тяжела во всех отношениях, без ссор трудно обойтись. И все же постарайтесь ссориться как можно меньше, взаимные упреки перенесите, когда ребенок уже спит, или прогуляйтесь по улице. Помните, что терпение – это самая большая добродетель, какая только может быть у родителей.
- Никогда не отвечайте детям на их обращение словами: « Мне некогда». Вы опасаетесь потерять родительскую любовь.
Больше проявляйте гибкости в воспитании: ваш ребенок получил «2» по русскому языку. Не спешите отругать или накричать. Просто сядьте рядом и скажите: « Это не так страшно, у меня тоже было такое. Давай лучше подумаем, как можно исправить положение?»
Вот оно, внимание и понимание, которое и создают здоровый климат в семье. И запомните: невозможно общаться со всеми детьми одинаково. Ищите свое в создании нормального семейного климата.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ассоциации к слову подросток, подростковый возраст Подростковый возраст: Чем, по-вашему, характеризуется подростковый возраст? Какие изменения происходят в детях? Какие проблемы возникают при общении с детьми? Возникают ли вообще? - - - - Подросток : - - - -
Ассоциации детей к слову подросток, подростковый возраст Подросток – человек, у которого нет цели, которому больше хочется развлекаться, не думая о будущем; человек, который находится на стадии переходного возраста от 14 до 18 лет; человек, который переходит от младшего возраста во взрослую жизнь; человек, который осознает все трудности жизни; это ребенок, который считает себя взрослым, хотя на самом деле им не считается; достаточно взрослый юноша или девушка от 13 до 16 лет; человек, который может выражать свое мнение, понимать окружающих, хранить секреты; человек, который имеет свое мнение на жизнь; человек, мнение которого часто не совпадает с мнением родителей.
* физиологическом ; * психологическом ; * социальном .
Период полового созревания Снижение работоспособности Невнимательность, рассеянность Снижение интереса к учебе Повышенная чувствительность вспыльчивость
Половое созревание зависит от эндокринных изменений в организме Интенсивное физическое и физиологическое развитие увеличиваются рост и вес Изменение роста и веса сопровождается изменением пропорций тела дети часто ощущают себя в это время неуклюжими, неловкими Появляются вторичные половые признаки – внешние признаки полового созревания Возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга для подростков характерны перепады сосудистого и мышечного тонуса, которые вызывают быструю смену физического состояния и, соответственно, настроения В подростковом возрасте эмоциональный фон становится неровным, нестабильным.
Ребенок вынужден постоянно приспосабливаться к физическим и физиологическим изменениям, происходящим в его организме, переживать «гормональную бурю». Подростки как будто все время находятся в состоянии стресса.
Новый образ физического «Я» Резко повышается интерес к своей внешности: Ребенок остро переживает все изъяны внешности , действительные и мнимые Непропорциональность частей тела, неловкость движений, неправильность черт лица, кожа, теряющая детскую чистоту, излишний вес или худоба – все расстраивает , а иногда приводит к чувству неполноценности, замкнутости, даже неврозу Тяжелые эмоциональные реакции на свою внешность смягчаются при теплых, доверительных отношениях с близкими взрослыми, которые должны проявить и понимание, и тактичность
Изменения во внешнем облике: радуют – **% безразличны – **% раздражают и злят - **%
Развитие самосознания В подростковом возрасте последовательно появляются две особые формы самосознания : чувство взрослости и « Я-концепция »
Чувство взрослости - отношение подростка к себе как к взрослому и осознание себя в какой-то мере взрослым человеком
Как проявляется чувство взрослости подростка? В желании, чтобы все – и взрослые и сверстники – относились к нему не как к маленькому, а как к взрослому В стремлении к самостоятельности, желании оградить некоторые стороны своей жизни от вмешательства родителей Претендует на равноправие в отношениях со взрослыми и идет на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию Вопросы внешности, отношений со сверстниками, иногда учебы
Появляются собственные вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведения Появляется моральный «кодекс», предписывающий подросткам четкий стиль поведения в дружеских отношениях со сверстниками: взаимная поддержка, помощь в случае нужды, уверенность в друге и доверие к нему, защита друга в его отсутствие, принятие успехов друга, эмоциональный комфорт в общении. Так как подросток во многом непоследователен и противоречив, он часто отступает от этого свода правил, но от друзей ожидает их неукоснительного соблюдения Все нестабильно, взгляды могут измениться через неделю «Один за всех и все за одного»
Ответственность за совершаемые поступки: задумывались о последствиях – **% снимают с себя ответственность – **% иногда несут ответственность – **% Оценка собственного поведения: приходилось оценивать – **% задумываются иногда – **% предпочитают об этом не думать– **%
Внутренний мир Сложные переживания, связанные с новыми отношениями, свои личностные черты и поступки анализируются им пристрастно Подросток хочет понять, какой он на самом деле, и представляет себе, каким он хотел бы быть Личностная рефлексия, потребность разобраться в себе самом порождают и исповедальность в общении с ровесниками, и дневники , которые начинают вести именно в этот период, стихи и фантазии Самооценка в подростковом возрасте оказывается низкой по своему общему уровню и неустойчивой Формируется «Я - концепция» ребенка Примерно в 12-13 лет возникает интерес к своему внутреннему миру, а затем происходит постепенное усложнение и углубление самопознания
Формируется образ «реального Я» и «идеального Я» - Представления о собственной внешней привлекательности - Представления о своем уме - Представления о своих способностях в разных областях - Представления о силе характера, общительности, доброте и других качествах познавательный компонент Познание себя Познание своих различных качеств Оценочный и поведенческий компонент Важно знать насколько значимы его индивидуальные особенности Оценка своих качеств зависит от системы ценностей, сложившейся главным образом благодаря влиянию семьи и сверстников Подросток – ещё не цельная зрелая личность. Неустойчивость, подвижность всей душевной жизни в начале и середине подросткового возраста приводит к изменчивости представлений о себе Реальное «Я»
Идеальное «Я» Идеальное «Я» может сильно отличаться от реального При высоком уровне притязаний При недостаточном осознании своих возможностей Разрыв между идеальным образом и действительным своим положением приводит к неуверенности в себе , что внешне может выражаться в обидчивости, упрямстве, агрессивности Когда идеальный образ представляется достижимым, он побуждает к самовоспитанию Подростки не только мечтают о том, какими они будут, но и стремятся развивать в себе желательные качества У подростка развивается саморегуляция
Свой образ глазами окружающих: общительный – **% Добрый - **% Злой – **% открытый – **% Жизнерадостный – **% искренний – **% Сильный – **% Ленивый – **% вредный – **% Предатель – **% уверенный в себе – **% Увлекающийся – **% Смешной (прикольный) – **%
Общение со сверстниками Общение пронизывает всю жизнь подростков, накладывая отпечаток и на учение, и на неучебные занятия, и на отношения с родителями Ведущая деятельность в этот период – интимно-личностное общение Подростковая дружба – сложное, часто противоречивое явление «Счастье – это когда тебя понимают» Близкие друзья – ровесники одного и того же пола, учатся в одном классе, принадлежат к одной и той же среде Неформальные группы Взаимная симпатия Общие интересы, занятия Способы развлечений, место проведения свободного времени
Общение со взрослыми Влияние родителей уже ограничено Ценностные ориентации подростка, понимание им социальных проблем, нравственные оценки событий и поступков зависят в первую очередь от позиции родителей Для подростков характерно стремление к эмансипации ( освобождение от какой-либо зависимости, отмена каких-либо ограничений, уравнение в правах) от близких взрослых: нуждаясь в родителях, их любви и заботе, в их мнении, они испытывают сильное желание быть самостоятельными, равными с ними в правах. То, как сложатся отношения в этот трудный для обеих сторон период, зависит главным образом от стиля воспитания, сложившегося в семье, и возможностей родителей перестроиться – принять чувство взрослости своего ребенка.
Предпочтительность сферы общения: Выполнить домашнее задание **% Пообщаться с друзьями **% Поговорить о какой-либо проблеме с мамой, папой **% Поделиться проблемой или возникшей трудностью с друзьями **% Почитать книгу, поухаживать за животными **% Послушать музыку, сходить на дискотеку **% Пойти с родителями в гости **% Остаться дома, поболтать по телефону или пригласить друга, подругу домой **% Ты согласишься с мнением родителей, учителей, даже если у тебя совсем другое мнение **% Ты стараешься высказать свое мнение, так как ты достаточно взрослый **%
Досуг и проведение свободного времени: проводить время с друзьями на улице – **% участвовать в вечеринка и дискотеках – **% заниматься в спортивных секциях - **% Помощь в преодолении трудностей: обратятся к родителям – **% обратятся к друзьям – **%
Поведенческие особенности подростков: Подростковый возраст: - Стремятся быть взрослыми, но избегают ответственности - Выбирают себе кумиров - Проявляется соревновательный мотив - Чувствительность к оценке посторонних своей внешности - Целеустремленность, настойчивость и импульсивность, Неустойчивость может смениться апатией, отсутствие стремлений и желаний что-либо делать, Повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро меняется ранимостью и неуверенностью в себе; крайняя самонадеянность и безаппеляционные суждения в отношении окружающих внимательность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость с развязностью, желанием быть признанным и оцененным другими - с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами - с обожествлением случайных кумиров
Предварительный просмотр:
Типичные ошибки родителей в воспитании детей.
Семейное неблагополучие и его негативное воздействие на ребенка могут возникнуть по причине нарушений и отклонений в сфере внутрисемейных отношений. Усугубляется семейные неблагополучия и просчеты в воспитании в семье.
Наиболее типичные ошибки следующие:
- Гиперопека, когда ребенку не дают проявить элементарную самостоятельность, изолируют от окружающей жизни;
- Непоследовательность и противоречивость воспитания, которая характеризуется разрывом между требованиями к ребенку и контролем за ним, несогласованностью педагогических действий родителей и бабушек;
- Негибкость родителей в отношениях с детьми, которая выражается в недостаточном учете ситуации, в отсутствии альтернатив в решениях, в навязывании ребенку собственного мнения, в резкой смене отношения к ребенку в различные периоды его жизни (недостаток заботы резко сменяется ее избытком и наоборот)
- Избыток родительского раздражения, недовольства, беспокойства, тревоги по отношению к детям, что создает в семье эффект суматохи, всеобщего возбуждения.
- Авторитарность воспитания – стремление подчинить ребенка своей воле, категоричность суждений, приказной тон, навязывание готовых решений;
- Гиперсоциальность, когда родители пытаются строить воспитание по заданной схеме, когда не учитываются индивидуальности ребенка
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Анкета для родителей
Внимательно прочтите предложенные вопросы. Постарайтесь ответить на них откровенно. Тест дополнит ваше представление о себе как о родителе, поможет сделать определенные выводы относительно проблем воспитания детей.
Можете ли вы:
1.В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком?
2.Посоветоваться с ребенком, невзирая на его возраст?
3.Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?
4.Извиниться перед ребенком в случае своей неправоты?
5.овладеть собой и сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел вас из себя?
6.Поставить себя на место ребенка?
7.Поверить хотя бы на минуту, что вы-добрая фея(прекрасный принц)?
8.Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?
9. Всегда воздержаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка?
10.Пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение?
11.Выделить ребенку один день, когда он может делать, что хочет, и вести себя, как хочет, и ни во что не вмешиваться?
12.Не прореагировать, если ваш ребенок ударил, грубо толкнул, незаслуженно обидел другого ребенка?
13.Устоять против детских просьб и слез, если уверены, что это каприз, мимолетная прихоть?
Ответы обозначаем буквами:» Могу и всегда так поступаю»-А; « Могу, но не всегда так поступаю»-Б; «Не могу»-В; Ответ «А» оценивается в 3 балла, ответ «Б»- в 2 балла, «В»- в 1 балл
Если вы набрали от 30 до 39 баллов, это значит, что ребенок-самая большая ценность в вашей жизни .Вы стремитесь не только понять, но и узнать его ,относитесь к нему с уважением, придерживаетесь наиболее прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения. Вы можете надеяться на хорошие результаты.
Сумма от 16 до 30 баллов. Забота о ребенке для вас вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно .Порой вы чересчур строги. В других случаях излишне мягки .Кроме того, вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный процесс. Вам следует серьезно задуматься над своим подходом к воспитанию ребенка.
Число баллов менее 16 . У вас серьезные проблемы с воспитанием ребенка. Вам недостает либо знаний, либо желания, стремления сделать ребенка личностью, а возможно, того и другого. Советуем обратиться к помощи специалистов- педагогов и психологов, познакомиться с публикациями по вопросам семейного воспитания.
7
Предварительный просмотр:
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ на тему:
« Как научить ребенка учиться»
Ход собрания: 1 Вступительное слово учителя.
2.Лекция учителя.
3. знакомство родителей с итогами анкетирования уч-ся класса.
4. Обсуждение проблемы с родителями
5. Рекомендации родителям.
Потребность- это объективная нужда человека в определенных условиях, которая обеспечивает его жизнь и развитие.
Потребности
Низшего уровня высшего уровня
1.Физиологические потребности.
Эти потребности самые насущные из всех потребностей. Если человек голоден и если ему не хватает любви и уважения, он будет стремиться в первую очередь утолить свой физический голод, а не эмоциональный.
2. Потребности в безопасности.
В это понятие входят потребности в стабильности, защите, в свободе от страха, тревоги, хаоса, потребности в структуре, порядке, законе, ограничениях. Для этого человека нет несущей проблемы, чем в безопасности. Эти потребности у детей проявляется в их тяге к постоянству, к упорядочению повседневной жизни. Ребёнку по вкусу предсказуемый мир. Несправедливость выражает беспокойство, тревогу, он думает, что миру нельзя доверять. В ответ на столкновение с новым и незнакомым у детей часто возникает реакция испуга.
3. Потребности в принадлежности и любви.
Каждый человек нуждается в чувстве принадлежности к определённой социальной группе. Ему необходимо любить и чувствовать себя любимым.
4. Потребность в признании.
Каждый человек нуждается в признании, в устойчивой и высокой оценке собственных достоинств, каждому необходимо уважение окружающих и самого себя. Неудовлетворённость в потребности вызывает чувство унижения, слабости, беспомощности, которые свою очередь, служат почвой для уныния, запускают невротические механизмы
Потребности высшего уровня.
Когда потребности низшего уровня удовлетворены, у человека появляется необходимость познавать и понимать мир вокруг себя
1.Потребности в любви и понимании.
2. потребность в познании, любопытство, Потребность знать и понимать появляется уже в позднем младенчестве.
Чем выше мера удовлетворённости потребностей одного уровня, тем выше актуальность потребностей следующего уровня. Исходя из этого, можно предположить, что у детей с низким уровнем мотивации слабо удовлетворены потребности низших уровней. Как могут появиться потребности в познании, если ребенок напуган, ему не хватает общения, к тому же у него занижена самооценка? Это объясняет и детскую невнимательность, и негативное отношение к школе, учителям и учёбе, высочайший уровень агрессии и все остальные факторы, мешающие плодотворному усвоению школьного материала.
В этот период ребёнок нуждается в благоприятном общении с взрослым. Неудовлетворённость этой потребности ведёт к повышенной тревожности, неуверенности в себе, связанные с неадекватной и неустойчивой самооценкой, со сложностями в личностном развитии.
Мотив - это внутреннее побуждение личности к деятельности
В широком смысле к мотивам в психологии относят потребности и инстинкты, влечения и эмоции, установки и идеалы.
МОТИВАЦИИ (побуждения) в биологии, активные состояния мозговых структур, побуждающие высших животных и человека совершать наследственно закрепленные или приобретенные опытом действия, направленные на удовлетворение индивидуальных (голод, жажда и др.) или групповых (забота о потомстве и др.) потребностей.
Мотив учения – это направленность ученика на разные стороны учебной деятельности.
Мотивы:
+ познавательные, которые связаны с содержанием учения,
+ социальные, связаны с общением учеников друг с другом и учителями.
Мотивы:
+ситуативные,
+ устойчивые
№1 Ситуативный интерес
на уроках бывает интересно | Предметы, изучаемые в классе | |
… человек | ||
Нравится учитель | ||
Изучаю, только ради хороших оценок |
№ 2 Интересуются предметом
Узнаю много нового | Предметы, изучаемые в классе | |
… человек | ||
Предмет заставляет думать | ||
Получаю удовольствия от работы на уроке |
№ 3. Проявляется повышенный интерес
Легко дается предмет | ||
Жду урока с нетерпением | ||
Стремлюсь узнать больше, чем требует учитель |
Мотивы: (в зависимости от отношения человека к процессу получения знаний)
+ внешний, при которой значима не деятельность, а удовлетворение других потребностей.
+ внутренним , при которой деятельность важна сама по себе. Желание научиться получать знания самостоятельно.
Если мотивация внешняя, это не значит, что она плохая, у нее имеются свои достоинства и недостатки.
Мотивация:
+ престижная. Престижная мотивация работает у старшеклассников, которые пытаются самоутвердиться, демонстрируя свои познания в той или иной области
+ соревновательная. Соревновательная мотивация — типичное явление в средней школе, когда дети стараются не отставать друг от друга.
Широко распространены в школьной среде и нередко приводят к неплохим результатам в учебе.
Мотивация:
+ положительная
+ отрицательной
Мотивация:
+ высокий уровень мотивации возникает у школьников в семьях, где родители постоянно повышают требования к ребенку, в то же время оказывают ему ненавязчивую помощь и относятся к ребенку с душевной теплотой и пониманием.
+ если родители безразличны к интересам ребенка или жестко контролируют его поведение, то у ребенка начинает преобладать желание избежать неуспеха, т.е. возникает низкая мортивация.
Познавательные мотивы изменяются в течение школьной жизни ученика, и учебная деятельность первоклассника и выпускника школы, естественно, также различны.
Психологи выделяют три уровня развития познавательной мотивации школьников (А.К. Маркова):
= широкий познавательный мотив, то есть направленность на усвоение новых знаний;
= учебно-познавательный мотив, побуждающий к овладению способами добывания знаний;
= мотив самообразования.
В идеале картина может быть представлена так. Для младшего школьника характерны широкие познавательные мотивы. В средней школе дети в большей степени ориентированы на способ получения знаний. В старших классах должны проявляться зрелые познавательные мотивы — мотивы самообразования.
А как обстоит дело в реальности? В младшем школьном возрасте познавательной мотивации еще нет, в старшем — уже нет (хотя среди старшеклассников встречаются счастливые исключения). Поэтому обычно познавательные мотивы наблюдаются лишь у учащихся 5-х—8-х классов.
Главный вывод состоит в следующем. Невысокий уровень познавательной мотивации — не недостаток ученика, а его беда.
причины, побуждающие учиться.
№ 1. Учеба по необходимости
Не заставляют | ||
Учу, так как интересно | ||
Предмет полезен для будущей жизни |
обучение в школе и знания мне нужны для | |
Хороших оценок | … человек |
Продолжения образования в ВУЗе | |
Поступление на работу | |
Получить хорошую профессию | |
Быть образованным и интересным человеком | |
Солидарности |
От чего же зависит успех в учебной деятельности ребёнка?
1) если потребности низшего уровня не удовлетворены, то потребности высшего уровня не развиваются.
2) когда дети идут в первый класс, им необходимо чувствовать себя в безопасности, так как в младших классах детей подавляет тревожность, но со временем эта тревожность перевоплощается в агрессию. Дети учатся плохо, потому что им не хватило любви, если потребности во внимании и любви не удовлетворены, ребенок не испытывает потребности хорошо учиться! Как бы его не заставляли и не убеждали, учиться хорошо он не сможет.
Хорошая учеба – ключ к профессии и судьбе. Значит, успехов добьется в будущем тот, кто был любим в детстве.
Рекомендации:
Для того, чтобы ребёнок хорошо учился необходимо:
1) Удовлетворение потребностей низшего уровня.
2) Чтобы ребёнок чувствовал себя в безопасности.
3) Чувствовал себя любимым и любил.
4) ежедневно интересоваться успехами ребенка
5) неудачи не должны превращаться в ссор и скандалы.
НЕДОЛЖНО БЫТЬ НАКАЗАНИЯ ЗА НЕУДАЧИ. НЕУДАЧА САМА ПО СЕБЕ ЯВЛЯЕТСЯ НАКАЗАНИЕМ.
6) помощь должна быть ненавязчива.
7) успехи поощряемы.
Всё это ребёнок должен получать в семье. Таким образом, если ребёнок не получает достаточного семейного внимания, вряд ли можно ожидать от него успехов в учёбе. Внимание, забота, любовь и ответственность - необходимые составляющие в воспитании ребенка, залог его успеха в будущем.
Подготовка к собранию - провести анкетирование уч-ся класса по след. вопросам:
на каких уроках бывает интересно? (назвать предметы)
какой учитель нравится?
какой предмет изучаете только ради хороших оценок?
На каких уроках узнаете много интересного?
Какой предмет заставляет думать?
На каких уроках получаете удовольствие от работы?
Какой предмет дается легко?
Какой урок ждете с нетерпением?
К какому уроку стремитесь узнать больше, чем требует учитель?
По каким предметам заставляют учиться родители?
По каким предметам родители не заставляют учиться?
Какие предметы учите, потому что они интересны для вас?
Какие предметы полезны для взрослой жизни?
Для чего вам нужны знание, получаемые в школе?
а\ хороших оценок,
б/ поступлении на работу.
в/ продолжении образования в ВУЗе
г/ получении хорошей профессии
д/ быть образованным человеком
е/ из чувства солидарности с одноклассниками
Обработать анкеты при подготовке к собранию.
ЛИТЕРАТУРА:
Родительские собрания – 5 класс. Составитель А.В. Ефремова, Из-во «Учитель- АСТ» Волгоград, 2005 г.
Маркова А.К. «Формирование мотивации учения в школьном возрасте», «Формирование интереса к учению у школьников» М., 1983
Маркова А.К, Матис Т.А., Орлов А.Б. «Формирование мотивации учения» М., Просвещение 1990 г.
Предварительный просмотр:
«Уважаемые родители!
Мы хотим напомнить вам, что такие волшебные слова, как «здравствуйте», «пожалуйста», «спасибо» и «извините», впервые узнаются дома.
Именно дома дети учатся быть честными, пунктуальными и прилежными, хорошо относиться к друзьям, уважать старших и учителей.
Именно дома они учатся быть аккуратными, не говорить с набитым ртом и бросать мусор в урну.
Дома они также учатся быть организованными, ухаживать за своими вещами и не трогать чужие.
А в школе мы учим их языку, математике, истории, географии, физике, химии и физкультуре. Родительское воспитание мы лишь подкрепляем, но не заменяем».
«Уважаемые родители!
Мы хотим напомнить вам, что такие волшебные слова, как «здравствуйте», «пожалуйста», «спасибо» и «извините», впервые узнаются дома.
Именно дома дети учатся быть честными, пунктуальными и прилежными, хорошо относиться к друзьям, уважать старших и учителей.
Именно дома они учатся быть аккуратными, не говорить с набитым ртом и бросать мусор в урну.
Дома они также учатся быть организованными, ухаживать за своими вещами и не трогать чужие.
А в школе мы учим их языку, математике, истории, географии, физике, химии и физкультуре. Родительское воспитание мы лишь подкрепляем, но не заменяем».
Предварительный просмотр:
План
проведения совместных мероприятий с родителями
Цель:
Формирование активной педагогической позиции родителей, повышение педагогического влияния родителей на учебно-воспитательный процесс, формирование доверительных отношений, установление контакта, общей благоприятной атмосферы общения с родителями учащихся.
Задачи:
- способствовать развитию навыков позитивного общения, созданию доброжелательных семейных отношений, благоприятной эмоциональной атмосферы принятия и доверительности в общении через организацию совместного досуга;
- способствовать формированию умения родителей находить адекватные способы решения проведения семейного досуга с детьми для позитивных установок в общении со своим ребенком, умения понимать и принимать его таким, каков он есть;
- способствовать формированию сплоченности родителей, классного руководителя и детей;
- способствовать оказанию помощи обучающимся в становлении нравственных представлений о внутрисемейных отношениях, создании атмосферы взаимопонимания, развитии чувства солидарности и здорового соперничества, сплочении детей и родителей;
- ориентация классных руководителей на применение данной формы внеклассной работы с родителями.
Ожидаемые результаты:
- повышение уровня внимания родителей к обучению и воспитанию детей,
- снижение безразличного поведения по отношению к учебно-воспитательному процессу;
- наличие потребности семьи активно участвовать в общественной жизни, что способствует эффективной взаимосвязи семьи с другими социальными институтами
План мероприятий | Срок проведения | |
5класс | ||
1 | Ярмарка " Золотая осень" | сентябрь |
2 | Веселые старты (база отдыха) | ноябрь |
3. | Новый год | декабрь |
4 | Посещение краеведческого музея | январь |
5. | Посещение драматического театра | февраль |
6 | . Прощай, пятый класс | май |
6 класс | ||
1 | Ярмарка "Золотая осень" | сентябрь |
2 | посещение музея Русского быта | ноябрь |
3 | Саночные гонки (база отдыха) | январь |
4 | История моей семьи | март |
5 | Прощай, шестой класс | май |
7 класс | ||
1 | Ярмарка "Золотая осень" | сентябрь |
2 | Посещение драматического театра | ноябрь |
3 | зимние забавы (база отдыха) | январь |
4 | Прощай, Масленица | март |
5 | Вот и стали мы на год взрослей | май |
8 класс | ||
1 | Ярмарка "Золотая осень" | сентябрь |
2 | Посещение драматического театра | ноябрь |
3 | Экскурсия на буровую | март |
4 | Спортивные состязания(база отдыха) | май |
9 класс | ||
1 | Ярмарка "Золотая осень" | сентябрь |
2 | Расскажи мне о своей профессии | ноябрь |
3 | Посещение драматического театра | февраль |
4 | Экскурсия в заповедник "Сибирские увалы" | март |
5 | Последний звонок | май |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание на тему: « Помощь семьи в формировании личностных качеств ребенка»
Родительское собрание — это возможность демонстрации достигнутых ребенком успехов. Разговор на собрании должен идти не об отметках, а о качестве знаний и мере интеллектуальных усилий, соответствующих познавательной и нравственной мотивациям. К родительскому собранию необходимо готовить выставки творческих работ учащихся, их достижений, и не только в учебной деятельности.
Цель: Повышение культуры родителей в вопросах воспитания детей по данной теме.
Задачи:
- рассмотреть проблемы, выявленные в результате анкетирования детей и родителей, и провести обсуждение по теме собрания;
-помочь родителям в выборе методов и средств воспитания личностных качеств детей;
-способствовать формированию культуры общения родителей и детей.
-помочь наладить более комфортные для детей и родителей отношения в семье.
Форма проведения: круглый стол.
Оборудование: оформление выставки детских работ, карточки.
План проведения родительского собрания.
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово педагога.
3. Вопросы для обсуждения.
Правила общения. Общение ребенка в семье. Результаты этого процесса для взрослых и детей. Разбор различных житейских ситуаций и коллективный поиск наилучшего выхода из них.
4. Составление памятки для родителей (в процессе обсуждения) .
5. Подведение итогов.
Ход проведения родительского собрания.
1. Организация.
Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада вновь видеть Вас. Прежде чем я объявлю тему нашего родительского собрания, прошу Вас взять в руки чистые листы бумаги, закрыть глаза и внимательно слушать меня. Сейчас надо будет выполнить определенные действия с бумагой. Ваша задача — точно следовать инструкции: - согнуть лист пополам; - еще раз пополам; - оторвать верхний правый угол; - оторвать нижний правый угол. Откройте глаза и посмотрите, что у Вас получилось, хотя инструкция звучала для всех одинаково, но узоры у всех различные. Как важно для каждого из нас, чтобы люди, которые рядом е нами, понимали нас. Понимали наше слово, жест, мимику, наши взгляды. К большому сожалению, не всегда так получается в реальной жизни. Нам, взрослым людям, некомфортно, если нас не слышат и не понимают. А каково детям?
Итак, тема нашего собрания: «Помощь семьи в формировании личностных качеств ребенка».
2. Вступительное слово педагога.
Общение окружает человека всю его жизнь, сопровождает в семье и на работе, во время досуга и в дороге – везде. Являясь органичной частью жизни человека, общение как самое большое из всех удовольствий и самый чудесный дар способно сделать жизнь человека прекрасной, наполненной. Однако в равной степени при его отсутствии жизнь человека превращается в нечто бесценное, неполноценное.
Именно в общении происходит становление личности, формирование важнейших её качеств, нравственной позиции, мировоззрения.
Семья предоставляет детям богатую многообразную информацию по различным проблемам, способствует формированию эталонов и образцов поведения, принятых в обществе. В старшем дошкольном возрасте закладывается установка на то, как ребенок будет реагировать в различных ситуациях. Дефицит общения отрицательно сказывается на развитии ребенка - социальная инфантильность личности, ее интересов, неспособность гибко сочетать свою активность с активностью других людей.
Если ребенок в семье имеет возможность достаточно часто общаться со своими родителями, то он уже с раннего детства понимает собственную нужность и значимость.
Вопросы для обсуждения.
Задание № 1. Прошу выйти 2 человек. Один-родитель, другой - ребенок. «родитель» встает на стул, а «ребенок» подняв лицо вытягивает руки, пытаясь дотянутся. Удобно ли вам? Исправьте ситуацию. Встают рядом. Первая причина, мешающая общению - это разные позиции, глаз не видно, слов не слышно и душевное тепло исчезает.
Задание № 2. У женщины на работе неприятности, да ещё по дороге домой её обрызгал автомобиль, а дома ребенок протягивает дневник с плохой отметкой.
Какой будет ваша реакция? (родители высказываются)
Учитель: Итак, 2 причина, которая мешает нам - мы не учитываем наше душевное состояние, за проблемами в такой момент может не найтись места доброму слову.
Задание № 3. Представьте, что ваш ребенок, придя из школы, заявляет «Не хочу учиться, лучше буду работать» Как вы поступите? (родители высказываются, вместе обсуждают разные варианты поведения) Учитель: 3 причина непонимания ребенка – разный жизненный опыт. В этом мире ребенок как иностранец и ему нужен опытный гид.
Общение ребенка в семье. Результаты этого процесса для взрослых и детей. Разбор различных житейских ситуаций и коллективный поиск наилучшего выхода из них.
Для того чтобы ребенок желал общаться с родителями, необходимо помнить, что основой общения родителей с детьми являются шесть принципов, которые можно записать в виде рецепта.
Этот рецепт может стать основным законом воспитания детей в семье. Его содержание примерно такое: взять принятие, добавить к нему признание, смешать с определенным количеством родительской любви и доступности, добавить собственной ответственности, приправленной любящим отцовским и материнским авторитетом.
Анализируя перечисленные в рецепте главные принципы родительского воспитания, приходишь к пониманию того, что самым веским принципом является принцип принятия ребенка. В основе настоящего, или истинного, принятия лежит значимость ребенка. Значимость ребенка — это признание его значительности в существовании семьи.
Краеугольным камнем хороших отношений ребенка с родителями является его признание родителями.
Эти факты красноречиво свидетельствуют том, что многие взрослые, ставшие родителями, в свои семьи привнесли тот опыт общения своими детьми, который был заложен в их семьях и стал для них традиционным. Иногда родители просто стесняются говорить детям о своей любви. Об этом не говорят родители друг другу, не говорят родители детям, не говорят дети родителям — но ведь без семени цветок на окне не вырастет! Народная мудрость говорит:
Посеешь любовь, тепло и ласку в детском возрасте, будешь ее холить и лелеять в подростковом — пожнешь сполна в старости: она вернется к тебе заботой и вниманием, терпением и терпимостью уже выросших детей.
Очень значимым и важным принципом в общении детей и родителей является принцип доступности. Он особенно актуален для семей XXI в. Многие родители объясняют проблемы в воспитании собственного ребенка тем, что им катастрофически не хватает времени на общение с детьми, что они много работают и заняты добыванием куска хлеба.
Авторитет родителей - важная составляющая успешности воспитания детей в семье. Приобретение авторитета в глазах собственного ребенка — кропотливый труд отца и матери. Мнение родителей о родных и близких, окружающих людях, коллегах, поведение родителей в кругу семьи и вне его, поступки родителей, их отношение к работе и к посторонним людям в обыденной жизни, отношение родителей друг к другу — все это слагаемые родительского авторитета, родительская авторитетность не должна зависеть от определенных ситуаций, которые могут повлиять на взаимоотношения с детьми. Меняется мир, дети XXI века имеют иные информационные возможности, много умеют из того, чего не умеют их родители. Родители, которые хотят сохранить авторитет в глазах своих детей, должны тоже учиться у них.
Разбор различных ситуаций.
- А сейчас, уважаемые родители, мы с вами проанализируем различные ситуации.
Ситуации для обсуждения (Приложение 2) .
Родители делятся на группы для обсуждения различных ситуаций, которые напечатаны на карточках. Сначала обсуждение идет в группе, а затем – коллективное рассматривание ситуации и обсуждение.
4. Составление памятки для родителей (в процессе обсуждения) .
Увы, мы, родители чаще нетерпеливы, нетерпимы и эгоистичны, хотя оправдываем это «благими намерениями». Наше раздражение, крики, выяснение отношений, обиды - все это стрессовые ситуации, это всегда детская боль от непонимания. Сегодня мы вместе пытались учиться избегать таких ситуаций. Ещё раз обращаю ваше внимание на тему собрания «Формирование личностных качеств ребенка с помощью семьи». Попробуем выяснить, чему же может научиться ребёнок, когда он оказывается в определённых ситуациях. Предлагаем закончить предложение, используя слова для справок.
Времени у вас 3 минуты (Приложение 3) .
5. Подведение итогов.
Чаще смотрите на своих детей, когда они спят. Смотрите, отдыхайте душой, думайте. Надо чаще говорить ребенку о вашей вере в него, вашей любви. Я благодарю вас за работу. Есть ли у вас вопросы? В качестве решения собрания каждая семья получает «Памятки для родителей». Пусть они помогают вам в трудные минуты непонимания и отчаяния.
Всем родителям раздаются памятки для анализа. Спасибо!
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Анкета для выявления степени формирования
личностных качеств в семье.
Для родителей.
1. Какие положительные личностные качества Вы хотите воспитать у Вашего ребёнка?
2. За что хвалите, за что наказываете?
3. Как поощряете? Как наказываете?
4. Какие качества характера ребёнка Вам не нравятся, а какие нравятся?
5. Чем увлекается Ваш ребёнок, каково его любимое занятие?
Для детей.
1. Какие качества твоего характера родителям нравятся?
2. За что тебя хвалят, за что ругают и наказывают?
3. Как тебя поощряют и за что? Как наказывают, за что?
4. Какие качества твоего характера родителям не нравятся?
5. Что ты любишь делать, твоё любимое занятие?
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Ситуации для обсуждения.
Ситуация № 1.
В вашей семье существует определенное распределение обязанностей по дому. Однажды вы обнаруживаете, что посуда не вымыта, мусор не вынесен и в комнате беспорядок. На ваше напоминание ребенок сказал: «Почему всегда я? »
Ситуация № 2.
Ваш ребенок приходит с улицы и жалуется «Не пойду больше гулять! Меня все обижают, и со мной никто не дружит! »
Ситуация № 3.
В доме 1 телевизор. Мама хочет смотреть концерт. Папа – футбол по другой программе. Сын мечтает посмотреть мультфильм по третьей программе. Что делать?
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
Карточка «Закончи предложение»
-ребёнка постоянно критикуют, он учится… (ненавидеть) ;
-ребёнок живёт во вражде, он учится… (быть агрессивным) ;
-ребёнок растёт в упрёках, он учится… (жить с чувством вины) ;
-ребёнок растёт в терпимости, он учится… (понимать других) ;
-ребёнка хвалят, он учится… (быть благодарным) ;
-ребёнок растёт в честности, он учится… (быть справедливым) ;
-ребёнок растёт в безопасности, он учится… (верить в людей) ;
-ребёнка поддерживают, он учится… (ценить себя) ;
-ребёнка высмеивают, он учится… (быть замкнутым) ;
-ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится… (находить любовь в этом мире) .
Слова для справок: находить любовь в этом мире, быть благодарным, ценить себя, быть справедливым, жить с чувством вины, быть замкнутым, быть агрессивным, верить в людей, ненавидеть, быть справедливым, понимать других.
Предварительный просмотр:
Как ограничить вред компьютера для детей
1. Пользуйтесь высоким вертящимся стулом с удобной спинкой.
2. Располагайтесь перед компьютером так, как вам удобно. Ноги при этом должны быть согнуты под прямым углом.
3. Компьютер надо установить так, чтобы на экран не падал прямой свет. Иначе экран будет отсвечивать. Кстати, прямой свет вреден не только вам, но и монитору. Оптимальное положение при работе — боком к окну, желательно левым.
4. Монитор, клавиатура и корпус компьютера должны находиться прямо перед вами. При диагональном расположении монитора вам придется непрерывно вертеться на стуле. От этого неизбежно пострадает осанка.
5. Некоторые в качестве монитора используют обычный телевизионный экран. Делать этого не следует, так как от экрана телевизора излучение в 90 раз выше, чем от экрана монитора.
6. Включенный монитор образует электромагнитное поле. Проверить его интенсивность несложно: проведите тыльной стороной ладони на расстоянии нескольких миллиметров от включенного монитора. Если отчетливо слышны потрескивания — значит электромагнитное поле присутствует. Для защиты от электромагнитного поля следует пользоваться навесными экранами.
7. Монитор должен работать с частотой не менее 75 Гц. Слабо мерцающий монитор значительно снижает нагрузки на зрение. Новые 17-ти дюймовые мониторы дают крупное и отчетливое изображение. При постоянной работе на таком мониторе глаза устают значительно меньше.
8. Шрифт на экране должен быть темным, а фон светлым. Мелкий шрифт вреден для глаз.
9. Монитор должен находиться на расстоянии 60-70 см от глаз и на 20 градусов ниже уровня глаз.
10. Через каждые 30-45 минут работы за компьютером следует делать перерыв, во время которого не рекомендуется читать или смотреть телевизор. Общая продолжительность работы за компьютером не должна превышать 4-х часов в сутки.
Предварительный просмотр:
Памятка для родителей по повышению мотивации обучения у подростка.
1. Учите ребенка ставить определенную цель: чего хочет добиться, какими знаниями обладать.
2. Помогайте подростку определить и обговаривайте сроки выполнения поставленной цели (например, когда я исправлю эту оценку, выучу).
3. Помогайте увидеть прикладную направленность обучения. ( Зачем мне это надо знать, где это пригодится в жизни?).
4. Систематически, а не от одного раза к другому отслеживайте результаты деятельности ребёнка в процессе какой-либо работы, учёбы.
5. Предъявляйте посильные требования к подростку. (Зато ты можешь …).
6. Разработайте приемы поощрения (похвала при всей семье). Хвалите заслуженно, за дело – стимулируйте мотивацию. Когда вы хвалите подростка, важны два фактора. Первый и самый главный фактор — это искренность. Второй важный фактор, который надо учитывать, хваля подростков: похвала должна быть конкретной. Если вы не можете похвалить за результаты, хвалите за старание.
Используйте фразы: «Я горжусь тобой». «Если бы мог выбирать из всех детей мира, я выбрал бы тебя». «Ты такой чудесный». «Я каждое утро просыпаюсь с мыслью: „Как мне повезло, что я твой отец/мать!"».
7. Позитивно, регулярно поддерживайте подростка. Доброе слово и дельный совет лучше порицания.
8. Формируйте положительный стимул. Наказание положительных эмоций не вызывает.
а) выучишься- поступишь в ВУЗ;
б) «ты же не хочешь огорчить родителей»;
в) «ты же хочешь, чтобы тебя уважали»;
г) «ты способен» (сдать, выучить, написать ).
9. Так как ведущая деятельность подростка – общение, группирование, обучение должно происходить через общение. Оцените положительные действия ребёнка, спросите мнение по предмету, обсудите с ним предмет.
10. Не сравнивайте результаты обучения вашего подростка с ребятами из класса, это может привести к раздражению.
Предварительный просмотр:
Типичные ошибки родителей в воспитании детей.
Семейное неблагополучие и его негативное воздействие на ребенка могут возникнуть по причине нарушений и отклонений в сфере внутрисемейных отношений. Усугубляется семейные неблагополучия и просчеты в воспитании в семье.
Наиболее типичные ошибки следующие:
- Гиперопека, когда ребенку не дают проявить элементарную самостоятельность, изолируют от окружающей жизни;
- Непоследовательность и противоречивость воспитания, которая характеризуется разрывом между требованиями к ребенку и контролем за ним, несогласованностью педагогических действий родителей и бабушек;
- Негибкость родителей в отношениях с детьми, которая выражается в недостаточном учете ситуации, в отсутствии альтернатив в решениях, в навязывании ребенку собственного мнения, в резкой смене отношения к ребенку в различные периоды его жизни (недостаток заботы резко сменяется ее избытком и наоборот)
- Избыток родительского раздражения, недовольства, беспокойства, тревоги по отношению к детям, что создает в семье эффект суматохи, всеобщего возбуждения.
- Авторитарность воспитания – стремление подчинить ребенка своей воле, категоричность суждений, приказной тон, навязывание готовых решений;
- Гиперсоциальность, когда родители пытаются строить воспитание по заданной схеме, когда не учитываются индивидуальности ребенка
Предварительный просмотр:
Мастер класс для родителей
"Родители меня не понимают, или как услышать подростка"
Дата проведения: 16.09.2021г.
Время проведения: 18.30.
Цели: осознание родителем собственного стиля взаимодействия; выработка навыков активного слушания при взаимодействии со своим подростком; получение обратной связи.
Ход занятия:
Наши дети взрослеют, становятся умнее, и нам с вами хотелось бы, чтобы проблем в общении, во взаимодействии с ними становилось меньше, но так не происходит. Происходит всё наоборот. Почему?
Сегодня мы поговорим об особенностях подросткового возраста.
Какие бы определения вы могли бы дать подростковому возрасту? (высказывания родителей).
СЛАЙД 1
Существует такое понятие «трудный подросток».
Что же скрывается за этим понятием? Какой он трудный подросток?
Попробуйте нарисовать словесный портрет трудного подростка
(записывают на листах, листы вывешиваются на доску)
СЛАЙД 2
Специфика данного возраста хорошо описывается с применением частицы «Не»
- Что же может стать причиной проблем в поведении ребёнка?
ОБСУЖДЕНИЕ СИТУАЦИИ
В качестве примера рассмотрим следующую нередкую ситуацию. Сын приходит после уроков домой, бросает портфель и кричит: «Не пойду я больше в эту школу!»
- Что обычно говорят родители в таком случае? (варианты ответов)
Как правильно отреагировать? Что сказать подростку? Как сохранить спокойствие, особенно если вы сами в этот момент устали, раздражены, поглощены своими проблемами? На ум чаще всего приходят обычные, автоматические ответы, из которых можно составить внушительный список родительских ошибок.
СЛАЙД 3
Это приказы, команды, угрозы («Что значит не пойду?! Ты хочешь остаться неучем? Стать дворником? Не будешь учиться - ни копейки от меня не получишь!»), морали, нравоучения (ведущие к так называемой «психологической глухоте», когда подросток просто перестает вас слышать), критика, выговоры («У всех дети как дети, а у меня... И в кого ты такой уродился? Что ты там опять натворил?!»), а также выспрашивания, расследования, предложения готовых решений, высмеивания, обвинения («Ты сам виноват! Не спорь с учителем! Двоечник!»).
И это далеко не полный перечень неправильных реакций родителей на поведение подростка.
Возможно, родители поступают так из лучших побуждений, желая объяснить, научить, воззвать к совести, указать на ошибки и недостатки... А на самом деле - выплескивают свои негативные эмоции. И конечно, такое родительское поведение не способствует установлению лучшего контакта и разрешению проблемы. Скорее, раздражение и обида с обеих сторон возрастают еще более и могут перерасти в конфликт.
Избежать этого можно используя приём активного слушания.
РАССМОТРИМ УЖЕ ЗНАКОМУЮ СИТУАЦИЮ:
Сын (бросая портфель, со злостью). Не пойду я больше в эту школу!
Родитель (после паузы, поворачиваясь лицом к подростку, глядя в глаза). Ты не хочешь больше ходить в школу.
Сын (раздраженно). Там математичка ко мне цепляется!
Родитель (после паузы, обозначая чувство, испытываемое подростком, используя утвердительную форму высказывания). Тебя что-то разозлило (расстроило, обидело) на уроке математики.
Сын (с обидой). Я сам эту контрольную сделал, а она говорит-списал!
Родитель. Я понимаю тебя, это действительно обидно.
Сын. Вечно она ко мне придирается...
Родитель. Думаю, я тоже расстроилась бы...
Сын. Хоть ты меня понимаешь... Ладно, бывало ведь, что я и списывал... Но я докажу всем, что могу решать задачи самостоятельно!
Педагог: Как вы понимаете, это лишь один из возможных вариантов продолжения беседы. Но какова бы, ни была ситуация, цель родителей - некритическая оценка происходящего.
СЛАЙД 4
Основные правила активного слушания:
1. Повернуться лицом к подростку. Глаза на одном уровне.
2. Избегать вопросов, использовать утвердительную форму высказываний.
3. Держать паузу, давая подростку время на обдумывание.
4. Обозначать чувства, испытываемые подростком.
СЛАЙД 5
Результаты применения активного слушания:
1. Убедившись, что взрослый готов слушать, подросток обычно начинает рассказывать о себе все больше.
2. Подросток сам продвигается в решении своей проблемы.
3. Подросток тоже начинает нас слушать и слышать.
4. Мы, действительно, начинаем лучше понимать своих детей.
Но как быть в тех случаях, когда в понимании нуждается родитель? И как общаться с подростком в тех случаях, когда его поведение отклоняется от норм и правил, принятых в семье, или просто каким-то образом оказываются, задеты чувства родителей?
Сообщать подростку о чувствах, испытываемых родителями, можно по-разному. К сожалению, часто мы делаем это неэффективно. Гнев, раздражение или обида, даже справедливые, - плохие советчики. Поддавшись этим эмоциям, мы можем повышать голос, требовать незамедлительного послушания, грозить наказанием, позволяем себе негативные высказывания в адрес подростка.
Подросток реагирует агрессивно, не реагирует вообще, замыкается, и взаимные обиды и непонимание не исчезают, а растут. Однако, даже убедившись в неэффективности этого подхода, многие родители продолжают действовать прежним образом, не видя другого выхода.
РАССМОТРИМ СИТУАЦИИ
Что вы говорите ребёнку, когда он в очередной раз не убрал в своей комнате?
Когда он прогулял уроки?
Когда ребёнок в очередной раз пришёл домой в неназначенный час?
(варианты ответов)
СЛАЙД 6
1. «Сколько раз повторять: немедленно убери бардак в своей комнате!»
2. «Ты прогуливаешь уроки и хочешь остаться неучем!»
3. «Ты никогда не приходишь вовремя! В следующий раз будешь ночевать под дверью!»
Ошибка этих и подобных высказываний заключается в том, что все они в негативной форме оценивают не только поведение, но и саму личность подростка.
Из-за преобладания местоимений «ты», «тебе», «у тебя» они названы «Ты-высказываниями».
Между тем психологи рекомендуют для выражения своих чувств использовать более эффективные «Я-высказывания».
Вот как можно изменить высказывания, приведенные выше в качестве примера:
СЛАЙД 7
1. «Мне становится неловко, когда гости видят неубранную постель. Под покрывалом она смотрится гораздо лучше».
2. «Сегодня звонила классная руководительница по поводу твоей посещаемости. Мне было очень стыдно во время разговора, и я хотела бы избежать этих переживаний. Каждый сам отвечает за свои поступки, а если тебе нужна помощь, мы можем поговорить об этом».
3. «Когда в семье кто-то приходит позже, чем мы договаривались, я волнуюсь так, что не нахожу себе места. Мне хочется видеть тебя дома к десяти часам вечера, а в особых случаях мы можем договариваться отдельно. Тогда я буду чувствовать себя спокойно».
Несмотря на кажущуюся простоту подобных высказываний, их использование дается большинству родителей нелегко. Непривычно в такой форме говорить о своих чувствах, трудно удержаться от оценивания, от проявления родительской власти.
И, тем не менее, этот способ эффективен уже тем, что основан он на доверии и уважении. Не содержащее обвинений ни в чей адрес, «Я-высказывание» дает подростку представление о переживаниях взрослого и о том, чем именно нежелательно его поведение. Оно же может служить переходом к диалогу и поиску решения проблемы.
Притча: « Один странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором было написано: « Переверни и читай». Он с трудом перевернул его и прочёл на другой стороне: «Зачем ты ищешь нового познания, если не обращаешь внимание на то, что уже знаешь?» »
Эта притча как нельзя лучше подтверждает наш сегодняшний разговор о детях.
Истина – на поверхности. Зачастую проблемы в поведении наших детей, их трудности – в нас самих. В нашем диктате, в нашей лжи, в нашем эгоизме, в нашей непорядочности, в нашем себялюбии.
Необходимо посмотреть на проблему глазами истины и тогда военные действия, которые мы ведём с ребёнком, перестанут быть необходимыми, а в душе воцарится мир и душевное спокойствие, комфорт.
Самые главные слова, которые сегодня нужно сказать своему ребёнку: «Я тебя люблю, мы рядом, мы вместе, и мы всё преодолеем».
РЕФЛЕКСИЯ