обобщение опытом

Мелихова Анна Ивановна

Предварительный просмотр:

Протокол заседания № 1

 августовской конференции ГМО учителей музыки.

На 2014-2015 учебный год.

Августовская конференция состоялась 27 августа 2014 года в муниципальном учреждении школы № 15 в 10.00 часов.

Тема заседания:

 «Современное преподавание предмета в соответствии с требованиями ФГОС»

Выступление Бобровой Г.П. – МБОУ СОШ №24 по теме: «Требование ФГОС  в освоении программ по музыке.

К числу планируемых результатов освоения основной программы отнесены:

  1. Личностные результаты
  2. Метапредметные результаты
  3. Предметные результаты

II. Результаты освоения основной образовательной программы:

  1. Роль музыки в жизни человека
  2. Освоение музыкальной культуры
  3. Умение выражать свое отношение к музыкальному произведению (использование музыкальных образцов, при создании театрализованного представления)
  4. Личностные результаты
  5. Портфолио достижений (аудио записи, фото, видео  изображения)
  6. Исполнительская деятельность

III.Обсуждение профессионального стандарта педагога.

Выступление Мелиховой А.И. – МБОУ СОШ № 1 по теме: «Актуализация  методов и технологий преподавания музыки в соответствии с требованиями ФГОС»

IV. Из опыта работы:

Выступление Шелеповой Л.А. – МБОУ СОШ № 22 по теме: «Эффективность и актуальность  исследовательской и проектной деятельности на уроках музыки»

Выступление Федоровой И.В. – МБОУ СОШ №23 по теме: «Организация внеурочной деятельности как эффективное условие реализации ФГОС»

V. Составление плана работы учителей музыки на 2014-2015 учебный год

Руководитель ГМО учителей музыки Боброва Галина Петровна



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1.

Тематический вечер, посвященный

 ПЕСНЕ О ВОЙНЕ

ПОДГОТОВИЛ:

Учитель музыки: Мелихова Анна Ивановна

г. Гуково. Ростовская область.

Сценарий

Ведущий: Уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас в нашей музыкальной гостиной. Тема нашей сегодняшней встречи «Эхо войны».

«Нам песня строить и жить помогает…» Слова эти давно уже стали крылатыми. Думаю, что с полным основанием можно сказать также, что песня помогала солдатам воевать на фронтах Советской Армии против фашистских захватчиков.

  1-й чтец:    Защитником Отечества может быть только тот, кто пропустил через свое сердце “эхо прошедшей войны” и смог по - особому ощутить чувство Родины, став достойным звеном в цепи поколений и продолжателей традиций дедов и отцов. Главное чувствовать всю меру благодарности уходящему поколению ветеранов ВОВ, успеть ее выразить.

Исполняется  песня «Маки»

2-й чтец: Для одних война стала далеким воспоминанием, для других – историей. Но и сегодня ни взрослый, ни ребенок не остается равнодушным, когда услышит по радио “главную песню Великой Отечественной войны”, написанную в первые дни войны поэтом В. Лебедевым-Кумачом и композитором А.Александровым. “Священная война”– это “песня-воин, песня-полководец, песня-пророк”. Её слова были опубликованы в газете “Известия” через два дня после начала войны, 24 июня 1941 года. А 27 июня песня была впервые исполнена на Белорусском вокзале, с которого уходили на фронт военные эшелоны.

3-й чтец: С первых же тактов мы чувствуем, что песня захватила бойцов. А когда зазвучал второй куплет, в  зале наступила абсолютная тишина. Все встали, как во время исполнения гимна. На суровых лицах волнение, слезы. Песня утихла, но бойцы требовали повторение вновь и вновь.

На фоне мелодии «Священная война»

Звучат стихи о войне.

1-й чтец:   Уходили мальчишки и мужчины воевать. Провожали их девушки и жены, не зная, вернутся ли они домой. И особое щемящее сердце чувство испытываешь, когда слышишь или исполняешь военные песни о любви.

2-й чтец: Из солдатского письма: “Милая моя! Мне хочется отослать тебе кусочек этой фронтовой ночи, простреленной пулеметами и автоматами, взорванной минами. Ты существуешь в ней рядом со мной. И спокойная моя бодрость наполовину от этого…

 А в трехстах метрах отсюда - опоганенная вражьими сапогами земля. Край, в котором я родился, где в первый раз птиц слышал. Так вы существуете рядом - любовь моя и ненависть моя!”

Исполняется песня «Случайный вальс»

3-й чтец: Большой популярностью во время войны пользовалась песня “В землянке”. Стихи А. Суркова положенные на музыку композитора К. Листова первоначально назывались просто “Песенкой”. Но она приобрела огромную популярность, обошла все фронты Великой Отечественной войны, ее переписывали, посылали в письмах. Да и сейчас несколько десятилетий спустя, “Землянку” любят не только ветераны, но и молодежь. Есть что-то пленительное и нестареющее в этой прекрасной песне, заклинающей любовь от смерти.

Когда поэт писал стихотворение “Бьется в тесной печурке огонь”, он не предполагал его публиковать и тем более не думал, что оно может стать песней. Это были несколько стихотворных строчек из письма жене с фронта.  Стихи захватили композитора своей лирической силой, искренностью, глубоко отозвались в сердце. Через неделю Листов пришел в редакцию, попросил гитару и спел только что написанную песню. Откровенно говоря, он не очень был уверен в том, что песня получилась. Казалось, в те дни нужны были песни, зовущие на бой с врагом, а он написал музыку лирическую, немного грустную…

Но песня пошла. И пользовалась любовью на всех фронтах и особенно у тех воинов, которые воевали под Москвой, кто гнал ненавистного врага от стен родной столицы.

Да, “Землянка”, - произведение лирическое, чуть – чуть грустное. Но не уныние вызывала она у бойцов, не тоску. Нет, она воодушевляла на подвиг, звучала как вызов врагу, как презрение к смерти. Случалось, что ее пели перед атакой, ее пели, идя в бой.

Исполняется  песня «В землянке»

1-й чтец: Редкое долголетие суждено замечательной песне «В лесу прифронтовом».

 Как она родилась?   Поэт М.Исаковский отвечал на этот вопрос так:

“Стихи написаны на Каме, в городе Чистополе, когда шел второй год войны. Работая, представил себе русский лес, чуть-чуть окрашенный осенью, тишину, непривычную для солдат, только что вышедших из боя, тишину, которую не может нарушить даже гармонь… Послал стихи старому товарищу, композитору Матвею Блантеру, спустя несколько месяцев услышал по радио, как песню исполняет Ефрем Флакс”.

Блантер избрал для песни форму вальса. Чудесная мелодия звучит, словно живое человеческое дыхание, она пробуждает воспоминание о родном доме, о мирной жизни. К оригинальным мотивам композитор “пристраивает” хорошо знакомые каждому интонации старинного вальса “Осенний сон”, и это связывает песню с чем-то очень дорогим, не омраченным в памяти никакими тяготами войны.

 “В лесу прифронтовом” - не только лирика. Эта поистине удивительная песня написана с высоким гражданским чувством и мужественной силой. Ее мелодия звучит как призыв к борьбе, она зовет на бой с ненавистным врагом.

Исполняется  «В лесу прифронтовом»

 2-й чтец: В кинолетописи Великой Отечественной войны сохранились кадры фронтового кинооператора, запечатлевшие освобождение от фашистских захватчиков старинного русского Орла 5 августа 1943 года. Над развалинами города несется песня. Знакомый всем голос Клавдии Шульженко поет: “Строчит пулеметчик за синий платочек, что был на плечах дорогих…”. Это ворвался на улицы Орла броневик с радиоустановкой…

“Синий платочек” стала одной из самых любимых песен военных лет. Она стала своего рода визитной карточкой Клавдии Шульженко. Она пела ее так задушевно, так проникновенно, словно делилась с друзьями чем-то сокровенным и эта искренность глубоко западала слушателям в душу. 

Исполняется песня “Синий платочек”.

3-й чтец : Появляются новые песни о войне, написанные поэтами и композиторами, которые никогда не слышали орудийной канонады, не лежали в окопах. Не мерзли в землянках, не ходили в атаку. Они родились после 1945 года.

 Песня «Гляжу в озера синие» была написана к кинофильму  «Тени исчезают в полночь» и сразу же завоевала большую популярность среди всех поколений человечества. Родилась через три десятилетия после того, как отгремели последние залпы войны, и сразу стала нам близкой и необходимой. Своей эмоциональной силой эта песня  способна воскресить минувшие события, сделать их живыми сегодня, сейчас. Прошло более 60 лет со дня Победы. Наша страна давно залечила военные раны

. Исполняется  песня «Гляжу в озера синие».

1-й чтец: Великие события в жизни нашей страны остаются не только в благодарной памяти людей и на страницах учебников, но и в поэтических строчках, звуках музыки, в мраморе и красках.

А сколько бойцов не вернулось с поля боя.
Пусть помнят те, которых мы не знаем:
Нам страх и подлость были не к лицу.
Мы пили жизнь до дна
И умирали
За эту жизнь, не кланяясь свинцу.

Давайте почтим память погибших минутой молчания.

Звучит песня  “Журавли”, муз. Я. Френкеля, сл. Р.Гамзатова. 

2-й чтец: Автор песни современного поколения И.Карнелюк – создал поэтический образ матери, годами ожидавшей сына, который бескрайними солдатскими дорогами шел к победе. В песне отразилась и тоска по родным местам, и неувядающая вера в Победу, и вера в то, что сын вернется живым к матери.

Исполняется песня «Я вернулся, мама!»

1-й чтец: Сколько их - прекрасных, незабываемых! В песнях этих запечатлены и трагические и счастливые страницы героических лет, сохранены для грядущих поколений легендарная храбрость и душевное мужество, оптимизм и великая человечность Советского Солдата!

2-й чтец:  Наверное, нет человека, который, хоть раз услышав эту песню, не влюбился бы в нее. Она появилась на фронте ранней весной 1945 года и сразу же покорила сердца воинов своим лиризмом, задушевностью, каким-то необычайным обаянием. Слова песни очень точно и вместе с тем просто говорят о том, что русский солдат защитник всего человечества. Уже был виден свет грядущей Победы. Советская армия освобождала народы Европы от фашистской оккупации. На лицах людей все чаще стали появляться улыбки. Именно в это время родилась песня композитора Э.Колмановского на слова К.Ваншенкина «Алеша».В честь освободителей всего народа  был установлен в Болгарии  памятник Русскому Солдату, держа на руках маленького ребенка. Этот памятник так и назвали русским именем  – Алеша. И у подножья памятника из года в год лежат живые цветы. Благодарный болгарский народ чтит память погибшим русским солдатам – освободителям.

Исполняется  песня Э.Колмановского «Алеша».

3-й чтец : Заколосились хлеба на истерзанной фашистами земле, ожили леса, и все реже и реже попадаются в них дерево со снесенной артиллерийским снарядом вершиной или старый земляной дот. Из руин поднялись светлые города, уже ни одно поколение молодых людей родилось и выросло в мирное время. Но песни далеких грозных лет звучат сегодня, потрясая сердца. Действительно, музыка - душа и сердце каждого человека. И на войне песня обладала удивительной силой. Она могла придать бойцам силы и мужества, напомнить о близком и родном, сподвигнуть на подвиги.

Исполняется песня «Березовый сок».

3-й чтец: Главная мысль, которую несут послевоенные песни, – об ответственности сегодняшнего поколения за будущее, за судьбы всего мира. Одна из таких песен – “День Победы”, написанная композитором Давидом Тухмановым и поэтом Владимиром Харитоновым. Она родилась через три десятилетия после того, как отгремели последние залпы войны, и сразу стала нам близкой и необходимой.

Особенно дорого то, что песню приняли не только те, кто боролся за Победу с оружием в руках, но и совсем молодые юноши и девушки, знакомые с войной лишь по книгам, фильмам и старым фронтовым песням. И пусть песни Великой Отечественной войны звучат с новой силой.

Исполняется   песня Д. Тухманова –« День Победы»

                                       



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1.

Выступление на ГМО учителей музыки

12.12.2014г.

Учитель музыки Мелихова Анна Ивановна

Вокальная работа в детском хоре имеет свою специфику по сравнению с работой во взрослом хоре. Эта специфика обусловлена, прежде всего, тем, что детский организм в отличие от взрослого находится в постоянном развитии, а, следовательно, изменении. Многолетней практикой доказано, что пение в детском возрасте не только не вредно, но и полезно. Речь идет о пении, правильном в вокальном отношении, что возможно при соблюдении определенных принципов. Пение способствует развитию голосовых связок, дыхательного и артикуляционного аппаратов. Правильно проводимое пение укрепляет здоровье детей.
А чтобы развитие младшего школьника в хоре шло правильно, необходимо сформировать у него о
сновные вокально-хоровые навыки. К ним относятся:
1. Певческая установка
Учащиеся обязательно должны узнать о певческой установке, как основе успешного освоения учебного материала.
2. Дирижёрский жест
Обучающиеся должны быть ознакомлены с видами дирижёрских жестов:
- внимание
- дыхание
- начало пения
- окончание пения
- менять по руке дирижёра силу звука, темп, штрихи
3. Дыхание и паузы
Педагог должен научить детей овладевать техникой дыхания - бесшумный короткий вдох, опора дыхания и постепенное его расходование. На более поздних этапах обучения овладевать техникой цепного дыхания. Дыхание воспитывается постепенно, поэтому на начальном этапе обучения в репертуар нужно включать песни с короткими фразами с последней долгой нотой или фразами, разделёнными паузами. Далее вводятся песни с более продолжительными фразами. Необходимо объяснять учащимся, что характер дыхания в песнях различного движения и настроения не одинаков. Для работы над развитием дыхания лучше всего подходят русские народные песни.
4. Звукообразование
Формирование мягкой атаки звука. Твёрдую рекомендуется использовать крайне редко в произведениях определённого характера. Большую роль в воспитании правильного образования звука играют упражнения. Например, пение на слоги. Как результат работы над звукообразованием - выработка у детей единой манеры пения.
5. Дикция
Формирование навыка ясного и чёткого произношения согласных, навыка активной работы артикуляционного аппарата.
6. Строй, ансамбль

Работа над чистотой и точностью интонирования в пении - одно из условий сохранения строя. Чистоте интонации способствует чёткое осознание чувства «лада». Воспитать ладовое восприятие можно через освоение понятий «мажор» и «минор», включение в распевки различных звукорядов, главных ступеней лада, сопоставление мажорных и минорных последовательностей, пение a kappella.
В хоровом пении понятие «ансамбль» - единство, уравновешенность в тексте, мелодии, ритме, динамике; поэтому для хорового исполнения необходимы единообразие и согласованность в характере звукообразования, произношения, дыхания. Необходимо научить поющих прислушиваться к звучащим рядом голосам.

 

РАЗВИТИЕ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ

ПРИ РАБОТЕ С МЛАДШЕЙ ГРУППОЙ ХОРА


 Начальный этап работы с младшим хором
Младший хор, как уже отмечалось выше, характеризуется ограниченным голосовым диапазоном. До первой октавы -- ре -- ми-бемоль второй октавы. Здесь тембр голоса трудно определить на слух. Редко встречаются ярко выраженные сопрано, еще реже альты. В связи с этим, мы считаем, что в начале занятий деление на хоровые партии нецелесообразно. Главная наша задача добиться унисонного звучания хора.
Перед младшим хором стоят задачи усвоения дирижерских жестов и выработки хорошей реакции на них (внимание, дыхание, вступление, снятие, фермата, пиано, форте, крещендо, диминуэндо и т. д.). Особое внимание здесь стоит уделить дыханию широкому дыханию по фразам.

Каждое занятие младшего хора (хор занимается 1 раз в неделю 45 минут) начинаем обычно с распевания, далее следуют упражнения хорового сольфеджио. Все разучиваемые песни выписываем на доске. Иногда применяем прием релятива: вместо неудобной тональности со многими знаками на доске пишем ближайшая удобная, например, вместо ре-бемоль мажора ре мажор, вместо фа минора ми минор и т.д. Разучивание песни может проходить с голоса (по слуху), особенно на первом этапе, потому что чрезмерное пользование нотами может оттолкнуть детей от занятий (трудно!), но затем нужно вернуться к нотам.

Пение мелодий по нотам приносит определенную пользу. Во-первых, дети привыкают петь по нотам, во-вторых, происходит психологическая перестройка: «оказывается, это интересно петь по нотам, и не так уж трудно».

Нами обязательно учитываются и особенности возраста детей, которые отмечались нами в первой главе нашего исследования. Так, в младших классах дети довольно быстро устают, внимание их притупляется. Для его концентрации приходится чередовать самые различные методические приемы, активно применять игровые моменты, все занятие строить по нарастающей линии.

Хоровой урок, по нашему мнению, должен проходить стремительно, эмоционально. В дальнейшем каждый хороший хоровой коллектив-это актив для проведения спевок, пения на сборах. Использование комплекса различных методов и приемов должно быть ориентировано на развитие основных качеств певческого голоса детей путём стимулирования, прежде всего, слухового внимания и активности, сознательности и самостоятельности.

Дифференциация качеств звучания голоса и элементов музыкальной выразительности, а также собственно вокальное исполнение основывается на использовании всех видов умственной деятельности учащихся. Тевлина В.К. Вокально-хоровая работа / Музыкальное воспитание в школе. - Выпуск 15. М., 1982 Даже представление «в уме» звука до того как он будет воспроизведен голосом, - сложный психический процесс, требующей анализа и обобщения, внимания, мышечной памяти и т.п. Для реализации такого подхода к развитию детского голоса необходимо знание педагогом голосовых возможностей детей от рождения и до наступления мутационного возраста и пониманием задач вокальной работы для каждого этапа обучения.

Так же необходимым условием формирования вокально-хоровых навыков является правильный подбор репертуара, и об этом руководитель хора должен позаботиться заранее, так как это очень важно: от того что будут петь дети зависит то, как они будут петь. Чтобы правильно подобрать репертуар педагог должен помнить о задачах, поставленных перед хором и выбранное произведение так же должно быть направлено на отработку некоторых навыков. Репертуар должен отвечать таким требования: 
1) Носить воспитательный характер
2) Быть высокохудожественным
3) Соответствовать возрасту и пониманию детей
4) Соответствовать возможностям данного исполнительского коллектива
5) Быть разнообразным по характеру, содержанию
6) Подобранным трудностям, т.е. каждое произведение должно двигать хор вперёд в приобретение тех или иных навыков, или закреплять их.

Брать сложные и объёмные произведения не следует. Для детей, которые будут петь это, может оказаться неразрешимой задачей, и это обязательно скажется на продуктивности в их работе, и может повлечь за собой утомление, безинтересность к делу которым он занимается, в некоторых случаях даже отчуждение от хорового пения вообще (зависит от характера) ребёнка. Но сложные произведения должны входить в репертуар, их следует брать с осторожностью и с учётом всей последующей работы. В то же время большое количество легких произведений должны быть в репертуаре ограниченно, так как лёгкая программа не стимулирует профессиональный рост. А так же естественно он должен быть интересен хористам, это даёт даже некоторое облегчение в работе, так как дети будут стремиться, как можно лучше работать и прислушиваться к каждому слову руководителя.

Приёмы развития слуха, направленные на формирование слухового восприятия и вокально-слуховых представлений:
• слуховое сосредоточение и вслушивание в показ учителя с целью последующего анализа услышанного;
• сравнение различных вариантов исполнения с целью выбора лучшего; 
• введение теоретических понятий о качестве певческого звука и элементах музыкальной выразительности только на основе личного опыта учащихся; 
• пение «по цепочке»;
• моделирование высоты звука движениями руки;
• отражение направления движения мелодии при помощи рисунка, схемы, графика, ручных знаков, нотной записи;
• настройка на тональность перед началом пения;
• устные диктанты;
• выделение особо трудных интонационных оборотов в специальные упражнения, которые исполняются в разных тональностях со словами или вокализацией;
• в процессе разучивания произведения смена тональности с целью поиска наиболее удобной для детей, где их голоса звучат наилучшим образом.

2. Основные приемы развития голоса, относящиеся к звукообразованию, артикуляции, дыханию, выразительности исполнения:

• вокализация певческого материала легким стаккатированным звуком на гласный «У» с целью уточнения интонации во время атаки звука и при переходе со звука на звук, а также для снятия форсировки;
• вокализация песен на слог «лю» с целью выравнивания тембрового звучания, достижения кантилены, оттачивания фразировки и пр.;
• при пение восходящих интервалов верхний звук исполняется в позиции нижнего, а при пении нисходящих - напротив: нижний звук следует стараться исполнять в позиции верхнего;
• расширение ноздрей при входе (а лучше - до вдоха) и сохранения их в таком положение при пении, что обеспечивает полноценное включение верхних резонаторов, при этом движении активизируется мягкое небо, а эластичные ткани, выстилаются упругими и более твердыми, что способствует отражению звуковой волны при пении и, следовательно, резанирование звука;
• целенаправленное управление дыхательными движениями;
• произношение текста активным шёпотом, что активизирует дыхательную мускулатуру и вызывает чувство опоры звука на дыхание; 
• беззвучная, но активная артикуляция при мысленном пении с опорой на внешнее звучание, что активизирует артикуляционный аппарат и помогает восприятию звукового эталона;
• проговаривание слов песен нараспев на одной высоте слегка возвышенным голосам по отношению к диапазону речевого голоса; внимание хористов при этом должно быть направлено на стабилизацию положения гортани с целью постановки речевого голоса;
• вариативность заданий при повторении упражнений и заучивания песенного материала за счет способа звуковедения, вокализируемого слога, динамики, тембра, тональности, эмоциональной выразительности и т.п.

Организовывая работу на уроке, не важно, будет ли это урок разучивания новой песни, отработки старой или закрепления какого-либо конкретного навыка, мы обращаем внимание на следующие общие моменты.
У детей необходимо развивать хорошую дикцию. Дикция (греч.) - произношение. Формирование хорошей дикции основывается на правильно организованной работе над произношением гласных и согласных. Работая над дикцией с хоровым коллективом, мы обычно стараемся научить певцов, как можно чётче и яснее произносить согласные. Это очень важно, потому что именно ясность согласных помогает, понять текст произведения. Формирование гласных и произношение их так же необходимо. Мы учим также хор и редуцированию. Редукция - ослабление артикуляции звука. Неясно произношение гласных звуков - редуцированный гласный. и продолжительности выдерживания звука на гласных, нейтрализация гласных, произнесение их в разных регистрах с меньшей степенью редуцирования чем в речи. Быстрому произношению согласных с оттеснениями их внутри слова к последующему гласному. Хорошее певческое произношение отличается особым режимом дыхания.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1.

Выступление на ГМО учителей музыки

18.03.2015г.

Выявление

музыкально - одаренных детей

на уроках музыки

и

методы работы с ними

Учитель музыки Мелихова Анна Ивановна

г.Гуково. Ростовской области.

     Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

      Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

     Одаренный ребенок - это не всегда «блестящий» ребенок. По мнению К.Г. Юнга, одаренный ребенок может иметь даже неблагоприятные характеристики: разбросанность, голова полна шалостей; он - нерадивый, халатный, невнимательный, озорной, своенравный . Если найти к ним правильный подход, то можно достичь в развитии их способностей больших успехов. Часто у таких детей возникают конфликтные ситуации с учителями, однако вскоре, они успокаиваются и доказывают своими поступками, что они     « намного лучше, чем о них думают». Они всегда готовы помочь организовать любое мероприятие и принять в нём активное участие. Выходя на сцену выступать (к примеру, исполнять песню сольно или танцевать), такие дети раскрывают все свои таланты.

     Одарённость состоит из различных способностей. Остановимся на музыкальных способностях ребёнка.

Музыкальные способности, в существующий общей психологической классификации, относятся к специальным, то есть таким, которые необходимы для успешных занятий и определяются самой природой музыки как таковой.     Музыкально - одарённый ребёнок выделяется из общего коллектива учащихся, находящихся в классе. Такие дети эмоционально восприимчивы к музыке. Как правило, у них вырабатываются свои музыкальные предпочтения. Свои приоритеты. Некоторые произведения им нравятся, и они готовы слушать их снова и снова, а к другим они равнодушны. Одним из методов выявления в классе одарённых детей является наблюдение. При подходе к одаренному ребенку нельзя обойтись без наблюдений за его индивидуальными проявлениями. Чтобы судить об его одаренности, нужно выявить то сочетание психологических свойств, которое присуще именно ему, то есть, нужна целостная характеристика, получаемая путем разносторонних наблюдений. Преимущество наблюдения и в том, что оно может происходить в естественных условиях, когда наблюдателю может открыться немало тонкостей. Существует естественный эксперимент, когда, например, на уроке или на занятиях кружка, организуется нужная для исследования обстановка, которая является для ребенка совершенно привычной и, когда он может и не знать, что за ним специально наблюдают. Признаки одаренности ребенка важно наблюдать и изучать в развитии. Для их оценки требуется достаточно длительное прослеживание изменений, наступающих при переходе от одного возрастного периода к другому.
    На что же должен обратить внимание педагог при работе с музыкально-одарёнными детьми?
Прежде всего, надо постараться создать на уроке благоприятную моральную атмосферу взаимопонимания. Во время общения на уроках и внеурочной деятельности, педагогу необходимо постоянно стимулировать ребёнка к творчеству во всех его проявлениях. По своей природе детское творчество синтетично и часто носит импровизационный характер. Оно дает возможность значительно полнее судить об индивидуальных особенностях и своевременно выявить способности у детей. К примеру, во время проведения распевок или физкультминуток ( в младшей школе) можно предложить любому ребенку придумать своё упражнение и предложить его исполнить всему классу. Детям в начальной школе очень нравиться слушать произведения Э.Грига из сюиты « Пер Гюнт». Здесь каждый ребенок может раскрыть свои способности, и музыкальные (исполняя мелодию после прослушивания а cappela),и театральные (изображая образы героев литературного источника сюиты), и художественные (изображая на листе бумаги с помощью красок свои, возникшее в воображении, образы героев и цветовые ощущения)
Б.М. Теплов отмечает, «что раннее вовлечение детей в творческую деятельность полезно для общего развития, и вполне отвечает потребностям и возможностям ребенка». При занятиях творческой деятельностью развиваются творческие способности. Способности – это то, что не сводится к знаниям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. « Способности, считает Б.М. Теплов, не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается на практике, со временем теряется, так как человек перестает ею пользоваться».
Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями, мы поддерживаем и развиваем способности у детей.

    Основные музыкальные способности, которые необходимо развивать у детей: эмоциональный отклик на музыку- способность чувствовать характер, настроение музыкального произведения; способность к переживанию в форме музыкальных образов; способность к творческому восприятию музыки; музыкальный слух-способность вслушиваться, сравнивать оценивать наиболее яркие средства музыкальной выразительности; ладовое чувство-способность чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения; чувство ритма - способность активно двигательного переживания музыки, ощущение его воспроизведения.
    Комплекс музыкальных способностей в совокупности с общими способностями (творческим воображением, вниманием, волей и т.д.), образуют музыкальную одаренность. Выявляя музыкальные способности детей с помощью различного вида их творческой деятельности, мы стимулируем у них развитие целого комплекса музыкальных способностей.
    Методы, применяемые для развития музыкальных способностей:

метод наблюдения за музыкой; метод сопереживания; метод моделирования художественного творческого процесса; метод интонационно стилевого постижения музыки.
    В своей работе я уделяю большое внимание развитию у детей способности к пению. В методике обучения пению необходим индивидуальный подход к учащимся.     Хоровое пение является эффективнейшим средством воспитания не только эстетического вкуса, но и инициативы, фантазии, творческих способностей детей, оно наилучшим образом содействует развитию музыкальных способностей (певческого голоса, чувства ритма, музыкальной памяти), развитию певческих навыках, содействует росту интереса к музыке, повышает эмоциональную и вокально-хоровую культуру. Вокальная и хоровая техника совершенствуется в результате систематической, упорной работы над различным по форме и содержанию песенным материалом. Чтобы работа над музыкальным произведением приносила удовлетворение и радость, следует проводить ее живо и увлекательно. Только творческая атмосфера позволит ребенку по настоящему свободно передавать свои чувства и переживания и непроизвольно постигать тайны вокально-хорового искусства, а это значит, что открывается путь к скорейшему овладению и закреплению того или иного навыка. Дети, у которых выявляются ярко выраженные способности к вокальному исполнению, становятся солистами. С ними в дальнейшем также ведется индивидуальная работа. В заключении хотелось бы отметить, в современном образовании так мало уделяется времени проблеме выявления и работы с одарёнными детьми в любой области. И многие даже совсем забыли одну важную истину, что нет детей не одаренных. педагогам, не всегда хватает времени и наблюдательности для того, чтобы выявить определенные способности у детей и начать их развивать в правильном направлении. Ведь не всегда ребенок одаренный может проявить свои способности сам, активно их демонстрируя. Наша же задача, как педагогов, состоит в том, чтобы в различных видах деятельности, используемых на уроках помочь ребенку раскрыть свои способности в чём- либо, и потом направить его внимание в ту область деятельности, в которой способности ребенка проявились бы с большей силой. Творчески подходя к развитию различных способностей у детей, педагог сможет помочь любому ребенку реализовать себя в будущем как яркую, творчески – одарённую личность. В.А.Сухомлинский говорил: «Только эмоциональное пробуждение разума дает положительные результаты в работе с детьми», и если вдуматься в эти слова, то наверно никто не сможет отрицать, что человек живет, опираясь на различные эмоции, значит, и развивать способности ребенка нужно, тоже опираясь на них, конечно, хотелось бы, чтобы это были лишь положительные эмоции.

Используемые источники:

1.М.С.Осеннева, Л.А.Безбородова «Методика музыкального воспитания школьников». Москва-2001г.

2. Н.В.Савин. Педагогика // уч.пособие для пед.училищ. – М.: Просвещение

3. П.Халабузарь, В.Попов, Н.Добровольская. Методика музыкального воспитания, Музыка,1990г.